Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

С.Ю.

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА
в июне 1998 года

Главными темами месяца продолжали оставаться выборы депутатов Государственного совета ЧР, ухудшающееся финансовое положение в Республике, а также День чувашской государственности, который отмечался 24 июня.

1.    ВЫБОРЫ

1.1.       Финансирование

Тема недостаточности финансирования выборов 12 июля находило отражение практически в каждом, посвященном избирательной кампании, газетном материале, появившимся в течение месяца. Председатель Центризбиркома ЧР Людмила Линик на каждой пресс-конференции сообщала все новые подробности о героических трудах рядовых членов окружных и участковых избирательных комиссий, которые месяцами работают бесплатно, за собственный счет покупая бумагу, клей и канцелярские скрепки. Это при том, что в бюджете республики на проведение выборов и референдумов отдельной сточкой выделено 6 млн. руб., более того, распоряжением кабинета министров Чувашии №241 от 18 мая 1998 г. на подготовку и проведение выборов депутатов Госсовета второго созыва выделено 5 млн. рублей. «В целях реализации пункта 5 статьи 55 Закона Чувашской республики «О выборах депутатов Государственного совета Чувашской Республики», — говорится в обращении Центризбиркома ЧР к депутатам Госсовета ЧР первого созыва, — Центризбирком Чувашской республики обращался в Кабинет Министров Чувашской республики с просьбой обязать Министерство финансов ЧР выступить поручителем в получении кредита банка на сумму 5 млн. рублей. Однако ни на одно обращение Центризбирком ЧР не получил официального ответа. В условиях отсутствия денег не представляется возможным дальнейшее проведение избирательных мероприятий. 16 июня 1998 года закончилась регистрация кандидатов в депутаты Госсовета ЧР, до 21 июня Центризбиркомом ЧР должны быть изготовлены избирательные бюллетени для голосования. Только для этого необходимо 400 тыс. рублей. Сложилась крайне напряженная ситуация и в окружных избирательных комиссиях, члены которых отказываются от продолжения работы без оплаты. Если не обеспечить финансирование, то неизбежен срыв выборов депутатов Госсовета ЧР...»

Хотя в процитированном выше документе утверждается, что ни на одно обращение Центризбиркома в правительство не получено официального ответа, это не совсем так. И председатель Кабинета Министров и министр финансов неоднократно подтверждали, что выборы будут профинансированы полностью. Другое дело, когда и как именно.

Крайним сроком начала финансирования глава Центризбиркома неоднократно называла 20-е числа июня, а датой, когда станет ясно, сорваны выборы по причине отсутствия финансирования, или нет — 27 июня, в этот день должно начаться досрочное голосование. Дело в том, что к этому сроку в окружных избирательных комиссиях должны лежать готовые избирательные бюллетени, а издательство «Чувашия» отказывалось отпечатать их без предоплаты.

На счет Центризбиркома ЧР до конца июня так и не поступило ни рубля, но избирательные бюллетени были тем не менее отпечатаны в срок — очевидно, правительству удалось договориться с издательством.

Создается впечатление, что угрозы возможным срывом выборов были в значительной мере игрой на публику — те же рядовые члены участковых избирательных комиссий, не получающие зарплату, должны быть уверены, что ЦИК делает все возможное, чтобы найти деньги. Мало кто из наблюдателей сомневался, что у правительства или администрации президента достаточно рычагов воздействия для того, чтобы помочь ЦИКу обеспечить проведение выборов с технической стороны, не привлекая «живых» денег.

С другой стороны, полное отсутствие финансирования может создать Центризбиркому целый ряд проблем как во время проведения выборов, так и после. Если трудности с обеспечением участковых комиссий расходными материалами еще можно будет преодолеть, надавив на глав местных администраций и руководителей предприятий, пообещав возместить расходы за счет налоговых взаимозачетов и тому подобного, то как быть с обязательством Центризбиркома перечислить в избирательные фонды каждого кандидата по одному минимальному размеру оплаты труда? Если ЦИК не выполнит этого своего обязательства до выборов, после них проигравшие кандидаты смогут обратиться в суд с жалобой на то, что им не создали надлежащих условий для ведения предвыборной агитации.

Вопрос интересный и принципиальный — действительно ли правительство не может найти необходимой суммы на проведение выборов, или содержание Центризбиркома «на голодном пайке» — специально спланированная акция с целью дискредитировать саму идею выборов депутатов Госсовета?.. Расходов выборы и в самом деле потребуют больших. 87 окружных избирательных комиссий, более тысячи участковых — примерно 10 000 их членов должны получать зарплату в течение 1,5-2,5 месяцев, плюс оплата отпускных сотням кандидатов, плюс для них же избирательные фонды, плюс печатание бюллетеней и т.д. Найти такую сумму дотационной республике в условиях общероссийского финансового кризиса, задержки трансфертов, необходимости выплаты отпускных учителям и рэкета со стороны «Межрегионгаза» очень и очень непросто, даже если она и была заложена в бюджет. Отсутствие же своевременного финансирования означает снижение и без того низкой активности избирателей, понижается вероятность того, что будут избраны 2/3 депутатов и Госсовет второго созыва сможет начать работу. Если избраны будут менее 2/3 депутатского корпуса, налицо кризис власти. Полномочия депутатов первого созыва закончились 21 июня, Госсовет второго созыва не может начать работу по причине отсутствия кворума. Перспектива — отсутствие в Республике на ближайшие месяцы легитимной законодательной власти, постоянное выяснение отношений депутатов обоих созывов друг с другом и с исполнительной властью, бесконечные перевыборы, а значит, новые расходы.

1.2.       Кандидаты

11 июня было последним днем выдвижения кандидатов. К полуночи их набралось 637. Из них выдвинутых от республиканской организации КПРФ — 41 человек, НДР — 17 человек, ЛДПР — 13 человек, нигде не зарегистрированной «партией обездоленных Чувашской республики» — 2. Среди выдвинувшихся — 98 работников образования и 51 медицинский работник, 59 руководителей промышленных предприятий и организаций, 38 руководителей сельскохозяйственных предприятий и 23 главы районных и сельских администраций. По данным Центризбиркома выдвинулись и 11 ныне действующих депутатов Госсовета ЧР, но фактически их гораздо больше — в статистике отражены только те депутаты, которые работают в Госсовете на постоянной основе. Учитывая, что таковых в республиканском законодательном органе 20 человек, выходит, что баллотируется повторно практически каждый второй депутат Госсовета.

Через несколько дней была опубликована окончательная цифра — зарегистрировано 618 кандидатов. Около четырех десятков выдвинувших было кандидатов передумали и отказались продолжать борьбу. Десять человек не были зарегистрированы окружными избирательными комиссиями, в основном по причине неправильного заполнения подписных листов. Некоторые из них подали иски в суд.

Что касается персоналий, то не сбылись прогнозы относительно руководителя администрации президента ЧР Петра Краснова. Ходили слухи, что его прочат в председатели Госсовета от «партии власти», но дальше выдвижения дело не пошло — подписи в его поддержку не собирались. То ли изменились планы, то ли Петр Степанович с самого начала хотел лишь попугать оппонентов. Зато по Шемуршинскому округу №78 баллотируется Энвер Аблякимов, заместитель председателя кабинета министров, а по Яльчикскому избирательному округу №85 — сам председатель кабинета министров Лев Кураков. Их можно было бы рассматривать как серьезных претендентов на кресло спикера, если бы не сомнения в том, что им удастся совмещать работу в высших органах исполнительной и законодательной власти. Как государственные служащие, они должны будут сделать выбор.

Самым солидным и влиятельным избирательным блоком можно считать коммунистов и «сочувствующих». Хотя официально республиканская организация КПРФ выдвинула 41 кандидата, на самом деле коммунисты практически в каждом из 87 округов имеют своего кандидата, а то и двух, один из которых основной, а второй использует свой статус для агитации в пользу основного. Остальные блоки и партии вряд ли смогут организовать сколько-нибудь серьезную поддержку своим кандидатам.

Что касается предвыборной агитации, то, хотя к 16 июня все кандидаты были официально зарегистрированы и получили право вести предвыборную агитацию, воспользовались этим правом до конца месяца очень немногие из них. Пожалуй, еще ни одна избирательная кампания в республике не проходила в условиях такой низкой «агитационной активности» кандидатов.

1.3.       Конфликты

Серьезных конфликтов при подготовке выборов практически не было, если не считать, что несколько кандидатов, которым по разным причинам было отказано в регистрации, подали в суд на окружные комиссии. О нежелательных эксцессах, которые вызвало и еще может вызвать отсутствие финансирования, уже было сказано. Самым заметным нарушением принципа равенства кандидатов в праве на бесплатную агитацию был факт предоставления некоторым из них более продолжительного эфирного времени на телевидении. По результатам жеребьевки каждый из кандидатов получил право на 14 секунд бесплатного телеэфира и 27 секунд на республиканском радио. При этом каждый день в телестудию для записи должны были приходить по 45 кандидатов. В первый из дней народу пришло гораздо меньше, и выделенное на 45 человек время просто поделили между присутствующими. Каждому из них досталось по минуте. А тем кандидатам, которые выступали в последующие дни, досталось как и положено, по 14 секунд. Людмила Линик, председатель Центризбиркома полагает, что этот факт может послужить поводом для проигравших выборы кандидатов обратиться в суд.

Почвой для гораздо более серьезных конфликтов может стать то, что в случае избрания менее чем 2/3 депутатского корпуса Госсовета второго созыва неизбежен кризис власти в республике, о возможных последствиях которого уже говорилось выше. Валентин Шурчанов на одной из последних сессий Госсовета сообщил, что проконсультировался по этому вопросу в Конституционном суде РФ, и ему ответили, что до избрания необходимого для открытия первой сессии нового созыва количества депутатов, депутатам прежнего созыва придется собираться и работать, не продлевая своих полномочий. С этой точкой зрения якобы согласился и президент республики. Может, так оно и было, но в такой ситуации поставить под вопрос законность решений принимаемых депутатами, срок полномочий которых уже истек, очень просто.

Другой проблемой могут стать главы местных самоуправлений, в изобилии баллотирующиеся сегодня в Госсовет ЧР (кандидатами зарегистрированы около 25 глав районных и городских администраций). До недавнего времени в Конституции республики существовал запрет на совмещение депутатской деятельности с исполнением обязанностей главы местной администрации. Но около двух лет назад в рамках обсуждения проекта новой Конституции была высказана идея образования второй палаты Госсовета, из глав администраций, наподобие Совета Федерации. Сами главы эту идею активно поддержали, но протолкнуть ее там и не удалось. А удалось достичь компромисса — был снят запрет на совмещение депутатских полномочий и должности главы местной администрации. Тем не менее, по мнению наблюдателей, Конституционный Суд РФ в случае соответствующего обращения признает такое совмещение противоречащим Конституции России со всеми вытекающими последствиями в виде прекращения полномочий таких депутатов и назначения новых выборов в их округах.

2.    Подготовка выборов

12 июля 1998 года должны состояться выборы депутатов Государственного совета Чувашской республики второго созыва. Дату проведения выборов назначил Центризбирком ЧР, так как Госсовет не смог уложиться в отведенные ему для этого сроки. Дело в том, что старый закон о выборах депутатов не соответствовал Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 47 депутатов избирались в административно-территориальных и просто территориальных избирательных округах, численность избирателей в которых часто отличалась в несколько раз. Прежде чем назначить дату выборов, Госсовет должен был подготовить для них законодательную базу — принять новый закон о выборах, внести изменения в конституцию республики и закон о Госсовете. За эту работу парламент взялся с опозданием, кроме того, президент Николай Федоров дважды возвращал депутатам уже принятые ими законопроекты, не подписанные по причине содержащихся в них противоречий и несоответствия федеральному законодательству. В конце концов дату выборов назначил ЦИК ЧР, так как срок полномочий нынешнего созыва депутатов Госсовета истекает уже 21 июня.

Согласно новому закону о выборах депутатов Госсовета ЧР, их число увеличивается до 87 человек, избираются они по одномандатным округам с примерно равным количеством избирателей. Из Конституции исчез запрет на участие в выборах глав местного самоуправления.

Подготовка к выборам до сих пор шла согласно утвержденному графику, но вплоть до последних дней на счет ЦИК из бюджета республики не поступило ни рубля.

Центризбирком ЧР после неоднократных обращений в правительство даже обратился к депутатам Госсовета ЧР первого созыва с просьбой оказать содействие в перечислении финансовых средств на расчетный счет ЦИК ЧР, так как в противном случае неизбежен срыв выборов. Тем не менее министр финансов и глава правительства уверяют, что выборы будут профинансированы полностью.

2.1.       Регистрация кандидатов

16 июня закончилась регистрация кандидатов в депутаты. Зарегистрировано 618 кандидатов, то есть на одну депутатскую вакансию приходится около 7,1 претендентов. Десяти выдвинувшимся по тем или иным причинам было отказано в регистрации, еще сорок человек сняли свои кандидатуры.

Среди кандидатов больше всего выдвиженцев от республиканской организации КПРФ — 41 человек. Кроме того, еще несколько человек, поддерживающих тесные отношения с коммунистами, выдвинулись самостоятельно. На втором месте — выдвиженцы Чувашской организации ВОПД НДР — 17 человек. Следом идут либеральные демократы — 12 человек, избирательный блок «За справедливость» — 6, республиканское отделение РНРП — 4, Фонд «Правосудие» и Партия обездоленных и неимущих ЧР — по 2 человека, и региональная организация движения «Вперед, Россия!» — один кандидат.

2.2.       Политические организации

Из вышеперечисленных партий и движений реальную помощь своим выдвиженцам могут оказать, пожалуй, только коммунисты. Они организованны, при необходимости (как показали прошедшие в декабре выборы президента республики) могут привлечь значительные финансовые ресурсы, наконец, они занимают ведущие позиции в Госсовете ЧР нынешнего созыва (председатель Госсовета — секретарь рескома, многие комитеты возглавляют коммунисты). Коммунисты республики имеют свой печатный орган — недавно открывшаяся газета «Чебоксарская правда», их материалы печатаются также в газетах «Товарищ» и «Республика». Тем не менее, скорее всего, в новом составе депутатов коммунистов будет меньше. Тому есть несколько предпосылок. Во-первых, четыре года назад республиканская организация КПРФ была сплоченнее и многочисленнее, а президентской команды как таковой практически не существовало. Во-вторых, по новому закону о выборах депутатов Госсовета ЧР в них могут принимать участие главы местного самоуправления. Это люди, по большей части пользующиеся авторитетом у местного населения, а также лояльные к действующему президенту. Глав районных, городских, сельских администраций, среди кандидатов более двадцати человек.

НДР в регионе особым влиянием не пользуется, жириновцы могут получить один-два мандата в сельских округах. Избирательный блок «За справедливость» (в нем объединились несколько региональных организаций партий демократической ориентации) и РНРП вряд ли имеют шансы провести своих кандидатов, так же как и «Вперед, Россия!». Фонд «Правосудие» — немноголюдная организация, созданная при газете «Советская Чувашия», Партия обездоленных и неимущих ЧР — никому неизвестная организация, кажется, даже не зарегистрированная в Минюсте ЧР.

2.3.       Административная элита

В интересах президента, естественно, иметь более конструктивный и сговорчивый Госсовет, чем нынешний. Очевидно, какая-то работа в этом направлении администрацией президента ведется. Но во всяком случае, она не сводится, насколько можно судить, к прямой агитации за «нужных» кандидатов или их финансированию. Кстати, руководитель администрации, Петр Степанович Краснов даже был выдвинут кандидатом в депутаты, ходили слухи, что его задача — стать председателем Госсовета, но Краснов не стал собирать подписи избирателей и регистрироваться. Зато кандидатом в депутаты стал Энвер Азизович Аблякимов, заместитель председателя Кабинета министров, а до выборов — вице-президент и глава правительства.

2.4.       Предвыборная агитация

Что касается предвыборной агитации, то каждый из 618 кандидатов получил право бесплатно выступить на республиканском телевидении и радио в течение 14 и 27 секунд соответственно. При этом каждый вечер перед телезрителями успели бы выступить по 45 кандидатов. Многие, однако предпочитают не мелочиться и не используют это время. Есть у кандидатов также и право на публикации в местных газетах с государственным участием.

2.5.       Интересная идея

Планка явки избирателей довольно высока — 25%, так что во многих округах выборы наверняка не состоятся. Новый созыв депутатов Госсовета не сможет начать работу, если не будут избраны 2/3 его списочного состава.

В этом случае, как объяснил на последней сессии председатель ГС ЧР Валентин Шурчанов, депутаты первого созыва будут собираться уже после выборов и работать, не продлевая своих полномочий.

3.    ДЕНЬ ЧУВАШСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Ежегодно 24 июня в Чебоксарах отмечается День чувашской государственности. С приходом к власти Николая Федорова этот праздник стал проходить очень масштабно, к нему приурочивается множество разнообразных встреч, семинаров и конференций международного и межрегионального уровня, часто никоим образом не касающихся чувашской государственности как таковой. В этот день, как правило, проходят многочисленные презентации, открываются новые производства, обязательно — богатая культурная программа. Словом, используется максимум возможностей для привлечения в республику как можно большего количества гостей из Москвы, других регионов и из-за рубежа. Ежегодно разносятся слухи, что Чебоксары в эти дни посетят высокие гости из правительства России, вплоть до Президента. Однако тенденция — в последние годы «уровень» московских гостей заметно снизился, этим летом столицу Чувашии, например, посетила только председатель Госкомитета по развитию предпринимательства Ирина Хакамада.

Она привезла с собой проект федеральной программы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 годы, чтобы обсудить его на выездном заседании Комитета по поддержке и развитию малого бизнеса Ассоциации «Большая Волга». Если этот визит был пробным шаром в проталкивании программы и проекта закона о налоге на вмененный доход для малых предприятий, то удачным его назвать трудно. Присутствовавший на заседании Комитета по поддержке и развитию малого бизнеса Ассоциации «Большая Волга» депутат Госдумы И.Грачев заявил, что такой налог может быть применен только для отдельных МП, что в Казахстане, где уже пытались внедрить что-то подобное, количество функционирующих малых предприятий сократилось в десять раз. Его поддержал депутат Госдумы от Чувашии, известный офтальмолог С.Федоров, который в этом вопросе с Хакамадой не согласен, хотя в принципе очень ее уважает. В конце концов глава Госкомитета по развитию предпринимательства предложила, чтобы проект Закона был подвергнут анализу непосредственно Ассоциацией «Большая Волга».

24 июня состоялось открытие первой в республике стационарной автозаправочной станции нефтяной компании «Лукойл», вокруг строительства которой недалеко от залива, практически в центре города, было поднято столько шума (см. предыдущий выпуск мониторинга). Николай Федоров на открытии АЗС заявил, что удалось отстоять трезвые, здравые подходы в борьбе против невежества и незнания. Глава «Лукойла» Вагит Алекперов на церемонию открытия не прибыл, присутствовал его заместитель.

В этот же день на территории Чебоксарского электроаппартного завода открылось совместное предприятие «АББ-Электроинжиниринг» по выпуску высоковольтных электрогазовых выключателей для энергетических объектов России и стран СНГ. В Чебоксарах уже несколько лет довольно успешно работает предприятие, выпускающее аппаратуру релейной защиты электрических сетей, которое открыл международный концерн АВВ. Персонал этого предприятия состоит из бывших работников ЧЭАЗа и Всесоюзного НИИ релестроения, финансовое положение которых сегодня оставляет желать много лучшего. Совместное предприятие выпускает продукцию, пользующуюся устойчивым спросом в России и за рубежом, является образцовым налогоплательщиком. Очевидно, концерн АВВ посчитал перспективным расширить свой филиал в Чебоксарах.

23 и 24 июня в Чебоксарах проходил так называемый Международный форум деловых контактов, в работе которого приняли участие экономические советники посольств Словакии, Болгарии, Польши, Югославии, Венгрии, Белоруссии, менеджеры компаний из США, Германии и Нидерландов. Самой многочисленной была голландская делегация, состоявшая из представителей фирм, специализирующихся на строительстве тепличных комплексов, животноводстве и финансировании проектов. Голландцы объяснили свою заинтересованность в подобных мероприятиях тем, что «вектор интересов западных инвесторов смещается от Москвы в регионы». На форуме присутствовала также чеченская делегация во главе с Вахой Ибрагимовым, по всей видимости представляющим топливно-энергетический комплекс Чечни. Зато предприятия Чувашии на форуме деловых контактов, по свидетельству очевидцев, были представлены очень слабо, хотя приглашения были разосланы вовремя и в большом количестве.

23 июня в Чебоксарах состоялась также Межрегиональная конференция транспортников Волго-Вятского и Поволжского экономических районов, основное сообщение на которой сделал заместитель министра транспорта России В.Березин. Итоговым документом стали рекомендации конференции, в частности, поддерживающие идею создания в Поволжье терминальных систем с сетью филиалов в Чувашии, о строительстве отстойно-ремонтной базы Чебоксарского речного порта (до недавнего времени она находилась в нескольких метрах от дамбы залива, сильно захламляя центр города), об образовании Волжской авиакомпании (Чебоксарское авиапредприятие — фактически банкрот), о совершенствовании тарифной, финансовой, инвестиционной политики.

4.    ЭКОНОМИКА

4.1.       Ситуация в экономике и действия правительства

Экономическое положение республики в июне продолжало оставаться очень тяжелым. Общий недобор налогов составил 139 млн. деноминированных рублей. Все меньше финансовой помощи приходит из Москвы, долги только учителям (вместе с отпускными) превысили 100 млн.

1 июня президент ЧР Николай Федоров подписал указ «О чрезвычайных мерах по финансово-экономическому оздоровлению организаций и усилению бюджетно-налоговой дисциплины», 5 июня — «О внесении изменений в структуру республиканских органов исполнительной власти Чувашской республики», которые продолжали традицию последних месяцев, когда появилось множество правительственных документов, направленных на повышение доходов республиканского бюджета и рост собираемости налогов чуть ли не любой ценой. Определенный успех все эти мероприятия имеют: по состоянию на 15 июня 1998 года сумма поступивших налогов в консолидированный бюджет ЧР составил 108,1% к соответствующему периоду прошлого года. Но этот рост, по данным статистики, достигнут благодаря тому, что Минфин провел зачеты по долговым обязательствам, «живых» денег в бюджет поступает чрезвычайно мало.

Крупнейших должников — ОАО «Дизельпром», чья задолженность только по платежам в бюджет на 1 июня составила 41424 тыс. деноминированных рублей, ОАО «Электроприбор» (30890 тыс. руб.), ОАО «Текстильмаш» (3030 тыс. руб.), ЗАО «Денстрол» (7405 тыс. руб.), ТОО «Трест «Союзэкскавация» с подразделениями (24083 тыс. руб.), ЗАО «Теро» (2849 тыс. руб.) — заслушали на заседании Комиссии по оперативным вопросам и пригрозили принять к ним самые жесткие меры, в том числе инициировать процедуру ускоренного банкротства с созданием на базе активов предприятия нового акционерного общества и продажей его акций для покрытия долгов. Или обратить взыскание на дебиторскую задолженность предприятий — должников, то есть на те средства, которые они должны получить за отгруженную продукцию или оказанные услуги.

В конце июня Лев Кураков подписал с Олегом Сысуевым «соглашение об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи Чувашской республике за счет средств федерального бюджета», согласно которому российское правительство «рассмотрит вопросы, связанные с предоставлением отсрочки по возврату бюджетной ссуды, полученной Кабинетом министров ЧР в 1997 году на погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы; увеличением суммы трансферта за счет пересчета объема налогов, поступивших в 1997 году в федеральный бюджет в результате осуществления республикой зачетов в особом порядке, обеспечением погашения кредиторской задолженности перед предприятиями военно-промышленного комплекса, расположенными на территории Чувашии». В свою очередь правительство Чувашии обязалось «осуществить ряд конкретных мер, направленных на оздоровление финансов и, в частности, предусматривается заключение с органами местного самоуправления аналогичных соглашений».

Так как принимаемые сегодня правительством Чувашии меры не дают нужных результатов, есть основания ожидать с его стороны в ближайшее время каких-то решительных шагов в сфере экономики, например, показательного банкротства одного-двух предприятий должников, ужесточения налоговой политики, (возможно введение налога с продаж) и т.д. К этому правительство подталкивают голодные бюджетники — на заседании трехсторонней комиссии, состоявшемся 9 июня, глава профсоюза работников образования ЧР Р.Ельнина, например, сообщила, что учителя начали пикетирование органов власти в Канаше (районный центр, крупный железнодорожный узел), прошел митинг в Алатыре, а шумерлинские педагоги вообще отказались принимать второй экзамен в школах. Кроме того, предзабастовочная готовность объявлена в некоторых больницах Чебоксар, а учителя города собрались пикетировать Дом правительства, требуя выплаты отпускных и погашения задолженности по зарплате. Как сообщалось в прессе, участники заседания, работодатели и профсоюзные лидеры, «были едины в том, что необходима смена экономического курса в России. Без этого, решили они, не смогут вздохнуть свободно и регионы. Ну в пока представители защитников трудящихся и предпринимателей потребовали от правительства Чувашии принять «самые неординарные меры».

На крупных предприятиях республики дела идут по-разному. Где-то, как например в АО «Химпром», на котором около года назад было введено внешнее управление, отбоя нет от зарубежных инвесторов (совместно с Венгрией выпускаются добавка и резинам для фирмы «Мишлен», производятся моторные масла и присадки к ним, с марта этого года совместно с фирмой «Дюпон» производятся высокоэффективные гербициды и так далее). Где-то, как на Чебоксарском хлопчатобумажном комбинате, идет выяснение отношений арбитражного управляющего с прежним руководством в судах. Общие же тенденции, если судить по попавшим в печать отрывочным статистическим выкладным за первые месяцы года, неблагоприятны.

4.2.       Скандал на тракторном заводе

С 1 по 8 июня проходила забастовка на Прессово-сварочном заводе, дочернем предприятии АО «Промтрактор». Забастовка эта не имела такого широкого резонанса, как события двухлетней давности, когда бастовало все объединение, а его многотысячный коллектив дружно пикетировал Дом Правительства. Причин тому несколько. Во-первых, ПСЗ относительно небольшое предприятие, примерно одна десятая часть объединения. Во-вторых, с самого начала предзабастовочных действий руководство ПСЗ приступило к частичному погашению долгов по зарплате. В-третьих, требования забастовщиков были сугубо экономические и адресовались руководству предприятия.

Тем не менее забастовка на ПСЗ — симптом неблагополучия на объединении, которое в последнее время довольно часто упоминалось как пример удачных действий внешнего управляющего. Весной 1996 года на объединении было введено внешнее управление, управляющим был назначен Игорь Миронов, ранее занимавший должность министра экономики в правительстве республики. Внешний управляющий проделал огромную работу по улучшению структуры баланса предприятия, снижению себестоимости тракторов, структурированию объединения на самостоятельные заводы и производства. Вся «социалка» была передана на баланс города. Снизилась задолженность по зарплате. Наметился рост производства и сбыта тракторов. В результате через 18 месяцев внешнее управление с АО «Промтрактор» было снято как с «предприятия с удовлетворительной структурой баланса», а И.Миронов остался на нем уже просто управляющим.

Однако по официальным данным тот же самый ПСЗ, где работает 1,4 тыс. человек, имеет задолженность по зарплате около 3 млн. рублей, по налогам — 4,5 млн., в Пенсионный фонд — 5,7 млн. Объединение в целом за первые четыре месяца года сократило выпуск тракторов на четверть.

На этом фоне 11 июня состоялось годовое общее собрание акционеров АО «Чебоксарский завод промышленных тракторов». Началось оно как в плохой комедии, с сенсационного заявления председателя совета директоров Вячеслава Нестерова. Он заявил, что прошлый год для АО был еще более несостоятельным, чем 1995 и 1996, долг по зарплате вырос в 2,5 раза, а долги кредиторам увеличились более чем в два раза, тем самым поставив под сомнение предполагаемую на голосование бухгалтерскую отчетность за 1997 год, заверенную аудиторской компанией «Консультант» и ревизионной комиссией «Промтрактора». Сообщил Вячеслав Петрович также о непомерных тратах денег, стремлении необоснованно повысить коэффициент текущей ликвидности, и предложил обратиться в следственные органы и Минфин России, чтобы они разобрались в ситуации.

Собрание едва не было сорвано, президиум в замешательстве удалился, однако быстро вернулся, но без Нестерова. Оказалось, за это время его переизбрали, и кресло председательствующего занял В.М.Чапаев, который открыл собрание и повел его. В своем докладе управляющий И.Миронов проинформировал акционеров, что все не так плохо, но администрация знает проблемы производства и решает их, а выводы Нестерова признал необоснованными.

После бурного обсуждения, на котором в адрес администрации было высказано много резких слов, было решено досрочно прекратить полномочия «надуманного исполнительного органа» — управляющего, который был избран на предыдущем годовом собрании акционеров. Вместо него избрали «нормального» генерального директора. Им стал тот же И.Миронов.

Вся эта история выглядит довольно подозрительно. Такой демарш одного из высших руководителей предприятия еще можно было бы понять, имей он место в какой-нибудь мелкой «новорусской» коммерческой фирме. Но АО «Промтрактор» — одно из крупнейших предприятий республики. Ситуация, очевидно, прояснится только со временем. Ясно, однако, что объединению еще далеко до оздоровления. Косвенным подтверждением этого могут послужить хотя бы высказывания самого И.Миронова. Будучи министром экономики, он придерживался мнения, что если предприятие не может долгое время выйти из кризиса, большая часть вины за это лежит на его администрации. В последнее же время, по слухам, Игорь Юрьевич отзывается о возможностях директората гораздо скептичнее — в том смысле, что при такой экономической политике в стране наладить прибыльное производство на предприятии типа «Промтрактора» почти невозможно.

5.    Из хроники текущих событий

5.1.       Смена прокурора откладывается

Неприязненные отношения между Николаем Федоровым и прокурором республики Сергеем Русаковым сложились уже давно. Прокуратура исправно докладывает в Москву, если указы президента и распоряжения правительства республики вступают в противоречие с федеральным законодательством, например в вопросах об акцизах на ликеро-водочную продукцию, порядке исполнения закона о ветеранах и так далее. Президентская сторона обвиняет Русакова в сомнительных связях, защите проштрафившихся работников прокуратуры, неисполнении своих обязанностей. Доходило до крайностей — президент пытался отстранить прокурора от работы, на что не имеет права. Скорее всего, сделано это было для того, чтобы дать понять Генпрокуратуре, что с нынешним прокурором каши не сварить, и его надо менять. Тем не менее Русаков тогда остался на своем месте, а заместитель Генерального прокурора РФ А.Розанов в одном из интервью заявил, что «Разногласия Рускакова и Федорова начались, когда власть стала все чаще отступать от буквы закона. А прокурор на компромиссы не идет, опротестовал ряд решений, в том числе указы, нарушившие федеральное законодательство».

И вот на очередной 44-й сессии Госсовета А.Розанов представляет депутатам претендента на должность прокурора Чувашии Владимира Лукина, сообщив, что Сергей Русаков «уже давно обратился к Генеральному прокурору с просьбой перевести». В.Лукин в настоящее время занимает должность прокурора Северной Осетии, где проработал восемь лет, и, по некоторым сведениям, на него там готовится покушение.

Однако с подачи депутатов-коммунистов Госсовет не дал согласия на назначение Лукина прокурором республики, мотивировав это решение тем, что такая смена в период перед выборами нецелесообразна, а новый состав парламента вернется к этому вопросу, если сочтет нужным.

Так как выборы вполне могут затянуться, а судьба Госсовета ЧР второго созыва пока неясна — в случае низкой активности избирателей он может быть вообще не избран в ближайшие месяцы, а уж до прокурора республики он тем более доберется нескоро, возникают подозрения, что срыв с переназначением прокурора вовсе не случаен. Напомним, что еще в апреле в адрес председателя Госсовета из Генпрокуратуры пришло представление на Лукина как кандидата в прокуроры Чувашии, но документ этот не был подписан Скуратовым, и на этом основании председатель Госсовета Валентин Шурчанов даже не довел его содержание до сведения депутатов. Возможно, в Генпрокуратуре только делают вид, что поддаются давлению Николая Федорова.

5.2.       Н.Федоров об экономической политике в России

23 июня на расширенном заседании Правительства России выступил Николай Федоров. Суть выступления сводилась к критике экономической политики правительства, когда оно не несет никакой юридической ответственности перед предприятиями, если не выполняет взятых на себя обязательств. Федоров заявил также, что существующая система начисления пеней «совершенно не связана ни с реальной экономикой, ни с правовыми подходами». По его мнению, необходимо полное списание начисленных сумм пеней с организаций, а не только реализация принятого 9 июня постановления Правительства о перерасчете пеней. По поводу попыток борьбы с бартером: «Нужна правительственная программа, но обязательно системного и поэтапного вытеснения бартера из народнохозяйственного оборота. Дело в том, что в нынешнем бартере заложена практическая и серьезная проблема недостаточной конкурентности и низкого качества многих видов отечественной продукции... Поэтому если в вопросе борьбы с бартером «рубить с плеча», то можно и вообще остановить и еле дышашую часть экономики России».

Президент Чувашии еще раз подчеркнул необходимость государственной поддержки жилищного и дорожного строительства. А в заключение порадел о своем друге: «Для ответственных занятий национальной политикой недостаточно знаний... Здесь недостаточно быть умным. Здесь еще нужно чувствование темы, очень сложного мира национального, здесь нужна еще мудрость особенная, связанная с пониманием корней, истории, характере и эмоций народов России. Поэтому хотелось бы, чтобы такое богатство — как духовный, интерлектуальный и политический капитал, который символизирует всем известный в России Рамазан Абдулатипов, был истребован политическим руководством России ради мудрой национальной политики и стабильности в России».

5.3.       Обмен опытом

15 июня в Чебоксарах состоялось совещание «Опыт реформирования предприятий ЧР», в работе которого приняли участие члены Общественного совета по реформе предприятий при Минэкономики России во главе с Евгением Ясиным, а также представители 30 регионов страны. Совещание было, по сути, рядовым мероприятием по обмену опытом, где Николай Федоров и директора «ЗЭиМа» «Элары» и «Химпрома» рассказали об опыте реструктуризации предприятий Чувашии, а Е.Ясин поделился соображениями об ошибках и намерениях российского правительства.

 

 

Источники

1. Степанов Г. Миллион долларов из зарубежья // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №110. — 3 июня.— с.1.

2. Горчаков О. Глава Госналогослужбы России остается советником президента Чувашии // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №110. — 3 июня. — с.1.

3. Горчаков О. В списках все новые имена // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №112. — 5 июня. — с.2.

4. Соловьев А. Тракторостроители еще раз поверили обещаниям выдать зарплату // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №114. — 9 июня. — с.1.

5. Филатов В. Оправдан ли ажиотаж вокруг заправки? //Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №114. — 9 июня.-с.1.

6. Ситуация требует принятия срочных мер // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №114. — 9 июня. — с.1.

7. Президент и правительство ЧР делают решительные шаги по сокращению государственных расходов // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 198.-N 114. — 9 июня. — с.1.

8. Выборы в Госсовет могут не состояться. Нет денег // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №114. — 9 июня. — с.1.

9. Горчаков О. Трехсторонняя комиссия в поисках денег для учителей и медиков // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №115. — 10 июня. — с.1.

10. Заявление пресс-центра Государственного совета Чувашской Республики // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №116-117. — 11 июня. — с.1.

11. Соловьев А. Российские промышленники присматриваются к опыту чувашских реформаторов // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №16 июня. — с.1.

12. Кузьмин В. Круг кандидатов определен // Советская Чувашия. — Чебоксары,- 1998. — №118. — 16 июня. — с.2.

13. Сакулин А. Председатель совета директоров «Промтрактора» выносит сор из избы и лишается полномочий // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №119. — 18 июня. — с.1.

15. Тимуков В. Выборы приближаются «Детей лейтенанта Шмидта» прибавляется // Советская Чувашия. — Чебоксары. — №121. — 19 июня. — с.1.

16. Кузьмин В. Всенародному голосованию угрожает финансовая засуха // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №121. — 19 июня. — с.1.

17. Васильев Н. Раскол комбината // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №121. — 19 июня. — с.2.

18. Обращение ЦИК ЧР к депутатам Госсовета ЧР // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №122. — 20 июня. — с.1.

19. Горчаков О. Транспортная развязка сдана в срок // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №123. — 23 июня. — с.1.

20. Карина Л. Налогов поступило больше, но денег в казне не прибавилось // Советская Чувашия. — Чебоксары.- 1998. — №123. — с.1.

21. Кузьмин Б. Госсовет собрался в последний раз. До выборов // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №123. — 23 июня. — с.2.

22. Главный праздник республики: Работа, планы, надежды // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №124. — 26 июня. — с.1-3.

23. Федоров Н. Для стабильности в России нужна мудрая национальная политика // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №125-126. — 27 июня. — с.1.

24. Кузьмин Б. Выборы состоятся. Даже несмотря на отсутствие денег // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №127. — 30 июня. — с.1.

25. Официальная хроника. // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1998. — №127. — 30 июня. — с.1.

26. Надеждина Н. Заграница нам поможет // Республика. — Чебоксары. — 1998. — №23. — 4-10 июня. — с.2.

27. Пашкова А. Скинемся себе на зарплату // Республика. — Чебоксары. — 1998. — №23. — 4-10 июня. — с.4.5.

28. Прокурор Русаков остается в Чувашии // Республика. — Чебоксары. — 1998. — №23. — 4-10 июня — с.5.

29. Ульяновск- Чувашия : сравнение не в нашу пользу // Республика. — Чебоксары,- 1998. — №24. — 11-17 июня. — с.6.

30. На двух стульях не усидишь // Республика. — Чебоксары. — 1998. — №25. — 18-25 июня. — с.6.

31. Вронская Г. И судить будем по делам // Республика. — Чебоксары. — 1998. — N25. — 18-25 июня. — с.3.