Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

М.Ж.

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
в июне 1998 года

1.    СКАНДАЛЫ

8 июня состоялась пресс-конференция Чрезвычайного и Полномочного посла Соединенных Штатов Америки в Республике Беларусь г-на Дэниела Спекхарда. Г-н Спекхард посвятил свою встречу с журналистами ситуации, сложившейся вокруг дипломатического дачного поселка «Дрозды», расположенного в непосредственной близости от Минска. Напомним, что 22 апреля управление по обслуживанию дипломатического корпуса предложило миссиям, руководители которых имели резиденции в «Дроздах», освободить их под предлогом необходимости срочного ремонта канализационных сетей. Дипломаты предложили помощь специалистов из своих государств, для того, чтобы сама ситуация ремонта продлилась не слишком долго, однако белорусская сторона отказалась от подобной услуги, что, разумеется, вселило в умы представителей иностранных держав некоторые подозрения. Послам предложили освободить занимаемые ими помещения в срок до 10 июня. Таким образом, с 22 апреля, по мнению г-на Спекхарда, имела место попытка белорусских властей нарушить венскую конвенцию, согласно которой жилища дипломатов и территория посольств являются неприкосновенными. Г-н Спекхард заверил собравшихся журналистов в готовности всех проживающих в «Дроздах» послов до конца отстаивать свои права, оговоренные в венской конвенции. Было оглашено заявление, подписанное послами 20 держав, в том числе и послом Российской Федерации г-ном Валерием Лощининым. Это был первый шаг г-на Лощинина, демонстрирующий осуждение им действий белорусского руководства: до сих пор г-н Лощинин безоговорочно поддерживал любые действия президента и правительства Беларуси.

10 июня президент Александр Лукашенко выразил сожаление по поводу сложившейся ситуации. Он высказал сомнения в достоверности докладываемой ему информации, выразил готовность урегулировать возникший конфликт мирным путем, а также своим распоряжением продлил срок пребывания послов на территории поселка «Дрозды» еще на десять дней, до 20 июня. Вместе с тем г-н Лукашенко объявил, что нигде в мире посольские дачи не расположены на территории резиденции главы государства, хотя он, как и подобает радушному хозяину, готов будет и дальше терпеть соседство с послами. Однако поселок «Дрозды» никогда не являлся официальной резиденцией главы белорусского государства, и сама эта фраза явилась своего рода экспромтом президента, поскольку еще за два месяца до конфликта посольству США разрешили продлить на пять лет аренду занимаемого послом особняка.

11 июня группа дипломатов во главе с Чрезвычайным и Полномочным послом Великобритании г-жой Джессикой Пирс предприняли демарш по отношению к белорусскому МИДу. Они встретились с министром иностранных дел Беларуси Иваном Антоновичем и объявили ему о готовности представляемых ими государств принять по отношению к Беларуси наиболее жесткие меры, если белорусская сторона не будет уважать статус дипломатов. Вместе с тем наблюдатели отмечают бессмысленность подобного демарша в белорусских условиях, поскольку дальнейшее развитие событий продемонстрировало, что МИД никоим образом не контролировал данной ситуации и не мог повлиять на ее исход.

15 июня во время пресс-конференции, проходившей в штаб-квартире Исполнительного Секретариата СНГ по поводу открытия Форума Содружества, посвященного дальнейшим путям развития СНГ, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Борис Пастухов отметил, что российская сторона удовлетворена объяснениями, предоставленными белорусским руководством по поводу возникшего «канализационного конфликта» (имеются в виду слова Александра Лукашенко о том, что «Дрозды» являются резиденцией главы государства). Это было протрактовано белорусским руководством как своеобразный «карт-бланш». 19 июня в «Дроздах» отключили воду, электричество и телефоны. Проживавшие на территории поселка президент Александр Лукашенко и премьер-министр Беларуси Сергей Линг переехали в другие резиденции. Дипломаты остались в резиденциях.

20 июня послы пяти государств – членов Европейского Союза и США во главе с послом Великобритании Джессикой Пирс объявили вербальную ноту белорусскому МИДу, после чего они вступили в консультации с министром г-ном Антоновичем. По словам г-на Антоновича, консультации прошли успешно; было принято решение о пребывании дипломатов на территории поселка на всем протяжении ремонта, причем они были готовы терпеть временные неудобства вплоть до отключения канализации. Однако стремление белорусских властей, к числу которых МИД, вероятно, не относится, предоставить любой ценой послам надлежащие их высокому рангу комфортабельные резиденции было столь велико, что когда воодушевленные достигнутым компромиссом дипломаты приехали в «Дрозды», они увидели преградившую им путь в поселок канаву, вырытую за то время, пока они консультировались с г-ном Антоновичем. Беспрепятственно ее смог преодолеть лишь Чрезвычайный и Полномочный посол Франции г-н Бернар Фасье, в багажнике автомобиля которого по чистой случайности оказался складной велосипед.

Это событие переполнило чашу терпения дипломатов. 22 июня и в последующие дни Беларусь покинули для консультаций со своими правительствами 18 иностранных дипломатов во главе с дуайеном, Чрезвычайным и Полномочным послом Болгарии г-ном Марко Ганчевым. Уезжая, многие из них совершали демонстративные жесты. Так, например, посол Литвы Викторас Баублис не только запер дверь дачи на ключ, но и прибил к двери текст венской конвенции. Власти также совершали символические поступки. Например, послу Польши Мариушу Машкевичу в течение четырех часов не давали вывезти с территории посольства личные вещи и государственный флаг Польской Республики. Резкие заявления о происшедшем сделали Государственный департамент США и федеральный министр иностранных дел ФРГ г-н Клаус Кинкель. В тот же день, 22 июня, президент Александр Лукашенко вторично выразил сожаление по поводу происшедшего и проявил готовность встретиться с улетевшими послами лично, дабы урегулировать конфликт. К сожалению, послы этого уже не слышали.

После отзыва для консультаций иностранных дипломатов, в Минск начали возвращаться дипломаты белорусские. В частности, послу Беларуси в США Валерию Цепкало, находившемуся в Минске в отпуске, было просто рекомендовано не приезжать в Вашингтон до тех пор, пока в Минск не вернется г-н Спекхард. Одновременно пронесся слух, что посол Беларуси в Германии, Петр Беляев, вылетая из Франкфуртского аэропорта, якобы оценил сложившуюся ситуацию так: «В каждом правительстве хватает своих идиотов». Судя по тому, что г-н Беляев до сих пор не уволен, слух либо не подтвердился, либо г-н Беляев имел в виду не белорусское правительство.

Единственным послом, задержавшимся в «Дроздах», оказался посол России Валерий Лощинин. В течение недели он с женой и внуком жил на даче без телефона и электричества, заполняя утром ванну и все имеющиеся емкости водой, поскольку подключали воду лишь на два часа по утрам. После этого терпеливому российскому дипломату предоставили резиденцию в другом месте.

По мнению аналитиков, столь настойчивая и последовательная борьба Беларуси со всем миром была вызвана исключительно нежеланием президента Лукашенко увидеть 4 и 14 июля (национальные праздники США и Франции) лидеров белорусской оппозиции на торжествах в резиденциях послов.

26 июня состоялся однодневный визит президента Беларуси на экономический форум в Кран-Монтано (Швейцария). Заявления белорусского лидера, сделанные на форуме, носили подчеркнуто скандальный характер. В частности, Александр Лукашенко заявил о противоречиях, существующих между Европой и Соединенными Штатами; о наличии двойных стандартов в собственной европейской политике, благодаря чему в европейские структуры принимают государства, в которых из пушек расстреливают парламент, в то время, как в Беларуси парламент никто не расстреливал (его просто распустили). Поведение г-на Лукашенко, прибывшего в зал со значительным опозданием, не придерживавшегося регламента и говорившего исключительно о политике, а не об экономике, вызвало адекватную реакцию присутствовавших. Председательствующий, в частности, даже заявил, что г-н Лукашенко – диктатор, и его ждет судьба большинства диктаторов. После этого президент Беларуси демонстративно покинул зал, предложив организаторам форума придержать освободившееся место для будущего президента Беларуси.

По мнению наблюдателей, этот скандал, в отличие от скандала вокруг «Дроздов», не был чистой импровизацией. Александру Лукашенко был нужен этот конфликт, поскольку он переводил наметившееся противостояние белорусского руководства и остальной Европы из плоскости чисто коммунальной склоки в плоскость принципиальной разницы позиций. Вместе с тем очевидно, что скандал в Кран-Монтано может быть использован для резких кадровых перестановок внутри самой Беларуси. Не случайно государственное белорусское телевидение потребовало найти «виновников» скандала и примерно наказать их. При этом телекамера зафиксировала внимание на лицах главы Администрации президента Михаила Мясниковича и министра иностранных дел Ивана Антоновича.

2.    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

9 июня группа депутатов Верховного Совета 13-го созыва в составе Людмилы Грязновой, Геннадия Карпенко и Станислава Богданкевича обратились с петицией на имя Генерального прокурора республик Олега Божелко с требованием изменить меру пресечения депутату ВС 13-го созыва Андрею Климову. Ни Божелко, ни кто-либо из его заместителей не пожелали встретиться с членами распущенного белорусского парламента, после чего экс-законодатели оставили петицию в приемной и удалились.

13 июня был арестован экс-депутат Верховного Совета 13-го созыва Валерий Щукин. Арест состоялся в связи с тем, что Щукин, военный пенсионер, капитан 2-го ранга в отставке, бывший член фракции коммунистов, сделал краской из баллончика надпись на стене республиканского КГБ «Свободу депутату Климову!». Щукин был осужден на 15 суток за хулиганство. В настоящее время Щукин является активным участником всех оппозиционных мероприятий, его неоднократно жестоко избивали дубинками, причем очевидно, что делали это целенаправленно: седая борода и колоритная внешность пожилого депутата известны всем милиционерам белорусской столицы.

16 июня начался пикет учащихся Белорусского национального лицея. Это единственное учебное заведение в Беларуси (и в мире), где преподавание осуществляется исключительно на белорусском языке. Здание лицея год назад президентским указом было передано на баланс управлению делами президента. В результате пикетирования тогда же учащимся было обещано от имени правительства вице-премьером Владимиром Заметалиным, что их никто не будет беспокоить. Через год попытки выселить лицеистов возобновились. Им предложили объединить Лицей с лицеем при Белорусском государственном университете, в котором преподавание ведется преимущественно на русском языке. Лицеисты отказались пойти на это даже после встречи с г-ном Заметалиным и продолжили пикетирование.

23 июня в Палате представителей – нижней палате Национального Собрания Республики Беларусь — прошли слушания по состоянию прав человека в Беларуси. Перед депутатами выступили министр иностранных дел Беларуси Иван Антонович, глава Администрации президента Михаил Мясникович и Государственный секретарь Совета Безопасности Виктор Шейман. Выступавшими неоднократно подчеркивалось, что проблема состояния прав человека в Беларуси является надуманной и искусственно раздувается западными государствами и прессой с целью компрометации белорусского руководства и поддержки белорусской оппозиции. Тем не менее, в ходе слушаний было предложено ввести в Беларуси пост уполномоченного по правам человека.

25 июня в Минске прошла акция Белорусского Конгресса демократических профсоюзов против дальнейшего обнищания трудящихся. В акции приняло участие около тысячи человек.

3.    ЭКОНОМИКА

5 июня у президента Беларуси прошло совещание по вопросам насыщения рынка товарами народного потребления. В ходе совещания президент Лукашенко, в частности, обратил внимание собравшихся, в основном членов правительства, руководителей силовых ведомств и контрольных органов, на недопустимость сложившегося положения вещей, когда рынок заполняется практически бесконтрольно частными коммерческими организациями. По мнению президента, основные продукты питания и наиболее остро требующиеся промтовары должны поставляться в Беларусь исключительно под контролем государства. Кроме того следует ограничить бесконтрольный вывоз основных продуктов питания из Беларуси. С этой целью президент предложил КГБ и Комитету государственного контроля разработать специальную программу.

По мнению ведущих белорусских аналитиков, реализация подобной программы могла бы на деле обернуться для Беларуси серьезной экономической катастрофой. С одной стороны, монополизация государством поставок продуктов питания легко приведет к ощутимому дефициту на продовольственном рынке страны. С другой стороны, наиболее крупные партии продуктов питания вывозятся из Беларуси как раз под контролем государства – с целью бартерной оплаты российским поставщикам задолженности за энергоносители.

8 июня в правительство Беларуси поступила телеграмма из РАО «Газпром». В телеграмме предупреждалось о предстоящем сокращении поставок газа с 15 июня на 40%. Несмотря на то, что в Москву практически тотчас же отбыла правительственная делегация Беларуси во главе с вице-премьером Валерием Кокоревым, 15 июня поставки газа в Беларусь были действительно сокращены, хотя и на несколько меньшую цифру – приблизительно на 30%. При этом сами белорусские власти усиленно убеждали население, что сокращения поставок не произошло.

12 июня на закрытом заседании Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь состоялся отчет правительства и Национального банка о состоянии финансовой системы страны. Перед депутатами выступили министр финансов Николай Корбут и председатель правления Национального банка Петр Прокопович. Особое беспокойство министра финансов вызывает объем денежной массы – с начала 1998 года он увеличился на 21%. При этом за пределами Беларуси находится приблизительно 1,3 триллиона белорусских рублей. В то же время население Беларуси стремится избавиться от национальной валюты: в расчете на одного белоруса на руках приходится всего около 700 000 белорусских рублей наличных денег (около $12). Сокращены валютные поступления в страну на $60 млн. в год.

Вместе с тем председатель правления Национального банка продемонстрировал высокий уровень оптимизма. По мнению г-на Прокоповича, Национальный банк сможет уже до 1 августа вывести на положительный уровень свои валютные активы (в настоящее время их запас равен $29 млн. (- 29)). С 1 августа по 1 октября г-н Прокопович намерен придти к единому курсу на межбанковском рынке и МВБ, а к 31 декабря – к единому валютному курсу в стране. Реакция депутатов на столь оптимистический прогноз неизвестна.

15 июня Совет Республики Национального собрания (верхняя палата) принял закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь». По словам председателя комитета по бюджету верхней палаты белорусского парламента Михаила Матусевича, размер внешнего долга Беларуси сегодня достиг $991,4 млн. При этом долг РАО «Газпром» достигает примерно $260 млн., и долг РАО «ЕЭС» – примерно $140 млн. Когда и как Беларусь сможет рассчитаться с этими долгами, сенаторы не обсуждали.

4.    ВЛАСТЬ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

1 июня исполком Белорусской Федерации футбола (БФФ) отказался прислушаться к рекомендациям президента Беларуси, сформулированным им на совещании 27 мая, и не удовлетворил просьбу об отставке президента БФФ Евгения Шунтова. В качестве основного аргумента при этом выступала угроза со стороны ФИФА и УЕФА исключить белорусские футбольные клубы и БФФ в целом от участия в международных кубковых турнирах. В свою очередь, международные футбольные ассоциации были вынуждены прибегнуть к подобной форме протеста в связи с очевидным вмешательством белорусского государства во внутренние дела общественной спортивной организации. Это первый случай, когда общественная организация в Беларуси отказывается удовлетворить настойчивые «просьбы» руководителя государства, по совместительству являющегося главой Национального Олимпийского комитета Беларуси.

Впрочем, очевидно, что г-н Шунтов будет все-таки вынужден, дипломатически промедлив некоторое время, подать заявление с просьбой переизбрать его в связи с уходом на пенсию. Таким образом будет соблюдена пристойность во взаимоотношениях БФФ с руководством ФИФА и УЕФА, а также удовлетворено пожелание Александра Лукашенко. В противоположном случае возможны репрессии со стороны государства против неугодной ему структуры.

5 июня Палата Представителей приняла в первом чтении поправки в ряд законов, связанных с оскорблением чести и достоинства президента Беларуси. Поправки предполагают возможность возбуждения уголовных дел и наказания виновных путем лишения свободы сроком до семи лет, в том числе и за оскорбляющие президента публикации в средствах массовой информации. Право возбуждения уголовного дела предоставлено Генеральному прокурору и приравненным к нему прокурорам в случае согласия на то президента (то есть оскорбленного лица).

По утверждению юристов, в качестве образца использовался, вероятнее всего, соответствующий нормативный акт, действующий в Туркменистане. До сих пор в Беларуси законодательство не предполагало введения уголовного преследования за исполнение профессиональных журналистских обязанностей.

5.    ИНТЕГРАЦИЯ

9 июня начался визит в Беларусь премьер-министра Российской Федерации Сергея Кириенко. Официальным поводом для этого стало заседание Исполкома Союза России и Беларуси, председателем которого он был избран вместо Виктора Черномырдина. Помимо деятельности Исполкома обсуждался еще ряд вопросов – в частности, вопрос предоставления Россией технического кредита Беларуси для закупки ярославских двигателей (400 млн. руб.) и вопрос о функционировании Таможенного Союза. Как отметил г-н Кириенко, белорусские пограничники и таможенники хорошо охраняют общую границу Союза, однако российская сторона настаивает на том, чтобы растаможивание грузов проходило быстрее и по правилам, предусмотренным российским таможенным законодательством.

По уверению присутствующих, была очевидной весьма ощутимая разница в поведении г-на Кириенко и его предшественника. За все время визита Сергей Владиленович практически ни разу не пошел на обсуждение чисто политических проблем, а экономические вопросы обсуждал столь жестко, что белорусская сторона даже не решилась в очередной раз настаивать на списании газовой задолженности.

18-20 июня в Минске с официальным визитом побывал губернатор Приморья Евгений Наздратенко. Г-н Наздратенко встретился с главой белорусского государства, другими официальными лицами. В ходе переговоров он, в частности, предложил белорусской стороне использовать приморские порты для ведения морского промысла и разгрузки судов. О стоимости транспортировки грузов от Приморья до Беларуси речь не шла.

Президента Беларуси и приморского губернатора связывает прочная человеческая дружба. При возвращении Александра Лукашенко из Нагано во Владивостоке ему был оказан теплый дружественный прием: в частности, 23 февраля ему дали возможность встретиться с приморскими моряками, оказавшими ему почести, которые, как правило, оказываются исключительно собственному Верховному Главнокомандующему. При этом г-н Лукашенко заявил, что Евгения Ивановича он хорошо знает и уважает, хотя и не встречался с ним до этого ни разу, поскольку все, сказанное о Наздратенко в российских СМИ, он трактует с точностью до наоборот.

Завершая свою пресс-конференцию в Минске, г-н Наздратенко сказал, в частности: «Сплю и вижу, когда мы будем одним государством». Наблюдатели вспомнили при этом известный заголовок из газеты «Завтра»: «Наздратенко, будь Лукашенко!»

В течение всего июня с разной степенью напряженности в Минске вспыхивал скандал, связанный с проблемой расположения штаб-квартиры Исполнительного Секретариата СНГ. Назначение на пост руководителя Исполнительного Секретариата СНГ Бориса Березовского, прошедшее при очевидном, хотя, возможно, и несколько наигранном сопротивлении российского руководства, повлекло за собой резкие перестановки в аппарате ИС. В частности, на посты своих заместителей г-н Березовский назначил своего предшественника Ивана Коротченю и бывшего коллегу по российскому Совета безопасности, бывшего вице-президента Ингушетии Бориса Агапова. Однако согласно Уставу Содружества кандидатуры на должности заместителей Исполнительного секретаря СНГ необходимо утверждать на Совете глав государств – членов СНГ. То же касается и ряда других должностей – начальников департаментов и отделов, — которые являются квотными (они закреплены за конкретными государствами, входящими в СНГ).

Второе «потрясение основ» было вызвано неосторожным заявлением первого заместителя Березовского, Ивана Коротчени, который публично сообщил о готовности руководства Исполнительного секретариата перевести часть его структур в Москву, где уже достаточно давно функционирует представительство ИС. Поскольку речь шла прежде всего об аналитических структурах, обслуживающих деятельность г-на Березовского, стало очевидным, что на самом деле переводом группы чиновников из Минска в Москву дело не ограничится. Постоянный представитель Беларуси в СНГ Сергей Посохов расценил это как первый шаг к перемещению более глобальному. По мнению руководства Беларуси, официально озвученному г-ном Посоховым, речь идет о попытке перенести центр политической активности Содружества. Тем самым подтверждаются предположения, согласно которым Борис Березовский попытается совместить свою межгосударственную деятельность с более активной игрой на российском политическом поле.

Естественно, что Беларусь не прельщает потеря статуса «столицы Содружества». Речь идет не столько о формальном статусе, который никто и не оспаривал, сколько о конкретном наполнении этого статуса. Чем больше структур находится за пределами Минска, тем реже Исполнительный секретарь будет бывать в Беларуси, тем меньше крупных политических акций будет связано с Беларусью. Не жаждут перемещения центра деятельности СНГ в Москву и другие президенты, о чем свидетельствует резкая и довольно ироническая позиция постпредов при Исполнительном секретариате от других государств.

В конце июня стало известно об отмене визитов в Минск Саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова и Новосибирского губернатора Виталия Мухи. Официально о причине отмены визитов не объявляется. Предположительно оба российские губернатора были вынуждены отменить свои визиты не только в связи с разразившимся в России экономическим кризисом, но, в первую очередь, ввиду явного недовольства Кремля зачастившими в Беларусь лидерами субъектов федерации. Кремль подозревает своего «стратегического союзника» Лукашенко в желании «поиграть» на внутреннем российском политическом поле.