Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр ГАНДЕЕВ

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
в июне 1998 года

1.    БЮДЖЕТ-98

Июнь в Астраханской области ознаменовался принятием бюджетов на текущий год областным Представительным Собранием и городским Советом Астрахани.

1.1.       Областной бюджет

Основные показатели (тыс. руб.):

Доходы                            —         1 209 934

Расходы                           —         1 187 258

Бюджет развития           —            110 922

 

Предельный размер дефицита бюджета — 84 695 тыс. рублей или 7% от доходов. На его покрытие будут привлечены кредиты банков.

На погашение основной суммы внутреннего долга будет направлено 101 955 тыс. рублей. Обслуживание государственного долга — 33 148 тыс. рублей.

Основные статьи расходов (тыс. руб.):

помощь бюджетам органов местного самоуправления             —      268 855

социальная политика                                                                            —      240 413

здравоохранение и физическая культура                                        —      128 483

образование                                                                                            —        98 811

жилищно-коммунальное хозяйство                                                  —        98 263

сельское хозяйство и рыболовство                                                   —        46 592

государственное управление                                                             —        40 131

промышленность, энергетика, строительство                                —        37 777

правоохранительная деятельность                                                    —        38 896

транспорт, дорожное хозяйство, связь                                             —        25 405

культура, искусство                                                                              —        20 365

развитие рыночной инфраструктуры                                              —          4 552

 

Средства из бюджета развития пойдут на финансирование работ по газификации котельных, реконструкции аварийных объектов ЖКХ и мероприятия по поддержке инвестиционных проектов, одобренных администрацией области.

Изменения в распределении расходов теперь должны будут либо утверждаться областным Собранием, либо вноситься в закон о бюджете в течение месяца.

Процесс принятия областного бюджета-98, по мнению ряда наблюдателей, хотя и затянулся на полгода, но все-таки сильно отличался от тех же действий депутатов прежнего Собрания. Если еще в прошлом году процесс принятия бюджета сводился к красноречивым выступлениям глав районов и департаментов, а депутаты жалели и становились на сторону самых речистых, то в этом году все было совсем иначе. Всю черновую работу провели согласительная комиссия и комиссия по бюджетно-финансовой политике Собрания.

Вопреки призывам некоторых депутатов увеличить дефицит бюджета, он все-таки остался на уровне 7% (в прошлом году он достигал 20%). Бюджет развития увеличен на 17 миллионов рублей. На 4,5 миллиона рублей «урезаны» затраты на государственное управление, на 5 миллионов — на транспорт, связь и информатику, на 200 тысяч — на международную деятельность.

Однако депутаты не приняли ряд статей к закону о бюджете, предложенных губернатором Анатолием Гужвиным. Все они касались взаимоотношений исполнительной власти и органов местного самоуправления и нацелены на вывод из кризиса дотационных районов. Так, в частности, губернатор предлагал ввести в районах области институт финансового управляющего.

1.2.       Городской бюджет

Основные показатели бюджета г.Астрахани на 1998 год:

доходы                                 —   689 млн. рублей

расходы                               —   772 млн. рублей

дефицит                              —   13%

бюджет развития              —   3 млн. рублей

собственные доходы        —   615 млн. рублей

трансферты области        —   74 млн. рублей

 

На заседание городского Совета Астрахани было вынесено два проекта предложений по бюджету города на 1998 год. Один — бюджетной комиссии горсовета во главе с Владимиром Щербаковым, бывшим мэром, а ныне директором Астраханской дирекции «Мосбизнесбанка», содержал более радикальные предложения: уменьшить расходы на государственное управление на 10 млн. рублей, на здравоохранение — на 20 млн. рублей, образование — на 3 млн. рублей, а на программу капитального строительства на править 55 млн. рублей.

Рабочая комиссия во главе с заместителем председателя горсовета Борисом Борисенко предложила более умеренный и щадящий вариант сокращения бюджетных расходов: государственное управление — на 3 млн. рублей, здравоохранение — на 5 млн. рублей и т.д. В итоге депутатами был принят компромиссный вариант: программу капитального строительства утвердить в полном объеме, а в других отраслях провести щадящее сокращение по схеме, предложенной комиссией Борисенко. В поддержку этого варианта выступил и мэр Астрахани Игорь Безрукавников, заявивший, что если провести сокращение по схеме бюджетной комиссии Щербакова, то в городской администрации, по подсчетам И.Безрукавникова, осталось бы всего три человека.

2.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

В июне в Астрахани высадился «десант» депутатов Государственной Думы, представлявших комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, а также фракцию КПРФ (Юрий Полдников, Владимир Гришуков, Евгений Газиев). С депутатами приехали специалисты аппарата Госдумы.

Думцы встретились с членами Союза обманутых вкладчиков, вкладчиков Сбербанка и приняли участие в заседании общественно-политического консультативного совета (ОПКС) при главе администрации области. Им не удалось найти поддержки у представителей общественных организаций Астраханской области. Оказалось, что многим из них доводилось обращаться в поименованный выше парламентский комитет и во фракцию КПРФ, но безрезультатно. Еще большее неприятие московских гостей возникло после того, как последние заговорили об импичменте президенту и хорошем Земельном Кодексе.

Далее гостям был задан вопрос: почему этот комитет Госдумы занимается разработкой таких законопроектов, как закон о трудовом коллективе, о территориальном и общественном самоуправлении и проч., по мнению вопрошающего, отнюдь не первоочередных по актуальности, вместо того, чтобы заняться более актуальными, по мнению вопрошающего, законопроектами — о фашизме, об альтернативной службе в армии и т.п. А лидер общества обманутых вкладчиков Лариса Самойличенко высказала мнение, что высадка «десанта» коммунистов из Госдумы связана с грядущими в 1999 году парламентскими выборами. Она считает, что таким образом коммунисты уже сейчас начали вербовать своих сторонников, исполняя призыв Г.Зюганова идти в массы и завоевывать новых союзников.

3.    КРИМИНАЛ

24 июня в Астрахани произошло очередное заказное убийство. На этот раз жертвой стала 49-летняя заместитель председателя арбитражного суда Астраханской области Любовь Черемных.

За восемнадцатилетнюю историю существования арбитражного суда России это второй случай убийства его работника. Первый был в Москве несколько лет назад.

Л.Черемных была убита тремя выстрелами (один — в затылок) утром на пороге собственной квартиры, когда собиралась идти на работу и закрывала дверь. Следует отметить, что за последние несколько месяцев это уже третье в Астраханской области покушение на государственных служащих. Два из них закончились смертью. Из охотничьего ружья в центре города был застрелен работник Лицензионной палаты администрации области Владимир Тарасов. И вот теперь — убийство заместителя председателя арбитражного суда. Еще одна жертва наемного убийцы — начальник госторгинспекции Надежда Наконечникова — в тяжелом состоянии больше месяца находится в больнице. Она на своем рабочем месте была облита кислотой.

Ни один из преступников правоохранительными органами так до сих пор и не найден.

Любопытно, что журналисты областной молодежной газеты «Комсомолец Каспия», узнав о покушении на Л.Черемных по своим каналам, прибыли на место происшествия раньше работников прокуратуры. Прибывшая же на место происшествия следователь по особо важным делам областной прокуратуры Алимова обозвала журналистов болтунами.

Комментируя этот эпизод, газета отметила, что в печатных и электронных СМИ не без участия правоохранительных органов и прокуратуры насаждается мысль о том, что заказные убийства очень трудно раскрыть. Формирование такого общественного мнения, а также безрезультатная работа следователей по этим делам приводит к тому, что убийцы чувствуют себя абсолютно безнаказанными.

По мнению ряда наблюдателей, скорее всего убийство связано с профессиональной деятельностью Л.Черемных. Причем корни его надо искать не в прошедших через ее руки дела (особенности астраханского менталитета таковы, что сводить счеты за проигранные дела таким образом не будут — гораздо разумнее решить проблему в следующей инстанции), а в тех, что должны были рассматриваться в недалеком будущем (в настоящее время в арбитражном суде летнее каникулярное затишье). Существует предположение, что на подходе к рассмотрению в арбитражном суде находится некое крупное дело. А убийство заместителя председателя арбитражного суда есть не что иное, как акт устрашения.