Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Игорь ЕГОРОВ

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
в мае-июне 1997 года

1.    ПОЛИТИКА

1.1.    Конституционные проблемы

В мае-июне 1997 года постановление Конституционного Суда, указы и запросы Президента, прокурорские протесты по “удмуртскому делу” в основном были формально удовлетворены. Но “дуэль” между ижевской мэрией и руководством республики имеет тенденцию выйти на иной уровень и продолжиться на возможных выборах.

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект о структуре исполнительных и представительных органах власти в субъектах Российской Федерации. Камнем преткновения для Удмуртии в этом документе становится положение о том, что высшим должностным лицом субъекта федерации должен быть всенародно избранный глава исполнительной власти. На сегодняшний день уже есть предположения о разногласиях по этому поводу между председателем правительства Павлом Вершининым и председателем Госсовета Александром Волковым. Правда, оба уверяют, что эти слухи распространяет оппозиция. Однако наличие в республике в нестабильной политической обстановке и в преддверии избирательного марафона двух равнозначных по статусу политиков заставляет задуматься о возможности соперничества между ними. Сейчас оба они депутаты Совета Федерации, но по одному из вариантов проекта о органах госвласти в субъектах, депутатом Совета Федерации может быть только глава исполнительной власти, избранный населением. Если принятие этого федерального закона в такой редакции произойдет до внесения поправок в Конституцию УР, то тогда автоматически возникает вопрос о высшем должностном лице республики, который должен возглавлять исполнительную власть и избираться населением.

К тому же, похоже, интерес к ижевским делам, к мэрии и лично к мэру Салтыкову со стороны госструктур заметно поугас. Мэрия провела День города под лозунгом “Я люблю свой Ижевск”, отметила 130-летие местного самоуправления в Ижевске, утвердила герб города и ряд других мероприятий, поднимающих у ижевчан городской патриотизм. Появилась публикация интервью с краеведом Евгением Шумиловым с воспоминаниями о том как в 1984 году Ижевск стал Устиновым, а в 1987 — опять Ижевском и какую роль в этом сыграла ижевская общественность [2].

Руководство республики проводило выезды в районы, встречалось с общественностью, совместно с Союзом журналистов провело “бал прессы” в Сарапуле (с катанием на теплоходе). Александр Волков, прежде чуравшийся подобных поступков, сам посетил редакции “оппозиционных” “АИФ Удмуртии” и телекомпании “Новый Регион”.

1.2.    Новое общественное объединение

Главным политическим событием мая-июня можно считать создание общественного объединения “Удмуртия”.

Избирательное объединение “Удмуртия” было создано в 1994 году перед выборами в Государственный совет Удмуртской Республики. Тогда в объединение вошли профсоюзы, местное отделение Аграрной партии России, КПРФ, социал-демократической народной партии России. Руководитель избирательной кампании блока и его тогдашний лидер Геннадий Овчинников (директор ижевского филиала Уральского кадрового центра) определял место организации в политическом спектре республики как левоцентристское, социал-демократическое. В принятой 20 сентября 1994 года платформе блока одним из основных требований было принятие Конституции Удмуртии на референдуме или, по крайней мере, Конституционным собранием при максимальном участии населения республики в обсуждении Основного Закона.

Кроме того, по мнению тогдашнего руководителя объединения, нельзя увязывать выборы президента республики с принятием Конституции, отсутствие которой не может быть причиной оттягивания выборов (закон о президенте Удмуртской Республики был к тому времени принят и до сих пор не отменен). Своим кандидатом на пост президента УР члены объединения “Удмуртия” назвали тогдашнего председателя Совета министров республики Александра Волкова.

Однако Верховный Совет республики тогда (в 1994 г.) принял иное решение. В Конституции Удмуртии, принятой на 25-й сессии Верховного Совета, института президента не осталось. Успешно выступив на выборах Государственного совета, “Удмуртия” получила 20% депутатских мест, создав в Государственном совете свою фракцию, которую возглавил Владимир Коняшин, глава местного самоуправления Камбарского района.

20 мая 1997 года избирательный блок превратился в общественное объединение “Удмуртия”. Оставшись верными своим пристрастиям, учредители объединения назвали своим лидером Александра Волкова. Ядро “Удмуртии” сегодня составляют республиканский Совет ветеранов, республиканская организация молодежи, Союз женщин, Союз интеллигенции, и удмуртская федерация профсоюзов.

На сегодня неясна легитимность членства профсоюзов в этой организации — решение о вступлении в объединение было принято исполкомом, но на проведенном Совете федерации (через несколько дней после учредительной конференции “Удмуртии”) это решение утверждено не было. В этой связи необходимо отметить, что профсоюзы — своеобразный стержень “Удмуртии”, и от их участия зависит судьба удмуртской “партии власти”. Тем более, что учредительную конференцию откладывали несколько раз, очевидно, опасаясь неудачи.

На заседании Координационного комитета “Удмуртии” избраны его председатель и заместитель. Соответственно это Александр Волков и Владимир Агашин, заместитель председателя Государственного совета УР.

В основных положениях программы движения сказано: “Главной целью мы ставим возрождение нашей Удмуртской Республики в едином пространстве Российского государства, рост ее авторитета среди регионов и, в конечном итоге, подъем экономики и благосостояние людей”. Удмуртия должна быть конкурентоспособным регионом, а для этого республика должна стать “единой корпоративной системой с максимальным раскрепощением потенциала предпринимательства и иметь государственную власть с персональной ответственностью за результаты проводимой политики, с конкурентоспособным на региональном уровне правительством”.

Удмуртия видится сторонникам “Удмуртии” как социальное государство, где для населения создаются все условия для достойной жизни. Любопытно, что в состав координационного комитета не вошел Павел Вершинин. На пресс-конференции Александру Волкову задали вопрос о причинах неучастия премьера в движении. Волков посоветовал задать вопрос самому Павлу Вершинину. Тот же впоследствии заявил, что не может позволить себе участие в политических организациях, поскольку он чистый “хозяйственник”, а политика — не его дело.

1.3.    Политические организации

В течение мая-июня свои собрания провели местное отделения НДР, Аграрной партии России, КПРФ, а также “Удмурт Кенеш”. Так или иначе, во всех организациях возникал вопрос об отношении к “Удмуртии”. Пока ни одна из названных организаций не принимала решения о вхождении или поддержке “партии власти”.

15 мая десять ижевских организаций создали свое избирательное объединение “Законность, равноправие, народовластие”, с прицелом как на выборы органов местного самоуправления, так и на более далекие региональные — президентские и парламентские. В объединение вошли “правые” политические партии: “ЯБЛОКО”, “Демвыбор”, “Реформы — новый курс”, “Ассамблея парламентариев”, Конфедерация деловых женщин, “Народный дом” (Сергея Филатова) и другие. Присутствовали и иные — городской Совет ветеранов, союз офицеров, традиционно относимые к “прокоммунистическим силам”. В результате восемь из присутствующих организаций дали согласие делегировать своих представителей в руководящие органы блока.

1.4.    Сессия Госсовета республики

Июнь завершился открытием тринадцатой сессией Государственного совета Удмуртской Республики. Главным политическим итогом сессии можно считать принятие закона о референдуме в Удмуртской Республике и создание комиссии по разработке предложений о внесении поправок в Конституцию Удмуртской Республики.

В законе о референдуме, принятом на сессии, главный политический вопрос текущего момента был решен следующим образом. Если в проекте предлагалось записать: “На референдум Удмуртской Республики не могут быть вынесены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации, о досрочном прекращении полномочий или продлении срока полномочий Государственного совета Удмуртской Республики...”, то в Законе добавлено: “... и органов местного самоуправления”. Тем самым возможность инициирования референдума с целью ликвидации оппонента со стороны как Волкова, так и Салтыкова исключается.

В созданную комиссию по разработке поправок конституции не вошли, взяв самоотводы, глава правительства УР Павел Вершинин, мэр Ижевска Анатолий Салтыков и экс-председатель ВС Валентин Тубылов. По мнению многих наблюдателей, это и есть лидеры оппозиции команде Волкова.

1.5.    Статья О.Боткина

Олег Иванович Боткин — директор Института региональной экономики РАН, располагающегося в Ижевске. Без всяких сомнений он — один из лидеров региональной интеллектуальной элиты. Его институт не раз привлекался для разработки правительственных программ в Удмуртской Республике. В значительной степени Боткина можно считать идеологом многих направлений государственной политики в регионе. Правда, стоит отметить разницу между тем, что он говорит как ученый, и тем, что делает как политик.

3 июня 1997 года Олег Боткин опубликовал статью под названием “Другого выхода нет” [1], где изложил свои взгляды на региональную политику российского руководства. Мы решили включить в наш обзор изложение основных положений статьи, с тем чтобы проиллюстрировать некоторые аспекты внутреннего содержания процесса регионализации, о котором достаточно много пишут. Смеем предположить, что, несмотря на то, что О.Боткин, без всяких сомнений, прекрасно осведомлен о процессах, происходящих в других регионах, на его позицию оказала серьезное влияние именно удмуртская ситуация.

О.Боткин начинает с того, что провозглашенный принцип учета особенностей региона при проведении экономической политики, реформ в России был серьезной новацией в определении ориентиров этой политики. Это было бы в самом деле полезно, если бы федеральный Центр предполагал дифференциацию целей, объектов, методов рыночных преобразований в соответствии с региональной структурой хозяйства. На практике, по мнению Боткина, это не произошло, и учет особенностей регионов остался лишь в декларациях.

На деле избранный Центром набор методов ограничился рядом традиционных подходов, который свелся к следующему:

1. Распределение компетенции в решении территориальных задач при ведущей роли в процессе решения этих вопросов федерального Центра.

2. Формирование программ, финансируемых из государственного бюджета, с включением в них крупных инвестиционных проектов и государственных заказов.

3. Политика льгот и субсидий для оперативного регулирования региональных процессов.

Отказ от бюджетного регулирования региональных процессов создал ряд трудноразрешимых задач. В итоге критерием при выделении субсидий в регионы стали служить чаще всего политическая конъюнктура или кризисная ситуация, нежели хозяйственная стратегия и тактика. Идея о дифференциации подходов к развитию территорий незаметно переродилась в систему индивидуальных льгот, предоставляемых центром региональным властям. При этом отчетливо просматривается, по мнению автора статьи, две взаимосвязанных тенденции: упрощение представлений о региональной структуре (и, соответственно, региональных проблемах) и постепенное сокращение числа регионов, для развития которых государство считает возможным выделять средства.

Потерпела фиаско, по мнению Боткина, и идея активного участия руководства регионов в вопросах экономического роста и поиска источников финансирования. Только при поверхностном взгляде сегодня можно говорить о том, что “центр реформ переместился в регионы”.

Далее следует характеристика положения региональных экономик, которую лучше привести одной цитатой:

“...произошел крайне опасный территориальный разрыв воспроизводственных процессов, усилилась натурализация хозяйства. Региональная дезинтеграция российской экономики определила дробление оборота материальных и трудовых ресурсов, замыкание их миграции внутритерриториальными масштабами. Сложившаяся ситуация вызывает острую реакцию территориальных властей. Все популярнее становятся методы искусственного “замыкания” финансовых потоков. К их числу следует отнести и административные меры (например, запреты на проведение некоторых операций, связанных с вывозом капитала за пределы территории) и организационные (создание территориальных холдингов, финансовых корпораций) и экономические (введение во внутренний оборот денежных суррогатов)”.

Таким образом, заключает Боткин, концепция унификации экономического пространства страны вызывает не консолидацию территориальных структур, а их размежевание.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.    Собрания акционеров “Ижмаша” и “Удмуртнефти”

В этом разделе речь пойдет о собраниях акционеров только двух АО. На самом деле в рассматриваемый период такие собрания прошли во многих компаниях. Выбор определился тем, что “Ижмаш” и “Удмуртнефть” постоянно оказываются в центре внимания. С этими компаниями связаны крупные политические коллизии, от них в большей степени, чем от других, зависит региональная экономика.

2.1.1.    Акционерное общество “Ижмаш”

АО “Ижмаш” занимает в ряду проблем Удмуртской Республики одно из первых мест. Его судьба — проблема не только экономическая, но и политическая, поскольку “поднятие с колен” этого предприятия — программный момент (и головная боль) для любого восходящего к власти политика и для любого правительства УР. В некоторых публикациях “Ижмаш” называют градообразующим предприятием для столицы республики города Ижевска.

Преувеличения в этом мало. “Ижмаш” представляет собой совокупность различных производств, включая спецпроизводство (стрелковое оружие), станкопроизводство, сборочный конвейер автомобилей. Последнее производство — наиболее больной вопрос для предприятия. Здесь изначально лишь собирали автомобили “Москвич”, комплектующие к которому привозили с других предприятий Удмуртии и других регионов России, в том числе из Башкортостана (двигатели), Пермской области и т.д.

Процесс перехода на рыночные отношения сделал ижевское автопроизводство негибким и неспособным конкурировать с другими, даже отечественными автомобильными производствами. Низкое качество и высокая (благодаря большим накладным расходам) цена ижевского “Москвича” приводила к резкому сокращению объемов производства. Осложнялись отношения со смежниками, становился невозможным запуск новых модификаций автомобиля и тем более новых моделей.

Необходимость модернизации ижевского автопроизводства подтверждена постановлением Правительства РФ от 25 марта 1994 года №227. В рамках проекта модернизации завода уже установлено и используется импортное оборудование стоимостью $220 миллионов для изготовления кузовов, сидений, тормозной и выхлопной систем, цельноформированных деталей из пластмасс.

В 1996 году получено по кредитной линии “Гермес-92” прессовое оборудование на сумму 36,2 млн. DM в цех листовой штамповки. Для завершения модернизации прессового цеха, металлообрабатывающих, термических, инструментальных цехов автозавода и производства деталей из пластмасс оформлены контракты на импорт оборудования стоимостью 144 млн. DM в счет кредитной линии “Гермес-94-97”. В 1995 году “Ижмаш” подписал контракт с фирмой “Мицуи” на закупку комплекта оборудования для окраски деталей. А в 1996 году “Ижмаш”, Минфин России, Внешэкономбанк подписали долговые обязательства. В продолжение начатого необходимо было подписать кредитное соглашение между “Экспортно-импортным банком” Японии и “Внешэкономбанком” России.

9 июня текущего года в ходе визита российского вице-премьера Бориса Немцова в Японию были подписаны кредитные соглашения на общую сумму $95 млн. между российским “Внешэкономбанком” и “Эксимбанком” Японии. Кредиты предоставлены на 10 лет по льготным процентным ставкам в 2,5-2,6% годовых. В счет этого кредита между ОАО “Ижмаш” и фирмой “Мицуи” подписан контракт на закупку комплекта оборудования для окраски 260 тысяч автомобилей в год. Пуск оборудования в эксплуатацию планируется производить тремя очередями — в 1999, 2000, и 2001 годах. Стоимость контракта составляет $67 млн. Контракт предусматривает доведение мощности цеха окраски с 220 до 260 тысяч кузовов в год при обеспечении высших стандартов качества окраски. С внедрением этого комплекта оборудования будет обеспечен объем прибыли в развитие (возврат кредитов) в сумме $40 млн. в год. При этом Ижевский автозавод выйдет на уровень производства не менее 180 тысяч автомобилей [4].

В свое время японцы блокировали предоставление России кредитных ресурсов. В этом портфеле кредитов находились и $68 млн. для акционерного общества “Ижмаш” на поставку современных технологий и оборудования для покраски автомобилей. Все документы были согласованы, правительство Удмуртии взяло на себя обязательства по возврату иностранного кредита, но японцы не спешили. В Удмуртии рассчитывают, что результатом переговоров Бориса Немцова в Японии станет форсирование решения вопроса по кредиту. Рассчитывают также, что поставки лакокрасочного оборудования начнутся на “Ижмаш” уже в этом году, а завершатся в следующем [4].

Причину затягивания процедуры открытия “японской кредитной линии” до 1997 года (хотя переговоры начались около пяти лет тому назад) в республиканской прессе комментировали по-разному. Если обозреватель газеты “Известия Удмуртской Республики” В.Чиньков был склонен связывать зависание вопроса со сложностями российско-японских отношений [4], то его коллега из редакции “АИФ Удмуртии” Сергей Щукин, напротив, с внутриполитическим положением в УР [5]. По его мнению, все связано с возросшим интересом тогдашнего главы Совета министров Удмуртской Республики Александра Волкова к позиции руководства “Ижмаша” по вопросу о власти в Удмуртии накануне выборов в Госсовет Удмуртии. По версии Сергея Щукина, Александр Волков, не найдя поддержки у тогдашнего генерального директора АО “Ижмаш” Олега Собина, предпринял атаку на “Ижмаш” и, используя государственный пакет акций Удмуртской Республики (34,5%) “решил кадровый вопрос” в свою пользу, сместив с поста генерального директора Олега Собина, который занял пост председателя совета директоров. Генеральным директором стал Юрий Белоцерковский. Это произошло 22 мая 1995 года. Тогда в Устав АО было вписано положение, согласно которому генеральный директор не может совмещать эту должность с должностью председателя совета директоров. 31 мая 1996 года на собрании акционеров “Ижмаша” произошли следующие кадровые перестановки.

Генеральным директором АО был избран бывший генеральный директор АО “Аксион” Владимир Гродецкий, председателем совета директоров — Виктор Балакин, вице-мэр Ижевска (ныне являющийся полномочным представителем Президента РФ в Удмуртской Республике). В результате Олег Собин полностью исчез из “кадрового списка” “Ижмаша”.

В конце мая 1997 года вновь прошло собрание акционеров на “Ижмаше”. Генеральным директором стал Владимир Жебровский, а председателем совета директоров — Сергей Касихин, долгое время возглавлявший сперва фонд имущества Удмуртской Республики, затем комитет по собственности, объединивший и фонд, и госкомимущество. Сергей Павлович с мая 1995 года представлял в совете директоров “Ижмаша” правительство Удмуртии, соответственно проводя там государственную политику региональных властей.

Любопытно, что на собрании были внесены изменения в Устав АО. Теперь совет директоров состоит из пяти равных частей. По пять человек в него делегировали федеральные власти (42% акций), удмуртское правительство (33%) и трудовой коллектив (19,5%). Также внесен пункт, согласно которому генеральный директор вправе одновременно быть и председателем совета директоров [6].

С “Ижмашем” в рассматриваемый период связано еще два сюжета. В конце апреля в Донецке прошла специализированная выставка “ЭКСПО — Донбасс-97”, на которой были представлены автомобили, транспортные средства и сопутствующие товары: запчасти, инструмент, автокосметика, масла. Украинской выставке представил свою экспозицию и “Ижмаш”. В ходе работы выставки делегации “Ижмаша” удалось достичь договоренности о сборке ижевских автомобилей на территории Донецка. Здесь есть много заводов, что обеспечит производство площадями. Есть и рабочие руки, а комплектующие будут поступать из Ижевска.

В июне 1997 года правительство УР, правительство Башкортостана, руководство “Ижмаша” и Уфимского моторостроительного завода (УМЗ) подписали соглашение, согласно которому урегулируются отношения по поводу поставок в Ижевск моторов для ижмашевских “Москвичей”. Уфимцы обязались постоянно наращивать объемы поставок моторов и довести их до 5 тысяч штук с сентября 1997 года. Когда с конвейера “Ижмаша” ежемесячно будет сходить 5 тысяч автомобилей, стоимость мотора будет составлять 5040 тыс. рублей.

В мае, кстати, генеральный директор “Ижмаша” Владимир Гродецкий заявлял, что готов перейти на использование импортного двигателя и что уже проводятся испытательные работы по этому проекту [9]. Успех с решением вопроса по уфимскому двигателю можно, вероятно, отнести в зачет лично Александру Волкову и его коллеге по Совету Федерации главе правительства УР Павлу Вершинину, активизировавшим в последнее время свою деятельность в рамках ассоциации “Большой Урал”, в приоритетных планах которого оказалась записанным развитие уральской кооперации по поводу ижевского автомобиля. Возможно, оппоненты Волкова предоставят в прессе иные версии этого сюжета.

2.1.2.    Собрание акционеров “Удмуртнефти”

31 мая 1997 года прошло собрание акционеров АО “Удмуртнефть”. Республиканская пресса отметила, что совпавший с собранием день рождения председателя совета директоров, бывшего генерального директора АО “Удмуртнефть” Валентина Кудинова был отмечен личными поздравлениями председателя правительства УР Павла Вершинина и председателя Госсовета Александра Волкова. После былых конфликтов (см. наш обзор за ноябрь 1995 года) этот факт весьма примечателен.

На собрании произведено изменение структуры управления компанией. Еще в 1995 году государственный пакет акций, предназначенный для Удмуртской Республики, перешел в ведение НК ”Сиданко”. Теперь “Сиданко” приняло решение о более жестком подчинении своих дочерних предприятий. Полномочия исполнительного органа АО переданы управляющей компании “Сиданко”. По оценке обозревателя газеты “АИФ Удмуртии” С.Щукина, этот шаг тоже нельзя считать последним. По его мнению, процесс подчинения прежде независимых предприятий в рамках “Сиданко” будет стремиться к созданию управленческого монолита [8]. Генеральный директор, назначаемый прежде советом директоров АО “Удмуртнефть”, отныне будет утверждаться в Москве и руководить текущей хозяйственной деятельностью компании.

По сообщению присутствующего на собрании первого вице-президента компании “Сиданко” Бориса Волкова, московское руководство в ближайшее время назначит генеральным управляющим АО “Удмуртнефть” нынешнего гендиректора АО Евгения Богомольного. С ним будет заключен контракт на три года с правом его перезаключения. Часть нынешних полномочий собрания акционеров передается совету директоров. За Валентином Кудиновым, остающимся на посту его председателя, закрепляется право подписания контрактов с заместителями гендиректора и руководителями структурных подразделений АО. Щукин отмечает “рудиментарный характер” совета директоров в его нынешнем статусе и предрекает дальнейшее снижение его роли в контексте “перехода на единую акцию”.

Новый состав совета директоров включает в себя пятерых представителей “Сиданко” (вместе с Евгением Богомольным), троих руководителей АО “Удмуртнефть” и представителя удмуртского правительства, заместителя председателя комитета по науке УР Олега Власова (бывшего министра промышленности и заместителя председателя правительства УР). По расчетам Щукина, нынешний пакет акций АО ”Удмуртнефть”, подконтрольный “ОНЕКСИМбанку”, составляет порядка 81% (акции, принадлежащие “Сиданко”). Он отмечает, что примерно такое количество голосов было подано при голосовании за генерального директора Евгения Богомольного. Как отмечает обозреватель газеты “Известия Удмуртской Республики” В.Чиньков, в сложившейся ситуации “влияние правительства на “Удмуртнефть”, в том числе и в вопросах своевременности перечисления нефтяниками налогов, уменьшается до мизера. На этом фоне симптоматичен рост задолженности “Удмуртнефти” перед бюджетной системой” [9].

2.2.    О строительстве международного сектора Ижевского аэропорта

23 мая 1997 года президиум Госсовета Удмуртской Республики утвердил план капитальных вложений в международный сектор Ижевского аэропорта. Открытие международного сектора аэропорта Ижевск значительно расширит спектр контактов граждан и предприятий республики с дальним и ближним зарубежьем. По итогам состоявшегося конкурса заказ на проведение работ по строительству строительный трест №17. Определены источники финансирования проекта. 15 миллиардов рублей кредитных ресурсов будут получены от акционерного общества “Удмуртнефть”, около 3,5 миллиарда — по Соглашению о временном порядке регулирования финансовых отношений между правительствами Удмуртии и Республики Башкортостан и компанией “Башнефть”. К сожалению, посетовал на заседании президиума заместитель председателя правительства Юрий Питкевич, не удалось договориться с компанией “Сиданко”, в состав которой входит “Удмуртнефть”, о стопроцентных расчетах по займу в 1998 г. Согласно договору, придется рассчитываться уже в нынешнем году [10].

 

 

Источники

1.  Боткин О. Другого выхода нет // Удмуртская правда. — 1997. — №80. — 3 июня.

2.  Щукин Сергей. “Ижевск — Устинов — Ижевск”. Интервью с Евгением Федоровичем Шумиловым // АИФ Удмуртии. — 1997. — №42. — 14 июня.

3.  Боткин О. Другого выхода нет // Удмуртская правда. — 1997. — №80. — 3 июня.

4.  Новикова Светлана. Папа “ГАЗа” выбил деньги под ижевский автомобиль // Неделя Удмуртии. — 1997. — №25. — 22 июня.

5.  Чиньков Валерий. Борис Немцов нашел “ключ” к японскому кредиту для “Ижмаша” // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — №89. — 17 июня.

6.  Чиньков Валерий. Борис Немцов нашел “ключ” к японскому кредиту для “Ижмаша” // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — №89. — 17 июня.

7.  Щукин Сергей. Старая история о “японском кредите” // АИФ Удмуртии. — 1997. — №43. — 20 июня.

8.  Щукин Сергей. “Ижмаш” как зеркало экономики // АИФ Удмуртии. — 1997. — №40. — 6 июня.

9.  Чиньков Валерий. Ижевск и Уфа стали парнерами. Надолго? // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — №93. — 24 июня.

10. Щукин Сергей. После битвы. Собрание акционеров “Удмуртнефти” еще раз раставило все точки над “i” // АИФ Удмуртии. — 1997. — №39. — 2 июня.

11.Чиньков Валерий. Удмуртия продолжает терять бразды правления “Удмуртнефтью”... Зато “делает погоду” в руководстве “Ижмаша” // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — №79. — 29 мая.

12. “Аэропорт Ижевск будет международным” // Известия Удмуртской Республики. — 1997. — № 80-81. — 31 мая.