Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

В. И.

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
в июне 1997 года

1.    ПОСЛЕСЛОВИЕ К ВЫБОРАМ

1 июня прошли выборы депутата в Госдуму по 145-му округу, депутатов городских Дум Ростова и Батайска, мэра Батайска. Их основные результаты уже были даны в майском мониторинге.

Напомним, что голоса распределились следующим образом:

Н.Коломейцев (КПРФ)                                          —                39,8%

Г.Меликьян (НДР)                                                    —                   18,9%

Против всех                                                              —                  10,7%

А.Станков                                                                   —                     7,8%

Б.Гринберг                                                                 —                     4,1%

Остальные 10 кандидатов                                   —     меньше 3,0%

 

Явка                                                                             —                   39,8%

1.1.    О выборах в Госдуму по 145-му округу

При подведении итогов выборов несколько неожиданным стала задержка с утверждением результатов Центральной избирательной комиссией.

Почти все центральные СМИ сообщили о скандальном аресте башкирской милицией кандидата в депутаты Б.Гринберга без санкции Генерального прокурора. Для газетчиков, наблюдавших перипетии вокруг этого ареста, многое так и осталось неясным — слишком несерьезно, это выглядело. Но самое интересное оказалось впереди. Гринберг заявил, что голосование населения за коммуниста — это оплеуха общественности, и поэтому он начинает борьбу за проведение перевыборов, основываясь на нарушениях, связанных с его арестом.

В Ростове к заявлению Гринберга отнеслись спокойно и облизбирком, утвердив протоколы, отправил их в Москву. Однако Центризбирком не стал “с ходу” утверждать результаты голосования. В Ростове тут же появились заявления некоторых политиков о возможном проведение перевыборов. Надеялся на такой поворот событий и лидер молодежной организации движения “Наш дом — Россия” О.Бочаров, побывавший в Ростове.

Вдобавок к этому Б.Гринберг подал в Первомайский суд Ростова жалобу с требованием наказать сотрудников МВД Башкортостана, возместить расходы на избирательную компанию и компенсировать моральный вред, причиненный незаконным задержанием. Все это им оценено в 11 869 млн. рублей.

1.2.    Политические силы подводят итоги

1.2.1.     “ЯБЛОКО”

Как и предполагалось, “ЯБЛОКО”, сняв своего кандидата фактически в пользу Меликьяна, оказалось в беспроигрышной ситуации. С одной стороны, проигрыш “яблочного” кандидата был очевиден и неизбежен (опрос, проведенный за 10-12 дней до выборов, показал, что лидирует Н.Коломейцев — в его поддержку высказалось 12%, на втором месте был представитель “ЯБЛОКА” лишь с 7%). Но теперь лидеры местного “ЯБЛОКА”, заявляя о серьезном поражении демократических сил, винят в этом столичных деятелей НДР, из-за действий которых “ЯБЛОКО”, во имя сплочения реформаторов, было вынуждено снять своего кандидата. Благодаря налаженному взаимодействию ростовского “ЯБЛОКА” с региональными властями, “яблочные” заявления широко освещаются в прессе.

Результаты выборов в городскую Думу оцениваются “ЯБЛОКОМ” как большая победа. Естественно, при этом умалчивают о проигрыше четырех из пяти прежних “яблочных” депутатов. Подчеркивается то, что теперь проведшее в думу семь кандидатов “ЯБЛОКО” обладает крупнейшей фракцией.

Попадаются в победных заявлениях лидера “ЯБЛОКО” М.Емельянова и фактические ошибки. Например, он сказал однажды, что кандидаты “ЯБЛОКА” занимали места не ниже третьего. Но есть округ, где “яблочник” на четвертом месте. Кроме того, есть округ, где было лишь три кандидата, и третье место “яблочника” — одновременно и последнее. Впрочем, пока отношения с руководством региона и СМИ у “ЯБЛОКА” остаются хорошими, такие ошибки безопасны — их не станут выискивать и использовать против объединения.

1.2.2.    КПРФ

Представители КПРФ в особом раздувании щёк не замечены, да и СМИ им не дают этого сделать, хотя причин для ликования у них, пожалуй, побольше, чем у “ЯБЛОКА”. Главное — победа в 145-м округе в Госдуму осталась за ними. Мэром Батайска избран их кандидат (46,2%), большинство в Батайской Думе за НПСР (7 из 11). Картину им портит Ростовская Дума, — всего три депутата (но до этого было два).

1.3.    Скандалы с выборами городскую Думу

1.3.1.    Досрочное голосование

Наибольшее возмущение у большинства кандидатов вызывала система предварительного голосования, которая давно отлаживается местными властями. Впервые масштабно она была применена на выборах мэра города.

Руководители подразделений (прежде всего это касается муниципальных учреждений), вызывают своих подчиненных и сообщают о том, чтобы на следующий день они пришли с паспортами. На следующий день служащих отправляют группами в окружные комиссии (обычно они располагаются в администрациях районов), где и голосуют.

Если в день голосования наблюдатели не отходят от урн до тех пор, пока их не вскроют и не пересчитают все бюллетени, то здесь в течение нескольких дней всё держится на “честном слове” председателя окружной комиссии. О том, что законодатель создал отличную лазейку для нарушений — говорят уже давно.

А результат, — в некоторых городских округах процент досрочно проголосовавших достигал 15-20%. Таких процентов в большинстве случаев более чем достаточно для победы в округе.

Ряд кандидатов обратились в прокуратуру по поводу такого проведения предварительного голосования, но формально закон не нарушен, а потому полная бесконтрольность проведения досрочного голосования была признана законной.

1.3.2.    Публикация непроверенных предварительных результатов

После опубликования предварительных итогов возникли скандальные ситуации в двух округах — прессой было объявлено, что победу одержали “не те” кандидаты.

Как выяснилось позже, скандал возник из-за того, что “ЯБЛОКО”, имевшее в ночь выборов более объемную информацию, чем городская избирательная комиссия, дало газетчикам свои данные (которые по этим двум округам оказались неполными). Естественно, победители возмутились и начались “выяснения” в муниципальной избирательной комиссии.

1.3.3.    Голосование против всех

Становится скандальным и процент голосующих “против всех”. В среднем он равен 10-12%. Но в городском округе №4 “против всех” проголосовали 20% пришедших к урнам. Лишь 112 голосов разделили проголосовавших “против всех” и за победившего кандидата.

1.3.4.    Статистический анализ

К сожалению, значительный разброс по округам таких данных, как число недействительных бюллетеней (от 156 до 889) и “числа бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной позиции” (от 20 до 430), позволяет, исходя из статистических законов, предполагать, что имеется очень большая вероятность манипуляций бюллетенями.

1.4.    Выводы

Анализ протоколов выборов в Ростовскую Думу показывает, что население области становится более политизированным. В этих выборах фактически участвовали представители только двух политических сил, — “ЯБЛОКА” и НПСР. В большинстве округов их кандидаты были в лидирующей тройке. Партийная принадлежность не всегда играет решающую роль, но фактором, способствующим победе, без сомнения, является.

Естественно, что теперь различные политические силы имеют виды на новых независимых депутатов.

“ЯБЛОКО” заявляет о возможности создания фракции в 10-11 депутатов, что позволит им, как они считают, получить рычаги управления городом.

Функционеры областного НДР намерены объединить беспартийных депутатов в соответствующую фракцию. Кроме этого, зная взгляды местных “яблочников”, они заявляют, что их ближайшими союзниками в городской Думе будут депутаты от этого движения.

Ростовская торгово-промышленная палата выставила на этих выборах 7 кандидатов, а провела двоих. Но и она надеется создать свою фракцию производственников и предпринимателей за счет независимых кандидатов. Уже есть данные, что в этой группе 5 депутатов.

Если учесть, что в составе Думы подавляющее большинство депутатов имеют антикоммунистическую направленность, то при прогнозировании ее деятельности на первый план выходит вопрос о том, будет ли Дума под полным влиянием исполнительной власти или все же не под полным. Пока всё говорит о том, что у исполнительной власти каких-либо сложностей во взаимодействии с депутатским корпусом не предвидится.

2.    ОБЛасть

2.1.    Месяц угроз всем нерадивым чиновникам

В конце этого месяца мало кого удивили снова появившиеся сообщения СМИ о том, что “сегодня губернатор в очередной раз заявил, что он готов идти до конца, чтобы навести порядок в области.”

Все началось с того, что на совещании по подведению предварительных итогов полугодия губернатор В.Чуб в течении нескольких часов убеждал руководителей местного самоуправления и областных ведомств не воровать и по возможности экономить бюджетные средства [1].

На состоявшемся в конце июня очередном совещании с руководителями местной власти и различных ведомств губернатор обмолвился о том, что Президент РФ недоволен экономической ситуацией в области. Показатели экономического развития области — катастрофические: она оказалась на пятом месте с конца. Хуже лишь в Таймырском, Эвенкийском, Чукотском, Корякском и Бурятском автономных округах. Такая ситуация для экономически развитого региона, который еще несколько лет назад был донором федерального бюджета, заставила Москву несколько иначе взглянуть на результаты работы Чуба и его команды. Слишком долго ростовские власти пускали пыль в глаза Москве, и были у нее на неплохом счету, так как там прежде всего ценилось верноподданническое поведение. Через год после президентских выборов Москва, наконец, повернулась к экономике и требует этого же с субъектов Федерации.

Экономические показатели в области все хуже. Статистические данные показывают, что по сравнению с уровнем прошлого года индекс физического объема промышленного производства снизился на 25,5%. За четыре месяца спад производства наблюдался в 8 из 10 основных отраслей промышленности области.

Наибольшее снижение производства отмечалось в машиностроении и металлообработке, — индекс физического объема составил лишь 59,1%. В промышленности стройматериалов — 58,6%. Добыча угля снизилась еще на 26,6%, металлопроката на 49,1%. Производство мяса упало на 42,5%, колбасных изделий — на 30%, масла растительного — на 34,7%. Снижение производства зерноуборочных комбайнов, по сравнению с прошлым, тяжелейшим для комбайностроителей, годом составило 80,6%!

Основными причинами спада здесь считают потерю традиционных рынков, затоваривание складов из-за неконкурентоспособности продукции, кризис платежеспособности предприятий [2].

Есть незначительные улучшения в легкой, химической и нефтехимической промышленности. Однако вес этих отраслей в промышленном потенциале области столь невелик, что на итоговые показатели это не оказало существенного влияния.

На фоне продолжающегося спада сократилась на 40% инвестиционная активность в производственную сферу. 24,5% инвестиций осуществлено за счет государственной поддержки предприятий. Основными источниками инвестиций продолжают оставаться собственные средства предприятий. Их доля составила 70% от общего объема инвестиций. Это на 28 пунктов выше, чем в I квартале 1996 года [3]. Банковский капитал в оздоровлении экономики практически не участвует.

Неплатежеспособность заказчиков привела к тому, что к настоящему моменту строительным организациям оплачено лишь 29,7% выполненных работ.

На совещаниях Чуб рассказывал о том, как уплывают деньги мимо бюджетного кармана. Он и руководитель главного контрольного управления администрации приводили десятки примеров того, как были упущены значительные суммы из-за “беспечности” руководителей администраций, предприятий и налоговиков. Примеры таких уходов от налогов известны всей стране, но масштабность нарушений, наглость и уверенность в безнаказанности — привели к большим “достижениям”. Губернатор прямо заявил на совещании, что безобразия начинаются с сидящих здесь.

Создалось впечатление, что губернатор решил выбивать налоги любой ценой из всех подряд.

Руководитель территориального агентства ФУДН Т.Грамотенко попыталась несколько смягчить необходимость проведения такой политики. Она заявила, что в области до сих пор нет экономической программы, которая позволила бы создавать условия для становления промышленности области. В этой ситуации кампания по одному лишь выбиванию причитающихся с них налогов опасна. Пока в области нет условий для становления промышленности, подобная политика в итоге приведет лишь к дальнейшему развалу экономики.

Хотя в области на большинстве заводов произошел передел собственности, но предприятия лучше работать не стали. Наоборот, усиливаются опасные тенденции. На предприятиях создаются параллельные структуры, где проходят финансовые потоки и идет личное обогащение.

Кроме бесконтрольности в сборе налогов, была обсуждена ситуация с расходованием собираемых с таким трудом бюджетных средств. Вопросы разбазаривания бюджетных средства властями рассматриваются и в статье еженедельника “Город N” под названием “Бездарно прожитые деньги”.

Основной вывод, который делается автором статьи — отсутствие в структурах власти органа, который бы контролировал или хотя бы отслеживал проблемы эффективного использования бюджетных средств в области. Нынешняя структура власти совершенно не приспособлена к борьбе с казнокрадством.

Существуют контрольные органы, которые отслеживают лишь нецелевое использование средств. За прошлый год они выявили таких нарушений на сумму в 150 млрд. рублей. (Дефицит городского бюджета Ростова в прошлом году был равен 200 млрд. рублей.) Но эти 150 млрд. рублей считают лишь верхушкой айсберга.

Кроме очевидной задачи установления более жесткой системы контроля за целевым использованием бюджетных средств (хотя эту систему власть кое-как сохранила от прежних времен), есть гораздо более важная проблема: как сделать, чтобы при нынешнем разбросе цен договоры на закупку и подрядные работы заключались чиновником исходя из интересов государства, а не собственного кармана. Чиновничий клан прекрасно научился использовать в своих целях и конкурсную систему на подрядные работы.

“Поле для реорганизации огромно, — констатирует журналист. — И до тех пор, пока не будет создана система финансов, эффективно контролирующая и тестирующая сама себя, все разговоры о наведении порядка будут лишь сотрясением воздуха” [4].

Возникает лишь банальный вопрос о самой возможности создания исполнительной властью системы контроля над собой. До сих считалось, что эффективный контроль за одной властью могут обеспечить лишь другие власти и гражданские институты.

Нынешние высказывания В.Чуба выглядят довольно странно. В создании нынешней системы непосредственное участие принимал сам губернатор со своей командой. Все эти годы он формировал всю исполнительную вертикаль. Кроме этого, МВД, суды, прокуратура, налоговые органы, как говорится, “смотрели ему в рот”.

Теперь для ее реорганизации необходимы очень жесткие, а главное экономически грамотные действия, которые возможны лишь с приходом новой команды.

2.2.    Г. Меликьян о властях области

Предвыборная компания, проводимая лично членами правительства, дает им гораздо больше понимания реальной ситуации на местах, чем самая “исчерпывающая” информация, которую они имеют в Москве.

Г.Меликьян не смог победить на выборах, но вынес довольно исчерпывающее понимание ситуации на месте. Его предвыборные встречи с населением, открыли ему на многое глаза. Теперь он заявляет, будто он “благодарен судьбе за эти удивительные полтора месяца”. И свой проигрыш он связывает с “тяжелой социально-экономической ситуацией в регионе”.

По словам Г.Меликьяна, когда он попытался выяснить у одного из руководителей области, почему происходит такое обвальное падение производства (а такого обвала он даже не может припомнить), то в ответ услышал “перечень “стандартных” причин: большая доля машиностроения, “оборонки”, проблемы с “Ростсельмашем”...”

“Одни всю энергию направляют на то, чтобы доказать: сделать, мол, ничего невозможно. Другие ищут и находят решение возникающих проблем. К сожалению, у нас больше тех, кто доказывает невозможность работать” [5].

3.    РОСТОВ-НА-ДОНУ

3.1.    Жилищно-коммунальная реформа

Начало проведения жилищно-коммунальной реформы заставило многих присмотреться к установленным в городе расценкам. Оказалось, что по всем видам жилищно-коммунальных платежей Ростов опережает соседние регионы. Велика в Ростове плата за водоснабжение и канализацию. По отношению к Волгограду она составляет 680%. В 2,5-3 раза дороже в Ростове услуги по снабжению природным газом.

Газеты много и эмоционально описывают ситуацию в этом вопросе. И прежде всего отмечают, что власти не навели порядок с учетом реально предоставляемых услуг населению. Администрация города с 1992 года много рассказывает о новом подходе к учету потребления воды, газа, тепла. Как и в прежние времена много победных рапортов о начале работы, а результат нулевой.

За три года ростовский “Водоканал” из 70000 комплектов испанских водомеров смог установить в миллионом городе аж 9000, чем мэр очень гордится. С такими темпами проведение жилищной реформы Ростов вскоре вновь окажется в одном ряду с Эвенкийским и Чукотским автономными округами.

Но кроме эмоциональных статей, есть и статистика. Тарифы на коммунальные услуги по Ростовской области разнятся в разы. Рост цен задает Ростов. На начало апреля плата за двухкомнатную квартиру (44 кв. м) семьи из трех человек составляла 188 500 рублей в Ростове и 131 400 в области. Среднестатистический ростовчанин должен истратить 36,6% своей зарплаты на квартиру. Для среднестатистического пенсионера — это уже 42,5% пенсии. Для учителей и медработников — 51,1% [6].

3.2.    Мэр Ростова — в президентском совете

Известие о том, что мэр Ростова М.Чернышев включен в созданный Президентом РФ Совет по местному самоуправлению, трудно назвать сенсационным, хотя местная пресса именно так и представляла это событие. Исполнительная вертикаль создает свою очередную структуру для решения проблем в нужном ей направлении. И включение в Совет верного сторонника политики, проводимой нынешней исполнительной властью особого удивления не вызывает.

Остается только принимать как должное выбор президентом в свои советчики мэра города, где вольготно чувствуют себя различные казнокрады; где собираемость налогов с коммерческих структур (типа всевозможных рынков, платных автомобильных стоянок, бензоколонок) выводит на совещаниях из равновесия даже закаленного Чуба, так как в казну приходят просто смешные суммы налогов.

3.3.    Первое заседание Ростовской-на-Дону городской Думы

Состоялось первое заседание городской Думы. Самыми важными были организационные вопросы.

Как и предполагалось, все прошло совершенно гладко для исполнительной власти. На устав никто не покушался: мэр будет во главе Думы и исполнительной власти, а на руководство повседневной работой Думы вновь утверждена З.Неярохина, — в ранге заместителя главы администрации города. Теперь, под их руководством, депутаты будут осуществлять свою деятельность, в том числе и контролировать работу этой администрации.

“Яблочники” получили три комиссии из шести.

Лидер фракции В.Байбуртян, экономист, руководитель местного ЭПИцентра, возглавил комиссию по жилищно-коммунальным вопросам. В своем интервью местному радио он сообщил горожанам о том, что для проведения в Ростове жилищно-коммунальной реформы он непосредственно обратится к Явлинскому за помощью. Насколько эффективно Явлинский сможет делать работу Байбуртяна, — ростовчане скоро узнают.

4.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКие события

4.1.    Казачество

По-прежнему не сдает своих позиций атаман Всевеликого Войска Донского (ВВД) Н.Козицин, в противовес которому власти создали государственную структуру под тем же названием во главе с Хижняковым.

В этом месяце Козицин съездил в Грозный и заключил новое соглашение с А.Масхадовым. Этот его вояж тут же был осужден представителями официального казачества.

12 июня на строевом смотре в честь дня независимости в столице казачества Новочеркасске было зачитано обращение совета старейшин ВВД, в котором они осуждали политику, проводимую Хижняковым. Они считают, что создание реестра казаков — это нечто, перекликающееся с коллективизацией.

В Москве состоялся совет атаманов казачьих войск России, на котором был создан координационный совет казачьих войск России. Его председателем стал Н.Козицин. Создание новой структуры в казачьем движении связывают с необходимостью коллегиального органа, который не будет замыкаться лишь на одном лидере, как это было до сих пор. Возможно, что данный совет позволит создать российскую казачью партию, которую Козицин уже основал, но пока лишь в границах ВВД.

Естественно, что вся эта деятельность Козицина подвергается критике со стороны Хижнякова и прессы. А вскоре по Н.Козицину и его организации был нанесен серьезный удар: Президент России подписал Указ о регистрации “хижняковского” Всевеликого Войска Донского.

Хижняков получает статус заместителя главы администрации Ростовской и Волгоградской областей. Пресса усиленно разъясняет всем, что теперь от имени казаков может говорить только Хижняков, а ВВД Козицина — это общественная организация и может делать заявления только от членов своей организации.

4.2.    А. Лебедь

На Дону побывал А.Лебедь. Поездка была стандартная. Заявления тоже были стандартными. В основном он занимался изучением состояния дел в поддерживающих его общественных движениях.

4.3.    Две зарисовки из жизни Ростова

Перед очередной годовщиной начала Великой Отечественной войны провели небольшой опрос молодежи на улицах. Среди ответов был такой:

— Война? Ах, война... Ну, я б в то время сразу в предатели пошел. А чего за такую Родину воевать? [7].

 

13 июня в пятницу журналисты попытались выяснить отношение прохожих к “черной пятнице”. Оказалось, что многие об этом и не вспоминали, а большинству не до обдумывания возможных сложностей связанных с этим числом. Журналисты сделали вывод, что, скорей всего, что для многих из нас наш каждый день похож на пятницу 13 числа. Поэтому мы не обращаем на него внимания.

5.    ЭКОНОМИКА

5.1.    Сельское хозяйство

В область из Ставрополья пришла саранча. Пока она еще не поднялась на крыло, с ней пытаются вести борьбу в 14 районах области.

В большей половине районов области идет уборка озимых зерновых, а сельхозпроизводители и администрация уже начинают беспокоиться о том, как реализовать предполагаемый (весьма “средний”) урожай. Отсутствие денег в казне создает свои проблемы в этом вопросе. Поэтому сейчас лишь вскользь вспоминают об отсутствии техники и горючего, что в очередной раз ведет к затягиванию сроков уборки урожая и значительным его потерям. Сбор “среднего” урожая становится никому не нужным, когда население неплатежеспособно.

5.2.    Шахтеры

Ситуация в горняцком регионе не меняется. Уже и бастовать не надо, так как в АО “Ростовуголь” из 21 шахты реально работает половина. Горнякам, в нарушение всех графиков утвержденных правительством, не отдан долг по зарплате еще за 7 месяцев прошлого года.

Даже в более спокойном АО “Гуковуголь” обстановка обостряется. На состоявшейся встрече с Чубом председатель Гуковского теркома углепрофсоюза заявил, что сегодня перед многими шахтерами стал вопрос: “Голодный бунт или голодная смерть?”

Областная администрация пытается с помощью взаимозачетов несколько снять напряжение, но решить проблемы угольной отрасли Дона ей не под силу.

Работавшая в г.Шахты группа межведомственной комиссии по социально-экономическим вопросам угледобывающих регионов (председатель Чубайс), не дала никаких конкретных ответов горнякам на возможные меры по оздоровлению ситуации.

5.3.    Акции промышленных предприятий

Продолжается ажиотаж вокруг ряда акций предприятий области. В большинстве случаев, рост цены связывают с попытками стороннего капитала, и прежде всего московского, поставить под свой контроль наиболее перспективные предприятия области.

Акции Таганрогского металлургического завода “Тагмет” лишь за май возросли в два раза — с 110 до 220 тысяч рублей. Связывают это с тем, что посредники, торгующие продукцией завода по всей стране, стремятся прибрать завод к рукам.

Тысячные акции Ростовского вертолетного завода “Роствертол” достигли стоимости в 350-400 тысяч (лишь за май подорожали в 10 раз). И это в ситуации, когда на предприятии, выпускавшем ранее самые различные вертолеты (от боевых до тяжелых транспортных) постоянно идут сокращения и работает оно крайне нестабильно (в основном занимается капремонтом и выпускает запчасти).

Заводом сейчас разрабатывается несколько направлений по выводу завода из кризиса. Образец нового боевого вертолета МИ-28Н, гордость “Роствертола”, недавно демонстрировался в Ле Бурже.

5.4.    Конец эры уполномоченных банков?

Обсуждается предстоящий перевод счетов областного бюджета в Сбербанк. И тогда, прежде всего, возникает вопрос о дальнейшей судьбе одного из крупнейших банков области — “Донинвесте”.

Предположений о том, насколько это скажется на его положении много. Есть вероятность заката эры “Донинвеста”. Как бы не относились к этому банку и к его финансовой группе, но возможность больших потрясений в этом банке мало кого может привести в восторг. Слишком многое в области связано с этим банком и его резкое угасание может затронуть многих.

5.5.    Ростовская АЭС

В начале июня прошел всплеск сообщений о ситуации вокруг пуска Ростовской АЭС. Как выяснилось, вызван он был появлением в правительстве России проекта постановления “О завершении работ по вводу в действие мощностей Ростовской АЭС”. Стало известно, что властям области дан трехмесячный срок для единственного ответа: дать добро на пуск АЭС.

Активность выступлений в СМИ относительно возможности такого развития событий была необычной. С одной стороны разъяснялась недопустимость пуска станции, построенной со столькими нарушениями, что и перечислять их уже надоело всем, а с другой стороны чувствовалась безысходность ситуации — слишком много факторов меркантильного сиюминутного порядка за ее пуск. Были сведения и о том, что Черномырдин поставил условие Чубу: либо область дает “добро” на пуск АЭС, либо у нее будут очень большие сложности с получением финансовых средств из федерального бюджета. Учитывая экономическую ситуацию в области, такой поворот для нынешней власти будет чрезвычайно опасным.

Похоже, что на этом этапе пропагандистской кампании власти и СМИ, пытались подготовить население к предстоящему непопулярному решению и взвалить всю ответственность за его принятие на Центр. В то же время, при обсуждении ситуации, говорилось о больших “плюсах”, которые получит область с пуском АЭС.

Волгодонская городская Дума, обсуждая эту проблему, не смогла дать своего однозначного ответа и призвала областное законодательное Собрание объявить референдум по данному вопросу. А администрация и губернатор стараются не вспоминать об обещанном ими таком референдуме.

Следующий всплеск обсуждения последовал в конце месяца и показал, что согласие на пуск АЭС принимает реальные очертания. Состоялось заседание областной энергетической комиссии. На ней ряд крупных предприятий получил льготы по тарифам на сумму свыше 50 млрд. рублей, но при условии если, они будут осуществлять вовремя все платежи и будут увеличивать производство продукции. Промышленники очень заинтересованы в удешевлении электроэнергии и с интересом изучают возможность пуск АЭС.

На заседании этой комиссии было рассмотрены варианты развития областной энергетики до конца века и до 2010 года. Участники совещания одобрили два варианта развития отрасли и оба предусматривают пуск двух блоков АЭС.

 

Источники

1. Курушина О. Губернатор ищет новую тональность в общении с “партхозактивом” // Город N. — Ростов-на-Дону, 1997. — №23. — 11-17 июня. — С. 1.

2. Вниз по лестнице, ведущей вверх // Молот — Ростов-на-Дону, 1997. — №80. — 3 июня. — С. 2.

3. Со знаком минус // Молот — Ростов-на-Дону, 1997. — №80. — 3 июня. — С. 2.

4. Картушин В. “Бездарно прожитые деньги” // Город N. — Ростов-на-Дону, 1997. — №25. — 25-1 июня. — С. 5.

5. Гиренко Ю. Власть на Дону не решает проблемы, а доказывает невозможность работать // Вечерний Ростов. — Ростов-на-Дону, 1997. — №115. — 24 июня. — С. 2.

6. Евтушенко И. Бросает в дрожь жилищно-коммунальный платеж // Молот — Ростов-на-Дону, 1997. — №91. — 24 июня. — С. 1,4.

7. “Я б в предатели пошел...” // Молот — Ростов-на-Дону, 1997. — №92. — 26 июня. — С. 1.