Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владимир НЕЧАЕВ

ОБРАЗ РЕГИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРА:
Бегство от политики?

Интерпретация известного образа

“Крепкий хозяйственник” — так можно обозначить наиболее распространенный сегодня стереотип регионального лидера. Образ этот явственно доминирует в рассуждениях как тех, кто по долгу службы призван интерпретировать политический процесс в провинции (например, в среде кремлевских аналитиков) [[1]], так и тех, кого этим термином обозначают. Похоже, что в этом качестве готовы воспринимать или, точнее, подавать сами себя и региональные политики. В недавнем интервью журналу “Власть” губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков подвел итоги кампании по выборам глав исполнительной власти субъектов Федерации следующим образом: “Избиратели проголосовали за политиков, сумевших утвердить собственную репутацию крепких хозяйственников и управленцев, ставящих экономику выше идеологии” [[2]]. “Мне не политиком доверено быть, а хозяйственником,” — вторит ему со страниц “Российской Федерации” губернатор Ленинградской области Вадим Густов [[3]]. Тему развивает Вячеслав Любимов, чье избрание в Рязанской области однозначно было оценено всеми заинтересованными сторонами как победа коммунистической оппозиции, то есть как событие, имеющее отчетливый политический смысл: “Вступая в должность губернатора, я поклялся выражать интересы всего населения Рязанщины. Более того, потребовал от новых назначенцев своей команды оставить свои политические пристрастия дома и, если угодно, заниматься политикой в нерабочее время, ни в коем случае не используя официальный статус... Мои принципы: профессионализм и опыт, понимание нынешней социально-экономической ситуации людьми, которые будут работать со мной” [[4]].

Апелляции к профессионализму — явление в политической риторике современной России не новое, равно как и позиция лидера, находящегося “над схваткой или вне ее”, не нова и вполне освоена российскими политиками, более того — даже желанна. Новое здесь в том абсолютном статусе, который приобретает эта составляющая имиджа применительно к региональному политическому лидерству: если политик федерального уровня может дополнять свой имидж рекламой профессиональных качеств, оставаясь при этом актером с четко обозначенной идеологической (в широком смысле этого слова, то есть как содержащей некий план общественного, а не только хозяйственного переустройства) позицией, то региональный лидер отчетливо и сознательно дистанцируется от политики как таковой (то есть сферы взаимодействия социальных групп, интересов и т.д., и, что немаловажно, противоборства разнообразных социальных проектов), выносит себя за скобки этой области человеческой деятельности, полностью погружаясь в стихию непосредственного хозяйственного управления. Региональный лидер в таком его восприятии не просто разбирающийся в экономике человек, он — непосредственный управленец, решающий конкретные производственные и организационные задачи.

Трудно сразу ответить на вопрос, откуда появилось это определение. Хотят ли сами региональные политики выглядеть “крепкими хозяйственниками” или же в таком качестве желает их видеть Москва? Или же это высказывание есть элемент нарождающегося в России регионального политического дискурса, автономно классифицирующего и для столицы, и для провинции “кто кем является и должен быть”? В этой статье мы попытаемся проследить социокультурные и психологические предпосылки формирования этого стереотипа и высказать свои предположения относительно той роли, которую этот социально-психологический и идеологический феномен способен сыграть в нынешней российской политике.

1.    “КРЕПКИЙ ХОЗЯЙСТВЕННИК” КАК мифологический ОБРАЗ

Начать следует с обоснования самой возможности рассмотрения данного образа в избранном нами аспекте. “Региональный лидер должен быть крепким хозяйственником” — это утверждение кажется настолько очевидным и естественным, что сама постановка вопроса о правомерности такой трактовки регионального руководства представляется чем-то искусственным. Действительно, разве не должен руководитель области (города, села) в первую очередь решать вопросы налаживания производства, выплаты пенсий и зарплат, помощи местным предприятиям и т. п.? Ответ напрашивается сам собой. Но не будем торопиться, ведь то что “очевидно”, часто (а по отношению к политике как правило) оказывается на поверку лишь способом восприятия действительности, специфическим мироощущением, зачастую, с отвлеченной точки зрения, упрощенным, а то и искаженным, которое в современном гуманитарном знании обозначается термином “миф” [[5]]. Ролан Барт, в частности, так и определяет основной принцип мифа: “превращение истории в природу”, то есть обоснование политического как естественного, само собой разумеющегося (а следовательно, неполитического) [[6]].

Есть несколько причин, чтобы отнести описываемый нами штамп, стереотип, определение к категории политических мифов [[7]]. Во-первых, в соответствии с классическим определением того же Р.Барта “крепкий хозяйственник” — прекрасный пример “деполитизированного слова”. Посредством такого обозначения заведомо политическая роль (избираемый населением руководитель субъекта Федерации) приобретает неполитический статус, то есть происходит определенное искажение восприятия: политическое рисуется нам как неполитическое и, более того, как естественное, а, следовательно, и бесспорное.

Во-вторых, определение регионального политика в качестве “крепкого хозяйственника и управленца” обладает свойственной мифу навязчивостью [[8]]. Недавняя кампания по выборам глав администраций регионов хорошо это продемонстрировала. Показательны, на наш взгляд, несколько моментов.

В первую очередь — это активное использование данного штампа в кампаниях кандидатов с заведомой идеологической и политической позицией. Причем часто этот лозунг становился главенствующим у кандидатов, чье прошлое мало говорит в пользу их хозяйственного опыта. Например, основной акцент в пропаганде деловых и хозяйственных способностей претендента на губернаторское кресло часто делался в кампаниях депутатов Государственной Думы, претендовавших на первый пост в регионе, причем депутатов с явной партийной принадлежностью (хорошими образцами здесь могут служить кампании лидера курских коммунистов А.Михайлова, лидера ростовских коммунистов Л.Иванченко и советника председателя ЦК КПРФ — в прошлом первого заместителя председателя облисполкома -А.Гордеева в Саратовской области). Попытки выстроить свой имидж в соответствии с этим образом характерны для губернаторов с “нехозяйственным” прошлым. Так, после своей победы в Курске А.Руцкой поспешил защитить кандидатскую диссертацию по экономическим наукам. Интересно в этом смысле поведение В.Любимова, чье политическое кредо мы процитировали в самом начале: о профессионализме и неполитичности говорит человек, чья деятельность уже на посту губернатора сопровождается символическими акциями, имеющими отчетливый политический и идеологический смысл (решение о восстановлении памятника В.И.Ленину в Рязани). Мы видим, что партийность и политизированность явно или неявно, но признаются даже самыми партийными политиками чем-то нежелательным и неестественным для регионального лидера. Интересный пример нам дают и недавние выборы в органы местного самоуправления. Примечателен тот факт, что в таком политизированном регионе, каким является Кузбасс, большинство кандидатов в главы администрации районов, непосредственно поддерживаемые политической оппозицией в лице НПСР/КПРФ, предпочли быть выдвинутыми непосредственно избирателями, а не политическими партиями. Этот момент и именно в данном контексте был отмечен многими наблюдателями. Как пишет один из них, специально освещающий выборы в Кемеровской области: “Не суть важно — кто стоит за этими инициативными группами. Важно, что претенденты не захотели открыто связывать свое имя ни с одной из политических партий или движений” [[9]].

Интересно и такое наблюдение: если в кампаниях кандидатов, отчетливо ассоциирующихся либо с “партией власти”, либо с оппозицией, момент идеологического противостояния все же присутствовал, то претенденты от “третьей силы”, претендующие на надидеологическую позицию, в принципе строили свою избирательную компанию в регионах на сочетании имиджа “крепкого хозяйственника” с лозунгами дальнейшей регионализации. Иными словами, идеологический вакуум, присущий пока позиции представителя “третьей силы”, в региональном контексте естественным образом заполнялся связкой “крепкий хозяйственник — региональный лидер”, что опять же может быть интерпретировано через концепт социально-политического мифа, возникновение которого всегда связано с элементами спонтанного самовоспроизводства некой матрицы восприятия.

Итак, “крепкий хозяйственник” представляет собой некий обязательный атрибут роли регионального лидера, без упоминания которого не обошлась практически ни одна избирательная кампания в провинции. Иными словами: вне зависимости от того, имеются ли реальные основания для определения того или иного политика в качестве “крепкого хозяйственника”, всякий претендующий на роль регионального лидера в нынешней России должен надевать эту маску. Как мы выяснили, это образ отчетливо символизирует своеобразное “бегство от политики”, органичность которого именно региональному политическому сознанию в России переходного периода мы попытаемся показать ниже.

2.    КОНТЕКСТ образа в массовом сознании

“Деполитизированность” и навязчивость образа “крепкого хозяйственника” уже дают нам основания предполагать, что мы имеем дело с неким стереотипом восприятия, распространенность которого объясняется не столько реальным положением дел, сколько востребованностью его массовым, причем именно региональным, сознанием (то есть массовым сознанием с актуализированной региональной идентичностью).

Впрочем, взаимосвязь имиджа “неполитического политика” и его регионального статуса достаточна сложна. И на общегосударственном политическом небосклоне мы имеем образцы таких политиков (примером может служить В.Черномырдин). Однако сами региональные политики достаточно четко прослеживают взаимосвязь между “бегством от политики” и своим региональным статусом. “И вправду, нет худа без добра, чрезмерная политизация федеральных властей, кадровая чехарда в Москве обернулась возможностью для регионов самим для себя вырабатывать стратегии выживания и развития,” — говорит губернатор Ярославской области А.Лисицин. Противопоставление федерального уровня власти с его непродуктивной политической борьбой, нарастанием беспорядка (“чехарда”), и пространства региона, в котором осуществляется необходимая и продуктивная деятельность (“выживание и развитие”) в этом высказывании достаточно очевидно.

2.1.    Значимые оппозиции образу

Для более четкого определения места и функций высказывания о “крепком хозяйственнике” в нынешнем политическом дискурсе мы должны выяснить, кому и чему этот образ противопоставляется.

Вернемся, например, к уже цитировавшимся словам В.Любимова. Из контекста следует, что образу хозяйственника противопоставляется образ идеологически ангажированного, в широком смысле партийного, политика. Экономика (“профессионализм”, “понимание социально-экономической ситуации”) противопоставляется политике. Еще более определенно эта антитеза проявляется в высказывании В.Густова. Причем в образе политики акцентируются два момента: борьба (“заниматься политикой”) и идеологическая предвзятость (“политические пристрастия”). “Для административной работы достаточно одного условия: она должна вестись вне идеологии, в интересах всех граждан, в интересах дела,” — так определил специфику деятельности регионального лидера А.Лисицин [[10]]. Отметим, что и в этом высказывании “дело” противопоставляется “идеологии” и объединяется с “интересами всех”. Таким образом, апелляция к “делу” выполняет сугубо политическую функцию — легитимации власти .

Региональный политик не делит население региона на “белых” и “красных” — руководство идеологическими критериями при определении “своих” и “чужих” ему несвойственно. “Меня возмущают попытки определенных лиц разделить нас на политические группы. Прямо скажу: делают это враги государства. Моя политика — обеспечение нормальной жизни Хабаровского края” — заявляет в интервью “Российской Федерации” губернатор Виктор Ишаев [[11]]. “Все мы живем на одной земле, и к каким бы партиям, движениям ни принадлежали новые руководители, необходимо делать одно дело “вытаскивать” экономику и социалку,” как бы продолжает его мысль губернатор Волгоградской области (член КПРФ) Н.Максюта [[12]].

Вообще функция деления, дробления, разрушения мало ассоциируется с определением “хозяйственник”. Хозяйствовать значит созидать, упорядочивать, накапливать, приумножать. Таким образом, в противопоставлении хозяйственника политику внутренне заложена и другая бинарная оппозиция: порядка и хаоса. Если хозяйственная функция связывается (и это отчетливо видно в приводимом выше отрывке из интервью Лисицина) с созиданием, наращиванием меры порядка в регионе, то “политик”, наоборот, ассоциируется с борьбой, разделением, хаотизацией социальной действительности. Противопоставление же порядка хаосу структурообразующий элемент всякого мифа, олицетворяемый в классических мифологиях образами демиурга, создающего порядок из хаоса, и героя, защищающего и расширяющего пространство общины (“наше” пространство, упорядоченное и доступное пониманию и освоению человека) от наступающего извне хаоса в виде чудовищ и темных сил.

Как мы увидим при дальнейшем анализе, образ “крепкого хозяйственника” содержит в себе черты и образа героя, и образа демиурга. И если региональное сознание противопоставляет территорию региона, как зону относительного порядка, окружающему пространству и в особенности “Центру” источнику хаоса и нестабильности, то региональный лидер, подобно герою классического мифа, выполняет функцию медиатора между этими двумя пространствами, с одной стороны, увеличивая меру порядка в регионе, а с другой, представляя регион в хаотическом, непонятном, чуждом и несущем опасность “Центре”, что под силу лишь герою. Через регионального политика “регион” и “Центр” не только противопоставляются, но и связываются, и это весьма существенный момент. Изгоняя “политику” из региона, региональный лидер выступает как “политик”, представляющий регион в политике. Иными словами, хозяйственный имидж не мешает, а лишь способствует выполнению региональным лидером сугубо политической функции представительства.

Другая важнейшая черта образа “крепкого хозяйственника” его политическая неамбициозность. Хозяйственник, в отличие от политика, стремится манипулировать вещами, а не людьми. Последними он лишь управляет для решения тех же хозяйственных задач. По крайней мере, власть для него не самоцель, а средство улучшения жизни и оптимизации условий существования. Напротив, образу федерального политика (а в еще большей степени чиновника) приписывается как раз обратное: стремление обрести власть ради предоставляемых ею благ или осуществления своих амбиций. Поэтому “политик” в рамках такого противопоставления выступает в образе некоего обманщика, стремящегося любыми средствами дорваться до власти. “Можно рубаху на себе рвать, а можно сосредоточенно работать, исходя из высшей цели представителя области ее рационального обустройства” — объясняет А.Тулеев в листовке в поддержку кандидата на должность главы администрации Архангельской области члена КПРФ Ю.Гуськова [[13]]. Имидж же “крепкого хозяйственника”, напротив, подчеркивает инструментальное отношение к власти со стороны избравшего его политика. В этом заключен один из существенных моментов легитимации власти, поскольку ее осуществление получает для управляемого определенный внешний по отношению к самой власти смысл и потому может быть понято и оправдано.

Наконец, еще одна существенная черта регионального политика, подчеркиваемая образом “крепкого хозяйственника” специфический тип прагматизма, построенный на синтезе знания и опыта. Если “политик” ассоциируется с некими нереалистичными прожектами, то в образе “крепкого хозяйственника” доминирует практическое “знание дела”, апелляция к “здравому смыслу” и “очевидности”, вытекающей из непосредственного опыта хозяйственного управления. Само словосочетание безусловно коннотирует с “крепким хозяином”, обозначением, родившимся в недрах крестьянского мира и апеллирующим не столько к знанию, сколько к способности, умению вести домохозяйство (подчеркнем это особо). Примат такого практического знания неоднократно подчеркивался и самими региональными политиками. Вот как, например, описывала в 1993 г. деятельность одного из самых известных губернаторов России Ю.Горячева газета “Симбирские губернские ведомости”: “Горячев погружен в непосредственную хозяйственно-управленческую работу, повседневную рутину. Как сказал сам Горячев, “только она дает ощущение уверенности и чувство правоты, когда спрашиваешь с подчиненных” [[14]].

Кстати, эта коннотация подчеркивает еще один существенный для регионального политического процесса момент: поскольку все проблемы могут быть решены в пределах “очевидности” и “здравого смысла”, то автоматически снимается проблема выбора каждый вопрос может быть решен верно только одним единственным способом. Бывший глава администрации Краснодарского края Н.Егоров, подчеркивая достоинства своей программы на недавних выборах, очень хорошо выразил эту тягу к простым, лежащим на поверхности решениям: ”Главный аргумент лежит в практической плоскости для выполнения всего мной задуманного абсолютно ничего сверхъестественного не потребуется. Даже обидно, что столь полезные людям дела можно делать так просто, а эффекта достигнуть так быстро” [[15]]. Соответственно, раз всегда есть единственно верное и притом очевидное решение, то исчезает необходимость политической дискуссии: она не нужна, поскольку и так “очевидно”, что же надо делать, осталось только “работать, засучив рукава”.

Таким образом, “крепкое хозяйствование” имплицитно содержит в себе сведение политики к администрированию, а если брать еще более глубокий пласт к домоуправлению, с присущей ему специфической ролью домохозяина. Дрейф регионального руководства к такому роду моделей хорошо заметен в настоящее время, причем как на примере областей, где победили кандидаты от оппозиции, так и тех, где победили ставленники “партии власти” (достаточно сравнить протекание политического процесса в Саратовской области, где выборы с триумфом выиграл кандидат ОКС Д.Аяцков, с тем, как развивается ситуация в Курской области, где с не меньшим триумфом одержал верх кандидат НПСР А.Руцкой).

За противопоставлением спекулятивной теоретичности “политика” и построенного на практическом “знании дела” опыта “крепкого хозяйственника” возникает еще одна бинарная оппозиция. Если теоретичность есть символ оторванности от “простого человека”, то апелляция к здравому смыслу, некая “приземленность” суждений и поступков должны обозначать обращенность к людям, их проблемами заботам, их мнению.

Подобная обращенность неоднократно заявлялась и самими региональными лидерами. “Множество людей чувствуют себя все более одинокими, покинутыми, оставленными, если так можно выразиться, один на один с жизнью. Куда же им податься? Они идут к власти и власть должна идти к ним”- так достаточно образно выражает эту мысль ярославский губернатор А.Лисицын [[16]]. Совершенно неслучаен в этом контексте и такой факт: как показывает анализ рекламных материалов губернаторских избирательных кампаний, проведенный автором, наряду с собственно экономической проблематикой в программах кандидатов доминирует тема социальной защиты населения, причем часто перекрывая чисто хозяйственные моменты.

Этот момент обращенности к “простому человеку” находит свое отчетливое выражение в рекламных биографиях региональных лидеров, которые, как правило, строятся по схеме чудесного превращения героя. Вначале идет описание тяжелого детства. Затем показывается, как “простой мальчик” трудом и талантом достиг (как правило, на хозяйственном поприще) высот. Но, и это самое существенное, не возгордился и не пренебрег опытом и мнением простых людей. Как ни странно, скромность часто одна из наиболее подчеркиваемых черт имиджа регионального лидера. Именно в постоянной обращенности к родному краю и к людям черпает он свои силы.

Приведем ради наглядности лишь несколько примеров из рекламной биографии нынешнего губернатора Ивановской области. “Мое поколение это дети военного времени... Жизнь была тяжелая... Светлых моментов было немного: разве что на праздники мать купит какую-нибудь обновку сандалии, рубашку...” вспоминает свое детство губернатор. “Учился хорошо, но рос хулиганистым” [[17]].

Далее оценку Тихомирову дает его бывший однокурсник: ”Хорошо учился, ничего не скажу. И другим помогал... Причем помогал бескорыстно, не ради того, чтобы себе какие-то очки заработать... Забегая вперед, могу сказать, что доступность эту, желание помочь другим Владислав Николаевич сохранил и впоследствии, когда вышел на руководящую работу” [[18]].

А вот небольшой пассаж из описания работы будущего губернатора в одном из совхозов Ивановской области: “Живет в сельском народе особенная гордость за тех родных и знакомых, кто своим трудом, умом, напористостью, как говорят, “выбился в люди”. Вот и про Тихомирова говорят сегодня: смотри-ка, начинал у нас в совхозе... А сегодня он, шутка сказать, губернатор всей области.

Не старорежимный губернатор, к которому простому человеку не пробиться, а как он был простецкий парень, таким и остался...” [[19]].

На последнем отрывке стоит задержаться чуть подробнее. Как представляется, в нем нам приоткрывается очень важный момент в восприятии регионального лидера рядовыми гражданами. Образ “выходца” из народной среды носит следы несомненной проекции на личность лидера переживаний жителя региона “провинциала”, который таким способом пытается компенсировать возникающее у него чувство неполноценности, являющееся спутником его периферийного статуса. И “крепкий хозяйственник” с заключенной в этом образе “приземленностью” как нельзя лучше вписывается в мечту о лидере, вышедшем с периферии социального пространства, но сохранившем некую органическую связь с ней. “Приземленность” мышления это еще и символ тяги к “земле”, столь естественной именно для регионального самосознания с его мифологизацией территории, как основного фактора единства общности.

Итак, подводя некоторый предварительный итог, мы можем отметить следующие основные черты образа местного лидера, подчеркиваемые употреблением стереотипа “крепкого хозяйственника”:

— прагматизм (рационализм);

— стремление служить делу, понимаемое как ориентация на достижение непосредственного хозяйственного эффекта;

— способность объединять, увеличивать степень порядка;

— приземленность, погруженность в текущие проблемы, связь с практическим опытом, здравым смыслом, “почвой”;

— обращенность к людям,

— и, естественно, преданность региону, выражаемая в стремлении сделать жизнь на этой территории более благополучной, зажиточной, здоровой.

3.    Герой и демиург

Казалось бы, в этом образе мало героического в обыденном понимании этого слова. Действительно, региональный политик часто не столько “зовет к вершинам”, сколько предлагает внимательнее смотреть на землю. Но если понимать функцию героического так, как понимают ее при анализе феномена мифа, то выяснится, что в образе регионального лидера вполне ясно читаются определенные черты так называемого культурного героя. Действительно, функции героя в мифе сводятся к упорядочению пространства. Герой расширяет пространство общины, территорию, соразмерную человеку, понятную и доступную для дальнейшего освоения. Он защищает эту территорию от врагов и чудовищ. Он привносит в мир людей новшества и изобретения, делающие их жизнь более легкой и гарантированной. Мирча Элиаде пишет по этому поводу: “Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление. Это всегда рассказ о неком “творении”...”

В индустриальном обществе, понимающем и оценивающем себя через призму экономики, хозяйственная функция предстает как наиболее полное выражение творческого начала. Поэтому в контексте экономикоцентричной культуры восприятия социального (доминирующей и в наши дни в нашем обществе, причем на уровне массового сознания) “крепкий хозяйственник,”- образ, возможно, наиболее соответствующий герою мифа о творении.

Антагонист “крепкого хозяйственника” — идеологически ориентированный политик — наделяется прямо противоположным набором черт. Его отличает стремление подогнать жизнь к некой идеологической схеме, оторванной от здравого смысла. Этот тип политика подвержен иллюзиям — то есть его поведение иррационально. Это партийный политик — то есть выразитель частных интересов и целей. Он делит общество — то есть уменьшает в нем меру порядка, вносит в него противостояние, конфликт, борьбу. Этим политиком часто движут не интересы дела, а иллюзии или амбиции. Ему присущ эгоцентризм и зазнайство. Он учит простых людей. Наконец, “политик” внетерриториален и внесоциален, принадлежит к узкой группе людей, оторванных от корней и почвы и переместившихся в искусственное для России поле политического производства — то есть маргинален. Отметим, что образ идеологического политика негативен по принципу построения. То есть он возникает не как некий самостоятельный феномен, а как подразумеваемая противоположность “крепкого хозяйственника”.

 

Иными словами, перед нами открывается ряд противопоставлений:

 

хозяйственник

— идеолог

объединение

— разъединение

созидание

— разрушение

обращенность “к земле”, “простым людям”, “периферии”

 

— высокомерие, оторванность от жизни, практики

прагматизм

— зашоренность, приверженность иллюзиям (иррационализм)

порядок

— хаос

региональный

— ...

 

На оставленное в последней паре место явно напрашивается предикат “столичный”. Это не случайно. Представленный выше ряд оппозиций коррелирует с антиномиями провинциального и регионального мифов, на происхождении которых остановимся несколько подробнее.

4.    РЕГИОНАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ

То что мы называем провинциальным и региональным мифами представляет, на наш взгляд, проекцию в область культуры типичных переживаний собственной идентичности представителями современных региональных сообществ.

Как совершенно справедливо заметил П.Бурдье, “столица не может осмысливаться иначе, как в отношении с провинцией, которая не располагает ничем иным кроме лишения (относительного) и столичности и капитала” (курсив мой. — В.Н.) [[20]]. Подмеченный Бурдье принцип противопоставления столицы и провинции в полной мере проявляет себя в самовосприятии жителя последней. Он чувствует себя лишенным не только тех возможностей (“капиталов” в терминологии Бурдье), какие обретают жители столицы, но и самого права на это вследствие своей не-столичности. На базе этого негативного самоопределения у социальных агентов, занимающих в физическом и социальном пространстве периферийные позиции, то есть у жителей провинции (хотя не только у них), формируется своеобразный комплекс неполноценности, который может быть назван также комплексом периферийности или, применительно к делению “столица — провинция”, комплексом провинциальности. Стремление каким-то образом компенсировать его составляет ту психологическую основу, на которой и возникают мифы провинциальности. Один из таких мифов история о “выходе в люди”. Как мы уже упоминали выше, образ “крепкого хозяйственника” подчеркивает одну из специфических черт провинциального героя, а именно обращенность к “почве”, его нерасторжимую связь с территорией (регионом, провинцией) и ее жителями. Используя античную метафору, “крепкий хозяйственник” это скорее Антей, нежели Геракл.

Другие составляющие образа вытекают из того ощущения сужения социального пространства, которое, как показывает ряд современных социально-психологических исследований, возникает у человека в кризисном социуме [[21]]. На фоне усиливающихся процессов дезорганизации “Центра” (сначала СССР, а затем и России) в 1989-1993 гг., проявившихся в нарастании его политической нестабильности, частичной утрате центральными властными институтами контроля за ситуацией в стране, распада централизованной системы производства и распределения и т. д., с одной стороны, и определенной регионализации бытия, явившейся следствием снижения по вполне понятным причинам межрегиональных коммуникаций, сведения контуров стихийных межличностных контактов на местный уровень с другой, собственный “регион” стал восприниматься населением как область относительного порядка и определенности, как своеобразный “остров” в бушующем море. В большинстве случаев такая трансформация восприятия обусловила наложение на оппозицию “Центр регион” другого противопоставления: “источник нестабильности, хаос зона стабильности, порядок”.

Как мы попытались показать выше, то же противопоставление читается в оппозиции “крепкого хозяйственника” и “политика”. Причем это противопоставление имеет общий характер как для “оппозиционных”, так и для “прореформаторских” регионов. В последнем случае, однако, образ “политика” не всегда может увязываться с Центром. В недавно вышедшем “Провинциале” Б.Немцова мы находим весьма симптоматичное сравнение Нижегородской губернии с “белым островом в красном море“, который живет под постоянной угрозой цунами “в виде экономического идиотизма”. В такой интерпретации роль идеологических политиков выполняют представители “красной” оппозиции, однако сам характер противопоставления сохраняется.

5.    Образ и личность

Итак, по нашему мнению образ “крепкого хозяйственника” не случаен для регионального политического дискурса. Он вырастает из базовых противопоставлений мифов провинциальности и регионального превосходства. Неслучайно также, что, в отличие от образа “идеологического политика”, он имеет свое обозначение в языке, утверждая тем самым субстанциональную полноту регионального статуса, противопоставляемой “духовной пустоте и суетности” столицы.

Являясь наиболее распространенным и принятым, стереотип регионального лидера как “крепкого хозяйственника” скрывает иные архетипические образы. За ставшим уже общим местом утверждением о приходе к власти в регионах прагматиков-управленцев немногие аналитики видят тот факт, что современный региональный лидер, особенно общепризнанный, есть больше, чем просто хозяйственник. В определенных случаях он вообще может быть не-хозяйственником, как это было с А.Руцким и Е.Михайловым [[22]].

В политологии еще недостаточно отражен тот примечательный факт, что отличительной чертой многих избирательных кампаний стало озвучивание в их ходе кандидатами некоего регионального сверхпроекта. Так, Д.Аяцков пообещал сделать Саратов столицей Поволжья, А.Руцкой — Курск “вторым Кувейтом”, Л.Горбенко настаивал на предоставлении большей самостоятельности Калининградской области, которая способна “совершить рывок”, опираясь на собственные силы, центральным местом в программе В.Густова стало строительство гигантских портов в Ленинградской области. Общеизвестны проекты Э.Росселя и Б.Немцова, предполагающие построение развитого капитализма в одном отдельно взятом регионе. Логика прорыва, похода, преображения есть, безусловно, логика мифическая и героическая. Нарастание ее проявлений в риторике и действиях региональных политических лидеров свидетельствует, на наш взгляд, о прогрессирующей актуализации региональных мифов в своей наиболее законченной форме — реальном лице.

Региональный лидер все в большей степени должен брать на себя функции, предлагаемые ему лидерами провинциальности и регионального превосходства. А это не только функции “защиты”, сохранения порядка в области или крае, это не только функция “обращения внимания”, это еще и функции индивидуализации региона и придания ему в глазах общности, населяющих его людей привлекательного и превосходного статуса. Парадоксальным образом “крепкие хозяйственники и управленцы” подчас выступают как мечтатели и прожектеры.

Интересное поле для рассуждений создает вопрос об индивидуальном, личностном капитале кандидата в региональные лидеры. Наибольшие шансы (при правильной подаче) имеют, как показывает анализ региональных избирательных кампаний, те кандидаты, которые в своей биографии воплощают базовые мифологемы провинциальности. Наиболее популярными в регионе политиками оказываются либо фигура национального масштаба, чья биография представляет собой реализованную мечту о преодолении негативности провинциального статуса (такова, например, фигура генерала Руцкого), либо, напротив, люди, родившиеся за пределами региона, но обретшие в нем “новую родину”. Обе карьерные логики, по сути, выражают одну метадискурсивную — утверждение значимости региона, его права быть оцененным высоко. Первый тип — герой, вышедший из региона, достигший уровня “большой политики” и “большой истории”, доказавшего тем самым креативную способность конкретного региона, индивидуализировав его, и вернувшийся в регион. Второй тип — человек, пришедший из “второго пространства”. Он ассоциируется тем самым с той же “большой политикой”, но главное в его образе — отречение от “второго пространства”, выбор данного региона, утверждающий его “особость”, индивидуальность. Интересна в этом же смысле и фигура Э.Михайлова — партийно ангажированного политика. Как нам представляется, главное в данном выборе — не сама фигура Михайлова, а ее связь с В.Жириновским. Визит Жириновского в Псковскую область придал Михайлову качество эксклюзивности. Он стал знаковым заменителем Жириновского, который выбрал Псковщину среди прочих регионов. Подобный прецедент имел недавно место и на выборах глав районных администраций в Кемеровской области. Посещение Жириновским одного из районов, где он, как правило, набирал не выше 5-7% принесло кандидату ЛДПР 70% голосов [[23]].

Таким образом, применительно к топологии регионального мифического пространства необходимо еще раз подчеркнуть пограничную, или связующую роль героя регионального мифа. Он контактирует с внешним для региона миром, представляя регион в нем, и одновременно защищает пространство региона от деградирующих воздействий “второго пространства”. Герой позволяет региону быть местом относительной безопасности и стабильности, и в то же время быть включенным в более общую систему.

Герой регионального мифа способен, оставаясь региональным (преданным региональной общине), общаться и бороться с поражающими воображение и пугающими субъектами “большой политики”. Региональный миф есть в каком-то смысле чудесная история похождений регионального героя в “большой мир” и возвращений назад в регион. Это может быть также история похода героя, инкорпорирующее региональное “мы”, в область “третьего пространства”, чудесного и недосягаемого в реальной жизни.

6.    Заключение

В завершение попытаемся определить, какие же политические интенции несет в себе образ “крепкого хозяйственника” в современной России. Совершенно очевидной представляется заложенная в этом образе модель регионального управления как домовладения, которое предполагает совмещение функций осуществления власти и управления хозяйством, переплетения власти и собственности. Поэтому вполне вероятно, что данный образ послужит обоснованию активного вторжения региональных администраций в деятельность хозяйственных субъектов. Другое следствие, вытекающее из противопоставления хозяйства и политики (в смысле борьбы, дискуссии по поводу путей развития сообщества), нами уже упоминалось. Это вытеснение политики за пределы регионального пространства, допущение деятельности политических партий и организаций только в пределах того курса, который проводит региональная администрация и который часто называется “экономическим возрождением и обустройством края”. Таким образом, внедрение в сознание стереотипа регионального лидера как крепкого хозяйственника обозначает авторитарную тенденцию в политическом развитии современной России. В общегосударственной политической дискуссии этот имидж позволяет занять выигрышную “надпартийную” позицию, то есть выступать одновременно и в роли судьи в споре власти и оппозиции, и выразителя общего интереса, что в свою очередь будет работать (и уже работает) на укрепление в общественном мнении авторитета такого института, как Совет Федерации. Возможно, ближайшее будущее покажет нам, какими еще возможностями обладает этот политический миф.



Примечания

[1]. “Результаты региональных выборов 1996 г. дают все основания говорить об укреплении наметившейся тенденции прихода к власти губернаторовпрагматиков и хозяйственников,” —пишет, например, в своей аналитической статье сотрудник администрации Президента А.Журавлев (“Полития”, 1997, №1 (3). С. 71). Впрочем, оценки такого рода стали уже общим местом в среде московской информационной элиты.

[2]. Аяцков Д. Отказ от реформ и возврат к прошлому уже невозможен.// Власть, 1997, № 1. С.3.

[3]. Густов В. “Мне не политиком доверено быть, а хозяйственником”// Российская Федерация, 1997, № 7. С. 19.

[4]. Любимов В. “Не ждите от меня подвоха”//Российская Федерация, 1997, № 6. С. 23.

[5]. См. Лосев А.Ф. Диалектика мифа.// Его же. Философия. Мифология. Культура. - М.: “Политическая литература”, 1991.

[6]. Барт Р. Мифологии. Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С.Н.Зенкина - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996 С. 234-238.

[7]. Еще раз подчеркнем, что под мифом мы понимаем в первую очередь некий способ восприятия реальности, который в случае политики может быть и искусственно создаваемым (но это — факультативный признак).

[8]. В основу анализа формальных критериев политического мифа мы положили выводы Р. Барта. Их использование объясняется, во-первых, тем, что его концепция — одна из наиболее разработанных специальных теорий политического мифа, а, во-вторых, созданная применительно к опыту “буржуазного”, а, скажем, не тоталитарного общества и, следовательно, более адекватная современной российской ситуации, которая при всех изъянах пока характеризуется полисубъектностью публичной политики.

[9]. Погодаев Н., Неверова Е. Кемеровская область в марте-апреле 1997 года // Политический мониторинг. — М.:игпи, 1997. —№4.

[10]. Лисицын А. Опасно, если те, кто несут факелы, одновременно ищут дорогу // Российская провинция. — 1995. — №3. — С. 33.

[11]. Региональная власть в лицах // Российская Федерация. — 1997.— №10. — С. 19.

[12]. Максюта Н. “Хватит шутить с селом...”// Там же, с. 16.

[13]. Цит. по Мышкина И. Выборы губернатора Архангельской области // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №2.

[14]. Цит. по Магомедов А. Политические элиты российской провинции // Мировая экономика и международные отношения. — 1994. — №4. — С. 79.

[15]. Егоров Николай. Штрихи к портрету губернатора края. Тип. “Полиграф-сервис”, №393, архив автора, №54.

[16]. Лисицын А. Там же.

[17]. Тихомиров В. С людьми и для людей // Ивановская газета. — Иваново, 1996. — С. 5.

[18]. Там же, с. 10.

[19]. Там же, с.15-16. Подобного рода губернаторские биографии см.: Тяжлов А. “Люди не могут жить вечным ожиданием светлого завтра” // Российская Федерация. — №11. — С. 26-27; Журкин Н.М., Шелест А.Н. Политический портрет лидера // Духовное обустройство России. — Курск, ГУНПП “Курск”, 1996. — С. 27-44; Суслов В. По народному поверью, только горькие травы лечат... // Российская провинция, 1995. — №5. — С. 17-29.

[20]. Бурдье П. Политическая социология - Пер с фр. Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. — М.: Socio-Logos, 1993. — С. 42.

[21]. См. Евгеньева Т.В. Социально-политические основы формирования политической мифологии // Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М.: РГГУ, 1996. — С. 22-32.

[22]. Что, впрочем, не отрицает общезначимости для регионального лидера ореола “крепкого хозяйственника”. Не случайно навязчивой темой выступлений и А. Руцкого, и Е. Михайлова является хозяйство. Руцкой после своего избрания сразу же защищает кандидатскую диссертацию по аграрной реформе.

[23]. См. Погодаев Н., Неверова Е. Указ соч.