Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

И.П. Рязанцев, И.А. Германов

ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ
в первом полугодии 1997 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.    Экономическое развитие региона

1.1.1.    Статистика

За период с января по май 1997 г. в экономической и социальной сферах области присутствовал ряд признаков, имеющих стабилизационный характер — рост промышленного производства, замедление темпов инфляции, снижение уровня прожиточного минимума. Кроме того, увеличился товарооборот. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизился уровень преступности.

За пять месяцев текущего года предприятиями всех форм собственности произведено продукции в фактических отпускных ценах на сумму 15 485 млрд. рублей. Прирост производства в действующих ценах к уровню прошлого года составил 18%. Во всех отраслях (кроме химической, газовой и легкой) темпы роста были значительно ниже, чем в январе — мае 1996 года по отношению к январю — маю 1995 года. Особенно эта разница заметна в электроэнергетике, черной металлургии, лесной отрасли, машиностроении и промышленности стройматериалов.

Наиболее высокими остались темпы производства (в отпускных ценах) в топливной промышленности — 133% (в газовой — около 150%) и легкой — 156%, наиболее низкими — в лесозаготовительной, целлюлозно-бумажной и строительной отраслях.

При увеличении объемов производства в действующих ценах, физический объем по сравнению с соответствующим периодом прошлого года также увеличился, хотя и в меньших размерах. Индекс физического объема (ИФО) произведенной продукции по всей промышленности за пять месяцев составил 104,2%. Следует отметить, что показатели ИФО в текущем году в подавляющем большинстве отраслей намного выше, чем за аналогичный период 1996 года.

Максимальное отставание от уровня прошлого года — в угольной промышленности (ИФО с начала года 71,1%), лесозаготовительной (79,3%), в черной металлургии (87,7%) и на предприятиях стройиндустрии (83,2%).

С ростом к прошлому году в январе-мае сработали в целом предприятия топливной отрасли — прирост к уровню прошлого года 1,7%, в том числе в газовой промышленности (27,4%), химической и нефтехимической (около 13%), цветной металлургии (16%), а также машиностроения, легкой и пищевой промышленности.

Как и в предыдущие годы, наибольшая часть выпуска продукции сосредоточена в четырех крупных отраслях: электроэнергетике, топливной, химической промышленности и машиностроении — по итогам работы за пять месяцев 1997 года 71,8% общего объема по области.

Крупными и средними предприятиями города Перми произведено продукции на 5014 млрд. рублей (более трети всех объемов по области). Объем промышленной продукции Коми-Пермяцкого автономного округа за пять месяцев составил около 70 млрд. рублей, в том числе по крупным и средним предприятиям — 63,5 млрд. (0,4% областных объемов). Промышленностью территорий области, относимых к Крайнему Северу, за истекший период произведено продукции в действующих ценах на 41,8 млрд. рублей (0,3% областных объемов) [[1]].

1.1.2.    Планы администрации

Анализируя итоги работы промышленности за истекший период, можно отметить, что наметившийся в феврале рост темпов промышленного производства продолжился. Тем не менее, в текущем году администрация области намерена более активно участвовать в регулировании экономических процессов в регионе. Как указывалось в выступлении губернатора Г.Игумнова на мартовском заседании Законодательного собрания области, приоритетными направлениями деятельности обладминистрации в этой области будут:

— формирование системы экономических стимулов для активизации инвестиционного процесса и создания эффективного производства товаров на территории области, в том числе лоббировании на уровне правительства особо важных отраслей (например, авиастроительного комплекса);

— совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием на областном и местном уровне в аспекте радикального усиления регулирующей и контрольной функции органов государственной власти и местного самоуправления;

— повышение роли перспективного и текущего прогнозирования для принятия стратегических решений по социально-экономическому развитию области.

Администрация намерена активно участвовать в создании эффективного механизма управления на предприятиях, находящихся в областной собственности, и в реорганизации убыточных объектов. Так, губернатор утвердил временный порядок назначения госслужащих представителями в органах управления акционерных обществ, часть акций которых закреплена в областной собственности. Обязательному согласованию с ними подлежит внесение изменений и дополнений в устав общества, изменение величины уставного капитала, назначение конкретных лиц в органы управления и контрольные органы общества, получение кредитов, превышающих 10% величины чистых активов, продажа и иное отчуждение, а также залог недвижимого имущества, участие общества в образовании предприятий и финансово-промышленных групп [[2]].

Кроме того, в планах администрации стоит расширение практики реструктуризации и банкротства предприятий. Уже создан областной фонд санации неплатежеспособных предприятий. Планируется предпринять комплекс мер по стимулированию спроса на продукцию местных товаропроизводителей, в том числе по совершенствованию системы поставок продукции для областных и государственных нужд. Был сформирован социальный заказ на продукцию местной легкой и текстильной промышленности для нужд бюджетных организаций. Следующим этапом станет формирование территориального заказа для обеспечения потребностей ЖКХ, строительных организаций. При этом будет расширена практика проведения открытых подрядных конкурсов на получение госзаказа.

Оборонный и машиностроительный комплекс планируется поддерживать в рамках программы конверсии оборонных предприятий. Ведущими проектами будет поддержка авиакомплекса, реализация программ “Урал — Газпром”, “Агроконверсия”, постановка на серийное производство газотурбинных и газоэнергетических установок на АО “Пермские моторы” и АО НПО “Искра” [[3]].

1.1.3.    Мнение хозяйственных руководителей

Областным комитетом госстатистики по итогам выборочного обследования деловой активности предприятий был подготовлен аналитический обзор, согласно которому в целом деловая активность предприятий в первом квартале, как считает большинство респондентов (74%), осталась без изменений. В то же время 13% указали на ее спад и столько же на ее повышение.

На момент обследования 87% руководителей оценили экономическую ситуацию на обследуемых предприятиях как неблагоприятную, 13% — как удовлетворительную, и ни один не отметил ее как благоприятную.

В прогнозах на второй квартал 1997 года небольшая часть опрошенных ожидает некоторой стабилизации (причем 13% предполагают улучшение экономической ситуации), однако почти три четверти опрошенных думают, что экономическая ситуация по сравнению с предыдущим кварталом на их предприятиях не изменится, а 13% считают, что она ухудшится.

Основные факторы, по мнению директоров ограничивающие рост производства на момент обследования:

— неплатежеспособность потребителей (93%);

— дефицит инвестиций (47%, в то время как в среднем по России — 25%);

— недостаточность рынков сбыта (53%);

— высокий уровень налогообложения (67%);

— недостаточность денежных средств (87%);

— изношенность оборудования (47% по сравнению с 35% по России)[[4]].

1.2.    Инвестиции

На развитие экономики и социальной сферы области в январе-мае 1997 г. использовано около 2 трлн. рублей инвестиций, что на 7,7% меньше соответствующего периода прошлого года (в январе-мае 1996 г. по сравнению с тем же периодом 1995 г. инвестиции сократились на 20,6%). В январе-мае на долю бюджетных источников финансирования приходилось 6,3% всех капитальных вложений (2,5% — на федеральный бюджет, 3,8% — на региональный бюджет). Объем инвестиций, финансируемых из федерального и регионального бюджетов, сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти наполовину[[5]].

В условиях столь значительного уменьшения бюджетного инвестирования преодолеть дефицит финансовых средств представляется возможным только при активном привлечении в экономику области инвестиционных ресурсов. Для достижения этой цели руководство области намерено активно использовать механизм лизинга и систему гарантий, по инициативе администрации создается областной залоговый фонд [[6]].

Важным положительным моментом можно считать усиление интереса со стороны коммерческих банков к инвестированию в производство на территории Пермской области. Так, в конце февраля в Прикамье был зарегистрирован еще один филиал “Инкомбанка”, на этот раз в Соликамске. По заявлению управляющего Пермского филиала Ю.Мухина, появление нового филиала — часть программы “Инкомбанка” по укреплению своих позиций в области. Банк активно разрабатывает программу инвестиций для региона. Основой проекта являются заполнение работающих кредитных линий зарубежных банков, открытых “Инкомбанку” финансово-кредитными учреждениями Великобритании, Германии, Чехии, США и др. В настоящее время в проработке находятся несколько инвестиционных проектов: реконструкция производства АО “Минеральные удобрения” (DM40 млн.), строительство очистных сооружений в г.Чайковский (DM20 млн.), реконструкция производства АО ”Пермский газоперерабатывающий завод” (DM150 млн.), организация производства перспективных материалов для автомобильной промышленности на АО “Лысьвенский металлургический завод” (DM70 млн.), реконструкция пермского аэропорта “Большое Савино” ($50 млн.), оснащение оборудованием АО “Пермский мясокомбинат” (DM4,5 млн.) [[7]].

Помимо этого иностранные инвесторы, заинтересованные в эффективном размещении своих средств, напрямую интересуются положением дел в Пермской области. В Перми в преддверии открытия Второй ежегодной конференции Российского фондового рынка для инвесторов побывали представители банков Великобритании, Австрии, США, Бразилии, Швейцарии, Аргентины, Коста-Рики, Эстонии [[8]]. В областном центре побывала также делегация министерства промышленности, торговли и туризма Венгерской Республики. В ходе визита торговый представитель Венгрии в РФ подписал с администрацией области соглашение о сотрудничестве и взаимовыгодном торговом партнерстве [[9]].

В начале апреля состоялся первый технический рейс авиакомпании “Люфтганза” по маршруту Фракфурт-на-Майне — Казань — Пермь. Прибывший по этому случаю посол ФРГ в РФ Эрнст Йорг фон Штудниц встретился с губернатором Г.Игумновым. На встрече были затронуты вопросы участия немецкого капитала в экономике области [[10]]. Таким образом, есть надежда, что визиты представителей иностранных банков и компаний помогут улучшить инвестиционный климат в регионе.

1.3.    Бюджет

По данным Пермского областного финансового управления, консолидированный бюджет Пермской области за 4 месяца текущего года сведен с дефицитом в 30 млрд. рублей. Бюджетом области было получено 2125 млрд. рублей доходов. Более 80% из них составляют налоговые поступления.

Необходимость повышения собираемости налогов на территории области была названа среди приоритетных задач, которые предстоит решить обладминистрации в текущем году [[11]]. Для решения этой задачи временная чрезвычайная комиссия при губернаторе преобразована в постоянно действующую. Основная цель комиссии остается прежней — рассмотрение причин недостаточного финансирования расходов областного бюджета. Комиссия будет вести контроль за своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в полном объеме, для чего предполагается разработать комплекс мер. Комиссия также призвана обеспечить законность и эффективность действий налоговых органов [[12]].

Что касается расходов областного бюджета, то они составили 2145 млрд. рублей. Наибольшее место занимают расходы на образование, культуру и искусство — 27% от всей суммы, и расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт — 15%. На нужды госуправления, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности было направлено 6,5% от всей суммы расходов, на нужды социальной политики — лишь 9% [[13]]. В этих условиях обладминистрация намерена сделать акцент на упорядочении системы социальных расходов и их адресной направленности [[14]].

На состоявшемся 22 мая заседании Законодательного собрания Пермской области начальник финансового управления М.Панфилов доложил, что план областного бюджета на 1 квартал по доходам выполнен на 65,3%. Вопреки ожиданиям, предложения сократить расходы не последовало. М.Панфилов заявил, что показатели выполнения бюджета в апреле и мае намного лучше, чем в предыдущие месяцы, и потому есть надежда на то, что годовой бюджет области будет выполнен в полном объеме (в 1996 г. выполнение составило 71,3%) [[15]].

2.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

2.1.    Уровень цен

Сводный индекс потребительских цен на все товары и услуги составил в среднем по области в мае по сравнению с апрелем 101,29%, с начала года — 107,34%. Более всего за 5 месяцев текущего года подорожали алкогольные напитки и платные услуги населению — на 117,9% и 110,41% к началу года соответственно.

Цены на продовольственные товары в среднем по области возросли с начала года на 8,84%. Стоимость многих видов продуктов питания увеличилась менее чем на 1%. Стоимость непродовольственных товаров с начала года возросла на 2,9%.

В мае значительно возросла стоимость услуг пассажирского транспорта — в среднем на 12,8%. В дачный сезон разовая поездка пригородным поездом (до 3-й зоны) стала обходиться в 1,6 раза дороже. На 6,1% возросла стоимость билета до Москвы (купейный вагон скорого нефирменного поезда). Проезд в междугородном автомобильном транспорте подорожал на 22,3%. Изменение цен в городском транспорте произошло лишь в двух городах области. Стоимость авиабилетов осталась на прежнем уровне.

Существенное изменение цен и тарифов отмечено на такие виды социально значимых услуг, как оплата эксплуатационных расходов в домах ЖСК (12%) и плата за муниципальные детские сады (9,9%) [[16]].

2.2.    Прожиточный минимум

Стоимость прожиточного минимума по ценам мая в среднем на жителя области составила 373,7 тыс. рублей, увеличившись с начала года на 10,3%, по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года — на 6,3%. Величина прожиточного минимума по статьям расходов характеризуется следующими данными:

— набор продуктов питания                                 —        251,9 тыс. рублей,

— непродовольственные товары                         —          73,6 тыс. рублей,

— услуги                                                                    —          28,0 тыс. рублей,

— налоги и др. обязательные платежи                —          20,2 тыс. рублей.

Величина прожиточного минимума по социальным группам населения Пермской области имеет различные значения:

467,1 тыс. руб.       —      мужчины 16-59 лет;

388,7 тыс. руб.       —      женщины 16-54 года;

363,9 тыс. руб.       —      пенсионеры;

411 тыс. руб.          —      подростки 7-15 лет;

286,8 тыс. руб.       —      дети до 7 лет [[17]].

2.3.    Рынок труда

В первом квартале 1997 года (как и в 1996 году) движение рабочей силы характеризовалось превышением числа работников, выбывших с предприятий различных отраслей экономики, над числом принятых на работу.

Наибольшее количество высвобождаемых в связи с сокращением численности персонала наблюдается на промышленных предприятиях (63%). В отраслевом разрезе в большей степени эти процессы коснулись проектно-изыскательских организаций (34%), авиационного транспорте (32%) и научных учреждений (26%).

Серьезным дестабилизирующим фактором продолжает оставаться неполная занятость. К началу апреля 1997 года 77 тыс. работников крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации (к концу марта 1996 года — 95,4 тыс. человек). 62 тыс. работников (6,4% среднесписочной численности) находились в этот период в вынужденных административных отпусках, 21% из них не получили никакой денежной компенсации. Наибольшие размеры неполной занятости отмечаются в научных учреждениях (44%), на транспорте (37%) и предприятиях связи (17%).

На 1 мая 1997 года численность граждан, зарегистрированных в городских и районных центрах занятости составила 73,4 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составил в среднем по области 4,6%. В сравнении с концом апреля 1996 года численность зарегистрированных лиц, ищущих работу, снизилась на 13,2 тыс. человек (на 16%). К началу мая наибольшее количество безработных зарегистрировано в Коми-Пермяцком автономном округе, городах Лысьве, Чайковском, Березники, Свердловском и Мотовилихинском районах г.Перми [[18]]. Доля молодежи в возрасте 16-29 лет составила почти 30%, женщин — более 55% [[19]].

Пособие по безработице было назначено 90% от общего числа безработных. Но ситуация с выплатой пособий остается напряженной. В Перми без опозданий они выплачиваются лишь в двух районах из семи. В некоторых территориях области (города Лысьва, Горнозаводск, шахтерские районы) долг по пособиям не погашен полностью даже за лето 1996 года [[20]].

В выступлении перед депутатами Законодательного собрания губернатор отметил, что политика администрации на рынке труда в текущем году будет содержать направления подготовки и переподготовки кадров, трудоустройства и помощи безработным в первую очередь на уровне городов и районов области. Так, недавно было организовано городское управление занятости в Перми [[21]]. Помимо этого, предусматриваются программы по сохранению и созданию новых рабочих мест, планируется расширение практики общественных работ [[22]].

2.4.    Социальная политика. Выплата пенсий и заработной платы

Одним из приоритетов политики руководства области в социальной сфере является упорядочение системы социальных расходов и усиление их адресной направленности. С этой целью предполагается инвентаризация областных нормативных актов, предусматривающих льготы, и решение вопроса о замене ряда льгот, предоставленных пенсионерам, денежной компенсацией. Основное внимание администрация намерена уделить жилищному строительству, в первую очередь для малоимущих [[23]].

На социальное строительство с января по май 1997 года использовано 392,3 млрд. рублей, (20% от всего объема инвестиций), или 80% от уровня 1996 года.

За пять месяцев текущего года на территории области введено в эксплуатацию 84 тыс. кв. метров жилья (на уровне соответствующего периода прошлого года). Государственными предприятиями сдано в эксплуатацию 11,1 тыс. кв. метров жилья (40% к соответствующему периоду прошлого года), муниципальными — 12,1 тыс. кв. метров (на 15% больше, чем в январе — мае 1996 г.). Предприятиями частной и смешанной форм собственности введено 60,8 тыс. кв. метров (на 31,8% больше, чем в минувшем году) [[24]].

Одним из вариантов решения жилищной проблемы специалисты считают реализацию областного жилищного займа, которая уже началась. Кроме того, заканчивается разработка областных целевых программ по жилищному строительству.

Для выплаты пенсий Пермская обладминистрация получила кредит в размере 80 млрд. рублей от банка “Менатеп” под 30% годовых. Прошли переговоры о предоставлении еще 10 млрд. рублей. Представители администрации считают, что эти деньги позволят полностью рассчитаться с долгами пенсионерам до 30 июня [[25]].

Если ситуация с выплатой пенсий более-менее ясна, то проблема выплаты заработной платы стоит сейчас перед властными органами всех уровней. На состоявшемся в апреле заседании областной трехсторонней комиссии, в которую входят представители профсоюзных организаций, обладминистрации и работодателей, отмечалось, что в области произошло резкое обострение социальной обстановки, связанное с продолжающимся ростом задолженности по заработной плате (с 270 млрд. руб. в прошлом году до 750 млрд. руб. в нынешнем). Было принято решение направить от имени областной трехсторонней комиссии в адрес правительства РФ, Президента РФ, Российской трехсторонней комиссии требование немедленного изменения курса реформ, осуществления экономической политики, направленной на восстановление отечественной промышленности. Членам Совета Федерации — губернатору Г.Игумнову и председателю Законодательного собрания Пермской области Е.Сапиро — рекомендовано довести до сведения правительства РФ, Президента РФ предложения по стабилизации экономики в области.

Комиссия также рекомендовала обладминистрации уменьшить налоговые и другие перечисления в федеральный бюджет на сумму долга федерального бюджета перед областью [[26]].

Наиболее остро стоит проблема с выплатой зарплаты и отпускных работникам образования. Администрация области обратилась к депутатам Законодательного собрания с предложением выпустить в обращение облигации областного займа в размере 120 млрд. рублей с целью получения источника средств для выплаты учителям отпускных. Это предложение депутатами было поддержано [[27]].

В середине мая состоялась встреча профсоюзного актива работников образования Перми с городскими властями. Был определен круг первоочередных вопросов, который предстоит решить городской администрации: ликвидация отставания по выплате зарплаты, выплата отпускных учителям, ремонт в школах, решение вопроса о надбавках и доплате за категории, выслугу лет, молодым специалистам и других льготах, которые есть в ряде городов и районов области, но нет в Перми.

Представитель администрации ответил, что мэрия в мае запланировала выйти в график по выплате зарплаты и детским пособиям за счет сбора налогов с неплательщиков при помощи налоговой полиции, есть договоренность о выделении кредитов. Отпускные было обещано выплатить в срок на 70%, остальные долги будут погашаться до сентября.

Несмотря на финансовые трудности, мэрия взяла на себя обязательства сохранить систему дополнительного образования (клубы по месту жительства), возобновить после четырехлетнего перерыва строительство муниципального жилья для работников образования и субсидировать остро нуждающимся семьям приобретение квартир (до 70% от стоимости) [[28]].

2.5.    Акции протеста

Задержка выплаты заработной платы и пособий стала причиной акции, проведенной педагогами Горнозаводска. Они провели 13 мая предупредительную часовую забастовку и вышли на пикетирование к зданию районной администрации. Должной реакции у местных властей эта акция не вызвала, поэтому 20 мая началась забастовка преподавателей городской школы №1, 21 мая к ним присоединились педагоги Старосибирской школы. Для решения проблемы была создана примирительная комиссия, которая установила сроки выплаты зарплаты и пособий. Райадминистрация вынуждена была взять очередной кредит почти под 40% годовых. Временно недовольство учителей было погашено, но угроза всеобщей забастовки педагогов Горнозаводска сохраняется — ведь впереди выплата отпускных, для которой у администрации средств нет [[29]].

Критической можно назвать ситуацию с выплатой заработной платы на оборонных предприятиях. Трудовой коллектив государственного предприятия “Машиностроитель”, возмущенный восьмимесячной задержкой заработной платы, 6 марта объявил бессрочную забастовку. Работники предприятия решили не только бастовать до победного конца, но и выразить недоверие правительству и президенту [[30]]. За месяц рабочими предприятия пикетирование здания обладминистрации проводилось 10 раз, но к положительным сдвигам на “Машиностроителе” это не привело. В резолюции митинга, состоявшегося 1 апреля у проходной завода, содержалось требование к областной и городской администрации незамедлительно принять меры к выплате зарплаты. Раздавались призывы к несанкционированным действиям, к акту гражданского неповиновения [[31]]. 2 апреля рабочие, окончательно разуверившись в способности руководства предприятия и властей решить их проблемы, перекрыли на два часа движение по Соликамскому тракту — одной из основных транспортных магистралей города. Наиболее активные представители забастовочного комитета предлагали также перекрыть в районе предприятия движение по железнодорожным путям.

Благодаря вмешательству мэрии Перми акция была приостановлена. В коммерческих банках города под гарантию администрации был получен кредит 1,5 млрд. рублей, 2,5 млрд. рублей поступили от смежников из Миасса. Выдача денег началась 7 апреля, ввиду чего коллектив завода возобновил работу. Удалось выдать зарплату за 1,5 месяца, рабочим был представлен график погашения оставшейся задолженности [[32]]. Тем не менее ситуация остается опасной. Как сообщил председатель забастовочного комитета В.Манин, побывавший в Москве в министерстве оборонной промышленности, “когда поступят деньги за выполненный госзаказ — неизвестно” [[33]].

Губернатор Пермской области заявил, что собирается добиться в Миноборонпроме отстранения от должности директора завода “Машиностроитель” М.Иванова. По мнению Г.Игумнова, он не сумел организовать своих подчиненных на выработку курса выхода предприятия из кризиса, не добился погашения задолженности заводу предприятий-смежников [[34]].

11 апреля студенты пермских вузов провели пикетирование здания обладминистрации и Законодательного собрания. Они выразили свой протест против игнорирования проблем высшей школы и студенческой молодежи, невыполнения Закона РФ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, потребовали погашения долгов по выплате стипендий и пособий. После пикетирования представителей студенчества принял заместитель губернатора В.Морозов. Он сообщил, что в течение нынешнего года для помощи вузам обладминистрация намерена выделить 5,5 млрд. рублей, из них 3 млрд. рублей — на ремонт общежитий [[35]].

2.6.    Участие пермяков во Всероссийской акции протеста 27 марта 1997 года

В период подготовки акции 275 первичных профсоюзных организаций вступили в коллективные трудовые споры с работодателями.

27 марта, в день акции, 262 профорганизации провели забастовку, 629 — приостанавливали работу предприятий (до 3 часов). В забастовках и приостановках работы приняло участие в общей сложности более 228 тыс. человек. В Перми в забастовке приняли участие такие крупные предприятия, как АО “Инкар”, АО “Пермские моторы”, ГП ”Машиностроитель”, АО “Телта”.

1368 первичных профорганизаций участвовали в акции в форме митингов, пикетирований на предприятиях (41% от всего количества профсоюзных организаций Прикамья). Массовые митинги проведены в 34 городах и районах области с общим количеством участников около 50 тыс. человек [[36]]. Наиболее массовые митинги состоялись в Перми, Александровске, Березниках, Гремячинске, Губахе, Кизеле, Кунгуре.

На митинге в Перми присутствовало около 10-12 тыс. человек. Принята резолюция, суть которой — требования “коренного изменения курса реформ в интересах человека”, поддержка отечественного производителя, погашение задолженности по зарплате, пенсиям, стипендиям и прочим социальным выплатам. Митингующие также потребовали от властей соблюдения прав человека, создания механизма “неотвратимой ответственности за невыполнение Конституции и законов России”, “замораживания” тарифов на все виды услуг населению до полного погашения долгов по зарплате, пенсиям, пособиям. Что касается политических требований, то в резолюции отмечается, что если до 1 июля ситуация не изменится, облсовпроф предложит исполкому ФНПР и Государственной Думе инициировать проведение референдума по изменению курса реформ и досрочному отзыву президента [[37]].

По словам председателя облсовпрофа Б.Пожарского, на многих предприятиях чинились препятствия проведению акции: в часы митинга выдавалась зарплата, проводились совещания и т.п. Прошла информация о том, что глава администрации Мотовилихинского района Перми Н.Малышев запретил своим подчиненным под угрозой увольнения участвовать в акции. Если данный факт подтвердится, облсовпроф намерен подать на него в суд [[38]].

Резко осудили проведенную профсоюзами акцию протеста региональные организации Конгресса русских общин, Демократической партии России и Российского воинского братства. “Мы убеждены, что подобные акции могут вызвать новую эпидемию политической истерии, которая угрожает в очередной раз накрыть страну волной великих потрясений”, — говорится в их совместном обращении. Представители этих организаций призвали жителей Прикамья не участвовать в такого рода мероприятиях, поскольку, по их мнению, они “являются ширмой для недальновидных политиков, старающихся скрыть истинное положение в стране” [[39]].

С целью выполнения требований участников второго этапа общероссийской акции протеста, проведенной 27 марта и снижения социальной напряженности в трудовых коллективах губернатор области Г.Игумнов постановил руководителям комитетов, управлений, отделов администрации области до 3 июня разработать комплекс мер, направленных на выполнение выдвинутых трудовыми коллективами, профсоюзами требований, относящихся к компетенции областных исполнительных органов власти. Информация о принимаемых мерах в срок до 1 июля должна поступить в секретариат областной трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений [[40]].

25 апреля председатель областного совета профсоюзов Прикамья Б.Пожарский и мэр Перми подписали Соглашение между городской администрацией и облсовпрофом “О взаимодействии в области социально — трудовых отношений и социальной защиты населения г.Перми на 1997-1998 гг.” Важнейшим направлением в совместной деятельности стороны считают стабилизацию производства в городе, снижение уровня безработицы, улучшения жизни трудящихся и членов их семей. Подписанное Соглашение Б.Пожарский назвал “еще одной победой акции 26 марта” [[41]].

2.7.    Уровень преступности

Органами внутренних дел Пермской области за январь — май текущего года было зарегистрировано 30,2 тыс. преступлений, что ниже соответствующего периода прошлого года на 5,7%. Из общего числа преступлений 44,5% было зарегистрировано в Перми.

Снижение числа зарегистрированных преступлений наблюдалось по таким видам как грабежи (на 11,7%), разбои (2,8%), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (19,7%). В то же время наблюдался стремительный рост преступлений, совершенных с применением оружия (в 6,3 раза), в сфере наркобизнеса рост составил 3,5 раза.

За отчетный период органами внутренних дел было раскрыто 65,5% преступлений (за тот же период 1996 года — 61,1%) [[42]].

3.    ПОЛИТИКА

3.1.    Законодательная власть

3.1.1.    Сотрудничество с местным самоуправлением

Законодательное собрание выступило с предложением к земским собраниям и городским думам заключить с ними соглашение о сотрудничестве.

Первоначально было проведено анкетирование вновь избранных депутатов земских собраний и дум. Большинство опрошенных высказались за то, чтобы отношения между областным Законодательным собранием и представительными органами местного самоуправления были документально оформлены. По словам зам. председателя областного парламента Н.Девяткина, для ЗС главным мотивом к началу этой работы была необходимость того, чтобы органы местного самоуправления отслеживали применение уже действующих законов и, исходя из этого, формировали предложения и поправки к новым законам.

Участниками совещания местных глав исполнительной власти, депутатов Земских собраний и Дум Пермской области был подписан типовой проект соглашения о сотрудничестве между представительным органом местного самоуправления и областным ЗС.

Из 308 человек опрошенных (это 50% от депутатского корпуса) 62% считают, что основной формой сотрудничества депутатов органов местного самоуправления с Законодательным собранием Прикамья должна стать организация депутатской учебы [[43]]. Предполагается, что земские собрания и думы будут совместно с областным законодательным органом участвовать не только в подготовке и принятии правовых актов, но и анализировать практику применения областных и федеральных законов; предусматриваются возможности по обмену опытом.

Десять территорий либо уже подписали соглашения, либо готовы их подписать [[44]].

3.1.2.    Новый областной избирательный закон

В последней декаде марта областному Законодательному собранию предстояло внести изменения в закон о выборах депутатов ЗС. Необходимость усовершенствовать местное законодательство вызвана целым рядом причин. Во-первых, существующая нарезка округов на выборах областного ЗС не соответствует федеральному законодательству. В более чем половине избирательных округов разброс численности избирателей превышает норму в 10%. Заметим, что на минувших выборах в Пермскую городскую Думу численность избирателей в двух округах превысила допустимую норму отклонения в 10% и суд аннулировал итоги выборов по этим округам.

Второй комплекс поправок к избирательному закону вызван печальным опытом некорректной предвыборной борьбы. Фактов подкупа избирателей и других нарушений более чем достаточно, но действующая судебная процедура практически лишает возможности оперативного реагирования. Одна из поправок гласит, что если вскроется факт подкупа избирателей, то суд обязан принять решение в 3-дневный срок, а если такой факт выяснится за 5 дней до выборов, то суд должен вмешаться немедленно. Судебное вмешательство должно последовать и в случае публичной клеветы на соперника, исходящей от кандидата или его доверенных лиц.

Помимо перечисленного, каждому кандидату одновременно с подачей подписных листов для регистрации предлагается вносить денежный залог в сумме 8 млн. рублей.

Каждому кандидату предстоит пройти медицинское освидетельствование, результаты которого должны быть доступны прессе [[45]].

3.1.3.    Проблема легитимности ЗС

30 апреля 1997 г. Конституционный суд РФ признал неконституционным закон Пермской области от 21 февраля 1996 года, которым выборы депутатов Законодательного собрания области были назначены на декабрь 1997 г. (жители Прикамья избирали законодателей в 1994 г. сроком на два года — до марта 1996 г.). Активисты местных отделений Народно-Трудового союза российских солидаристов (НТС), клуба избирателей, КПРФ и РКРП провели пикетирование здания областного парламента. Участники пикета обвинили депутатов Законодательного собрания в узурпации власти и объявили, что продолжат акции протеста, в частности, начнут сбор подписей за немедленный роспуск областного законодательного органа. Проблема назначения даты выборов стала предметом жарких дискуссий на страницах местной прессы [[46]].

В связи с решением Конституционного суда и последовавшими событиями депутаты Законодательного собрания опубликовали официальное заявление, в котором указали, что, в соответствии с принятыми поправками к Уставу области, дата выборов (во временном промежутке с декабря 1997 по март 1998 года) будет установлена губернатором области [[47]].

Глава администрации области принял решение назначить выборы депутатов областного Законодательного собрания, в соответствии с требованием годичного разрыва между выборами губернатора и областного парламента, на конец декабря текущего года [[48]].

3.2.    Мэрия и городская Дума Перми

В марте депутатам Пермской городской Думы были официально представлены заместители главы администрации Перми. Первый вице-мэр В.Петенко рассказал депутатам о концепции городской промышленной политики. Ее суть — создание региональных и федеральных программ поддержки товаропроизводителей, понижение себестоимости продукции пермских предприятий.

Программа городской экономической политики включает в себя несколько блоков. Во-первых, будет проанализирована на предмет целесообразности существования и эффективности работы деятельность 300 муниципальных предприятий, часть из них будет сокращена или реорганизована. Во-вторых, выработана концепция по работе с промышленностью. Прежде всего это выполнение заказов “Газпрома”, МПС. Формируется единый коммунальный заказ для размещения на предприятиях города. В-третьих, организационные меры предусматривают координацию деятельности налоговых, казначейских органов и органов местного самоуправления, проведение анализа финансового состояния предприятий, имеющих хроническую задолженность перед бюджетом и совместно с ними разработку мер по погашению долгов, использованию реальных механизмов для ликвидации кризиса неплатежей (вексельное обращение, налоговые зачеты). На сегодняшний день определена группа из 29 предприятий Перми, основная сумма задолженности у каждого из которых превышает 1 млрд. руб. Предполагается ведение персональной работы с каждым из налоговых дожников [[49]].

Четвертым направлением программы является блок мер, которые можно назвать непопулярными. Это пересмотр существующих льгот по налогам в местный бюджет, увеличение тарифов на содержание жилищного фонда, отопление, горячую воду, сокращение категорий льготников, введение лимитов на электроэнергию, тепло и воду в натуральных единицах для бюджетных организаций. Будут ужесточены требования к арендаторам престижных зданий, на них будет возложена ответственность за ремонт арендуемых площадей, содержание самих зданий и прилегающих территорий.

Мэр Перми Ю.Трутнев сообщил, что в ближайшее время на свет появится постановление о временном прекращении приемки жилья у предприятий. В начале апреля было объявлено о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Вызвано это тем, что у администрации отсутствуют средства на дальнейшее финансирование ЖКХ. В Перми с марта 1996 г. тарифы, в том числе и на теплоэнергию, остаются без изменений. Население оплачивает услуги по отоплению и горячему водоснабжению только в размере 17% от себестоимости, содержание жилья оплачивается на 35% от фактической стоимости [[50]]. По мнению мэра, при увеличении тарифов трудность состоит прежде всего в защите малообеспеченных категорий населения. 58 тыс. семей должны получать “жилищную” субсидию, а реально в 1996 году субсидию выплатили лишь 1234 семьям [[51]].

Среди сформулированных в программе мер есть и такая: “повысить заинтересованность налоговых органов в улучшении собираемости местных налогов”. Под этой формулировкой имеется в виду заключение договоров с налоговой службой и полицией на оказание тех или иных услуг и финансовую поддержку [[52]]. В рамках реализации этого пункта городской экономической программы городская Дума 8 апреля приняла постановление, согласно которому налоговые службы будут получать 0,354% от суммы фактических поступлений налогов, зачисляемых в городской бюджет в размере 50% и более [[53]].

15 апреля Пермская городская Дума утвердила список приоритетно финансируемых статей бюджета на 1997 год. В него попали: заработная плата и начисления на нее по отраслям социально-культурной сферы, милиции и прочим — 100%, по аппарату управления — 75%; расходы на питание детей-сирот в детских домах и интернатах — 100%; в интернатах и вспомогательных школах — 50%; удешевление школьного питания — 20%; питание в учреждениях здравоохранения — 20%; питание в учреждениях соцобеспечения — 100%; компенсационные выплаты на детей, выплачиваемые через районные пенсионные учреждения — 100%.

По словам пермского мэра Ю.Трутнева, принятое решение не вызывает восторга у администрации, потому что “защита одних статей означает разрушение других”. Общая “стоимость” защищенных статей — 700 млрд. рублей — позволяет финансировать другие статьи лишь в минимальном объеме [[54]].

В июне в Пермской городской администрации подписано соглашение с министерством труда и социального развития РФ о проведении в Перми эксперимента по повышению роли местного самоуправления в решении социальных вопросов. В соответствии с соглашением министерство поспособствует Перми попасть в число базовых территорий по отработке вопросов развития местного самоуправления. Предполагается также финансовая, научная и методическая поддержка. Министерство труда готово провести экспертизу проекта решения Законодательного собрания области о размерах отчислений из городского фонда занятости в областной.

Администрация Перми и городское управление по труду продолжат сотрудничество в деле содействия продления программы мер поддержки детей из малообеспеченных семей, инвалидов, созданию условий для успешной деятельности центров занятости, комитетов соцзащиты, социального страхования в городе. Финансовая база для социальных программ будет формироваться за счет местных источников [[55]].

3.3.    Политические партии и организации

3.3.1.    НДР

В начале марта в Перми состоялась отчетная конференция региональной организации движения “Наш дом — Россия”. Делегаты отметили, что за 1,5 года существования движение стало одной из ведущих политических сил в Прикамье. На момент проведения конференции в рядах движения состояло 1215 членов — жителей области, территориальные организации созданы в 41 районе и городе области. Среди своих успехов в прошедшем году участники конференции отметили победу на губернаторских выборах Г.Игумнова и то, что на президентских выборах Прикамье предстало как один из самых “реформаторских” регионов. Участники движения убеждены — их роль в этом была далеко не последней, поскольку в областном штабе поддержки Б.Ельцина они были одной из самых активных составляющих.

По поводу превращения движения в политическую партию большинство участников конференции высказались отрицательно, по их мнению, это приведет к уменьшению численности в рядах НДР и потере его влияния [[56]].

На предстоящих выборах депутатов Законодательного собрания региональная организация НДР намерена провести в парламент прогубернаторское большинство. Об этом было заявлено на состоявшейся 17 июня областной конференции этой организации. Глава совета региональной организации НДР Г.Кузьмицкий считает, что для достижения этой цели “НДР будет вынуждена протянуть руку местным гайдаровцам из “Демвыбора” [[57]].

3.3.2.    ДПР

Региональная организация Демократической партии России направила обращение в адрес губернатора, в котором отмечается, что глава области “резко изменил свое отношение к взаимодействию с партийными организациями” и предложили вернуться к практике регулярных “круглых столов” в обладминистрации. В обращении прямо не говорится о необходимости создания при губернаторе совещательного органа из представителей партий, но, по выражению корреспондента “Местного времени”- “мысль их движется именно в этом направлении” [[58]].

3.3.3.    Круглый стол “демократов”

Накануне Всероссийской акции протеста, прошедшей 27 марта, в Перми состоялся “круглый стол” местных лидеров реформаторских движений и партий. Собрание проходило по инициативе председателя совета Народно-трудового союза российских солидаристов Л.Кузнецова. Присутствовали руководители областных организаций народных республиканцев, движения НДР, социал-демократов, ПРЕСовцев, профсоюзных объединений ФНПР и “Солидарность”. Обсуждалось отношение к акции 27 марта. Л.Кузнецов предложил проект обращения к ее участникам, содержавший весьма радикальные пункты. Например, призыв требовать от губернатора издать распоряжение о приостановке перечисления средств, собранных в Прикамье, в федеральный бюджет до полного расчета с областью. Большинство присутствующий отвергли этот пункт как провокационный. Так, по мнению лидера местных социал-демократов И.Аверкиева, при том, что акция является социально необходимой, нельзя при этом требовать от региональных властей шагов, ведущих к разрушению финансовой системы России, распаду Федерации. Практически все участники “круглого стола”, за исключением представителей НДР, высказались за необходимость проведения акции протеста [[59]].

3.3.4.    ДВР. Визит Е.Гайдара

6 июня в Перми состоялось выездное заседание политсовета партии “Демократический выбор России”. На заседании были отмечены успехи пермской организации, отмечалось, что “опыт пермяков необходимо использовать и в других регионах”.

Е.Гайдар провел встречи с губернатором области Г.Игумновым и председателем Законодательного собрания области Е.Сапиро. Было окончательно принято решение о создании в Перми филиала института экономики переходного периода. Помимо этого лидер партии прочел двухчасовую публичную лекцию о современных проблемах отечественной экономики, встретился с представителями деловых кругов города [[60]].

3.3.5.    Новая организация

В Прикамье создана еще одна молодежная организация — отделение региональной организации партии Жириновского, которая по официальным данным занимает второе место в области по численности после коммунистов [[61]].

4.    ЭКОЛОГИЯ

4.1.       Строительство в Перми комплекса по уничтожению ракет и
ракетного топлива

После зимних вашингтонских встреч министров обороны РФ и США И.Родионова и У.Коэна о строительстве в Перми комплекса по уничтожению твердого ракетного топлива, ракетных двигателей и корпусов, снятых с вооружения межконтинентальных баллистических ракет стали говорить как о деле вполне решенном.

Однако администрация Перми возражает против организации в городе каких-либо объектов, связанных с утилизацией твердотопливных ракет. Глава Перми Ю.Трутнев 13 марта направил письмо премьер-министру В.Черномырдину с предложением до окончательного принятия решения провести, согласно соответствующей статье Конституции РФ, согласование проекта с администрацией города [[62]].

25 апреля была сформирована временная рабочая группа Законодательного собрания Пермской области, которая, едва начав деятельность, столкнулась с отсутствием текстов решения правительства об организации утилизации ракет и ракетного топлива в Перми, технического задания на проект, проектной документации, оценки воздействия на окружающую среду. Проблема не была обсуждена на межведомственных комиссиях по размещению производительных сил ни в области, ни в Перми. Однако, несмотря на отсутствие должной документации и процедур согласования, работы ведутся. Недавно проведен тендер на право реализации этой программы, который закончился победой американской компании “Martin Lokhid”. В конечном счете может сложиться ситуация, когда администрация и жители города будут поставлены перед фактом существования в Перми столь вредного производства.

19 июня на заседании областного парламента, по инициативе мэра г.Перми, депутаты приняли решение “предложить правительству РФ, В.С.Черномырдину приостановить любые действия, связанные с размещением комплекса по утилизации ракет в Кировском районе города Перми до согласования с администрацией города и области” [[63]].



Источники

[1]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — мае 1997 г.: доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1997. — С. 1-10.

[2].Власенко Т. Око губернатора // Местное время. — Пермь, 1997. — №26. — 4 апреля. — С. 7.

[3]. Шилова М. “Очередные задачи” местной власти // Местное время. — Пермь- 1997. — №23. — 25 марта. — С. 5.

[4]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — мае 1997 г. : доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1997. — С. 1-10.

[5]. Там же. — С. 21-22.

[6]. Шилова М. “Очередные задачи” местной власти // Местное время. — Пермь, 1997. — №23. — 25 марта. — С. 5.

[7]. Федотова С. Инкомбанк усиливает свое присутствие в Прикамье // Местное время — Пермь, 1997. — №17. — 4 марта. — С. 6.

[8]. Финансовый десант // Пермские новости — Пермь, 1997. — №64. — 24 апреля. — С. 1.

[9]. Не одним горошком торговать // Пермские новости — Пермь, 1997. — №56. — 10 апреля. — С. 1.

[10]. Збруев М. Летайте? гансы, в Пермь “Люфтганзой” // Пермские новости — Пермь, 1997. — №53. — 4 апреля. — С. 2.

[11]. Шилова М. “Очередные задачи” местной власти // Местное время. — Пермь, 1997. — №23. — 25 марта. — С. 5.

[12]. Шилова М.  Временное становится постоянным // Местное время. — Пермь, 1997. — №25. — 1 апреля. — С. 6.

[13]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе-мае 1997 г. : доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1997. — С. 49.

[14]. Шилова М. “Очередные задачи” местной власти // Местное время. — Пермь, 1997. — №23. — 25 марта. — С. 5.

[15]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе-мае 1997 г. : доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1997. — С. 49.

[16]. Там же. — С. 43-44.

[17]. Там же. — С. 72-73.

[18]. Там же. — С. 77-78.

[19]. Безработица // Звезда — Пермь, 1997. — №65. — 3 мая. — С. 2.

[20]. Шуваева В. Безработные хотят есть // Пермские новости — Пермь, 1997. — №82. — 29 мая. — С. 2.

[21]. Шумихина Ю. Занятный эксперимент // Местное время. — Пермь, 1997. — №48. — 19 июня. — С. 2.

[22]. Шилова М. “Очередные задачи” местной власти // Местное время. — Пермь, 1997. — №23. — 25 марта. — С. 5.

[23]. Там же.

[24]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — мае 1997 г. : доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1997. — С. 21-22.

[25]. Кредит для пенсионеров // Профсоюзный курьер — Пермь, 1997. — №25. — 26 июня. — С. 1.

[26]. Рудая Н. Учтены требования профсоюзов // Профсоюзный курьер — Пермь, 1997. — №14. — 3 апреля. — С. 2.

[27]. Кредит для пенсионеров // Профсоюзный курьер — Пермь, 1997. — №25. — 26 июня. — С. 1.

[28]. Евгеньева Н. Пермские учителя: диалог с мэрией. // Профсоюзный курьер — Пермь, 1997. — №20. — 15 мая. — С. 2.

[29]. Ермакова Н. И экзаменов не будет? // Пермские  новости. — Пермь — 1997. — №78. -22 мая. — С. 1.

[30]. Шилова М. Первые ласточки противостояния // Местное время. — Пермь, 1997. — №18. — 7 марта. — С. 3.

[31]. Соловьев А. А зарплаты все нет // Профсоюзный курьер — Пермь, 1997. — №14. — 3 апреля. — С. 6.

[32]. Алексеев А. Стачка отложена // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №54. — 8 апреля. — С. 1.

[33]. Алексеев А. Не дадут денег — остановят поезда? // Пермские  новости. — Пермь, 1997. — №52. — 3 апреля. — С. 1.

[34]. Лядов В. Крутиться надо, Иванов! // Профсоюзный курьер — Пермь, 1997. — №14. — 3 апреля. — С. 6

[35]. Рудая Н. Освистали местных руководителей студенты пермских вызов  // Профсоюзный курьер — Пермь, 1997. — №16. — 17 апреля. — С. 2.

[36]. Итоги акции протеста // Профсоюзный курьер — Пермь, 1997. — №16. — 17 апреля. — С. 1.

[37]. Панин А. Тем, кто не пробовал работать... // Местное время, — Пермь, 1997. — №24. — 28 марта. — С. 1.

[38]. Семенов М. Весеннее “просветление” в умах // Пермские новости, — Пермь, 1997. — №53. — 4 апреля. — С. 2.

[39]. От забастовок только вред // Местное время, — Пермь, 1997. — №24. — 28 марта. — С. 1.

[40]. Официально // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №82. — 29 мая. — С. 2.

[41]. Николаев В. Пермяки должны жить лучше // Профсоюзный курьер — Пермь, 1997. — №18. — 1 мая. — С. 1.

[42]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — мае 1997 г.: доклад / Пермский областной. комитет государственной статистики. — Пермь, 1997. — С. 79.

[43]. Панин А. Депутаты жаждут знаний // Местное время. — Пермь, 1997. — №16. — 28 февраля. — С. 2.

[44]. Семенов М. Законодатели наводят мосты // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №50. — 1 апреля. — С. 2.

[45]. Пепеляев А. Игра в выборы. Новые правила // Местное время, — Пермь, 1997. — №18. — 7 марта. — С. 2.

[46]. Евгеньева Н. Кто тут временные? Слазь! // Профсоюзный курьер — Пермь, 1997. — №22. — 29 мая. -С. 5.

[47]. Официальное заявление Законодательного Собрания Пермской области // Профсоюзный курьер — Пермь, 1997. — №22. — 29 мая. -С. 5.

[48]. Губернатор принял “внутреннее” // Местное время, — Пермь, 1997. — №50. — 26 июня. — С. 2.

[49]. Лобанов И. Пермская мэрия начинает борьбу со злостыми неплательщиками // Местное время — Пермь, 1997. — №40. — 22 мая. — С. 1.

[50]. Михайлова О. Грядут большие расходы // Местное время. — Пермь — 1997. — №27. — 8 апреля. — С. 1.

[51]. Панин А. На пороге непопулярных мер // Местное время. — Пермь — 1997. — №18. — 7 марта. — С. 2.

[52]. Т.Власенко Пермская мэрия сформулировала свою экономическую политику // Местное время. — Пермь, 1997. — №19. — 11 марта. — С. 5.

[53]. Москвин А. Обойдется ли горбюджет без статей-“пасынков”? // Местное время. — Пермь, 1997. — №28. — 11 апреля. — С. 5.

[54]. Москвин А. Защищенные статьи — палка о двух концах // Местное время. — Пермь, 1997. — №30. — 18 апреля. — С. 2.

[55]. Шумихина Ю. Занятный эксперимент // Местное время — Пермь, 1997. — №48. — 19 июня. — С. 2.

[56]. Москвин А. “Дом” на распутье // Местное время — Пермь, 1997. — №17. — 4 марта. — С. 2.

[57]. Москвин А. Быть младшим партнером не хочется // Местное время — Пермь, 1997. — №49. — 24 июня. — С. 2

[58]. Нижегородцев А. Идите-ка вы в народ // Местное время, — Пермь, 1997. — №47. — 17 июня. — С. 2.

[59]. “Демократы” солидарны с недовольными // Местное время — Пермь, 1997. — №23. — 25 марта. — С. 2.

[60]. Дементьева Н., Москвин А. Полигоном для чего-то Пермь все-таки станет // Местное время — Пермь, 1997. — №45. — 10 июня. — С. 1.

[61]. ЛДПР пополняет ряды // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1997. — №15. — С. 4.

[62]. Власенко Т. Дымилась, падая, ракета // Местное время, — Пермь, 1997. — №40. — 22 мая. — С. 1-2.

[63]. Москвин А. Против сговора Москвы и Вашингтона // Местное время, — Пермь, 1997. — №50. — 26 июня. — С. 3.