Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Галина ИВАНОВА

ЛИТОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА
в июне 1997 года

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.    Законодательная власть и партии

После победы на декабрьских выборах в Сейм и с приходом к власти партии консерваторов (Союз Отечества) нет мира и согласия в государстве, возглавляемом лидером Литовской демократической партии труда (ЛДПТ) Альгирдасом Бразаускасом.

Лидер нынешней парламентской оппозиции (президентской ЛДПТ) Ч.Юршенас, как и многие другие, обвиняет консерваторов в нетерпимости к чужому мнению: “Те, кто критикуют власть консерваторов, должны или замолчать, или к ним будут применены соответствующие законы”. Он предсказывает установление авторитаризма в Литве, если кандидат консерваторов В.Ландсбергис победит на президентских выборах. Он также обвиняет власть консерваторов в развале деревни: в снижении закупочных цен, отмене ранее существовавших льгот для селян на НДС (налог на добавочную стоимость), недостаточном финансировании из бюджета, отмене акциза для земледельцев и др. [2].

1.1.1.    Дисциплина в парламенте

Отметим, что по данным секретариата Сейма, с 25 ноября 1996 года по 1 мая 1997 года состоялось 60 пленарных заседаний. Больше всего заседаний пропустили (пропуски в связи с отъездами в командировки не считались):

— К.Бобялис(член Сейма, кандидат в президенты от Союза христианских демократов) — 30;

— Л.-М.Старкявичюте (Литовская демократическая партия труда) — 26;

— А.Буткявичус (фракция “Союз центра”) — 25;

— Р.Раяцкас (фракция “Союз центра”) — 24.

В уставе Сейма предусмотрено, что парламентарии обязаны участвовать в пленарных заседаниях с заранее намеченным голосованием, в работе комитетов, подкомитетов и комиссий. Если депутат без уважительных причин пропустил более 25% заседаний в месяц, ему может быть на треть снижена зарплата.

Бобялис выражает свое недовольство работой парламента: “...очень трудно работать в нынешнем Сейме. Парламентарии не находят общего языка, не прислушиваются к друг другу, вновь появились подозрительность, нетерпимость, неуважение. Новое правящее большинство (консерваторы — Г.И.) фактически не слышит чужого мнения, все законы принимаются заранее и никакие поправки и предложения не проходят, они начисто отвергаются большинством. В такой ситуации конструктивные дискуссии невозможны” [1].

1.1.2.    Закон о реституции

30 мая Сейм принял 20-ю статью закона о восстановлении прав собственности на сохранившуюся недвижимость (реституции). Закон, по требованию его главных оппонентов— глав фракций Социал-демократической партии и ЛДПТ Алоизаса Сакааласа и Чясловаса Юршенаса, принимался поименным голосованием.

70 членов Сейма проголосовали за закон. Закон поддержали фракции правящей коалиции — консерваторы и христианские демократы, которые подчеркивают необходимость восстановить права владельцев на незаконно отнятую собственность.

Староста парламентской фракции центристов Эгидиюс Бичкаускас сказал, что консерваторы снова и надолго провоцируют социальную напряженность и социальные конфликты в обществе [3].

Лидер ЛДПТ Ч.Юршенас призвал президента не подписывать новый закон о реституции (президент должен это сделать в течение 10 дней или вернуть закон Сейму).

Президент А.Бразаускас 18 июня вернул Сейму для повторного обсуждения этот закон. Президент отметил, что в стране насчитывается от 10 до 20 тысяч семей, которым государство должно было бы предоставить новое жилье или деньги за него, которыми ни государственный, ни муниципальные бюджеты не располагают [4].

На пресс-конференции президент заявил, что новый закон нарушает конституционные права граждан, поскольку изменяет предусмотренные законом от 1991 года условия возврата бывшим владельцам их домов — владельцу можно вернуть только свободные или нежилые помещения.

Предусмотренная в новом законе о реституции ликвидация “серых зон” в деревне, по мнению президента, поставит крест на крупных фермах и производственных комплексах, которые сейчас, занимая только 17% земли, дают 40% сельхозпродукции.

“Я за крупные хозяйства, без которых в Литве нечего делать в Евросоюзе”, — сказал президент.

За период, открытый победой консерваторов на парламентских выборах, президент уже в шестой раз налагает вето на законы, принятые нынешним Сеймом. Трижды президентское вето было безоговорочно отклонено; еще раз — отклонено, однако по инициативе Сейма в закон сразу же были внесены поправки, которые это предлагал президент; однажды вето было принято.

Президент допускает, что и на этот раз вето будет отклонено, что, по его словам, “указывает на правовой нигилизм Сейма и несоблюдение Конституции” [5].

В Литву 16 июня с конфиденциальным визитом прибыл один из богатейших людей мира — председатель Конгресса евреев мира, руководитель Фонда помощи жертвам Холокоста — Эдгар Бронфман. По словам управляющего делами семьи Бронфманов (корни которой в Литве), не предусматривается никаких официальных встреч. Однако из надежных источников газеты “Республика” стало известно, что планируется конфиденциальная беседа Э. Бронфмана с премьер-министром В.Вагнорюсом. По утверждению газеты, в администрации президента (далее — президентуре) и в Сейме полагают, что этот визит может быть связан с законом о восстановлении прав собственности на недвижимое имущество [6].

24 июня Сейм согласился обсудить предложенные президентом поправки к закону о реституции. За такое решение проголосовали 82 депутата, 1 был против, 1 воздержался. Если это президентское вето будет отклонено Сеймом и Сейм вторично примет закон, то президент обязан будет подписать его в течение трех дней.

1.1.3.    Проблема смертной казни

Сейм принял новую редакцию закона о государственных тайнах и их защите. Существенная разница между новой и старой редакциями закона заключается в том, что отныне список государственных тайн составляет Сейм, а не правительство собственными постановлениями. За правительством оставлено право представлять Сейму предложение о дополнении списка тайн и устанавливать порядок работы с государственными тайнами. Кроме того, лицо, которому не будет разрешен доступ к государственным тайнам или отменено имевшееся разрешение, сможет обратиться в суд. Сейм установил перечень государственных тайн (всего 27 пунктов).

Среди парламентариев вызвал разногласие пункт засекречивании информации об исполнителях смертной казни и местонахождения приговоренного до совершения казни. По мнению членов комитета Сейма по делам национальной безопасности С.Печелюнаса и А.Стасишкиса, совершение смертной казни не должно являться тайной. При голосовании эти парламентарии воздержались. Воздержались и христианские демократы; представитель фракции А.Патацкас заявил: “Любой намек о намерениях Литвы продолжать осуществлять смертную казнь является политической ошибкой” [8].

Президент А.Бразаускас удовлетворил 29 прошений о смягчении наказаний. Президент разрешил освободить 24 человека на испытательный срок, другим осужденным срок сокращен. Но как и ранее, комиссия по вопросам помилования не рассматривала просьбы приговоренных к смертной казни и пожизненному заключению. Пока Литва не приняла решения относительно смертной казни, комиссия по вопросам помилований не рассматривает прошения смертников. Таких прошений в канцелярию президента поступило 4 [9].

24 июня Сейм одобрил проект резолюции об условиях отмены смертной казни в Литве. Авторы проекта — председатель комитета Сейма по делам права и правопорядка С.Стачекас и председатель реформ управления и по делам самоуправлений Л.Сабутис — предлагают ратифицировать 6-й дополнительный протокол Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека [10].

1.1.4.    Новая внешнеполитическая инициатива

Создана новая общественная организация, выступающая против вступления Литвы в ЕС — “Национал-демократическое движение за независимость Литвы”. Руководителем движения евроскептиков избран 51-летний парламентарий Р.Сметона. Есть основания считать, что причиной создания НДДНЛ является стремление маловлиятельных ультраправых политиков обратить на себя внимания.

Новое движение расценивает шаги партий и политиков по вступлению в ЕС как поспешные, антиконституционные и преступные. Этот вопрос следует решать на референдуме. Независимость Литвы в опасности, поскольку европейская интеграция потребует отказа от части суверенитета. Как заявил Р.Сметона, “политическая зависимость Литвы будет сопровождаться и экономическими обязательствами, которые неподъемны для экономики. Одно из таких обязательств — приватизация стратегически важных объектов, то есть продажа их иностранцам. Его (заявление о вступлении в ЕС. — Ред), следует отозвать. Сегодняшняя Литва не может быть равноценным партнером и конкурировать на рынке ЕС, так как на единицу продукции Литва затрачивает больше ресурсов, чем развитые страны Европы. Литва в первую очередь должна укреплять свое хозяйство, восстанавливать производство, улучшать жизнь людей и только потом думать о членстве в ЕС”.

Новое движение считает, что Литва должна стремиться к членству в НАТО как основному гаранту независимости страны.

К новому движению примкнули два члена парламента: Р.Карбаускис и руководитель радикальной национальной партии “Яунои Летува” С.Бушкявичус [17].

1.2.    Перспективы президентских выборов

Социологические опросы показывают, что если бы президентские выборы проходили сейчас, то А.Бразаускас одолел бы любого соперника. Его основным соперником стал бы американский эколог литовского происхождения и известный деятель эмиграции Валдас Адамкус [11].

Как показал социологический опрос, в середине мая во второй тур президентских выборов вышли бы В.Адамкус и А.Бразаускас. Если Адамкусу не разрешат выдвинуть свою кандидатуру, большинство его избирателей отдаст голоса за Артураса Паулаускаса.

Бывший заместитель генерального прокурора А.Паулаускас считает, что ограничения для эмигрантов и ссыльных “неважно с Востока или с Запада ...еще раз наказывает жертвы нелегкой истории Литвы”. Он отмечает, что ставя преграды В.Адамкусу в выдвижении своей кандидатуры на президентских выборах, Литва тем самым изолируется от новых идей и результат будет обратный: “Из Литвы побегут самые светлые умы” [12].

7 июня на заседании Совета “Союза центра” было одобрено предложение во время президентских выборов поддерживать кандидатуру Валдаса Адамкуса. Окончательное решение о выдвижении кандидатуры В.Адамкуса центристы огласят на съезде Союза, который состоится 28 июня.

Однако В.Адамкусу предстоит преодолеть законодательный барьер, ибо Конституция предусматривает, что кандидатом в руководители страны может быть выдвинут человек, 3 последних года проживший в Литве.

По мнению Э.Бичкаускаса, у поддерживаемого ими кандидата не должно быть препятствий, так как он с 1992 года прописан в Литве (в Шауляе) у своих родственников, а до мая этого года просто работал в США [13].

Философ А.Юозайтис, один из основателей “Саюдиса”, будет помогать добиваться президентского поста бывшему заместителю генерального прокурора А.Паулаускасу. На вопрос о мотивах своего решения А.Юозайтис ответил: “Чувство гражданской ответственности не позволяет сидеть сложа руки”. Он называет теперешнее положение чем-то средним между трагедией и фарсом: “Уже звучат победные фанфары консерваторов, и если ничего не предпринять, ситуация, которая сегодня кажется смешной, завтра может стать угрожающей”. “Мы должны попытаться вернуть Литве дух первого “Саюдиса”.

Два последних месяца А.Паулаускас стабильно держится на втором месте в рейтингах литовских политиков [14].

Касаясь будущих президентских выборов, А.Бразаускас публично высказал недоумение, что “некоторые” (имелся в виду явно В.Ландсбергис) ведут себя так, словно началась предвыборная кампания, хотя она должна начаться только за 80 дней до дня выборов [15].

Председатель Сейма В.Ландсбергис сообщил, что он “сожалеет”, что известный литовский эмигрант В.Адамкус, решив баллотироваться в президенты, выбрал “правовой путь, вызывающий недоумение”. В.Ландсбергис высказал опасение, что при попытке зарегистрировать В.Адамкуса кандидатом в Главной избирательной комиссии и выяснении, что значит понятие “постоянно проживать в Литве”, произойдет “передергивание Конституции”.

Совет “Союза центра” предложил поправку к Конституции, добиваясь отмены ценза оседлости (3 года) для кандидата на пост главы государства. Однако консервативная коалиция в Сейме этот проект отвергла [16].

1.3.    Местное самоуправление

Главная избирательная комиссия подтвердила окончательные результаты выборов в Советы самоуправлений, состоявшихся 23 марта этого года. В выборах участвовали кандидаты 19 партий. Избраны Советы всех городских и районных самоуправлений, кроме Швенченского. В Швенченском округе результаты выборов признаны недействительными.

 

Таблица 1

Партии, получившие мандаты в Советы самоуправлений

 

Союз Отечества (консерваторы)                            — 439 мандатов                  (33,22%)

ЛДПТ (“партия Бразаускаса”)                                  — 212                                   (14,29%)

Христианские демократы                                          — 180                                   (12,13%)

Социал-демократы                                                      — 136                                     (9,16%)

Союз центра                                                                  — 135                                     (9,10%)

Крестьянская партия                                                     — 84                                     (5,66%)

Избирательная акция поляков                                    — 56                                     (3,77%)

Союз либералов                                                             — 44                                     (2,96%)

Союз таутининков                                                         — 23                                     (1,55%)

Партия политзаключенных и ссыльных                   — 20                                     (1,35%)

Альянс граждан Литвы                                                — 20                                     (1,35%)

Женская партия Литвы                                                — 14                                     (0,94%)

Национальная партия “Яуери Летува”                      — 9                                     (0,61%)

Демократическая партия                                               — 7                                     (0,47%)

Союз русских Литвы                                                       — 7                                     (0,47%)

Союз свободы Литвы                                                     — 6                                     (0,40%)

Союз христианских демократов                                   — 5                                     (0,34%)

Хозяйственная партия                                                    — 5                                     (0,34%)

Партия национального прогресса                               — 3                                     (0,20%)

 

Всего избраны 1459 депутатов в советы самоуправлений. Новый мэр г. Вильнюса — предприниматель Р.Паксас — представитель консерваторов [19].

Новый мэр г. Вильнюс Р.Паксас встретился с директором Литовской Федерации “Каритас”, ксендзом Б.Станкусом. Цель встречи объединить усилия церкви, благотворительных организаций, самоуправления и социальных служб для совместной работы по опеке беспризорных детей и бездомных стариков. Ксендз Б.Станкус рассказал, что “Каритас”, следуя давним традициям церкви, содержит на свои средства бесплатно неимущих граждан столицы. Учрежден дом одиноких матерей, который сегодня не может принять всех желающих.

Мэр сказал, что он озабочен судьбой четырех тысяч бездомных детей столицы: “Если сегодня им не поможем, через пять лет они будут грабить вильнюссцев”.

Председатель Вильнюсской цыганской общины С.Висоцкас, которого принял мэр столицы Р.Паксас, просил помочь в борьбе с наркоманией. С.Висоцкас утверждает, что наркомания — это самая большая проблема в цыганских таборах: “Мне больно видеть шестилетних детей, которые уже привыкают к наркотикам, а один я ничего не могу сделать”.

На встрече с мэром речь шла и о строительстве на территории табора школы для цыган, хотя, как утверждал мэр, пока не будет решена проблема с наркоманией, идея построить школу вряд ли осуществима.

Директор детского фонда Литвы Р.Бурба сообщил, что для будущей школы 52 тыс. литов уже выделено неправительственными организациями Голландии. Всего планируется выделить на строительство 100 тыс. литов, однако спонсоры хотят быть уверены, что место для школы будет выделено [51].

1.4.    Исполнительная власть

Министр культуры Литвы С.Шальтянис — писатель (человек с незаконченным высшим образованием), занимающий высокое место в партийной иерархии консерваторов — за свое эксцентричное поведение и другие “шалости” получил прозвище “шагающий по Литве анекдот” (В.Валатка). Соответственно культура в Литве — “шагающая по Литве шалтянизация”.

Шокировало многих эксцентричное поведение министра. Все в министерстве удивлялись, почему в кабинете министра сидит и частенько замещает его помощница — студентка В.Пабаршкайте. Затем С.Шальтянис заставил заговорить о себе, явившись ночью с бутылкой водки в кафе Союза писателей “Суокальбис”.

На скандальное поведение министра не реагировали ни глава правительства, ни руководитель партии консерваторов (В.Ландсбергис) [21].

Раздражение вызвало и очень близкое сотрудничество Шальтяниса с вице-министром Н.Статкуте, которая поначалу курировала работу музеев и библиотек, а затем энергично взялась за дела этнической культуры и культурных центров, ведая хозяйственной деятельностью и ремонтом балконов в министерстве (когда-то Н.Статкуте работала администратором ресторана). Большой резонанс вызвало “продленное” (выделено 650 тыс. литов) финансирование фильма по сценарию самого министра культуры. Неясно, по каким критериям назначались премии художникам и рок-группам (даже распадающимся), на которые выделено 20 тыс. литов из госбюджета, причем нередко эти премии превышали размер национальных премий в области культуры и искусства.

Чашу терпения оппозиции переполнила программа мероприятий к Дню государства, на которую министр просил выделить из резерва правительства (ни много ни мало) 549 691 литов, пожелав устроить пир званных и желанных гостей на горе Гядиминаса. В самом министерстве прорвался 4 июня: заявили о своей отставке вице-министры Ф.Латенас, А.Бекшта и секретарь министерства Д.Пакните. На такой шаг их подтолкнули неприемлемый стиль руководства С.Шальтяниса и разногласия по вопросам культурной политики.

На пресс-конференции премьер-министра В.Вагнорюса: на вопрос не проще ли было “пожертвовать” министром культуры, чем специалистами, покидающих министерство?, премьер ответил: “...в министерстве не происходит ничего особенного, из-за чего следовало бы сильно тревожиться” [22].

Как заявил на пресс-конференции в Сейме председатель оппозиционной фракции ЛДПТ Ч.Юршенас: “Я считаю, что должен подать в отставку или быть освобожден от должности министр культуры С.Шальтянис. Нельзя смотреть спокойно на то, как некоторые министры компрометируют Литву и ее власть...”

Ранее ЛДПТ уже требовала отставки министра сельского хозяйства В.Кнешиса, а социал-демократы — министра образования и науки З.Зинкявичуса. Ч.Юршенас считает, что к этим министрам следует добавить и министра здравоохранения Й.Гальдикаса [23].

Социал-демократы обвиняют консервативную коалицию в бездействии в области просвещения и выражают недовольство министром просвещения и науки З.Зинкявичусом.

Зам. председателя парламентского комитета по просвещению, науке и культуре Р.Зуска на пресс-конференции 4 июня сказал, что необоснованная перестройка структуры министерства не обеспечила преемственность политики просвещения и материальная база просвещения страдает не только из-за недостаточного финансирования, но и из-за ситуации, сложившийся в министерстве.

Оппозиционная парламентская фракция ЛДПТ (а именно парламентарий Ю. Каросас) обвиняет З.Зинкявичуса в “клерикализации школ”. Фракция ЛДПТ считает, что кресты в школах противоречат Конституции, и хотя по Конституции государственные учреждения должны быть отделены от церкви, однако сейчас “оба института смешиваются” [20].

Министр по реформам управления и делами самоуправлений К.Скребис на пресс-конференции отрицал высказываемые парламентариями мнения о том, что формирование корпуса чиновников уровня “В” идет на основании политических, а не профессиональных критериев. Согласно закону о государственных чиновниках, служащие категории “В” не являются политиками и не должны уходить в отставку при смене выборной политической власти на различных уровнях. Уходить в отставку должны только политики, которые по своей должности относятся к категории служащих “А” [18].

2.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.    Отношения с Западом

Швеция стала 27-й страной, которую граждане Литвы могут посещать без оформления визы. Этот режим устнаовлен со многими странами Запада и “третьего мира”, но только с двумя странами бывшего СССР — Латвией и Эстонией. Однако не следует забывать, что Литва сама стала инициатором визового режима в отношении восточных соседей (стран бывшего СССР) [72].

19 июня в Вильнюсе министр иностранных дел Австрии В.Шюссель открыл посольство Австрии. Это первое посольство Австрии в странах Балтии.

В.Шюссель связал установление безвизового режима между двумя странами со вступлением Литвы в ЕС [73].

На встрече министров обороны стран Балтии и Северных стран, обсуждался вопрос о балтийском членстве в НАТО. Норвежский министр изложил официальную позицию своего государства: страны Балтии еще не готовы к вступлению в НАТО [74].

Сейм Литвы принял решение об учреждении Межпарламентской литовско-польской ассамблеи, на которой будут рассматриваться интересующие парламентами обеих стран вопросы двусторонних и международных отношений [75].

19 июня в Польшу прибыл с официальным визитом президент Литвы А.Бразаускас, сопровождающие его дочь и официальная делегация. Состоялась беседа президентов А.Бразаускаса и А.Квасьневского при закрытых дверях. Были подписаны совместные декларации президентов Литвы и Польши и соглашение о создании консультативного комитета между парламентами обоих государств [76].

23 июня начался визит министра обороны Польши П.-С. Добржанского в Литву. Цель визита — расширение двустороннего военного сотрудничества между двумя государствами [77].

В начале сентября по инициативе президента А.Бразаускаса и президента Польши А.Квасьневского намечается в Вильнюсе провести международную конференцию, посвященную мирному сосуществованию народов. На эту конференцию приглашаются президенты и политики Финляндии, Латвии, Эстонии, Украины, Белоруссии и России [78].

По сообщению начальника таможенного департамента А.Будриса в таможенном департаменте составляется “белый список”. Грузы обществ, включенных в такой список, не будут подвергаться таможенному досмотру. Такие “белые списки” существуют и в странах ЕС.

Согласно правительственному постановлению, срок транзитной перевозки груза до 15 дней может продлить начальник поста территориальной таможни, а сверх 15 дней — начальник территориальной таможни. Раньше это мог делать только директор департамента.

Новый порядок установлен, чтобы не задерживать грузы. Не придется платить и гербовый сбор в размере 6 литов на таможенных постах [79].

В настоящее время на таможне внедряется компьютерно-программное оснащение “Асикуда”. которое пользуется ООН. В информационном центре будет накапливаться вся информация об импорте, экспорте или транзите товаров, попадающих в страну. Этот центр будет иметь компьютерную связь с правительством, Банком Литвы, министерствами. Как говорит руководитель проекта компьютеризации таможен стран Балтии Кевин Ханг, “цель программы — помочь правительству следить за макроэкономическими показателями [80].

2.2.    Отношения с Россией и странами Балтии

25-27 июля Литву посетит патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Этот визит приурочен к 650-летию мученической кончины святых Антония, Иоанна и Евстафия (с этого момента и начинается история православной святости в Литве) и 400-летию Свято-Духова монастыря, одного из самых древних монастырей Русской Православной Церкви. Это первый визит патриарха Московского и Всея Руси в независимую Литву [81].

Члены фракции либеральных реформ в Сейме В.Мартишаускас и К.Трапикас обратились к министру иностранных дел А.Саударгасу, сообщая о бюрократических барьерах, мешающих “туризму, личным и деловым контактам”. Речь шла о том, что граждане России, Белоруссии и Украины сталкиваются с большими затруднениями при получении литовской визы. Вице-министр МИДа И.Рудалявичус дал парламентариям письменный ответ, в котором говорится, что визовая политика Литвы соответствует установленным направлениям Евросоюза и стран Балтии [82].

Министерства культуры Литвы и России подписали договор о сотрудничестве в области культуры на 1997-1999 гг. Эти договоры раз в два года возобновляются [83].

12 июня министр внутренних дел Литвы В.Жемялис и командующий погранвойсками Белоруссии А.Павловский, устанавливая первый столбик, обозначающий линию государственной границы, заявили, что работы будут завершены до 1999 года. Вдоль литовско-белорусской границы, которая составляет 724 км, должно быть установлено 1642 столба. Расходы, связанные с изготовлением и установкой одного железобетонного столба, составляют 1 тыс. литов. Литовская сторона в этом году выделила на демаркационные работы почти 3 млн. литов. Как рассказал главный комиссар пограничной полиции МВД Литвы А.Тейшис, Литва уже разметила временными деревянными колышками 209 км границы. Белорусы к работам еще не приступали. Министр внутренних дел Литвы отметил важность демаркации границы в деле укрепления государства: “Это и один из важнейших этапов в интеграции Литвы в Евросоюз”. Сейчас границу охраняют 3 отряда пограничной полиции более двух тысяч человек [84].

19 июня в Вильнюсе начался очередной раунд литовско-российских переговоров о госгранице. Литовскую делегацию возглавлял Р.Шидлаускас, с российской стороны — российский посол по особым поручениям А.Обухов.

Около 90% литовско-российской границы уже согласовано, но стороны еще не пришли к соглашению относительно госграницы по озеру Виштитис, Куршской косы и в Балтийском море [85].

Литва и Латвия при участии стран Балтийского моря — Эстонии, Польши, России, Финляндии и Швеции и Международной организации гражданской авиации (ICAO) принимали участие в совещании, состоявшимся в штаб-квартире ICAO в Париже. Однако Литве и Латвии не удалось придти к окончательному решению своих споров о воздушном пространстве над восточным побережьем Балтийского моря. Литва считает политику латышей негибкой.

Переговоры о разделе бывшего региона управления полетами СССР ведутся уже более пяти лет. ICAO в этом году не стала принимать окончательное решение сама, хотя обещала сделать это после 10 февраля, если Латвия не внесет новые предложения и страны не придут к соглашению.

Так как Латвия затягивает решение спора, есть опасность, что Россия вообще закроет воздушные пути над Балтикой, так как они все еще находятся в юрисдикции России. В соответствии с требованиями ICAO неподеленные авиатрассы над Балтийским морем считаются временными и опасными.

Литва претендует на 35-километрый путь над морем до границы воздушного пространства Швеции, тогда как Латвия предлагает более узкий путь и другие решения, совершенно неприемлемые для Литвы [86].

Премьер-министры Балтийских стран А.Шкеле (Латвия), М.Сийманну (Эстония) и В.Вагнорюс (Литва), встретившиеся 12 июня в Таллине, не пришли к единому мнению по всем вопросам вступления в ЕС и не подписали планировавшуюся по итогам встречи совместную декларацию. Как сказал М.Сийманну, должна собраться экспертная группа по подготовке договора об отмене нетарифных таможенных барьеров, которая станет одной из предпосылок создания таможенного союза Балтийских стран [87].

Министр Эстонии по международным вопросам, председатель партии “Развитие” А.Вейдеманн считает, что все страны Балтии предприняли должные усилия, стремясь войти в ЕС и НАТО, а причиной возникших разногласий может быть зависть Литвы. А.Вейдеманн утверждает, что премьер-министр Литвы в Таллине настоятельно предлагал принять два разных заявления — об общих целях и о присоединении к ЕС (в последнем заявлении Литва, Латвия и Эстония должны подчеркнуть свое стремление вступить в ЕС одновременно).

И премьер-министр, и министр иностранных дел Эстонии в последнее время неоднократно подчеркивали, что вступление одной из стран Балтии (то бишь Эстонии) в ЕС и НАТО раньше двух остальных было бы полезно и Латвии с Литвой тоже, поэтому из-за этого не должно возникать разногласий [88].

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.    Статистика

Согласно общему аналитическому обзору состояния экономики Литвы (автор — М.Старкявичюте), Литва закончила 1996 год с хорошими показателями роста народного хозяйства. Положительное влияние на экономику страны оказало строгая монетарная политика, спадающая инфляция, укрепление связей с капиталом международного рынка, а также максимальное за весь период после провозглашения независимости вливание прямых западных инвестиций, прелиминарно оцененных в 400-450 млн. литов.

В 1996 году ВВП вырос и составил 3,5% по сравнению с прошлым годом. Возросла и показатель ВВП на душу населения, который за 9 месяцев 1996 года составила 1517 долларов США. Общий объем проданной промышленной продукции в 1996 году по сравнению с 1995 годом возрос на 1,3%.

В структуре ВВП Литвы большую часть составляет промышленность — 27,7% (производственная и обрабатывающая промышленность — 25,2%, производство электроэнергии, газа, тепла, воды — 2,5%), лесная и сельскохозяйственная отрасль — 13,2%, строительство — 7%, торговля — 20,9%, транспорт — 6,1%, связь — 2,1% за 9 месяцев 1996 года. Сравнивая структуру с 1995 годом, можно сделать вывод, что структура ВВП в 1996 году не очень изменилась. Отметим лишь, что доля сельского и лесного хозяйства выросла на 2,85%.

Можно прогнозировать, что ВВП и дальше будет устойчиво увеличиваться и прирост за 1997 год составит 5,0-5,5%.

Ускоренно развивается инвестиционное вливание в промышленную и транспортную инфраструктуру. В декабре 1996 года литовское предприятие АО “Биржю пенас” (“Биржяйское молоко”) распространило 24 млн. литов своих акций в форме иностранных депозитных расписок. Распространение этой эмиссии подготовила японская компания “Номура Интэрнэшэнл РРС” совместно с Вильнюсским банком. В начале этого года АО “Рокишкио сурис” (“Рокишский сыр”) также удачно продало иностранным инвесторам своих акций на 18 млн. литов.

Однако рост экономики и инвестиции не влияют на уровень безработицы. Прогнозируется, что уровень безработицы в 1997 году повысится и составит 8% (в 1996 году он составлял 6,2%). На январь 1997 года уровень безработицы составил 6,3%.

В 1996 году инфляция в Литве уменьшилась и, по данным департамента по статистике, уровень инфляции составил 13,1% (В 1995 году он был 35,7%.) Прогнозируется, что уровень инфляции в 1997 году составит 12%. В январе 1997 года индекс цен на потребительские товары увеличился на 2,8% в связи с подорожанием продуктов питания на 5%.

Эксперты группы “Economist Intelligence Unit” прогнозируют, что в этом году среди стран Балтии самая низкая инфляция будет в Литве.

Как подсчитали эксперты, цены на потребительские товары и услуги в этом году в Латвии возрастут не более чем на 8,8%, в Литве — на 10,55% и в Эстонии — 12,1%. Прирост ВВП в Эстонии и Литве, как считают эксперты, составит 4% и 3,8%. По данному показателю три государства Балтии в этом году несколько отстанут от Польши, Чехии и Словении, где предполагаемый прирост ВВП составит минимум 5%. Однако, в сравнении с бывшими республиками СССР, страны Балтии лучше развивают свою экономику.

В мае инфляция в Литве составила 0,8%. Уровень инфляции в стране за 5 месяцев нынешнего года равняется 4,7% ( на соответствующий период 1996 года — 9,7%). На 4,2% увеличились услуги транспорта, как следствие увеличения акциза на бензин. На 0,2% подешевели продукты питания [40].За 1996 год внешний долг страны возрос на 45,4% и на январь 1997 года составил 4811,68 млн. литов. В 1997 году иностранный долг еще возрастет, так как правительство Литвы намерено дополнительно еще одолжить 740-840 млн. литов.

По сообщению ELTA (Электронно-телеграфное агентство), за 4 месяца с начала года и с апреля прошлого года в Литве наиболее подорожали услуги связи: с начала года на 28,7%, а за год — на 33,5%.

Услуги транспорта, подорожав с января только на 1%, за год стали дороже на 18,3%. В течение года на 12,9% возросла стоимость услуг освещения. На 11,6% — цены на гостиницы, рестораны, кафе, жилище, воду, электричество, газ и другое топливо.

На 10,8% стали дороже алкогольные напитки и табачные изделия. Только с января они подорожали на 5,6%. Стоимость услуг здравоохранения в течение года увеличилась на 9,8%, а за 4 месяца — на 3,4%.

Промышленная продукция за прошлый год подорожав на 6,9%, в нынешнем году подешевела на 1,4% (низкая покупательная способность населения вынуждает товаропроизводителей снижать рыночные цены на свою продукцию) [38].

Внутренний долг в ценных бумагах увеличился на 2,4% и на конец декабря 1996 года составил 1065,3 млн. литов, что составляет 3,6% ВВП 1996 года. Следует отметить, что общий внутренний долг достаточно высок. По экспертной оценке, на конец 1996 года он составил около 2557,2 млн. литов. Для более точного подсчета общего внутреннего долга необходимо согласовать методики его подсчета с методиками, принятыми Советом Европы.

На конец 1996 года официальный золотовалютный (но без учета золота) запас Литовского банка составил 772,2 млн. долларов США. В январе 1997 года по сезонным причинам он несколько уменьшился и составил 731,2 млн. долларов США.

В 1996 году Литовский банк совместно с министерством финансов устроили 105 аукционов государственных ценных бумаг сроком которых были один, три и шесть месяцев. Проценты за ценные государственные бумаги в 1996 году значительно упали. Максимальный процент за трехмесячные государственные ценные бумаги в феврале 1996 года составлял 39,26%, а в октябре он упал в среднем до 9,46%. В феврале 1996 года процент за одномесячные государственные ценные бумаги в среднем составлял 37,87%, а в октябре он упал до 8,68%.

Основными инвесторами в государственные ценные бумаги являются Литовский коммерческий банк, владеющий 55% выпущенных в оборот государственных ценных бумаг, и Литовский сбербанк — 25%. К концу 1996 года инвестиции банков в ценные госбумаги составили 9,2% их актива, а страховых компаний — 9%.

Иностранным инвесторам в декабре 1996 года принадлежали 33,4% государственных ценных бумаг литовского рынка. В январе 1997 года их часть в общем инвестиционном портфеле уменьшилась и составила 30,3%. Крупнейшими инвесторами в государственные ценные бумаги являются Великобритания — 25,7%, Эстония — 1,8%, Латвия — 1,7%.

3.2.    Финансы и кредит

3.2.1.    Хроника

В 1996 году в Литве была выполнена программа реструктуризации крупнейших банков государственного управления — Сельскохозяйственного, Сбербанка и Государственного коммерческого банков. Правительство сообщает, что в этом году оно намерено продать Государственный коммерческий и Сельскохозяйственный банки (подробнее см. ниже). На конец 1996 года общее состояние этих банков составляет 2252,8 млн. литов, или 33% всего состояния Литовского банка.

1997 год будет годом дальнейшей консолидации банковского сектора. С 1 января 1997 года все банки обязаны производить расчеты по международным стандартам.

Во второй половине 1996 года рынок ценных бумаг начал играть важную роль в экономике Литвы. Если в конце 1995 года на Национальной бирже ценных бумаг (НБЦБ) ценность котируемых акций составляла 630 млн. литов, или 2,7% ВВП, то уже на конец 1996 года она составила 3,6 млрд. литов, или 12,2% ВВП.

Торговля ценными бумагами особенно оживилась в январе 1997 года; — за один только этот месяц оборот НБЦБ увеличился в три раза и составил 138,8 млн. литов. Почти на все акции А-списка цены повысились. Официально индекс биржи LITTN-А повысился на 63,7%, а индекс LTTIN-G на 82,2%. Лидерами рынка являются: АО “Экранас”, акции которого за январь этого года увеличились на 228,6%, АО “Вильняус Вингис” — 160,5%, АО “Куро апаратура” — 136,0%, АО “Сема” — 127,8%, АО “Сбербанк” — 115,5%, АО “Рокишкио сурис” — 107,8%, АО “Санитас” — 90,2% [24].

Банк “Снорас” подписал договор о сотрудничестве с одной из самых известных в мире аудитных компаний “Артур Андерсен”. Именно она будет составлять годовые и квартальные отчеты банка. “Снорас” — второй банк в Литве, который решил публиковать результаты работы ежеквартально. Это — подтверждение его надежности, так как выводы аудитов будут обнародованы [25].

Министерство финансов объявило открытый конкурс на продажу Государственного коммерческого банка. Литовское правительство впервые продает все 100% его акций. Пакет документов потенциальные покупатели могут приобретать с 5 июня, а заявки на участие в конкурсе принимаются до 1 июля. О намерениях участвовать в конкурсе на продажу ГКБ письменно уже заявили “Вильняус банк”, банк “Гермис” и британская компания “Номура Интэрнэшэнл” [26].

3.2.2.    Банк “Таурас”

ЦБЛ (председатель правления Р.Шаркинас) осуществляет надзор за коммерческими банками. Как заявляет председатель бюджетного и финансового комитета Сейма Э.Кунявичене, она работой ЦБЛ удовлетворена. Однако, по сообщениям печати, в самом ЦБЛ назревают перемены. В одном из главных департаментов ЦБ — в Департаменте по надзору за кредитными учреждениями — могут быть отстранены от должности некоторые сотрудники за нелицеприятные факты, которые глава ЦБ не стал конкретизировать публично [30].

Председатель ЦБЛ подтвердил, что лишает лицензий коммерческие банки, которые не выполняют какого-либо из 4 нормативов, ограничивающих риск деятельности. Банки будут лишаться лицензий с 1 июля. По заявлению председателя ЦБЛ, показатель достаточности капитала не выполняют сейчас “Сельхозбанк”, Государственный коммерческий и “Литимпекс” банки, а показатель ликвидности — банк “Таурас” [27].

12 июня правление ЦБЛ на месяц приостановило деятельность банка “Таурас”, отстранило председателя совета банка и президента (в одном лице) Геннадия Коноплева от обязанностей, так как из 14,5 млн. литов, которые были предоставлены как ликвидный кредит, “Таурас” до 5 июня смог вернуть лишь 600 тыс. литов. Кроме того, Хозяйственный суд удовлетворил иск Генпрокуратуры и объявил недействительной сделку между банком “Таурас” и Государственным коммерческим банком о передаче прав по обязательствам. Банк “Таурас” обвиняется в незаконном использовании полученного от ЕС и распределенного через банк “Таурас” кредита в 17 млн. экю [29].

Председатель комитета Сейма по бюджету и финансам Э.Кунявичене на заседании Сейма заявила, что крупнейший акционерный банк “Таурас” из-за плохого использования ссуды на 17 млн. экю (около 88 млн. литов) не сможет избежать финансового кризиса. Председатель правления Литовского банка предложил усилить надзор за банком “Таурас”, а в случае необходимости обратиться в правоохранительные органы по поводу ареста имущества банка, принять меры, чтобы сохранить банковскую документацию и провести ревизию в банке. Правление Литовского банка решило распустить правление банка “Таурас” и остановить полномочия председателя совета банка и президента банка Геннадия Коноплева (Действительными и крупнейшими акционерами банка “Таурас” является семья Коноплевых) [28].

23 июня в полдень в здании банка “Таурас” покончил собой 52-летний Геннадий Коноплев. Банкир оставил три предсмертных письма: письмо-завещание о наследстве (датированное 22 июня), незарегистрированное у нотариуса; “Близким друзьям, правоохранительным органам, включая все инстанции, суду, печати” (без даты) и третье, датированное 23 июнем — письмо, в котором говорится о проблемах банка и о тех, кто виновен в этом кризисе.

3.2.3.    Другие события

Скоро в Международном арбитраже будет слушаться дело, представляющее для Литвы особую важность. Речь идет о 4 млн. долларов, которые в качестве компенсации требует от Литовского банка американская фирма “Ю.С. Банкнот Корпорэйшн”, которая по заказу Литовского банка, признавшего ее победителем в конкурсе на печатание литов, отпечатала практически незащищенные от подделки 10-, 20- и 50-литовые купюры. 500- и 1000-литовые купюры были признаны совершенно непригодными и вовсе не увидели свет. На основании этого ЦБЛ отказался от услуг американской фирмы, которая обратилась в Международный арбитраж [31].

Министерство сельского и лесного хозяйства на 3 года выдало разрешение на производство табака и табачной продукции единственной в Литве Клайпедской табачной фабрике “Филипп Моррис Летува”, которая почти полтора года работала без лицензии [32].

Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод принял решение о строительстве заправочных станций на Украине, в Латвии и Калининградской области, для чего завод замерен взять кредиты у западных банков на сумму 50 млн. долларов.

25 июня Сейм принял поправки к законам о налоге на прибыль с юридических лиц, согласно которым с 1 июля будут облагаться налогом доходы, поступающие из Литвы в так называемые оффшорные компании.

По словам члена Сейма К.Главяцкаса, 29%-ный налог, как налог с оборота, особенно почувствуют компании, торгующие купленными на восточных (то есть в экс-СССР) рынках нефтью, газом и др. минеральными продуктами, так как в своем большинстве продавцы этих продуктов — оффшорные компании.

В этом году Литовская таможня собрала 935 млн. литов налогов, то есть на 335 млн. больше, чем за соответствующий период 1996 года и как считают таможенники, вследствие возросших объемов импорта и более успешной борьбы с контрабандой.

“Рост расходов на содержание вооруженных сил Литвы в основном вызван необходимостью внедрение в них натовских стандартов”, — сказал на заседании Сейма главнокомандующий ВС Литвы генерал Й.Андришкявичус.

4.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

4.1.    Здравоохранение

Введение страховой медицины вновь откладывается. По закону она должна бы действовать с 1 января, но новое руководство министерства здравоохранения отодвинуло срок до 1 июля [36]. Итак, с 1 июля в Литве вводится система обязательного страхования здоровья. Основные доходы фонда обязательного страхования здоровья будут составлять отчисления от подоходного налога с физических лиц, платежи из госбюджета, из госстрахования населения, поступлений от лиц, самостоятельно страхующих свое здоровье и др. [33].

Общая сумма средств, выделяемых на компенсацию стоимости медикаментов, остается прежней. На второе полугодие из фонда страхования здоровья на эти цели выделено 98 млн. литов. “Содра” — (госучреждение по социальной защите и страхованию) — за 1996 год израсходовала на компенсации стоимости медикаментов 198 млн. литов [34]. С началом действия системы страхования здоровья появится и новый список медикаментов, подлежащих компенсации. А также и перечень заболеваний. Они значительно короче прежних.

По словам министра здравоохранения Ю.Гальдикиса, новый список составлен с учетом опыта Англии, Италии и Эстонии. Вице-министр Д.Кучинскене упомянула и рекомендации программы PHARE.

Препараты, предназначенные для амбулаторного лечения, разделены в списке на три части. В одной — для лечения 16 групп заболеваний. По каждой болезни указаны одно или несколько лекарств, стоимость которых должно быть компенсировано на все 100%. В другой группе — медикаменты, которые полностью или частично компенсируются лишь представителям определенных социальных групп, независимо от того, какой болезнью они страдают. Если в списке больше 3-х медикаментов, то базовой становится стоимость третьего по дешевизне лекарства. Разницу оплачивает сам больной.

Недавно назначенный главный психиатр страны Р.Милашюнас считает, что “перечень заболеваний недопустимо сужен, а по части психических — просто ужасен”. Р.Милашюнаса удивляет объяснения вице-министра Д.Кучинскене: дескать, нигде в мире лечение, например, депрессий не компенсируется. “Но нигде в мире нет и такого количества самоубийств, как в Литве, а их главная причина — депрессия”, — говорит главный психиатр.

4.2.    Пенсии

Сейм Литовской республики принял поправки к закону о пенсиях по вдовству, которые вступят в силу с июля с.г.

 

Таблица 2

Размер пенсий по вдовству [37]

 

Группы
овдовевших

Тариф пенсий по вдовству, %

Средняя пенсия по вдовству
в Литве на 01.07.97, литы

До 01.01.95

В размере 25% базовой пенсии по государственному социальному страхованию

31,2

С 01.01.95
до 31.06.97

50% пенсии по старости (инвалидности), которую получал покойный супруг

122,7

С 01.01.97

20% пенсии по старости, которую получал покойный супруг

49,1


“Содра” — единственное государственное учреждение по социальной защите и страхованию. “Содра” выплачивает пенсии, пособия одиноким матерям, социально незащищенным лицам, пособия по ритуальным услугам (похороны), оплачивает санатории, компенсации за медикаменты, дотирует биржу труда (пособия по безработице).

До 1 апреля 1997 года “Содра” собирала до 250 млн. литов в месяц, в то же время месячные расходы превышают 270 млн. литов. И они будут расти, разрыв будет увеличиваться, если вопросы финансирования “Содры” не будут решены на правительственном уровне [45].

 

 

Таблица 3

 

Статистические данные по минимальной месячной зарплате и пенсии по старости [46]

 

 

Мин. зарплата
за март
1996 г.,
$

Рост. мин. зарплаты,
%

Средняя начисленная зарплата за март 1997 г.,
$

Сред.пенсии по старости в IV квартале 1996 г.,
$

Годовой рост
средней зарплаты,
%

Годовой рост
средней пенсии,
%

Литва

82,5

57

188

52

22

25

Латвия

65,5

36

217

69

25

10

Эстония

63,2

24

248

75

23

29

Фактические статистические данные [47]

Литва

82

0

200

52

9,7

16,7

 

 

4.3.    Компенсация вкладов

Сейм одобрил закон, предусматривающий восстановление вкладов населения, имевшихся в государственных банках на 26 февраля 1991 года, а также других утраченных сбережений, в том числе взносов по страховым договорам и облигаций СССР выпуска 1982 года. Сбережения решено восстановить в соотношении 1 лит за 1 имевшийся рубль.

Средства, необходимые для восстановления сбережений, планируется получить от продажи крупнейших государственных объектов, а накапливаться они будут на специальном счету восстановления сбережений, открытом в Сбербанке Литвы. Восстановление счетов сбережений должно закончится к концу этого года.

Решено на одного жителя восстановить не более 6 тыс. литов. В первую очередь будут восстанавливаться вклады инвалидам 1 группы, лицам, достигшим 85-летнего возраста, узникам гетто, политическим заключенным и ссыльным и лицам, пострадавшим во время январских событий 1991 года.

Пока что денег от приватизации нет, поэтому правительству разрешили сделать заем до 300 млн. литов.

Многие экономисты считают закон экономически необоснованным. По мнению председателя Сейма по экономике А. Шименаса, для реализации закона надо 3,5-4,0 млрд. литов. А это около половины национального бюджета этого года [55].

4.4.    Отмена двойного подоходного налога

Правительство Литвы приняло постановление об отмене подоходного налога для работающих за рубежом граждан республики. Согласно этому постановлению, жителям Литвы, работающим за рубежом по договору, не придется больше платить двойной подоходный налог. Это постановление также устанавливает порядок зачисления заплаченного в зарубежных странах подоходного налога при налогообложении доходов. Новый порядок налогообложения касается работающих в тех странах, с которыми у Литвы нет договоров во избежании двойного налогообложения. Правительство также постановило не облагать подоходным налогом стипендии, которые платят гражданам Литвы международные организации и фонды [49].

4.5.    Коммунальные услуги

Премьер-министр В.Вагнорюс подтвердил еще раз, что в следующем отопительном сезоне цены повысятся, однако устанавливать их уже будет не правительство. Должны измениться цены и на электроэнергию. Правительство обязуется компенсировать повышение цен людям, получающим средние и нижесредние доходы. Решено, что для них будут открыты специальные счета.

Газовая компания “Летувос дуес” (“Литовский газ”) с 1 июля намерена на 15-20% увеличить цены на газ для потребителей (в настоящее время 1 куб.м.= 0,616 литов = 0,154 долларов США) [35].

“Категорически требуем не повышать цены на электричество, газ и тепло” — заявил на встрече с руководителями фракции консерваторов в Сейме президент Конфедерации промышленников Литвы Б.Лубис. Он считает, что ни энергетическая система, ни “Летувос дуес” никогда не работали в рыночных условиях, а убытки от своей бесхозяйственности взваливают на потребителей и промышленность.

“Если только “Летувос дуес” поднимет цены, то это сделает и “Газпром”, — заявил Б.Лубис. Он также выразил опасение, что энергетики вместо того, чтобы купить мазут сейчас по $63, за тонну, начнут покупать топливо осенью, когда цена возрастет до $98, что будет доказательством “лукавства” (воровства)”Летувос дуес”, бесцеремонно залезающего в карман потребителя [42].

4.6.    Отпускные

Правительство хочет, чтобы лица, отдыхающие в отпуске свыше месяца, получали деньги помесячно, а не за три дня до начала отпуска. В прошлом году учителям пришлось выплачивать отпускные частями; в этом году положение не лучше.

Вильнюсское городское управление решило предложить горсовету взять в Сельскохозяйственном банке Литвы краткосрочную ссуду на 20 млн. литов, из которых 14 млн. использовать на оплату отпусков работникам учреждений просвещения.

Городское управление решило, что мэр города Вильнюс Р. Паксас обратится в Министерство финансов, чтобы получить беспроцентную ссуду — 12 млн. литов [41].

По сведениям отдела бюджета и финансов самоуправления, всего в июне и в июле самоуправление должно выплатить педагогам и “Содре” — 36,2 млн. 22,2 млн. планируется выплатить из полученных бюджетных доходов, а 14 млн. — из банковской ссуды.

При этом Вильнюсский городской совет решением от 14 мая с.г. установил, руководствуясь законом Литовской республики о местном самоуправлении, членам Совета надбавки за участие в заседаниях Совета, за работу в комитетах, комиссиях и других органах Совета, предусмотренных законами Литовской республики — по фактически отработанному времени [43].

4.7.    Детство

В Сейме состоялась конференция “Дети и культура”. Было подчеркнуто, что в Литве СМИ насаждает культуру, пропагандирующую секс и насилие. В конференции приняли участие заместитель директора бюро Центральной и Восточной Европы Детского фонда ООН (UNICEF) Рудольф Хоффман. На конференции было представлено новое издание UNICEF “Переходный этап в странах Восточной и Центральной Европы: — “Дети в опасности”. В книге приводятся данные о том, что в Литве и Латвии за чертой бедности живет около 50% детей. По числу самоубийств несовершеннолетних Литву опережает только Россия. В Литве в 1995 году на 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет приходилось 7,8% самоубийств среди девочек и 34,9% среди мальчиков. В России, Латвии и в Литве катастрофически растет детская преступность. В Литве с 1989 — 1995 годах число убийц среди несовершеннолетних выросло в 6 раз. В 1995 году из 100 тыс. юношей в возрасте 14-17 лет убийц было 28,1% [58].

4.8.    Конфликт

29 мая рабочие Вильнюсского завода топливной аппаратуры (30% акций завода принадлежит государству) объявили официальную забастовку. Вильнюсский завод топливной аппаратуры — один из крупнейших предприятий Вильнюса и единственный крупный завод в Литве, который пока еще работает. Производство держится в основном на бартерных сделках.

Последнюю зарплату работники завода получили за декабрь 1996 года. В июне рабочим пообещали выплатить зарплаты за два, а если повезет — за три месяца, в июле почти все пойдут в отпуска.

В настоящее время завод недополучил 50 млн. литов от своих покупателей из Средней Азии, Украины, Белоруссии, России. Особенно проблематичны отношения со среднеазиатским регионом, поскольку так называемая “мягкая валюта” трудноконвертируема. Заводская администрация на протяжении длительного периода обращалась в правительственные структуры, Литовский банк, Минфин с просьбами о долгосрочных кредитах и льготной конвертации валюты (за азиатскую валюту приходится платить втрое дороже), однако завод остался без внимания [44].

4.9.    Общая оценка положения

4.9.1.    Статистика

В отчете ООН за 1997 год Литва по уровню образования, средней продолжительности жизни и экономическим возможностям людей, то есть по индексу человеческого развития занимает 76-е место.

Эстония — 71-е место,

Латвия — 92-е,

Россия — 67-е.

Из бывших стран соцлагеря высокие места по человеческому измерению у Словении (35‑е) и Чехии (39-е) [53].

По данным департамента по статистике за последние 2 года из Литвы и в Литву миграция значительно сократилась. В 1990 — 1996 гг. в Литву приехало 55 693 человека (уехало — 105 014), в том числе: литовцев — 14 866 (7201), русских — 23 642 (61291), поляков — 3470 (4191), белорусов — 4174 (11 638), украинцев — 5856 (14 086), евреев — 413 (454)

Выехало в зарубежные страны (не считая стран СНГ) в 1996 году всего 1064 человека: — США 308, Израиль — 265, Германию — 212, Вьетнам — 108, Латвию — 51, Польшу — 46.

В течение 7 лет из Литвы с 1990 — 1997 годов выехали 14 тыс. человек. В 1992-1996 годах среди эмигрировавших в другие иностранные государства литовцы составляли около 22%. Среди эмигрировавших в 1990-1997 годах почти 50% евреи. Больше всего евреев уехало в 1990 году — 2485, в 1996 — 261.

Таблица 4

Численность населения, тыс. (подсчитано)
на начало 1997 года
[54]

 

Всего                                                               —     3707,2

Литовцы                                                         —     3024,3

Русские                                                           —       304,8

Поляки                                                            —       256,6

Белорусы                                                       —         54,5

Украинцы                                                      —         36,9

Евреи                                                               —           5,2

Другие                                                            —         24,9

 

4.9.2.    Расходы на госаппарат

По подсчетам доктора экономики Р.Дарулиса, в 1993 году расходы на государственное управление составили 5,4%.

Год спустя (1994) они уже достигли 7,2%, в 1995 году — 8,9%, а в прошлом (1996) подошли к рубежу 10% (9,6% от бюджетных расходов).

Четыре года назад властям Литвы хватало 142,7 млн. литов, в прошлом году потребовалось уже 521,4 млн. литов. (Свыше 75% этой суммы проглатывает исполнительная власть. В США этот показатель не достигает и 10%.)

В 1993 году мировым финансовым аферистам государственные гарантии выдавали только министры финансов, а в 1997 году это делает уже вице-министр образования и науки Й.Бальчюнене, племянница члена Сейма Р.Гофяртене [48].

4.9.3.    Оценка оппозиции

Приведем одну цитату из пропрезидентской газеты: “Премьер и некоторые министры разъясняют народу, что в этом году, то есть под управлением консерваторов, значительно подскочили зарплаты и реальная зарплата, а это по их мнению, означает, что граждане страны живут все лучше и лучше. При сравнении статистических данных на начало этого года и в настоящее время, такие объяснения вроде бы и соответствуют действительности, но в них пропущена одна важная мелочь. А именно: что средняя зарплата по стране в январе 1997 года (687,66 литов) сравнялась только с зарплатой июля прошлого года. Средняя зарплата за февраль этого года (696,5 литов) не достигла уровня среднемесячной зарплаты за октябрь прошлого года, который составлял 704,72 лит. В то же время инфляция или цены за этот период бежали вперед. Под руководством консерваторов, то есть на ноябрь — декабрь прошлого года и первый квартал этого года, общий уровень инфляции при более низких зарплатах возрос на 5,5%. А если вспомнить, что необлагаемый налогом минимум зарплаты не растет уже почти год (330 литов, хотя правительство повысило его до 400 литов с апреля с.г.), то становится совсем противно [39].

4.9.4.    Символический штрих?

Установлена личность мужчины, который в мае сжег себя в городском парке Паневежиса. Им оказался 1938 года рождения Вилимас-Вильгемас Стрикулис, инвалид II группы по зрению. Последние 9 лет он работал слесарем-сборщиком на Паневежском комбинате общества слепых и слабовидящих.

На вопрос, могла ли стать причиной самоубийства угроза безработицы, директор предприятия А.Кударас заметил: “...у него немного дрожали руки...” [52].

4.10.    Криминал

4.10.1.    Статистика

Преступность в Литве за 5 месяцев этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года выросла на 15,4%. По сообщению Департамента статистики за январь — май этого года зарегистрировано 30,85 тыс. преступлений (в прошлом году за этот период зарегистрировано 26,7 тыс. преступлений). Тяжких криминальных преступлений в этом году зарегистрировано 7,9 тыс. или на 7,5% больше чем за этот период прошлого года.

В этом году значительно выросло число преступлений, связанных с наркотиками: — за 5 месяцев этого года их зарегистрировано 276 или на 17% больше, чем за этот период прошлого года.

Квартирных краж — 3,7 тыс. или на 13,4% больше прошлогоднего числа. В этом году стало больше грабежей на 13% (1,6 тыс.) и на 9% — краж из автомобилей (2,4 тыс.).

В январе-мае на 23% стало меньше покушений на изнасилование (зарегистрировано — 60), на 10% — умышленных убийств и покушений (зарегистрировано 157). В январе-мае раскрыто 43,1% всех преступлений. В 1996 году за этот период раскрыто было 42,9% преступлений [59].

Комиссар вильнюсской городской полиции В.Лейпус выступил с информацией о криминогенной обстановке в Вильнюсе. Он отметил, что число тяжких преступлений уменьшается, однако растет количество краж. В столице на 10 тыс. жителей приходится всего 43 полицейских. Это самый низкий показатель в республике. Между тем 23 иностранных посольств, находящихся в городе, охраняют больше полицейских, чем их патрулирует по городу [50].

4.10.2.    “Громкие” дела

Арестован “литовский Чикатилло” — житель города Клайпеды Анатолий Киселев, 1954 года рождения, признавшийся в убийстве нескольких человек — одного мужчины и трех женщин. По мнению психолога группы быстрого реагирования “Арас” Д. Радкявичуса, убийца — маньяк А.Киселев всю жизнь страдал садомазохисткими наклонностями. Убивая свои жертвы, он не всегда их насиловал, а хороня их, совершал ритуальные церемониалы [56].

11 мая сотрудники Департамента госбезопасности получили информацию, что у Зеленых озер (от Вильнюса около 8 км) закопан уран. В результате поисков было обнаружено 30 кг урана из топливных кассет Игналинской АЭС, украденного еще в 1992 году. Пресс-атташе Департамента противопожарной охраны Г.Грайновас сказал, что такое количество урана в Литве обнаружено впервые. Ранее в Игналинском районе было найдено 20 кг урана, которое с 30 кг выкопанного у Зеленых озер, составили вместе 50 кг урана, что как раз составляет количество радиоактивного топлива, украденного в 1992 году на Игналинской АЭС [57].

 “Золотой треугольник” — так называются маковые поля в Алитусском, Варенском и Лаздийском районах. Торговля маком нередко единственный источник дохода для стариков, живущих на хуторах. В Друскининкае (где всего около 19 тыс. жителей), в центре “золотого треугольника”, официально зарегистрировано 100 наркоманов. В 1996 году в этом городе от передозировки умерли 5 наркоманов [60].

Должностные лица Генеральной прокуратуры на литовско-латвийской границе задержали жителей Каунаса В.Мяшкиса и Р.Ваниса по обвинению в приобретении, хранении и сбыте наркотиков. Если в суде вина арестованных будет доказана арестованным грозит лишение свободы на срок от 10 до 20 лет [61].

Должностные лица госбезопасности и отдела Вильнюсской окружной прокуратуры по расследованию организованной преступности и коррупции за получении взятки задержали заместителя руководителя службы реестра Вильнюсского городского самоуправления С.Юозапавичюса, 1959 года рождения. Против него возбуждено уголовное дело [62].

Работники налоговой полиции установили, что в нынешнем и в прошлом годах главный инспектор отдела учета Каунасской налоговой инспекции Л.Баллкунене, пользуясь служебным положением и фальсифицируя документы, на различные счета перевела более 300 тыс. литов средств государственного бюджета [63].

Сотрудники полиции Шауляя не знают, что делать с 11-летним Э. из Радвилишкиса, совершившим 30 квартирных краж в Шауляй и других городах. У полиции юридически нет права задержать нарушителя, которому не исполнилось 14 лет [64].

Литовские законы запрещают ввоз в Литву отходов. Однако в Литву через Польшу или морским паромом ввозятся отходы из Германии, львиная доля которых уходит на Вильнюсскую свалку (в Кариотишкес) [65].

Ежегодный ущерб от автоаварий в Литве оценен около 693 млн. литов. Это почти 4% совокупного внутреннего продукта (ВВП) страны. Ежегодно регистрируется 5,2 тыс. аварий. На дорогах страны каждый год погибают около 750 человек и 4,4 тыс. получают ранения. Среди детей ежегодно погибают 60 человек и почти 1000 становятся инвалидами в результате аварий [66].

Сейм обязал операторов мобильной связи (GSM) за свои средства создать правоохранительным органам возможность прослушивать разговоры клиентов. Прослушивать телефонные разговоры имеют право оперативные службы МВД, Департамента госбезопасности и Министерства охраны края [67].

5.    ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

По приглашению Русского дворянского собрания Литвы (РДСЛ) в Вильнюсе гостила делегация российского дворянства — Международного пушкинского общества. Главная тема вильнюсской встречи — празднование 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина, предстоящее в 1999 году. А нынче исполняется 300 лет со дня рождения прадеда поэта Абрама Петровича Ганнибала, судьба которого связана и с Вильнюсом. В заповедной усадьбе Маркучай (в Вильнюсе) гости увидели бюст Пушкина. Они считают, что на новом месте он выглядит хорошо и никаких попыток по возвращению его к подножью горы Гядиминаса предпринимать не следует (в настоящее время на Кафедральной площади у подножья горы Гядиминаса установлен памятник князю — основателю города) [68].

Май и июнь месяцы можно с полным основанием назвать месяцами школ: прошли мероприятия в связи с 600-летием литовской школы, международная конференция “Национальные меньшинства и образование”, организованная Советом Европы и Департаментом нацменьшинств (23 — 24 мая) и, разумеется, должна быть отмечена очередная атака на русские школы Вильнюса:№№ 4,6, 10, 13, 17, 49, 52 и 53.

Член Сейма Р.Сметона (бывший руководитель Союза таутининков, староста объединенной фракции) предлагает принять поправку к статье 10-й закона об образовании. Согласно ей, преподавание в государственных школах и школах, которые содержатся за счет самоуправлений, должно вестись на литовском языке. По мнению парламентария, национальные общины могут учреждать негосударственные школы, которые должно поддерживать государство. В этих школах преподавание может осуществляться на языке национальных меньшинств. Р.Сметона считает, что обучение нелитовских детей на негосударственном языке является “их дискриминацией, отделением от большинства граждан, помещением в своего рода гетто, что препятствует интеграции в жизнь государства и общества [70].

Делом отстаивания прав русских школ занялись представители Альянса граждан Литвы и Союза русских Литвы в самоуправлении [69].

Тем временем расформирована 17-я вильнюсская школа.

В июне начались мероприятия, посвященные 600-летию расселения татар и караимов в Литве. Татары и караимы в Литве по сей день сохранили свои обычаи, культуру и язык. 24 июня в Доме национальных общин состоялась презентация юбилейных изданий — “Татары в Литве в XIX веке” Т.Байрашаускайте и “Поэзия караимов Литвы” Г.Кобецкайте. 26 июня в конференц-зале АН Литвы состоялась международная научная конференция “Татары и караимы в Литве: прошлое и настоящее” [71].

 

 

Источники

1.        Парламентаризм на практике // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 6-12 июня.

2.        Лидер оппозиции // Там же.

3.        Возвращение недвижим... // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 13-19 июня.

4.        Президент и претенденты // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 13-19 июня.

5.        Президент отклоняет... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 19 июня.

6.        Прибыл руководитель... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 17 июня.

7.        Сейм согласился // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 июня.

8.        Совершение... казни // Республика. — Вильнюс,1997. — 14 июня.

9.        Президент удовлетворил... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 7 июня.

10.     Об отмене смертной казни // Республика. — Вильнюс, 1997. — 26 июня.

11.     Отдают предпочтение // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 26 июня.

12.     Паулаускас вступился... // Республика. — Вильнюс,1997. — 10 июня.

13.     Президент и претенденты // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 13-19 июня.

14.     Там же.

15.     Там же.

16.     В. Ландсбергис считает... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 12 июня.

17.     Против вступления в ЕС // Литувос Ритас. — Вильнюс, 1997. — 6-13 июня.

18.     1.2.1. К. Скребис считает... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 7 июня.

19.     Данные гл. избирательной комиссии.

20.     Министерством просвещения... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 7 июня.

21.     Культурой руководят... // Республика. — Вильнюс — 1997. — 10 июня.

22.     Министерство культуры прощается // Республика. — Вильнюс, 1997. — 7 июня.

23.     Ч. Юршенас потребовал... // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 10 июня.

24.     “Lietuvos ekonomika” M. Starkeviciute. — Vilnius, 1997.

25.     Республика. — Вильнюс, 1997. — 12 июня.

26.     Конкурс на продажу... // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 7 июня.

27.     Глава ЦБ угрожает... // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 4 июня.

28.     Коноплев не будет руководить... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 17 июня.

29.     Банкир выбрал смерть // Вечерние новости. — Вильнюс, 1997. — 25 июня.

30.     Глава ЦБ меняться не будет // Республика. — Вильнюс, 1997. — 3 июня.

31.     Нахалы // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 13-19 июня.

32.     Коротко // Республика. — Вильнюс, 1997. — 7 июня.

33.     Услуги не подорожают // Республика. — Вильнюс, 1997. — 3 июня.

34.     Компенсация за лекарства... // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 20-27 июня.

35.     Цены на энергию // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 13-19 июня.

36.     Страховая медицина. // Там же.

37.     Порядок назначения пенсий // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 июня.

38.     Связь дорожает // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 13-19 июня.

39.     Доходы и расходы. // Там же.

40.     В зеркале статистики // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 11 июня.

41.     Зарплата учителям // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 13-19 июня.

42.     Тепла и деньги // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 13-19 июня.

43.     Информация для печати // Вильнюсский вестник. — 1997. — 13-19 июня.

44.     Выживет ли “топливка” // Там же.

45.     Содра в опале // Там же.

46.     Статистические данные Департамента по статистике — Вильнюс, 1997.

47.     Там же.

48.     Государство шикует // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 13-19 июня.

49.     Подоходный налог // Там же.

50.     Мэра столицы ждет... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 5 июня.

51.     Новости Вильнюсской мэрии // Вильнюсский вестник. — 1997. — 5 июня.

52.     Республика. — Вильнюс, 1997. — 12 июня.

53.     По индексам “человеческого...” // Республика. — Вильнюс, 1997. — 17 июня.

54.     Миграция // Республика. — Вильнюс, 1997. — 4 апреля.

55.     Восстановление вкладов // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 13-19 июня.

56.     Литувос Ритас . — Вильнюс, 1997. — 6-13 июня.

57.     Найдены остатки... // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 13 июня.

58.     Права детей... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 3 июня.

59.     Уровень преступности // Республика. — Вильнюс, 1997. — 26 июня.

60.     Филиал ада... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 12 июня.

61.     Арестованы наркоторговцы // Республика. — Вильнюс, 1997. — 19 июня.

62.     Работник Вильнюсского... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 12 июня.

63.     Налоговый инспектор... // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 20-27 июня.

64.     11-летний вор... // Литувос Ритас. — Вильнюс, 1997. — 20 июня.

65.     Запад поможет... // Литувос Ритас. — Вильнюс, 1997. — 13-20 июня.

66.     Там же.

67.     Осторожно, вас прослушивают // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 20 июня.

68.     Предок Пушкина // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 6-12 июня.

69.     Русские школы // Там же.

70.     В школе преподавать... // Литувос Ритас. — Вильнюс, 1997. — 20-27 июня.

71.     Начались мероприятия // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 25 июня.

72.     Без виз // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 13-19 июня.

73.     В Вильнюсе открыто... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 21 июня.

74.     Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 7 июня.

75.     Решено учредить // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 14 июня.

76.     Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 20 июня.

77.     Визит министра обороны // Вечерние новости. — Вильнюс, 1997. — 25 июня.

78.     Советы перед приездом... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 26 июня.

79.     Таможня составляет... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 10 июня.

80.     Там же.

81.     Разрыв с Москвой... // Литовский курьер. — Вильнюс, 1997. — 13-19 июня.

82.     Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 17 июня.

83.     МИД считает... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 июня.

84.     Началась разметка... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 июня.

85.     Эхо Литвы. — Вильнюс, 1997. — 20 июня.

86.     Очередная попытка // Республика. — Вильнюс, 1997. — 5 июня.

87.     Совместная декларация // Республика. — Вильнюс, 1997. — 14 июня.

88.     Эстония обвиняет... // Республика. — Вильнюс, 1997. — 24 июня.