Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Марина РАЗОРЕНОВА

ГРУЗИЯ
в мае-июне 1997 года

1.    Проблема грузино-абхазского урегулирования

Абхазский вопрос по-прежнему остается главным в политической жизни Грузии.

1.1.    Обострение проблемы в связи с истечением мандата РМС

В мае, выполняя особое поручение президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, министр обороны Грузии Вардико Надибаидзе во время переговоров с военно-политическим руководством России по вопросу урегулирования в Абхазии поставил вопрос об исполнении решений Совета Глав Государств СНГ от 28 марта. Решение предусматривает расширение миротворческой операции на весь Гальский район Абхазии.

Во время встречи за закрытыми дверьми министров обороны России и Грузии стороны пришли к соглашению о том, что руководство расширением миротворческих операций на территории Гальского района возьмет на себя не нынешний командующий российскими миротворческими силами в Абхазии генерал Бабенков, а рабочая группа, созданная в Военно-координационном штабе Содружества.

Со дня принятия решения на Московском саммите грузинское руководство не раз настаивало на его выполнении. 5 мая в традиционном понедельничном радиоинтервью Шеварднадзе обвинил Москву в бездействии: “Никто палец о палец не ударил, чтобы выполнить решения Московского саммита — ни командование миротворческих сил, ни те, кто ими управляет в Москве. Положение подходит к критической черте. Срок мандата истекает, и пребывание миротворцев в Абхазии становится проблематичным, а если министр обороны Грузии вернется из Москвы с отрицательным результатом — то и невозможным”. В этом же интервью Шеварднадзе в очередной раз предложил договориться непосредственно с абхазами, как сохранить режим прекращения огня после ухода миротворцев и как ускорить процесс мирного урегулирования на втором этапе.

В последнее время идея прямых переговоров с руководством самопровозглашенной Республики Абхазия все чаще высказывается грузинскими политиками различного уровня. В частности, первый заместитель министра безопасности Автандил Иоселиани, курирующий абхазскую проблему, в одном из майских интервью заявил: “Кто сегодня призывает к военным действиям, является врагом Грузии. Я считаю, что Грузия должна начать двусторонние переговоры с абхазским руководством, нравится нам Ардзинба или нет”. Он высказал уверенность в том, что “ни Грузия, ни Абхазия воевать не собираются”, при этом абхазы должны согласиться “жить в составе Грузии, потому что другого выхода ни у них, ни у грузин нет”.

По мнению грузинского руководства, если с территории Абхазии будут выведены российские миротворческие войска, безопасность Абхазии обеспечит совместный грузино-абхазский контингент, состоящий из солдат, не принимавших участия в военных действиях в Абхазии.

По мере приближения срока окончания мандата российских миротворцев грузинские политики все настойчивей требуют их вывода из зоны конфликта.

30 мая парламент Грузии принял постановление, согласно которому, если до 31 июля 1997 года не будет выполнено решение саммита стран СНГ от 28 марта, то российские миротворческие силы (РМС) должны будут покинуть зону конфликта. В постановлении также говорится о запрете на вывод российской техники из Грузии до завершения переговоров.

Парламент также принял решение просить президента Грузии:

а) обеспечить разработку и реализацию механизма вывода с 1 августа 1997 года вооруженных сил РФ, находящихся на территории Грузии под эгидой СНГ;

б) разработать мероприятия по сохранению режима прекращения огня после вывода находящихся под эгидой СНГ миротворческих сил РФ, как при помощи собственных, так и приглашенных миротворческих сил;

в) обеспечить начало переговоров с РФ о графике вывода войск из зоны конфликта, активизировать работу и обеспечить участие международных организаций в решении указанного вопроса;

г) создать совместную рабочую группу исполнительной и законодательной властей, которая будет координировать деятельность по разработке законодательной базы и реальному осуществлению указанных вопросов.

Текст постановления обсуждался и согласовывался со всеми фракциями, поэтому председатель парламента Зураб Жвания мог ожидать, что оно будет принято единогласно. Однако этого не произошло.

По мнению лидера Национально-демократической партии Грузии (НДПГ) Ирины Саришвили-Чантурия, вывод РМС означает, что с России снимается ответственность за процесс урегулирования конфликта в Абхазии. Тогда в Грузии должна быть объявлена внутренняя готовность, так как весьма возможна новая провокация со стороны России. “Что лучше, стая львов, во главе которой стоит баран, или наоборот, стадо баранов во главе со львом?” — задала риторический вопрос Саришвили-Чантурия. И сама же ответила: “Конечно, второе, но мы не находимся в этом положении”. Несмотря на иронию, лидер НДПГ поддержала предложенное постановление.

Самым неожиданным было то, что против постановления выступили члены фракции “Абхазети”.

“Принятие постановления означает, что мы ратифицируем решения саммита от 28 марта”, — заявил лидер фракции “Абхазети” Герман Пацация. По его словам, фракция категорически против расширения мандата миротворческих сил России. По мнению членов фракции, российские миротворческие силы должны покинуть территорию конфликта без всяких условий.

Парламент Грузии также принял обращение к абхазскому народу и населению Абхазии. В обращении, в частности, отмечено, что парламент Грузии готов начать диалог с абхазской стороной о политическом статусе Абхазии в составе единого государства. В обращении выражена уверенность, что у разрешения конфликта мирным путем нет альтернативы.

Иного мнения придерживается председатель ВС Абхазии в изгнании Тамаз Надареишвили. На встрече с представителями российских СМИ он в очередной раз заявил, что, если до конца срока действия российских миротворцев в зоне конфликта абхазская проблема не будет урегулирована политическими методами, то российско-грузинские отношения должны быть пересмотрены, а территориальная целостность Грузии восстановлена силовым методом.

Вслед за этим заявлением ВС Абхазии в изгнании и парламентская фракция “Абхазети” приняли совместный документ, в котором пообещали принять практические меры для решения проблемы Абхазии.

Как объяснил Тамаз Надареишвили, эти практические меры сводятся к вооруженному решению проблемы: “Мы в силах вернуть Абхазию с оружием в руках, а вся остальная Грузия должна обеспечить нам сильные тылы. Мы не будем мешать процессу мирного урегулирования конфликта. Но перспектива мирного политического урегулирования исчерпала себя. Мы обладаем немалой силой — отрядами спецназначения, сформированными из беженцев, подразделения МВД и госбезопасности. В этих структурах служат несколько тысяч человек. Ардзинба приводил численность своих вооруженных сил, боевой техники. Правительство Абхазии в изгнании обладает большей силой и в вооружениях тоже недостатка не испытывает”.

Позицию руководство Абхазии в изгнании разделяют представители фракции “Абхазети”. В частности на одной из пресс-конференций Герман Пацация согласился с тем, что “никто не даст возможность начать войну в Абхазии, а если это произойдет, то Тамазу Надарешвили будет уготовлено Эдуардом Шеварднадзе место в камере рядом с Тенгизом Китовани”. Тем не менее он пообещал, провести Всегрузинский съезд беженцев, цель которого — укрепление суверенитета Грузии без участия России.

Что же касается российского руководства, то, похоже, все его усилия сводятся к сепаратным переговорам за закрытыми дверями с участниками конфликта и к публичному чтению нотаций попеременно то грузинской, то абхазской стороне, а иногда — обеим сразу. В качестве характерной иллюстрации позиции России можно рассматривать заявление представителя МИДа РФ Валерия Нестерушкина после возвращения из Абхазии: “Соглашения по Абхазии в первую очередь должны достигнуть грузинская и абхазская стороны, чего они не могут сделать в течение трех лет из-за собственной неповоротливости и отсутствия политической воли”.

Многие наблюдатели считают, что Россия как никогда близка к решению вывести своих миротворцев из зоны грузино-абхазского конфликта. Однако есть ли желающие занять их место? Вокруг этой проблемы ведется много разговоров, но все они очень неконкретны, а порой противоречивы и даже фантастичны.

Например, желание сменить миротворцев высказали казаки. Во время встречи Надареишвили с делегацией казаков Северного Кавказа последние осудили участие казаков в конфликте и выразили готовность выполнить миротворческую функцию в зоне конфликта. В частности, они заявили, что казаки готовы заменить миротворческие войска и стать гарантом возвращения беженцев. В состав делегации входили начальник казачьего генштаба Валерий Кавшилов, заместитель атамана казачьего войска Юрий Титов, атаман Союза казаков Грузии Василий Каденец.

Как сообщил достоверный источник в аппарате грузинского парламента эксперты Турции и Грузии рассматривают гипотетическую идею создания Черноморского батальона миротворческих сил. В этот батальон предполагается ввести подразделения “голубых касок” стран — участниц BSEC, которые под эгидой ООН примут участие в урегулировании конфликтов.

Выступая на пресс-конференции по итогам визита парламентской делегации Украины в Грузию председатель Верховной Рады Александр Морозом заявил: “Украинские миротворцы используются в Европе. На тех же условиях они могут быть задействованы и на Кавказе. Мы готовы рассмотреть этот вопрос”.

Чаще и громче всего высказываются предположения об использовании в зоне конфликта турецких миротворческих сил. Однако во время визита турецкой дипломатической делегации в Сухуми посол Турецкой Республики в Грузии Уфук Тевфик Окяуз сказал: “Для того, чтобы обсуждать вопрос об использовании турецких солдат в зоне конфликта нужно иметь согласие обеих сторон в конфликте. Правительством Турции этот вопрос не рассматривался”. Однако турецкий дипломат предложил оказать посредническую помощь в проведении двухсторонних переговоров между Тбилиси и Сухуми.

Желание подключиться к миротворческому процессу на Кавказе высказывает не только Турция.

В беседе с министром иностранных дел Грузии Ираклием Менагаришвили президент парламентской ассамблеи Совета Европы Ленни Фишер заявила, что Евросовет заинтересован Кавказом вообще и урегулированием проблем Грузии в частности. По мнению Ленни Фишер, урегулирование абхазского конфликта продвигается очень медленно. Она сформулировала несколько принципов по урегулированию конфликтов в Закавказье. Как считает Совет Европы, урегулирование конфликтов в Абхазии и Нагорном Карабахе должно основываться на сохранении существующих границ, обеспечении безопасности граждан, проживающих в зонах конфликта многонациональным контингентом миротворцев, предоставлении широкой автономии Абхазии и Карабаху, возвращении туда беженцев.

Какова же позиция официального Сухуми?

16 мая в Сухуми заместитель начальника Объединенного штаба по координации военного сотрудничества стран СНГ генерал-лейтенант Виктор Заварнин встретился с Владиславом Ардзинбой, который заявил, что руководство Абхазии отказалось принимать участие в разработке плана передислокации РМС, так как “последнее решение Саммита глав государств СНГ носило рекомендательный характер и принималось без согласия Республики Абхазия”. Отказ мотивировался тем, что мандат миротворческой операции определен Соглашением о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года, который был подписан грузинской и абхазской сторонами, а изменение мандата возможно только с согласия обоих сторон конфликта.

Последняя инициатива Владислава Ардзинбы — подписание договора подобного российско-чеченскому, так как абхазы имеют такие же права, как и грузины, а переговоры зашли в тупик именно из-за нарушения принципа равноправия сторон.

Инициативу Ардзинбы конкретизировал премьер-министр самопровозглашенной Республики Абхазия Сергей Багапш на встрече с представителями ОБСЕ. Он предположил, что “возобновление грузино-абхазских переговоров возможно к концу этого года.” При этом на первом этапе должен быть подписан Меморандум о мире и невозобновлении боевых действий. Такой шаг, по мнению Багапша, будет способствовать восстановлению доверия. Затем необходимо восстановить железную дорогу и коммуникации, что выведет Абхазию из экономической изоляции. “Только после этого, можно будет говорить о возвращении беженцев”.

Между тем, если верить российским средствам массовой информации в самой Абхазии сложилась критическая ситуация. Как сообщали российская пресса, лидер Абхазии Владислав Ардзинба издал указ, в соответствии с которым с 23 часов до 6 часов запрещено движение транспорта и граждан. Движение транспорта и граждан допускается по специальным пропускам. Контроль за мероприятиями по обеспечению особого режима возложен на МВД Абхазии. На нарушителей режима будут возлагаться штраф в размере до 50 тысяч рублей. Таким образом речь идет о введении в столице Абхазии комендантского часа. Эта мера, якобы, была вызвана обострением вооруженной борьбы между политическими и клановыми группировками за власть внутри абхазского руководства. Часть этих группировок пытается силой вынудить Владислава Ардзинба уйти в отставку.

Грузинские средства массовой информации с ссылкой на российские СМИ или на министерство госбезопасности Грузии сообщали о том, что в Сухуми в результате противостояния криминальных кланов взорваны склады с боеприпасами.

29 мая пресс-центр МГБ Грузии распространило заявление, в котором, в частности, говорилось: “Анализ поступающих сообщений из Абхазии дает возможность сделать вывод, что там усиливается клановая борьба за раздел сфер влияния. Криминальная обстановка неуправляема, социальное положение населения тяжелое. Экономические реформы потерпели полный крах. В регионе не работает ни одно предприятие, не выдаются пенсии. Противостояние наблюдается даже между гудаутскими кланами, которые всегда были опорой Владислава Ардзинба. МГБ Грузии заявляет, что не допустит никаких действий противоречащих Конституции Грузии и осуществит все необходимые меры для восстановления мирным путем территориальной целостности Грузии”.

Официальный Сухуми опроверг сообщения о введении комендантского часа. 26 мая Парламент самопровозглашенной Республики Абхазия принял Обращение, в котором утверждается, что сообщения об обострении криминогенной обстановки и введении чрезвычайного положения являются дезинформацией, которая оплачена и специально распространяется с целью дестабилизировать ситуацию в Абхазии. Владислав Ардзинба подтвердил, что “сегодня в республике как никогда спокойно. В Абхазии не вводилось никакое чрезвычайное положение. Вот уже четвертый год действует особый режим поведения граждан на территории Абхазии, который позволяет контролировать ситуацию в республике и проводить профилактические работы по улучшению криминогенной ситуации.”

Как утверждают абхазские источники, одной из главных проблем (наряду с экономической блокадой) для население Абхазии стало отключение 31 мая коммерческого канала телефонной связи. По данным министерства связи Абхазии канал был отключен по требованию Тбилиси и в связи с распоряжением министерства связи России. Таким образом связаться с Абхазией сегодня возможно только по спутниковой связи, стоимость которой недоступна для населения республики.

Второй проблемой, которая волнует прежде всего сухумских политиков — активизация действий грузинского партизанского формирования “Белый легион”. В начале мая Владислав Ардзинба обратился к Совету Безопасности ООН. Обращение содержит обвинение в адрес официального Тбилиси в осуществлении диверсионно-террористическую деятельности на территории Гальского, Очамчирского и Ткуарчалского районов.

“Мы неоднократно обращали внимание ООН, других Международных организаций и России на тот факт, что спецслужбы Грузии проводят подготовку террористических групп и их засылку на территорию Абхазии, планируют диверсионно-террористические операции, жертвами которых становятся мирные граждане, представители Миротворческих Сил СНГ, Миссии военных наблюдателей ООН, местной администрации и правоохранительных органов Абхазии.

В последнее время небывалый размах приобрело минирование диверсантами объектов жизнеобеспечения и коммуникаций. Имеющиеся в нашем распоряжении материалы свидетельствуют о высоком уровне оснащенности и квалификации террористов, которых обучают на базах, созданных на территории Грузии, специалисты из России и других стран. Деятельность диверсионно-террористических групп часто осуществляется от имени “Белого легиона”, якобы, неконтролируемого официальными властями Грузии. Однако во главе данной организации находятся лица, занимающие высокие должности в спецслужбах Грузии”.

Естественно, грузинские власти отвергают все обвинения в причастности к деятельности “Белого легиона”.

Май был месяцем взаимных обвинений, усиления конфронтации и нагнетания напряженности.

1.2.    Московские консультации

В начале июня все внимание Грузии было приковано к Москве, где проходили консультации между лидером Абхазии Владиславом Ардзинбой и российским руководством и представителями грузинской стороны. Все это время в кулуарах официального Тбилиси ходили неимоверные слухи. журналисты и наблюдатели пытались получить хоть какие-нибудь разъяснения и комментарии, но политики упорно молчали. Даже министерство государственной безопасности, регулярно поставляющее в СМИ свои варианты развития событий вокруг конфликта, временно прекратило информационную деятельность.

9 июня в Москву с новой инициативой прибыл президент Абхазии Владислав Ардзинба. По его словам, Абхазия готова подписать с Грузией соглашение, аналогичное соглашению, подписанному Россией с Чечней. Предполагалось, что одним из главных вопросов на переговорах будет вопрос о выводе российских миротворческих сил из зоны конфликта.

Накануне визита абхазского лидера некоторые источники утверждали, что одновременно с Ардзинбой в Москву отправится и президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. Однако этого не произошло.

Посол Грузии в России Важа Лордкипанидзе прокомментировал московские переговоры так: “Это не первые переговоры. Я не против их проведения. Но считаю, что любые переговоры тогда имеют смысл, когда стороны готовы договориться. Когда же одна из сторон, садясь за стол переговоров, заранее настроена отрицать и не соглашаться, переговоры теряют всякий смысл. Именно с таким настроем приехала абхазская сторона. Если Россия искренне заинтересована в урегулировании конфликта и сохранении добрососедского партнерства с Грузией, она немедленно должна принять радикальные меры для выхода из тупиковой ситуации, в которой оказался процесс урегулирования конфликта именно из-за бездействия официальной России”.

Российские посредники полагают, что тупик в переговорном процессе вызван тем, что стороны не проявляют политической воли, гибкости, желания пойти на компромисс и договориться. Поскольку только сами стороны могут обеспечить позитивный результат, в МИД России настаивают на подписании декларации, которая “подведет черту под войной, то есть обеспечит возобновление переговоров, возвращение беженцев, возобновление пограничного и таможенного режима на абхазском участке границы”.

Сегодня Сухуми считает преждевременным начало массового возвращения беженцев, поскольку для их обустройства не созданы условия, в первую очередь, из-за продолжающейся экономической блокады Абхазии со стороны России. Опровергая заявление абхазской стороны, в российском МИДе утверждают, что в прошлом году в Сухумский порт заходило более 75 торговых судов. Исходя из этого, российские дипломаты заявляют, что все попытки Москвы продвинуть экономическую составляющую конфликта (вопросы беженцев, железнодорожного сообщения, нормализации служб связи и т.д.) политизируются сторонами.

Срок мандата российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта истекает 31 июля. Грузинская и абхазская стороны расходятся в оценке деятельности миротворцев. Во время московских консультаций российский МИД в очередной раз предупредил обе стороны, что пребывание “голубых касок” в Гальском районе не может быть вечным, при том, что сами стороны лишь на словах проявляют заинтересованность в мирном урегулировании конфликта”.

По данным МИД РФ, за время проведения операции в Абхазии миротворцы потеряли убитыми 42 человека (не считая недавнего расстрела 10 своих сослуживцев сержантом Вагановым), более 100 человек ранеными. Кроме того, миротворческая операция ежегодно обходится России в 115 млрд. рублей.

Что касается расширения зоны безопасности, контролируемой миротворцами, то эта проблема не вызвала на консультациях больших разногласий. Российский МИД поддерживают Сухуми, считая невозможным реализацию решений Московского саммита глав государств СНГ без согласия одной из сторон. Вместе с тем, если грузинская сторона в одностороннем порядке будет продолжать требовать вывода миротворческого контингента из зоны конфликта до 31 июля, их придется вывести.

Главное, что предложила на этот раз Москва конфликтующим сторонам — подписать политический документ, проект которого и был вынесен на обсуждение во время консультаций.

Владислав Ардзинба встречался с руководством российской президентской администрации, Совета безопасности и почти всех силовых структур, а также с министром иностранных дел Евгением Примаковым. Статус Абхазии при этом не обсуждался. Как подтвердил Ардзинба, обсуждалась проблема возможного восстановления государственно-правовых отношений между Грузией и Абхазией и пути строительства нового государственного образования. Абхазский лидер высказал мнение о возможном выводе российского миротворческого контингента из Абхазии, выразив надежду, что этого не произойдет. “Такой шаг ни в коем случае не в интересах ни Абхазии, ни Грузии, ни России. Реализующиеся сейчас на Кавказе важные экономические проекты требуют стабильности в регионе, поэтому миротворцы должны находиться в Абхазии до полного урегулирования конфликта”.

Абхазская сторона предложила заключить с Тбилиси договор о мире, по аналогии с документом, подписанным между Москвой и Грозным. Пока Москва не выступила против такого варианта, однако главным содержанием переговоров было все же обсуждение предложенного ею политического документа.

Посол по особым поручениям российского МИД в Абхазии Геннадий Ильичев, заявил, что “выйти на окончательное согласование документа пока не удалось, но в ближайшее время будет продолжено обсуждение проекта протокола о грузино-абхазском урегулировании, разработанного на основе компромиссных развязок с учетом позитива, выявившегося в ходе предыдущих раундов переговоров”. Документ, по мнению Ильичева, подводит черту под состоянием войны между сторонами, закрепляет принцип территориальной целостности Грузии, определяет основные направления грузино-абхазского урегулирования, предусматривает принятие реальных шагов по решению проблемы беженцев. “Если стороны действительно выйдут на договоренности, зафиксированные в этом протоколе, они создадут представительные делегации, которые будут работать над текстом договора, определяющего грузино-абхазские отношения. Но протокол — все же документ промежуточный. Он определяет лишь основные направления, базисные принципы и элементы урегулирования”. Ильичев дал понять, что протокол не исключает обсуждение вопроса о статусе Абхазии.

По словам полномочного посланника посольства Грузии в России Рамаза Сичинава, на консультациях было выявлено явное сближение позиций и найдены точки соприкосновения, однако возник ряд разногласий, касающихся, в основном, будущего политического статуса Абхазии и вопросов возвращения беженцев. Грузинская сторона обратилась за помощью в Тбилиси.

После консультаций с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе глава МИД Грузии внес новые предложения грузинской стороны, касающиеся изменений всего текста документа. Значительная часть этих поправок была принята абхазской стороной. Однако абхазская делегация заявила, что новые попытки изменения документа приведут к тому, что дальнейшее продвижение станет невозможным. По заверениям Владислава Ардзинбы, “если это условие абхазской стороны будет выполнено, протокол может быть вскоре согласован окончательно”.

На самом деле на фоне осторожно-положительных оценок результатов московских переговоров весьма заметны противоречивые высказывания, позволяющие сделать вывод о том, что отношения между официальными Тбилиси и Сухуми по-прежнему далеки от взаимопонимания.

Так, по утверждению посла Грузии в РФ Важы Лордкипанидзе, в ходе московского раунда стороны “по политическому статусу продвинулись больше, чем по беженцам”. При этом “Грузия четко стоит на принципах территориальной целостности государства”.

Однако, если верить Грузинскому государственному телевидению, министр иностранных дел самопровозглашенной Республики Абхазия Сергей Шамба заявил, что Россия и Грузия не сумели преодолеть сопротивление абхазской стороны и заставить согласиться на “постыдные для нее условия”, а именно — возвращение в состав Грузии на правах автономии. Шамба отметил, что настаивающие на этом представители России подкуплены грузинской стороной, не желающей примириться с обретением Абхазией суверенитета.

О содержании документа, который не был опубликован, и соответственно о результатах московских переговоров наблюдатели могут судить по высказыванию председателя ВС Абхазии в изгнании Тамаза Надареишвили, как всегда резком и бескомпромиссном. “Протокол о мерах по политическому урегулированию конфликта”, который обсуждается в ходе переговоров, по своему содержанию во много раз хуже, чем документы, которые грузинская сторона отвергала ранее Во 2-м пункте стороны соглашаются находится в границах “общего государства”; 3-й пункт недостаточно четко разграничивает полномочия субъектов государства; 4-й пункт предусматривает хождение на территории Абхазии российского рубля. Согласно 5-му пункту, ответственной за возвращение беженцев является абхазская сторона. Такие условия крайне неприемлемы для Грузии, как и то, что согласно данному протоколу, возвращение беженцев должно осуществляться по “Соглашению о добровольном возвращении беженцев” от 4 апреля 1994 года, которое предусматривает их фильтрацию”.

Консультации также не внесли ясность в вопрос о пребывании российских миротворце в зоне конфликта.

В интервью агентству “Интерфакс” Сергей Шамба заявил что, в Сухуми рассматривают требование парламента Грузии о выводе миротворческих сил РФ как стремление вывести Россию из процесса урегулирования конфликта. Он подчеркнул, что в случае вывода миротворческого контингент его место займут вооруженные силы Конфедерации народов Кавказа.

Разумеется, президент Грузии Эдуард Шеварднадзе опровергает подобные утверждения: “Думаю, что эта ложь направлена не только против Грузии, но и в первую очередь против самой России”. Говоря о новых идеях безопасности на Кавказе, грузинский лидер не исключает появления в регионе западных “голубых касок”. Вместе с тем он постоянно подчеркивает, что ни при каких условиях Грузия не начнет новую войну с Абхазией, если ее не спровоцирует кто-нибудь другой, как, по мнению Грузии, случилось в августе 1992 года.

Вывод о том, что такая провокация реальна, можно сделать на основе сообщений грузинских СМИ.

В частности, по сообщению информагентства BS-PRESS со ссылкой на конфиденциальный источник, в Чечне после прекращения военных действий появились эмиссары из самопровозглашенной Республики Абхазия. Они намереваются провести переговоры с некоторыми полевыми командирами о переброске их отрядов в Абхазию для слияния с подразделениями абхазской армии.

В данный момент такие переговоры якобы идут между абхазскими эмиссарами и полевым командиром Хатабом с тем, чтобы последний поддержал “абхазских братьев-мусульман”, которым угрожает “грузинский фашизм”.

По утверждению комитета по защите прав человека ВС Абхазии в изгнании, в июне российские корабли доставили в Сухумский порт большое количество оружия. А газета “Резонанси” сообщает о том, что абхазы начали концентрировать силы в Кодорском ущелье, где уже размещены 150 бойцов. Они желают занять нейтральную территорию после того, как Абхазию покинут российские миротворцы. Возможно, это станет причиной возобновления войны, делает вывод газета.

На фоне подобных сообщений очередное заявление Российской Государственной Думы по Абхазии лишь усилило раздражение грузинских политиков.

24 июня Госдума РФ выступила за прекращение блокады Абхазии и предложила российскому правительству воздержаться от санкций против населения самопровозглашенной Республики Абхазия. В принятом заявлении депутаты Госдумы предлагают отменить запрет на въезд и выезд из Абхазии, установить перечень предметов, ввоз которых запрещен. Депутаты призвали Федеральную пограничную службу РФ отказаться от конвоирования иностранных судов, проходящих через грузинский порт Поти в абхазские порты, отменить запрет на посадку пассажиров и загрузку судов, выходящих из абхазских портов за границу. Заявление было направлено президенту и премьер-министру Российской Федерации.

Депутаты Госдумы приняли также постановление “О продлении мандата коллективных сил по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии, Республика Грузия”. В этом документе депутаты обратились к президенту России с просьбой внести в Совет глав государств СНГ предложения по продлению мандата миротворческих сил. Палата предложила президенту поручить министерству иностранных дел “провести переговоры с Республикой Грузия и Абхазией о необходимости продолжения пребывания коллективных сил в этой зоне, исходя из интересов России”. “В случае вывода коллективных сил из этой зоны возникнет реальная опасность возобновления боевых действий между Республикой Грузия и Абхазией”, — говорится в постановлении. При таком развитии событий, по мнению депутатов, в конфликт неизбежно будут вовлечены народы Северного Кавказа, “что создаст угрозу территориальной целостности Российской Федерации”. С предложением рассмотреть вопрос о необходимости продолжения пребывания коллективных сил в данной зоне Госдума обратилась также в Совет Федерации.

Срок действия мандата коллективных миротворческих сил в Абхазии истекает 31 июля текущего года. Ровно за месяц до этой даты, 30 июня, Эдуард Шеварднадзе “для привлечения внимания российского руководства” напомнил, что еще есть время для выполнения решений московского саммита СНГ и сообщил, что “в настоящий момент идут активные консультации с руководством ООН и ОБСЕ, а также с лидерами республик Северного Кавказа, руководством Азербайджана и Армении”.

До сих пор апелляция к государствам и народам Кавказа была особенно характерна для политики официального Сухуми. Судя по всему, теперь эту тактику избрали грузинские политики.

2.    “Кавказские инициативы” Тбилиси

В конце мая премьер-министр Чечни Мовлади Удугов предложил создать организацию кавказских народов по типу ОБСЕ. С этой же идеей он выступил на Кисловодской встрече руководителей стран Кавказа. Причем Центр организации Удугов предложил разместить в Тбилиси.

В грузинских политических кругах предложение Грозного восприняли с оптимизмом, и более того, выступили со встречной инициативой. Как заявил на пресс-конференции председатель парламента Зураб Жвания, “идея создания Межпарламентской Ассамблеи Кавказа вынашивалась в течение длительного времени. Наконец настал момент ее реализации. Народы Северного Кавказа активно поддержали эту идею. Даже со стороны Чечни поступило несколько интересных предложений”.

Скорее всего, чеченские и грузинские политики имею разное представление о структуре Ассамблеи. В частности, Жвания, видимо, выражая мнение официального Тбилиси, считает, что представители Абхазии и Цхинвальского региона должны принять участие в работе Ассамблеи в качестве наблюдателей.

Вряд ли Чечня согласится с такой позицией. Тем не менее сегодня грузинские политики ищут помощи в разрешении абхазского конфликта именно в Грозном. Спустя четыре года после потери Абхазии (что произошло не без участия Чечни), надежда на помощь Грозного им кажется естественной.

“Как Чечня является лидером среди северокавказских республик, так и Грузия исполняет роль ведущего на Кавказе”,- заявил газете “Джорджиан таймс” председатель ВС Абхазии в изгнании Тамаз Надареишвили. “Поэтому Россия прекрасно понимает, что грузино-чеченский альянс — большая сила. Для Грузии главное — вернуть Абхазию в состав страны, и естественно, что она ищет соседа — партнера и стратегического единомышленника, который поддержит ее в этом деле и, соответственно, получит взамен определенную помощь”, — поясняет он.

Сегодня грузинские политики практически всех ориентаций и статусов наперебой спешат делать реверансы в сторону Грозного. Однако скорее всего эти реверансы лишь дань кратковременной политической конъюнктуре, игра на нервах Кремля. Абхазия же надолго останется главным камнем преткновения в отношениях Тбилиси и Грозного.

В свою очередь заигрывание с Грузией стало общим местом в политике Северного Кавказа.

В начале июня госминистр Грузии Нико Лекишвили в Кисловодске провел беседы с президентом Ингушетии Русланом Аушевым и премьером Чечни Мовлади Удуговым, в ходе которых Грузия была названа “лидером Кавказа” и “стратегическим партнером” Чечни и Ингушетии.

Однако в силу выше перечисленных причин это партнерство, скорее, тактическое.

На Кисловодском заседании руководителей государств Кавказа грузинская делегация была вынуждена выслушать заявление президента Чеченской республики Ичкерия, в котором в очередной раз Ичкерия была названа независимым государственным субъектом. Отсутствие ответных комментариев со стороны официального Тбилиси внешне выглядит как проявление лояльности к подобным заявлениям. Это ставит Грузию в двусмысленное положение в отношении Абхазии и в не менее двусмысленное — в отношении России.

26 июня в Кисловодске состоялось заседание рабочих групп республик Северного Кавказа и государств Закавказья, на котором обсуждался вопрос о создании Организации по безопасности и сотрудничеству на Кавказе (ОБСК). В результате участники объявили о создании Координационного совета республик Северного Кавказа и Закавказья, очевидно считая это главным достижением встречи.

Интересно, что накануне кисловодской встречи пресс-секретарь Совета безопасности России Игорь Игнатьев сообщил, что встреча в Кисловодске организована Ассоциацией по социально-экономическому сотрудничеству на Северном Кавказе. “Если вопрос о создании ОБСК там и будет рассматриваться, то только наряду с обсуждением других проблем региона” — утверждал он. Игнатьев также подчеркнул, что позиция российского федерального центра неизменна: идея создания ОБСК заслуживает внимания и рассмотрения, в том числе, в рамках деятельности Ассоциации. Участие представителей Закавказья в Кисловодской встрече первоначально не предусматривалось, однако, по словам Игнатьева, если последние изъявят желание, то смогут приехать в Кисловодск.

Последние изъявили желание. А неделей раньше по инициативе Грузии в Махачкале прошли консультации парламентариев стран Закавказья и северокавказских республик по вопросу создания Кавказского парламента. Министр иностранных дел Азербайджана Гасан Гасанов назвал достигнутую в Махачкале договоренность о создании Кавказского парламента “началом конкретных работ”. По его мнению, подобные организации не создаются в результате одной встречи или одного раунда переговоров, поэтому, вероятно, потребуются длительные переговоры, в результате которых определится, какие государства будут включены в состав Кавказского парламента.

По утверждению корреспондента азербайджанского информационного агентства ANS, на махачкалинской встрече была достигнута устная договоренность о нецелесообразности участия в Кавказском парламенте России на уровне федеральной представительной власти.

В июне помощник президента Чечни по особым поручениям Руслан Кутаев встречался с президентами Грузии и Азербайджана. Оценивая итоги, Кутаев сказал, что “встретил серьезное взаимопонимание”. Главное достижение визитов Кутаева в Тбилиси и Баку — договоренность о встрече президентов Азербайджана, Грузии и Чечни, которая должна состояться до конца года.

3.    внутриПолитическая ситуация

3.1.    Отставка министра государственной безопасности

В июне произошло то, о чем в политических кулуарах и журналистских кругах говорили (а многие — мечтали) полтора года. Министр государственной безопасности Грузии Шота Квирая был вынужден подать в отставку.

Скандал начался с очередной порции обвинений со стороны лидера Национал-демократической партии Грузии (НДПГ) Ирины Саришвили-Чантурия. Она утверждала, что Квирая провоцирует дестабилизацию обстановки в стране, плетет интриги против политической оппозиции и т.д. Затем к лидеру НДПГ присоединился главный редактор газеты “Сакартвело”, сохраняющей “народнофронтовскую” ориентацию. Он обвинил министерство госбезопасности в прослушивании его телефонных разговоров. Обвинения нарастали, как снежный ком, и в результате Квирая припомнили расстрел граждан во время гражданской войны в Самегрело, незаконное преследовании своих бывших сотрудников, и т.д.

Обычно такие обвинения заканчивались опровержением пресс-центра МГБ. На этот раз парламент создал Временную следственную комиссию для изучения деятельности министерства безопасности Грузии и руководителя этого ведомства Шота Квирая.

26 июня на заседании парламента Грузии, которое проходило при закрытых дверях, обсудили антиконституционные действия, связанные с нарушением прав человека, со стороны МГБ и его руководителя. Некоторые из фактов Шота Квирая вынужден был признать, в частности — факты расстрелов в Зугдиди. Квирая пояснил, что “время было смутное, а в условиях войны не существует понятия расстрела, а действует лишь правило ликвидации мародеров и предателей”. По поводу прослушивания телефонов министр заявил, что на это необходима санкция прокурора или суда, и что двое сотрудников в связи с этими незаконными действиями уволены.

“Допрос с пристрастием” оказался не под силу Квирая, и министр, страдающий сердечной недостаточностью, покинул зал заседаний, оставив парламент один на один с деятельностью спецслужб.

Парламент же, страдающий “недостаточностью смелости”, не смог принять решения и переложил весь груз ответственности на президента. Депутаты постановили, “исходя из тревожной ситуации, сложившейся в системе госбезопасности Грузии, с учетом информации, представленной 26 июня 1997 года на пленарном заседании парламента и на основании выводов правоохранительных органов просить президента Грузии принять соответствующие меры”.

Председатель временной парламентской следственной комиссии Михаил Осадзе подготовил альтернативный вариант постановления, в котором выражалось требование немедленного объявления импичмента министру госбезопасности. В течение всего дня 27 июня Осадзе пытался собрать под текстом постановления 79 необходимых подписей. Однако собрать все подписи не удалось. К концу заседания депутаты почему-то передумали его подписывать, и даже те, кто сделал это раньше, перечеркнули свои подписи под документом.

Что же касается Шеварднадзе, то он заявил, что следует дождаться результатов расследования, которое ведет прокуратура Грузии.

Ждать не пришлось. Через несколько дней Шота Квирая подал в отставку. Президент ее принял без комментариев.

Любопытно, что во все этой истории громче всего обсуждались старые грехи Квирая и традиционное обвинение в сотрудничестве с российскими спецслужбами. Не обсуждалось скандальное участие министра безопасности в сигаретном бизнесе, вылезшее наружу несколько месяцев назад. Тогда как именно этот скандал, скорее всего, заставил Шеварднадзе “сдать” своего министра. Однако обвинения в нарушениях прав человека гораздо “приличнее” обвинения в коммерческих аферах.

Довольно адекватно описал ситуацию председатель парламентской фракции “Лейбористы” Шалва Нателашвили: “Все, происходившее вчера в парламенте — спектакль, поставленный в высших эшелонах власти. Все всё знали, все всё знают, и все всё всегда будут знать. Такие спектакли будут еще не раз повторяться — до тех пор, пока в стране будет действовать принцип “мавр сделал свое дело, мавр может удалиться”.

Самая лаконичная оценка принадлежит лидеру Союза традиционалистов Акакию Асатиани: “Это тот случай, когда все стороны сами себя обманывают”.

Не обошлось и без сплетен в адрес Саришвили-Чантурия, которая, якобы, выполняла заказ президента.

Что же касается приемника Квирая, то его кандидатура обсуждалась в политических кулуарах за неделю до отставки министра.

Называли председателя временной парламентской комиссии по борьбе с коррупцией, председателя фракции “Гражданин” Георгия Барамидзе и председателя Фонда возрождения и демократии Нугзара Попхадзе. Однако чаще и настойчивее других называется кандидатура нынешнего председателя Совета безопасности Грузии Нугзара Саджая.

Вместе со сменой руководства министерство госбезопасности, как обещает президент, ожидает очередная реформа.

3.2.    Парламент

3.2.1.    Итоги весенней сессии

27 июня завершилась весенняя сессия парламента Грузии, в течение которой было принято 75 законов, в том числе три кодекса -Гражданский, Морской и Налоговый. Председатель парламента Зураб Жвания назвал последний “одним из самых современных и соответствующих мировым стандартам законов”. (Правда, МВФ с этим не согласен, считая, что налоговое законодательство Грузии изобилует льготами). В первом и втором слушании приняты 14 законов, среди них два кодекса — Таможенный и Уголовный. Зураб Жвания не исключил возможности созыва чрезвычайного заседания в связи с окончанием 31 июля срока пребывания российских миротворческих сил в зоне грузино-абхазского конфликта.

На последнем весеннем заседании был принят Закон “Об образовании”, согласно которому третий этап обучения (старшие классы) в общеобразовательных школах Грузии будет платным. Пункт о платном обучении будет действовать до 2003 года. В это же время будет вестись работа для поэтапного перехода на бесплатное обучение.

Последний день работы прошел весело и дружелюбно. К вечеру уставшие от жары и работы депутаты совершенно расслабились и, перестав контролировать свои действия, стали перебрасываться пробками от бутылок “Боржоми”. К десяти ночи председатель парламента Зураб Жвания пообещал премировать тех депутатов, которые не выйдут больше к микрофону. В свою очередь депутаты пообещали вообще покинуть зал, если премия будет удвоена. Присутствовавший на заседании министр образования Тамаз Квачантирадзе, в ожидании принятия закона “Об образовании”, “забыл”, что он не является депутатом, и голосовал вместе со всеми.

Зураб Жвания все же нарушил всеобщее благодушие, отметив, что из-за весьма загруженного режима парламент не успел принять ряд запланированных важных проектов, среди которых законопроект “О свободе информации” и “О местном управлении и самоуправлении”. Они автоматически перенесены на осеннюю сессию.

Однако, как считают наблюдатели, Закон о местном управлении и самоуправлении не был принят совсем по другим причинам.

3.2.2.    Проблема местного управления

Предложение рассмотреть законопроект “О местном управлении и самоуправлении” было отклонено большинством голосов — 95 против 78. Представители всех фракций, кроме “Союза граждан Грузии”, высказались за продолжение консультаций по законопроекту в межфракционной группе парламента, комитетах, а также в бюро парламента с участием президента страны.

Проект, представленный министром юстиции Тедо Нинидзе, предусматривает два уровня самоуправления. Первый — это село, община, населенный пункт и город. Второй уровень — район. На обоих уровнях в каждой единице создаются две структуры — представительная (сакребуло) и исполнительная (гамгеоба).

На первом уровне председателем сакребуло и гамгеоба является одно и то же лицо, должность считается выборной. На втором уровне в состав представительной структуры включены по одному представителю от каждой единицы первого уровня. Что касается исполнительной структуры второго уровня, то согласно проекту главу администрации (гамгебели) и его заместителей назначает президент.

Законопроект называет также 6 городов “особого значения” — Батуми, Сухуми, Поти, Рустави, Цхинвали и Кутаиси, в которых сакребуло избирается, но мэра назначает президент страны.

Основные дебаты вызвали пункты законопроекта, согласно которым на ряд должностей в органах местного самоуправления кандидаты назначаются президентом, а не избираются. Большинство депутатов заявили о необходимости введения принципа выборности на всех уровнях местной власти. В связи с этим прозвучало также предложение назвать законопроект короче — “О местном самоуправлении”.

В прениях подчеркивалось, что слушания по законопроекту необходимо перенести по той причине, что его отклонение по существу на сегодняшнем заседании помешало бы проведению местных выборов.

20-24 июня газета “Алия” провела в Тбилиси телефонный опрос 500 респондентов. На вопрос о том, должен ли мэр большого города избираться или назначаться, 80,8% респондентов ответили, что он должен избираться, 18,2% — назначаться. Затруднились ответить на заданный вопрос 1,0% опрошенных. На вопрос о том, считают ли они целесообразным перенос местных выборов на следующий год, 66% респондентов ответили отрицательно, 7,6% — положительно. Для 16,8 десятых респондентов это не имеет существенного значения, а 9,6% опрошенных затруднились ответить.

В своем желании выбирать мэра тбилисцы не одиноки. О поддержке инициативы проведения осенью этого года выборов в органы местного самоуправления заявил на пресс-конференции 30 июня председатель парламента Зураб Жвания. В начале июля начнутся активные консультации во фракциях и комиссиях по соответствующему законопроекту. В зависимости от итогов обсуждения будет решаться и вопрос созыва в течение лета чрезвычайного заседания парламента. Как подчеркнул Зураб Жвания, “и консультации, и сами выборы должны быть проведены на демократических условиях”.