Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
в мае-июне 1996 года

1.    ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

1.1.    Итоги голосования

Первый тур (16 июня):

Приняли участие в голосовании 70,12% избирателей.

Кандидат

Голосов

Голосов, %

Ельцин

348505

37,46

Зюганов

215511

23,17

Лебедь

168540

18,12

Явлинский

107896

11,60

Жириновский

39882

4,29

С.Федоров

11038

1,19

Горбачев

5757

0,62

Шаккум

3491

0,38

Брынцалов

2210

0,24

Власов

1812

0,19

Против всех

15735

1,69

 

Второй тур (предварительные результаты на 15.00 4 июля):

В списки избирателей занесено 1 344 266 избирателей.

Приняли участие 69,20%

За Ельцина - 61,35%

За Зюганова - 32,30%

Против всех - 5,69%

По результатам голосования в отдельных районах Ленинградской области (19 районов, 23 территориальные избирательные комиссии), Г.Зюганов победил в в двух районах: Бокситогорском (с перевесом в 1,52%, или 358 голосов) и Сланцевском (соответственно, 0,82%, или 229 голосов). В трех районах Б.Ельцин победил с минимальным перевесом: в Ивангороде (0,14%, или 9 голосов), в Подпорожском районе (0,12%; 25 голосов) и в Тихвинском районе (1,04%; 466 голосов). Ненамного опередил Ельцин Зюганова также в Волховском (13,11%; 3847 голосов) и Лодейнопольском (13,34%; 2531 голосов) районах. Все эти районы относятся к экономически депрессивным.

Наибольший отрыв Б.Ельцина от Г.Зюганова был, напротив, в более благополучных районах (донорах областного бюджета): Выборгском (44,37%; 53221 голосов), Киришском (45,24%; 16449 голосов) и Сосновоборском (54,27%; 19150 голосов).

Наибольшее число голосов "против всех" было в г. Гатчине (6,39%), Ивангороде (7,74%), Кингисеппском (6,71%), Сосновоборском (6,44%), Тихвинском (6,49%) и Шлиссельбургском (6,53%) районах.

Серьезных нарушений и инцидентов на выборах не было.

Таким образом, итоги выборов президента в Ленинградской области разительно отличаются от итогов парламентских выборов в декабре 1995 года, когда во всех трех округах победили коммунисты. До сих пор результаты голосования на различных федеральных выборах в Ленинградской области соответствовали общероссийским. На этот раз данная закономерность была нарушена: Ельцин победил с вдвое большим, чем в среднем по РФ, отрывом.

Губернатор А.Беляков заявил, что жители области своим голосованием подтвердили, что они поддерживают реформы и что Ленинградская область оказалась одним из самых демократичных регионов России. В этом губернатор видит большую заслугу правительства области, которое сумело объяснить людям свою позицию. Кроме того, по мнению губернатора, на результаты голосования повлиял тот факт, что уровень жизни в Ленинградской области заметно выше, чем у соседей.

Несмотря на столь обнадеживающий для сторонников президента Ельцина результат, представитель президента РФ в Ленинградской области Федор Шкруднев считает, что угроза коммунистического реванша в Ленинградской области "отнюдь не так призрачна, как многие полагают: наверняка и на выборах губернатора, и на выборах в органы местного самоуправления коммунисты сделают все для того, чтобы захватить потерянные за последние пять лет позиции". Он заявил, что многие чиновники на местах, в районах сохранили старые, коммунистические методы работы. Особенно ярко это проявилось в ходе избирательной кампании, когда многие из них заняли выжидательную позицию [1].

2.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

2.1.    Губернатор области на выборах губернатора Санкт-Петербурга

В мае губернатор А.Беляков был занят борьбой за пост губернатора Санкт-Петербурга. По итогам первого тура голосования 19 мая Беляков занял пятое место, получив 9,8% голосов. Он уступил мэру Санкт-Петербурга А.Собчаку (29%), первому заместителю мэра В.Яковлеву (21,6%), заместителю председателя Счетной палаты РФ Ю.Болдыреву (17,1%) и всего 0,2% голосов - депутату Государственной Думы от КПРФ Ю.Севенарду (10%). Этот результат следует признать весьма успешным, учитывая явно недостаточную известность Белякова в Санкт-Петербурге. Финансовые средства, которыми располагал Беляков на выборах можно оценить как средние. Роскошных рекламных щитов, какие были у мэра Санкт-Петербурга А.Собчака, или многочисленных цветных плакатов, как у В.Яковлева, а также масштабной платной телевизионной рекламы не было. Отмечено большое количество уличных листовок, которые, впрочем, были выполнены весьма скромно. Была выпущена агитационная газета "Губернатор", распространявшаяся как из рук в руки, так и через почту. Зато Ленинградская областная телекомпания, выходящая в эфир на ГТРК "Петербург - 5-й канал", использовалась во время выборов в качестве бесплатного агитационного телеканала А.Белякова. После первого тура А.Беляков объявил о своем вступлении в предвыборную коалицию Владимира Яковлева и призвал своих сторонников голосовать за него во втором туре.

2.2.    Работа в районах

10 июня А.Беляков посетил Волосовский район, где ознакомился с состоянием дел на ряде предприятий, провел встречи с жителями. Практически на всех встречах губернатор слышал одну и ту же просьбу: "дайте денег!". Завершился визит разговором с руководством района, на которой губернатор сделал некоторые выводы. Он констатировал, что многие проблемы и беды, о которых говорилось на встречах, объясняются тем, что предприятия практически не занимаются изучением рынка, плохо знают свои возможности. Бросается в глаза вопиющая юридическая безграмотность. Предприятия экономят на службе маркетинга, на рекламе, на обучении персонала, не понимая того, что при этом теряют во много раз больше, не умея вести дела по законам рынка. Как сказал губернатор, "умеют только стоять с протянутой рукой".

2.3.    Взаимодействие с Центром

Главным событием июня стало подписание губернатором А.Беляковым и президентом РФ Б.Ельциным "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Ленинградской области", которое состоялось 13 июня во время предвыборного визита Ельцина в Санкт-Петербург (одновременно с подписанием аналогичного Договора с губернатором Санкт-Петербурга В.Яковлевым).

А.Беляков заявил, что этот документ дает огромный импульс экономическому и социальному развитию области. Выделены предметы совместного ведения, в которых государство берет на себя определенные обязательства (например, развитие агропромышленного комплекса, вопросы социальной защиты военнослужащих и сотрудников МВД). Совместно будут решаться вопросы таможенной политики, что означает возможность пополнения областного бюджета. Отныне можно создавать легитимные совместные органы исполнительной власти (например, с Санкт-Петербургом), совместные органы в рамках федеральных структур (в регионе представлены более 20 федеральных министерств и ведомств) - их объединение даст экономию средств. Одним из главных достижений Договора губернатор считает предоставленную возможность проведения эксперимента по новой системе налогообложения. Этими возможностями правительство собирается воспользоваться уже при подготовке бюджета следующего года. А.Беляков подчеркнул, что Договор не требует ратификации и вступает в силу с момента опубликования (заметим, что губернатор Санкт-Петербурга В.Яковлев представил соответствующий Договор на утверждение Законодательного собрания Санкт-Петербурга - см. [2]). Особо было отмечено, что Договор, в частности, позволяет теперь принять областной закон о лесе (недавние попытки принятия этого закона натолкнулись на сопротивление специалистов и депутатов областного Законодательного собрания, указывавших на содержащиеся в законопроекте противоречия Конституции РФ. - см. [3], а также главу 3 настоящего обзора).

Более подробно Договор мы предполагаем проанализировать в следующих обзорах.

По указанию президента Ельцина и по ходатайству губернатора А.Белякова подготовлен и представлен в правительство РФ проект распоряжения о неотложных мерах по обеспечению самостоятельного функционирования городского хозяйства Ивангорода. Этот пограничный с Эстонией город относится к одной из самых неблагополучных в социальном и экономическом отношении территорий Ленинградской области, здесь стабильно высокий уровень социальной напряженности. Из-за серьезной зависимости от соседнего эстонского города Нарвы в снабжении электроэнергией, теплом и водой (в прошлом эти города составляли единый хозяйственный механизм) жители Ивангорода и городской бюджет вынуждены платить за коммунальные услуги в 2 раза больше, чем в среднем по России. Проблемы Ивангорода рассматривались на совещании в министерстве экономики РФ с участием представителей ряда федеральных министерств, правительства Ленинградской области и мэрии Ивангорода. Решено принять меры по дополнительному финансированию города, которое будет проводиться за счет дополнительных доходов федерального бюджета, полученных на территории области. Деньги в первую очередь пойдут на реконструкцию котельной (которая сейчас закрыта решением Гостехнадзора как выработавшая свой ресурс, в связи с чем городу грозит холод зимой), обновление тепловых сетей, пуск первой очереди водопроводных сооружений.

По информации губернатора А.Белякова, в ближайшее время ожидается подписание президентом РФ распоряжения об оказании помощи тем районам Ленинградской области, которые испытывают серьезные трудности с решением проблемы занятости населения.

2.4.    Губернатор в Совете Федерации РФ

А.Беляков в качестве председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации РФ выступил на круглом столе, проходившем в середине мая в СФ. Он выступил оппонентом другого докладчика - министра экономики РФ Евгения Ясина, отстаивавшего монетаристский курс как гарантию привлечения инвестиций. А.Беляков заявил, что либеральный период в экономике пора заканчивать. При этом он сослался на американский опыт времен "великой депрессии", когда было введено регулирование основных цен и производств, включая частный сектор. Губернатор не исключил возможности национализации естественных монополистов - таких, как электрические сети и железные дороги, деятельность которых способствует нарастанию инфляции. Он считает, что национализация монополистов могла бы дать возможность снизить тарифы, например, на электроэнергию на 20-30%, а это, в свою очередь, позволило бы обязать товаропроизводителей снизить стоимость их продукции на сэкономленную сумму. Одновременно, по мнению губернатора, необходимо ввести регулирование зарплаты, чтобы уменьшить существующий сегодня разброс в 70 - 100 раз, провоцирующий социальную напряженность. Необходим также прогрессивный подоходный налог и поэтапное повышение минимальной зарплаты до прожиточного минимума. Говорилось также о пересмотре Налогового кодекса. Точка зрения А.Белякова встретила понимание участников "круглого стола". На состоявшемся после этого совместном заседании комитетов по экономической политике СФ и Госдумы было решено до конца года принять ряд законов, способствующих развитию промышленности [4].

2.5.    Правительство Ленинградской области: международная политика

Еще в конце марта губернатором было подписано распоряжение "О реорганизации комитета по внешним связям". Сейчас появилась более подробная информация. Созданы два новых комитета: комитет по международным связям и комитет по внешнеэкономическим связям и иностранным инвестициям. Таким образом, в области появились ведомства, схожие с федеральными. Первый из названных комитетов возглавил Александр Булах, второй - Марк Выборнов (он также стал заместителем губернатора).

Председатель комитета по международным связям А.Булах ранее в течение 10 лет занимался зарубежными связями в облисполкоме и облсовете. После событий осени 1993 года ушел из органов государственной власти. Работал в Совете по туризму и экскурсиям, управляющим делами налоговой инспекции Санкт-Петербург. С губернатором области в этот период контактов не имел. В середине марта А.Беляков пригласил его вернуться в областное правительство.

В своем первом интервью после вступления в должность [5] А.Булах сообщил, что в 1993 году, когда он пришел работать в областную исполнительную власть, там не было даже международного отдела, все внешние связи осуществлялись лишь с двумя финскими губерниями. К осени того же года, когда он покидал облсовет, активно развивались связи уже с 10 территориями разных стран. Он считает, что за прошедшие с тех пор 3 года в сфере международных связей произошли определенные изменения, но не в лучшую сторону: активно развивались лишь те связи, которые были связаны с привлечением иностранных инвестиций, а прямые связи на региональном уровне фактически были заморожены или даже разрушены, нарушились традиции связей с городами-побратимами. Особое сожаление вызывают возникшие трудности в связях с норвежской губернией Нурланд, с которой ранее активно развивались экономические связи, связи в сфере образования, медицины, сельского хозяйства, культуры. Подобное партнерство с этой и другими территориями приносили взаимную выгоду не только в экономической, но и в гуманитарной сфере. Постепенно интерес к такому сотрудничеству стал падать, возникло мнение, что область должна выходить напрямую на органы власти, министерства стран-партнеров вместо поддержки побратимских связей. В настоящее время готова концепция развития внешних связей до конца 1997 года. Ее цель - активное участие области как субъекта РФ в формировании собственной региональной и внешней политики, отражение в ней экономических, научных, культурных и чисто человеческих интересов жителей региона. Планируется провести переаттестацию международных связей городов и районов области, комитетов и управлений, провести семинар с анализом существующего положения и определить перспективы. Другая задача комитета - обеспечить представительство Ленинградской области в различных международных организациях. Планируется также разработка документа - правил приема иностранцев в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.

2.6.    Фондовый рынок

Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при правительстве Ленинградской области на очередном заседании 26 июня провела анализ состояния дел в этой сфере за первый квартал 1996 года. Было отмечено заметное оживление рынка ценных бумаг: объем сделок за эти три месяца составил 80% объема всего 1995 года. Значительный удельный вес имели государственные ценные бумаги (72% общего объема). Остальные ценные бумаги распределились следующим образом: векселя - 10%; муниципальные краткосрочные облигации - 9%, акции приватизированных предприятий - 6%.

Правительство Ленинградской области и Комитет РФ по геологии и использованию недр объявили конкурс на право пользования недрами для геологического изучения и добычи углеводородного сырья на двух участках Ленинградской области - Южно-Ладожском и Чагодинском. На этих территориях уже давно обнаружены признаки месторождений газа и нефти. Объемы месторождений невелики, но, учитывая близость инфраструктуры Санкт-Петербурга и дороговизну привозных нефтепродуктов, могут, по оценкам экспертов,принести немалые прибыли. К конкурсу будут допущены только российские фирмы или предприятия со смешанным капиталом. Лицензия рассчитана на 25 лет, лицензионный сбор - 5 тысяч долларов США.

2.7.    Некоторые итоги приватизации

Специалисты комитета по управлению государственным имуществом совместно с Государственным институтом проблем приватизации провели сравнительное исследование финансово-экономического положения государственных и приватизированных предприятий Ленинградской области. Итоги этой работы сообщил в интервью газете "Вести" председатель Леноблкомимущества Александр Кокарев [6]. В настоящее время в области зарегистрировано 972 предприятия всех всех отраслей хозяйства. Приватизация прошла на 555 из них. 176 сельскохозяйственных предприятий полностью изменили форму собственности. Остались государственными 282 хозяйствующих субъекта; в 23 акционерных обществах доля государственных акций превышает 38%. К началу 1996 года государственный сектор в экономике уменьшился до 29%. Доля федеральной собственности составляет около 38%, областной - 29% и муниципальной - 12%. Более 500 тысяч работников стали собственниками акций АО и товариществ, образованных на базе бывших государственных предприятий. В негосударственном секторе занято почти 80% рабочих и служащих.

Исследование показало, что приватизированные предприятия опережают государственные по большинству финансово-экономических показателей. Этот вывод оказался неожиданным в отношении крупных предприятий. В целом спад производства в области пока не преодолен, хотя темпы его в последнее время замедлились. Тенденция к оздоровлению экономики проявляется в увеличении числа стабильно работающих предприятий. На ряде приватизированных предприятий наблюдается рост производства в 1,2 - 2 раза (Приозерский мебельно-деревообрабатывающий комбинат, АО "Гранит-Кузнечное", Приозерский и Сосновоборский хлебокомбинаты, Киришские предприятия Завод биологического машиностроения и Биохимический завод, Будогощская кондитерская фабрика и ряд других).

Отмечено, что рост эффективности производства связан не только с приватизацией, но и с изменением системы управления, внедрением современных методов финансово-экономического планирования и маркетинга. Но в целом независимо от общего состояния дел в той или иной отрасли у приватизированных предприятий показатели выше, чем у государственных. Например, в химической, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности оборачиваемость оборотных средств на приватизированных предприятиях в 2,2 раза выше, чем на государственных. Интересно, что у предприятий с разными формами собственности различается структура долгов перед кредиторами: у государственных - это в основном долги по зарплате собственным рабочим и бюджету, а у глубоко приватизированных - долги за модернизацию оборудования и освоение новых видов продукции. При этом приватизированные предприятия быстрее рассчитываются с кредиторами.

Однако не по всем показателям приватизированные предприятия опережают государственные. Так, индекс платежеспособности у государственных предприятий выше.

На основании результатов исследования правительство считает необходимым поиск путей повышения эффективности управления государственной собственностью.

3.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

3.1.    Закон о лесопользовании

На заседании 28 мая вновь рассматривался законопроект "О лесопользовании в Ленинградской области". Предполагалось его принятие во втором чтении. ЗС приняло некоторые поправки, внесенные правительством и представителями лесхозов. В частности, учебные и опытные лесные хозяйства получили непредусмотренное в первоначальном проекте право быть владельцами лесного фонда на равных правах со специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством. Однако часть поправок не была одобрена постоянными комиссиями. Они касаются порядка поступления и распределения платежей за пользование лесным фондом. Проект предусматривал, что все платежи поступают в областной бюджет, после чего часть средств направляется в специальный лесной фонд на целевое финансирование работ по охране и воспроизводству леса, часть - в местные бюджеты для расходования в пользу леса, и третья часть - на финансирование потребностей расходной части областного бюджета. Против такого порядка выступают лесхозы, требующие, во-первых, определить в законе соотношение этих частей, во-вторых, считают, что половина (или иная оговоренная часть) средств должна сразу направляться на специальные счета владельцев лесного фонда, а не после их накапливания в областном бюджете. Принятие во втором чтении было отложено.

Между тем возможное принятие областного закона о лесопользовании вызвало тревогу в Санкт-Петербурге [7]. В частности, специалисты государственного предприятия "Лесопарк" видят в нем угрозу разрушения лесопарков в зеленой зоне вокруг Санкт-Петербург. Эта зона была образована в качестве рекреационной еще в 1932 году постановлением правительства СССР; в 1948 году распоряжением Совета министров СССР было подтверждено закрепление этой рекреационной зоны за Ленгорисполкомом. Ранее в зоне постоянно велось капитальное строительство. В настоящее время из-за нехватки денег прежнего внимания к ней нет. Для выживания ГП "Лесопарк" зарабатывает деньги самостоятельно посредством переработки древесины и продажи дров. Согласно проекту областного закона, хозяйства лесопарковой зоны могут осуществлять комплексное использование лесного фонда на территории области только на условиях договора аренды, заключенного с правительством области. Ленинградская область не признает прав владения лесным фондом на своей территории за лесопарковой зоной Петербурга. Это, по мнению экспертов ГП "Лесопарк", означает, что хозяйствование в лесопарках будет вестись так же, как в обычных лесах; кроме того, изменится принцип ухода за этими лесными территориями, может прекратиться финансирование работ по благоустройству и созданию лесопарков. Пока не известно, как изменится статус ГП "Лесопарк" и как он будет делить территорию с областным комитетом по лесу.

В адрес правительства РФ и Ленинградской области и в Государственную Думу направлены письма ученых, экологов, общественных организаций с протестами против принятия данного закона.

3.2.    Другие законы

Принят в целом закон "О контрольно-счетной палате Ленинградской области" (КСП). Она )создается Законодательным собранием и подотчетна ему. В ее задачи входит контроль за своевременным исполнением всех статей бюджета и за финансовой деятельностью правительства, а также финансовая экспертиза законопроектов, предусматривающих расходы из областного бюджета.

Принят в первом чтении законопроект "О защите населения Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Прошел второе чтение законопроект об отмене целевого сбора на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Много споров вызвал законопроект о префектуре - системе территориальных органов исполнительной власти и управления. Проект закона был разработан постоянной комиссией ЗС по местному самоуправлению. Он предусматривает возможность губернатору назначать в муниципальные образования своих полномочных представителей - префектов для выполнения на местах отдельных полномочий по поручению губернатора и для контроля за деятельностью местных органов власти и самоуправления. Такая система предусмотрена в Уставе области и законом об административно-территориальном устройстве. Однако ряд депутатов выступили против введения такой системы, которую они считают странной надстройкой к административному аппарату, и без того раздутому. Говорилось, что эта система нужна губернатору для внедрения "своих" людей на места накануне президентских выборов. Депутаты хотели также выяснить, в какую сумму обойдется бюджету создание системы префектур. Законопроект был отклонен, создана согласительная комиссия.

4.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

На 23-24 июня в Выборге был назначен референдум с двумя вопросами: о принятии устава муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" и о проведении 21-22 сентября 1996 г. выборов главы районной администрации и депутатов муниципального собрания. Однако в течение этих двух дней явка избирателей составила только 35%, в связи с чем районная администрация продлила голосование еще на один день. В итоге референдум состоялся. За устав проголосовали 88%, за проведение выборов - 89%. Не обошлось без внутрирайонного "сепаратизма" - референдум не проводился в Светогорске. 22 июня глава администрации Светогорска Геннадий Глазов издал распоряжение о непроведении референдума на территории города в связи с тем, что в апреле Светогорск получил первое в Ленинградской области свидетельство Регистрационной палаты при областном правительстве о регистрации в качестве муниципального образования. В тот же день это распоряжение было отменено главой Выборгской районной администрации Владимиром Кирилловым. Тем не менее референдума в Светогорске не было, и теперь районная власть намерена организовать там дополнительное голосование; местная власть этому сопротивляется. Как известно, Светогорск входит в территорию, на которой отрабатывается очередной эксперимент по внедрению местного самоуправления с последующим созданием субзоны "Вуокса". Условия эксперимента достаточно выгодны для городского местного самоуправления, в частности, предусмотрено продление срока полномочий уже существующих органов местного самоуправления (см.[8]).

5.    НА ПУТИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ С САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ

Кампания по выборам губернатора Санкт-Петербург послужила катализатором начала процесса объединения Санкт-Петербурга с Ленинградской областью (не в последнюю очередь благодаря участию в выборах губернатора Ленинградской области А.Белякова). Помимо того, что практически каждый кандидат в губернаторы посвятил этому вопросу часть своей программы, на уровне властных структур также был осуществлен ряд инициатив в этом направлении.

23 мая состоялась встреча депутатов Законодательных собраний Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которая прошла в Тосненском районе Ленинградской области. Обсуждались пути сближения двух субъектов РФ. Депутаты ЗС Санкт-Петербурга В.Гольман, А.Крамарев, Н.Ананов, Н.Рочев предложили проект договора о поэтапном объединении Ленинградской области и Санкт-Петербурга в единый субъект РФ. Документ, состоящий из 14 статей, предусматривает проведение в городе и области референдумов по вопросу: "Одобряете ли Вы объединение Ленинградской области и Санкт-Петербурга и образование единого субъекта РФ?". Подведение итогов референдума осуществляется отдельно в Санкт-Петербурге и области. Объединение считается одобренным, если на референдуме каждой из сторон получен положительный ответ в соответствии с законодательством сторон о референдуме. Затем законодательные органы сторон в месячный срок вносят в Государственную Думу проект соответствующего федерального конституционного закона. В месячный срок после референдума стороны формируют на паритетных началах комиссии по разработке Устава единого субъекта РФ и по рассмотрению организационных и экономических вопросов, связанных с объединением.

В системе органов государственной власти предусматривается формирование двухпалатного законодательного органа. Одна палата состоит из депутатов, избираемых по территориальным округам с равной численностью избирателей. Порядок выборов обеспечивает равное представительство избирателям, проживающим на территориях, относящихся на момент вступления в силу настоящего Договора к соответственно Ленинградской области и Санкт-Петербургу. Предполагается создание единых органов исполнительной власти и организация системы местного самоуправления на основе общих принципов. Предусмотрен переходный период для урегулирования необходимых правовых, организационных, экономических и иных вопросов, действующий до формирования органов представительной и исполнительной власти. В течение переходного периода сохраняются действующие системы органов государственной власти и местного самоуправления сторон.

Органы законодательной власти сторон в месячный срок со дня проведения референдума определяют согласованный перечень вопросов, обязательно включающий регулирование экономической деятельности (в том числе налогов, сборов и пошлин, цен, тарифов), земельных отношений, установление льгот и привилегий жителям, заключение международных договоров. Решения по вопросам, включенным в перечень, принимаются в виде согласованных (совпадающих) решений двух органов законодательной власти или двух органов исполнительной власти в рамках их компетенции.

В течение переходного периода органы исполнительной власти сторон создают на паритетных началах постоянно действующие согласительные комиссии по государственно-правовым вопросам, по социальной политике, по вопросам собственности, по финансовым и бюджетным вопросам, по культурным и гуманитарным вопросам. Сопредседателями комиссий являются заместители глав исполнительной власти сторон. Решения комиссий служат основой для принятия согласованных (совпадающих) решений глав исполнительной власти сторон.

В двухмесячный срок со дня проведения референдума стороны вносят совместные предложения в адрес Президента РФ, правительства РФ, Генерального прокурора РФ об объединении в течение переходного периода территориальных служб федеральных органов власти в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.

Формирование органов законодательной и исполнительной власти единого субъекта РФ осуществляется в порядке и на условиях, предусматриваемых Уставом и федеральным законодательством. Устав вступает в силу в полном объеме после формирования указанных органов. С момента вступления в силу Устава единый субъект РФ становится правопреемником сторон.

Участники встречи одобрили данный проект.

6.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСОЮЗЫ

6.1.    Движения в поддержку Б.Ельцина

В мае в Выборге создан координационный совет для проведения предвыборной кампании в поддержку Б.Ельцина как единого кандидата демократических, антикоммунистических сил. Соглашение о совместных действиях подписали представители партий и объединений НДР, ДВР, ХДС, "Реформы - новый курс", "Гражданская инициатива", "Народный дом", Союз женщин, комитет офицеров запаса, депутаты городского собрания. В городе начал работу филиал "Народного дома" (межрегионального общественного учреждения призванного стать базой для работы комитетов поддержки Ельцина по всей стране). Организатором филиала стал руководитель АО "Выборг-Карелия" Валерий Школдин. Полномочия на организацию филиала он получил от областного "Народного дома", возглавляемого Владимиром Дальновым из Гатчины.

Представители 15 партий и общественно-политических движений Ленинградской области распространили обращение к избирателям с призывом голосовать за Ельцина. Помимо лидеров партий и объединений, чья поддержка Ельцина очевидна (НДР, ДВР, ХДС, "Женщины Ленинградской области" и т.п.), обращение подписано координаторами Ленинградской областной и Лужской районной организаций ЛДПР (соответственно Виктором Босых и Геннадием Равдисом).

6.2.    “ЯБЛОКО”

Перед вторым туром президентских выборов и после съезда ОО“ЯБЛОКО” (не принявшего решения о поддержке кого-либо из кандидатов) областная организация "ЯБЛОКА" распространила заявление, в котором содержится призыв к избирателям принять активное участие в выборах. В заявлении говорится, что организация не может поддержать кандидата от КПРФ Г.Зюганова по причинам нежизнеспособности коммунистической идеи, расплывчатости и неконкретности экономической программы кандидата, отсутствия в его команде личностей, способных вывести страну из экономического кризиса. Далее в заявлении говорится: "У нас много очень серьезных претензий к действующему президенту РФ и правительству. Но мы вынуждены голосовать за Б.Н.Ельцина, так как хотели бы сохранить право и возможность для существующей демократической оппозиции, хотели бы силой наших голосов сохранить возможность оказывать давление на власть... “ЯБЛОКО”  было и остается демократической организацией, отстаивающей реформы для большинства. Мы верим в благоразумие и мудрость нашего народа. Если в первом туре мы призывали вас голосовать по убеждениям и по любви, то во втором туре призываем голосовать по убеждениям и разуму".

6.3.    ЛДПР

Руководитель областной организации ЛДПР Вячеслав Улыбин смещен со своего поста указом лидера ЛДПР В.Жириновского. Это решение, видимо, вызвано поражением Улыбина на выборах губернатора Санкт-Петербург (он получил 0,2% голосов), в ходе которых он показал себя крайне слабым политиком и организатором. В.Улыбин оставлен в рядах партии, но лишен всех привилегий, в том числе должности оплачиваемого помощника депутата Государственной Думы.

Новым председателем областной организации ЛДПР назначен Г.Туганов.

6.4.    Профсоюзы

6.4.1.    Сосновый Бор

Серьезнейшая акция протеста состоялась в июне на Ленинградской атомной электростанции в г. Сосновый Бор. Причина - продолжительные задержки выплаты зарплаты. Это, в свою очередь, стало следствием тяжелого кризиса неплатежей. Задолженность потребителей ЛАЭС составила 767 миллиардов рублей. Из-за отсутствия денежных средств у потребителей значительная часть расчетов за электроэнергию осуществляется по системе взаимозачетов или бартера, а также векселей. Директор ЛАЭС Анатолий Еперин подтверждает, что финансовое положение станции тяжелое, не хватает средств ни на покупку топлива и новых технологий, ни на зарплату. Он считает, что ситуация с неплатежами создана искусственно, поскольку государственной станцией, по существу, управляют различные акционерные компании типа РАО “ЕЭС России” и др., которые определяют загруженность станции, ее режим, при этом платят ей по остаточному принципу. А.Еперин считает необходимым издание специального государственного акта, регулирующего эти отношения. Он сообщил, что соответствующие предложения направлялись руководству России вместе с информацией о положении дел на ЛАЭС, однако никаких мер не принято.

Работники ЛАЭС считают, что помимо объективных финансовых трудностей проблемы усугубляются безответственной экономической политикой руководства станции. К такому выводу пришла и комиссия Управления федеральной службы налоговой полиции РФ по Ленинградской области, проводившая проверку на ЛАЭС в апреле. Вокруг ЛАЭС появились многочисленные посреднические фирмы, обслуживающие бартер и вексельное обращение. Эксперты считают, что вместо активной самостоятельной рабботы на рынке долгов руководство ЛАЭС предоставило возможность заработка посредникам, которые работают главным образом на собственную выгоду. Среди рабочих распространено мнение, что администрация станции имеет долевое участие в посреднических сделках.

Вопрос о выражении недоверия директору ЛАЭС возникал еще на конференции трудового коллектива в марте (см. [3]). Тогда же директор обещал погасить задолженность по зарплате к концу мая. Это выполнено не было, и на очередной конференции коллектив выразил директору недоверие и обратился к министру атомной энергетики РФ с просьбой расторгнуть договор с директором ЛАЭС Анатолием Епериным. Ответа не последовало и ни одно из требований выполнено не было, в связи с чем 24 июня началась акция протеста - из 120 работников первой смены 56 человек решили не покидать рабочие места; после следующей смены число "бастующих" возросло до 120 человек, а позднее - до более 600. Руководитель отраслевого профсоюза ЛАЭС Александр Баранцов объявил бессрочную голодовку на рабочем месте. Участники акции подчеркивают, что она не является забастовкой (запрещенной законом на объектах атомной энергетики) - никакие работы на ЛАЭС не приостановлены; акция имеет целью привлечь внимание общественности, руководства ЛАЭС и отрасли к бедственному положению энергетиков. Требования участников акции прежние - снять директора, погасить задолженность по зарплате и отпускным, провести проверку финансовой деятельности ЛАЭС с привлечением Генеральной прокуратуры РФ и КРУ Минфина. Директор ЛАЭС Анатолий Еперин вместе с городским прокурором пытались уговорить рабочих прекратить акцию, но успеха не добились. "Бастующие" заявили, что не покинут территорию ЛАЭС, пока не получат твердых гарантий выполнения их требований. Они потребовали встречи с губернатором области или представителем министерства труда РФ.

26 июня на ЛАЭС побывали представители органов власти (заместитель губернатора Ю.Павлов, начальник главного управления министерства РФ по атомной энергетике Ю.Ермаков и другие). Ю.Павлов ознакомил администрацию ЛАЭС и представителей бастующих с распоряжением правительства области об образовании комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности ЛАЭС. Председателем комиссии назначена заместитель губернатора, министр экономики области Н.Смирнова. Рабочие потребовали, чтобы в число членов комиссии были включены представители профкома. Рабочие не согласились с предложением Ю.Павлова приостнановить акцию протеста.

Прокурор Соснового Бора В.Нигматуллин направил протест, адресованный председателю профкома ЛАЭС, директору ЛАЭС и председателю ЦК Российского профсоюза работников атомной энергетики. В протесте говорится, что акция является незаконной: вопрос о задержке зарплаты входит в коллективный договор и должен решаться в соответствии с требованиями Закона РФ о решении коллективных трудовых споров, однако участники акции нарушили предусмотренный этим законом порядок; кроме того, проведение подобных несанкционированных акций на объектах ядерной энергетики запрещено федеральным Законом "Об использовании ядерной энергии". Ввиду исключительности ситуации прокурор потребовал рассмотреть его протест незамедлительно.

В связи с предстоящим вторым туром выборов президента РФ профком и президиум конференции коллектива ЛАЭС приняли решение о приостановке акции до 4 июля. На тот же день запланирован санкционированный городской митинг работников ЛАЭС.

1 июля начала работу правительственная комиссия по проверке финансово-хозяйственной деятельности ЛАЭС. Возглавляет комиссию заместитель губернатор Ленинградской области - министр экономики Наталья Смирнова. На работу комиссии отведено 10 дней. По поручению правительства РФ наЛАЭС прибыли первый заместитель министра РФ по атомной энергии Лев Рябов и заместитель начальника главка Минатома Борис Будылин.

Справка [9]:

Директор ЛАЭС Анатолий Еперин - признанный крупный ученый, прежде работал на Томской атомной станции; на ЛАЭС вначале работал главным инженером.

ЛАЭС - единственная атомная станция в РФ, которая проводит в настоящее время широкомасштабную реконструкцию. Эта станция оборудована реакторами "чернобыльского" типа, установленными в 1978-1979 гг., срок эксплуатации которых истекает в 2003 году. Недавно ставился вопрос о полной ликвидации станции и строительстве на ее месте нового объекта атомной энергетики. Однако А.Еперин добился принятия его проекта реконструкции, позволяющего решить проблему безопасности значительно меньшими средствами, чем строительство новой АЭС. По актуальности экологических мероприятий ЛАЭС опережает все российские атомные электростанции на 3-5 лет. Реконструкция проводится за счет собственных средств ЛАЭС, хотя станция является полностью государственным предприятием. Сейчас работают три блока из четырех. Общие затраты на окончание реконструкции оцениваются в 1 триллион рублей. Недавно руководство ЛАЭС обратилось к президенту и правительству с просьбой погасить долги станции по налогам на реконструкцию. В настоящее время долги станции превышают 767 млрд. рублей. Но и задолженность других предприятий перед ЛАЭС приближается к этой сумме.

ЛАЭС - единственная станция, не входящая в государственный концерн "Росэнергоатом". В 1992 году станция отказалась вступать в этот концерн, стремясь сохранить самостоятельность в проведении реконструкции (в противном случае каждый этап реконструкции пришлось бы согласовывать с концерном, хотя ответственность за безопасность несет только сама станция).

ЛАЭС работает на 6 энергосистем Северо-Запада и других регионов. Тарифы на электроэнергию атомных станций определяет федеральная энергетическая комиссия, местные комиссии определяют ценовую политику энергосистем. Стоимость 1 кВт/час, который ЛАЭС продает Акционерному обществу "Ленэнерго", составляет 83 рубля. Далее "Ленэнерго" продает своим потребителям 1 кВт/час по цене 237 рублей для предприятий и 100 рублей - для населения. Очевидно, что ценовая политика "Ленэнерго" во многом определяется потреблением дешевой электроэнергии ЛАЭС. "Ленэнерго" и другие региональные представители являются дочерними предприятиями РАО "Единые энергетические системы России" - монополиста, влияющего на экономическое состояние атомной энергетики.

"Ленэнерго" расплачивается с ЛАЭС векселями и посредством взаимозачетов. Безналичная оплата в 1995 году составляла 3,5%, а в 1996-м - 5%. Именно в деятельности с векселями контрольная комиссия в составе представителей КРУ и других финансовых и налоговых органов РФ вскрыла нарушения финансово-хозяйственной деятельности ЛАЭС. Превращением векселей в деньги, необходимые для выплаты зарплаты, занимались более 20 коммерческих предприятий-посредников. Происходило укрывание денег от налогов (составляющих 43% в общем балансе станции) для того, чтобы направлять больше свободных средств на реконструкцию. Для того, чтобы скрыть финансовую деятельность и растянуть платежи по налогам, использовался ссудный счет в банке. Директор ЛАЭС мало вникал в финансовую деятельность, сосредоточившись на проблемах производства и безопасности. Договоры по взаимозачетам часто подписывали неуполномоченные на это лица. Вмешательство контрольной комиссии внесло в эту систему порядок: оставлены только две законные подписи - директора и главного бухгалтера.

Штаб контрольной комиссии направил результаты проверки в областную прокуратуру, а дирекции ЛАЭС рекомендовал изменить экономическую стратегию. Немедленно на станции была создана экономическая служба, отстранены от должности некоторые руководители. На этом фоне и произошли события, приведшие к акции протеста.

6.4.2.    Ивангород

24 июня в Ивангороде работники жилищно-коммунального хозяйства провели одночасовую предупредительную забастовку. На рабочих местах оставались только дежурные и аварийная служба. Требования - выплата зарплаты (не выплачиваемой уже четыре месяца) и предоставление гарантий недопущения такой ситуации в дальнейшем. В случае неудовлетворения требований работники ЖКХ намерены выйти на бессрочную забастовку. Администрация города срочно взяла кредит в 300 млн. рублей, из которых 150 должны быть направлены на погашение задолженности работникам ЖКХ, однако этой суммы недостаточно.

В тот же день в Ивангороде прошла и другая акция протеста работницы льно-джутовой фабрики выставили пикет с требования выплаты задержанной зарплаты и дотаций на детей.

7.    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

По данным Управления федеральной почтовой связи Ленинградской области, результаты подписки на региональные газеты следующие (без учета альтернативной подписки):

"Санкт-Петербургские ведомости": основной выпуск - 21370 кземпляров; субботний выпуск - 23471;

"Вести": основной выпуск - 17938; субботний - 82337;

"Вечерний Петербург", "Смена", "Невское время", "Час пик" в сумме 2428 экземпляров.

Можно констатировать значительный рост популярности газеты "Санкт-Петербургские ведомости", значительное падение подписного тиража основного выпуска региональной газеты "Вести" и падение интереса к другим ведущим петербургским газетам.

8.    СКАНДАЛ

Представители регионального управления федеральной службы валютного и экспортного контроля сообщили журналистам о том, что проводится расследование в отношении незаконных операций с валютой совместного предприятия "Филип Моррис - Нева", созданного в 1993 году. 90% уставного капитала этого предприятия принадлежат американской компании "Филип Моррис", 10% - правительству Ленинградской области в лице областного Комитета по управлению имуществом. Было сообщено, что в ходе расследования установлены признаки незаконного перечисления правительством области 5 миллионов долларов в уполномоченный банк компании на Западе. Правительство Ленинградской области выступило с протестом, где информация ВЭК и последовавшие за ней публикации в СМИ были названы измышлениями, не имеющими под собой реальной основы. Было объяснено, что одним из условий американского партнера был договор о гарантийном счете конвертации валюты (договор "эскроу"), так как российская валюта в момент создания СП была неконвертируемой. Упомянутые 5 млн. долларов были перечислены в уполномоченный банк компании после согласования с Центральным банком РФ, и сделано это было для оперативной закупки сырья в период, когда в России банковские расчеты проходили очень медленно. В январе 1996 года договор "эскроу" был ликвидирован как выполнивший свое назначение, деньги возвращены в областной бюджет. В течение прошедших трех лет органы налоговой инспекции никаких претензий к данному СП не предъявляли. В заявлении подчеркивается, что прозвучавшие в прессе обвинения не только подрывают авторитет органов государственной власти субъекта РФ, но и негативно сказываются на инвестиционном климате. Последнее особенно настораживает в связи с тем, что в настоящее время завершены переговоры с компанией "Филип Моррис" о строительстве в Ленинградской области второй очереди табачной фабрики.

 

 

ИСТОЧНИКИ

1. Навсегда покончить с коммунизмом в Ленинградской области // Вести. - Санкт-Петербург. - 1996. - 5 июля. - N 72. - С. 1.

2. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в июне 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, N 6.

3. Драбкина Т.М. Ленинградская область в марте 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, N 3.

4. Звягин Ю. Перемена курса: несколько румбов влево! // Вести. - Санкт-Петербург. - 1996. - 18 мая. - N 52. - С. 1.

5. Башнин А. В Ленобласти появились свои МИД и МВЭС. Интервью с А.М.Булахом // Вести. - Санкт-Петербург. - 1996. - 4 июня. - N 59.С. 3.

6. "Все-таки приватизация пошла на пользу" (интервью А.Кокарева) // Вести. - Санкт-Петербург. - 1996. - 28 мая. - N 56. - С. 2.

7. Майдаченко Р. У города отнимут зеленую зону? // Санкт-Петербургские ведомости. - Санкт-Петербург. - 1996. - 15 июня. - N 113. - С. 1.

8. Драбкина Т.М. Ленинградская область в феврале 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, N 2.

9. Т.Федорова. Ленинградская АЭС: из персоны grata в non grata // Вести. - Санкт-Петербург. - 1996. - 6 июля. - N 73. - С. 1-3.