Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Хурсанд СОИБНАЗАРОВ

Таджикистан
в мае-июне 1995 года

Важнейшими событиями в течение обзорного периода стали:

— встреча на высшем уровне между президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоновым и лидером таджикской оппозиции Саидом Абдуллонури;

— начало четвертого раунда межтаджикских переговоров по национальному примирению.

1.    ВСТРЕЧА ПРЕЗИДЕНТА ТАДЖИКИСТАНА С ЛИДЕРОМ ОППОЗИЦИИ

Кабульская встреча лидеров двух таджикских противоборствующих сторон готовилась больше месяца. Вначале президент Афганистана Бурхониддин Раббани передал приглашение на этот саммит через посла Афганистана в Москве, затем подтвердил его телеграммой на имя Эмомали Рахмонова.

Лидер оппозиции Саид Абдулло Нури, недавний диссидент, отсидевший в советский период несколько лет за религиозную деятельность, практически не был гостем Кабула, поскольку последние три года живет в афганской провинции Тахор. Он хорошо известен в Афганистане. В Афганистане таджики сейчас в фаворе, президентом этой страны впервые за всю историю стал таджик, к тому же в последние месяцы разгромивший не только своего основного оппонента — пуштуна Гульбеддина Хекматиара, но и узбекского генерала Абдул Рашида Достума, а также отряды «толибов», якобы учащихся духовных учебных заведений. Впрочем, популярная пакистанская газета «Дон» опубликовала 14 мая редакционную статью под названием «Стратегическая ошибка», намекая на обстоятельство, тщательно скрываемое официальным Исламабадом: движение «Толибан» — детище спецслужб Пакистана. На самом деле эти «учащиеся» являлись тщательно подготовленными бойцами отрядов, имевших на вооружении около 200 единиц бронетехники и 8 самолетов.

Внутренние трудности Афганистана отнюдь не мешают президенту страны заниматься политикой внешней. Тем более, что Таджикистан, страна одного с Афганистаном языка и культуры, общей истории, в известной степени зависима и от северного соседа — России. Сотрудники афганского МИД, да и сам президент Раббани, говорили, что Афганистан заинтересован в расширении всесторонних связей с Москвой, нынешняя же ситуация в Таджикистане стала поводом для того, чтобы и Иран, и Пакистан, и, естественно, Афганистан постарались со своей стороны приложить все усилия для стабилизации обстановки в регионе.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов и руководитель таджикской оппозиции, председатель Движения исламского возрождения Таджикистана Саид Абдулло Нури встретились впервые. В Кабуле они обменялись домашними заготовками — предложениями для урегулирования военно-политической ситуации в Таджикистане, однако принципиальные вопросы не сдвинулись с мертвой точки. В ответ на предложения по нормализации внутриполитической обстановки в Таджикистане с помощью мирных демократических средств Эмомали Рахмонов предлагал оппозиции сдать оружие и вернуть беженцев без всяких условий. Так прокомментировал один из ее участника заместитель лидера таджикской оппозиции А.Тураджонзода.

В ходе трех официальных встреч — 17, 18 и 19 мая, афганские лидеры пытались помочь сторонам преодолеть противоречия. В этом участвовали президент Раббани, известный военачальник Ахмад Шах Масуд и один из лидеров пуштунов Сайяф. Однако ежедневные консультации не привели к сближению точек зрения официального Душанбе и оппозиции. Единственным результатом встречи стал сам факт, что впервые за три года братоубийственной войны противники встретились на высшем уровне. Договориться же они смогли только о продлении срока действия соглашения о прекращении огня на таджикско-афганской границе еще на три месяца до 26 августа с.г. Предложения сторон по мирному урегулированию конфликта, не нашедшие своего решения на высшем уровне, стали предметом обсуждения четвертого раунда межтаджикских переговоров в Алма-Ате, состоявшихся с 22 мая по 1 июня с.г.

Неудачу кабульского саммита можно было предвидеть: Душанбе в течение года пытался затянуть рассмотрение главного вопроса повестки дня переговоров, принятой в апреле прошлого года в Москве на первом раунде. Он заключается в совместном участии в разработке Конституции Таджикистана, в подготовке новых президентских и парламентских выборов на демократических началах — нынешнее душанбинское правительство в большинстве своем составлено из выходцев одного кулябского региона, что нарушает традиционное региональное представительство в центре. Таджикско-афганскую границу защищают российские пограничники, стоящие между противоборствующими сторонами. Россияне погибают только из-за того, что кому-то в Кремле выгодна сложившаяся ситуация военно-политического противостояния в Таджикистане, как затем прокомментировали ее участники.

2.    НОВЫЙ РАУНД МЕЖТАДЖИКСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ

2.1.       Предыстория переговоров

Первый раунд межтаджикских переговоров по национальному примирению состоялся в г.Москве с 5 по 19 апреля 1994 года под эгидой ООН и с участием наблюдателей Афганистана, Казахстана, Киргизии, Ирана, Пакистана, Российской Федерации и Узбекистана. Делегацию правительства Республики Таджикистан возглавлял Ш.Зухуров, министр по вопросам труда и занятости, обязанности главы делегации таджикской оппозиции выполнял О.Летифи, председатель координационного комитета демократических сил Таджикистана в странах СНГ.

В ходе состоявшихся переговоров посреднические услуги оказывались специальным посланником генерального секретаря ООН, послом Рамиро Пирис-Баллоном.

Участниками переговоров была выработана и утверждена всеобъемлющая повестка дня на период всего переговорного процесса, охватывающая три основных блока проблем, относящихся к достижению национального примирения:

1. Меры, направленные на политическое урегулирование ситуации в Таджикистане;

2. Решение проблемы беженцев и вынужденных переселенцев;

3. Фундаментальные вопросы конституционного устройства и консолидации государственности Республики Таджикистан.

Стороны договорились рассматривать все три блока проблем в едином комплексе и в рабочих документах изложили свои позиции по всем вопросам, включенным в повестку дня.

Второй раунд межтаджикских переговоров по национальному примирению под патронатом ООН и с участием наблюдателей Российской Федерации, Афганистана, Казахстана, Киргизии, Исламской республики Иран, Пакистана и СБСЕ состоялся в Тегеране с 18 по 28 июня 1994 года. Состав делегации обеих сторон остался прежним. Посреднические услуги в ходе состоявшихся переговоров (также) оказывались специальным посланником генерального секретаря ООН, послом Р.Пирисом-Баллоном.

В соответствии с повесткой дня межтаджикских переговоров, утвержденной в ходе их первого раунда в Москве 5-14 апреля 1994 года, а также договоренностей, достигнутых в ходе консультации специального посланника генерального секретаря ООН по Таджикистану, посла Р.Пирис-Баллона в Тегеране с лидерами таджикской оппозиции и переговоров заместителя генерального секретаря ООН по политическим вопросам М.Гулдинга с руководством правительства Республики Таджикистан в Душанбе в мае 1994 года, была достигнута договоренность о необходимости сконцентрировать внимание в ходе второго раунда переговоров на достижении соглашения о прекращении огня и других враждебных действий.

Участниками переговоров при посредничестве специального посланника генерального секретаря ООН была проделана большая и положительная работа по решению одной из самых сложных проблем, относящихся к урегулированию таджикского конфликта. Сторонами выработано и согласовано определение понятия прекращения огня и других враждебных действий.

Сторонами также была достигнута договоренность о временных параметрах его действия, а также рассмотрены вопросы, связанные с созданием всеобъемлющего контрольного механизма за временным прекращением огня и других враждебных действий.

Вместе с тем в ходе переговоров обнаружились различия в подходе сторон к вопросу, связанному с порядком вступления в силу Соглашения.

Делегация правительства Республики Таджикистан настаивала на необходимости прекращения огня и других враждебных действий сразу же после подписания Соглашения и брала на себя обязательство выполнить условия, выдвинутые делегацией оппозиции, в течение периода, на который прекращался огонь и другие враждебные действия.

Делегация таджикской оппозиции в свою очередь настаивала на необходимости одновременного вступления в силу Соглашения о прекращении огня и других враждебных действий и выполнения правительством Республики Таджикистана выдвинутых ею условий: одновременно с освобождением лиц, задержанных, арестованных и осужденных, прекращением всех уголовных дел, возбужденных в связи с политическим противостоянием и гражданской войной, отменой запрета на деятельность партий и движений, а также возобновлением работы запрещенных средств массовой информаций.

Несмотря на проявленную обеими сторонами добрую волю и гибкость и сделанные определенные встречные шаги, им не удалось достичь консенсуса по Соглашению, которое было практически согласовано.

Осознавая ответственность за судьбу народа Таджикистана, стороны вновь подтвердили свою приверженность политическому диалогу как единственному средству достижения национального примирения. В этой связи на основе согласованного ранее принципа ротации места переговоров стороны договорились провести их очередной раунд в столице Пакистана г.Исламабаде и поручили специальному посланнику генерального секретаря ООН провести консультации для определения сроков третьего раунда переговоров.

Тем самым позже между вторым и третьим раундом переговоров стороны сочли необходимым провести межтаджикских консультаций по национальному примирению.

Консультации состоялись с 12 по 17 сентября 1994 года в Тегеране под эгидой ООН.

Делегацию Республики Таджикистан на этот раз возглавлял А.Достиев, первый заместитель председателя Верховного Совета Республики Таджикистан, делегацию оппозиции — А.Тураджонзода, глава делегации таджикской оппозиции. В ходе консультаций посреднические услуги оказывались специальным посланником генерального секретаря ООН, послом Р.Пирисом-Баллоном.

Консультации, проходившие в откровенной и деловой атмосфере, продемонстрировали стремление сторон решать стоящие перед ними проблемы в конструктивном духе, что позволило подписать Соглашение о временном прекращении огня и других враждебных действий до референдума по проекту новой Конституции и выборов президента Республики Таджикистан при понимании, что оно является лишь первым шагом на пути к достижению национального согласия и решению всех вопросов, зафиксированных в повестке дня переговоров.

Стороны также договорились о взаимных мерах доверия, включающих освобождение в течение одного месяца с момента подписания Соглашения сторонников оппозиции, находящихся в местах заключения, а также военнопленных Республики Таджикистан в соответствии с имеющимся спискам, а также стороны договорились провести очередной раунд переговоров в первой половине октября 1994 года в Исламабаде.

Третий раунд межтаджикских переговоров по национальному примирению под эгидой ООН с участием наблюдателей Афганистана, Казахстана, Исламской республики Иран, Пакистана, Российской Федерации, Узбекистана, Организации Исламская конференция и СБСЕ состоялся в Исламабаде с 20 октября по 1 ноября 1994 года. Делегацию Республики Таджикистан возглавлял А.Достиев первый заместитель председателя Верховного Совета республики Таджикистан, делегацию таджикской оппозиции — А.Тураджонзода, первый заместитель председателя Исламского движения возрождения Таджикистана. В ходе переговоров посреднические услуги оказывались специальным посланником генерального секретаря ООН, послом Р.Пирис-Баллоном.

В ходе переговоров между сторонами была достигнута договоренность о продлении срока действия Соглашения о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе и внутри страны до 6 февраля 1995 года и подписан Протокол о Совместной комиссии по осуществлению Соглашения.

Стороны подтвердили свою приверженность духу Тегеранского соглашения.

В этой связи они обратили внимание на необходимость обеспечения дополнительных гарантий безопасности гражданского населения, проживающего в Каратегинской долине, путем направления туда военных наблюдателей ООН и активизации деятельности международных правозащитных организаций.

В связи с невыполнением в срок п.4 Соглашения (который гласит,что в целях укрепления мер доверия стороны согласились, что в течение одного месяца со дня подписания настоящего Соглашения: а) власти Республики Таджикистан освобождают арестованных и осужденных по прилагаемому списку; б) таджикская оппозиция освобождает военнопленных по прилагаемому списку) стороны подтвердили взятые на себя обязательства по освобождению до 24.00 часов 5 ноября 1994 года при посредничестве международного комитета Красного Креста эквивалентного количества (по 27 человек с каждой стороны) арестованных, заключенных и военнопленных в соответствии со списками, переданными в ходе межтаджикских консультаций в Тегеране 12-17 сентября 1994 года. Соглашение утратит свою силу в случае невыполнения одной из сторон вышеуказанного обязательства до 6 ноября 1994 года. Вопрос об освобождении других сторонников оппозиции и военнопленных Республики Таджикистан будет обсуждаться в ходе следующих раундов переговоров.

Стороны вновь подтвердили свою твердую приверженность политическим средствам в урегулировании конфликта, в этой связи они согласились в соответствии с принципом ротации провести следующий раунд переговоров в начале декабря 1994 года в Москве, в ходе которых они продолжат свои усилия по достижению национального согласия и решению всех вопросов, зафиксированных в повестке дня переговоров.

Однако в силу различных причин проведение четвертого раунда межтаджикских переговоров затянулось почти на 6 месяцев. И только в начале апреля 1995 года в связи с обострением ситуации в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, в результате чего пограничники потеряли 34 человека, началась активная работа по возобновлению поиска политических решений конфликта. И было решено провести консультации полномочных делегаций правительства Республики Таджикистан и таджикской оппозиции, на высоком уровне под эгидой ООН, с участием наблюдателей Афганистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Пакистана, Российской Федерации и Узбекистана, которые состоялись с 19 по 26 апреля 1995 года в г.Москве.

2.2.       Четвертый тур переговоров: Алма-Ата

Дебют четвертого тура межтаджикских переговоров вселял надежду, что может произойти прорыв в процессе урегулирования конфликта.

По признанию наблюдателей, конкретики в инициативах оппозиции было больше. Ее делегация, в частности, предложила создать на время переходного периода Совет национального примирения как коалиционный консультативный и законодательный орган с ограниченными полномочиями. В него должны войти по 40% представителей нынешнего режима и оппозиции, а 20% — от национальных меньшинств. Во главе Совета должен быть нейтральный человек, не участвовавший ни в каких политических акциях и не входящий ни в какую политическую партию. Совет национального примирения должен контролировать ход выполнения Соглашения о прекращении огня, а также заняться вопросами конституционного устройства, возвращения всех беженцев и подготовкой закона о выборах. Оппозиция выступает за упразднения поста президента республики и предлагает ввести парламентскую форму правления.

Параллельно с Советом национального примирения оппозиция предлагает создать и исполнительный орган, куда войдут только нейтральные люди — экономисты, художники, писатели и т.д., то есть все те, кто не занимается политикой. И Совет национального примирения, и исполнительный орган должны действовать в течение полутора лет, в надежде на то, что за этот срок обстановка в стране войдет в нормальное русло. Предлагалось также вести в Таджикистан миротворческий контингент сил ООН с целью разоружить все вооруженные формирования независимо от их ориентации. Один из лидеров оппозиции — Отахон Латифи заметил, что участие российских войск в этом контингенте может одновременно принести успокоение в Таджикистан и снять с России подозрения в неоимперских амбициях.

Как и следовало ожидать, эти предложения не вызвали отклика у правительственной делегации, которая заявила, что у республики уже есть Конституция, президент, парламент — пересматривать ее государственное устройство нет никаких оснований. Что же касается миротворческого контингента, то специальный посланник генерального секретаря ООН Рамиро Пирис-Баллон отнесся к этой идее довольно прохладно. Не в традициях ООН, заметил он, вводить в конфликтный регион войска стран-соседей или тех, кто имеет там свои интересы. В ходе конструктивного диалога делегация оппозиции пошла на определенные уступки правительству. В частности, она согласилась с тем, чтобы сохранить в Таджикистане пост президента, а Эмомали Рахмонова сделать главой Совета по национальному примирению. Кроме того, оппозиция заявила, что готова продлить еще на три месяца договоренность о прекращении огня, если правительственные войска будут выведены с Памира.

Казалось, что активное посредничество лидера Казахстана на переговорах сделало свое дело. Но последний день переговоров принес сенсацию: правительственная делегация вдруг отказалась практически от всех достигнутых с помощью президента Назарбаева договоренностей. Итак, единственным реальным результатом четвертого тура межтаджикского переговоров стали договор об обмене пленными и заключенными, а также договоренность по беженцам. Решения, безусловно, важные, но не адекватные надеждам и затраченным на переговоры силам. И если правительство Душанбе расценило их как успешные, то оппозиция считает переговоры проваленными.

В итоге совместное заявление делегаций, скрепленное и подписью г-на Пирис-Баллона, выглядело достаточно скромно. Текст его (в изложении) приводится ниже.

2.3.       Четвертый раунд переговоров: официальная версия

С 22 мая по 1 июня 1995 года состоялся четвертый раунд межтаджикских переговоров по национальному примирению под патронажем ООН и с участием наблюдателей Афганистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Пакистана, Российской Федерации, Узбекистана, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организации Исламская конференция. Делегацию правительства республики Таджикистан возглавлял М.Убайдуллаев, первый заместитель премьер-министра республики, делегацию таджикской оппозиции — первый заместитель председателя Исламского движения возрождения Таджикистана А.Тураджонзода. В ходе переговоров посреднические услуги оказывались послом Р.Пирис-Баллоном, специальным посланником генерального секретаря ООН.

Стороны договорились включить в повестку дня консультаций два вопроса:

1. О состоянии и неотложных мерах по укреплению эффективности выполнения Соглашения о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе и внутри страны, определении путей и средств предотвращения нарушений Соглашения и его продлении.

2. О повестке, месте и времени проведения четвертого раунда межтаджикских переговоров по существенным политическим и институциональным вопросам, одобренным в ходе первого раунда переговоров.

В целях укрепления эффективности выполнения Соглашения стороны договорились внести туда соответствующие дополнения.

Стороны договорились рассмотреть спорные вопросы о передислокациях и перемещениях до четвертого раунда межтаджикских переговоров.

Делегации правительства Республики Таджикистан и таджикской оппозиции приветствуют Заявление МИД Российской Федерации о том, что российские пограничники и российские военнослужащие в составе КМС СНГ, находящиеся в Таджикистане, уважая и признавая договоренности таджикских сторон, не нарушают их при исполнении своих функций.

Стороны заявили о своем твердом решении укреплять роль Совместной комиссии как основного органа, осуществляющего контроль за выполнением Соглашения.

В этой связи они приняли решение расширить численный состав комиссии до 14 человек (по 7 с каждой стороны). Они подтвердили принятые на себя обязательства по оказанию материально-технического содействия деятельности комиссии, как зафиксировано в протоколе Совместной комиссии. Вместе с тем обе стороны обратились с призывом к государствам — членам ООН оказать финансовую поддержку Совместной комиссии через целевой фонд для улучшения оснащения ее средствами транспорта и связи. Стороны отметили также важность регулярного (не реже двух раз в месяц) доступа членов комиссии к средствам массовой информации, а также обеспечения возможности анонимного обращения граждан в Совместную комиссию, в том числе через контактный телефон.

Стороны договорились продлить срок действия Соглашения на 1 месяц до 26 мая 1995 года.

Стороны приветствуют согласие президента Республики Таджикистан Э.Рахмонова и лидера таджикской оппозиции А.Нури провести встречу на высшем уровне и выражают надежду, что она состоится до четвертого раунда межтаджикских переговоров.

Делегации правительства Республики Таджикистан и таджикской оппозиции согласились провести четвертый раунд межтаджикских переговоров в Алма-Ате начиная с 22 мая с.г. и включить в повестку дня переговоров фундаментальные вопросы конституционного устройства и консолидации государственности Республики Таджикистан, как они зафиксированы в ходе первого раунда межтаджикских переговоров в Москве в апреле 1994 года.

В соответствии с повесткой, согласованной в ходе межтаджикских консультаций, состоявшихся в Москве в апреле с.г., стороны провели углубленное обсуждение фундаментальных вопросов конституционного устройства и консолидации государственности Республики Таджикистан, как они зафиксированы в ходе первого раунда межтаджикских переговоров в Москве в апреле 1994 года. Однако, учитывая чрезвычайно сложный характер обсуждавшихся в этом контексте вопросов, стороны не смогли выработать взаимоприемлемых решений.

Вместе с тем стороны подтвердили свою твердую готовность искать практическое решение указанных проблем.

Делегация правительства Республики Таджикистан и делегация таджикской оппозиции с удовлетворением отметили решение о продлении Тегеранского соглашения до 26 августа 1995 года, принятое в ходе Кабульской встречи на высшем уровне 17-19 мая с.г.

В целях углубления мер доверия и на основе принципов гуманности стороны договорились до 25 июня 1995 года через своих представителей в Совместной комиссии по осуществлению Тегеранского соглашения передать международному комитету Красного Креста (МККК) списки заключенных и военнопленных, подлежащих освобождению. МККК вместе с членами Совместной комиссии, после уточнения представленных списков, до 20 июля с.г. производит обмен равного количества арестованных и военнопленных в соответствии со своим планом. Стороны также договорились разрешить МККК и членам Совместной комиссии посещать места содержания военнопленных и места заключения.

На основе принципов гуманности делегация правительства Республики Таджикистан согласилась предпринять меры, необходимые для приостановления на период межтаджикского диалога исполнения смертных приговоров, вынесенных сторонникам оппозиции, и последующего пересмотра указанной меры наказаний.

Стороны договорились активизировать взаимные усилия по добровольному, безопасному и достойному возвращения всех беженцев и вынужденных переселенцев в места их постоянного проживания. В целях обеспечения их безопасности, чести и достоинства стороны также обращаются с просьбой к Организации Объединенных Наций (ООН), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Управлению верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) оказать содействие в обеспечении безопасности возвращающимся беженцам и вынужденным переселенцам, а также обеспечить и расширить свое присутствие в местах их проживания.

Правительство Республики Таджикистан берет на себя обязательства по реинтеграции возвращающихся беженцев в социально-экономическую жизнь страны, включая оказание им гуманитарной и финансовой помощи, содействие в трудоустройстве, обустройстве жилищ, восстановлении во всех правах, которыми обладают граждане Республики Таджикистан (включая возвращение им жилья и имущества, сохранение непрерывного трудового стажа), а также не привлекать возвращающихся беженцев и вынужденных переселенцев к уголовной ответственности за участие в политическом противостоянии и гражданской войне в соответствии с действующими законодательными актами республики.

Стороны решили получить Совместной комиссии по делам беженцев при участии представителей местных кукуматов, а также оппозиции в период до 15 июля с.г. посетить лагеря беженцев в Исламском государстве Афганистан, места их компактного проживания в государствах СНГ, а также районы Республики Таджикистан, в которые намерены возвращаться беженцы и вынужденные переселенцы.

Стороны обращаются с призывом к правительствам государств СНГ рассмотреть вопрос о выдаче беженцам из Таджикистана временных удостоверений, а также во взаимодействии с УВКБ предпринять дополнительные меры по обеспечению их безопасности и защите их чести и достоинства.

Стороны, выражая свою искреннюю благодарность ООН, УВКБ, ОБСЕ, странам-донорам за оказываемую помощь, одновременно выступают с настоятельной просьбой оказать дополнительную существенную финансовую и материальную поддержку беженцам и вынужденным переселенцам и Совместной комиссии по проблемам беженцев.

Делегации правительства Республики Таджикистан и таджикской оппозиции обратились с просьбой к специальному посланнику генерального секретаря ООН провести консультации с руководством Республики Таджикистан, лидерами таджикской оппозиции и другими заинтересованными сторонами по вопросам, связанным с продолжением межтаджикского политического диалога.

Стороны выразили благодарность президенту Н.Назарбаеву и правительству Республики Казахстан за гостеприимство и помощь, оказанные в организации и проведении раунда переговоров в Алма-Ате. Они также выражают свою признательность представителям государств-наблюдателей и международных организаций за их содействие и поддержку в ходе четвертого раунда межтаджикских переговоров.

Стороны выражают благодарность специальному посланнику генерального секретаря ООН г-ну Пирис-Баллону за его помощь в организации и проведении раунда переговоров.

В связи с окончанием четвертого тура межтаджикских переговоров в г.Алма-Ате 1 июня 1995 года делегация таджикской оппозиции сделала заявление, где, в частности, говорится о том, что:

Делегация оппозиции прибыла на четвертый раунд с твердым намерением рассмотреть проблемы, связанные с фундаментальными вопросами конституционного устройства и консолидации государственности Республики Таджикистан. Предварительно все эти вопросы были изложены делегации оппозиции во время встреч с государственными, политическими и общественными деятелями различных стран — Российской Федерации, Казахстана, Исламской республики Иран, Пакистана, США, Франции, Узбекистана, Киргизии и Афганистана, а также при посещении международных организаций ООН, ОБСЕ и ЕС. Как отмечается, предложения в принципе нашли поддержку и понимание, особенно в вопросах конституционного устройства Таджикистана.

Однако уже в начале четвертого раунда переговоров правительственная делегация необоснованно и неаргументированно отвергла все предложения делегации оппозиции относительно создания Совета национального примирения как высшего органа переходного периода, созданного на паритетной основе из представителей правительства — 40%, оппозиции — 40% и национальных общин — 20%. Делегация оппозиции также пошла на такую существенную уступку, как признание Эмомали Рахмонова президентом Республики Таджикистан и согласие с тем, чтобы в Таджикистане был сохранен институт президентства, хотя делегация оппозиции неоднократно заявляла, что и президентские, и парламентские выборы, а также референдум по принятию Конституции являются незаконными, поскольку проведены без принятых в международном праве норм и в отсутствие значительной части бежавшего от душанбинского режима населения.

После того как в ходе четвертого раунда переговоров правительственная делегация отвергла предложения делегации оппозиции, оппозиционеры провели серию консультаций и встреч с представителями стран-наблюдателей, а также с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и президентом Киргизии Аскаром Акаевым. На этих встречах, а также учитывая пожелания специального посланника генерального секретаря ООН посла Рамиро Пирис-Баллона, делегация оппозиции подтвердила свое желание идти на компромиссы, несмотря на то что руководитель правительственной делегации Убайдуллаев заявил, что не намерен рассматривать вопросы конституционного устройства.

Делегация оппозиции как доказательство серьезности своих намерений предложила обсудить следующие вопросы:

1. Создать Совместную социально-политическую комиссию по выработке предложений для внесения изменений и дополнений в Конституцию республики Таджикистан, а также определения структуры и функций государственных органов переходного периода.

2. Подготовить совместное обращение к беженцам об их возвращении в места прежнего проживания при условии создания на территории республики Таджикистан «зон безопасности» под строгим контролем военных наблюдателей ООН и при условии вывода из «зон» правительственных военных формирований, за исключением местной милиции.

3. Приостановить исполнение приговоров о смертной казни сторонников оппозиции для последующего объективного расследования, так как приговоры были вынесены без должного соблюдения процессуальных норм в экстремальных условиях гражданской войны и в нарушение Тегеранского соглашения. Эта акция рассматривается как мера доверия.

4. Рассмотреть письмо международного комитета Красного Креста с просьбой о посещении мест содержания заключенных сторонников оппозиции и военнопленных, Совместной комиссией подготовить список — для последующего их обмена.

5. Делегации согласились с инициативой президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева создать на паритетных началах постоянно действующую совместную комиссию для выработки предложений и рекомендаций, касающихся изменений в Конституции Республики Таджикистан и других законодательных актах, а также на паритетных началах подготовить созыв конгресса народов Таджикистана. При этом делегация правительства сделала уточнение о том, что указанная комиссия должна, по их мнению, заниматься всем комплексом вопросов, относящихся к политическим и социально-экономическим реформам в стране, и провести продолжение второго этапа четвертого раунда переговоров в г. Алма-Ате во второй половине июля 1995 года.

На следующий же день правительственная делегация отказалась от поддержки инициативы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Одновременно делегация оппозиции обратилась в Совет Безопасности ООН и к генеральному секретарю ООН Бутросу Бутрос Гали с просьбой о продлении мандата миссии военных наблюдателей ООН в Таджикистане.

В ответ правительственная делегация оставила для обсуждения только вопросы о беженцах и обмене военнопленными и политзаключенными, пытаясь использовать пропагандистские методы для включения в заключительный документ вопросов об амнистии сторонников оппозиции и «свободе деятельности» политических партий, а также декларирования «свободы печати».

Мы напоминаем, говорится в заявлении, что односторонняя амнистия не является самоцелью оппозиции, поскольку считаем, что меры доверия могут быть только обоюдными: против многих членов государственных структур нынешнего режима в 1992 году были возбуждены уголовные дела по фактам вооруженного противостояния государственным органам власти. Что же касается «свободы деятельности» партий, то их деятельность в республике, где постоянно и грубейшим образом нарушаются элементарные права человека, невозможна. По этим же соображениям невозможна и деятельность независимых средств массовой информации.

К последнему дню четвертого раунда правительственная делегация согласилась со многими пунктами подготовленного совместного заявления по итогам Алма-атинских переговоров. Однако после приезда в Алм-Ату заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Альберта Чернышева правительственная делегация отказалась от многих пунктов, которые, кстати, были обсуждены и согласованы главами делегаций вместе с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым во время встречи 31 мая.

Приложение

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКИХ ВОЙСК В ТАДЖИКИСТАНЕ
(по материалам визита российской парламентской делегации)

 

Республику Таджикистан посетила группа депутатов — членов Комитета Государственной Думы по обороне (А.Г.Арбатов, Н.М.Безбородов, Е.Ю.Логинов, С.А.Чуркин и заведующий сектором генерал-майор Г.Н.Батанов) с участием представителей администрации Президента Российской Федерации, Министерства обороны РФ и Федеральной пограничной службы России.

В период с 21 по 25 июня 1995 года члены комиссии посетили таджикско-афганской границы, а также изучили и ознакомились в целом с состоянием дел российских войск, дислоцированных на территории Таджикистана.

В процессе анализа положения дел члены комиссии встречались с президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоновым, председателем Маджлиси-Оли (парламент) С.Раджабовым, министром обороны республики генерал-майором М.Хайруллоевым, председателями исполкомов (руководителями администраций) городов Куляб и Нурек, а также неоднократных встреч и бесед с послом России в Таджикистане М.И.Синкевичем.

Депутаты и члены группы работали в штабе коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан, в штабе Группы пограничных войск в республике Таджикистан, в штабе и танковом полку 201-й мотострелковой дивизии, в Московском пограничном отряде и на 12-й и 13-й заставах, а также ознакомились с состоянием работ по вводу в эксплуатацию оптико-электронного узла «Нурек» системы контроля космического пространства. В ходе этой работы состоялись встречи и беседы с руководством российских войск, офицерами и солдатами, членами семей военнослужащих.

Во время изучения положения дел депутаты и члены группы основное внимание обратили на следующие вопросы:

— достаточность проработки проблем и условий в связи с предстоящей ратификацией Государственной Думой межгосударственного Соглашения о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах Республики Таджикистан и их статусе и межправительственных соглашений о командировании российских военных советников и специалистов в Республику Таджикистан, о порядке содержания и использования оптико-электронного узла «Нурек», обеспечение российских войск всеми видами довольствия и материально-технического снабжения, а также состояние дел по проблемам социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

По результатам ознакомления и изучения этих вопросов депутаты Государственной Думы пришли к следующим выводам и предложениям:

1. В ходе обсуждения вопросов всестороннего сотрудничества с Эмомали Рахмоновым, другими руководителями Республики была высказана признательность России в деле стабилизации обстановки внутри страны и на таджикско-афганской границе и выражена приверженность к более глубокой интеграции с Российской Федерацией особенно в экономической области.

2. Экономическое положение Республики крайне тяжелое, что не скрывают ее руководители. В настоящее время представители США, Японии, Израиля и ряда других государств проявляют огромный интерес к различным объектам промышленного и сельскохозяйственного комплекса. Ряд стран создает в республике свои культурные центры. Как отмечают депутаты Россия не может быть безучастной к процессам, которые имеют место в экономике этой страны. По утверждению депутатов и членов группы, может сложиться ситуация, когда российские воинские формирования будут там охранять чужую собственность и присутствие их может стать не совсем желаемым.

Из бесед вытекает, что сегодня военно-политическое руководство Таджикистана заинтересовано в усилении военного присутствия России в регионе.

По мнению всех членов группы по вопросу относительно поддержание гражданского мира в Республике Таджикистан и надежная охрана таджикско-афганской границы должна быть одной из важнейшей стратегической целью России в этом регионе.

Пакет вышеназванных соглашений в целом отвечает интересам Российской Федерации и Таджикистана, во многом будет способствовать скорейшему становлению Вооруженных Сил республики.

Вместе с тем, как предполагают члены комиссии, наряду с процессом ратификации соглашений о командировании российских военных советников и специалистов в Республику Таджикистан и о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах Республики Таджикистан и их статус необходимо организовать рассмотрение и решить ряд назревших проблем.

Известно, что существенную роль в стабилизации обстановки в Таджикистане наряду с крепнущими государственными силовыми структурами играет присутствие здесь воинских формирований России. Однако сегодня становиться очевидным, что главной задачей этих формирований должно стать содействие нормализации обстановки на таджикско-афганской границе. Продолжение же линии на использование для этих целей российских воинских формирований, входящих в состав коллективных миротворческих сил (КМС), выходит за рамки принципов проведения миротворческих акций, осложняет взаимодействие с международными организациями (ООН, СБСЕ и др.), становится одним из основных препятствий в деле активизации диалога между конфликтующими сторонами и создает условия для расширения антироссийской кампании.

Исходя из вышеизложенного, члены комиссии полагают, что решение указанной проблемы можно было бы осуществить на двух уровнях: политическом и военном.

В политическом плане предлагается поручить Минобороны России войти с предложением в Совет министров обороны (СМО) СНГ на его очередном заседании рассмотреть вопрос о приведении задач, возлагаемых на КМС, в соответствие с международными нормами, а задачи по содействию стабилизации обстановки на таджикско-афганской границе решать в рамках Договора о коллективной безопасности.

Задачами КМС могли бы быть решение вопросов в содействии по доставке, охране и распределению чрезвычайной и иной гуманитарной помощи; создание условий для безопасного возвращения беженцев в места их постоянного проживания; поддержание контактов со сторонами в конфликте, а также тесной связи с миссиями ООН, ОБСЕ; создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта; установление фактов нарушений соглашений о прекращении огня и перемирия и другие.

В этой связи можно было бы вывести из оперативного подчинения командования КМС 201-й мотострелковой дивизии, а в состав КМС выделить один батальон из этой дивизии. В то же время предложить Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации пересмотреть организационно-штатную структуру 201-МСД, довести ее численность до штатов развернутой дивизии, что будет отвечать задачам, выполняемым этим соединением.