Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Николай ПОГОДАЕВ, Ольга ГРИБАНОВА, Наталья КОНОВАЛОВА

Новосибирская область
в июне 1995 года

1.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ

1.1.       Исполнительная власть

1.1.1.      Проект закона «О выборах главы администрации»

Губернатор И.Индинок направил на рассмотрение облсовета проект областного закона «О выборах главы администрации Новосибирской области». Этот документ разработан Региональным центром поддержки Российской государственности (РЦПРГ) и предполагает избрание главы администрации жителями области, постоянно проживающими на ее территории и достигшими 18 лет. Губернатором, согласно проекту, может быть избран любой житель области, которому уже исполнилось 30 лет. Право выдвижения кандидатов предлагается предоставить избирательным объединениям и непосредственно избирателям, причем для выдвижения требуется, чтобы в поддержку кандидата было собрано не менее 20 тысяч подписей (1% избирателей области).

Предполагается, что выборы состоятся, если в них примет участие не менее 25% избирателей, внесенных в списки. Для победы необходимо набрать более 50% от числа проголосовавших. Если этого не случится, планируется проведение повторного голосования по двум кандидатам, набравшим больше всего голосов. По его итогам губернатором станет кандидат, набравший большее число голосов. В настоящее время проект рассматривается в комитетах облсовета, после чего выйдет на рассмотрение сессии облсовета.

Председателем комитета по законодательству В.Кузнецовым высказаны две основные претензии: не предусмотрен механизм отзыва избранного губернатора и отсутствует четко прописанная компетенция главы администрации.

1.1.2.      Постановление «О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения области»

Глава администрации области И.Индинок, заместители главы — директора департаментов провели пресс-конференцию для журналистов местных и центральных СМИ. Стержнем разговора стало недавно принятое постановление Правительства РФ «О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения в Новосибирской области». За последние два года правительство приняло 41 постановление, аналогичное подписанному от 31 мая «О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения Новосибирской области», и ни одно из них не выполнялось. Это заявление сделал на пресс-конференции губернатор И.Индинок. Отвечая на вопросы о том, не ожидает ли новое постановление та же участь, губернатор ответил, что какое-то спокойствие дает заключительный пункт постановления: «Министерство и ведомство РФ администрации Новосибирской области ежеквартально сообщать в 1995-1996 годах Министерству экономики РФ об исполнении мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением», а в свою очередь «Министерству экономики РФ на основании полученных от министерств и ведомств данных докладывать Президенту РФ о ходе выполнения настоящего постановления в указанные сроки».

Предыдущие постановления не работали в основном потому, что требуемые и закрепленные постановлениями суммы не были предусмотрены принятым уже бюджетом. А фиксированные в майском новосибирском постановлении суммы в бюджете оговорены.

Если все положения постановления будут выполнены, то это принесет области 2,5 триллиона рублей. И в этом смысле особые надежды — на создание зонального сибирского оптового рынка электрической энергии. Сибирь сама производит электроэнергию и сама ее потребляет. Причем производит больше, что и относит Сибирь к избыточным регионам, значит, энергия должна быть дешевой, но при перетоке энергии из одного региона в другой тарифы устанавливает Москва, и из-за этого Сибири приходится платить за нее лишние деньги. При дележе платы за электроэнергию в общероссийском котле дешевая сибирская составляющая уходит в европейскую часть. Принятым постановлением Сибирская зональная энергетическая комиссия будет сама устанавливать тарифы, то есть она получила права федерального органа на месте.

Есть большие надежды на предоставление правительственных гарантий на получение долларов для международного аэропорта «Толмачево», а также на формирование технопарка «Новосибирск» и на преобразование целого ряда оборонных предприятий [1].

Отмечая достоинства постановления, И.Индинок подчеркнул научно-технический потенциал Новосибирска. Этот потенциал должен быть во благо сибирского региона и самой области. Не случайно поэтому первым пунктом постановления стало принятое правительством предложение администрации области и СО РАН о формировании технопарка «Новосибирск».

В постановлении правительства есть пункт о необходимости выравнивания бюджетной обеспеченности области по средней обеспеченности областей Западной Сибири. Решения этого вопроса область добивалась уже несколько лет. Начальник управления финансов и налоговой политики А.Степанов сообщил, что уже в текущем году пошло увеличение пропорций распределения федерального бюджета в пользу области [2].

В соответствии с требованием федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» глава администрации области И.Индинок поручил руководителям исполнительной власти городов и районов определить численность избирателей, проживающих на подведомственных территориях, направив эти сведения в областную избирательную комиссию. До 1 августа 1995 года предстоит определить предварительный состав территориальных избирательных комиссий. В рекомендациях по формированию территориальных избирательных комиссий особо подчеркивается, что в их состав не могут входить кандидаты в депутаты, их супруги и близкие родственники, а также лица, находящиеся в непосредственном подчинении кандидатов в депутаты.

Глава обладминистрации И.Индинок распорядился отправить в Чечню для «поддержания боевого и морального духа личного состава оперативной группы» офицеров штаба по делам ГО и ЧС Новосибирской области, которые выполняют специальные задания в составе территориального управления МЧС России.

Четверо командированных во главе с председателем комитета по потребительскому рынку обладминистрации Н.Бакулиным от имени местных властей намерены премировать наиболее отличившихся часами, фотоаппаратами и блокнотами с микрокалькулятором. Спецгрузом идет и провиант.

1.2.       Областной Совет

Состоялась 11-я сессия областного Совета депутатов. Депутаты городского Собрания обратились в облсовет и обладминистрацию с хорошо аргументированными предложениями по устранению перекосов в бюджетной политике по отношению к городу.

В пакете документов два проекта решения, в частности об утверждении отчета обладминистрации по исполнению областного бюджета за 1994 год. Один из них предложил комитет по экономике, межрегиональным связям и управлению собственностью, второй — комитет по бюджетной, налоговой, финансово-кредитной политике.

В каждом варианте содержалась претензия к администрации, которая не создала необходимых условий для выполнения одного из решений двух предыдущих сессий Совета по проверке эффективности использования бюджетных средств, выделенных без согласования с Советом.

Учитывая мнение депутатов Совета и их конкретные предложения, обладминистрация изменила стратегию финансовой политики на 1995 год. Впервые предлагалось применять дефицитный бюджет, причем размер предполагаемого дефицита — около 263 млрд. рублей.

В новом проекте есть целый ряд изменений в соответствии с замечаниями и предложениями депутатов. Изменения касаются дополнения в расходную часть бюджета, прежде всего на покрытие социальных нужд.

Основным дополнением является увеличение норматива отчислений от облагаемой прибыли Новосибирску — с 4,1 до 9,6%.

Сразу же за бюджетом рассматривался вопрос о торговом обслуживании сельского населения. Депутаты утвердили строку в бюджете о предоставлении потребкооперации 15-миллиардного кредита на пополнение оборотных средств.

Областной Совет утвердил приоритетные направления научной деятельности в 1995 году, поручив комитету по социальной политике представить облсовету информацию о результатах разработки целевых программ по утвержденным направлениям деятельности [3].

Областным Советом депутатов 31 мая 1995 года принят закон Новосибирской области «Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Новосибирской области» [4], закон «Об обращениях граждан к депутатам, должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций Новосибирской области» [5].

1.3.       Деятельность политических организаций

Российская партия социальной демократии заявила о создании в Новосибирске регионального отделения. Курирующий в региональном центре поддержки российской государственности работу по созданию информационного банка политических партий Д.Пучкин отметил, что теперь в Новосибирске существуют отделения всех крупнейших российских партий и движений, за исключением Партии народной совести и Партии народного самоуправления. Кроме того, в процессе создания информационного банка выяснилось, что куда-то пропали ранее существовавшие здесь отделения Русского национального единства и Партии любителей пива.

Областное управление юстиции зарегистрировало новую партию в Новосибирской области — региональное отделение Партии народного капитала. Центральное представительство ПНК находится в Москве, и руководит им С.Мавроди. Председателем местного отделения является О.Лобова. Цели и задачи, закрепленные в Уставе, — повышение материального достатка и духовного развития большинства населения Новосибирской области и Новосибирска.

Председатель совета федерации профсоюзов области В.Бабаков вернулся из Москвы, где он участвовал в работе исполкома и генерального совета Федерации независимых профсоюзов России. Главным пунктом повестки дня был вопрос «об участии ФНПР в выборах в Федеральное Собрание РФ». А накануне заседания исполкома и генерального совета состоялась встреча руководителей членских организаций ФНПР с лидерами партий и движений, которые бы хотели на предстоящих выборах в Госдуму выступить в блоке с профсоюзами России. По словам В.Бабакова, профсоюзы хотели бы иметь в партнерах недавно созданную объединенную партию промышленников. Ее представители А.Вольский и В.Щербаков пытались доказать, что их партия и профсоюзы нужны друг другу и, выступая в блоке, могли бы достичь поставленных целей.

Но профсоюзную сторону насторожило то, что в партии низка прослойка рабочих, а также то, что лидер партии В.Щербаков не смог четко сформулировать свое отношение к экономике, заявив, что ему все равно какой она будет, лишь бы людям жилось хорошо. Из этой встречи профлидеры регионов сделали вывод, что вряд ли профсоюзам нужно блокироваться с какими-нибудь движениями и партиями. На заседании исполкома генсовета стало ясно, что объединиться не удастся, членские организации эту идею не поддержали.

И все же Генсовет ФНПР принял решение об участии профсоюзов в выборах Федерального Собрания РФ. Второй съезд ФНПР принял курс на социальное партнерство как наиболее конструктивный и соответствующий природе профсоюзного движения [6].

По сообщению пресс-службы НО ЛДПР, в городе создается областное отделение Либерально-демократического союза молодежи. Образован оргкомитет, обсуждавший Устав. 10 июня проведена учредительная конференция.

Новосибирское отделение социал-патриотического движения «Держава» в связи с событиями в Буденновске выступило с заявлением [7].

2.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

2.1.       Финансы и инвестиции

Исполнился год с начала работы фондового отдела Сибирской межбанковской валютной биржи.За это время оборот ценных бумаг в фондовом отделе СВМБ составил 31% общего оборота фондовых площадок Урала, Сибири и Дальнего Востока. В фондовом отделе СМВБ разработана и действует оригинальная электронная торговая система, предусматривающая участие в торгах ценными бумагами как непосредственно из биржевого торгового зала, так и из удаленного рабочего место в пакетном режиме и в режиме реального времени из любого города страны. Кроме того, на бирже была установлена региональная площадка по торговле ГКО в рамках единой российской биржевой системы [8].

Резкий рост денежной массы, падение производства и повышение интереса населения к твердой валюте — такие тенденции денежного обращения отмечены аналитиками Главного управления ЦБ РФ по области по данным первого квартала этого года.

Объем промышленного производства снизился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 11,1%. В то же время денежные расходы населения выросли втрое — до 2,764 триллиона рублей. Это сказалось на розничном товарообороте, и он составил 101,1% к прошлогоднему. Относительно низкий уровень цен позволяет Новосибирску играть главную роль в оптовой и розничной торговле Западно-Сибирского региона.

Наиболее ощутимо происходило наращивание денежных оборотов в банковской сети области. Денежный оборот банков по приходу за квартал превысил прошлогодний полугодовой. А внебанковский оборот наличных средств по объему вывел Новосибирск на лидирующее место в России наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Калининградом.

Хранить деньги население по-прежнему предпочитает в твердой валюте: удельный вес этой статьи в общей сумме расходов составил 15%, что в 5 раз превышает долю сбережений на вкладах и в ценных бумагах. Традиционными остаются и способы сокрытия доходов [9].

2.2.       Состояние дел в банках Новосибирска

2.2.1.      «Токобанк»

«Токобанк» утвержден в качестве банка-партнера обладминистрации по работе с инвестиционными программами, имеющими существенное значение для региона. Областная администрация проводит предварительную экспертизу представленных инвестиционных проектов и направляет наиболее перспективные из них для дальнейшей доработки в «Токобанк».

В свою очередь банк дает экспертное заключение по представленным проектам и осуществляет их финансовый анализ. Финансирование осуществляется, используя гарантии администрации области.

2.2.2.      «Центр Державы»

Новосибирским банком «Центр Державы» разработаны и активно внедряются оригинальные схемы работы с казначейскими обязательствами КО Минфина РФ, предполагающие выбор предприятием оптимального для него варианта.

Банк постоянно производит двухсторонние ежедневные котировки на покупку и продажу КО по рыночным ценам, т.е. банк готов покупать и продавать КО любых выпусков по договорной цене [10].

2.2.3.      Сибирский торговый банк

СТБ передал документы на регистрацию восьмой эмиссии своих акций объемом 50 млрд. рублей. В случае успешной регистрации эмиссии СТБ приступит к размещению второго за этот год выпуска своих акций. По состоянию на 1 июня на вторичном рынке находились в обращении акции СТБ семи выпусков на общую сумму 50 млрд. рублей.

Рублевая часть выпуска составит 30 млрд. рублей, валютная часть — 20 млрд. рублей. Всего будет выпущено голосующих валютных акций на сумму 3 млн. долларов и привилегированных — на 2 млн. долларов.

Столь значительное увеличение валютной части восьмой эмиссии (валютная часть седьмой эмиссии составляла только 125 тысяч долларов) руководство банка объясняет ориентацией на привлечение к участию в уставном капитале банка иностранных инвесторов.

На сегодняшний день акции СТБ являются бесспорными региональными лидерами в своем классе, а каждая новая эмиссия размещается, как правило, очень быстро. Во многом привлекательность акций СТБ определяется возможностью их быстрой реализации на рынке посредством оригинальной системы торгов. В настоящее время весь оборот акций СТБ проходит через систему «СИУС» — систему исполнения утвержденных сделок, разработанную специалистами технического управления СТБ. В любом пункте, где установлено АРМ «СИУСа», перерегистрация прав собственности на акции СТБ может производиться в режиме реального времени [11].

Президент «Сибирского торгового банка» Е.Колуга отметил, что если в текущем году сохранятся основные политические и финансовые тенденции, то по итогам работы коммерческих банков в 1995 году в число крупнейших банков России едва ли попадут больше шести региональных коммерческих банков.

Несмотря на то что в среднем по новым правилам все нормы резервирования увеличились в два раза, СТБ благодаря хорошей технологической базе, и в частности технике бухгалтерского учета, необходимо будет зарезервировать дополнительно всего 5-6 млрд. рублей, что с учетом роста валюты баланса представляется практически плановой цифрой.

Е.Колуга — единственный из руководителей коммерческих банков, работающих на территории от Урала до Дальнего Востока, был избран в совет Ассоциации российских банков.

2.2.4.      «Акцепт»

В областном управлении финансов и налоговой политики (УФиНП) состоялся семинар для работников налоговых инспекций, посвященный новому механизму приема налогов, который внедряется в Новосибирской области. Речь шла о приеме налогов в местные бюджеты векселями, которыми сейчас УФиНП финансирует бюджетные организации, и приравненными к ним векселями уполномоченного банка обладминистрации «Акцепт», который обслуживает данную эмиссию. За основу была взята схема этого банка, которую успешно использует при финансировании дорожного комплекса области департамент транспорта, связи и строительства дорог.

Теперь эмитентом является УФиНП. Объем эмиссии — 10 млрд. рублей. В перечне налогов, принимаемых векселями всех эмиссий банком «Акцепт», налог на прибыль, на доходы казино и игорного бизнеса, налог с биржевой деятельности, на доход видеосалонов, НДС, акцизы на водку, а всего 22 вида налоговых платежей в областной бюджет.

2.2.5.      Союз городских банков Сибири и Дальнего Востока

22-23 июня прошло совещание-конференция по созданию Союза городских банков Сибири и Дальнего Востока. Поводом для созыва этой конференции послужила необходимость объединения усилий муниципальных, доверенных и уполномоченных банков Сибири и Дальнего Востока для создания единого экономического пространства, в рамках которого можно было бы решать возникающие проблемы по обслуживанию бюджетов городов на качественно новом уровне.

2.3.       Конфликт вокруг Новосибирского оловянного комбината

Два года подряд не утихают в Новосибирске страсти вокруг приватизации оловокомбината. В последний раз напряженность снял первый вице-премьер А.Чубайс во время прошлогоднего визита в город. На встрече с новосибирскими предпринимателями, директорами, руководителями финансово-промышленных структур он авторитетно заявил, что никаких нарушений в процессе приватизации оловокомбината допущено не было, как нет и претензий к руководству АО « НОК» со стороны ГКИ. После этого заявления репутация директора А.Дугельного, казалось, была восстановлена. Но в конце мая конфликт вспыхнул с новой силой.

Сотрудниками регионального управления по борьбе с организованной преступностью в рабочем кабинете генерального директора произведен обыск. С санкцией заместителя прокурора области Лебедева оперативники появились и на квартире у Дугельного. Искали сокрытую валюту и документы, свидетельствующие о превышении Дугельным служебных обязанностей.

24 мая на оловокомбинате состоялся митинг трудового коллектива, на котором звучали слова возмущения по поводу бесконечных проверок комбината и «вооруженного вторжения» на территорию акционерного общества. Приняты обращения к руководству области, правоохранительным органам и СМИ.

Эти события вызвали тревогу Сибирского отделения Международной ассоциации руководителей предприятий. 22 мая было проведено очередное заседание Совета СО МАРП. Директора оценили эту акцию правоохранительных органов как заключительный аккорд после целой серии проверок, проведенных на предприятии федеральными контрольными органами.

Новосибирские директора считают, что действия, которые власти применяют по отношению к руководителю некогда лежащего на боку, а ныне процветающего предприятия, четко укладываются в определенную схему. Суть ее — переложить ответственность за свои ошибки на плечи других.

На встрече с представителями новосибирских СМИ члены СО МАРП заявили, что ассоциация намерена добиваться принятия российского закона об АО. Совет СО МАРП обратился к руководству Новосибирской области с открытым письмом [12].

Руководство Новосибирского оловянного комбината взяло на себя обязательства «Сибинвестбанка» по выплате вкладов своих клиентов.

Основная часть работников оловокомбината являются вкладчиками банка, многие рабочие получали зарплату через этот банк, поэтому, когда в августе у «Сибинвестбанка» возникли проблемы, руководство оловокомбината выразило определенное беспокойство за деньги своих работников и предприняло свои меры: выплатило деньги из собственного бюджета в надежде на то, что банк вскоре рассчитается. Путем сложной системы взаиморасчетов удалось выплатить по срочным вкладам пятую часть задолженностей по зарплате работникам комбината. На повестке дня стоит вопрос о выплате вкладов пенсионерам и другим вкладчикам банка.

2.4.       Обзор рынка недвижимости

По данным аналитического отдела агентства недвижимости «Эрсико», в среднем по Новосибирску уровень цен на жилье не изменился, но различные категории квартир испытали отклонения в ценах, которые и явились непрямым следствием активизации покупателей. За первые две недели июня подорожали только трехкомнатные квартиры — на 3,3%. Подешевели на 2,5% однокомнатные. Цена двухкомнатных снизилась на 0,7%.

Мэр города В.Толоконский дал разрешение на мансардное строительство, а подключение к программе Новосибирского градостроительного проектного института позволяет не только ускорить процесс реконструкции центральной части города, но и поставить его на научную основу, наиболее полно учесть особенности сибирского климата.

При полной реализации программы возможно увеличение на 15-20% жилого фонда города. Причем столь существенная прибавка происходит без освоения новых земельных участков на базе эксплуатируемых жилых зданий.

С другой стороны, относительно низкая себестоимость и короткие сроки строительства мансардного жилья позволяют с помощью этого метода возводить недорогие квартиры для молодых семей, работников бюджетной сферы, а также резервное жилье для беженцев, погорельцев и т.д.

Для наглядного примера выбраны объекты в центре города, где размещаются административные учреждения. Работы планируется проводить без выселения хозяев. Технология предусматривает, что отдельные части мансарды собираются на земле, потом снимается соответствующий участок крыши и на пустующее место устанавливается верхняя часть мансарды. Все строительные работы проводятся без привлечения тяжелой строительной техники и башенных кранов бригадой из 8-10 человек [13].

В мае в Новосибирске образовалось два объединения риэлтеров. Новосибирскую ассоциацию риэлтеров учредили восемь крупнейших агентств недвижимости Новосибирска, в Сибирскую гильдию риэлтеров вошли мелкие и средние риэлтерские фирмы. Объединение агентств недвижимости позволит создать единый банк данных, возможность обращаться в администрацию с предложениями по организации рынка недвижимости.

2.5.       Предприятия области

Областной комитет по статистике совместно с антимонопольным управлением провели анализ деятельности малых предприятий Новосибирской области. Главная тенденция развития малого бизнеса за два прошедших года — быстрое увеличение количества предприятий в отраслях торговли и общественного питания (почти половина всех малых предприятий). За этот же период доля строительных организаций снизилась с 60 до 19%. В отраслях социальной сферы наметилась тенденция замедления роста и сокращения количества занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании и культуре. На долю этих отраслей в 1994 году приходилось лишь 2% работников, занятых в сфере малого бизнеса.

Хотя в Новосибирской области работает около 9 тысяч малых предприятий, доля малых предприятий в объеме валовой продукции очень невелика.

На статус «казенного предприятия» претендует 18 госпредприятий области. Их перечень подготовила и отправила в Правительство РФ обладминистрация. В него вошли заводы и НИИ главным образом оборонной промышленности.

По сообщению налоговой полиции, более тысячи фирм и предприятий различных форм собственности в области имеют связь с преступными группировками, причем более десяти из них — банки и их филиалы. По показаниям руководителя одной из фирм, работавшей под крышей чеченской группировки, сумма, которую получили их покровители, может составлять от 1 до 10 млрд. рублей.

2.6.       Создание дорожно-патрульной службы

В Новосибирске создана пока единственная на территории Сибири специализированная рота дорожно-патрульной службы по контролю за работой пассажирского транспорта. Основной причиной создания данного подразделения является возросшее количество нарушений и злоупотреблений в этой сфере. Настоящей бедой для городских автохозяйств стала продажа водителями и кондукторами фальшивых билетов. Только за один день инспекторами роты было изъято фальшивобилетной продукции более чем на 25 млн. рублей. Труднее всего осуществлять контроль за «левыми» рейсами. Легче работать с владельцами индивидуальных транспортных средств, заключившими договора на перевозку пассажиров. Им невыгодно нарушать условия договора, так как после трех замечаний они лишаются лицензии на перевозку пассажиров. Водители же автохозяйств лично не наказываются, а налагается штраф на само предприятие за невыполненные рейсы [14].

2.7.       Сельское хозяйство

Для преодоления спада производства сельскохозяйственной продукции, насыщение рынка продовольствием и создания необходимых условий для работы АПК в 1995 году департаменту сельского хозяйства и продовольственного обеспечения совместно с другими заинтересованными комитетами и управлениями поручено разработать и осуществить конкретные меры по созданию организационно-экономических и финансовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства и формирования аграрного рынка. С этой целью будет продолжен курс на реформирование земельных и экономических отношений, на преобразование неэффективных сельскохозяйственных предприятий и создание производственных кооперативов по переработке и сбыту продукции.

В постановлении говорится о необходимости передать все объекты социальной сферы села на балансы местных органов исполнительной власти, оказать поддержку малому бизнесу в области производства и переработки. И.Индинок предписал также распоряжение соответствующим службам разработать механизм предоставления бюджетных ссуд и других видов поддержки государственных предприятий в основном на конкурсной основе, условия возврата полученных средств и имущественная ответственность по обязательствам, связанным с контрактами и ссудами.

Комитету по потребительскому рынку совместно с продовольственной корпорацией поручено организовать и провести заключение договоров о поставках продовольствия для региональных государственных нужд.

2.8.       Цены

В мае произошло замедление темпов роста цен на товары и услуги, сводный индекс потребительских цен составил 105,3%. Оптовые же цены за этот период повысились на 4%. Опережающими темпами продолжают расти цены на продовольственные товары. По сравнению с апрелем они возросли на 6,2%, превысив уровень декабря в 1,7 раза. Потребительские цены на непродовольственные товары повысились по сравнению с предыдущими месяцами на 4,9%, с начала года — на 40,6%. Рост цен на платные услуги населению за месяц составил 3,1%, с начала года цены увеличились в 1,8 раза [16].

3.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Занятость и безработица

7 июня прошла очередная ярмарка учебных и рабочих мест. В ней участвовали десятки учебных заведений и предприятий. Специалисты городского центра занятости дали 2610 консультаций по юридическим и профессиональным вопросам, а компьютерный банк данных предоставил сведения о 6680 вакансиях. Ярмарку посетили более 8 тысяч человек, им было предложено ровно 12980 вакансий, в том числе 3000 для подростков, желающих летом подработать на благоустройстве города. 5 учебных центров взяли на учебу 264 человека. Еще 1122 человека получили работу от 30 работодателей — в основном на новосибирских заводах, но некоторые будут трудиться за границей: в Европе, Америке, Вьетнаме.

По данным Новосибирской службы занятости, за нынешний год народное хозяйство области потеряло более 70 тысяч работников. Большинство увольняется добровольно. Массовое сокращение числа работающих коснулось тяжелой промышленности, машиностроения и сельского хозяйства, которые покинули от 7 до 17% работников. В то же время рост числа работающих — около 10% — отмечен в сфере управления, в жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании.

Новосибирск вместе с Москвой будет участвовать в эксперименте по отработке нового способа борьбы с безработицей.

Городской центр занятости получил федеральное финансирование на организацию рабочих мест для безработных с длительным «безработным стажем» — таких сегодня в городе около 5 тысяч. Именно этих людей будут устраивать по специальным договорам с работодателями. Их работу полностью будет оплачивать в течение полугода городская служба занятости. И в первую очередь работу получат сокращенные с предприятий ВПК. Идея проекта заключается в том, чтобы сократить число безработных и не позволить длительно неработающим потерять свою квалификацию.

Решением Федеральной службы занятости России область определена как базовая по разработке и реализации современных программ локального регулирования рынка труда,с последующим тиражированием полученных результатов в другие регионы Западной Сибири. Проект рассчитан на 24 месяца и заканчивается в ноябре 1996 года.

В течение всего этого срока помощь долгосрочных и краткосрочных консультантов составит 82 человеко-месяца. На финансирование данного проекта комиссией Европейского сообщества выделено 3 млн. долларов, из них 2,4 млн. — на оплату консультантов и экспертов. Конечной целью проекта является уменьшение последствий безработицы в условиях экономического спада посредством реализации специальных программ занятости и совершенствования работы службы занятости области [17].

В постановлении «Об организации общественных работ в Новосибирской области в 1995 году» главам администраций в районах и городах рекомендовано совместно с ассоциациями и объединениями работодателей, представителями профсоюзных органов и центров занятости населения в месячный срок детально проанализировать состояние занятости населения, взяв на учет наличие и использование рабочих мест по каждой фирме, акционерному обществу, учреждению, организации.

Управлению финансов и налоговой политики предстоит разработать предложение о порядке предоставления налоговых льгот и финансовых компенсаций тем предприятиям, которые активно участвуют в предоставлении общественных работ временно неработающим гражданам.

Управление труда и занятости отмечает, что по итогам прошлого года количество безработных, участвовавших в общественных работах, увеличилось в два раза по сравнению с 1993 годом, причем каждый из них в среднем трудился 20 дней, зарабатывая около 5 тысяч рублей за каждый отработанный день.

Среди видов общественных работ наиболее заметными были уборка урожая и заготовка кормов, сбор ягод, грибов, лекарственных трав, благоустройство городов и райцентров, уход за больными и инвалидами, помощь престарелым гражданам.

3.2.       Социальная защита населения

В органах социальной защиты населения на учете сейчас состоит более 520 тысяч человек, а это значит, что практически каждый шестой житель области нуждается в срочной социальной помощи. В 1994 году на эти цели из средств областного бюджета было направлено 8946,7 млн. рублей. В основном они израсходованы на поддержку семей с детьми, на социальное обслуживание престарелых граждан и лиц, попавших в чрезвычайные ситуации.

Однако основная цель программы «Социальная поддержка-94» не была решена из-за сложного финансового положения. Администрациями районов и городов не выполнена в полном объеме система льгот для особо нуждающихся категорий населения.

В целях координации действий органов власти всех уровней И.Индинок утвердил мероприятия по выполнению областной целевой программы «Социальная поддержка» на 1995 год. Она включает в себя такие подпрограммы, как «Дети России», «Дети-сироты», «Семья», «Инвалид», адресная помощь малоимущим.

29 мая арбитражный суд устранил последнее препятствие на пути возврата денег рядовым вкладчикам корпорации «Стайлинг». В июне с молотка продано административное здание корпорации. Предполагается, что полученной от торгов суммы хватит для расчета с вкладчиками.

3.3.       Образование

Новосибирский государственный университет получил в свое распоряжение канал спутниковой связи, ранее принадлежавший Госкомвузу. Канал дает возможность связываться с помощью компьютера с учебными заведениями всего мира. Новое приобретение НГУ — результат утвержденной недавно правительством России «Концепции государственной политики поддержки партнерства образовательных учреждений РФ и зарубежных учебных учреждений».

Учитывая объективные причины слабой подготовки абитуриентов из сельских районов, Новосибирский музыкальный колледж пошел им навстречу. С нового учебного года для детей из сел открывается нулевой подготовительный курс. Учиться слушатели там будут бесплатно и даже получать стипендию. В конце года этим студентам предстоит сдать экзамены, которые одновременно станут вступительными на 1-й курс. Таким образом, дирекция колледжа надеется значительно повысить процент сельских студентов, которые потом могли бы поехать по распределению к себе на родину.

 

 

Источники

1. Поляков С. Что надо — знаем, как сделать — вопрос // Молодая Сибирь.— 1995.— 15 июня, с.4.

2. Стимул развития // Советская Сибирь.— 1995.— 14 июня, с.1.

3. Семенова Л. Чем беднее, тем умнее приходится расходовать средства // Советская Сибирь.— 1995.— 6 июня, с.1-2.

4. Советская Сибирь.— 1995.— 23 июня, с.1-3.

5. Советская Сибирь.— 1995.— 16 июня, с.3.

6. Лубеников Н. Движение создано, блока не получилось // Советская Сибирь.— 1995.— 14 июня, с.2.

7. Кавказский вулкан // Советская Сибирь.— 1995.— 22 июня, с.1.

8. Русская Азия.— 1995.— 7 июня, с.7.

9. Полеванов В. Новосибирск становится финансовой столицей, но производственной периферией // Молодая Сибирь.— 1995.— 22 июня, с.10.

10. КО — eдобный финансовый инструмент // Советская Сибирь.— 1995.— 15 июня, с.3.

11. Полеванов В. СТБ: между седьмой и восьмой перерывчик небольшой // Молодая Сибирь.— 1995.— 22 июня, с.10.

12. Директора хотят разобраться: кому выгодно вытеснить российские предприятия с мирового рынка // Деловая Сибирь.— 1995.— №22, с.9.
Антипина Н. Дугельного сразила не болезнь // Советская Сибирь.— 1995.— 31 мая, с.1.

13. Матющенко Г. Жить можно и на крышах // Русская Азия.— 1995.— 14 июня, с.13.

14. Охота на «левых» водителей // Деловая Сибирь.— 1995.— №23, с.10.

15. Предварительные итоги 22-й Международной универсальной ярмарки // Советская Сибирь.— 1995.— 21 июня, с.3.

16. Цыцаркина Е. Замедлили рост // Советская Сибирь.— 1995.— 3 июня, с.2.

17. Зарубин В. Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения Западной Сибири // Советская Сибирь.— 1995.— 24 июня, с.5.

18. Писарев Д. Другим миром мазаны // Молодая Сибирь.— 1995.— 15 июня, с.1.

19. Бессонова Г. Охота к перемене мест // Советская Сибирь.— 1995.— 15 июня, с.2.