Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Игорь ЕГОРОВ

Удмуртская Республика
в июне 1995 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.       «Внешние» и «внутренние» факторы удмуртской промышленности

7 июля 1995 года на очередной пресс-конференции в правительстве Удмуртии выступил заместитель председателя правительства республики Олег Власов[1]. «Я хорошо помню о тех прожектах, о которых я говорил здесь на прошлых пресс-конференциях», — начал свое выступление заместитель председателя Правительства Удмуртии. Желая оставаться человеком, отвечающим за свои слова, Власов подробно рассказал об успехах удмуртской промышленности, которую он курирует, о причинах неудач и перспективах.

Прежде всего он отметил фактор, существенно осложняющий стабилизацию в промышленности и ставший уже традиционным для выступлений руководителей регионов. Власов назвал его внешним, а это меж тем экономическая ситуация в России. В наибольшей степени, по его мнению, мешают развитию промышленного производства высокие процентные ставки, в два с половиной раза превышающие разумные, и налоги, которые оставляют заводы практически без прибыли.

Однако, отметил Олег Георгиевич, целый ряд предприятий республики уже работает стабильно и имеет прибыли. В наибольшей степени столь обнадеживающая характеристика относится к предприятию «Ижнефтемаш», выпускающему сертифицированное оборудование для нефтедобывающей промышленности. Слава богу, что пока нефтяники остаются еще платежеспособными и аккуратными партнерами и стабильно рассчитываются за свою продукцию. Кроме того, «Нефтемаш» имеет обширные зарубежные контакты, которые приносят ему немалый и стабильный доход. Среди зарубежных партнеров «Нефтемаша» Власов назвал австрийскую фирму «Рико». Большие объемы производства дорогого нефтяного оборудования и стабильный рынок позволяют предприятию, не имея большой прибыли получать стабильные и большие доходы.

К предприятиям, чье экономическое положение становится уже стабильным, Олег Власов отнес также «Буммаш», «Ижсталь», Ижевский радиозавод. Подумав, Власов отнес Ижевский механический завод к предприятиям, на которые «внешний фактор» уже начинает оказывать значительное влияние.

В тяжелейшем положении, по словам бывшего министра промышленности, оказались «Ижмаш» и Воткинский завод[2]. Здесь ситуация наиболее остра. На Воткинском заводе, по словам Олега Власова, планируется провести выездную коллегию Гособоронпрома. Опыт проведения выездного заседания российского ведомства на государственном предприятии уже есть. Положительные результаты такого мероприятия уже заметны на Чепецком машиностроительном заводе в Глазове. По мнению Власова, сохранение выпуска спецпродукции на государственном заводе — это проблемы федерального правительства.

Особое место в череде экономических проблем Удмуртии занимает «Ижмаш». Решение его проблем сегодня зависит от очень многих факторов. По-прежнему главным направлением в развитии «Ижмаша» остается программа «Уральский автомобиль». Ее реализация должна происходить в рамках идеи об инвестиционной концессии нефтяных месторождений. Поэтому во многом судьба проекта зависит и от Соглашения с Российской Федерацией, в частности относительно собственности на нефтяные месторождения, и разрешения противоречий между правительством Удмуртии и главным нефтедобывающим предприятием республики «Удмуртнефтью». По словам Олега Власова, сегодня правительство Удмуртии готово предложить по крайней мере четыре варианта решения проблемы использования месторождений нефти в качестве гарантий под инвестиционные проекты на автозаводе. В отношении ижевского автомобиля позиции в правительстве и, очевидно, на заводе существенно конкретизировались. В самом деле, у этой продукции есть ниша на рынке. Это касается грузовой модификации. К тому же есть разработки по установке на этой модели холодильника. Такая машина вполне может иметь сбыт в Турции, Иране и других государствах Центральноазиатского региона. Однако сегодня сторонники «Уральского автомобиля» продолжают искать пути постановки на производство автомобиля мирового класса. Однако уже нет иллюзий относительно возможности собирать в Ижевске «Рено» или «Вольво». Вполне реально — и есть уже потенциальные зарубежные партнеры — адаптировать наш «Москвич» под мировой стандарт. Есть разработки, и даже проведены некоторые эксперименты установки на автомобиль с нашим кузовом и трансмиссией западного двигателя. Целый ряд фирм, по словам Власова, имеет в связи с этим проектом предложения к «Ижмашу».

С использованием инвестиционной концессии планируется, и уже идут переговоры об организации на Камбарском машиностроительном заводе производства запасных частей к чехословацким трамваям. Чешские партнеры готовы позаботиться о реализации этой продукции на российском рынке и взять в концессию несколько нефтяных месторождений.

Наиболее перспективным направлением для развитии удмуртской промышленности Олег Георгиевич считает производство нового и стандартного нефтяного оборудования. Для этого необходимо создавать акционерные компании с привлечением мощностей таких заводов, как Ижевский механический завод, Электрогенераторный завод, Воткинский завод, создавать торговый дом, через который можно было бы заключать прямые договора с потребителями. Под развитие этих производств Россией уже выделено для проведения конкурсов 500 миллионов долларов.

Определенные надежды Олег Георгиевич возлагает и на принятые федеральные программы, касающиеся производства оборудования для топливно-энергетического, и агропромышленного комплекса и других сфер экономики. Однако пока ни одна из них не профинансирована. И вообще складывается впечатление, что правительство России всячески ограничивает поступление финансовых средств в регионы. К счастью, многие заводы республики уже не являются военными и не зависят от оборонных заказов, которые слишком неаккуратно оплачиваются федеральным бюджетом.

1.2.       Совещание производителей нефтегазового оборудования

В первую неделю июня в АО «Ижнефтемаш» [3] прошло совещание представителей государственного объединению «Роснефть», крупнейшей нефтяной компании России, на долю которой приходится 24% всей добываемой в стране нефти, руководителей предприятий Уральского региона, выпускающих нефтяное оборудование, и нефтедобывающих компаний («Удмуртнефть» и «Пермнефть»). Предприятия Удмуртии представляли Воткинский и Сарапульский машиностроительные заводы, Ижевский электромеханический завод и АО «Ижнефтемаш». Разговор на совещании касался прежде всего расширения рынков сбыта продукции. По определению участников, российский рынок нефтяного оборудования постепенно насыщается, а объемы нефтедобычи снижаются. Тем соблазнительнее для российских промышленников становится среднеазиатский рынок, и в первую очередь Казахстан, Узбекистан, Киргизия. Однако вызывает тревогу платежеспособность наших соседей по СНГ. По мнению некоторых экспертов, потенциальные партнеры в состоянии оплатить чуть больше четверти необходимого им оборудования. Бартер же и взаимозачеты не удовлетворяют российских производителей нефтяного оборудования.

Выход из замкнутого круга предложила «Роснефть». Она возьмет на себя, по заявлению ее представителей, обязательства по поставке в Казахстан, Киргизию и Узбекистан оборудования, производимого на уральских заводах, и получению на счета последних денег в течение 45 дней после отгрузки товара. Как это сделает «Роснефть» — «ее проблемы». Если сроки, установленные договором, будут сорваны, в действие вступят штрафные санкции. Как отметил заместитель главного инженера АО «Ижнефтемаш» Георгий Николаев, для предприятия это очень выгодный договор, поскольку даже постоянные российские потребители не всегда укладываются в полуторамесячные сроки выплаты.

Инициативу промышленников Удмуртии поддержали Госсовет и правительство Удмуртии. Александр Волков, председатель Государственного совета, пообещал поддержку бизнес-проектов «Ижнефтемаша».

15 июня «Удмуртская правда» опубликовала материал А.Романихина, директора «Союзнефтемаш» (Москва), рассматривающего проблему взаимоотношений топливно-энергетического комплекса и ВПК по поводу развития нефтяного машиностроения. «Несмотря на успешную работу предприятий ВПК за 1994 год (в части выпуска нефтяного оборудования. — И.Е.), импорт нефтегазового оборудования достиг рекордной суммы — 4,5 миллиардов долларов. Причину создавшегося положения Романихин видит в «структурных перекосах» (перепроизводство станков-качалок, фонтанной арматуры и т.п.). Автор склонен винить в этом прежде всего заказчика — Минтопэнерго РФ в лице Главного управления машиностроения для ТЭК. Именно эта структура призвана была сформировать для Гособоронпрома четкую картину потребности в оборудовании и максимально тем самым облегчить процесс перехода оборонных предприятий к выпуску несвойственной им продукции.

В качестве положительного примера в подобного рода деятельности Романихин приводит инвестиционные программы НК «ЛУКойл». По словам автора, «ЛУКойл» направляет деньги только на производство той продукции, которая имеет устойчивый спрос. Причем «ЛУКойл» берет на себя организацию сбыта продукции: представляет ее на многочисленные отраслевые выставки, рекомендует иностранным инвесторам, активно взаимодействуя при этом со всеми службами изготовителя.

По мнению автора статьи, развивать производство нефтегазового оборудования на предприятиях ВПК невозможно лишь за счет бюджетного финансирования. Необходимо привлечение средств различных отечественных и зарубежных инвесторов. В подобных условиях, считает Романихин, целесообразно объединить несколько предприятий, производящих нефтегазовое оборудование, с банками в финансово-промышленные группы, которые могут стать основой формирующейся подотрасли нефтегазового машиностроения в системе Гособоронпрома России. Надо сказать, что такого рода предложения московского гостя вполне созвучны позиции удмуртского правительства и уже зафиксированы в Программе социально-экономического развития республики с 1995 по 1997 год.

1.3.       Налоги, бюджет, финансы

24 июня «Известия Удмуртской Республики» опубликовали интервью с министром финансов Удмуртской Республики Николаем Петровичем Мирошкиным с его цитатой в заголовке: «Мы живем уже в другом государстве, а значит, меняется и финансовая политика».

В интервью Николай Мирошкин назвал задачей бюджетной политики Удмуртской Республики «обеспечение социальной стабильности и создание условий роста уровня жизни населения». При этом правительство будет стремиться к достижению финансовой стабилизации путем увеличения реальных доходов бюджета, сокращения дотаций, экономного расходования средств в непроизводственной сфере. Самое важное, по мнению Мирошкина, — достичь максимального сокращения дефицита республиканского бюджета. Прогнозируется изменить механизм взаимоотношений с местными бюджетами и бюджетом города Ижевска. Эти принципиальные направления будут учтены при разработке бюджета на 1996 год.

Система бюджетных расходов будет основываться на задаче не допустить снижения социально ориентированных расходов по сравнению с 1995 годом при усилении эффективности выделяемых средств. В этих целях правительство республики, по словам министра финансов, внедрит систему межбюджетных отношений субвенции вместо дотаций. Отказываться от предоставления безвозвратных ассигнований. Провести своеобразную инвентаризацию республиканских программ. Вести политику снижению доли бюджетных ассигнований по отраслям, где цены регулируются государством. Сократить расходы на управленческий аппарат.

Правительство Удмуртской Республики намерено внести некоторые изменения в свою налоговую политику, которые должны привести к уменьшению налогового бремени, упрощению налоговых процедур. Предусматривается значительное уменьшение количества налогов и соответственно уменьшение их ставок. Так, к примеру, предлагается снизить ставку НДС, изменить ставку налога на прибыль в связи со снятием налогового ограничения на расходы предприятий на оплату труда. предполагается также исключить налоги, начисляемые с выручки от реализации товарной продукции. В то же время повысится роль имущественного и земельного налогообложения в качестве доходного источника бюджетов. В 1996 году отменяется специальный налог, меняется механизм уплаты подоходного налога с граждан, получающих доходы помимо основного места работы.

«Финансовую ситуацию нельзя улучшить, как нельзя решить и связанных с нею проблем без оздоровления экономики в целом», — заявил Николай Мирошкин. В ближайшее время предпосылок к стабилизации работы предприятий в республике, в силу их специфики, не прогнозируется. Деловая активность во втором полугодии нынешнего года останется, по мнению Мирошкина, приблизительно на том же уровне, что и во второй половине 1994 года.

Николай Мирошкин в интервью заявил, что за апрель и май недоимки по платежам в бюджет возросла почти в два раза. То есть со 194 миллиардов рублей на 1 апреля до 342 миллиардов на 1 июня. Минфин пытается частично решить проблемы неплатежей, прибегая к взаимозачетам и бартеру. Так, за пять месяцев текущего года таким образом бюджет республики пополнился на 95 миллиардов рублей. Это составляет 19,4% от поступлений по бюджету Удмуртской Республики. Большую роль, по словам министра финансов Удмуртии, в погашении задолженности перед бюджетом и между предприятиями сыграли российские казначейские обязательства, которыми были «закрыты» долги по бюджету Российской Федерации более чем на тридцать миллиардов рублей.

На сегодняшний день, по словам Мирошкина, в республике насчитывается более шестнадцати тысяч предприятий-налогоплательщиков. Наиболее крупными должниками перед бюджетом являются АО «Удмуртнефть» (189 миллионов рублей) и предприятия оборонного комплекса (80,8 миллионов рублей). В их числе — АО «Ижмаш», государственные предприятия Ижевский механический завод и Ижевский электромеханический завод. Наиболее стабильно платят налоги завод «Ижсталь», предприятия торговли и перерабатывающей промышленности.

1.4.       Позиция первого вице-премьера

27 июня свою пресс-конференцию провел первый заместитель председателя удмуртского правительства Юрий Питкевич[4]. Он обрисовал новый круг проблем который ему предстоит курировать в новой должности. Если раньше под его контролем находились строительство жилья, дорог, газификация, жилищно-коммунальное хозяйство, уничтожение химического оружия, чрезвычайные ситуации, то теперь к ним прибавилось еще и решение проблемы взаимоотношений с местными администрациями и подготовка соглашений Российской Федерации и Удмуртской Республики. Кроме того широкий круг иных проблем, связанных с должностью «вице-премьера».

Питкевич сообщил, что он провел очередное заседание рабочей группы по подготовке Договора и соглашений, вытекающих из сферы совместной компетенции Российской Федерации и Удмуртской Республики. Оговорен предварительный перечень соглашений о взаимном делегировании полномочий между правительствами РФ и УР. Намечены ответственные за их подготовку. В этом заседании принял участие и председатель Государственного совета Удмуртии Александр Волков. Вопросы разграничения полномочий, заявил Юрий Степанович, решаются в республиканском масштабе. Местные администрации должны знать, кто за что отвечает. Исходя из особенности территорий, могут возникнуть и дополнительные документы. «Это нормальное явление».

Юрий Питкевич высказал мысль, что многие из деловых людей считают себя рыночниками, а настроения их, да и действия, иждивенческие. Надо улучшить показатель деятельности каждого работающего и отдачу каждого гектара. Он привел в пример Японию. Особенность ее — насыщенность современными технологиями. Однако рабочий день там, по словам Питкевича, составляет 10-12 часов. У нас же, работая топором, работник трудится по шесть-восемь часов. «Откуда же взяться прибыли?!»; «В общем, надо включить в работу внутренние резервы.

Классической цитатой могла бы стать фраза Юрия Степановича относительно взаимоотношений нового парламента и нового правительства Удмуртии. По мнению первого заместителя председателя правительства Удмуртской Республики, Удмуртия — не такая большая республика, чтобы в ней делить власть на исполнительную и законодательную.

2.    ПОЛИТИКА

Наметившиеся два центристских блока в лице Виктора Черномырдина и Ивана Рыбкина, как фигур влиятельных и заметных, начали сказываться на распределении векторов политических интересов групп внутри региональной элиты Удмуртской Республики. Пожалуй, будет в достаточной степени справедливым замечание, что распределение сил между левым и правым центрами, как сразу же разместили по политическому спектру российского премьера и спикера Думы, в Удмуртии произошло в рамках той группы политиков, которые объединялись на выборах в удмуртский Госсовет вокруг блока «Удмуртия» либо были близки к нему. В основном это представители традиционных, существующих издавна структур типа официальных профсоюзов или структур исполнительной власти. Возможно, время и поправит это наблюдение, но сегодня оно кажется нам справедливым.

2.1.       «Правый центр»: «Наш дом — Россия»

5 июня состоялась конференция Удмуртской региональной организации Всероссийского политического объединения «Наш дом — Россия». Председательствовал на ней заместитель председателя удмуртского правительства Владимир Катков, до сих пор возглавлявший инициативную группу по созданию региональной организации. На конференции, однако, был избран новый председатель движения — Сергей Павлович Касихин, заместитель председателя правительства, председатель Госкомитета по собственности. До своего назначения на этот пост Сергей Павлович возглавлял Фонд имущества Удмуртской Республики. В Совет регионального отделения вошли: Сергей Касихин, Владимир Катков, Виктор Балакин[5], Валентин Иванович Кудинов, генеральный директор АО «Удмуртнефть», Анатолий Михальков, Зоя Степнова, директор АО «Сактон» (бывшая Ижевская трикотажная фабрика), Виктор Кочетов, возглавлявший штаб избирательного объединения «Удмуртия», Эдуард Тюльпин, директор Ижевского электромеханического завода. В Совет вошли также представители городов и районов, как утверждают наблюдатели, в основном заместители глав местных администраций.

2.2.       «Левый центр»

2.2.1.      Аграрная партия России

26 июня состоялось очередное заседание правления Удмуртской республиканской организации Аграрной партии России. Принято постановление о создании Удмуртского регионального координационного центра избирательного объединения «Аграрная партия России» на период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Утвержден состав членов координационного центра из 10 человек. В него вошли представители от Аграрной партии России, Агросоюза, профсоюзов, Удмуртпотребсоюза, Леспрома, Министерства сельского хозяйства. Председателем утвержден Петр Тимофеевич Русских, заместитель председателя Удмуртской региональной организации АПР. Он же будет представлять АПР в Центризбиркоме Удмуртской Республики. На заседании также были созданы рабочие группы и их руководители.

Правление Удмуртской организации АПР приняло заявление о постоянном снижении уровня жизни крестьянства, учителей и врачей. За многие месяцы не выплачивается зарплата колхозникам, работникам просвещения и здравоохранения, промышленных предприятий оборонных отраслей. Вместе с тем в республике вновь принято постановление об увеличении платы за жилье и коммунальные услуги. Правление Удмуртской республиканской организации АПР требует от правительства Удмуртской Республики и руководителей местного самоуправления городов отменить решения по увеличению платы за жилье и коммунальные услуги. Надо отметить, что председателем регионального отделения Аграрной партии России в Удмуртии является Евгений Николаевич Орлов, возглавляющий ныне Удмуртскую федерацию независимых профсоюзов.

2.2.2.      «Регионы России»

В Удмуртии образовано региональное отделение движения «Регионы России». Возглавил ее, как и следовало ожидать, депутат Государственной Думы Михаил Аркадьевич Васильев. Это событие, как и избрание Ивана Рыбкина в Москве руководителем этого объединения, было отмечено в Удмуртии каскадом газетных публикаций в виде интервью, репортажей и выступлений самих лидеров местной «Новой региональной политики», а также московских гостей учредительной конференции, Н.Чуканова и В.Новикова. Лейтмотивом их стало утверждение, что теперь «Регионы России» станут центром притяжения левоцентристских сил по всей России. Насколько известно, местные функционеры РР уже начали консультации с профсоюзами и местной организацией АПР, что, впрочем, для Удмуртии может оказаться одним и тем же...

2.3.       Социальные конфликты

26 июня перед зданием удмуртского правительства в очередной раз возник небольшой палаточный городок. 11 учителей из четырех школ Октябрьского района города Ижевска переселились под окна к власти, чтобы таким образом обратить на себя внимание. Требования простые и понятные каждому: выплатить зарплату и отпускные. Семеро из голодающих преподают в школе №22, двое — в №80, и по одному учителю из №5 и №33. Первоначально в голодовке намерены были принять участие представители девяти школ, но впоследствии многие изменили свое отношение к такой форме выражения протеста.

27 июня вечером городская Дума Ижевска обсудила положение с выплатой зарплаты учителям. Доложивший обстановку представитель управления образования Ижевска сообщил, что все ижевские учителя полностью получили заработную плату за май, все учителя, отправившиеся в отпуск с 1 по 5 июня, полностью получили отпускные. Остальные, согласно выданному забастовочному комитету гарантийному письму администрации, должны получить свои деньги до 15 июня. Правда, оговорился докладчик, 52% учителей Ижевска получают зарплату в размере 103 тысяч рублей в месяц...

Надо сказать, что депутаты ижевской гордумы оказались в очень сложном положении. Так бывает всегда, когда на фоне всеобщей необязательности работодателей перед своими работниками какая-либо группа людей вспоминает о законодательстве о труде. «Стыдно, что голодают именно учителя. Мимо их палаток проходят их же ученики. Что они подумают?» — говорил один депутат. «Если сейчас выдать то, что они требуют, мы создадим прецедент, — говорил другой, — и тогда на площадь выйдут и коммунальщики, и строители, и... да мало ли кто?!» Разговор вошел в некое русло с момента выступления женщины-депутата, вспомнившего о христианском терпении. «Надо терпеть, — говорила она,— все мы находимся в тяжелом положении, но это не значит, что всем нам нужно голодать на площади. Нужно пригласить лучших психологов и педагогов и направить их на площадь, чтобы они убедили протестующих прекратить голодовку. Если мы и убедить не сможем, то грош нам цена».

Христианский идеал терпеливости пришелся по душе всем. Общее мнение депутатов, вылившееся впоследствии в нечто вроде рекомендаций городской администрации, свелось к следующему. Необходимо обеспечить медицинское наблюдение за голодающими, чтобы голодовка не имела печальных последствий. Любыми возможными средствами пресечь эту акцию. Выйти в трудовые коллективы школ с тем, чтобы через них способствовать убеждению участников голодовки в недопустимости для учителя такого поведения. Особое место в разговоре заняли проблемы работы со средствами массовой информации. «Мы проигрываем информационно, — заявил один из депутатов, — в ближайшее же время необходимо выйти в газеты, радио и телевидение, чтобы рассказать горожанам о том сложном положении в котором находится городской бюджет, и о том, как трудно достаются деньги.»

К средствам массовой информации обратились, кстати, и голодающие учителя. На одной из палаток к вечеру 27 июня появилась еще одна табличка: «Представители средств массовой информации! За объективной информацией о голодовке обращайтесь к голодающим!»

28 июня палаточный городок был снят. Кстати, на вопросы журналистов, распространяемые за пределы требований о выплате заработной платы и отпускных, бедные учителя ссылались на отсутствующих организаторов. По крайней мере, известно, что поддержку голодовке оказали профсоюзы, вплоть до палаток. Сам Евгений Орлов представлял интересы голодающих в городской администрации Ижевска.

В тот же день состоялся митинг около здания городской администрации с требованием не допускать повышения квартплаты. Решение об этом было принято городской администрацией в соответствии с постановлением правительства республики, которое в свою очередь основывается на программе «Жилище», предполагающей введение полного финансирования содержания жилого фонда за счет жильцов. Последнее постановление касалось лишь 40%-ного.

В тот же день на территории АО «Ижмаш» собрался небольшой, человек в 500, митинг с требованием от администрации выплатить заработную плату, которую рабочие не получали с апреля. Кассы объединения не заработали, и 29 июня собрался второй, четырежды более многочисленный митинг. В тот же день собрался Совет директоров объединения, который обсудил сложившуюся ситуацию. Президент АО Юрий Белоцерковский, избранный на пост президента совсем недавно (до этого он работал главным инженером), встретился с пятью представителями стачечного комитета, возглавляемого слесарем-инструментальщиком, членом Союза рабочих, крестьян, специалистов и служащих (анпиловский) Александром Павловским. В ходе переговоров была достигнута договоренность о выплате по графику заработной платы всем рабочим АО за вторую половину апреля до 7 июля.

Примечательно, что лидеры забастовщиков решили не призывать рабочих прекращать работу, чтобы не давать администрации возможности не оплачивать рабочие дни.

3.    ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ

4 июля в Воткинск для празднования Дня независимости США по приглашению американской инспекции прибыла весьма представительная делегация с другого конца земного шара. В числе нее был уже известный в Удмуртии бригадный генерал Грегори Говэн и представители Министерства обороны Америки.

Из всех обсужденных вопросов самым злободневным оказался вопрос об уничтожении химического оружия. И это при том, что в прямой компетенции у американских представителей этих вопросов просто нет. Тем не менее все приехавшие гости оказались в достаточной степени посвящены в эти проблемы. Все попытки местных журналистов перевести разговор на проблемы, непосредственно относящиеся к компетенции инспекции в Воткинске, результатов не дали.

Американцы четко и внятно заявили, что к концу 1995 года Соединенные Штаты постараются ратифицировать международную Конвенцию по уничтожению боевых отравляющих веществ. Для нас это может означать только одно. Как только это произойдет, американские партнеры начнут требовать такого же шага со стороны России, которая этого пока тоже не сделала. Следует ожидать — это позиция многих наблюдателей — что, как только Россия и США ратифицируют Конвенцию, за ними тут же последуют остальные страны. Порядка 40 стран уже приняли эти решения, однако еще не вручили своих верительных грамот Международной организации по уничтожению химического оружия, штаб-квартира которой расположена в Гааге.

Говэн заявил собравшимся в Воткинске журналистам, что до сих пор проблемами химического оружия в Америке занимались не слишком активные люди. Сейчас и в сенате, и в конгрессе назначены два энергичных человека, которые займутся этим всерьез. Конвенция, напомним, вступает в силу через 180 дней после вручения Международной организации в Гааге 65-й верительной грамоты. Надо полагать, считают американцы, что это может произойти уже в середине 1996 года. Тогда соблюдение сроков и других условий Конвенции станет обязательным для всех стран-участниц. При этом американская помощь, по словам гостей, в Россию будет поступать только после того, как Россия, во-первых, ратифицирует Конвенцию, а во-вторых, предпримет конкретные шаги по уничтожению химического оружия. Кстати, вся помощь, и финансовая и техническая, будет поступать в распоряжение правительства России. Это было сказано в ответ тем журналистам, которые интересовались сроками получения помощи Удмуртией... К тому же американцы совсем не собираются теперь принимать участия в программах уничтожения люизита, а заниматься намерены лишь проектами уничтожения фосфорорганических соединений. Поэтому теперь их больше занимает Кизнер, чем ставшая столь популярной в последнее время Камбарка. Тем не менее Говэн заявил, что, по его мнению, правительство России должно уяснить, что мировой рынок чистого мышьяка уже заполнен и рассчитывать на возможность выделения металлического мышьяка из камбарского люизита не стоит. В самом деле, среди основных проектов технологий уничтожения люизита особое место занимали технологии гидролиза люизита, в результате которого «на выходе» оказываются мышьяксодержащие соединения, из которых реально было бы извлечь этот элемент.

В Москве, как известно, мнения по этому вопросу расходятся. Те, кто сегодня работает на мировом рынке электроники, утверждают, что спрос и цены в мире на металлический мышьяк впечатляют. Те же, кто занят политикой и экологическими проблемами, имеют прямо противоположное мнение.

Сами Соединенные Штаты оказались в сложном положении. По существующим данным, США имеют на сегодня два крупнейших центра по переработке фосфор-органики: в городе Туэлле, штат Юта, и на острове Джонстон. Отравляющие вещества уничтожаются там методом сжигания. Меж тем ширящееся общественное движение в Америке выступает решительно против такой технологии. Хранящиеся же в артиллерийских снарядах, авиационных бомбах и выливных авиационных аппаратах ОВ слишком плохо защищены от всякого рода неожиданностей. Гораздо хуже, чем российское, бывшее советское, химическое оружие. Качество металла снарядов, толщина их стенок и прочие моменты не позволяют уже надеяться на надежность хранения рецептур. Поэтому сегодня Америка рассчитывает продолжать уничтожение фосфорорганических веществ сжиганием в Туэлле и на Джонстоне и параллельно искать новые технологии.

Кстати о технологиях. Впервые американской стороной было заявлено, что России не будут больше навязываться американские технологии уничтожения химического оружия, как это было в 1994 году. Единственным пожеланием американских партнеров по Конвенции остается безопасность населения и экологии и гарантии от попадания химического оружия в руки террористов. Однако, заявили американские гости, США никогда не пойдут на то, чтобы одна из сторон оказалась в доминирующем положении в вопросе обладания химическим оружием.

 

 

Источники

1. Известия Удмуртской Республики.— 1995.— 8 июля.

2. Удмуртская правда.— 1995.— 30 июня.

3. Удмуртская правда.— 1995.— 16 июня.

4. Известия Удмуртской Республики.— 1995.— 24 июня.

5. Известия Удмуртской Республики.— 1995.— 6 июня.

6. Удмуртская правда.— 1995.— 15 июня.

7. Известия Удмуртской Республики.— 1995.— 29 июня.

8. Удмуртская правда.— 1995.— 8 июня.

9. Известия Удмуртской Республики.— 1995.— 1 июля.

 



[1] ВЛАСОВ Олег Георгиевич. Родился в 1940 году в Перми. Русский. Окончил Ижевский механический институт, ныне Ижевский государственный технический университет. Доктор технических наук. С 1962 по 1992 год работал в Ижевском механическом институте младшим научным сотрудником, ведущим инженером, старшим научным сотрудником, доцентом, профессором, заведующим кафедры «Машины и технология обработки металлов давлением», проректором по научной работе. В 1992 году назначен заместителем министра, а в 1993 году — министром промышленности Удмуртской Республики. 17 мая 1995 года назначен заместителем председателя правительств Удмуртской Республики. На протяжении трех с лишним десятилетий деятельность Власова была связана с производством. Он входил в составы научно-технических советов трех крупных министерств Союза ССР, руководил разработкой и реализацией проектов для оборонной промышленности страны. При его непосредственном участии на серийное производство был поставлен ряд машин для обработки металла, которые экспортируются до сих пор. Олег Георгиевич является членом Российского совета по технической политике, входит в комиссию Совета безопасности РФ по военно-техническим проблемам.

[2] В течение второй недели июня 1995 года председатель правительства Удмуртской Республики Павел Вершинин побывал на ГПО «Воткинский завод», чтобы обсудить с администрацией положение, сложившееся на предприятии. Последнее достаточно удручающее. Объединению до сих пор не утвержден государственный заказ на 1995 год, оно не имеет средств для того, чтобы расплатиться за энергоносители, четырехдневная рабочая неделя становится все короче и короче. 1 июня была прекращена работа большинства производственных подразделений и технических отделов из-за отключения от системы энергопитания за неплатежи. И это при том, что 16 мая прошлого года на проходившей в Удмуртии выездной коллегии Гособоронпрома было принято решение о включении ГПО «Воткинский завод» в список предприятий, не подлежащих отключению от сети энергоснабжения. Тем же угрожают и газовики. В связи с тяжелой болезнью от занимаемой должности директора завода был освобожден Александр Иванович Пальянов. Его место занял из резерва Виктор Григорьевич Толмачев.

[3] «НЕФТЕМАШ» — государственный завод, затем арендное предприятие и акционерное общество. Это ижевское предприятие создано в 50-х годах. Тогда оно выпускало технику для строительной, химической и оборонной промышленности. С середины 60-х завод делал буровые насосы, автоматические буровые ключи для нефтяников. В эти же годы освоено производство генераторов сейсмических колебаний. В 80-е годы поставлены на поток электронное оборудование для сельхозтехники, товары народного потребления. В начале 90-х предприятие первым в УР перешло в статус акционерного общества «Ижнефтемаш», полностью прекратило выпуск военной продукции и специализируется на выпуске нефтепромыслового оборудования (станки-качалки, цементировочные агрегаты, насосы глубинные штанговые).

[4] ПИТКЕВИЧ Юрий Степанович. Родился в 1951 году в городе Жлобине Белорусской ССР. Белорус. Окончил Пермский политехнический институт. С 1971 по 1989 год работал на Чепецком механическом заводе в городе Глазове Удмуртской АССР мастером цеха, начальником участка, секретарем парткома КПСС строительного управления ЧМЗ. В 1989 году избран председателем Глазовского исполкома горсовета, а в 1993 году — первым заместителем председателя исполкома Ижевского горсовета. В этом же году назначен заместителем председателя Совета Министров Удмуртской Республики. 17 мая 1995 года на первой сессии Государственного совета Удмуртской Республики назначен первым заместителем председателя правительства Удмуртской Республики. (Его биография вполне параллельна с карьерой нынешнего председателя Государственного совета Удмуртской Республики Александра Волкова, особенно после назначения последнего на пост председателя Совета Министров Удмуртской Республики.)

[5] БАЛАКИН Виктор Васильевич. Родился в 1947 году в селе Балаки Камбарского района УАССР. В 1970 году закончил Ижевский механический институт. С 1970 по 1990 год работал на производственном объединении «Ижмаш» помощником мастера, сменным мастером, начальником участка, старшим инженером, председателем профкома мотопроизводства, заместителем председателя профкома объединения. В 1990 году избран заместителем, а в 1991 году — председателем Ижевского городского Совета народных депутатов. С 1994 года Балакин — первый заместитель главы администрации — вице-мэр Ижевска. Постоянный представитель главы местного самоуправления — мэра Ижевска в городской Думе.