Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Андрей ЯКУРИН

Новгород
в июне 1994 года

Ситуация в Новгородской области в июне 1994 года характеризовалась продолжающимся нарастанием кризисных явлений в экономике и дальнейшим падением уровня жизни населения.

1.    ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Нарастающие кризисные явления в экономике и финансах, выражающиеся в росте взаимных неплатежей и падении покупательной способности населения, и, как следствие, к снижению спроса на производимую промышленными предприятиями продукцию, привели в июне 1994 года к дальнейшему спаду промышленного производства. Всего промышленные предприятия области произвели продукции на 382,3 млрд. рублей в действующих ценах. Индекс физического объема производства составил 72,5% к уровню января-мая 1993 года. При этом производство товаров народного потребления сократилось на 39%. Если за 1993 год спад производства по сравнению с 1992 годом составил 14,7%, за первый квартал текущего года — 19,8% к первому кварталу 1993 года [1], то за январь-май этого года производство сократилось на 27,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Такая динамика соответствует об обвальном спаде промышленного производства на территории области.

Особенно сильный спад производства наблюдается в крупных промышленных центрах области (Новгород, Боровичи, Старая Русса). В областном центре полностью остановлены такие крупные предприятия радио- и электронной промышленности, как АО «Планета», «Элкон», «Трансвит», ПО «Старт» и др. 20 июня остановлено одно из крупнейших предприятий области — ПО «Квант» (производство систем электронного противодействия и цветных телевизоров марки «Садко»). Полностью остановлено АО «Волна» (производство систем промышленного телевидения). Подавляющее большинство рабочих на этих предприятиях отправлено в вынужденные отпуска.

Таким образом, можно говорить о практически полном параличе радиоэлектронной промышленности, предприятия которой составляют подавляющее большинство предприятий как Новгорода, так и области в целом.

Более или менее стабильно работают лишь предприятия сырьевой отрасли, в основном за счет экспорта стратегически важных сырьевых товаров (в основном это лес и минеральные удобрения). К таким предприятиям стоит отнести крупнейшее на Северо-Западе химическое производство АО «Акрон» (около 10 тысяч работающих). АО «Новгородлеспром» и совместное российско-австрийское предприятие «Новгородлеспрединг». Однако в структуре внешнеторговых операций Новгородской области наблюдается существенный дисбаланс. Так, если в 1993 году экспорт области составил 117 млн. долларов США, то импорт — только 30 млн. долларов.

Сложным продолжает оставаться положение и в сельском хозяйстве. На 10 июня в области было посеяно 64,4 тыс. га зерновых, или 75% от намеченного. Несколько лучше обстоят дела с посадкой картофеля, которого посажено 100% от намеченного, однако неблагоприятые погодные условия этого года вряд ли позволят получить высокий урожай.

Хуже обстоят дела в животноводстве. С одной стороны, за январь-май 1994 года в области получено в среднем 680 кг молока от коровы, что на 16 кг больше, чем за тот же период прошлого года. Однако уже в мае (с началом летнего выпаса) от коровы получено по 200 кг молока, что на 9 кг меньше прошлогоднего. Во многом такое снижение майских надоев объясняется неблагоприятными погодными условиями.

Несмотря на то что надои молока в расчете на одну корову за первое полугодие и держатся на уровне прошлогодних, даже несколько превышая их, в целом производство молока по области сократилось. Это связано с произошедшим осенью 1993 — весной 1994 годов сокращением численности стада (по состоянию на июнь месяц — на 9779 голов по сравнению с июнем 1993 года). За 5 месяцев этого года надоено в хозяйствах и куплено у населения 51,8 тысяч тонн молока, что составляет 89% от уровня прошлого года. Таким образом, производство молока по области уменьшилось на 11%. Падение производства молока могло быть и более резким, но оно сдерживается за счет объемов молока, закупаемого у населения. Так, по состоянию на 10 июня 1994 года хозяйства области поставили 40 тысяч тонн молока, что на 8629 тонн (или на 17,5%) меньше прошлогоднего [2].

Дальнейшее положение дел в животноводческих хозяйствах области во многом зависит от начавшейся в конце июня заготовки кормов. Однако отсутствие необходимых средств в хозяйствах, большой процент износа техники и недостаток горюче-смазочных материалов могут привести к тому, что заготовка кормов будет проведена не в полном объеме, что приведет к дополнительному сбросу поголовья скота осенью 1994 — зимой 1995 годов. Одновременно наблюдается рост поголовья скота в личных и подсобных хозяйствах граждан, однако низкий уровень доходов населения в сельской местности существенно сдерживает развитие этого положительного процесса. Аналогичная картина наблюдается и в свиноводстве. В свиноводческих хозяйствах области в настоящее время насчитывается 85 380 голов свиней, что составляет 77% от уровня прошлого года.

Неблагоприятные тенденции стали проявляться и в такой ранее стабильно работавшей области, как птицеводство. Если за 1993 год производство куриных яиц увеличилось по сравнению с 1992 годом на 8% [1], то за январь-май 1994 года от курицы-несушки получено по 83 яйца, что на 8 яиц, или на 8,8%, меньше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом численность птицы сократилась по сравнению с 1993 годом на 11% и сейчас составляет 2217 тыс. голов. Кризисные явления в экономике существенно сдерживают и развитие фермерских хозяйств на территории области. Из выделенных фермерским хозяйствам области 3,5 млрд. рублей кредитов для проведения весенне-летних работ, взято фермерами чуть более 1 млрд. рублей. Такое положение дел (и это при том, что фермеры испытывают крайнюю потребность в денежных средствах) объясняется как чрезвычайно высокой процентной ставкой, так и тем, что выдающие кредиты банки, как правило, требуют сумму залога, в 2-3 раза превышающую сумму кредита. Также и государство не выполняет свое обещание выступить гарантом пятой части предоставляемых фермерам кредитов. Из предусмотренных на эти цели бюджетами районов 423 миллионов рублей выделено пока что лишь 20 миллионов.

2.    НАСЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ЕГО УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Продолжающийся экономический кризис является причиной дальнейшего снижения уровня жизни населения региона. Остановка большого числа промышленных предприятий привела к тому, что значительная часть их работников находится в неоплачиваемых или частично оплачиваемых отпусках. Оплата в этих случаях составляет около 20-30 тысяч рублей в месяц. Нередки случаи длительной (до нескольких месяцев) задержки в выплате заработной платы. Отмечены случаи выдачи заработной платы работникам продукцией своих предприятий (ПО «Квант» — телевизоры, фарфоровый завод «Пролетарий» — сервизы и т.д.). В длительных отпусках находятся работники образования, детских дошкольных учреждений. Низкая покупательная способность населения области является фактором, существенно тормозящим развитие инфляционных процессов. Рост цен в июне месяце на территории Новгородской области составлял в среднем 1-1,5% в неделю.

Резкое снижение уровня жизни привело к ухудшению положения в сфере охраны здоровья населения области. В областном центре продолжалась ухудшаться эпидемиологическая ситуация по заболеваемости дифтерией. За пять месяцев 1994 года было зарегистрировано 94 заболевания и 116 случаев бактерионосительства (за весь 1993 год — 121 случай). 24 мая от тяжелой формы дифтерии скончалась 30-летняя жительница Новгорода, это уже 7-й случай за последние полтора года, причем из семерых погибших 6 — взрослые.

За 1993 год зарегистрировано по области 44 заболевания туберкулезом на 100 тысяч человек, что составляет к уровню 1992 года рост на 23,2%. За первый квартал нынешнего года заболели туберкулезом 79 человек — рост к первому кварталу 1993 года на 10%. На 20% по сравнению с предыдущим годом увеличилась смертность от туберкулеза — за первый квартал умерли 14 человек. Отмечается корреляция между картой распространения туберкулезной инфекции и положением населения: наиболее остро эпидемиологическая ситуация складывается в Демянском, Хвойнинском, Крестецком, Поддорском, Мошенском районах области, то есть в районах с наиболее низким уровнем жизни населения. Отмечено также возрастание числа инфицированных детей в областном центре. Ситуация по оказанию населению помощи против туберкулеза стала предметом рассмотрения областной чрезвычайной противоэпидемиологической комиссии под председательством заместителя главы администрации области Юрия Шубина.

Положение с охраной здоровья населения усугубляется недостатком лекарственных средств. По состоянию на 1 января 1994 года в аптечной сети отсутствовал каждый пятый заявленный препарат. Из 343 жизненно необходимых препаратов в область вообще не поступило 176, а поставка оставшейся части составила лишь половину от потребности. Отсутствие надлежащего контроля со стороны администрации области за порядком формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в соответствии с постановлением правительства РФ №970 от 11 декабря 1992 года) привело к значительному завышению цен на них, в ряде случаев цены были завышены в десятки раз [3], что ограничило доступность их для населения. Отмечены случаи приобретения лечебно-профилактическими учреждениями области за счет бюджетных средств медикаментов в коммерческих структурах по резко завышенным ценам при наличии аналогичных дешевых лекарств в системе областного государственного предприятия «Новгородфармация», причем в некоторых случаях цены были завышены в 10 раз. Такие действия могут быть объяснены только коррумпированностью чиновников из структур управления здравоохранением, хотя о выявленных явно фактах коррупции ничего пока не известно.

Не выполняются в области требования обязательного государственного лицензирования коммерческих предприятий, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность. В результате только 5 предприятий получили право заниматься такой деятельностью, а более 100 работают незаконно. Отмечены случаи противоправного, прошедшим числом, оформления временных лицензий [3].

Администрация области и комитет по охране здоровья населения не обеспечили эффективного использования 1,5 млрд. рублей и 450 тысяч долларов США, выделенных на основании постановления Правительства РФ №988 от 22 декабря 1992 года. Председателем комитета по охране здоровья населения В.Медиком вместо закупки уникального медицинского оборудования 120 млн. рублей затрачены на приобретение вычислительной техники, причем закупка осуществлена через коммерческую фирму ТОО «Мединфо» с грубыми нарушениями существующего порядка. Этой структуре необоснованно перечислено 26,2 млн. рублей и выплачены комиссионные в размере 12 млн. рублей. Вскрыт факт фальсификации документов В.Медиком и директором ТОО «Мединфо» В.Романишиным [3]. Средства, выделенные на здравоохранение, расходовались администрацией области (В.Медик и заместитель главы администрации области Ю.Шубин) на проведение коллегии Минздрава России. 1 миллион рублей (в ценах 1993 года) был израсходован на приобретение цветов и экскурсионное обслуживание гостей, закупку для них сувениров, питания и спиртных напитков, оплату проживания в гостинице. Проводивший коллегию министр Э.А.Нечаев мер к пресечению этих противоправных действий не принял [3].

Все эти факты стали предметом экспертизы Контрольного управления администрации Президента Российской Федерации. По материалам проверки проинформированы Президент РФ Б.Н.Ельцин и председатель правительства РФ В.С.Черномырдин [3]. Следует отметить, что до сих пор виновные в нарушениях лица продолжают оставаться на своих постах, занимая важные должности в администрации области.

3.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Существенных изменений в составе органов власти области в июне 1994 года не произошло.

18 июня в Новгороде прошло заседание Совета губернаторов России [4]. На заседании присутствовали главы исполнительной власти Ленинградской (А.Беляков), Нижегородской (Б.Немцов), Ярославской (А.Лисицын) и других областей, Алтайского и Ставропольского краев, Чукотки, всего руководители 23 регионов России. В выступлениях участников совещания отмечалось, что администрации краев и областей не в состоянии полноценно выполнять ряд функций по жизнеобеспечению регионов, в том числе своевременно выплачивать заработную плату, пенсии, компенсационные выплаты малоимущим, сформировать зерновой фонд, удерживать на прежнем уровне объем и качество медицинского обслуживания населения. Причиной такого положения дел является сложившаяся экономическая ситуация и неустойчивость региональных бюджетов. Участники заседания сформулировали ряд предложений правительству России и Совету Федерации. Среди этих предложений находятся предложения по изменению налоговой политики, выработке регионального механизма разрешения кризиса неплатежей, поддержки отечественных товаропроизводителей.

29 июня состоялось заседание Новгородской областной Думы. На этом заседании рассматривались проекты положений об основах местного самоуправления в области и о главе поселковой, сельской администрации. Обсуждению этого положения предшествовала довольно оживленная дискуссия среди общественных и политических организаций области. Резкая реакция всех общественных организаций на предложенный администрацией области проект Положения (о чем будет рассказано ниже), вынудила областную Думу несколько смягчить этот проект. Принято решение опубликовать Положения для дальнейшего обсуждения.

Продолжаются оживленные контакты руководства области с представителями зарубежных стран. Как уже сообщалось [1], особую активность в установлении таких контактов проявляют страны Скандинавии и ФРГ. Так, с 13 по 17 июня 1994 года в области с визитом находился представитель шведской фирмы «Investment Support Group» г-н Мартин Юхансен. Эта фирма по просьбе правительственной организации Швеции «Swede Gorp» проводит исследование Северо-Запада России с целью выявления потенциальных партнеров для сотрудничества.

4.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЛАСТИ

Продолжающееся уже несколько месяцев затишье в деятельности политических организаций отмечалось и в июне месяце. Определенной активностью, как и в предыдущие месяцы, отличалась лишь деятельность Всероссийской партии большинства, что, пожалуй, объясняется активными действиями ее регионального лидера Андрея Першина. В настоящее время численность Новгородского отделения этой партии составляет около 100 человек, что делает его одной из наиболее крупных (по численности) организаций региона. В организационные принципы этой партии заложен демократический централизм, что выделяет ее из многих других политических организаций, чья структура является аморфной и слабо отслеживается. Официально партия ориентируется на средний класс, однако, скорее всего, она стремится стать выразителем интересов мелких предпринимателей. Во всяком случае, в опубликованных документах этой партии отсутствуют вопросы, посвященные отстаиванию интересов работников наемного труда.

Особый интерес в политической жизни региона в июне 1994 года представляет деятельность Новгородской общественной палаты. Как уже отмечалось [1], создание этой общественной структуры является попыткой консолидации всех политических сил и движений на региональном уровне для решения местных проблем. В состав палаты вошли политические организации, официально зарегистрированные на территории Новгородской области. Сюда входят новгородские организации «ДемРоссии» и РКРП, Центристский блок и Союз местного самоуправления, РСДНП, Народная партия и другие, то есть почти все политические силы региона самой различной ориентации.

Несмотря на резкое различие в политических взглядах участников палаты, всех их объединяет то, что они находятся в оппозиции к нынешней исполнительной власти региона (некоторые из них при этом лояльны к центральной исполнительной власти). Особо резкое неприятие вызвал у членов палаты подготовленный администрацией области проект Положения об основах местного самоуправления на территории области. Согласно первоначальной (рабочей) редакции этого проекта, главой местного самоуправления на территории города (района) является назначаемый сверху глава администрации этой территории. При главе существует Совет, состоящий из назначаемых им глав администраций более низкого уровня. Позже в редакцию проекта были внесены изменения. Так, в Совет при главе администрации, по мнению авторов проекта, должны входить не только главы администраций более низкого уровня, но и «представители общественных организаций». Функции данной структуры в проекте Положения не определены, и можно предположить, что она сама будет являться чисто номинальным, в лучшем случае, консультативным органом. Члены Новгородской общественной палаты единогласно признали несоответствие данного проекта Конституции и правам граждан на местное самоуправление. В обращении к областной Думе, подписанном всеми членами палаты, говорится, что данное Положение в сущности ликвидирует местное самоуправление в области и заменяет его жесткой вертикальной иерархической структурой подчиненности органов исполнительной власти, которые заменяют собой органы местного самоуправления и не являются ответственными перед населением, которое их не избирает».

Такая реакция общественности не могла не сказаться на обсуждении областной Думой проекта Положения. В результате была принята редакция проекта Положения, предусматривающая как выборность, так и сохранение сильной административной власти на уровнях районов. Одновременно с этим принято решение о нецелесообразности наличия в районных центрах собственных, отличных от районных органов представительной власти. Исключение здесь представляют города Новгород, Старая Русса и Боровичи. На уровне ниже районного, по проекту, утвержденному Думой, выборных органов местного самоуправления существовать не будет. Кроме этого, Дума приняла решение о введении на территории Новгородской области института старост, которые, по всей видимости, будут назначаемыми. К настоящему времени проект Положения в средства массовой информации для широкого обсуждения еще не поступил. Однако, как думается, несмотря на уступки, сделанные в настоящий момент администрацией области и практически подконтрольной ей областной Думой, общественно-политические организации, в настоящий момент практически лишенные возможности оказывать влияние на ход событий в области, скорее всего, будут продолжать борьбу за усиление роли и влияния представительных органов власти как на уровне местного самоуправления, так и на более высоком уровне.

5.    ДИСКУССИЯ О ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ МАГИСТРАЛИ
МОСКВА — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Продолжает набирать силу дискуссия о строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. Представители Российского акционерного общества (РАО) ВСМ утверждают, что прокладка магистрали изменит инфраструктуру области в лучшую сторону, чему будут способствовать прокладка параллельно железной лороге скоростного шоссе, строительство в Крестецком районе мощной ГРЭС, использующей имеющиеся там стратегические естественные хранилища природного газа, и прокладка вдоль дороги высоконадежной оптико-волоконной связи. Среди инвесторов — Череповецкий металлургический комбинат, Октябрьская железная дорога, объединение «Никель», Нижнетагильский комбинат и др.

Противниками строительства ВСМ являются новгородский клуб «Экология», облкомприроды, ряд общественных организаций. Они указывают, что прохождение трассы по территориям, уникальным как в историческом, так и в экологическом планах, может нанести непоправимый ущерб. Кроме того, ими критически оценивается экономическая выгодность такого проекта: ориентировочная стоимость проезда по такой дороге из Петербурга в Москву ожидается порядка 90-95 долларов США.

Тем временем в дискуссию втягиваются все новые силы, в том числе МПС России (без чьего участия предполагает РАО ВСМ осуществление своего проекта).

Подробнее проблема РАО ВСМ будет освещена в следующем выпуске мониторинга.

 

 

Источники

1. Якурин А. Новгородская область в апреле 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №27.

2. Новгородские ведомости.— 1994.— 28 июня.

3. Новгород.— 1994.— 16 июня.

4. Новгородские ведомости.— 1994.— 21 июня.