Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Марина РАЗОРЕНОВА

Грузия
в июне 1994 года

1.    АБХАЗСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1.       Ввод миротворческих сил в зону конфликта

30 мая 1994 г. в Сочи начался очередной раунд четырехсторонних переговоров по вопросу возвращения беженцев в Абхазию. Цель переговоров — разработка механизма возвращения беженцев на места постоянного проживания и обсуждение ряда технических вопросов, связанных с этим.

К этому моменту в Гальский район Абхазии уже вернулось около 20 тысяч беженцев. Эту цифру со ссылкой на неофициальные источники назвал заместитель председателя Комитета по делам беженцев и перемещенных лиц Мирон Хергиани [1]. По его словам, Комитет не располагает сведениями о судьбе тех, кто вернулся в Абхазию, не дожидаясь организованного процесса переселения под эгидой ООН и гарантий безопасности со стороны миротворческих сил.

Именно миротворческие силы могут быть единственным гарантом безопасного возвращения беженцев — эта мысль звучала постоянно во время грузино-абхазских переговоров на всех уровнях.

1 июня в Москве начала работу трехсторонняя рабочая группа по размещению миротворческих сил СНГ в рамках поэтапного полномасштабного урегулирования конфликта в Абхазии. Грузинскую сторону представляли личный представитель главы государства, председатель Временного комитета по чрезвычайному положению Джаба Иоселиани, заместители министра обороны Гиоргий Вашакидзе и Гурам Николаишвили, командующий внутренними войсками Владимир Чиковани. С абхазской стороны были личный представитель председателя Верховного Совета Абхазии, заместитель председателя Совета Министров Анри Джергения, министр обороны Султан Сосналиев и его первый заместитель Сергей Тбар. Российскую сторону представляли заместитель командующего сухопутными войсками Александр Соколов, а также группа военных экспертов.

В результате пятидневных переговоров стороны пришли к следующему соглашению. В миротворческой операции должны принять участие войсковые подразделения почти всех стран — членов СНГ. На начальной ее стадии предполагалось задействовать российские части: батальоны Ленинградского, Уральского и Приволжского военных округов. Предполагаемые центры дислокации — ИнгуриГЭС, город Гали и село Сабутбая. В целом же миротворческие силы должны занять территорию площадью в 2144 квадратных километра и разместиться практически в каждом населенном пункте, что позволит гарантировать безопасность возвращения беженцев. В Зугдиди разместится подразделение военных наблюдателей. Вместе с миротворческими силами в Гали и Зугдиди предполагается расположить миссию ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ). Штаб объединенных миротворческих сил располагается в Сухуми.

Всю тяжелую технику абхазская сторона должна отвести за город Очамчире, а грузинская — в район Сенаки, причем эта техника будет находиться под контролем МООННГ, как и прибрежная полоса, прилегающая к зоне безопасности, которая, как было решено ранее, расположена на 12 км по ту и другую сторону реки Ингури и бывшей административной границы Абхазской Автономной Республики. В зоне безопасности не должно остаться ни одного вооруженного солдата ни с грузинской, ни с абхазской стороны. Будут установлены 30 контрольных и 5 пропускных пунктов.

Именно выполнение перечисленных условий обеспечит безопасность возвращения беженцев, для которых были определены места перехода: контрольно-пропускные пункты в районе железнодорожного и автомобильного моста через Ингури.

Министр обороны России во время своего пребывания в Грузии 11 июня уточнил некоторые детали миротворческой акции. В частности, он сообщил, что по предварительному решению в операции должны принять участие «пять батальонов — три парашютно-десантных и два мотострелковых. Каждый в пределах 500 человек. Таким образом, количество «голубых касок» составит 2500 человек» [2]. В целом же, по предварительным подсчетам, на проведение миротворческой операции в зоне конфликта в течение 6 месяцев потребуется порядка 10-11 миллиардов рублей [3].

На пресс-конференции по итогам визита Павла Грачева первый заместитель командующего Группой российских войск в Закавказье генерал-лейтенант Юрий Балуевский сообщил, что в перспективе — через полтора-два месяца — российские «голубые каски» могут заменить миротворческие силы из Киргизии, Таджикистана, Белоруссии и Украины.

6 июня, несмотря на отказ Совета Федерации России санкционировать участие российского контингента в миротворческой операции в Абхазии, началась переброска российских миротворческих сил для ввода их в зону конфликта.

Возможно, позиция Совета Федерации заставила российское руководство использовать на начальном этапе российский военный контингент, уже находящийся на территории Грузии, в частности 345-й парашютно-десантный полк, дислоцированный в районе Гудаута (Абхазия). Слухи о возможном использовании этой части вызвали крайне отрицательную реакцию в грузинском парламенте. Во время своего визита в Тбилиси Павел Грачев сообщил, что окончательное решение об использовании в миротворческой акции 345-го полка еще не принято. Руководство же Грузии смело отрицало возможность участия этого полка в миротворческой операции. Грузинские средства массовой информаци настаивали на обратном. 14 июня Эдуард Шеварднадзе и Джаба Иоселиани назвали подобные сообщения ошибочными. Однако 15 июня, в день, когда началось разминирование дорог и подходов к жизненно важным объектам вдоль реки Ингури, пресс-центр Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ) подтвердил участие в этой операции 345-го парашютно-десантного полка. Поэтому странно выглядело упорство Джабы Иоселиани, который спустя несколько дней, 21 июня, на вопрос корреспондента «Свободной Грузии», будет ли участвовать в миротворческой миссии эта часть, ответил: «Я уже сто раз говорил, что нет».

Ситуация вокруг 345-го полка, возможно, говорит о некоторых противоречиях между российским и грузинским руководством миротворческой операцией, которые обе стороны предпочитают не афишировать.

Следует отметить, что участие 345-го полка в миротворческой операции, особенно на территории Гальского района, может спровоцировать конфликтогенную ситуацию, так как грузины воспринимают этот полк как пособника абхазских вооруженных формирований. В этих условиях самая незначительная некорректность со стороны военнослужащих этой части может вызвать недоверие Грузии к российской миротворческой миссии вообще.

Тем не менее 15 июня российские военные приступили к разминированию территории недавних военных действий. По мнению командующего миротворческой миссией генерала Георгия Кондратьева и командующего южной зоной миротворческой операции генерала Алексея Потапова, первый этап миротворческой операции в Абхазии будет наиболее тяжелым. Основная сложность состоит в отсутствии карты минных полей. Поэтому процесс разминирования может затянуться на несколько месяцев.

18 июня началось разминирование территории вдоль реки Ингури, восстановительные работы на ингурском мосту. Восстановление моста велось с участием грузинских специалистов концерна «Грузавтодорога». 19 июня абхазское руководство потребовало немедленно приостановить эти работы, и лишь после переговоров с командованием российских миротворческих сил и Москвой 21 июня восстановительные работы на мосту через Ингури были продолжены.

Однако 26 июня абхазская сторона вновь потребовала приостановить восстановительные работы на ингурском мосту, ссылаясь на отсутствие контрольно-пропускных пунктов (КПК). После строительства КПК работы были продолжены, и к 29 июня мост через Ингури был восстановлен.

21 июня Совет Федерации России наконец дал санкцию на участие российского контингента в миротворческой операции в Абхазии. Из 160 депутатов против ввода миротворческих сил проголосовали 7 депутатов, 7 воздержались. После этого началась широкомасштабная операция по вводу миротворческих сил, и к 28 июня 2500 российских военных расположились в 24-километровом коридоре по обе стороны реки Ингури, взяв под контроль все ключевые объекты.

В зоне безопасности (20-километровая территория по обеим сторонам Ингури) по решению российского командования был введен комендантский час. Командование потребовало от местного населения сдать оружие и предупредило, что в случае нарушения требований комендантского часа будет открыт огонь без предупреждения [4].

Это решение было поддержано Комитетом по чрезвычайному положению в Западной Грузии и Советом Министров Абхазии, которые на совместном заседании приняли решение о введении чрезвычайного положения на территории Западной Грузии до полного урегулирования абхазского конфликта.

Одна из первых проблем, с которой столкнулись российские миротворцы, — это продолжение военных действий в Кодорском ущелье. По признанию командующего южной зоны российских миротворческих сил генерала Александра Потапова, к 27 июня у него не было даже точной информации о положении в этом районе: «Мы отвечаем за патрулирование на левом берегу реки Ингури. В Кодорском ущелье патрулированием не поможешь. Нам придется подождать развития событий» [5].

Между тем в течение июня из этого района так называемой Абхазской Сванетии поступали противоречивые сведения о периодическом возобновлении огня как с той, так и с другой стороны.

Попытки вывести все грузинские вооруженные формирования из Кодорского ущелья, скорее всего, встретят непонимание со стороны сванских отрядов самообороны. Вероятно, будет очень трудно объяснить сванам, почему они должны покинуть свои деревни. Разоружение же местных жителей будет фактически означать их вытеснение с родной земли.

Освобождение Кодорского ущелья для абхазского руководства — вопрос принципиальный. Только здесь Абхазия сможет создать коридор на Северный Кавказ. В свою очередь северокавказские республики получат выход к морю.

Пока же ситуация в Кодорском ущелье стала серьезным препятствием на пути возвращения беженцев.

1.2.       Проблема возвращения беженцев

Тем не менее уже в начале июня в Грузии был создан штаб по возвращению беженцев в Абхазию. Штаб, в который входят 33 человека, возглавляет премьер-министр Грузии Отар Пацация. Однако у грузинского руководства вряд ли могут быть иллюзии относительно беспрепятственного и скорого решения проблемы беженцев. В одном из традиционных радиоинтервью Э.Шеварднадзе предупредил: «Возвращение беженцев мы не должны представить так, будто в один день откроются все мосты и 300 тысяч человек вернутся одновременно. Это невозможно» [6].

Возвращению беженцев должна предшествовать большая организационная работа. В частности, Совет Министров Абхазии совместно с Республиканской комиссией по регистрации и учету беженцев и перемещенных лиц в середине июня приступили к подготовке списков возвращенцев, а после 20 июня к заполнению семейных анкет, которые должны быть представлены в Управление Верховного комиссариата по делам беженцев при ООН. Как заявил руководитель постоянной миссии службы верховного комиссара ООН по делам беженцев в Грузии Гаслимур Раламан, миссия берет на себя ответственность за транспортировку беженцев, проверку иммунитета возвращения, а также вопросы реабилитации возвращенцев на местах, обеспечения их жильем и продовольствием. «Народ должен быть гарантирован, что не столкнется с фактами вандализма и разбоя, — подчеркнул Г. Раламан во время встречи с Э. Шеварднадзе 7 июня, — для этого надо провести предварительные работы. Крайне недопустимо самовольное неорганизованное возвращение беженцев, что может привести к нежелательным непредусмотренным последствиям» [7].

Самовольное возвращение беженцев действительно серьезная проблема как для грузинского руководства так и для руководителей миротворческой миссии России. Неоднократные заявления протеста по этому поводу со стороны абхазского руководства воспринимались официальным Тбилиси как провокация. В частности 30 июня Комитет по правам человека и межнациональным отношениям и Комитет по беженцам и расселению приняли совместное заявление, в котором говорится: «В средствах массовой информации распространились сообщения, будто беженцы и насильственно перемещенные из Абхазии в массовом порядке самовольно возвращаются в Гальский район, что абхазской стороной оценено как нарушение четырехстороннего соглашения. Оба комитета официально заявляют, что это вымысел с целью срыва процесса возвращения беженцев» [8].

Говорить о том, насколько массовым было самовольное возвращение беженцев в июне, трудно из-за отсутствия достоверных сведений. Тем не менее приведу некоторые факты.

В одном из интервью Джаба Иоселиани сказал: «Им (беженцам. — М.Р.) буквально не терпится попасть домой. Многие из них днюют и ночуют прямо на мосту. Многие вброд переходят реку. Вчера, например, генерал-лейтенант Соколов... сам перевел более 100 человек. Ему просто стало жалко людей, которые не отходят от моста» [9].

По сообщению зугдидской администрации, в Зугдиди готовы отправиться домой еще 60 тысяч человек. К 27 июня 15 тысяч грузинских беженцев уже возвратились в Гальский район [10].

Вероятно, претензии со стороны абхазского руководства в определенной степени обоснованы. Однако нельзя не отметить, что в последнее время наблюдатели все чаще стали говорить о нежелании абхазской стороны содействовать возвращению беженцев в полной мере, так как это изменит демографическую ситуацию не в пользу абхазского этноса [11].

По мнению некоторых экспертов, из 120 тысяч беженцев Гальского района на родину смогут вернуться лишь от 40 до 70 тысяч. При этом Гальский район может оказаться единственным, куда возвращенцы будут допущены в значительном количестве. По информации, к которой следует относиться критически, абхазское руководство после взятия Сухуми не предполагало занимать территорию Гальского района, однако, не контролируя в достаточной степени действия вооруженных формирований, не смогло сдержать наступления. Гальский район, который по этническому составу всегда был грузинским (мегрельским), мог служить буфером между Абхазией и собственно Грузией. В результате изгнания местного населения из этого района В.Ардзинба получил территорию, на которой вряд ли посмеют поселиться абхазы. По непроверенным данным, этот район был предложен казакам, сражавшимся на абхазской стороне, но те отказались. Вряд ли также можно предположить, что этот сельскохозяйственный район будет заселен представителями Северного Кавказа, слабо ориентированными на занятие сельским хозяйством. Таким образом, единственный путь заполнить этнический вакуум, восстановить экономический потенциал Гальского района, а также создать буфер между Грузией и Абхазией — вернуть местное грузинское население, но не все, а лишь часть — по причине, указанной выше.

Один из лидеров абхазского руководства, Леонид Лакербая, заявил, что о массовом возвращении грузин в Абхазию не может быть и речи. По его словам, цель Грузии — создать в Абхазии пятую колонну, поэтому беженцы могут вернуться только в Гальский район. При этом гарантий безопасности грузинам не может дать ни абхазское руководство, ни Верховный комиссариат ООН [12].

На июньских переговорах в Сочи абхазская делегация выдвинула новые условия возвращения беженцев: беженцы должны письменно признать законодательство Абхазии и подтвердить свою лояльность к абхазскому правительству. Грузинская сторона категорически отвергла это требование, и вопрос был перенесен на очередной раунд переговоров в Женеве.

Что же касается Сухуми, Гагры, Гудауты, то здесь, по сообщениям средств массовой информации, идею возвращения грузинских беженцев абхазское население встречает без особого энтузиазма.

Например, на митинге, состоявшемся в Сухуми 25 июня, звучала мысль о том, что если грузины вернутся, то начнется новая война. Участники митинга резко критиковали политику Владислава Ардзинбы и российского правительства, направленную на возврат беженцев. «На этой земле должны жить либо мы, либо грузины. Третьего не дано», — говорилось на митинге [13].

Местная жительница из Сухуми, не пожелавшая себя назвать, на вопрос корреспондента, как относятся жители Сухуми к возможному возвращению грузин, ответила: «По-разному. Я присутствовала на субботнем митинге в Сухуми, на котором выступали абхазские женщины. Представители Гудаута решительно против возвращения грузин. Жительницы Очамчиры и Сухуми допускают мысль о возвращении грузин, но только тех, кто не воевал. На митинге многие публично пддерживали идею Ардзинбы «Абхазия без грузин», но в частной беседе говорили, что без грузин не обойтись — нет специалистов, да и вообще привыкли жить вместе» [14].

Положение беженцев из Абхазии остается крайне сложным. Грузинские власти не в состоянии оказать им необходимую экономическую поддержку и создать условия относительного сносного существования. Поэтому, вероятно, значительная часть беженцев готова принять любые условия возвращения. По крайней мере, большая часть приветствует усилия сторон по организации процесса возвращения беженцев и переселенных лиц в Абхазию.

Так, 2 июня в Зугдиди собрание представителей беженцев и переселенных лиц из Абхазии приняло обращение к генеральному секретарю ООН, Президенту России, руководителям стран СНГ и Э.Шеварднадзе, в котором, в частности, говорится: «Мы, представители беженцев, переселенных в район Самегрело (Мегрелия. — М.Р.), собрались в городе Зугдиди, чтобы приступить к широкомасштабной подготовке первого этапа политического урегулирования проблемы Абхазии... Под эгидой ООН страны Содружества, Российская Федерация обеспечат ввод миротворческих сил в зону конфликта, создадут гарантию безопасного возвращения беженцев и перемещенных лиц. Как первый этап население Гальского района вернется к родному очагу...» [15].

Примерно такая же позиция высказывалась на собрании, беженцев, проживающих в тбилисской гсстинице «Кавказ» [16].

По понятным причинам беженцы из Гальского района настроены оптимистичнее нежели сухумцы или гагрцы.

Значительная часть беженцев покидает Грузию и пытается устроиться в России. В настоящее время в Сочи, по утверждению пресс-секретаря сочинской мэрии Игоря Сизова, насчитывается 34 тысячи беженцев, в том числе полторы тысячи грузин, 3,5 тысяч абхазов, остальные — русские. На основании ходатайства Комитета по делам беженцев и перемещенных лиц около тысячи беженцам из Абхазии оказано содействие со стороны правительства в выезде за пределы Грузии. На финансирование транспортных расходов для лиц, обосновавших необходимость их выезда из республики, из госбюджета было выделено 12 миллиардов купонов (по официальному курсу примерно 30 миллионов рублей. — М.Р.). Однако, по сообщению заместителя председателя Комитета Мирона Хергиани, на сегодняшний день процесс приостановлен ввиду того, что обращения в комитет с подобными заявками стали приобретать массовый характер и государство не в состоянии нести такие расходы [17].

Бедственное положение беженцев используется крайними радикалами из Общества освобождения Абхазии (ООА), находящимися в активной оппозиции к грузинскому руководству. Привожу цитату из выступления лидера ООА Бориса Какубавы: «Я требую... не подписывать с абхазами никакого соглашения. По моим данным, — а это сведения точные — в Женеве будет юридически оформлен статус Абхазии как независимого государства. Я совершенно точно знаю, что Россия вводит свои войска для того, чтобы окончательно отторгнуть Абхазию от Грузии. Вчера Владислав Ардзинба в Гальском районе встретился с грузинским населением в селах. Он назначает руководителями сел грузин. Он сказал (цитирую): «Вы, конечно, коренное население этой земли. Но вы должны помнить, что здесь территория независимой Абхазии и должны подчиняться абхазским властям». Вот что сказал Владислав Ардзинба. Я считаю, что мы имеем дело с огромной, немыслимой изменой нашего правительства. И я рекомендую и Вахтангу Гогуадзе, и Эдуарду Шеварднадзе уйти, пока не поздно. Пока не пролилась кровь» [18].

Кроме того, известны случаи, когда в Зугдиди последователи экс-президента Звиада Гамсахурдия пытались собирать подписи против возвращения беженцев в Абхазию [19].

Что же касается беженцев абхазской и русской национальности, то, судя по данным, например, сочинской мэрии, приведенным выше, эта категория беженцев не стремится вернуться на родину как можно скорее. Возможно, это связано с напряженной криминогенной обстановкой в Абхазии, которую абхазскому руководству пока не удалось исправить. По сообщениям грузинских средств массовой информации, на участке дороги между Новым Афоном и Верхней Эшерой действует сильная бандитская группа, нападающая на проезжающих [20]. Абхазская сторона утверждает, что это — грузинские партизаны.

По свидетельству очевидца, в Сухуми «обстановка очень сложная. Власти не могут справиться с преступностью. Надежды на восстановление порядка местные жители связывают только с приходом российских войск. Грабежи усилились, потому что пришельцы из районов — Гудаута, Ткварчели, Очамчира — заняли в Сухуми чужие дома и стараются успеть награбить побольше» [21].

Что же касается вопроса возвращения беженцев в целом, то многие эксперты сегодня склонны считать, что он не может быть разрешен до определения политического статуса Абхазии.

1.3.       Вопрос о государственном статусе Абхазии

Именно эта проблема стояла на повестке дня объединенного заседания редакционной группы Государственной конституционной комиссии и представителей парламентских фракций, прошедшего в Тбилиси 29 июня. С докладом выступил руководитель экспертной группы по статусу Абхазии на Женевских переговорах с грузинской стороны заместитель руководителя аппарата главы Грузинского государства Ираклий Мачавариани. Он отметил, что за время работы экспертной группы было достигнуто хотя и незначительное, но все же сближение позиций. Абхазская сторона практически отказалась на переговорах от требований полной независимости. Ни одна из сторон уже не говорит о создании нового независимого государства на территории бывшей Грузинской ССР. Остается открытым вопрос, какое место займет Абхазия в новом Грузинском государстве [22].

2.    ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
ОБ АБХАЗСКОЙ ПРОБЛЕМЕ

Проблема ввода миротворческих сил и возвращения беженцев вызвали острые дебаты в политических кругах Грузии. Спектр мнений по этому поводу чрезвычайно широк: от полного неприятия позиции грузинского руководства до полной поддержки.

2.1.       Мнение крайне радикальной оппозиции

Нодар Натадзе (Народный фронт Грузии): «Россия требует, чтобы ООН присвоил ее войскам статус сил Организации Объединенных Наций. По моим сведениям, беженцы войдут в Абхазию не раньше, чем будет решен вопрос статуса Абхазии. Еще я имею разведывательные данные. Согласно им, готовится группа населения численностью 5 тысяч человек, которая получит задание ворваться в парламент и разогнать его. Россия твердо намерена на территории СССР создать федеративное или, в крайнем случае, конфедеративное государство. Наши власти им подыгрывают. Выход тут один. Либо власти радикально меняют свою русскую ориентацию — в этом случае мы с ними сотрудничаем. Либо парламент признает грузинское правительство состоящим на службе иностранного государства и любые его решения признаются недействительными» [23].

Тенгиз Кикачеишвили («Круглый стол — Свободная Грузия» [24]): «При всем желании абхазское руководство не имело юридического права выходить из состава Грузии, так как процент сторонников этого акта среди населения автономии был ничтожно мал. Произошел сговор между Ардзинбой и Шеварднадзе о развязывании военного конфликта, что позволило бы Абхазии военным путем добиться выхода из состава Грузии [Вернуть Абхазию военным путем] на этом этапе... невозможно. Силой оружия можно вернуть Абхазию только в том случае, если будет полностью решена проблема всего Кавказа без участия России» [25].

Ираклий Церетели (Партия национальной независимости Грузии): «Я думаю, что следует не вводить, а выводить русские оккупационные войска из Грузии. Все. До последнего солдата. Я думаю, что следует вообще вывести Грузию из сферы росийского влияния. Сейчас все вспомнили о том, что у нас и у русских единая вера. Да, это так. И имей русские совесть — лучшего друга и союзника им не найти. Но этой совести нет. Ее не было шесть последних веков, и верх наивности полагать, что она проклюнется теперь. Поэтому я думаю, что Грузии лучше всего оказаться в сфере влияния политики США. Я категорически против [возвращения беженцев в Абхазию]. Это бессмысленно, пока Грузия не имеет боеспособной армии, способной силой решить абхазскую проблему. То есть, проще говоря, восстановить над этой территорией грузинский суверенитет. Любой иной вариант означает потерю генофонда в 250 тысяч человек. Да и в чем в конце концов проблема? Мы вполне можем обойтись без Абхазии 3-5 лет. Соберемся с силами, ударим, как говорили римляне, и все будет в порядке [26].

2.2.       Умеренная оппозиция

Гиорги Чантурия (Национально-демократическая партия Грузии): «Мы отрицательно относимся к вводу российского миротворческого контингента в Абхазию и неоднократно заявляли об этом. Однако оппозиция не собирается активно мешать этому процессу, чтобы не давать властям еще один повод оправдаться и снова обвинить в провале своей политики оппозицию. Отрицательные же результаты для Грузии скоро проявятся. Руководство республики скоро поймет, что нужно было следовать другим курсом. Мы не доверяем России, так как она стремится восстановить империю, и ввод российских сил в Абхазию будет содействовать лишь отторжению этой территории от Грузии. Конфликт в Абхазии можно решить либо военным путем, либо политическим, но оба они приемлемы в том случае, если у Грузии будет реальная сила, если она будет представлять собой устойчивое государство с хорошо вооруженной армией» [27].

«Я категорически против возвращения беженцев в Абхазию, пока там не будут восстановлены государственность и суверенитет Грузии. Мне кажется, что на данном этапе нужно создать условия для проживания беженцев здесь. Это, конечно, сложнее, чем отправить беженцев в Абхазию, где часть их будет признана боеспособной и уничтожится, а часть будет вынуждена переименоваться в абхазцев» [28].

Ирина Саришвили (Национально-демократическая партия Грузии): «Нельзя скрывать правду от беженцев. Им надо сказать прямо и без обиняков, что Абхазия нами потеряна. Разумеется, временно. Беженцев мы должны здесь опекать, стараться создать им человеческие условия жизни, а вот когда мы обретем армию, когда экономически немного окрепнем, то можно будет думать о военных действиях (которые, на мой взгляд, наиболее предположительны) или о более эффективном завершении мирных переговоров» [29].

Акакий Асатиани (Союз грузинских традиционалистов): «Ввод российских сил практически будет способствовать отторжению Абхазии от Грузии. Но все равно нужно будет продолжить переговорный процесс, поскольку военными действиями сегодня ничего не решить. Мы предложили свой проект урегулирования конфликта: признать Верховный Совет Абхазии созыва 1991 года и начать переговоры непосредственно с ним в рамках федеративного устройства Грузии, которое предлагает наш союз. Сегодня же Абхазия будет настаивать на своей независимости, и я думаю, что на меньшее, чем договор о союзе между двумя государствами, она не пойдет» [30].

2.3.       Сторонники позиции Э.Шеварднадзе [31].

Гия Жоржолиани (Союз граждан Грузии): «Мы поддерживаем решение о вводе миротворческих сил в Абхазию и рассматриваем это как позитивный шаг в направлении урегулирования конфликта. Основной проблемой в процессе мирного урегулирования конфликта, на наш взгляд, является восстановление демографического состояния, существовавшего до начала войны. Политический статус Абхазии должен быть решен всем населением Абхазии» [32].

Гиорги Барамидзе (Парламентское большинство): «Миротворческую операцию нужно начать как можно быстрее. Сейчас некоторые политики выступают против ввода миротворческих сил, предлагают переждать 2-3 года, за это время поднять экономику, создать боеспособную армию... Но к тому времени эта часть грузинской территории может оказаться занятой» [33].

Гурам Мучаидзе (Социал-демократическая партия Грузии): «Мы приветствуем ввод миротворческих сил и надеемся, что с их помощью наконец-то удастся урегулировать ситуацию в Абхазии. На мой взгляд, руководству республики пора прекратить заигрывание с Западом и убедить Россию в том, что Грузия бесповоротно взяла курс на союз с нею. И только в этом случае миротворческий процесс приведет нас к желаемым результатам в Абхазии» [34]. И, наконец,

2.4.       Позиция грузинского руководства

Ее четко выразил Э.Шеварднадзе в интервью грузинскому телевидению: «Мы должны уяснить себе, нужно нам возвратить Абхазию или нет... Я считаю, что предлагаемая модель решения конфликта — это исторический шанс, который мы не должны упустить. Исходя из этого, каждый должен нести свою долю ответственности перед историей и народом: я — за принятое решение...» [35].

Наблюдатели отмечают, что в последнее время в своих многочисленных выступлениях Эдуард Шеварднадзе начал слишком много рефлексировать по поводу причин абхазской трагедии. Это наблюдение вполне обоснованно. Приведу несколько примеров.

«Еще раз напомню неоднократно сказанное: в Абхазию мы вошли не воевать. Война с Абхазией так же бессмысленна и неразумна, как и абсолютно безответственно начатая авантюристическая война против Осетии... Я с самого же начала считал, что война между грузинами и абхазами недопустима. Так что же произошло? Почему мы так жестоко наказаны, несмотря на то, что с нами был весь мир — в лице Организации Объединенных Наций и других международных и европейских структур? Главная ошибка Грузии после распада Советского Союза состоит в формировании неразумного курса отношений с Россией» [36].

«Говоря о причинах трагедии Абхазии, мы должны учитывать тот фон, тот общеполитический контекст, в котором развивались эти события. С этой точки зрения важнейшим является синдром некоторого отчуждения и недоверия, сформировавшийся во взаимоотношениях между Россией и Грузией в процессе распада Советского Союза и непосредственно после него» [37].

«... Я, человек, остававшийся в Сухуми до последней минуты его падения, с полной ответственностью должен сказать: главная причина падения Сухуми — измена. Не надо во всем винить Россию. Не надо все время оглядываться назад» [38].

3.    «ВОПРОС О ВЛАСТИ»

Такой откровенный разворот Шеварднадзе в сторону России вызвал негодование в стане оппозиции. Все настойчивее стало звучать требование о проведении чрезвычайного заседания с повесткой дня «Импичмент Шеварднадзе» или значительное сокращение его полномочий, ликвидация поста главы государства. Наиболее радикальные депутаты парламента настаивали на привлечении главы государства к уголовной ответственности по статье «Измена родине» за ввод российских миротворческих сил в Абхазию. В случае, если парламент откажется рассматривать этот вопрос, они угрожали бессрочной голодовкой.

На чрезвычайном заседании 15 июня грузинский парламент рассмотрел вопрос о вводе миротворческих сил в Абхазию. Результаты дебатов Э.Шеварднадзе прокомментировал сразу после заседания в выступлении по грузинскому телевидению: «И форма, и содержание дискуссии оставили тягостное впечатление. Я считаю себя правым, когда в таких сложных ситуациях беру всю ответственность на себя. Это единственный выход в тяжелую минуту. Парламент не принял решения. Но я все равно начинаю действовать. Я уже связался с российскими командующими и сообщил им, что мы будем осуществлять наши договоренности. Иначе и быть не может. Политика, основанная на эмоциях и корысти, — это не политика» [39].

В ответ парламентская оппозиция (60 человек) потребовала проведения внеочередного заседания парламента, на котором был бы обсужден вопрос о власти. Такое заседание было назначено на 24 июня. Но парламентское большинство одновременно сделало заявление, в котором поставило под сомнение целесообразность проведения такого заседания, и отказалось принимать в нем участие. Позицию большинства сформулировал вице-спикер парламента Вахтанг Рчеулишвили: «Мы не допустим судилища над нынешними властями и главой государства» [40].

Тем не менее 24 июня инициаторы проведения внеочередного заседания все же собрались. Вице-спикер Вахтанг Гогуадзе, ведший заседание, после регистрации парламентариев заявил, что заседание приступить к работе не может, так как неправомочно принимать решения из-за отсутствия кворума. Таким образом, вопрос о власти в очередной раз повис в воздухе.

4.    ОБЪЕДИНЕНИЕ ОППОЗИЦИИ

В понедельник 13 июня состоялось официальное объединение трех политических организаций: Республиканской партии, Народного фронта и Хартии-91. Среди основных целей Объединенной республиканской партии (ОРП), как было заявлено на собрании, на первом месте стоит преодоление разобщенности народа как обязательное условие восстановления национального суверенитета и юрисдикции государства на всей территории Грузии. Республиканцы собираются представить на суд общества доктрину государственного строительства Грузии как независимого и демократического государства. Начата работа над программой новой партии, которая будет готова к съезду, намеченному на сентябрь 1994 г.

Партию возглавляют три сопредседателя: Вахтанг Дзабирадзе, Нодар Натадзе и Тедо Пааташвили. Как заявил на пресс-конференции Вахтанг Дзабирадзе, «все три организации были правоцентристскими по европейским меркам, и такой же политико-идеологической ориентации будет придерживаться и впредь объединенная партия» [41].

Новая партия намерена выставить альтернативную команду, претендующую на исполнительную власть, которая будет в состоянии реализовать ее программу.

ОРП имеет парламентскую фракцию — 21 депутат.

Глава государства оценил этот шаг оппозиции так: «Вот на днях объединились в одну три партии. И что? А только то, что мы еще раз убедились, что объединение негативных сил не способно породить позитивный результат. Поэтому очень важно, чтобы телезритель сам увидел и убедился, какая опасность грозит Грузии, если эти люди придут к власти» [41а].

В июне о готовности взять власть громко заявили и социал-демократы — оппозиция Шеварднадзе слева. На пресс-конференции, посвященной презентации политической платфрмы «Путь спасения Грузии», лидер СДПГ Гурам Мучаидзе заявил, что интеллектуального запаса партии хватит на два правительства. Программа СДПГ такова: Шеварднадзе должен подать в отставку, после чего будет создан комитет национального спасения из политиков пророссийской ориентации.

5.    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В ПАРЛАМЕНТ

12 июня прошли довыборы в грузинский парламент в ряде регионов Западной Грузии и городе Рустави [42].

В трех избирательных округах Западной Грузии в выборах приняли участие 60% избирателей. В результате в парламент были избраны три депутата, в том числе премьер-министр Отар Пацация (от Зугдиди).

Что же касается Рустави, то выборы здесь признаны недействительными и перенесены на 3 июля. В середине дня 12 июня в городе появились вооруженные формирования, по одним сведениям — неизвестной принадлежности, по другим — принадлежащие к «Мхедриони». Вооруженные люди угрожали избирателям и членам избирательной комиссии физической расправой в случае поражения кандидата в депутаты Мурмана Оманидзе [43]. В результате в выборах приняли участие лишь 20% избирателей. Национально-демократическая партия Грузии, также выставлявшая своего кандидата в Рустави, выступила с заявлением, в в котором отмечается, что в ходе выборов в Рустави имели место грубейшие нарушения закона. Кроме того, одна из вооруженных групп ворвалась в городскую штаб-квартиру НДПГ. В связи с этим национальные демократы потребовали тщательного расследования случившегося. Мурман Оманидзе категорически опроверг свою причастность к событиям и обвинил НДПГ в заинтересованности сорвать выборы после того, как выяснилось, что их кандидат проигрывает по всем округам. Оманидзе посоветовал национальным демократам смириться с поражением и прекратить «провокационный шабаш». Несмотря на скандал, М.Оманидзе уверен, что за него проголосуют не менее 50% избирателей.

Следует отметить, что в Грузии не прекращаются разговоры вокруг возможных досрочных выборах в парламент. В связи с этим заслуживают внимания результаты опроса, проведенного газетой «Кавкасиони» [44]. Ответы респондентов на вопрос: какой партии вы отдадите голос на парламентских выборах — распределились следующим образом.

 

Союз граждан Грузии (СГГ)                                                                        31%

Национально-демократическая партия Грузии (НДПГ)                       29%

Народный фронт                                                                                               6%

Не знаю                                                                                                             24%

 

 

Источники и примечания

1. Информационная сводка агентства BS-PRESS.— 1994.— 30 мая.

2. Павел Грачев: «Миротворческие силы России будут размещены в зоне конфликта...» // Свободная Грузия.— 1994.— 15 июня

3. Закавказские военные ведомости.— 1994.— 8 июня.

4. Информационная сводка агентства BGI.— 1994.— 27 июня.

5. Информационная сводка агентства BGI.— 1994.— 27 июня.

6. Из радиоинтервью Эдуарда Шеварднадзе // Свободная Грузия.— 1994.— 1 июня.

7. Информационная сводка ГИА.— 1994.— 7 июня.

8. Информационная сводка ГИА.— 1994.— 30 июня.

9. Информационная сводка агентства BGI.— 1994.— 18 июня.

10. Информационная сводка BGI.— 1994.— 27 июня.

11. Вернее говоря, речь идет о восстановлении доконфликтной демографической ситуации в Абхазии, которая, по данным переписи населения 1989 г., выглядела следующим образом:
абхазы — 17,8%; грузины — 45,7%; армяне — 14,6%; русские — 14,3% (On ethnic composition of population of the Georgian Republic (Information material)/ Gen. edit. — E. Shevardnadze. — Тбилиси, 1993.

12. Информационная сводка агентства BGI.— 1994.— 27 июня.

13. Там же.

14. Там же.

15. Обращение. Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций господину Бутросу Бутросу Гали, Совету Безопасности Организации Объединенных Наций, Президенту Российской Федерации господину Борису Ельцину, руководителям стран Содружества Независимых Государств, Председателю парламента Грузии — Главе государства господину Эдуарду Шеварднадзе // Свободная Грузия.— 1994.— 7 июня.

16. Мнение беженцев // Закавказские военные ведомости.— 1994.— 29 июня.

17. Информационная сводка агентства BS-PRESS.— 1994.— 31 мая.

18. Информационная сводка агентства BGI.— 1994.— 24 июня.

19. Там же.

20. В Абхазии притесняют абхазов // Свободная Грузия.— 1994.— 29 июня.

21. Информационная сводка агентства BGI— 1994.— 27 июня.

22. На повестке дня — статус Абхазии // Свободная Грузия.— 1994.— 30 июня.

23. Информационная сводка агентства BGI.— 1994.— 24 июня.

24. Политическая организация, созданная в 1990 году Звиадом Гамсахурдиа.

25. Информационная сводка агентства BGI.— 1994.— 24 июня.

26. Информационная сводка агентства BGI.— 1994.— 14 июня.

27. Новая газета.— 1994.— июнь, N13-14.

28. Ахалгаздра ивериэли.— 1994.— 25 мая.

29. Картули кроника.— 1994.— N12.

30. Новая газета.— 1994.— июнь, N13-14.

31. В данном случае речь идет о сторонниках Шеварднадзе только по абхазскому вопросу.

32. Новая газета.— 1994.— июнь, N13-14.

33. Информационная сводка агентства BGI.— 1994.— 15 июня.

34. Новая газета.— 1994.— июнь, N13-14.

35. Информационная сводка агентства BGI.— 1994.— 15 июня.

36. Из радиоинтервью Эдуарда Шеварднадзе 20 июня // Свободная Грузия.— 1994.— 22 июня.

37. Заявление главы Грузинского государства // Свободная Грузия.— 1994.— 23 июня.

38. Интервью Э.Шеварднадзе грузинскому телевидению 15 июня // Информационная сводка агентства BGI.— 1994.— 16 июня.

39. Там же.

40. Доводы и контрдоводы // Вечерний Тбилиси.— 1994.— 28 июня.

41. Республиканцев становится больше // Новая газета.— 1994.— июнь, N12.

41а. Интервью Э.Шеварднадзе грузинскому телевидению 15 июня // Информационная сводка агентства BGI.— 1994.— 16 июня.

42. В ряде регионов Западной Грузии парламентские выборы в 1992 г. не проводились из-за гражданской войны. В Рустави же выборы 12 июня проводились на место расстрелянного в Абхазии председателя Совета Министров Абхазской Автономной Республики депутата Жиули Шартава.

43. Мурман Оманидзе — бывший министр иностранных дел и премьер-министр грузинского правительства при Звиаде Гамсахурдия, сейчас — один из владельцев компании «Холдинг-центр». Неоднократно заявлял о своих симпатиях к Партии грузинских традиционалистов, при этом считает, что «Эдуард Шеварднадзе, безусловно, умный человек, я об этом неоднократно заявлял и заявляю, как бы не сложились мои с ним отношения. Не использовать такого главу государства, имеющего громадный политический капитал... — преступление. Такое же преступление — использование Эдуарда Шеварднадзе мелкими чиновниками в своих корыстных целях» (Вечерний Тбилиси.— 1994.— 23 июня). Собирается направить часть доходов от своих компаний в качестве инвестиций в грузинскую экономику, прежде всего в Рустави.

44. Кавкасиони.— 1994.— 8 июня. К сожалению, не указаны методика опроса и количество респондентов.