Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Евгений ЖУКОВ

Эстония
в июне 1994 года

Основные направления в политической жизни Эстонии в июне 1994 года: продолжение кризиса правительства, правящей партии «Исамаа» и по сути дела ее развал; в промышленности — обсуждение повышения цены на сланец и электроэнергию. Продолжается предвыборная кампания к выборам в Государственное собрание в марте следующего года. В эстонско-российских отношениях особенных сдвигов не произошло, несмотря на троекратную встречу специальных представителей — В.Чуркина и Р.Мялка.

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Правительственный кризис

Одним из важнейших событий политической жизни Эстонии в июне стал внеочередной съезд ведущей партии правительственной коалиции Эстонии «Исамаа» 11 июня. Он явился итогом начавшегося еще осенью 1993 года кризиса этой партии, переросшего в конце мая в правительственный, когда были уволены министр обороны И.Канник и министр юстиции К.Кама.

В конце мая М.Лаар связал свое будущее как премьер-министра с решением съезда «Исамаа», пообещав уйти с этого поста, если не будет переизбран председателем «Исамаа». В начале своей работы съезд принял решение о независимости должностей премьер-министра и председателя партии.

11 июня свои кандидатуры на пост председателя «Исамаа» выдвинули, помимо М.Лаара, спикер Госсобрания Юло Нугис [1], экс-министр юстиции Кайдо Кама, а также лидер консервативной фракции «Исамаа» Энн Тарто и заместительница председателя парламентской фракции «Исамаа» Карин Яанин, которая, не баллотируясь, передала свои голоса К.Кама. Каждый из них попытался объяснить причину кризиса. Например, по мнению К.Кама, к нигилизму в исполнении законов привел кризис этики в правительстве.

Разногласия в «Исамаа» ясно выявились накануне съезда, когда совет партии предложил «в интересах сохранения единства партии» не выставлять свою кандидатуру на пост ее председателя. Это решение совета не было единогласным, а принято большинством голосов. Некоторые местные организации «Исамаа» (например, Тартуская) полностью поддерживали М.Лаара, но многие выступали против него.

В первом же круге председателем партии был вновь избран М.Лаар, получив 191 голос из 352 присутствоваших [2].

После съезда коалиционной партии «Исамаа» спикер парламента Эстонии и лидер фракции республиканцев в «Исамаа» Ю.Нугис объявил, что намерен вместе со своей фракцией выйти из этой партии и вновь образовать отдельную партию, которую хочет сделать настоящей представительницей правового мировоззрения в эстонской политике [3]. Ю.Нугис считает, что две остальные (кроме республиканской) фракции «Исамаа» — национал-консерваторы и христианские демократы — «исповедуют религию, которая заключается в том, что самое главное — насколько чиста твоя порода», и прощают друг другу некомпетентность, лишь бы не было коммунистического прошлого. Сам Нугис, по его словам, имеет прагматический подход и оценивает человека не по биографии, а по его компетентности. В советское время Ю.Нугис был директором крупного предприятия, сейчас же он скрывает, что хочет стать президентом.

В связи с выходом Республиканской партии из рядов «Исамаа» большое внимание уделяется позиции ее члена, министра иностранных дел Юри Дуйка, связанного тесными личными взаимоотношениями как с премьер-министром М.Лааром, так и с президентом Л.Мери.

После съезда «Исамаа» и переизбрания М.Лаара при явном перевесе его и его сторонников продолжались политические отставки. 13 июня объявил о своей отставке генеральный секретарь «Исамаа» Ивар Рулль в знак неподдержки М.Лаара.

По той же причине Либерально-демократическая партия Эстонии вышла из правительственной коалиции и одновременно отозвала из правительства двух своих министров: министра культуры и просвещения А.Э.Руссо и министра финансов Х.Краниха. Последний еще в мае обещал покинуть свой пост в случае победы М.Лаара, не желая работать в его правительстве [4]. По словам Х.Краниха, М.Лаар неоднократно допускал некорректность в оформлении государственных кредитов и гарантий. 27 июня президент Мери назначил министром финансов Андреса Липстока, а министром культуры и просвещения — бывшего министра без порфтеля, по делам народонаселения Пеэтера Олеска.

16 июня в Госсобрании состоялось голосование по вотуму недоверия министру внутренних дел Эстонии Хейки Арике. Предложение о выражении недоверия ему поступило от 27 парламентариев и было внесено на рассмотрение членом фракции «Независимых», лидером Партии национального прогресса Антсом Эрмом. Депутаты уже давно атакуют Арике, который с их точки зрения является главным нарушителем законов в Эстонии; его обвиняют в торможении выдачи эстонских паспортов, замораживании исполнения Закона о гражданстве. Поводом для новой атаки стало обвинение Арике в участии в попытке продажи одной эстонской фирмой партии оружия в Азербайджан. Несколько законов Эстонии запрещают экспорт и реэкспорт оружия в воюющие государства. За недоверие Х.Арике проголосовали 43%, для принятия же решения о недоверии требовался 51 голос, против выражения недоверия высказались 13 депутатов, воздержались 5, то есть по сути Арике не получил доверия в парламенте.

Сразу после «оправдания» Х.Арике появилось негодующее заявление наиболее «принципиальных борцов» — Центрального союза националистов Эстонии, требующее роспуска парламента как «исчерпавшего себя и скомпрометировавшего в глазах честных людей», а также создания независимой комиссии для расследования деятельности правительства и Госсобрания, выявления виновных и их сурового наказания [5].

Многие наблюдатели прямо заявляют, что министр внутренних дел Х.Арике остался на своем посту лишь потому, что не голосовали две парламентские фракции: коалиционная «Умеренных» и стоящая особняком фракция свободных демократов [6]. Последних называли заместителями либералов в коалиции, что опроверг лидер свободных демократов Яан Каплинский, заявивший, однако, что его фракция готова сотрудничать со всеми единомышленниками во имя создания крепкого и авторитетного правительства. Правительство «политиков» М.Лаара не во всем себя оправдывает. По мнению Каплинского, существует опасность невозможности спасения нынешней коалиции и имело бы смысл создание новой, более гибкой, пусть и используя старые силы [7]. Социал-демократы выставили правительству пакет социально-политических требований, в зависимость от исполнения которых ставят свое пребывание в правительстве. Они добиваются того, чтобы те реформы, которые начались по их инициативе, приобрели необратимый характер. Если же социал-демократы убедятся в недостижимости своих требований, то готовы покинуть правящую коалицию.

По словам члена правления вышедшей 28 июня из состава «Исамаа» Республиканской партии спикера Госсобрания Юло Нугиса, эта партия намерена сотрудничать с оппозиционной Коалиционной партией. При этом Нугис признал, что уровень, на котором будет вестись сотрудничество, пока не определен. В то же время Нугис назвал Коалиционную партию возможным будущим партнером республиканцев по правительственной коалиции. По словам исполняющего обязанности председателя Республиканской партии Сулева Вальмера, она, возможно, будет сотрудничать и с «Исамаа», поскольку их взгляды все же близки.

За все время кризиса оппозиция в парламенте вела себя незаметно. Развал коалиции, отсутствие у Лаара большинства в парламенте несколько развязали оппозиции руки в реализации собственной воли, но в рамках существующего раздела сил. Не брать на себя ответственность за сделанное Лааром, не давать обещаний на будущее, то есть формировать новое правительство при существующем парламенте, оппозиция, во всяком случае связка центристы — партия предпринимателей, не желает.

Продолжается предвыборная кампания к предстоящим в марте 1995 года выборам в парламент. Правда, в июне она по сравнению с маем как будто даже приутихла. В середине июня премьер-министр М.Лаар, председатель партии «Исамаа», заявил, что у его партии еще не подготовлена предвыборная программа; есть лишь наброски программы, но подготовленные не руководством «Исамаа», а людьми, занимавшимися ее предыдущей предвыборной кампанией. По словам Лаара, это показывает, что прежнее руководство партии не занималось вопросами, которыми должно было бы заниматься.

Как факт предвыборной кампании можно рассматривать подписание устава национального объединения «Parem Eesti» («Лучшая Эстония», вариант — «Правая Эстония»). Это объединение шести правых и ультраправых организаций: Эстонское национальное объединение успеха, Центр деколонизации, Эстонское национальное объединение, Союз граждан Эстонии, «Эстонский дом» и выруское объединение Эстонского национального возрождения. Председателем нового объединения стал шведский эстонец Юри Эстам, с целью вернуть наследное имущество вернувшийся в Эстонию и организовавший Союз правопреемных собственников. Рождение этого Союза повлекло за собой появление другого — Союза квартиросъемщиков, препятствующего разгулу возвращения некогда отчужденной собственности. Последний протестует против непомерно взвинченной квартплаты, самосуда собственников, порой пытающихся насильно выселить жителей из своих домов.

13 июня Коллегия конституционного надзора Государственного суда Эстонии объявила принятый 3 мая Государственным собранием Закон о регламенте работы президента противоречащим Конституции. Президент Л.Мери оставил этот закон непровозглашенным и обратился в Государственный суд с ходатайством о признании его противоречащим Конституции. По заключению Государственного суда, в разрез Конституции закон лишает президента права в случае неотложной государственной необходимости самостоятельно принимать решения относительно издания имеющих силу закона указов. Согласно Конституции Эстонии, президент имеет право их издавать, например, в ситуации, когда Государственное собрание не имеет возможности собраться, причем эти указы должны иметь также подписи премьер-министра и спикера парламента. Как сказано в решении суда, право президента издавать указы требуется для обеспечения преемственности законодательной власти в положении, когда обычное законодательство невозможно.

В середине июня эстонский парламент закончил свою очередную сессию, но через неделю после роспуска, 27 июня, собрался вновь на внеочередное заседание. Бывшие министры финансов и культуры и просвещения Х.Краних и П.Э.Руммо вернулись в парламент, увеличив группу либеральных демократов в парламенте, которая теперь набрала достаточное число членов, чтобы образовать отдельную фракцию, не связанную никакими обязательствами с «Исамаа». Из парламентской фракции «Исамаа» вышла группа консерваторов, недовольная тем, что линия «Исамаа» не изменилась, продолжается связь политиков с экономическими кругами, а также тем, что для решения внутренних политических проблем и в интересах одной партии — «Исамаа» прибегают к внесению в политику вновь «русской карты». Также из парламентской фракции «Исамаа» выходят республиканцы и христианские демократы. По подсчетам наблюдателей, правительство может сейчас рассчитывать на поддержку в 330-31 голосов; этого практически недостаточно для принятия хотя бы одного важного для правительства закона.

Из результатов июньского исследования социологической фирмы «Эмор» о том, как избиратели относятся к деятельности Госсобрания, правительства, президента, оппозиции видно, что деятельность органов власти в Эстонии все меньше отвечает интересам народа. Так, Государственное собрание отвечает интересам респондентов лишь на 34%, а правительство — на 25% своей деятельности. Наибльшей поддержкой пользуется президент Л.Мери, он заслужил 57-58% голосов всех опрошенных. Даже оппозиция набрала больше голосов, чем правительство, — 32%. Наиболее значительно престиж правительства упал среди неграждан Эстонии.

1.2.       Другое

23 июня в Эстонии отмечался день победы в освободительной войне 1919 г. В нескольких городах Эстонии прошли военные парады, в них принимали участие премьер-министр М.Лаар и президент Л.Мери. Парад прошел также в Нарве. В Таллине состоялся парад эстонских добровольцев, воевавших во время второй мировой войны в составе финской армии. Всемирный слет этих добровольцев открылся уже 22 июня. В рамках мероприятий праздника Дня Победы на военном кладбище в Таллине состоялось награждение медалями белого креста 3-й степени отличившихся членов военизированной организации «Кайтселийт» и лиц, оказавших ей услуги. Там же был возложен венок и отдана дань памяти бойцам освободительной войны.

 

22 июня в Таллине прошел слет эстонских добровольцев войны 1940 года в Финляндии. Утром в таллинской Карловой церкви состоялось открытие памятного камня этим добровольцам и торжественное богослужение. На торжественном собрании по случаю слета было зачитано приветствие президента ЭР Л.Мери с приветственными речами и словами благодарности к собравшимся обратились министр обороны Финляндии г-жа Элизабет Рен, представители ветеранских организаций как Эстонии, так и Финляндии. Всего эстонских добровольцев в Финляндии было около 3,5 тысяч.

Председатель комиссии по организации праздников Юло Каеватс сообщил, что созданный в Канаде фонд Эдуарда Удусте направляет в Эстонию 20 тысяч канадских $ для поддержки ветеранов освободительной войны. Удусте служил в ходе освободительной войны в добровольческом батальоне и в своем завещании оставил все свое имущество на поддержку ветеранов этой войны.

 

В конце мая с новой силой всплыл скандал с покупкой оружия у Израиля. Договор о покупке оружия у израильской фирмы «Таас» был заключен в январе 1993 года и ратифицирован на закрытом заседании Госсобрания 15 декабря того же года. По нему Эстония должна выплатить в два приема до 1 февраля 2000 года 4 903 3150 $.

Ссылаясь на эту сделку и последующее раскрытие ее подробностей, 31 мая командующий Силами обороны генерал-майор Александр Эйнсельн отправил президенту Л.Мери письмо с просьбой об отставке, объяснив это тем, что за его спиной М.Лааром решаются вопросы обороны Эстонии. А.Эйнсельн предложил также создать независимую комиссию для исследования всего «закулисья» этой сделки и считает, что государство должно объяснить народу использование его денег. Президент Л.Мери отклонил просьбу А.Эйнсельна об отставке [8].

1.3.       Русскоязычное население

Одной из существенных проблем русскоязычного население остается образование. В числе дискриминационных законов, действующих в Эстонии, называется и Закон об основной школе и гимназии. По словам проректора Тартуского университета Яака Аавиксоо, до 80% выпускников русских средних школ в Эстонии не ориентируются на эстонские вузы. Многим хочется учиться в России, но там сейчас положение сложное. От них, как от иностранцев, требуют высокую плату за обучение. Основное препятствие к учебе в эстонских вузах — языковой барьер. Аавиксоо считает, что высшее образование нужно давать как можно шире на родном языке, но при этом не следует торопиться с созданием русскоязычных вузов в Эстонии до того, как будут исчерпаны иные возможности. В Тартуском университете, по сведениям его проректора, русскоязычные студенты составляют 16%, и университет не собирается насильно ликвидировать русские группы. Стремясь к такому владению русскими студентами государственным языком, чтобы слушать на нем лекции, университет оставляет им право отвечать на экзаменах по-русски [9].

30 мая — 2 июня в Таллине и в Нарва-Йыэсуу (бывш. Усть-Нарва) под эгидой фонда Ф.Науманна и Института международных и социологических исследований проходила международная конференция на тему «Граждане и неграждане — правовые и социологические проблемы в возрождающемся эстонском национальном государстве». На ней много говорилось, в частности, о миграции и реэмиграции, о гражданах и негражданах и их правах, об отдельных культурных обществах (Г.Грамберг рассказал о деятельности еврейского общества, Н.Соловей — о союзе славянских просветительных и благотворительных обществ). В работе конференции принимали участие депутаты парламента, члены правительства Эстонии, а также международных организаций. В итоговом выступлении представительница миссии СБСЕ в Эстонии Кармен Шмидт отметила, что о стабилизации, которая наметилась в Эстонии осенью прошлого года, сегодня говорить не приходится — из-за проблем с введением в жизнь Закона об иностранцах. В миссии вызывает сомнение необходимость давать постоянным жителям срочный вид на жительство, а не сразу постоянный, а также выдачи лишь одноразовых документов для поездок за границу [10].

На конференции обсуждались и вопросы социально-экономического развития Ида-Вирумаа — Северо-Восточного региона Эстонии с преимущественно русскоязычным населением. Констатировались медленные темпы выхода из экономического кризиса в этих местах, возможность изменения законодательства для его скорейшего преодоления. Одной из проблем тяжелой ситуации на Северо-Востоке является высокий удельный вес пожилых людей, особенно одиноких, проживающих только на свое пенсионное пособие. Что же касается работоспособного населения, то неопределенность социального статуса порождает и неопределенность, и новые проблемы в экономической ситуации. Специалисты рыболовецкой отрасли, не имея «синего» эстонского паспорта, не имеют права работать по своей специальности. При этом председатель горсобрания Нарва-Йыэсуу Павел Григорьев отметил, что при приватизации госсобственности дискриминации в отношении неграждан нет. Общей проблемой Ида-Вирумаа является слабое развитие здесь мелкого и среднего бизнеса [11].

Способствовать развитию экономики Эстонии, в частности на ее северо-востоке, намерена Эстонско-российская палата предпринимателей. В ее цели входит также сохранение информационно-экономического пространства на русском языке, чтобы русскоязычные предприниматели имели точное знание законодательной базы, о чем сегодня государство не беспокоится; создать систему семинаров и встреч с членами Госсобрания, ответственными работниками департаментов, руководителями посольств и торговых представительств; установление контактов как с Востоком, так и с Западом. Одно из самых приоритетных направлений — работа с российскими структурами. Ситуацию сильно обостряет отсутствие межгосударственного договора между Эстонией и Россией, а также рост инфляции в Эстонии. В начале июня прошло первое выездное заседание правления палаты — состоялись его встречи с предпринимателями Нарвы и Силламяэ. Второе намечено провести в Палдиски [12].

15 июня состоялось очередное заседание «круглого стола» по вопросам национальных меньшинств при президенте Эстонии. «Круглый стол» существует в Эстонии с лета 1993 года после проведения тремя русскоязычными городами северо-востока республики референдума по вопросу национально-территориальной автономии. На июньском заседании выступил премьер-министр Эстонии М.Лаар, который обрисовал нынешнюю ситуацию с видами на жительство и другими касающимися неграждан документами, а также отчитался о выполнении обещаний, данных «круглому столу» в конце апреля о продлении сроков ходатайств для получения видов на жительство и их выдаче на 1 год. Правительство уже приняло соответствующее постановление, которое также гарантировало обладателям временного вида на жительство, прописанным в Эстонии до 1 июля 1990 года, все экономические, социальные и политические права постоянных жителей. Это постановление требует внесения изменения в Закон об иностранцах и поэтому должно еще пройти через Государственное собрание.

18 июня две наиболее крупные организации русскоязычного населения Эстонии — Представительная ассамблея русскоязычного населения и Русская община Эстонии — выступили с совместным заявлением, в котором продолжают настаивать на автоматической перерегистрации постоянной эстонской прописки неграждан в постоянные виды на жительство. В заявлении утверждается, что только такая процедура позволит создать гарантии от любых принудительных действий, направленных на вытеснение неэстонского населения с территории республики. Отмечается также, что постановления правительства — это подзаконные акты, оставляющие чиновникам возможность произвольно толковать Закон об иностранцах. Эти постановления оставляют в неизменном виде порядок выдачи видов на жительство, критиковавшийся в том постоянным жителям Эстонии в постоянном виде на жительство, по мнению Представительной ассамблеи и Русской общины, делает очевидным их стремление ограничить в праве пребывания на эстонской земле не только военных пенсионеров, но и возможно большее число неграждан в целом [13].

Первый этап социологического исследования, проводимого по инициативе «круглого стола» при президенте республики, завершился 16 июня конференцией на тему «Социальные проблемы в Эстонии в разрезе национальных групп по итогам социологических исследований 1988-1993 гг.». В программу конференции вошли доклады об этнополитике, экономическом поведении и политических установках неэстонцев, идентификации, адаптации и стрессе национальных групп в Эстонии. Обсуждались и вопросы задействования второго этапа исследовательской работы.

Проведенный Институтом международных и социальных исследований Эстонской АН опрос показал, что 79% отставных российских военнослужащих хотели бы остаться жить в Эстонии. При этом только 1/3 проживающих здесь отставников считает возможным получение вида на жительство. По состоянию на май, в Эстонии проживало 10 640 российских военных пенсионеров, из них примерно 5170 — в возрасте старше 60 лет, а 7600 — моложе 50 лет.

В качестве наибольших проблем названы: получение вида на жительство (87%), приватизация жилья (76%) и угроза депортации (75%). Среди опрошенных квартиру в Эстонии имеют 93%, иную недвижимость — 36%. Согласно данным социологической фирмы «Эмор», за предоставление видов на жительство всем российским отставникам выступают 53% неграждан и только 9% граждан Эстонии. 33% опрошенных граждан и 5% неграждан считают, что виды на жительство нельзя давать никому из российских отставников. За то, чтобы дать виды большинствву российских пенсионеров высказались 11% граждан и 22% неграждан; 45% граждан и 16% неграждан считают, что виды на жительство следует дать выборочно небольшой части отставников. Как известно, последняя точка зрения является и официальной позицией Эстонии.

По словам советника правительства Эстонии Айно Лепик, перенос на год срока ходатайств о предоставлении вида на жительство для жителей Эстонии, не имеющих ее гражданства, распространяется и на российских военных отставников. Соответствующее положение зафиксировано в Законе о временном документе для поездок за границу, который вступил в силу 9 июня. Это положение охватывает всех постоянно прописанных в Эстонии неграждан, в том числе и российских отставников. Неясность в этом вопросе возникла из-за того, что постановление правительства, касающееся предоставления видов на жительство военнослужащим иностранных армий, пока не приведено в соответствие с законом.

Военным пенсионерам России, желающим уехать из Эстонии в Россию или страны СНГ на постоянное жительство, оказывает помощь специальный фонд «Миграция». Помимо прочего, фонд предоставляет информацию о сертификатах на приобретении квартир в России, которые финансирует Агентство международного развития США.

С 9 июня началась выдача бланков ходатайств о получении временного документа для поездок за границу. Это одноразовые документы сроком на 6 месяцев, предназначенные для поездок в страны «дальнего зарубежья», признающие этот документ, людей, имеющих только внутренний паспорт СССР. По нему же в любую страну неграждане могут вывозить детей, выезжать подростки, достигшие 16 лет, но не имеющие никаких других документов.

Выдача временных выездных документов должна начаться ориентировочно 1 июля. Для тех неграждан, которые хотят выехать за рубеж на более длительное время, предусмотрен паспорт иностранца.

17 июня правительство Эстонии утвердило порядок и условия выдачи паспорта иностранца.

Пребывающему в Эстонии иностранцу, имеющему право на вид на жительство в Эстонии, паспорт иностранца выдается: если он признан лицом без гражданства и не имеет действующего паспорта или заменяющего его документа; если он является гражданином иностранного государства и не имеет действующего паспорта, равно как и возможности получить паспорт страны происхождения или какого-нибудь другого государства либо заменяющий паспорт документ. Паспорт иностранца может получить находящийся в Эстонии иностранец, который имеет право на вид на жительство и ходатайствует об эстонском гражданстве, если он сдал экзамен по языку и не имеет действующего паспорта либо заменяющего его документа. Находящийся в Эстонии иностранец может также получить паспорт иностранца для выезда из Эстонии на постоянное жительство, если он обладает правом на вид на жительство в Эстонии, однако не имеет действующего паспорта, как и возможности получить до отъезда паспорт страны происхождения либо другого государства. Ходатайство о получении, продлении и обновлении паспорта иностранца принимают местные бюро Департамента гражданства и миграции.

Много волнений было вызвано апрельским распоряжением главы Департамента гражданства и миграции М.Пийскопа о прекращении предоставления эстонского гражданства иностранкам, вышедшим замуж за граждан Эстонии.

По мнению М.Пийскопа, главная проблема заключается в том, что жены и вдовы потомственных граждан якобы не отказались от подданства СССР. Однако по закону, выходя замуж за подданного ЭР, лицо женского пола автоматически приобретает эстонское гражданство. Исходя из этого, 16 июня распоряжение Пийскопа было отменено правительством как незаконное после того, как его опротестовал канцлер юстиции Ю.Э.Трууняли, в обязанности которого входит оценка сомнительных с точки зрения Конституции актов.

Эстонское правительство отклонило продление срока действия паспортов бывшего СССР. По мнению премьера-министра М.Лаара, каждый гражданин Эстонии уже должен бы иметь на руках эстонский паспорт. Для тех пенсионеров, у которых его все-таки нет, не должно быть трудностей с получением прожиточных денег, поскольку почтовому отделению безразлично гражданство получателя денег, а в качестве документа, удостоверяющего личность, подходит и старый паспорт.

К сентябрю для проживающих в Эстонии иностранцев должен быть издан информационный буклет с разъяснениями, как получить паспорт иностранца, ходатайствовать о получении гражданства и других вопросов.

Парламентская фракция ПННЭ считает необходимым сохранение поста министра, занимающегося вопросами гражданства, миграции и народонаселения. Занимавший этот пост Пеэтер Олеск назначен на пост министра культуры и просвещения взамен уволенного недавно П.Э.Руммо.

Фракция ПННЭ поддерживает назначение Олеска на этот пост. Фракция ПННЭ обосновывает свое требование сохранить пост министра народонаселения по крайней мере до истечения срока полномочий нынешнего правительства тем, что применение Закона об иностранцах, а также выдача видов на жительство и на работу находятся в начальной стадии и требуют постоянного контроля.

2.    ЭСТОНИЯ — РОССИЯ

В июне в Эстонии осталось еще примерно 2 500 российских военнослужащих.

Начиная с февраля с.г. каждый понедельник у штаба ВМФ России в Таллине Партией национальной независимости Эстонии проводятся пикеты в знак протеста против пребывания в республике российских войск. ПННЭ намеревается устраивать их вплоть до окончательного вывода войск.

15 июня командующий Балтийском флотом ВМС России адмирал Владимир Егоров пообещал, что боевые корабли вместе с боеприпасами покинут Эстонию к концу июня. Егоров сообщил, что к тому времени в Эстонии находилось около 800 тонн боеприпасов Балтийского флота. По его словам, на Таллинской базе флота остались 52 военных моряка и, кроме того, 303 семьи военных моряков, которым в России пока не обеспечено жилье.

4 июня командующий Силами обороны Эстонии А.Эйнсельн заявил, что ВС Эстонии в состоянии вывести силой из страны находящиеся на ее территории российские части, если будет дан соответствующий приказ.

В мае президент Эстонии Л.Мери и министр иностранных дел России А.Козырев договорились о встрече специальных представителей на уровне заместителей министров иностранных дел. Первая такая встреча состоялась 7 июня в Таллине — с Виталием Чуркиным, заместителем министра иностранных дел России, встретился занимающий соответствующий пост в эстонском правительстве вице-канцлер МИД Эстонии Рауль Мялк. Основной темой переговоров был вывод российских войск и весь комплекс связанных с этим проблем [14]. В течение июня встречи В.Чуркина и Р.Мялка прошли еще в Женеве и в Москве.

22 июня министр иностранных дел Эстонии Юри Луйк передал послу России в Эстонии Александру Трофимову ноту в связи с указом Президента России Б.Ельцина об односторонней демаркации границы. В соответствии с этим указом до заключения российско-эстонского договора о границе государственная граница РФ обозначается на ее эстонском участке по ее состоянию на момент признания Российской Федерацией суверенитета Эстонской Республики 24 августа 1991 года. В ноте обращалось внимание российской стороны на то, что одностороннее решение о демаркации границы принято в то время, когда на основании соглашения, достигнутого президентом и министром иностранных дел Эстонии, с одной стороны, и министром иностранных дел России — с другой, дан новый импульс поиска решения проблем в отношениях двух государств. МИД напоминает, что представители министров иностранных дел двух стран — заместитель канцлера МИД Эстонии Рауль Мялк и заместитель министра иностранных дел России Виталий Чуркин — встретились уже три раза и обсуждали эти проблемы. В ноте подчеркивается, что Эстония, протестуя против односторонней акции России, еще раз заверяет в своей готовности обсуждать вопрос о границе за столом переговоров и призывает Россию отказаться от односторонных шагов в этой области.

Премьер-министр Эстонии М.Лаар расценил указ президента Ельцина об односторонней демаркации границы как давление на Эстонию с целью добиться уступок в вопросе о военных пенсионерах. По мнению М.Лаара, это указ не имеет прецедента в международных отношениях. Особенно достойно сожаления то, что этот шаг предпринимается в то время, когда идут различные переговоры между представителями Эстонии и России, передает пресс-служба правительства слова М.Лаара, который заверяет, что Эстония остается на своих позициях и по-прежнему требует вывода российских войск к 31 августа. Кроме того, Эстония намерена обратиться к международным организациям с тем, чтобы в соответствии с международными нормами найти разумное решение конфликта, создавшего напряженное положение.

Эстония предлагала обсудить вопрос о границах в рамках плана Балладюра, однако Россия отказалась это делать. Эстония добивается от России возвращения небольших территорий общей площадью около 2000 кв.км в Печорском крае и на правом берегу р.Нарова, в том числе городов Ивангород и Печоры. Эти территории принадлежали Эстонии в период ее независимости с 1920 по 1940 г. согласно Тартускому мирному договору, заключенному между Эстонией и Россией в 1920 году. В 1940 году Эстония была оккупирована Советским Союзом, а в 1945 г. эти территории в административном порядке были переданы России.

На внеочередном заседании парламента Эстонии поступил проект постановления об отношении к указанному указу Президента России. По этому проекту предлагается обратиться в Совет Безопасности ООН, чтобы далее передать дело в международный суд в Гааге.

28 июня в Госсобрании обсуждался закон о границах. По мнению министра П.Олеска, Эстонии очень нужно немедленно принять такой закон, и не только из-за последних шагов России, но и чтобы препятствовать просачиванию в Эстонию через границу с Россией преступности.

Сложные эстонско-российские отношения усугубил инцидент в генеральном консульстве в Санкт-Петербурге: 20 июня хулиганы применили насилие в отношении охранника консульства, пытались взломать двери консульства и угрожали его сотрудникам, требуя оформления въездных виз в Эстонию вне очереди. Сотрудники консульства были вынуждены обратиться за помощью к местной милиции. В связи с этим инцидентом генеральное консульство ЭР в Петербурге направило 22 июня Петербургскому представительству МИД России ноту, в которой обращается внимание на то, что, несмотря на неоднократные обещания, МИД России так и не смог обеспечить безопасность консульства. В ноте указывается, что если безопасность сотрудников консульства не будет обеспечена к 27 июня, то консульство будет вынуждено прекратить прием посетителей.

Напряженности отношений между Эстонией и Россией способствовала болезненно воспринятая в Эстонии интермедия, прочитанная Г.Хазановым в День независимости России. Усмотрев в ней оскорбление в адрес Эстонской Республики, МИД Эстонии запретил намеченные на конец июня гастроли российского артиста в страну.

На заседании эстонского правительства 21 июня помимо прочих решались проблемы, связанные с объектами, остающимися после ухода российской армии. М.Лаар сказал на пресс-конференции, что таких объектов 600. Одна из серьезнейших проблем заключается в том, что, уходя из Эстонии, российские военные продавали свои квартиры, не имея на это права. М.Лаар отметил, что своими силами правительство не может справиться с этим кругом вопросов и необходимо, чтобы соответствующие законы были приняты в парламенте.

3.    ЭСТОНИЯ — ЛАТВИЯ — ЛИТВА

13 июня состоялась встреча премьер-министров Латвии, Литвы и Эстонии [15]. На ней был подписан договор об учреждении Балтийского Совета Министров. Премьер-министр Эстонии М.Лаар отметил по этому поводу, что прежние соглашения о межправительственном сотрудничестве стран Балтии во многом устарели. Председателем Совета на 1-й год его работы избран латвийский премьер В.Биркавс, постоянный офис будет открыт в сентябре с.г. в Риге. Помимо прочих вопросов на этой встрече обсуждались также проблемы вывода российских войск, экономических отношений с Россией, создания Балтийского миротворческого батальона, было принято коммюнике, в котором говорится, что «российская политика увязывания введения наибольшего благоприятствования в торговле со странами Балтии с вопросами двусторонних связей является нарушением принципов ГАТТ (Всеобщего соглашения по тарифам и торговле) и норм добрососедства». В отношениях с Россией проблемы каждой из трех Балтийских стран воспринимаются как собственные и двумя остальными. Так, Литва поддерживает Эстонию и Латвию в их требованиях вывода российских войск, а Эстония и Латвия — Литву в ее споре с Россией о транзите в Калининградскую область. Сверхмилитаризация Калининградской области является общей проблемой региона, отмечалось на встрече премьер-министров стран Балтии.

5 июля состоится встреча руководителей трех Балтийских стран. На ней будут подняты темы, предполагаемые для обсуждения на их встрече 6 июля с президентом США Б.Клинтоном. Среди прочих, это проблемы, связанные с выводом российских войск из Эстонии и Латвии, с участием стран Балтии в программе НАТО «Партнерство во имя мира», а также экономическое сотрудничество США со странами Балтии и помощь им в проведении реформ.

27 и 28 июня в Таллине проходит семинар, на котором обсуждаются темы, связанные с подготовкой и проведением избирательной кампании и практикой парламентской работы. В семинаре принимают участие политические партии и объединения, пресса.

Члены Государственного собрания Эстонии направили 28 июня в адрес сейма Латвийской Республики послание, в котором поддержали принятый сеймом 21 июня Закон о гражданстве и выразили мнение, что он создаст хорошие предпосылки к принятию Латвийской Республики в Совет Европы. По поводу выраженного экспертами Совета Европы и СБСЕ мнения о том, что некоторые положения латвийского Закона о гражданстве могут стать препятствием для принятия Латвии в СЕ, члены Госсобрания считают непозволительным оказывать на Латвийскую Республику давление с целью либерализации Закона о гражданстве, что угрожает сохранению латышской нации. Закон о гражданстве фиксирует отношения между государством и отдельной личностью, их взаимные права и обязанности. В каждом государстве эти отношения регулируются по-своему, с учетом потребностей (Закон о гражданстве Латвии был возвращен в сейм ее президентом Г.Улманисом, не согласным с его положениями о сроках и квотах предоставления гражданства).

Одной из самых приоритетных стран сотрудничества для Эстонии является Финляндия. Отсутствие проблем между двумя странами констатировалось во время визита президента Финляндии Мартти Ахтисаари в Эстонию 31 мая — 1 июня. Сотрудничество между Эстонии и Финляндией является и политическим, и экономическим, и гуманитарным.

Так, большинство иностранных студентов Тартуского университета приехали из Финляндии [16]. Как сообщил заведующий Хельсинкским информационным центром Э.Холстила, Таллин занимает особое место в экономической политике Хельсинки. Началось частичное слияние Таллина с экономическим регионом финской столицы. Сотрудничество имеет конкретный оперативный характер и разнообразней, чем с любым другим городом. Торговый представитель Финляндии в Эстонии сообщил, что все частные финские фирмы действуют в Эстонии так же, как на отечественном рынке, и эта тенденция продолжает развиваться. В Эстонию финские фирмы проникают различным образом, немногие из них пошли путем приватизации. Продолжается рост финских инвестиций в Эстонию. Расширяется и морское сообщение между столицами двух стран [17].

Одним из наиболее близких партнеров Эстонии министр иностранных дел Эстонии Ю.Луйк назвал Казахстан. Ю.Луйк, в частности, напоминает, что, когда решался вопрос о предоставлении Балтийским странам независимости, одним из тех, кто сильно поддержал Эстонию, был президент Казахстана Н.Назарбаев. Сейчас у Эстонии с Казахстаном хорошие торговые, экономические, политические отношения. Это подтвердилось и во время визита 10-12 июня в эту республику президента Эстонии Л.Мери и министра Ю.Луйка. По словам Л.Мери, Казахстан поддерживает Эстонию в ее политике и проявил интерес к обмену дипломатическими представительствами.

4.    ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Российская Федерация и Эстонская Республика подписали договор о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. Это первый полновесный договор, заключенный отраслями эстонской и российской экономики. Опираясь на Конвенции о рыболовстве и сохранении живых ресурсов на Балтике (1917 г.) и Конвенцию ООН по морскому праву (1982 г.), Россия и Эстония намерены развивать сотрудничество как непосредственно, так и через соответствующие международные организации в целях рационализации добычи и сохранения биологических запасов. Первый договор имеет общий, рамочный характер — ежегодно будут согласовываться объемы вылова рыбы в территориальных водах друг друга. В договоре определены направления развития сотрудничества — океаническое рыболовство (Эстония намерена добиться права промысла в Баренцовом море, в территориальных водах России), организация совместных рыбохозяйственных предприятий, рыбообработка, маркетинг и др.

Хуже обстоят дела с определением порядка совместного рыболовства с Латвией — южным соседом Эстонии. О важности необходимого рыбакам договора говорит уже то, что пограничники обеих стран задерживают в своих водах чужие рыболовные суда.

Важным событием нарвской промышленности можно считать возрождение бывшего Нарвского комбината строительных материалов (в последнее время называвшегося АО «Нарва-Силбет»). В начале мая это предприятие, с декабря 1993 года простаивавшее из-за своей неплатежеспособности, было куплено частной фирмой «Эсто», и 5 июня начала работать одна из его трех технологических линий. Появление новых рабочих мест очень важно для Нарвы с ее тысячами безработных [18].

Одним из важнейших вопросов во внутренней политике Эстонии, связанных с экономикой, стало в июне обсуждение повышения цены на сланец и, следовательно, на электроэнергию. Первый заместитель генерального директора госпредприятия «Ээсти пылевкиви» («Эстонский сланец») Велло Тохвер объяснил рост цен в первую очередь амортизацией техники. По словам секретаря комиссии по ценам Мярта Мытуса, при действующих ценах «Ээсти пылевкиви» два месяца работает с убытком. В интересах фирмы новую цену следовало бы установить уже с 1 июля, но это невозможно без одновременной корректировки цены на электроэнергию. Очевидно, новые цены будут вводиться в два этапа — с 1 августа с.г. и с 1 января 1995 года. Цена сланца станет зависеть от непрерывности потребления, то есть разовые покупатели и потребители, неравномерно покупающие сланец в зависимости от сезона, будут платить за него больше, чем постоянные потребители. Стоимость электроэнергии для бытовых нужд будет, видимо, лишь чуть меньше стоимости для промышленного потребления.

Серьезной проблемой для шахтеров стало решение госпредприятия «Ээсти энергия» («Эстонэнерго») отказаться в июне от 200 тысяч тонн топлива (отметим, что эта проблема во многом касается русскоязычного населения, поскольку оно является большинством в промышленном, шахтерском регионе северо-востока Эстонии) [19]. Это решение означает резкое снижение и без того невысокого уровня добычи сланца, а вызвано продолжающимся снижением энергопотребления вследствие падения производства, прежде всего на крупных предприятиях. В итоге повышение цены на сланец является компенсацией за снижение рабочей нагрузки шахт. Попыткой как-то улучшить ситуацию стало решение правительства о реорганизации двух монополий — ГП «Ээсти пылевкиви» и ГП «Ээсти энергия».

В мае 1994 года цены в Эстонии поднялись на 1,1%, это рекордно мало по сравнению с другими цифрами нынешнего года, так как еще в апреле жизнь подорожала здесь на 3,1%, а в марте — на 8,9%. Нынешний показатель инфляции — почти самый низкий за последние 2 года; только в августе 1993 года он был более низким — 0,7%. Столь маленькое изменение дороговизны жизни произошло, по мнению аналитиков оттого, что продукты питания, занимающие сейчас в корзине потребители 38%, в мае подешевели в среднем на 1,3%, но зато услуги подорожали на 3,5%. По сравнению с маем прошлого года цены на товары и услуги выросли на 50,8%.

По мнению президента Банка Эстонии Сийма Калласа, вскоре в Эстонии наступит «экономическая напряженность», которая потребует стратегических экономико-политических решений. Он считает, что этой осенью следует ожидать «кризиса приспособления», который совпадает с началом парламентской предвыборной кампании, что Эстония перешла от экспортного цикла к импортному, когда внешнеторговый баланс является отрицательным. Затормозился рост валютных резервов, исчезает конкурентоспособность, которая была обусловлена дешевизной рабочей силы в стране. По словам Калласа, экономика Эстонии, особенно региона Таллина, «перегрелась»: безработицы почти нет, уровень обслуживания и производства падает. Предприятия «перегретой» экономики могут закончить банкротством: падающую сейчас мораль затем будет трудно поднять снова, трудно принимать решения о понижении заработной платы. Некоторые предприятия стали проматывать средства, строя, например, роскошные бюро; часто используется двойная бухгалтерия, большая часть средств скрывается от государства. Отношение к частному предпринимательству в Эстонии сейчас очень плохое, и, по мнению С.Каллама, должна идти речь о его защите от довольно сильной атаки.

Пессимистически оценивая эстонскую экономику, член Госсобрания Лийна Тыниссон ссылается на сигналы Всемирного банка об отсутствии в Эстонии четкой экономической программы [20].

При этом в Эстонии резко возросло число экономических преступлений: за первые 4 месяца этого года — более чем вдвое по сравнению с тем же периодом 1993 года. Среди экономических преступлений лидирует по-прежнему мошенничество. Взяток стало меньше. По мнению комиссара отдела экономических преступлений Центральной уголовной полиции республики Яака Хиндриксона, это связано с чисткой аппарата правоохранительных органов и введением более строгой дисциплины. Большая часть выявленных взяточников работала в полиции, погранохране и на таможне. Преступления стали более продуманными, теперь их труднее раскрывать. Больше всего экономических преступлений совершается по-прежнему в Таллине — свыше 50% по Эстонии в целом [21].

На северо-востоке Эстонии (уезд Ида-Вирумаа), в промышленном районе, один из самых высоких уровней преступности. Ясно, что здесь действуют организованные преступные группировки, но есть ли у них связь со структурами власти, с полицией — мнения об этом расходятся (за такую связь высказывается, например, старший следователь следственного бюро по Ида-Вирумаа И.А.Разумный). Во многом такая ситуация объясняется чрезмерной мягкостью уголовного законодательства, упор в котором сделан на соблюдении прав обвиняемого, но не потерпевших, у которых, в отличие от мафиози, как правило, нет возможности нанять защитника. Многие статьи уголовного кодекса не работают [22].

5.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

17 июня в Таллине состоялся первый в этом году раунд трехсторонних переговоров правительства, работодателей и профсоюзов. Главным его итогом стало соглашение об упразднении минимальной заработной платы и установлении минимального тарифа почасовой оплаты. В июле правительство должно принять постановление, по которому минимальный размер этого тарифа составит 2,65 кроны. Как отметил министр экономики Тойво Юргенсон, по сути это означает возрастание минимальной зарплаты в полтора раза — с 300 крон до 450. Принципиальным, по словам министра, является и принятое решение о том, что пособие по безработице должно быть меньше прожиточного минимума, но увязываться с ним. Стороны сошлись во мнении, что размер пенсии и минимальная почасовая оплата не должны быть связаны между собой. Трехсторонние переговоры будут продолжены в сентябре [23].

Количество безработных в Эстонии за последние месяцы уменьшилось. К июню был зарегистрирован 18 621 безработный, что составляет 2,21% от всего трудоспособного населения страны. По сравнению с маем численность безработных сократилась в Эстонии на 901 человека.

Постановлением от 10 июня правительство Эстонии выделило из резервного фонда 3 миллиона крон для выплаты дополнительных пособий многодетным семьям (с четырьмя и более детьми). Правительство выделит также из резервного фонда 5,1 млн. крон уездным управлениям для создания фондов поддержки многодетных семей. Принятое постановление начнет действовать с 1 июля 1994 года.

С 1 июля при начислении пособий семьям с низкими доходами изменяется коэффициент потребления для детей в возрасте до 14 лет, он уравнивается с коэффициентом потребления для взрослых членов семей и детей старше 14 лет. При выплате пособий исходят из суммарного коэффициента потребления семьи, где первый взрослый член семьи имеет коэффициент 1, каждый второй взрослый и ребенок — 0,7. Соответственно коэффициенту прожиточный минимум одного человека составляет 280 крон, прожиточный минимум семьи из 2 человек — 476 крон, из трех — 672, из четырех — 868 крон.

В середине июня правительство Эстонии одобрило и направило в Госсобрание законопроект о социальном попечительстве, который определяет организационные, экономические и правовые основы соответствующих организаций. Согласно проекту закона, к социальным услугам относятся, например, консультирование по социальным вопросам, предоставление протезов, ортопедических и других вспомогательных приспособлений, помощь по дому, уход и реабилитация в учреждениях социального попечительства и т.д.

В июне состоялось открытие Пенсионного фонда Эстонского инновационного банка. По словам президента Инновационного банка Пеэпа Силланди, государство одно не в состоянии гарантировать пенсионерам обеспеченное будущее, поэтому приобретает актуальность создание пенсионных фондов. Суть деятельности фонда заключается в том, что частное лицо или учреждение осуществляет платежи в пенсионный фонд в течение определенного времени, банк берет эти суммы на учет, добавляя процент. Достигнув пенсионного возраста, человек получает накопившуюся сумму целиком или в виде ежемесячных выплат. Председатель совета банка заверил, что деньги пенсионного фонда прочно гарантированы.

20 июня исполнилось 2 года с начала проведения денежной реформы в Эстонии, введения национальной валюты — кроны. Все больше стало говориться о том, что эта реформа проводится за счет бедных и средних слоев населения, особенно пенсионеров. Замена пенсий так называемыми «прожиточными деньгами» в феврале 1992 года на период денежной реформы привела к текущим недовыплатам пенсионерам к концу 1993 года 1,5-1,8 млрд.крон, которые по сути являются внутренним долгом государства и до сих пор не находят отражения в госбюджете. За счет более высоких темпов экономического упадка в последние годы средняя зарплата, пенсии и вообще уровень жизни оказались в Эстонии ниже, чем в Латвии и Литве [24].

Источники

1. Ulo Nugis soovib saada peaministriks // Postimees.— 1994.— 10 июня.

2. «Isamaa» suurkogu valis erakonna esimeheks taas M.Laari // Postimees.— 1994.— 13 июня.

3. Ulo Nugis lahkub M.Laari valitsussest // Postimees.— 1994.— 13 июня.

4. Tammer E. H.Kranich lahkub M.Laari valitsusest // Postimees.— 1994.— 13 июня.

5. Либман Э. Последний день парламентской сессии не стал последним для Х.Арике // Эстония.— 1994.— 17 июня.

6. Tammer E. Runingriilaste ja «Vabade Demokratatide haaledjostid H.Arikese sisiministriks // Postimees.— 1994.— 17 июня.

7. Tammer E. Vabad Demokraadid ei pes Voima likuks uhenemist valitsusliiduga // Postimees.— 1994.— 17 июня.

8. День за днем.— 1994.— 7 июня.

9. Paevaleht.

10. Голуб Г. Чужую беду руками разведу // Эстония.— 1994.— 4 июня.

11. Прувли Е. Раны Северо-востока, или Язвы Вирумаа... // Эстония.— 1994.— 4 июня.

12. Кекелидзе Э. Двери палаты открыты для всех // Эстония Monday.— 1994.— 6 июня.

13. Позиция Представительной Ассамблеи и Русской общины Эстонии... // Эстония.— 1994.— 17 июня

14. Tahurkini ja Malgu kohtumine Tallinnas oli kasulik ja vajalik // Postimees.— 1994.— 10 июня.

15. Balti riikide peaminisrid Tallinnas // Postimees.— 1994.— 13 июня.

16. День за днем.— 1994.— 17 июня.

17. Aripaev.

18. Ашихмин Е. Пробный камень фирмы «Эсто» // Молодежь Эстонии.— 1994.— 22 июня.

19. Vedler S. Kas «Eesti Energia» on vereimeja vampiir? // Postimees.— 1994.— 13 июня.

20. Eesti sonumid.— 1994.— 10 июня.

21. Aripaev.

22. Капов Е. Мафии нет? // Эстония Monday.— 1994.— 20 июня.

23. Успех на трехсторонних переговорах // Эстония Monday.— 1994.— 20 июня.

24. Eesti sonumid.— 1994.— 6 июня.