Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр ГАНДЕЕВ
(Под редакцией С.Рыженкова)

Астраханская область
в июне 1994 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.       Открытие филиала «АвтоВАЗбанка»

Одним из основных событий июня в экономической области стало открытие филиала «АвтоВАЗбанка», входящего в первую двадцатку российских банков.

По мнению наблюдателей, действительные цели открытия филиала в Астрахани пока остаются загадкой. Руководство банка не раздает обещаний насчет инвестиций в экономику области. На пресс-конференции, посвященной открытию филиала, говорилось о возможности привлечения средств местных инвесторов, в том числе и частных вкладчиков, под конкретные капиталовложения. Для этого у банка существует система программ по финансированию строительства жилья.

Наиболее переспективным полем деятельности может стать работа банка с векселями. Президент «АвтоВАЗбанка», прибывший на открытие филиала, заявил, что во многих странах 90% расчетов между поставщиками и потребителями обеспечивается вексельным обращением.

На сегодняшний день на обслуживании астраханского филиала «АвтоВАЗбанка» состоит уже до 30 клиентов. На депозит банка направлены 700 миллионов рублей, предназначенных для целевого финансирования программ поддержки предпринимательства в области.

Управляющий астраханским филиалом Валерий Винокуров, ранее возглавлявший 1-ю областную клиническую больницу, а затем бывший председателем областного Совета народных депутатов, заявил, что с банком готовы сотрудничать ряд крупных промышленных предприятий области. Хотя астраханские программы банка нацелены на судостроительную и судоходную отрасли, а также жилищное строительство и эксплуатацию природных ресурсов, конкретные объемы предполагаемых инвестиций управляющий филиалом назвать не смог, сказав, что пока окончательное решение не принято. Зато есть решение относительно внедрения в области систем «Дока-пицца» и «Дока-хлеб» — первые установки прибудут уже в июле; «АвтоВАЗбанк» приобретает их как за наличный расчет, так и по договору лизинга.

1.2.       Визит Г.Попова

В июне с неофициальным визитом в Астрахани побывал бывший мэр Москвы Гавриил Попов. Он встретился с сотрудниками областной администрации и представителями деловых кругов области.

Цель визита заключалась в следующем: ряд московских финансовых учреждений, среди которых банк «Менатеп», готовы инвестировать строительство в дельте Волги современной базы отдыха. Предполагаемый объем капиталовложений — 500 миллионов рублей. По неофициальным данным, эти деньги пойдут на строительство и транспортировку в Астрахань плавучей гостиницы, которую планируется установить в Камызякском районе.

2.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

2.1.       Безработица

По данным, предоставленным департаментом социальной защиты администрации области, более чем у 51% населения области доходы ниже прожиточного минимума. Растет задолженность по заработной плате. Сейчас она составляет 8,6 миллиарда рублей. Вырос и уровень безработицы — в марте 1,3%, в июне 2%. По мнению заместителя главы администрации области по социальной политике Табарака Мухатова, безработица может стать ключевой проблемой. Он предложил создать оперативную группу во главе с главой обладминистрации, которая держала бы проблему под постоянным контролем.

2.2.       Беженцы

Еще одним фактором нестабильности могут стать беженцы, прибывающие в область — это ежемесячно до 80 семей. Если раньше они прибывали в основном из Чечни и Азербайджана, то сейчас прибывают беженцы в основном из Таджикистана и Казахстана.

Глава обладминистрации Анатолий Гужвин заявил, что подход к вопросу будет основан на персонификации адресных дотаций. Это значит, что, пока инфраструктуры не заработают, дотации будут выплачиваться наиболее нуждающимся. Сохранены будут и имеющиеся льготы — но через адресные дотации. Эти особенности в оказании социальной помощи населению связаны с формированием бюджета на текущий год — его расходная часть будет снижаться, так как администрация не хочет идти на значительный дефицит бюджета.

3.    ПОЛИТИКА

В июне областное представительное собрание обсуждало вопрос о создании Общественного консультативного совета (ОКС) при областном собрании (о данном проекте см. в: Александр Гандеев. Астраханская область в апреле 1994 года). Было принято решение его не создавать. Не голосовался вопрос и о создании совместного с обладминистрацией ОКС. Распоряжение о создании подобного совета при главе администрации было подписано 13 апреля, но практически он не приступал к работе.

Аргументы депутатов, выступивших против создания ОКС при областном Собрании, сводились к вопросам: насколько был бы легитимен новый орган и кто делегировал бы ему свои полномочия?

4.    КРИМИНАЛ

4.1.       «Путина»

15 июня в Астрахани завершилась операция «Путина-94», проведенная Главным управлением по борьбе с организованной преступностью МВД РФ.

За время операции проверено свыше 40 тысяч автомобилей, изъято 13 единиц огнестрельного оружия и задержано 826 человек. Операцию проводили бойцы специальных отрядов быстрого реагирования, прибывшие из других областей РФ. При этом использовались два вертолета МИ-8, 13 теплоходов и 30 автомобилей. Было обнаружено 5 подпольных цехов по переработке рыбы, имеющих в своем арсенале огнестрельное оружие, импортные автомобили и кустарную технику для закатки. Операция такого масштаба проводилась впервые.

Более 4 тонн икры, конфискованной у браконьеров, было направлено в магазины области и города.

По словам начальника отдела по охране рыбных запасов УВД области Виктора Бутяева, во время осенней путины астраханская милиция справится с браконьерами скорее всего своими силами. Но следующей весной возможно повторное обращение в МВД РФ за помощью.

Однако вряд ли решение этого вопроса силовыми методами даст стопроцентный положительный результат. Наиболее оптимальным вариантом стало бы налаживание системы выдачи лицензий как юридическим, так и физическим лицам.

Сегодня же, после окончания операции «Путина», на первый план выходит другая проблема — грабеж рыбных запасов на Северном Каспии. В нынешних условиях, при неопределенности морских границ и отсутствии специальной морской техники у УВД, существует абсолютная бесконтрольность за деятельностью рыбодобывающих судов в море.

4.2.       Нигерийская афера

В последнее время на имя руководителей ряда предприятий области стали поступать письма из Нигерии от владельцев частных фирм и чиновников государственных предприятий. В этих письмах, имеющих форму финансовых предложений, нигерийцы под большим секретом сообщали адресату, что с помощью определенных манипуляций им удалось обмануть свое государство и завладеть суммой в 50 миллионов $ США. Но у себя на родине они не могут воспользоваться этими деньгами, так как боятся привлечь внимание правоохранительных органов.

Российским фирмам предлагается от 25 до 40% этой суммы при согласии заключить с ними джентльменское соглашение о предоставлении своего валютного счета для перевода в РФ долларов.

Заинтересовав таким образом предприятие, нигерийцы любым путем стремятся заполучить чистые бланки с образцами подписей и печатей организаций, которые втягивают в махинацию, а также их реквизиты и номер валютного счета, осторожно выясняя, какой суммой в валюте располагает партнер.

Впоследствии так называемые «предприниматели» из Нигерии заполняют чистый бланк и направляют его в адрес банка иностранного партнера для перечисления его денег на другие счета. По данным астраханского филиала ФСК, такие финансовые аферы нигерийцы проводили в ряде стран Европы и США, а теперь очередь дошла до России, и в частности до Астраханской области.

4.3.       Коррупция

В июне правоохранительные органы задержали главу администрации Советского района г.Астрахани Геннадия Карасева.

УВД пока не сообщает, какое обвинение ему предъявлено. По неофициальным данным, его обвиняют в мошенничестве и должностном подлоге. Одна из местных газет сообщила, что ему предъявлено обвинение в совершении экономического преступления — хищении лесоматериалов на сумму около 1 миллиона рублей.

Это уже второй случай ареста районного главы администрации г.Астрахани. В 1993 году по тем же обвинениям — мошенничество и должностной подлог — был арестован глава администрации Ленинского района г.Астрахани (всего в Астрахани 3 района).

Существуют две неофициальные версии о скрытых причинах инцидента.

По первой из них, дело заключается в том, что между областной и городской администрациями постоянно возникают различного рода трения. Мэр и глава обладминистрации никогда об этом открыто не говорят, но исподволь всегда дают это понять. УВД же, имея областное подчинение, как бы «гадит» таким образом городским властям — глав районных администраций в городе назначает мэр, и они по должности являются его заместителями. Получается что-то вроде демонстрации «нехорошести» мэра, назначающего таких людей.

Вторая версия заключается в том, что УВД ведет свою игру: постольку, поскольку проблемы с финансированием испытывают все, и правоохранительные органы не исключение, УВД устраивает своеобразный шантаж: чиновники не хотят выделять им средства, поэтому они их разоблачают.

Надо заметить, что предыдущий глава Советского района, у которого Карасев был заместителем, ушел в отставку по состоянию здоровья — накануне своего снятия за невыполнение обязанностей после проверки городским контрольным управлением с соответствующей рекомендацией мэру.

В принципе, скорее всего, то, что предъявляется Карасеву, действительно имело место, как и в случае с главой Ленинского района. И может быть, гораздо в больших размерах и иного рода. Но все они «горят» на каких-то конкретных «мелочах».

На уровне ничем не подтвержденных слухов бытует мнение, что УВД копает и под Кировскую администрацию Астрахани (центральный район города), и под главу одного из сельских районов области.

 

8 июня 1994 года

Астрахань