Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

АЗИЯ-ЭКСПЕРТ

Узбекистан
в июне 1993 года

1.1.1.    УЗБЕКИСТАН УСТАНАВЛИВАЕТ ДЕНЕЖНЫЙ ЗАСЛОН РУБЛЕВОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ ИЗ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ

События в соседнем Кыргызстане, без предупреждения введшего собственную валюту, заставили правительство Узбекистана (как, впрочем, и сопредельных республик) предпринять быстрые ответные шаги. Сознавая бесперспективность налаживания в ближайшее время жесткого таможного контроля и вообще трудность административного регулирования товаропотоков [1], руководство республики дважды на протяжении одного месяца повышало минимальный уровень заработной платы, пенсий и стипендий, доведя его к 1 июля до 11.250 рублей [2], то есть повысив по сравнению с маем в 3,8 раз. Таких масштабов увеличения заработной платы и пенсий не знала, пожалуй, за столь короткий срок ни одна из республик бывшего СССР.

Денежный заслон для рублевой интервенции из соседних государств, учитывая структуру занятости (более 90% занятых в хозяйстве Узбекистана до сего дня приходится на государственный сектор), действительно может оказаться гораздо эффективнее административно-таможных мер.

Одновременно в истекшем месяце Кабинетом Министров Узбекистана было принято еще три постановления, устанавливающих новые размеры ежемесячных гонораров и доплат к зарплате и пенсиям лиц, имеющих почетные звания [3], должностных окладов профессорско-преподавательскому составу вузов с 1 сентября 1993 г [4] и ставок авторского, постановочного и исполнительского вознаграждения [5]. Учитывая дополнительную дестабилизацию денежного обращения и как следствие дальнейший рост недоверия к рублю, в действие был введен также закон Узбекистана «О валютном регулировании» [6], объявляющий «сделки купли-продажи иностранной валюты между резидентами, а также между резидентами и нерезидентами, минуя уполномоченные банки» недействительными и предусматривающий ответственность за нарушение этого закона в соответствии с УПК Республики Узбекистан (до сего дня содержащем старые статьи о валютных сделках). Кроме этого, 11 июня Узбекистан сократил поставки газа Кыргызстану до 20% от установленного лимита и объединению «Кыргызгаз» пришлось прекратить снабжение ряда промпредприятий [7]. А во время визита делегации Кыргызстана в Алматы [8] и Ташкент [9] государственный долг республики был оформлен в размере 18,5 млн.долларов и 13,3 млн.долларов соответственно.

В республиканских газетах было опубликовано ставшее уже традиционным интервью с председателем правления Центрального банка республики Файзуллой Мулладжановым, в котором он в очередной раз успокоил население по поводу невведения Узбекистаном (НФКА) своей национальной валюты и посоветовал не хранить деньги «в чулке», а активно тратить их на покупку товаров или хранить в сбербанках [10]. Немного раньше Мулладжанов размышлял на те же темы в статье о введении сома в Кыргызстане, обвиняя правительство Аскара Акаева в наличии «секретных» целей при введении национальной валюты, а именно рублевой интервенции в соседние республики бывшего СССР [11].

Введение сома в Кыргызстане вызвало критику внутри республики со стороны Совета Федерации профсоюзов, потребовавшего от правительства безотлагательно повысить минимальную зарплату и пенсии не ниже, чем до 70% от прожиточного минимума, а также обеспечить их своевременную выплату и индексацию доходов сбережений населения[12]. По подсчетам Министерства социальных вопросов и труда Кыргызстана, минимальный потребительский бюджет на июнь составляет в республике 55,6 сома, тогда как минимальная зарплата — 32 сома (55,7% от минимального потребительского бюджета) [13]. Премьер-министр Кыргызстана Турсунбек Чангышев вынужден был выступить с радиообращением к народу, в котором охарактеризовал экономическое положение как крайне тяжелое и сообщил о возможном сокращении субсидий от МВФ и Мирового банка, предложив своим соотечественникам «затянуть пояса» потуже примерно лет на десять [14]. Словом, страсти вокруг сома продолжаются.

Интересны, на наш взгляд, глубинные причины столь острой реакции Ислама Каримова на введение сома. Ведь Казахстан, как известно, не повысил минимальный размер заработной платы, а ограничился блокированием границы и конфискацией товаров, закупаемых в нем приезжими из Кыргызстана [15]. Возможно, у Казахстана нет внутренних резервов для резкого повышения зарплат и пенсий, но имеются, думается, и причины иного характера. Так, из Алматы в Бишкек ведет одна автомобильная магистраль, которую достаточно блокировать на границе. Такую же блокаду необходимо установить на той же магистрали, ведущей далее в казахские города Джамбул и Чимкент. Других возможностей вывезти из Казахстана значительное количество товаров у населения Кыргызстана нет.

Иное дело — Узбекистан. Наиболее перенаселенный и трудоизбыточный регион республики — Ферганская долина — находится в непосредственной близости от достаточно крупных населенных пунктов Кыргызстана — Оши, Джалалабада. Поэтому приток значительного числа рублей вполне мог нанести удар прежде всего по этому региону, который пугает Ислама Каримова и своими исламистскими настроениями. Сомнительно, правда, что рынки Намангана, Андижана, Ферганы, Маршилана и Коканда были бы опустошены пришельцами с кыргызской стороны, но «угроза исламского фундаментализма» в глазах Ислама Каримова настолько велика, что он идет на все, дабы не нарушить политической стабильности в республике.

1.2.    СТАНЕТ ЛИ УЗБЕКСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
ПОХОЖИМ НА ГОЛЛАНДСКОЕ?
К ИТОГАМ ВИЗИТА ИСЛАМА КАРИМОВА В НИДЕРЛАНДЫ

8 июня начался визит президента Узбекистана в Королевство Нидерландов, осуществлявшийся по приглашению премьер-министра этой страны Рудольфа Любберса [16]. Параллельно с началом визита в печати появилось сообщение о том, что знаменитая голландская фирма «Мастер футс», производящая полюбившиеся всем батончики «Марс», «Сникерс» и «Милки уэй», намерена развернуть их производство в Узбекистане, в котором, по словам президента фирмы Филипа Любека, царит атмосфера спокойствия и мира, а также выращивается арахис — один из компонентов продукции [17]. Во время своего визита Ислам Каримов провел переговоры с премьер-министром Рудольфом Любберсом и министром иностранных дел Питером Кооймансом, а также был принят королевой Нидерландов Беатрикс [18] и 11 июня возвратился на родину.

Голландия произвела на президента неизгладимое впечатление. После своего возвращения Ислам Каримов побывал в Хорезмской и Кашкадарьинской областях, где делился своими соображениями, возникшими после ознакомления с сельским хозяйством Голландии [19]. В восхищении от сельского хозяйства «страны тюльпанов» пребывали, судя по всему, и члены делегации Узбекистана. Так, журналист Мурад Мухаммад Дост, описав достижения голландских фермеров, с оптимизмом пишет: «В ближайшем будущем будет готов проект, смысл которого в том, чтобы на земле Узбекистана создать подобие Голландии. Мы будем выращивать те же сельхозкультуры, что и они. У нас будет производиться такая же молочная и мясная продукция, как и у них. Технология, семена и скот — их. Система труда — их. Труд — наш. Вода и земля — наши» [20].

Президент настроен столь же решительно. На своем выступлении в Карши (Кашкадарьинская область) он отметил, что реформы нужно начинать с изменения отношений собственности, а в сельском хозяйстве соответственно о поддержке фермеров и арендаторов. «До каких пор, восклицал президент, — мы будем кормить неимоверное число начальников, разведшихся у нас.» [21]. «Нам, — отметил Каримов, — необходимо изменить отношение к труду, повысить производительность. Для этого мы должны передать скот в руки настоящих хозяев — фермеров или арендаторов» [22]. Не останавливаясь, однако, на общих призывах к реформированию сельского хозяйства, Ислам Каримов рекомендовал и конкретные мероприятия — изменение практики севооборотов. Возможно, что эмоции президента будут подкреплены в будущем и конкретными шагами по проведению реформ в сельском хозяйстве, тем более, что внесенные недавно в закон «О земле» изменения и дополнения — небольшой шаг в этом направлении [23].

Разумеется, подвижки Ислама Каримова в сторону ослабления «хлопковой токсикомании» республики вызваны не только желанием превратить Узбекистан в «новую Голландию». Внедрение хлопкопроизводителей из бывшего Советского Союза на мировой рынок хлопка встречает большое сопротивление со стороны традиционно господствовавших там стран. Так, вице-президент национального комитета США по хлопку Дж.Мэгир заявил, что среднеазиатские республики проявили после распада СССР «абсолютную недисциплинированность и преступность», стремясь продвинуть свой товар на мировой рынок [24]. Из-за массированных поставок хлопка из СНГ в течение 1991-1992 гг. мировые цены на него упали по крайней мере на 10% за фунт, что больно ударило по федеральному бюджету, увеличив правительственные затраты на субсидирование производства хлопка в США на 750 млн.долларов. По этой причине американский конгресс отказал пока России в закупке в США хлопка на условиях, не требующих оплаты в СКВ, адресовав Россию к ее традиционным поставщикам — Узбекистану и Туркменистану.

1.3.    СТАБИЛЬНОСТЬ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В УЗБЕКИСТАНЕ:
БОЛЬШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И МАЛЕНЬКИЕ СКАНДАЛЫ

Успехи Узбекистана и лично Ислама Каримова по поддержанию стабильности в республике и регионе в целом общеизвестны. Республиканская пресса не устает ежедневно акцентировать на этом внимание читающей публики. Российская же пресса делает упор на «нарушение прав человека» в Узбекистане, имея в виду под этим прежде всего жесткость режима Каримова по отношению к политической оппозиции [26]. В начале июня республиканская пресса, чувствуя недостаточность внутреннего самооправдания, опубликовала статью Владимира Пильняка «Узбекистан: цена стабильности», перепечатанную из газеты «Новое русское слово» (США) [25]. Автор статьи полемизирует с другими статьями, в которых односторонне, «исключительно с позиции противников президента Каримова и его политического курса» оценивается деятельность узбекского президента. Сам же В.Пильняк высоко оценивает политику Ислама Каримова по предупреждению конфликтов в регионе и даже предлагает выдвинуть его на Нобелевскую премию мира. Разумеется, статья не прошла незамеченной и вызвала множество положительных откликов [27].

Тем временем осознавшие бесперспективность лобовой атаки на руководство Узбекистана, лидеры ЛП «Эрк» принимают 16 мая с.г. обращение к политическим партиям, движениям и всем гражданам Узбекистана, в котором говорят, что «... в ключевых направлениях и моментах позиции государства и оппозиции совпадают» [28]. А труженики колхоза «Россия» Хатлонской области Таджикистана в благодарность за миротворческую деятельность президента Каримова переименовывают свой колхоз в его честь [29].

3 июня судебная коллегия Верховного суда Узбекистана приступила к рассмотрению уголовного дела в отношении бывшего вице-президента республики Шукрулло Мирсаидова [30]. Разумеется, московская «демпресса» однозначно оценила процесс как политическую расправу и одним из оппозиционеров [31]. Бывший вице-президент был признан виновным в причинении ущерба экономике республики на сумму в 5,6 млн. долларов и осужден по ч.2 ст.149 УК Узбекистана к трем годам лишения свободы. Однако «с учетом просьбы подсудимого и в соответствии с указом Президента республики Узбекистан «Об амнистии в связи с годовщиной провозглашения независимости» Ш.Мирсаидов от наказания освобожден. Суд также постановил взыскать с Мирсаидова причиненный им государству материальный ущерб в пользу Министерства внешних экономических связей Узбекистана [32]. В республиканской прессе «вдогонку» процессу появилась статья, подробно описывающая преступления бывшего вице-президента [33]. Таким образом, один к одному были повторены действия властей при рассмотрении уголовного дела Абдуманноба Пулатова, которому они также продемонстрировали собственную силу и его невозможность ей противиться.

И последний штрих к достигнутой стабильности. Генеральный прокурор Узбекистана Буритош Мустафаев сказал в интервью, что за три месяца 1993 г. темпы роста преступности составили лишь 1,3% по сравнению с I кварталом прошлого года, а особенно большое снижение достигнуто по тяжким видам преступлений и преступлениям против личности [34].

На фоне всего этого благолепия настоящей «ложкой дегтя» выглядит событие, происшедшее 25 мая в аэропорту Ташкента, где сотрудница культурно-информационного отдела посольства США в Узбекистане Дильдора Юсупова вступила в конфликт с таможенниками [35]. При этом виновной стороной выступает либо сама г-жа Юсупова, «спровоцировавшая сотрудников спецслужбы для обоснованного применения силы» [36], либо сотрудники СНБ республики [37]. Тем не менее, власти США 21 июня в ответ на инцидент отдали распоряжение прервать визит в страну парламентской делегации Узбекистана [38], находящейся там во главе со своим спикером Ш.Юлдашевым. Газеты Узбекистана обошли молчанием последствия инцидента, как если бы ничего не произошло.

И, действительно, большого шума не получилось. В Российской прессе об инциденте не сообщали. А накануне празднования национального праздника США — Дня независимости — президент Узбекистана направил Биллу Клинтону поздравление, в котором высоко оценил выдающиеся достижения США и их усилия по оказанию технической и гуманитарной поддержки молодым независимым государствам в развитии демократических институтов и рыночной экономики «Завоевав независимость, — говорится в послании, — наша республика идет по пути построения правового и светского общества, формирования открытой экономики» [39].

Maximum remedium irae mora est. «При гневе лучше всего подождать».

1.4.    ИСЛАМ КАРИМОВ РАЗЪЯСНЯЕТ УЧАСТНИКАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА В ШВЕЙЦАРИИ ВЫГОДЫ ИХ СОТРУДНИЧЕСТВА
С УЗБЕКИСТАНОМ

Вскоре после возвращения из Голландии Ислам Каримов отбыл в Швейцарию для участия в международном форуме, организованном неправительственной организацией «Форум фонд». Во встрече приняли участие представители 39 стран и ряда международных организаций [40]. Выступление президента Узбекистана прозвучало на форуме 10 июня. Прежде всего Ислам Каримов отметил, что геополитическое положение Узбекистана таково, что «во все времена Запад и Восток соприкасались именно здесь» [41], а у республики сложились долгосрочные и перспективные отношения с Германией, Швейцарией, Австрией, Нидерландами, Финлндией, Турцией и «другими государствами Европы». Далее президент изложил перед слушателями «пять принципов», образующих «фундамент концепции переходного периода», и перечислил конкретные выгоды, которые сулит инвесторам работа в республике. Вот те пункты, на которых остановился президент Узбекистана.

1) По общему объему добычи золота республика занимает 8-е место в мире и 5-е по добыче на душу населения. Здесь имеется 30 месторождений с совокупными запасами в 4 тысяч тонн\6 из которых в отработку сегодня вовлечено лишь 10. В республике, кроме того, имеется 30 месторождений урана, производится ежегодно 80 тысяч тонн меди. Имеются огромные запасы меди, вольфрама, свинца, цинка, лития и других металлов.

2) Узбекистан обладает развитой энергетической базой. Разведанные запасы газа — около 2 триллионов куб.метров, угля — свыше 2 млрд.тонн, имеется более 140 меторождений нефти.

3) Одним из главных богатств республики остается хлопок. Из 2 млн. тонн хлопка-волокна, производимого во всей Центральной Азии, 1,5 млн. тонн производится в Узбекистане.

4) Узбекистан был главным поставщиком овощей и фруктов в СССР, поставляя до 60% всей плодоовощной продукции. И сегодня, получая до 5 млн. тонн овощей и фруктов ежегодно, республика готова к сотрудничеству.

Далее Ислам Каримов перечислил еще некоторые возможные сферы возможного сотрудничества (например, туризм).

Остановившись на событиях в Таджикистане, президент отметил «беспечность» Европы в этом вопросе и предложил создать в Ташкенте постоянно действующее совещание по поддержанию стабильности в регионе.

Выступлению Ислама Каримова на форуме в Швейцарии предшествовало, как мы помним, принятие значительных льгот иностранным инвесторам, которые, несмотря на это, и до сего дня не особенно резво стремятся вкладывать средства в экономику Узбекистана. А в начале июня было принято достаточно жесткое постановление «О валютном регулировании на территории республики Узбекистан» [42], в соответствии с которым предприятия всех форм собственности, получающие выручку в иностранной валюте, обязаны уплачивать с нее налог в размере 35%, Государственная казна сильно нуждается в притоке валюты, иначе очень трудно выполнять декларируемые заявления о социальной защите населения.

В республиканской печати после возвращения Каримова из Швейцарии появилась перепечатка из французского еженедельника «ВСД» двухмесячной давности (!) о стремлении западных нефтяных компаний к разработке недр Узбекистана. В статье говорится, что для обеспечения гарантий иностранным инвесторам правительство Узбекистана поместило в швейцарских банках 300 тонн золота [43]. Учитывая то, что Узбекистан всего два года назад приступил к формированию своего золотого запаса, а годовая добыча золота составляет не более 70 тонн, приведенная в статье цифра кажется маловероятной. Но других цифр СМИ республики не приводят.

1.5.    ИДЕОЛОГИЯ НЕЗАВИСИМОГО УЗБЕКИСТАНА:
ПОКА БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ, ЧЕМ ОТВЕТОВ

Если линия в проведении внутренней и внешней политики Узбекистана прорисовывается сегодня достаточно отчетливо и может быть выражена словами «осторожность и неторопливость во имя поддержания стабильности», то с выработкой новой идеологии независимого государства дело обстоит гораздо сложнее.

Ключевым материалом июня по данному вопросу стала опубликованная основными республиканскими газетами статья госсоветника президента Узбекистана Мавлона Умурзакова «Идеология независимости и кадровая политика» [44]. Начав с выражения восторга по поводу наступления эры независимости и мудрой политики президента Узбекистана, автор удивляется тем, что большинство писателей не вдохновлены принятием новой Конституции и не ведут активной пропагандистской и агитаторской работы. Затем автор выделяет в составе теперешних кадров три группы: 1) бессовестных людей, потерявших веру; 2) безынициативных, трусливых людей; 3) молодых, мысляших по-новому людей. Ставку, считает автор необходимо делать именно на последних (не на первых же,в самом деле). «Во всех сферах своей деятельности, продолжает он, — во главу угла мы должны поставить понятие «истинный сын нации», осознать чувства и действия каждого гражданина и начать борьбу во имя утверждения в головах и сердцах людей веры в наше великое будущее». История взлета и падения государств учит нас, пишет госсоветник, что «всегда главной движущей силой», приводящей в движение нацию, являлась великая идея, великий руководительт, полная самоотверженность людей». Завершается статья следующим пассажем: «По-моему, природа и сам творец во имя будущего Узбекистана наделили сердце нашего Президента великим пламенем, силой и энергией, вложили в его уста слова, прозвучавшие на весь мир: «Узбекистан — государство с великим будущим!».

Таким образом, идеология, вырисовывающаяся в статье госсоветника, может быть сформулирована следующим образом: вера в руководителя и самоотверженность людей. Но может ли это устроить бывших советских людей, которые жили аналогичной верой несколько десятков лет — вот в чем вопрос. В статье обращает на себя внимание также то, что говоря о влиянии религии, автор имеет в виду только ислам, что в многонациональном государстве, где есть и представители других конфессий, вряд ли оправданно.

Вообще, нужно отметить, что нынешний этап выработки новых идеологических установок чрезвычайно труден и противоречив для всех центральноазиатских республик. С одной стороны, идея независимости однозначно связывается с возрождением «титульных « наций, с другой же стороны, дабы следовать декларированным путем к «правовому, демократическому» обществу, в котором соблюдаются права человека, необходимо помнить о многонациональном составе новых государств. Напуганные хаосом «перестроечных» лет, национальные меньшинства начинают все более осознавать свои неотъемлемые права. Так, в статье о взаимодействии новой Конституции и ранее принятых законов (в частности, закона о языке) заместитель председателя комитета по вопросам межнациональных отношений, языку и культуре ВС Узбекистана С.Зинин пишет, что «существует определенная дистанция между декларацией права и его практической реализацией. История многих государств свидетельствует, что в многонациональной республике абсолютное обеспечение всех языковых потребностей только одним национальным языком практически невозможно» [45]. Да и вообще, считает автор, «опыт некоторых государств свидетельствует, что можно обходиться и без принятия законов о национальных языках и культурах», а достаточно принятия правительственных программ по развитию в Узбекистане национальных культур и языков. Надо признать, что реализация принятого еще в 1988 году закона о государственном языке ведется весьма вяло. Так, 1 июля в Ташкенте состоялось очередное заседание республиканской комиссии по реализации этого закона, на котором было признано целесообразным закрепить членов комиссии за республиканскими министерствами и ведомствами, а также одобрен опыт работы Мирзо-Улугбекского района Ташкента по организации изучения узбекского языка в школах и детсадах [46].

Между тем, когда Ислам Каримов встречается с руководителями других азиатских государств, он говорит об Узбекистане исключительно как о мусульманском государстве. Так, на торжествах в Чимкенте, посвященных дню памяти «великих казахских государственных деятелей XIX века Туле бия, Козибек бия, Айтеке бия» [47], Ислам Каримов сказал, что «мы — ветви одной большой чинары, у нас общий язык, религия, обычаи и традиции» и только тогда мы добьемся подлинной независимости, когда все народы, живущие на земле Турана, объединятся, будут поддерживать друг друга [48]. Противоречивость ситуации, в которой находятся все центральноазиатские государства, порождает противоречивость позиций их лидеров в вопросах построения новой идеологии.

И еще одну тенденцию в проведении идеологической работы следовало бы отметить. Это — тенденция на построение сильного государства. В соответствии с ней выбираются и символы. Недавно Кабинет Министров Узбекистана принял постановление «О создании памятника Амиру Темуру» [49], в соответствии с которым в честь «основателя великого государства в мировой истории, великого полководца Востока, организатора и покровителя науки, внесшего большой вклад в развитие национальной культуры и зодчества, выдающегося нашего предка, правителя Амира Темура Счастливого» в Ташкенте в бывшем сквере Революции на месте памятника Карлу Марксу будет сооружен мемориальный комплекс.

1.6.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХРОНИКА

Ташкент, как известно, город встреч, конференций и совещаний. Вот и в июне в нем прошли третья сессия Международного экономического совета (МЭС) [50], международный семинар по статистике в условиях рыночной экономики [51] и заседание совета по железнодорожному транспорту государств—членов СНГ [52].

7 июня чрезвычайный и полномочный посол Японии в Узбекистане Укэру Магосаки вручил президенту Каримову верительные грамоты [53], а 9 июня в Ташкенте начал работу узбекско-японский семинар, в котором с японской стороны участвовала делегация представителей министерства торговли и промышленности Японии и японских бизнесменов во главе с президентом фирмы «Мицубиси» С.Марохаси [54]. На следующий день японская делегация побывала на Ташкентском ПО имени Чкалова, где ознакомилась с работой авиаобъединения [55].

Побывали в июне в Узбекистане также делегация Госкомитета КНР по науке и технике [56] и делегация Верховного народного собрания КНДР во главе со своим прендседателем Ян Хен Собом, которая была принята председателем ВС Узбекистана Ш.Юлдашевым и министром иностранных дел С.Сафаевым [57].

Узбекистан намерен осуществлять у себя сборку автомобилей, разработчики которых находятся в Беларуси и России. Так, на базе Самаркандского агрегатного завода создано СП с Минскими автомобилестроителями по выпуску автобусов «ЛиАЗ» [58], а президент Узбекистана принял 1 июля генерального директора АО «КамАЗ» Н.И.Беха, по договору с которым намечается создание нескольких мощных СП, смогущих выпускать КамАЗы с узбекской маркой [59].

Наконец, в июне было принято и введено в действие большое число новых законов. Перечислим их. Это законы «О приватизации государственного жилищного фонда», «О товарных знаках и знаках обслуживания», «Об особо охраняемых природных территориях», «О порядке заключения и денонсации международных заемных и гарантийных договоров между республикой Узбекистан и международными финансовыми институтами», «Об информатизации» и «Воздушный кодекс республики Узбекистан».

 

 

Источники

1. Тураев А. Почему мы пошли таким путем? // Правда Востока.— Ташкент, 1993.— 10 июня 1993.

2. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 30 июня 1993.

3. Правда Востока.— Ташкент, 1993.— 8 июня 1993.

4. Правда Востока.— Ташкент, 1993.— 15 июня 1993.

5. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 25 июня 1993.

6. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 29 мая 1993.

7. Независимая газета.— М., 1993.— 16 июня 1993.

8. Независимая газета.— М., 1993.— 10 июня 1993.

9. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 18 июня 1993

10. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 16 июня 1993.

11. Мулладжанов Ф. Рублевая интервенция, или что стоит за денежной реформой, проводимой Республикой Кыргызстан // Народное слово.— Ташкент, 1993.— 10 июня 1993.

12. МБА ИНКА.— Ташкент, 1993.— 1 июня 1993.

13. Независмая газета.— М., 1993.— 16 июня 1993.

14. Вечерний Ташкент.— 1993.— 18 июня 1993.

15. Независимая газета.— М., 1993.— 4 июня 1993.

16. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 9 июня 1993.

17. Вечерний Ташкент.— 1993.— 9 июня 1993.

18. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 11 июня 1993.

19. Правда Востока.— Ташкент, 1993.— 15, 17 июня 1993.

20. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 16 июня 1993.

21. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 18 июня 1993.

22. Там же.

23. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 17 июня 1993.

24. Московские новости.— 1993.— 13 июня 1993.

25. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 5 июня 1993.

26. По поводу еще одной такой публикации см: Бердыев К. Под чью дудку пляшете? // Народное слово.— Ташкент, 1993.— 17 июня 1993.

27. Правда Востока.— Ташкент, 1993.— 8 июня 1993.; Вечерний Ташкент.— 1993.— 9 июня 1993.

28. Правда Востока.— Ташкент, 1993.— 29 мая 1993.

29. Вечерний Ташкент.— 1993.— 1 июня 1993.

30. Вечерний Ташкент.— 1993.— 10 июня 1993.

31. Московские новости.— 1993.— 6 июня 1993.

32. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 23 июня 1993.

33. Хакгой Э. Расхититель республиканского масштаба // Народное слово.— Ташкент, 1993.— 24 июня 1993.

34. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 16 июня 1993.

35. Иногамов С., Левин Л. Ложка дегтя // Правда Востока.— Ташкент, 1993.— 15 июня 1993.

36. Там же.

37. Радио «Свобода». Передача от 26 июня 1993 г.

38. Там же.

39. Народное слово.— Ташкент, 1933.— 3 июля 1993.

40. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 19 июня 1993.

41. Правда Востока.— Ташкент, 1993.— 22 июня 1993.

42. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 5 июня 1993.

43. Фритель Д. От узбекской нефти — к нашим моторам // Народное слово.— Ташкент, 1993.— 23 июня 1993.

44. Правда Востока.— Ташкент, 1993.— 8 июня 1993.

45. Зинин С. Основной закон и языковая политика // Народное слово.— Ташкент, 1993.— 15 июня 1993.

46. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 3 июля 1993.

47. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 29 мая 1993.

48. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 6 июня 1993.

49. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 30 июня 1993.

50. Правда Востока.— Ташкент, 1993.— 3 июня 1993.

51. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 3 июня 1993.

52. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 4 июня 1993.

53. Правда Востока.— Ташкент, 1993.— 8 июня 1993.

54. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 10 июня 1993.

55. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 12 июня 1993.

56. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 2 июня 1993.

57. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 12 июня 1993.

58. Вечерний Ташкент.— 1993.— 1 июня 1993.

59. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 2 июля 1993.