Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Андрей ЩЕРКИН

Псковская область
в июне 1993 года

1.1.1.    ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1.1.       Работа Конституционного совещания и политические процессы в регионе

В июне развитие политического процесса в области характеризовалось следующими основными факторами:

1. Международного уровня — кризисом российско-эстонских отношений.

2. Республиканского уровня — работой Конституционного совещания, ужесточением кредитно-денежной политики правительства и ЦБ России, началом первой фазы предвыборных кампаний политическими группировками республиканского уровня.

3. Областного уровня — реакцией групп влияния (лобби) на факторы республиканского уровня, повышением в области тарифов на электроэнергию.

 

Развитие процесса конституционных реформ в определенной мере повлияло на внутриполитическую обстановку в области. Общественно-политическими организациями демократической ориентации поддержан проект Конституции Президента и идея Конституционного совещания. Начало работы Конституционного совещания вызвало перегруппировку сил в левой части политического спектра. Состоявшийся в июле съезд Социалистической Партии трудящихся принял решение о продолжении деятельности партии, несмотря на то, что после регистрации Коммунистической Партии РФ большинство членов СПТ встало в ней на учет. Оставшуюся часть членов партии и ее руководство не устраивает растущий радикализм КП РФ и большое число в ней прежних партийных руководителей.

Сопредседателем Псковской областной организации СПТ стал депутат областного совета Александр Неласый. По всей вероятности, СПТ будет пытаться играть на ближайших выборах регионального уровня роль «ниши» для достаточно большой группы депутатов местных Советов, выступая самостоятельно или (вынужденно) в блоке с КП РФ.

Проведенное в конце июня по инициативе СПТ, КП РФ, РКРП, созданного радикальными депутатами Псковского городского Совета «Комитета в поддержку Конституции и демократии», собрание граждан Пскова поддержало проект Конституции Юрия Слободкина, выразив возмущение началом работы Конституционного совещания.

В порядке реализации предположительно существующего плана руководства Верховного Совета РФ о «тройном референдуме» по проектам Конституции опубликован проект Конституции, подготовленный фракцией «Коммунисты России».

В газете «Молодежь Псковщины» опубликован материал пропагадистского характера о проекте Конституции Ю. Слободкина. В этой связи немаловажно, что редакция опубликовала указание на то, что полоса подготовлена пресс-центром Псковского горсовета. Сам Псковский горсовет интересен тем, что является своеобразным индикатором суммарных настроений в депутатском корпусе, в то время как определение политических симпатий по поведению руководства Псковского областного Совета достаточно затруднено.

Ориентация депутатского корпуса Псковской области на Съезд как единственный инструмент для принятия новой Конституции не вызывает сомнений. Налицо также готовность следовать антипрезидентским инициативам ВС, однако лишь до тех пор, пока эти инициативы не угрожают прямо изменению status quo в отношениях с областной исполнительной властью. Из действующих представителей «советского крыла» в наиболее угрожающем положении в случае развития президентских сценариев принятия Конституции оказывается Псковская депутация Ссезда народных депутатов РФ. Из этого следует, что наибольшей политической активности следует ожидать от «консервативного крыла» депутации и в первую очередь от Е.Юганова.

10 июня пенум областного совета профсоюзов принял заявление относительно принятия Конституции. В нем, в частности, говорилось, что разработка новой Конституции должна осуществляться в «порядке, и на условиях, не противоречащих законодательству». Профсоюзы считают, что в новой Конституции должны найти более полное отражение социально-экономические права трудящихся.

Ситуация в организациях демократического направления характеризуется общим спадом политической активности, внутриорганизационными склоками («ДемРоссия», Партия экономичекой свободы), снижением доверия части актива организации к исполнительной власти города и области из-за «ухудшающегося положения населения». Численность актива организаций снижается, что, впрочем, естественно в период электоральной паузы.

В целом в отношении принятия новой Конституции субъектов политического процесса в регионе устраивали следующие схемы.

РКРП — вынесение на референдум проекта Конституции Слободкина.

Комитет в защиту Конституции и демократии, значительная часть руководства Советов — референдум по трем проектам (Конституционного совещания, «Коммунистов России», Слободкина)

Исполнительная власть, «умеренные» депутаты, демократические организации — съезд, если нет — новый парламент.

Таким образом, в отношении принятия новой Конституции в области сложились следующие линии союзничества:

1) Демократические организации («ДемРоссия», ПЭС, ОК профсоюза среднего и малого бизнеса, Ассоциация приватизированных и частных предприятий, Ассоциация крестьянских и фермерских хозяйств — Народная партия «Свободная Россия», ДПР) — Исполнительная власть Псковской области — Представитель Президента — Президент РФ.

2) Компартия РФ — СПТ — РКРП — Комитет в защиту Конституции и демократии — коммунистические фракции Советов — часть руководства Советов всех уровней.

На основе этих линий союзничества вероятно и предполагается создание блоков для выборов в Федеральный парламент депутатов от Псковской области (в случае их объявления). В целом можно констатировать, что работа Конституционного совещания, несмотря даже на скандал, омрачивший первые дни его работы, не вызвал сколько-нибудь существенного разогрева политических процессов в регионе. Резонанс, вызывавшийся очередным Съездом народных депутатов РФ в политических структурах области, был несравненно более высоким.

1.2.       Профсоюзы

Состоявшийся 10 июня пленум областного Совета профсоюзов поручил руководящим органам облсовпрофа привести в соответствие с действующим законодательством документы по созданию предприятий на основе профсоюзной собственности. Попытки руководства профсоюзов подвести объекты профсоюзной собственности под приватизацию, организационные трудности, стимулируют выход трудовых коллективов из облсовпрофа и их вхождение в новые профсоюзы — работников предприятий среднего и малого бизнеса, а также работников малых и инновационных предприятий. Между двумя этими организациями, ранее находившимися в конкурентных отношениях, ведутся интенсивные консультации с целью создания новой структуры, возможно, с политическими задачами. Численность членов этих двух организаций составит около 40 тысяч человек.

1.3.       Казачество

В Пскове побывал атаман Союза казаков России Владимир Наумов и атаман Северо-западного казачьего округа «Борис Алмазов». Их поездка носила организационный характер (см. раздел «Международные отношения»).

Во время визита в местной прессе появилось обращение Союза казаков России с резкой критикой политической позиции Союза казачьих войск России от 2 апреля 1993 года. Союз казаков России считает недопустимым «втягивание» казачества в «политические игры» между Президентом РФ и ВС РФ.

1.4.       Формирование предвыборных блоков и их активность в регионе

В настоящее время интерес к оформлению региональных структур в области проявлен со стороны вновь создающихся политических блоков — «Предвыборного блока реформистских сил» и «Предприниматели за новую Россию». Начиная с момента заявления инициаторов блока реформистских сил проводятся консультации с организациями, готовыми потенциально составить структуру блока в регионе.

Факторы, способствующие формированию региональной структуры «Блока реформистских сил»:

1. наличие среди подписавших обращение целого ряда популярных общественных и политических деятелей;

2. демократический имидж и отсутствие серьезных промахов у нынешней исполнительной власти, политическая стабильность в регионе, значительный рост сторонников политики реформ, выявленный референдумом;

3. опыт совместной политической работы организаций — потенциальных учредителей регионального блока на президентских выборах, кампании референдума 25 апреля;

4. выросшая политическая активность предпринимательских структур области — обкома профсоюза среднего и малого бизнеса, профсоюза работников малых и инновационных предприятий, Союза предпринимателей Псковской области.

Факторы, отрицательно влияющие на создание региональной структуры блока реформистских сил (в порядке значимости)

1. неясность ситуации с содержанием и принятием закона о выборах;

2. участие политически активной предпринимательской элиты области в конференции блока «Предприниматели — за новую Россию». Учредительная конференция в Псковской области назначена на 9 июля;

3. ориентация руководства Псковского отделения Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств на «Крестьянский союз», Аграрную партию России, ассоциацию сельских товаропроизводителей. Конфликт АККОР и «ДемРоссии» по поводу практики хозяйственной деятельности аасоциации (отвлечение кредитных ресурсов, участие в коммерческой деятельности и т.п., ревизией ревизора КРУ Минфина выявлен ряд серьезных нарушений руководителями Псковского отделения АККОР (акт от 17 марта 1993 г.). Проверка проводилась по письму представителя Президента;

4. внутренние разногласия в «ДемРоссии»;

5. низкая ангажированность Псковского отделения движения «Демократическая Россия» в среде промышленников и предпринимателей в силу маргинальности части актива «Демократической России»;

6. начатая ВС РФ политическая кампания по дискредитации ряда инициаторов блока реформистских сил;

7. предполагаемая ориентация руководителя Псковской ассоциации приватизированных и частных предприятий С.Н. Горбунова на блок «Предприниматели — за новую Россию».

Влияющие на процесс формирования блоков сложившиеся линии союзничества и напряженности:

=== — линия союзничества.

/// — линия напряженности, обусловленная прошедшим в 1992 году конфликтом, приведшим к отстранению главы администрации Псковской области А. Добрякова.

1. Движение «Демократическая Россия» === Партия Экономической Свободы === Народная Партия «Свободная Россия» === ДПР === исполнительная власть г.Пскова и области === Представитель Президента.

2. Исполнительная власть г. Пскова и области /// Союз Предпринимателей, ОК профсоюза среднего и малого бизнеса.

3. ПЭС /// ОК профсоюза среднего и малого бизнеса.

 

В конце июня стало известно о проводимых руководством областной исполнительной властью консультациях по поводу создания в области структур так называемой «партии Шахрая». В этой связи необходимо отметить, что несмотря на весомый и актуальный идеологический потенциал «межрегиональной партии», сомнения в надежности исполнительной власти как опорного скелета для создания в регионе новой партии, особенно, если предполагается функционально автономная политическая структура, остаются велики. Тем не менее угроза дезинтеграции государства в результате попыток отстоять больше прав при принятии новой Конституции остается высока, поэтому вероятно, что некоторые шаги политиков-регионалистов, в частности Северо-Запада, где эти процессы непопулярны (Вологда — исключение), будут направлены на нейтрализацию сепаратистских устремлений автономий и некоторых регионов. И необходимо признать в этом немалую политическую выгоду для «партии Шахрая».

1.2.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

2.1.       Промышленность

Опубликованные показатели экономического развития в области свидетельствуют о некотором замедлении темпов падения производства. Динамика этого процесса выглядит следующим образом.

За пять месяцев 1993 года промышленными предприятиями области произведено продукции (в действующих ценах) на 68,4 млрд. рублей, что меньше соответствующего периода прошлого года на 24%. В первом квартале снижение составляло 25%, в апреле 26, в мае — 18. Таким образом, в мае снижение общего падения производства замедлилось. Однако по отраслям картина спада резко разнится. Так, общее сокращение промышленной продукции в январе — мае 1993 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилось на треть. Предприятия машиностроения и металлообработки сократили объем производства на 28% (по сравнению с 1992 г.), строительных материалов и легкой промышленности — на 30%, пищевой промышленности — на 6%. По сравнению с 1990 годом снижение выпуска в этих отраслях составляет соответственно 19, 43, 32 и 54%.

Постоянно повышается рентабельность выпущенной продукции. Так, если I квартале 1993 г. рентабельность составляла 37%, то в январе — апреле она составила 41%. В мае сократилось число предприятий, останавливающих производство, применяющих сокращенный режим рабочего времени — с 42 в апреле до 35. Основная причина — трудности сбыта. Эта причина названа областным управлением статистики. На самом деле, повышение рентабельности свидетельствует о росте цен на продукцию, и следовательно, достижением рядом предприятий границы платежеспособного спроса. Выход из этой ситуации стандартен — сокращение объемов производства, вынужденные остановки и отпуска, вплоть до дополнительного льготного кредитования и взаимозачетов, т.е. повторение ситуации лета прошлого года.

Таким образом, можно констатировать, что институциональные реформы в промышленности (акционирование и приватизация) не создали пока эффективных стимулов для применения предприятиями иных путей, кроме сокращения объемов производства и вынужденных отпусков. Отсутствие практики применения закона о банкротстве, искусственно сдерживаемый рост безработицы, отсутствие барьеров для бесконтрольного взвинчивания зарплат руководителями предприятиями, не позволяют пока надеяться на увеличение эффективности промышленного производства, хотя в условиях инфляции инвестиционная деятельность промышленных предприятий крайне затруднена.

2.2.       Местные налоги

Рост инфляции, фактически увеличивая дефицит местных бюджетов, заставляет местные власти искать новые источники пополнения доходной части своих бюджетов. Так, Малым советом Псковского горсовета введены новые ставки сбора за право торговли, открытие игорного бизнеса. Введен ряд местных налогов — на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на рекламу. Введены местные сборы — на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории, нужды образования, сбор с биржевых сделок, сбор за уборку территории Пскова, за право проведения местных лотерей и аукционов, использование местной символики. На сессии областного Совета, прошедшей в мае отмечалось, что ретивость местных Советов в сфере налогообложения переходит разумные пределы. Налоги и сборы вводятся без должного анализа, что может стать одной из серьезных причин снижения экономической активности, криминализации бизнесов, роста розничных цен.

2.3.       Цены

Рост розничных цен не замедлил сказаться в наиболее гибком в ценовом отношении сфере негосударственной (коммерческой) части торговли. Повышение цен здесь обусловлено повышением кредитных ставок ЦБ и соответственно местными коммерческими банками. Так, июньское повышение кредитной ставки ЦБ до 110%, вызовет по словам представителей крупных торгово-коммерческих фирм Пскова, рост розничных цен на 40-50%, причем это повышение произойдет достаточно быстро, поскольку региональная торговля не располагает достаточными собственными оборотными средствами, и кредитуется местными коммерческими банками по ставкам от 180 до 250% годовых.

В связи с решением Президента РФ о повышении цен на энергоносители пленум облсовпрофа считает,что это вызовет розничных цен на товары и услуги для населения в 4-5 раз. 10 июня пленум обратился к профсоюзным организациям поддержать следующие требования к исполнительной власти:

— приостановить действие указа Президента о повышении розничных цен на энергоносители;

— поднять минимальный размер оплаты труда до минимального прожиточного минимума;

— восстановить механизм государственного регулирования цен на продукты питания и лекарства.

Кроме того, повышение кредитных ставок ЦБ вызвало обращение Союза предпринимателей Псковской области, поскольку фиксированные наценки на продовольствие, применяемые коммерческими структурами, пользующимися «короткими» кредитами, при наличии определенного временного лага между повышением цен на энергоносители и ростом оптовых цен на отечественное продовольствие, сводят рентабельность посредников в этой сфере почти до нуля, что по мнению коммерсантов, приведет к временному сворачиванию сделок с отечественным продовольствием по схеме «кредит — товар — продажа — возврат кредита — прибыль». Однако влияние объема сделок, осуществляемых по этой схеме, на наполненность областного рынка продовольствием оценить затруднительно.

Комплекс экономических факторов, складывающийся из роста цен на электроэнергию в регионе, введения свободных цен на уголь, ужесточения местной налоговой политики, повышения кредитных ставок ЦБ и недостатком бюджетного финансирования, способен стимулировать в августе кризис платежеспособности населения, который наложится на уже находящийся в развитии кризис платежей в промышленности. Это приведет, вероятнее всего, к очередной атаке региона и предприятий на Минфин и ЦБ с целью получить дополнительное финансирование.

2.4.       Социальная обстановка

Если считать уровень жизни одним из главных факторов, определяющих социальную напряженность, то нынешнюю обстановку можно охарактеризовать как спокойную. Психологическое привыкание к гонке цен и зарплат можно считать свершившимся. Получают некоторое развитие и механизмы накопления в условиях высокой инфляции. Помимо активизации рынка мелких валютных операций ряд фирм в регионе предлагает приобретение ценных бумаг с валютным покрытием (опционы «Инкомбанка»). Однако стабильность показателя социальной напряженности низка и, вероятнее всего, будет смещена в сторону увеличения в августе. Серьезной проблемой остается зыбкость и субъективность оценок социальной напряженности. С началом работы в Пскове службы срочной психологической помощи появляется возможность введения ряда новых и стабильных индикаторов социальной напряженности.

1.3.    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

21 июня в Пыталовском районе сотрудниками милиции в лесу за несколько километров от российско-латвийской границы обнаружены три автобуса с находящимися в них 150 иракцами. Среди них были женщины и дети. «Иракцами» они были названы «Псковской правдой». Скорее всего, речь шла об иракских курдах. В сопровождении милиции караван был выведен за пределы Псковской области. В паспортах беженцев были проставлены фальшивые эстонские визы. Вероятно, что заплатив по 150 долларов c человека некой московской «фирме», курды стали жертвой обмана, поскольку обещанные автобусы из Риги в лесу так и не появились. Курды прибывают в СНГ как туристы или по гостевым визам в Азербайджан, пытаясь попасть в Западную Европу через страны Балтии.

В конце июня руководители Печорского района сообщили о действиях Эстонии, направленных на определение числа сторонников своей позиции среди населения Печорского района. По информации руководства района, имеет место выдача паспортов ЭР и оказание материальной помощи гражданам ЭР в размере 130 крон (около 10 тыс. руб.). По информации газеты «Псковская старина», граждане Эстонии «вербуются» в лютеранской кирхе. Право на получение гражданства Эстонии принадлежит родившимся на территории Эстонской республики и их прямым потомкам.

Общественный комитет за сохранение Печорского района в составе России выразил недовольство решением областной администрации исключить райцентр Печоры из полосы пограничного режима. Это недовольство разделено Советами района, некоторыми предприятиями. Печорская общественность считает необходимым установление жесткого контроля за приезжими.

Не прекращается резкая критика МИДа и А. Козырева в «Печорской правде». В июне поводом для этого послужило якобы заявленное представителем МИДа Ю. Муравьевым требование от главы районной администрации А. Монтаровского распустить Комитет за сохранение Печорского края в составе России и созданные при нем отряды самобороны (дружины).

Благодаря финансовой помощи станицы «Невская» (Санкт-Петербург) в размере 20-30 млн. руб. станица «Ольгинская» возможно приобретет участок земли в Печорском районе (Рагозина гора) у АО «Севзапспецстрой» для создания военизированного казачьего поселения на границе. По мнению автора, казачье поселение на российско-эстонской границе — фактор, который будет отрицательно влиять на текущую обстановку в приграничье.

На принятие Госсобранием ЭР закона об иностранцах последовала крайне резкая реакция Президента РФ, выразившаяся в распространении заявления. В заявлении практика отношения к русскоязычной общине в Эстонии названа «этническими чистками» и «эстонским вариантом апартеида».

25 июня российский концерн «Газпром» прекратил поставки газа в Эстонию.

Эстонские власти заявили, что текст закона об иностранцах направлен на экспертизу в Совет Европы.

28 июня открылась внеочередная сессия Государственного собрания Эстонии и чрезвычайная сессия горсовета Нарвы.

29 июня Президент Эстонии Леннарт Мери приостановил введение в действие закона об иностранцах.

Экономическое давление на Эстонию выглядит перспективным лишь на первый взгляд, поскольку ухудшение экономического положения Эстонии в первую очередь ударит по русскоязычному населению, чье экономическое благополучие в целом, хуже коренного населения.