Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владимир ИЛЬИН

Республика Коми
в июне 1993 года

1.1.1.    ОБНОВЛЕНИЕ КАДРОВ В СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ

В апреле 1993 г. сессия ВС Республики Коми приняла новый закон «О Совете Министров Республики Коми» (см. отчет за апрель 1993г.).. Кроме того, были проведены некоторые перемещения в составе правительства республики.

Председателем Совета Министров Республики Коми вновь был утвержден Вячеслав Иванович Худяев.

В.Худяев родился 6 марта 1946 г. в Сыктывкаре, Коми. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт, Академию общественных наук при ЦК КПСС.

С 1969 г. работал старшим инженером-технологом завода железобетонных изделий в г.Ухте, начальником цеха того же завода (1971—1973 гг.), главным инженером завода керамзитовых изделий в Ухте (1974—1975 гг.), начальником производственного отдела «Главкомигазнефтестроя» Миннефтегазстроя СССР в Ухте (1975 г.), директором комбината производственных предприятий «Главкомигазнефтестроя» Миннефтегазстроя СССР (1975—1976 гг.), заместителем заведующего отделом строительства Коми обкома КПСС (1976—1980 гг.), вторым, а затем и первым секретарем cыктывкарского горкома КПСС (1980—1987 гг.). С 1987 г. он бессменно занимает пост Председателя Совета Министров республики [1].

Карьера В.Худяева довольно типична для регионального политика России. В свое время он сделал быструю карьеру хозяйственника, был замечен и стал типичным провинциальным партийным работником. В годы перестройки В.Худяев прославился на всю страну благодаря центральному телевидению, показавшему местный конфликт вокруг музыкальной школы (она оказалась в аварийном состоянии и активисты предложили передать ей уже построенное здание райкома партии). В.И.Худяев настолько резко и цинично пресек эти поползновения будущих демократов, что на длительное время превратился в ходячий символ бюрократии. Однако он, хотя и с некоторым опозданием, все же уловил требования времени и буквально на глазах стал менять стиль общения с народом. Менялось центральное руководство, но В.Худяев оставался на своем посту, меняя в соответствии с новыми временами проводимую политику. В последнее время, когда окрепло коми национальное движение, он стал принимать участие в съездах коми народа (сейчас вновь избран на очередной съезд), являясь своего рода официальным патроном этого общественного движения.

Заместителем председателя Совета Министров республики сессия утвердила 44-летнего Александра Григорьевича Рогова, на некоторое время исчезавшего с политического горизонта республики.

А.Рогов — уроженец коми деревни, коми. Начинал трудовую биографию в качестве слесаря лесопункта. Заочно окончил Ухтинский индустриальный институт, а в 1985 г. и Ленинградскую высшую партийную школу. После этого работал в городе нефтяников — Усинске председателем горисполкома, первым секретарем горкома КПСС. В 1990 г. он был избран депутатом республиканского Верховного Совета, становится заместителем, а через год — и первым заместителем председателя Верховного Совета республики.

Основная его деятельность разворачивалась на протяжении ряда лет на глазах Ю.Спиридонова, который в 1975—1984 гг. возглавлял Усинский горком КПСС, а затем в качестве секретаря обкома держал в поле зрения развитие этого города. Поэтому выдвижение А.Рогова на высокий пост в ВС нельзя считать случайным.

В 1991 г. во время августовского путча А.Рогов оказался козлом отпущения. Он поспешил и дал указание на места выполнять все распоряжения ГКЧП. Когда после поражения путча^ ВС республики стал анализировать действия руководства республики в критические дни, оказалось, что к председателю Верховного Совета Ю.Спиридонову придраться нельзя, ибо он не сказал ни одного слова в поддержку путчистов (как и против них). Весь революционный гнев ударил по А.Рогову, которому пришлось оставить свой пост.

Его отставка не означала понижения социального статуса. Благодаря тесному, хотя и случайному (как утверждает Рогов) знакомству с миллиардером М.Ричем, с которым он встречался в Швейцарии, он был приглашен в филиал представительства «Марк Рич + КОАГ», где он и работал заместителем главы до апреля 1993г.

По словам самого А.Рогова, на должность вице-премьера он был приглашен Ю.Спиридоновым и В.Худяевым. В интервью корреспонденту местной газеты он сказал, что с возвращением в органы власти он потерял с точки зрения зарплаты, времени и нервов, но об этом назначении не жалеет, так как всегда считал свою предыдущую работу сугубо временным явлением [2].

Возвращение А.Рогова в высший политический эшелон представляется весьма важным. Он выступает в качестве связующего звена между республиканским руководством, пытающимся проводить активную внешнеэкономическую политику (правда, пока без особых успехов) и Марком Ричем — одним из крупнейших в мире торговцев нефтью. Не является случайным и тот факт, что в правительстве он будет курировать топливно-энергетический комплекс, геологию.

Заместителем председателя Совета Министров республики утвержден также Владимир Александрович Торлопов, до этого работавший председателем Совета Коми республиканской федерации профсоюзных организаций.

В.Торлопов родился и вырос в поселке Верхняя Максаковка (под Сыктывкаром). По его словам, всегда мечтал служить в КГБ. В 1971 г. после окончания физико-математического факультета Коми государственного педагогического института его несколько раз вызывали в КГБ для собеседования на этот предмет, но по каким-то причинам на службу не взяли. После армии три года работал в школе учителем физики, затем пошел по стопам отца, который в свое время был председателем рабочкома Максаковской сплавконторы, и стал профсоюзным работником.

В 1988 г. Торлопов закончил Ленинградскую высшую партийную школу. После этого два года работал в отделе организационной работы Коми обкома КПСС. В 1990 г. был избран на высший профсоюзный пост республики.

В беседе с корреспондентом газеты В.Торлопов сказал, что из всех политиков выше всех ставит Ю.Андропова. Нынешние реформы считает верными по направлению, но не согласен с методами их реализации.

Та же сессия Верховного Совета утвердила в должности министра культуры 46-летнего Алексея Семеновича Безносикова. Должность весьма незначительная и этот факт можно было бы и не упоминать, однако это назначение является продолжением линии на возвращение в аппарат временно уходивших из него номенклатурных кадров. Фигура А.Безносикова и данный ему пост — яркий пример сугубо номенклатурного подбора кадров.

Свою карьеру Безносиков начинал как комсомольский работник. Окончил Горьковский сельхозинститут, после этого был заведующим отделом сельской молодежи Усть-Куломского райкома комсомола (один из наиболее глухих районов республики). В целом комсомолу он отдал 10 лет жизни. Дошел до постов первого секретаря Усть-Куломского райкома комсомола, секретаря Коми обкома ВЛКСМ. После окончания Ленинградской Высшей партийной школы стал секретарем Усть-Вымского райкома КПСС. В 1983 г. по партийному набору он был отправлен на Высшие курсы руководящего состава КГБ, которые он закончил в звании майора и был назначен заместителем начальника отдела по защите экономики, затем становится начальником отдела транспорта и связи. В 1989 г. его чекистская карьера прервалась в связи с его избранием секретарем Коми обкома КПСС по идеологии. Но следующая партконференция не переизбрала его и он уехал в усть-Куломский район, где вплоть до августа 1991 г. возглавлял райком КПСС. В 1992 г. он основал фирму «Марья-моль», занимающуюся народными промыслами. В это же время он являлся заместителем председателя координационного совета социалистического движения Республики Коми. В связи с возвращением в госаппарат он заявил о намерении приостановить свое членство в этом движении. В интервью корреспонденту газеты Безносиков отметил, что у России нет обратного пути в коммунистическое прошлое [3]. Эти слова, как и вся биография Безносикова, свидетельствуют о его гибкости, умении быстро менять позиции.

В июне 1993 г. на заседании коллегии министерства безопасности Республики Коми заявил о своей готовящейся отставке генерал-майор министр безопасности республики Валерий Георгиевич Рак-Рачек. Московское руководство дало согласие на его отставку. Недавно министру исполнилось 58 лет, чем он и объясняет свой шаг. Однако это объяснение не столько отвечает на вопрос сколько порождает новые, так как не очень логично уходить с такого поста по собственному желанию в 58 лет. Рак-Рачек много лет возглавлял КГБ республики. Поскольку здесь не было серьезной оппозиционной деятельности, то и он в силу этого объективного фактора не выделился как гонитель свободомыслия. В дни августовского (1991 г.) путча он смог удачно выдержать паузу (как и все республиканское руководство), не засветившись ни в качестве сторонника, ни в качестве противника ГКЧП. Когда после подавления путча шел анализ поведения высших руководителей республики в те критические дни, никаких обоснованных обвинений ему предъявить никто не смог. В силу этого он остался на своем посту, пережив все своих московских руководителей.

1.2.    ПРЕДСТАВИТЕЛИ РЕСПУБЛИКИ НА КОНСТИТУЦИОННОМ СОВЕЩАНИИ

Ю.Спиридонов, председатель Верховного Совета республики, рассказал журналистам о своих впечатлениях о Конституционном совещании. Этот рассказ — лучшая характеристика позиции самого Спиридонова в отношении происходящего в Москве политического конфликта.

Он сразу же посетовал, что политизация в обществе достигла такого уровня, что заниматься экономикой в стране и республике уже некому. Так, в июне он провел в своем регионе лишь один полный день.

Ю.Спиридонов высказал тревогу по поводу стремления большинства участников совещания заложить в основу Конституции принцип равенства прав всех субъектов Федерации, что, с его точки зрения, недопустимо. Руководители республик не против выравнивания прав в социально-экономической сфере, но выравнивание в области политических прав ведет к развалу России. Представители республик полны решимости отстаивать свою позицию.

Обеспокоенность Спиридонова вызвало и стремление некоторых секций совещания провозгласить верховенство федеральных законов над местными, что подрывает основы суверенности республик.

По оценке Спиридонова, расклад сил на совещании таков, что защищать интересы республик там некому.

В своих комментариях по поводу скандальных эпизодов начала работы совещания Ю.Спиридонов сказал: «То, что мы видели, хуже фашизма». К Хасбулатову можно относиться по-разному, но не дать слово руководителю парламента страны выступить от имени Конституционной комиссии — это не демократия. Не прибавил авторитета Президенту и эпизод с Ю.Слободкиным.

Ю.Спиридонов сказал, что он покидал зал совещания и подписал заявление субъектов Федерации, в чем не раскаивается. Вынудил его на этот шаг произвол в отношении Советов, который творился на самом совещании.

1.3.    ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ

3.1.       Внешняя торговля

В последние годы четко прослеживается тенденция либерализации государственного регулирования внешней торговли. Предприятия, регионы, республики в составе России получили широкие права для выхода на международный рынок. Падение курса рубля по отношению к доллару, сокращение производства отечественных товаров делают особо выгодной внешнюю торговлю. Регионы, имеющие экспортный потенциал (в настоящее время это в основном сырье), оказываются в более благоприятной ситуации. К их числу относится и Республика Коми.

Слабый государственный контроль, неразработанность нормативной базы стимулируют вывоз за границу сырьевых ресурсов. При этом явное предпочтение до недавнего времени отдавалось бартеру.

 

Таблица 1

Формы внешнеторговой деятельности (в 1992 году) [4]

 

Экспорт

Формы

в тыс. долларов

Удельный вес, %

Все формы

399.7

100

торговля

39.9

10

бартер

188.3

47

другие формы

171.5

43

 

В 1993 г. отношение к бартеру стало меняться. Новые правила таможенного регулирования поставили бартер, как и другие виды экспортно-импортных операций, под жесткий налоговый пресс. Это вызвало серьезное недовольство шахтеров Воркуты, получавших значительную часть своих доходов за счет бартера. Теперь внешнеторговая деятельность шахт утратила былую эффективность. Это ведет к падению интереса к бартеру на внешнем рынке, как это уже произошло на внутреннем.

Экспорт, состоящий почти исключительно из сырья, — это самый неэффективный путь развития внешней торговли, особенно в ее долгосрочной перспективе. По низким ценам за рубеж уходят в основном невозобновляемые природные ресурсы, к которым в силу крайне слабого уровня лесовосстановления можно отнести и древесину. Руководство республики это прекрасно понимает. В сугубо декларативном плане уже много лет повторяется тезис о необходимости развития переработки ресурсов на территории республики. Однако сдвиги в этом направлении весьма незначительны, а то, что сделано, в силу низкого качества продукции и трудностей проникновения на внешний рынок почти никак не отражается на структуре экспорта.

 

Таблица 2

Структура экспорта [5]

 

Общий объем

100%

Машины и оборудование

0,03%

Сырье и товары широкого потребления

99,97%

 

В связи с распадом СССР многие виды поставок, носившие до этого внутренний характер, стали экспортными. Этим и объясняется динамизм ряда показателей (таблица 3). Но и при столь резком расширении международного рынка экспорт республики сохранил свою сырьевую направленность.

 

Таблица 3

Основные виды экспортируемой продукции [6]

 

 

1991

1992

1992 в % к 1991

Сырая нефть, тыс.т.

104.4

2132.6

20 раз

Газ сжиженный, тыс.т.

14.9

Газовый конденсат, тыс.т.

82.

96.0

117

Техуглерод, тыс.т.

2.9

1.9

66

Дизельное топливо, тыс.т.

124.7

Мазут топочный, тыс.т.

357.9

Каменный уголь, тыс.т.

669.2

1928.8

3 раза

Древесный уголь, т.

30.0

Круглый лес, тыс. м3

473.6

376.8

80

Пиломатериалы, тыс. м3

223.0

179.3

80

Плиты древесностружечные, тыс. м3

12.3

2.7

22

Плиты древесново-локнистые, тыс. м2

3900.0

4086.1

105

Фанера, тыс. м3

21.3

9.9

46 раз

Нетканное полотно, тыс. м2

283.3

Электротехническое оборудование, тыс. руб.

6240.0

 

Несмотря на существенную роль внешнеторговых связей, республика не имеет продуманной программы их использования для подъема своей экономики. Внешняя торговля ведется хаотично: кто что может, тот то и продает, предприятия сырьевых отраслей любой ценой стремятся прорваться на внешний рынок. При этом эффективность принимаемых на уровне предприятий решений с точки зрения экономики республики и России, судя по всему, не анализируется. Республиканские органы власти пытаются контролировать экспорт с целью его использования для нужд всего населения республики, а не только работников предприятий-экспортеров. Однако и предприятия и республиканские органы власти используют экспорт почти исключительно для решения тактических задач насыщения рынка товарами ширпотреба. Так, в импортре 1992 г. промышленные товары народного потребления составили 32,4%, продовольственные товары — 31,8%, а машины, оборудование и транспортные средства — лишь 27,9%. При этом надо иметь в виду, что такая структура импорта имеет место в условиях высокого уровня изношенности оборудования предприятий как добывающей, так и перерабатывающей промышленности.

Существует система контроля экспорта стратегически важных ресурсов как со стороны Российского, так и Коми правительств. Правительство России выдает регионам квоты на экспорт. В 1993 г. республика получила право самостоятельно распоряжаться 30% продукции, производимой на ее территории. Региональные квоты распределяются на местах. Правительство Республики Коми выдает лицензии на экспорт стратегически важной продукции предприятиям и организациям в пределах выделенных ему квот. Региональные квоты на экспорт можно свободно купить: квота на 1 куб. метр пиловочника стоит 3 доллара, березового баланса — два.

Основная часть лицензий на экспорт сегодня передана коммерческим предприятиям. В то же время сами производители имеют ограниченные возможности использовать экспорт для обновления своей технической базы. Так, руководитель экономической службы «Комилеспрома» П.Калистратов заявил корреспонденту газеты: «...Взгляните в список, составленный Совмином, в котором названы те, кому переданы квоты на экспорт леса. Это сплошь коммерческие структуры. Куда затем расползается валюта — темный лес. А отрасль задыхается от недостатка средств». В настоящий момент лесозаготовительная отрасль республики имеет огромные рублевые и валютные долги. Так, за поставленное в республику оборудование итальянской фирме «А.Коста» и шведской фирме «Сусрарна» необходимо уплатить 15,5 млн. долларов и 13 млн. шведских крон. Никто из специалистов «Комилеспрома не знает, откуда могут взяться средства для выплаты этих долгов. При этом они сетуют на то, что правительство республики ничего не делает для того, чтобы помочь решить эту проблему. Однако, судя по информации в прессе, руководители лесозаготовитеьных предприятий сами нередко отказываются от экспортных квот в пользу коммерческих структур. Так, по неизвестным причинам АО «Комилеспром» передала свою квоту на экспорт 5 тыс. куб. метров хвойной древесины товариществу с ограниченной ответственностью «Нард». В результате, как отмечалось в газете «Красное знамя», наблюдается наплыв в республику автомобилей иностранных марок при запущенной материальной базе экспортных производств. Это проявление общероссийского парадокса: по подсчетам западных специалистов, только жители Москвы за 1992 г. купили престижных и дорогих «Мерседесов» больше, чем население нескольких крупных европейских стран вместе взятых [7].

Часть экспортной продукции покупается у предприятий и передается для экспорта тому или иному министерству, работающему на нужды всей республики (например, министерству торговли или здравоохранения), которое сбывает этот товар через посреднические внешнеторговые организации и на вырученную валюту приобретает необходимые республике товары. Несмотря на попытки политического регулирования экспорта стратегически важных товаров, он подчинен сиюминутным потребностям населения и коммерческих фирм. Региональные квоты работают в этом же направлении.

Монополия внешней торговли, существовавшая в стране на протяжении многих десятилетий, ныне отменена. Число участников внешнеэкономической деятельности резко возрасло. В их число вошли как крупнейшие производители сырья, так и относительно мелкие посреднические фирмы.

 

Таблица 4

Основные экспортеры республики в 1992 году [8]

 

Экспортер

Стоимость, доллары

Total exрort

399728,8

Ассоциация «Комиагро»

623,1

Объединение «Коминефть»

171040,0

ГПО «Севергазпром»

1368,0

Сосногорский ГПЗ

2513,0

Ухтинский экспериментально-механический завод

6,4

Объединение «Воркутауголь»

29614,5

Концерн «Интауголь»

3127,4

Шахта «Воргвшорская»

14467,0

Ухтинский завод «Прогресс»

18,9

Висовский лестранхоз

16,3

Ассоциация «Авэкс-Коми»

49,6

Коммерческий информационный центр Минторга Коми

62702,3

УРС «Печорстрой»

10,9

Комиреспотребсоюз

582,0

АО Комиторгсервис

99,7

Княжпогостский завод ДВП

2211,3

Жешартская лесобаза

851,2

Човская лесоперевалочная база

213,9

Сыктывкарский ЛДК

29017,1

Жешартский фанерный комбинат

3745,0

ПО «Сыктывкарский ЛПК»

433,9

Фирма «Комитекс»

27,3

НПК «Новатор»

80,8

ТОО «Удомстром»

200,0

АО «Узон»

Ираельский леспромхоз

30,4

Ставропольский леспромхоз

32,4

Ясногский леспромхоз

129,1

Сыктывдинский ЛПХ

205,9

Ношульский ЛПХ

38,4

Усть-Вымский ЛПХ

27376,0

Объячевский ЛПХ

127,3

Ухтинский ЛПХ

493,0

Управление «Усть-Вымлес»

1030,8

Управление «Косланлес»

3176,7

Управление «Печорлес»

1285,0

Сыктывкарский завод лесного машиностроения

199,0

Сыктывкарский мясокомбинат

80,0

АП «Нечерноземстройматериалы»

380,8

Предприятие «Енвевт»

28,4

Предприятие «Аякс»

76,4

Предприятие «Алма»

9,5

Фирма «комивнешсервис»

9130,0

Чернамское ГЛОХ

4,9

Внешнеторговая фирма «Инкомрос»

417,9

АО «Мишель-К»

39,5

ПК «Резерв»

102,0

ТОО «Трубиз»

46,0

ТОО «ФДС»

133,8

ТОО «Перспектива»

208,0

Ухтинский НПЗ

12597,0

Коммерческое предприятие «Экономика»

17215,0

Объединение «Мезеньлес»

1414,0

Объединение Комилесурс

2389,5

АО «Северная звезда»

277,4

МП «Комиагроцентр»

23218,0

ТОО «Резон»

26,0

МП «Руслан»

37,7

Фирма «Вест-брок»

436,0

ПКФ «Колос»

672,0

ТОО «Атлант»

30,8

ТОО «Ам-Коми»

75,2

ТОО «Нард»

20,0

ТОО Торговый дом «Корона»

22,8

Коммерческая фирма «А-13»

210,0

ТОО «Мост-Рига»

246,6

АО «Флора»

62,2

ТОО «Ком-Кар»

12,3

МП «Гарант»

10,2

Горводоканал г.Печора

56,0

 

Внешняя торговля экономических субъектов республики весьма диверсифицирована. Однако ведущее место в ней занимают западно-европейские фирмы. В то же время идет процесс возобновления, перестройки торгово-экономических отношений с некоторыми странами, ранее входившими в СЭВ. Во многих случаях импорт из них, особенно продовольствия, значительно выгоднее, чем из Западной Европы. Уже на протяжении ряда лет внедряется на местный рынок Южная Корея. Однако результаты пока в силу многих причин незначительны. Вместе с тем малые фирмы, мелкие частные торговцы активно осваивают торговые пути в Азию, прежде всего в Китай и Турцию, откуда тысячами ручейков течет довольно большой и не учитываемый статистикой поток относительно дешевых промышленных товаров народного потребления.. В последнее время и на официальном уровне сделаны шаги по установлению связей Республики Коми с рядом стран Азии. По мнению некоторых руководителей республики, это направление в будущем может оказаться весьма перспективным.

 

Таблица 5

Экспорт и импорт продукции по странам(в тыс. долларов США) в 1992 году [9]

 

Страна

Экспорт

Импорт

Всего

195034

61145

Австрия

6495

564

Болгария

2830

624

Бельгия

2200

Великобритания

494

Венгрия

15479

9792

Германия

23320

14990

Дания

7527

Иордания

1140

Италия

1068

2556

Лихтенштейн

7500

Нидерланды

361

1122

Румыния

2650

110

Турция

1529

649

Франция

10584

5742

Чехословакия

45230

12763

Финляндия

16385

1626

Швеция

41081

7752

Швейцария

9142

155

Южная Корея

95

Югославия

20

США

1619

Польша

368

Сингапур

564

Япония

53

 

Учитывая географическое положение республики, ее экспортный потенциал, состояние местного рынка и опыт мелких торговцев, можно прогнозировать формирование внешнеторговой стратегии республики по следующим направлениям: 1) экспорт сырья в Западную Европу (кратчайший путь от производителя до потребителя, наличие транспортных путей, высокая покупательная способность европейских потребителей); 2) импорт продовольствия из республик, вышедших из СССР, и из стран Восточной Европы (относительно близко при наличии сносных транспортных артерий, дешевле); 3) импорт промышленнных товаров народного потребления из Южной Кореи, Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии (товары легко поддающиеся транспортировке, относительно дешевые при качестве, вполне устраивающем непривередливый местный рынок, не готовый к покупкам дорогих и качественных товаров).

В последнее время наметилась тенденция создания за рубежом фирм, в основе которых капитал, вложенный предприятиями Республики Коми.

3.2.       Совместные предприятия на территории республики

Еще в конце 1980-х гг. в советской политике в отношении иностранного капитала были сделаны существенные коррективы: появились возможности его непосредственного инвестирования в экономику страны через создание совместных предприятий. Появились такие предприятия и в Республике Коми. Их численность имеет тенденцию к постоянному росту.

На совместные предприятия советское руководство возлагало большие надежды. Не меньшие надежды возлагает на приток иностранных капиталов и руководство России. Открытие российской экoномики рассматривается как важное звено в цепи модернизации страны. Большие усилия в этом направлении прилагает правительство, Верховный Совет, предприятия Республики Коми.

Но результаты оказались более чем скромными. Число предприятий, действующих в республике, незначительно, вложенный в них иностранный капитал крайне невелик. Во многих случаях это чисто символические суммы, позволяющие при нынешнем очень низком курсе рубля легко создать видимость совместной деятельности и приобрести статус совместного предприятия, который до недавнего времени давал существенные льготы (ныне их статус уравнен со статусом обычных предприятий).

 

Таблица 6

Число и уставной фонд совместных предприятий [10]

 

Число зарегистрированных в регионе совместных предприятий

63

Работает всего

38 (60.3%)

из них:

 

осуществляет поставки на экспорт(количество)

19

имеют импортные поступления

11

осуществляют поставки на советский рынок

 

с расчетом в иностранной валюте

 2

осуществляют поставки на советский рынок

 

с расчетом в советских рублях

26

Сумма уставного фонда составляет

488.0 млн. руб.

Доля зарубежных партнеров

43.0%

 

География источников инвестирования в совместные предприятия весьма широка при небольшом числе самих предприятий. Однако характерная черта этого процесса состоит в том, что крупные фирмы, способные на серьезные капиталовложения, в нем не участвуют. Основная масса иностранных соучредителей — мелкие и средние фирмы.

 

Таблица 7

Страны, создавшие совместные предприятия [11]

 

Страна

Число СП

1. Австрия

4

2. Болгария

3

3. Канада

1

4. Кипр

2

5. Чехо-Словакия

1

6. Дания

2

7. Финляндия

1

8. Бельгия

1

9. Германия

10

10. Гибралтар (Брит)

1

11. Венгрия

1

12. Ирландия

1

13. Италия

4

14. Лихтенштейн

2

15. Литва

3

16. Нидерланды

1

17. Польша

6

18. Швеция

8

19. Швейцария

2

20. Турция

1

21. Великобритания

3

22. США

6

 

Таблица 8

Страны-участницы, внесшие свою долю в уставный фонд (на 1.01.1993 г.) [12]

 

Страны-участницы

Сумма доли, млн. руб.

Процент

ВСЕГО

102,8

100,0

 1,Австрия

2,4

2,3

 2, Канада

24,0

23,4

 3, Кипр

1,3

1,2

 4, Германия

5,5

5,4

 5, Ирландия

1,2

1,2

 6, Италия

22,2

21,6

 7, Лихтенштейн

1,3

1,3

 8, Литва

3,5

3,4

 9, Швеция

2,6

2,5

10, Швейцария

24,1

23,5

11, США

12,4

12,1

 

Наибольший интерес иностранные партнеры проявили к нефтедобывающей промышленности. Именно здесь завязались более или менее серьезные контакты.

Стратегия, приведшая к созданию СП, исходила из того, что они позволят расширить экспортный потенциал страны, повысят конкурентоспособность ее готовой продукции, помогут ей проникнуть на западный рынок. Но ничего подобного пока не произошло. СП импортируют больше, чем экспортируют. При этом в вывозимой ими продукции явно преобладает сырье.

 

Таблица 9

Отдельные показатели деятельности совместных предприятий в разрезе отраслей [13]

 

 

Объем

Числен-

Экспорт

Импорт

Реализа-

 

производ-

ность,

 

 

ции про-

 

ства про-

 

млн.

млн.

дукции и

Отрасли

дукции,

человек

долла-

долла-

оказание

 

услуг с

 

ров

ров

услуг на

 

начала

 

 

 

рынке

 

года

 

 

 

СНГ,

 

млн. руб.

 

 

 

млн. руб.

ВСЕГО

15853,8

3895

97,5

638,6

799,1

Топливная промышленность

14124,6

1352

87,6

597,3

306,3

Машиностроение и металлообработка

3,4

3

2,1

Деревообработка и целлюлозно-бумажная

1499,9

2453

8,6

40,0

367,0

Торговля и общественное питание

197,4

81

1,3

1,3

95,2

Информационно-вычислительное обслуживание

27,4

4

27,4

Наука и научное обслуживание

1,1

2

1,1

 

Первоначально руководство страны возлагало большие надежды на модернизацию производства с помощью притока иностранного капитала через совместные предпариятия. Эти надежды также не оправдались. Удельный вес продукции, производимой СП, очень незначителен. Говорить об их сколько-нибудь заметной роли в экономике республики нет оснований.

 

Таблица 10

Производство важнейших видов продукции совместными предприятиями в натуральном выражении и оказывание услуг [14]

 

Наименование вида продукции

Ед-ца измерения

Фактически

Нефть сырая

тыс.тонн

815,3

Нефтепродукты

тыс.тонн

374,5

Деловая древесина

тыс.куб.м

421,4

Пиломатериалы

тыс.куб.м

80,6

Газ попутный

тыс. куб.м

21150,0

Услуги гостиниц и ресторанов

тыс. руб.

3002,8

Услуги транспортные

тыс. руб.

10093,2

Коммерческие услуги

тыс. руб.

158725,0

Услуги по обслуживанию электронно-вычислительной техники

тыс. руб.

28937,0

Услуги по научно-исследовательским работам

тыс. руб.

290,0

Проектные и изыскательские работы

тыс. руб.

662,4

Монтаж и прием оборудования

тыс. руб.

5491,8

Декларирование грузов

тыс. руб.

1997,1

 

Таблица 11

Товарная структура экспорта совместных предприятий [15]

 

Наименование товаров и услуг в натуральном выражении

Кол-во

Сумма, $, тыс.

Доля товара
в экспорте

ВСЕГО

97451,2

100,0

 

в том числе:

 

 

 

Продукты животноводства прочие, тыс.тонн

24,7

525,0

0,5

Рога необработанные

24,7

525,0

0,5

Топливо минеральное, нефть, тыс.тонн

677,5

87077,7

89,4

Нефть

474,1

60196,1

61,8

Продукты переработки нефти

203,4

26881,6

27,6

Лесоматериалы, тыс.куб.м

188,7

9792,8

10,0

Деловая древесина

174,5

8307,7

8,5

Пиломатериалы

14,2

1485,1

1,5

Уголь древесный, тонн

211,0

41,4

0,0

Услуги

15,2

0,0

Услуги транспортные

12,6

0,0

Проектных и изыскательских работ

2,6

0,0

 

Таблица 12

Экспорт и импорт совместных предприятий по странам в 1992 г. (тыс.долларов) [16]

 

Страны

Экспорт

Импорт

ВСЕГО

97451,2

638566,1

Австрия

4373,7

1595,0

Болгария

1290,0

975,7

Чехо—Словакия

13775,7

Дания

251,6

Финляндия

996,0

430643,3

Франция

11485,0

3,2

Германия

5593,1

189,3

Венгрия

16004,0

400,2

Италия

282,6

Ирландия

931,8

КНДР

386,7

Литва

6,5

Монако

115,2

Нидерланды

32054,0

34628,3

Румыния

71,7

Испания

4896,0

Швеция

85,6

175,0

Великобритания

4852,0

281,9

Канада

141036,2

Китай

48,5

Тайвань

29,9

Греция

64,4

Сянган(Гонк)(Брит)

15,7

Япония

57,1

Лихтенштейн

40,2

Малайзия

60,0

Норвегия

4648,8

США

23673,4

 

Опыт работы СП на территории республики еще весьма ограничен, чтобы можно было давать его развернутую оценку. Но очевидно, что западные фирмы используют СП лишь для зондирования почвы и обозначения своего присутствия, не проявляя заметной активности, явно выжидая лучших времен. Главная причина слабого вовлечения иностранного капитала в экономику республики — общая политическая нестабильность в России. Несмотря на свой суверенитет и региональную стабильность, Республика Коми целиком подвержена всем колебаниям политической, административной и экономических систем страны.

Регулярно принимаются слабо продуманные законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность. Потом идут корректировки этих актов, нередко сводящие их смысл к противоположному. Часто и бессистемно меняется налогообложение, что делает рискованным любой не только долгосрочный, но и среднесрочный контракт. Политическая борьба в центральных органах власти России делает непредсказуемым политическое развитие страны. Разные силы регулярно предлагают взаимоисключающие проекты перестройки экономики.

Руководство Коми Республики стремится максимально ослабить дестабилизирующее влияние центра, что нередко ему удается. Атмосфера конфронтации, характерная для Москвы, отсутствует в органах власти республики. Ее лидеры, уходя от идеологических дискуссий, идут по сугубо прагматическому пути, решая в основном тактические проблемы выживания экономики в условиях кризиса. Это делает республику одним из наиболее перспективных регионов России с точки зрения политических и административных условий развития деловой активности иностранного капитала. Не рискуя пока серьезно инвестировать в развитие экономики Коми Республики, многие страны, их фирмы ведут активный сбор информации о республике, устанавливают связи с ее деловыми кругами, создается информационная инфраструктура, которая может позволить в случае стабилизации положения в России в кратчайшие сроки наладить более крупномасштабные деловые контакты. Лидировать в этом процессе будут страны, успевшие внедриться в форме малых СП, подключившиеся к разведке полезных ископаемых, разработке планов деловой активности.

3.3.       Зарубежные фирмы, созданные с участием фирм и организаций Республики Коми

В последние годы руководство республики предприняло ряд шагов по организации за рубежом фирм с участием капитала из республики. Общая цель этой политики — создание благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, для проникновения на крайне закрытый западный рынок.

Первой фирмой такого типа стала «Комиинтернэшнл», созданная в Лондоне при посредничестве А.Тарасова. Однако при ее создании был допушен ряд тактических просчетов. В результате эта фирма так и не развернула свою деятельность.

Появились фирмы «Коми-Дан» и «Коми-Нэт».

В 1992 г. во исполнение июньского постановления Президиума ВС республики была создана фирма «Комилюкс». В этом документе была указана цель создания фирмы: «учитывая необходимость дальнейшего развития процесса привлечения иностранных инвестиций в промышленную и социальную сферу республики, а также создание условий гарантий для иностранных инвесторов...».

Учредители «Коми-Люкс» — правительство республики, объединение «Коминефть» и фирма «Илыч». Затем было решено включить в состав акционеров объединение «Севергазпром» и Ухтинский НПЗ.

26 января 1993 г. зарегистрирована в Лондоне инвестиционная компания «Коми инвестмед энд трейд ЛТД».

Среди учредителей — объединение «Севергазпром», Ухтинский НПЗ, Союз предпринимателей, Фонд государственного имущества Республики Коми, концерн «Интауголь», ряд шахт объединения «Воркутауголь» и предприятий лесной промышленности. Правительство республики своих средств не вложило.

Руководитель компании — заместитель генерального директора бельгийской фирмы «Нафта (Б)» Михаил Зеликов.

Уставной капитал фирмы — 120 тыс.фунт.стерл. 100% капитала принадлежат республике.

Офис компании будет располагаться в Лондоне. В нем будет работать (в качестве кого?) бывший проходчик шахты «Интинская» и народный депутат СССР Владимир Лушников [17].

Целью деятельности является посредничество в продаже сырьевых ресурсов с целью реинвестирования полученных средств в экономику республики.                

По словам В.Кармановского, эта фирма создана «взамен заявлявшегося «Комиинтернешнл». Учредители — прежние, принципы организации — тоже. «А название изменили, поскольку первоначальное не отражало сути деятельности общества. Теперь все понятно: инвестиции и торговля.»

Как сказал заместитель председателя Совета Министров Республики Коми В.Кармановский, «в создании двух фирм («Коми-люкс» и «КИТ») лежит глубочайший смысл. Обе — финансовая и инвестиционно-торговая — зарегистрированы по международным правилам. Значит, с их помощью можно вести дела с Европой и всем миром, не подключая, как прежде [18]).

Важным событием стало приобретение акционерным обществом «Коминефть» (бывшее объединение «Коминефть») 90% акций химического завода «Хромос-Политисперсия» в Республике Хорватия. Остальные 10% остались у продавца — правительства Хорватии.

«Хромос-Полидисперсия» — это одно из немногих европейских предприятий, выпускающих различные продукты, необходимые для добычи, транспортировки и подготовки нефти. Раньше эти продукты бывший Миннефтепромомом закупались за рубежом, а объединение «выбивало» необходимые фонды. В современных условиях, когда отечественная промышленность не в состоянии обеспечить нефтяников этими химическими продуктами, нефтедобывающие предприятия закупают их за границей, расходуя огромные средства. Так, «Коминефть» расходует на эти цели ежегодно 1 млн. долларов.

В это же время завод «Хромос-Полидисперсия» оказался в результате развала Югославии в тяжелом положении. Представители «Коминефти» ознакомились с ним и его производственными связями, после чего было принято решение о его приобретении. Предполагается, что эта покупка окупится в очень короткий срок. В ближайшее время удастся отказаться от импортных закупок химпродуктов, экономя примерно 1 млн. долларов в год., плюс продажа продукции этого завода прежним покупателям в Германии и нефтяникам из других регионов России [19].

1.4.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

4.1.       Либерально-демократическая партия

Весной 1993 г. в Сыктывкаре появилась организация Либерально-демократической партии (в Инте организация существует уже давно). Сразу же она занялась подготовкой визита в Сыктывкар лидера партии В.Жириновского. На улицах стали появляться экземпляры газеты «Правда Жириновского», в одном из клубов города был показан фильм о Жириновском. Представители партии активно искали спонсоров в коммерческих структурах (о результатах информации нет).

В июне 1993 г. В.В.Жириновский прибыл в Сыктывкар. В доме культуры «Металлист» состоялась его встреча с жителями города. Несмотря на почти полное отсутствие рекламы и информации, зал, вмещающий человек двести, был полон на две трети. Присутствовали люди разных возрастных и социальных групп.

В.Жириновский объяснил, что посещает в основном те места, где его партия по тем или причинам мало известна. Среди них и Сыктывкар. Изложив основные положения программы ЛДП, ее лидер отвечал на многочисленные вопросы. При этом он показал блестящее умение находить общий язык с аудиторией, играть на тонких струнах человеческой души. Неоднократно его ответы встречались аплодисментами. Несколько раз из зала звучали вопросы относительно возможности вступления в его партию.

После общей встречи состоялся банкет для представителей прессы, где Жириновский снова отвечал на многочисленные вопросы, умело корректируя стиль ответов под новую аудиторию. Здесь он также проявил себя умелым манипулятором, хотя в такой аудитории его успех был гораздо более ограничен, чем в массовой.

На следующий день состоялся митинг ЛДП на главной площади города. На нем присутствовало несколько сот человек.

Наблюдение за Жириновским, общение с ним во время вышеописанных встреч подводит к выводу, что это весьма серьезный претендент на участие в грядущих президентских выборах. Демократическая пресса сознательно или бессознательно недооценивает его, выставляя в карикатурном свете. По оценкам самого Жириновского, на будущих выборах он может собрать 30-40% голосов. Наблюдение за его общением с рядовыми гражданами приводят к выводу, что это не является серьезным преувеличением. Масштаб его успеха будет целиком зависеть от меры его доступа к средствам массовой информации, особенно телевидению. Особенно велики его шансы в случае теледебатов, ибо его возможности воздействия на зрителей несопоставимы с возможностями, например Б.Ельцина.

К программе и личности Жириновского явно тянутся люди, уставшие от беспорядка и бессмысленных конфликтов, настроенные в духе русского патриотизма. Одна пенсионерка, которая не смогла попасть на встречу, и наслышанная о Жириновском из нескольких газет его партии, так объяснила динамику своей политической позиции: «Раньше я голосовала за Ельцина. Думала, что он наведет порядок, что улучшится жизнь. Ничего этого не произошло. Теперь, если будут выборы, буду голосовать только за Жириновского». Присутствовавшая на встречах русская поэтесса Н.Мирошниченко, регулярно публикующаяся в «Нашем современнике» и «Дне», явно стала склоняться к поддержке Жириновского. Это не просто изолированный факт, а симптом возможного в будущем перехода патриотической оппозиции к поддержке Жириновского. О перспективах расширения его электоральной базы говорит и тот факт, что одним из главных организаторов его приезда в Сыктывкар стала республиканская организация коммунистической партии РФ. Ее секретарь рескома Козлов во время встречи сидел в президиуме рядом с Жириновским. Судя по выступлениям Жириновского и Козлова, перспектива перехода коммунистов к поддержке Жириновского на последнем туре выборов более чем реальна.

В ходе своих встреч Жириновский наряду с общими положениями своей национальной программы затронул и национальный вопрос в его местном варианте. Здесь у него также путь решения всех проблем очень прост: Республика Коми — это часть бывшей Вологодской губернии; к этому и надо вернуться; национальность — это личное дело каждого, а в паспорте есть запись лишь о российском гражданстве.

Подобная позиция вряд ли может получить широкую поддержку коми населения, но у русских она имеет большие шансы на успех. Даже среди коми найдется немало ее сторонников. Так, на встрече присутствовала женщина коми, которую турки-месхетинцы вынудили в Краснодарском крае продать за бесценок (15 тыс. руб. в начале 1993 г.) дом и уехать в Коми, где у нее нет ни жилья, ни шансов его получить. Жесткая национальная политика Жириновского, судя по всему, встретила симпатию с ее стороны.

4.2.       Шахтерское движение

Угрозу нового подъема шахтерского движения правительству России в июне удалось предотвратить. Всего по тарифному соглашению правительство России задолжало горнякам России 11,8 млрд. руб., что и явилось главной причиной объявленного с 27 мая 1993 г. предзабастовочного состояния. Праительство отреагировало: в Воркуту поступило 3,9 млрд. руб. Сыграли свою роль не только переговоры, уступки, но и усиливающийся разброд в шахтерском движении.

Свидетельством этого разброда стала и конференция представителей шахтерских коллективов Воркуты. На ней был заслушан отчет Воркутинского городского рабочего комитета (ВГРК) (председатель В.Тукан).

После его отчета на конференции атмосфера накалилась. Председателю задали целый ряд щекотливых вопросов. Так, оказалось, что многие члены комитета брали ссуды, но никто их до сих пор не вернул. На деньги ВГРК были закуплены три автомобиля, которые неизвестно куда пропали (они были выписаны какому-то коммерсанту). Из зала кто-то выкрикнул: «Вы так поливали милицию, я думал, что вы святые. Какой вы рабочий комитет? Вы позорите рабочий класс. Совесть нужно иметь». В конечном счете председатель ВГРК был переизбран, как и его заместитель. Был принят устав рабочего комитета.

На конференцию были приглашены народные депутаты России В.Уткин и В.Яковлев, бывшие прежде лидерами шахтерского движения. Однако к концу первого дня конференции появился лишь Яковлев. Когда он поднялся на трибуну, его освистали, а затем делегаты поднялись и ушли. На второй день ситуация повторилась, хотя зал покинули не все, но говорить ему снова не дали. В беседе с корреспондентом газеты В.Яковлев сказал: «Хотелось объяснить, что именно горняки дали толчок инфляции, а Б.Ельцин не умеет управлять» [20].

4.3.       Коми национальное движение

Весьма живой отклик вызвал подготовленный Комитетом возрождения коми народа проект республиканского закона «О гражданстве». Наиболее острая и конструктивная критика прозвучала со стороны радикальной части национального движения. Так, расширенное заседание правления Печорского отделения общества «Коми котыр» заявило, что проект «направлен на дальнейшее разъединение коми народа, на разграбление природных ресурсов, что обусловливается интересами многомиллионной России. В любом суверенном государстве одно из главных требований для граждан — полная лояльность к государству. Никак нельзя признать лояльными тех, кто живет на Коми земле временно...» А их, по оценке авотров заявления, более половины населения.

В Ухте участники конференции по выбору делегатов на Ш Съезд коми народа предложили увеличить ценз проживания в республике для предоставления гражданства до 18-20 лет. В их обращении говорится: «... Если за короткое время не будут приняты законы по защите коренных жителей и наций, нам ничего не останется, как только перестать считаться с действующими законами».

Более 850 подписей было собрано в Сыктывкаре и селах ряда районов под протестом против законопроекта «правозащитным движением Республики Коми» (14 апреля оно зарегистрировалось как партия «Доръям асьнымос». В протесте утверждается, что законопроект «является смертным приговором для коми народа» и «поставит лицом к лицу постоянно проживающее и приезжее население». Причем первые, «не имея прав мирно защищать свои естественные интересы и потребности, вынуждены будут выбрать путь с оружием в руках...». Под «приезжим населением» понимается население городов Воркута, Инта, Усинск, Вуктыл: «Население этих городов занято интересами России и никакого прямого отношения к Республике Коми не имеет». И эти «мигранты», приобретя гражданство республики и и»имея большинство голосов, защищая свои интересы (большие заработки), свободно могут проголосовать за разрешение на строительство в республике таких вредных и опасных объектов, как атомные электростанции, белково-витаминные комбинаты, добыча и переработка бокситов, нефти, газа, а возможно, и за захоронения радиоактивных и химических отходов». Все это, конечно, будет размещаться «в районах наибольшей плотности проживания коренного народа» [21].

В это же время председатель Комитета возрождения коми народа В.Марков все более явно приобретает черты статуса официального лица. В июне 1993 г. В.Марков и заведующий отделом законодательства и правопорядка ВС Е.Шишкин посетили Венгрию по приглашению председателя венгерского парламента Д.Сабада (идея возникла еще во время Всемирного конгресса финно-угорских народов). Для коми делегации была организована очень насыщенная программа, включившая даже встречу с президентов Венгрии А.Генцем, председателем парламента, в министерствах культуры и иностранных дел. По оценке членов делегации, их принимали на более высоком официальном уровне, чем находившуюся в это же время российскую делегацию [22].

22 июня 1993г. в Сыктывкар прибыла венгерская делегация из 22 человек во главе с президентом Венгрии (это первый визит президента иностранного государства в республику за всю ее историю). В организации визита заметную роль также играл Комитет возрождения коми народа и его председатель. В телевизионном отчете о визите он появлялся на экране реже, чем официальные руководители республики. Марков был вместе с руководителями республики на церемонии встречи венгерского президента в аэропорту республиканская газета «Молодежь Севера» сообщала, что «...наиболее тепло А.Генц поздоровался с лицом наименее официальным — председателем Комитета возрождения коми народа Валерием Марковым, которого незадолго до того принимал у себя в Будапеште» [23].

В этом же месяце В.Марков принял участие в Международной конференции по правам человека в Вене в качестве члена делегации, включающей представителей Финляндии, Венгрии и Эстонии. Затем он же посетил научную конференцию в Финляндии.

 

 

Источники

1. Кто есть кто в России и в ближнем зарубежье. Справочник.— М., 1993.— С.695.

2. В большой политике восстановлен // Молодежь Севера.— Сыктывкар, 1993.— 4 июня 1993.

3. Министр без опасности // Молодежь Севера.— 1993.— 21 мая 1993.

4. Внешнеэкономические связи Республики Коми за 1992 год/ Госкомстат Республики Коми.— Сыктывкар, 1993.— С.4.

5. Там же, с. 4.

6. Внешнеэкономические связи Республики Коми за 1992 год, с.5.

7. Овчинников В. Региональная квота: с чем ее едят? // Красное знамя.— 1993.— 17 июня 1993.

8. Внешнеэкономические связи Республики Коми за 1992 год, с.6.

9. Там же, с. 8.

10. Там же.

11. Там же, с. 18.

12. Там же, с. 19.

13. Там же, с. 20.

14. Там же.

15. Там же, с. 22.

16. Там же.

17. Молодежь Севера.— 1993.— 17 февраля 1993.

18. Республика.— Сыктывкар.— 1993.— 19 февраля 1993.

19. Свой завод в Хорватии появился у нефтяников Республики Коми. Интервью с генеральным директором «Коминефти» В.Леонидовым // Красное знамя.— 1993.— 17 июня 1993.

20. Воробей Л. Остался комитет не у дел. Размышления после конференции представителей шахтерских коллективов Воркуты // Красное знамя.— 1993.— 18 июня 1993.

21. Расторгуев А. Читайте, завидуйте, я — гражданин... // Молодежь Севера.— 1993.— 4 июня 1993.

22. «У нас были обеды каждый день. Политизированные...» // Республика.— 1993.— 11 июня 1993.

23. Черницын В. Драматургу А.Генцу пришлась по вкусу постановка визита Президента А.Генца // Молодежь Севера.— 1993.— 25 июня 1993.