Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Армен ХАЛАТЯН

Армения
в июне 1993 года

В июне заметно активизировалась подготовка населения к зиме 1993/1994 гг. Людей с вязанками дров можно встретить на центральных улицах Еревана. Растет и число отъезжающих из республики.

Основным событием месяца можно считать усилия правительства Армении, имеющие целью заставить НКР присоединиться к мирной инициативе СБСЕ, выдвинутой 8 июня. По сути целью Л.Тер-Петросяна и его команды являлось упрочение «миротворческого» имиджа республики, стремление сохранить доверие мирового сообщества и избежать санкций с его стороны.

Взаимоотношения Армении с НКР вступили в новую стадию и это, естественно, отразилось на внутриполитической жизни Республики Армения.

1.1.1.    АРМЕНИЯ И НКР

1.1.       Общая ситуация

Вопрос Нагорного Карабаха — один из самых болезненных для армянского народа и трудных для правительства Республики Армения. Для армян ситуация формулируется следующим образом: «Армянское население Нагорного Карабаха борятся за естественное право жить на своей земле, как только оно прекратит эту борьбу его ждет депортация и геноцид, но борьба неравная и долг всех армян, в том числе проживающих на территории Республики Армения, помогать своим братьям. Если же карабахские армяне проиграют, то завтра геноцид ждет всю Армению».

Всякое правительство Армении, отступающее от принципа помогать Нагорному Карабаху всеми силами, любой ценой, обречено на жесткую политику и обвинения в предательстве. Этих обвинений сполна хлебнула команда Л.Тер-Петросяна, отказавшаяся признать НКР и формально отмежевывающаяся от ее действий.

Между тем за полтора года проведения подобной политики она добилась главной цели: не допустить вовлечения республики в полномасштабную войну с Азербайджаном, а следовательно, и с Турцией. Однако за это же время Армения убедилась, что длительное противостояние с Азербайджаном губительно для республики, ее экономики, жизнедеятельности, отсюда и ее энергичные попытки добиться мира. Заключение мира сразу поставит в повестку дня вопрос разблокирования Армении, а это даст новое дыхание экономике республики, ослабит многие ее проблемы.

Однако миротворческие усилия долгое время были неэффективны. Армянская сторона считает, что в этом вина Азербайджана, который делал ставку исключительно на военное разрешение конфликта. Каждый новый руководитель Азербайджана обещал «решить вопрос Нагорного Карабаха» и затевал новое наступление. А.Эльчибей обещал очистить Карабах за 2 месяца. В результате наступления азербайджанских войск 12 июня 1992 года, после прихода его к власти было оккупировано два района НКР, население которых полностью подверглось геноциду (либо было уничтожено, либо было вынуждено бежать).

Логика понятна: Азербайджан изначально сильнее Нагорного Карабаха (население Азербайджана 7 млн., НКР — 150 тысяч), что ему стоит, имея в союзниках Турцию, блокировав более слабую Армению (с населением 3,5 млн.), подавить сопротивление армян и тем самым решить проблему. Тем более, что общественное сознание тоже здесь диктует правительству «ни шагу назад».

История прошедших лет показывает, что всякое перемирие использовалось Азербайджаном исключительно для передышки и передислокации войск для подготовки новых ударов. Как только ситуация на фронтах складывалась для него неблагоприятно, он охотнее шел на перемирие и наоборот. Это показывает и история последних месяцев. До февраля 1993 года на мирных переговорах в рамках СБСЕ Азербайджан настаивал на перемирии только при выполнении армянской стороной предварительных условий. В феврале 1993 г. армия НКР перешла в наступление: на встрече в Риме Азербайджан «вдруг» отказался от предварительных условий [46]. В марте наступление продолжалось, карабахские войска вступили в Кельбаджарский район, — А.Эльчибей заявил, что согласен предоставить армянам «культурную автономию».

Теперь Азербайджан «готов к миру», он положительно ответил на последние мирные инициативы трех стран, 3+1 и т.д.

Армения тоже готова к миру, не участвуя в боевых действиях, она тем не менее ощутила на себе тяготы войны (жизнь в блокаде, постоянная угроза агрессии со стороны Турции, угроза санкций со стороны мирового сообщества и т.д.).

Нагорно-Карабахская Республика тоже готова к миру. Однако она убедилась на собственном опыте, что ни одно соглашение не может дать ей тех гарантий, которые ей дает собственная армия. Она знает, что обеспечение своей безопасности она может возложить только на себя саму и здесь возникают но...

Последние мирные инициативы — «3+1» и «инициатива СБСЕ» — предусматривают в качестве первого шага к достижению перемирия: вывод армянских войск из Кельбаджарского района и ввод туда ограниченного контингента азербайджанских войск.

С политической точки зрения это выглядит логичным: оккупированная територия соседнего государства должна быть оставлена. Однако с военной: «Контингент войск может показаться ограниченным с точки зрения международного права, но его может быть вполне достаточно для нанесения удара по НКР. Географическая ситуация здесь такова, что, овладев несколькими позициями, можно контролировать большую часть территории республики (НКР)», — говорит эксперт РС НКР Лариса Алавердян [1].

Фактически республике предлагается без боя оставить захваченные с боями позиции, обеспечив противнику возможность нанесения удара. (Удар из Кельбаджарского района в июне 1993 года в тыл армянских войск имел катастрофические для НКР последствия, она потеряла весь Мардакертский район).

Взамен оставленных стратегически важных позиций Карабаху предлагаются гарантии в виде присутствия в зоне конфликта 15 наблюдателей.

Это и стало причиной того, что НКР не подписала документ «3+1» [47].

1.2.       Инициатива СБСЕ

7 июня была обнародована еще одна инициатива, теперь уже в рамках СБСЕ, которую подписали девять государств.

В ней несколько расширяются гарантии безопасности НКР. Число наблюдателей расширено до 50 человек. Они будут наблюдать не только за выводом войск из Кельбаджара, но и за тем, чтобы Азербайджан не ввел туда свои вооруженные силы, кроме ограниченного числа вооруженного персонала. Предполагается, что условие прекращения огня на 60 дней в случае нарушения автоматически продлевается еще на 60 дней. Четко определено, что во всех консультациях будут принимать участие все желающие члены Минской группы, то есть и представители НКР.

Согласно графику, срочных мер по выполнению резолюции Совета Безопасности №822, приложенному к письму председателю Минской конференции СБСЕ по Нагорному Карабаху Марио Рафаэли, стороны должны выразить свое согласие 11 июня. 15 июня начнется вывод армянских войск из Кельбаджара. 18 июня начнется 60-дневное перемирие, которое не допускает никаких военных действий, продвижений войск, патрулировавших с целью разведки, минирования, захвата заложников и т.д.

Тогда же в регион прибывает группа контроля СБСЕ. 20 июня уход из Кельбаджара завершается.

1 июля прибывают наблюдатели. В течение этого времени проводятся неформальные консультации сторон, итоги которых закрепляются 5-6 июля на совете Минской группы [2].

Армения уже 9 июня дала положительный ответ. В Карабахе же эта инициатива встретила настороженность. Еще 1 июня правительство НКР выразило свою обеспокоенность «безусловным согласием Республики Армения» на инициативу России, Турции и США, «с пониманием относясь к проблемам и трудностям Армении», она заявила, что при принятии любого решения основополагающим фактором должно быть «отстаивание общенациональных интересов» [3]. Главнокомандующий силами самообороны НКР Самвел Бабаян заявил тогда же, что «мы сядем за стол переговоров только в том случае, если будем иметь твердые гарантии безопасности нашего народа. Мы не уступили ни пяди замли, омытой его кровью» [4]. Очевидно, что по мнению карабахцев, новая инициатива тоже не давала таких гарантий: «новый вариант — это даже не переработанный старый, этого мнения, судя по устным консультациям, придерживаются как представители ВС, так и ГКО НКР» [5].

По всей видимости, НКР склонялась к тому, чтобы и сейчас ответить «нет». Однако в Армении было свое понимание общенациональных интересов. «Я уверен, что принимая решение, там (в НКР) полностью осознают всю ответственность, которую они несут не только перед карабахцами, но и перед всем армянским народом», — заявил 8 июня посол по особым поручениям президента Республики Армения Д.Шахназарян [2]. Поэтому, когда руководство НКР начало тянуть с ответом, Л.Тер-Петросян и его команда приступили к активным действиям.

13 июня Л.Тер-Петросян встретился в Горисе (Армения) с исполняющим обязанности председателя Верховного Совета НКР Георгием Петросяном. Встреча не увенчалась успехом.

14 июня президент Республики Армения сделал заявление о том, что власти НКР оказались не в состоянии взять на себя ответственность, и что если они не сделают этого, их ждут жесткие санкции со стороны Армении. Не дождавшись ответа, президент сам вылетел в Степанакерт.

«Я поехал в Карабах для того, чтобы добиться ответа как такового — «да» или «нет». Долг властей принимать решения. Власти Нагорного Карабаха избегали принять какое-либо решение. Я считаю это стремлением уйти от ответственности», — так отозвался впоследствии о своей поездке сам Л.Тер-Петросян [6].

На президиуме ВС решение «за» с перевесом в один голос было наконец принято. Исполняющий обязанности председателя Верховного Совета НКР Г.Петросян подал в отставку [7].

История с принятием решения в изложении Л.Тер-Петросяна приобрела детективную окраску. На встрече с представителями оппозиционных партий «Рамкавар-Азатакан» и «АРФ Дашнакцутюн» 16 июня он сказал, что на исполняющего обязанности председателя Верховного Совета Георгия Петросяна со стороны дашнаков (а он состоял членом этой партии) было оказано огромное давление, чтобы он не подписывал данную инициативу. Кроме того, за это время по отношению к нему угрожали физическим уничтожением. «И мне известно, с чьей стороны исходила эта угроза», — сообщил президент, «пообещав, что в ближайшее время возбудит уголовное дело».

Оценивая же факт присоединения Армении и НКР к мирному плану СБСЕ, президент Республии Армения резюмировал: «Завершается этап войны, начинается этап мира»... «Я могу утврждать: весь армянский народ с честью вышел из периода войны и по крайней мере не проиграл ее» [6].

Инициатива была принята, однако в то же время обострилась внутриполитическая ситуация в Азербайджане. Новый и.о. председателя Верховного Совета НКР Карен Бабурян обратился с просьбой к Марио Рафаэли отложить сроки выполнения договоренностей. 22 июня был получен ответ, где говорится, что из-за «нестабильной ситуации в Азербайджане точные сроки пока не называются» [8].

1.3.       Боевые действия в НКР

После относительно спокойного мая ситуация здесь снова обострилась. Известно, что одной из причин внутриполитического кризиса в Азербайджане была именно неспособность руководства во главе с А.Эльчибеем «решить» Карабахскую проблему. Смена власти снова породила у армян опасения, что новые лидеры рьяно возьмутся «за ее решение».

И действительно, С.Гусейнов еще на пути в Баку пообещал «отнять у армян Карабах», а Г.Алиев, вступив на пост председателя Милли Меджлиса, также сделал заявление, что «возвратит все захваченные армянами земли и восстановит территориальную целостность Азербайджана» [9].

Действия последовали сразу же. О них сообщало и ЦТ. Войска, которые осадили Баку, после бегства А.Эльчибея были посланы на Карабахский фронт.

С 12 июня вооруженные столкновения в НИР активизировались. Возобновились обстрелы Степанакерта. Азербайджан возобновил после двухмесячного перерыва авианалеты. 18 июня ПВО НКР сбило азербайджанский бомбардировщик [9].

26 июня, когда ситуация с властью в Азербайджане прояснилась (24 июня и.о. президента стал Г.Алиев), началось новое крупномасштабное наступление азербайджанских войск. Ими была предпринята ракета С-200 типа «Земля-воздух». Однако подобные наспех подготовленные акции, преследующие более пропагандистские, чем военные цели, не могли иметь успеха в условиях, когда инициативой владеет армия обороны НКР. Она сумела уже на следующий день перейти в контрнаступление и захватить 28 июня райцентр Мардакерт [10]. Таким образом, к концу июня полностью освобождена территория Нагорного Карабаха в границах НКАО 1988 года (территория НКР включает в себя еще и Шаумяновский район, населенный армянами, который не входил в состав НКАО. Шаумяновский район оккупирован азербайджанской армией летом 1992 г.). Армянские партизанские отряды в настоящее время контролирует там ряд населенных пунктов.

Боевые действия продолжаются и одна из причин этого, что, несмотря на формальное согласие с мирным планом СБСЕ, новое азербайджанское руководство в лице С.Гусейнова полагает, «что карабахскую проблему можно решить только военным путем и не сомневается в победе» [11].

1.4.       Вопрос признания НКР

Как и раньше, когда события в НКР привлекали особое внимание в Армении: обсуждение мирной инициативы СБСЕ и связанное с ней давление Армении на Карабах вновь заставило говорить о необходимости признания НКР.

11 июня на обсуждение в специальной комиссии ВС РА по Арцаху (Нагорный Карабах) был вынесен проект решения депутата ВС, секретаря комиссии Сурена Золяна о признании Верновного Совета НКР и Декларации о независимости Нагорно-Карабахской республики. Сам С.Золян аргументировал необходимость принятия этого решения тем, что пока НКР не признается как субъект международных отношений, вся ответственность за его действия наказывается на Армению, и тезис об агрессии Армении против Азербайджана как бы находит свое подтверждение.

В проекте предлагается отменить решение ВС Армении от 1 декабря 1989 года о присоединении Нагорного Карабаха к Армении, на которое постоянно ссылается Азербайджан, аргументируя этот тезис [12].

Вопрос признания пока перенесен. Но согласно результатам опроса общественного мнения, опубликованным в преддверии дня независимости Армении (28 мая), 62,5% опрошенных считают, что надо принять все необходимые меры для того, чтобы добиться мирового признания независимости Арцаха [13].

1.5.       НКР. Жизнь

Следуя принципу «восстанавливать столько, сколько разрушено», жители Нагорного Карабаха приступили к налаживанию нормальной жизни в только что освобожденном Мардакертском районе НКР. Работы начались еще в марте, когда войска самообороны освободили большую часть района. В настоящее время из 50 освобожденных сел в 18 уже вернулось население. Правительство НКР планирует до 1 августа осуществить репатриацию всех беженцев. В связи с этим 1 июля гражданам НКР, находящимся в Армении, прекращается выплата пособий (исключение составляют семьи погибших, инвалиды и жители еще не освобожденного Шаумянского района).

Совместно с госуправлением Армении по приему и устройству беженцев организуется бесплатная перевозка всех беженцев в Карабах. Есть желающие переехать в Карабах и среди граждан Армении (известно, что в Армении большое количество выходцев из Карабаха) [14].

Большое значение для экономики НКР имеет Сарсангская ГЭС, находящаяся в Марадакертском районе, все сооружения которой находятся в настоящее время под контролем властей НКР. Она способна вырабатывать 50 МВт электроэнергии, при потребности всего Нагорного карабаха в 40 МВт [15]. Электричество уже поступает в 14 сел Мардакертского района. В ближайшее время их число удвоится. Заработал деревообрабатывающий комбинат [16].

Оптимизм внушают и проведенные сельскохозяйственные работы. Здесь надеятся на то, что удастся произвести из выращенной пшеницы 30 тыс. тонн муки, при потребностях республики в 17 тыс. тонн [15].

1.2.    АРМЕНИЯ

2.1.       Внутренняя политика. Партии

В связи с давлением, оказанным руководством Армении на НКР, ЦК партии Дашнакцютюн выступил с заявлением о «неприемлемости такого давления» [17]. Действительно, партия Дашнакцютюн занимает серьезные позиции в ВС НКР и неоднократно обвиняла руководство Армении в неверных подходах к решению Карабахской проблемы.

Дашнакцютюн была инициатором кампании против подписания Арменией инициативы «3+1», ознаменовавшейся массовыми митингами в конце мая в Ереване [47].

И сейчас она выступила с резкой критикой действий президента Л.Тер-Петросяна.

Последний, однако, после того, как добился от Степанакерта присоединения к инициативе СБСЕ, предпринял ответные действия.

16 июня он встретился с членами республиканского правления партии Рамкавар-Азатакан (либеральные демократы) во главе с Рубеном Мирзаханяном и членами бюро Армянской революционной федерации (АРФ) Дашнакцютюн. Встреча происходила раздельно с интервалом 2 часа.

Она транслировалась по телевидению.

Л.Тер-Петросян обрушился с критикой на Рамкаваров за их «нейтралитет» и позицию «сторонних наблюдателей» в деле строительства независимого армянского государства, и с еще большей критикой на Дашнаков, которые «будут не только лишены чести разделить этот успех (успех в этом деле), но и будут нести на себе клеймо людей, пытавшихся его провалить».

В целом речь президента выглядела вполне логичной и аргументированной, он привел разоблачительные факты деятельности Дашнаков, мешавших подписанию инициативы (см. п.1.2.) и призвал обе партии к сотрудничеству. Большое впечатление на общественность произвели слова Л.Тер-Петросяна о том, что «этап войны закончился, этап мира начинается» [6]. Ответные выступления лидеров оппозиции не произвели должного впечатления. «Оппозиция на фоне президента — речь идет в основном о воинственной «Дашнакцютюн» — показала себя настолько блеклой, непринципиальной и неубедительной, что остается отдать должное крепости президентской власти и избранного ею твердого демократического курса», отозвалась о встрече газета ВС РА «Республика Армения», делая вывод, что рейтинг президента повысится [18].

Другие издания дали более сдержанные оценки, отмечая все-таки «победу» Л.Тер-Петросяна: «это победа слабого президента над беспомощной оппозицией», — отзвалась независимая газета «Урарту» [19].

Оппозиция сразу же после встречи попыталась сгладить неблагоприятное впечатление, которое она оставила. Представитель ЦК Армении АРФ Дашнакцютюн (партия Дашнакцютюн объединяет армян в Армении и за границей, поэтому существует отдельный ЦК Армении) Рубен Акопян дал интервью газете «Азатамарт» (орган дашнаков), где наряду с обычной отповедью высказал следующее соображение: «Президент созвал встречу с целью разделить ответственность за принятие документа СБСЕ с другими политическими силами. Завтра, когда возникнет необходимость оправдываться, ему легко было бы утверждать, что альтернативы не было и ответственность несем мы все вместе» [20].

Рубен Мирзаханян (лидер рамкаваров) в интервью газете «Время» признал слабость оппозиции, отсутствие у нее серьезных программ и лидеров, но все-таки отметил, что критика руководства не должна приводить к «поиску внутренних врагов» и что его партия прежде всего ориентируется на поиск компромиссов [21].

Позиции Л.Тер-Петросяна пока прочны. Съезд Партии гнчаков, который прошел в последних числах мая в Цахнадзаре (Армения), дал основания полагать, что у него появился еще один союзник. Социал-демократическая партия «Гнчак» была основана в эмиграции в Женеве в 1887 году и больше столетия действовала лишь за рубежом. В 1990 году она была официально зарегистрирована ВС Армении. Партия сотрудничала с РСДРП, а теперь собирается занять более конструктивную позицию по отношению к властям, нежели непримиримая оппозиция. Учредительный съезд Партии «гнчаков» Армении принял программу и устав [22, 23].

Однако «поднимает голову» и новая оппозиция. Точнее старая, казалось бы, наголову разгромленная АОДом — коммунисты. Если К.Демирчян пока не подавал признаков возвращения в политику — он работает директором завода Армэлектромаш (который, кстати не прекращал работу всю зиму), то сменивший его в 1988 году на посту первого секретаря ЦК компартии Армении Сурен Арутюнян, работавший до недавнего времени послом России в Сингапуре, вернулся в республику.

Газета «Время» опубликовала его письмо, в котором он отвечает на обвинения в том, что он закрыл АЭС [24]. Напомнил о себе и бывший председатель Совмина республики Фадей Саркисян, избранный председателем президиума национальной Академии наук [25].

Коммунисты с ноября 1992 года вновь стали издавать газету. Она называется «Мерхоск» («Наше слово») и выходит пока лишь на армянском языке.

В ранге лидера оппозиции видят бывшего министра иностранных дел при Л.Тер-Петросяне Раффи Ованесяна. Он был отстранен от должности в октябре 1992 г. после того, как выступая в Анкаре, потребовал от Турции признать геноцид 1915 г. Р.Ованесян молчал полгода, а затем, «не открывая всех скобок», начал серию выступлений с критикой курса президента. Критика эта в основном ведется с позиций «интересов армянского народа» и «исторической справедливости», то есть считается, что «требование признания геноцида» от Турции и другие неотъемлемые принципы, на которых должна строится внешняя политика Армении. Отступление от них ведет к отступлению от интересов армянского народа.

Однако Л.Тер-Петросян, АОД не собираются сдавать своих позиций. 25-27 июня состоялся пятый съезд Армянского общенационального движения.

Выступив на нем 27 июня, Л.Тер-Петросян дал отповедь критике оппозиции по двенадцати пунктам (Карабах, экономика, отношения с Россией и т.д.). Он заявил, что в недрах национальной идеологии идет борьба между двумя направлениями политической мысли — авантюризмом, основанном на исторических правах, и национализмом, основанном на реальности. Оппозиция пытается столкнуть народ на авантюрный подход, который уже потерпел крах во время первой республики 1918-1920 гг., но альтернативы реализму не существует и именно этого подхода придерживается АОД.

Политическая борьба идет своим чередом. Однако между тем происходят события, которые заставляют задуматься о «реальности» этой борьбы.

В конце июня в Ереване хоронили известного вора в законе «Сво», умершего в Москве. По сообщению из Еревана, все три дня пока готовились похороны, в городе был свет. Со ссылками на газету «Голос Армении», номер которой, к сожалению пока не удалось получить, — для обеспечения света был подан газ из Азербайджана. Из Баку прилетело два самолета гостей.

До сих пор (за прошедший год) властям республики удавалось обеспечить столицу светом на сутки лишь в течение одного дня в канун дня независимости 28 мая.

Три дня для Армении большое достижение, только чье?

2.2.       Экономика

В январе-мае 1993 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года национальный доход снизился на 50,5% по данным госупрстата РА [28].

В июне после длительного перерыва заработал ЕрАЗ (Ереванский автомобильный завод), простаивавший из-за отсутствия сырья и комплектующих деталей. При условии ритмичной подачи энергии до конца года будет собрано более 2 тыс. грузопассажирских фургонов [29].

26 июня начал работу Ачаракский медно-молибденовый комбинат, бездействовавший с 1991 года из-за энергетического кризиса [30].

Катастрофическая нехватка энергоносителей является причиной простаивания многих других предприятий, отсутствия света в домах.

В этих условиях в правительстве обсуждается программа «Энергетика», детали которой опубликованы в конце июня.

Программа рассчитана на 3 этапа: выживание (до 1995 года), стабилизация (1996-1997 гг.), дальнейшее развитие.

К 1995 г. планируется довести производство электроэнергии до уровня 1991 г. Это будет сделано за счет следующих мероприятий. До 1995 г. будет сдан в эксплуатацию первый блок АЭС (второй блок в 1997 г.). В конце 1994 г. вступит в строй пятый блок Разданской ГРЭС, на строительство которого Евробанком уже выделен кредит 54,4 млн. долларов США [47].

В 1995-1996 гг. вступит в строй шестой блок Разданской ГРЭС (1995 г.), будет увеличена мощность Ереванской ТЭЦ (1996 г.), будут введены в строй и реконструированы малые гидроэлектростанции.

30 млн. долларов правительство собирается изыскать на строительство газопровода из Ирана.

Приоритет в программе отдан увеличению электроэнергии за счет ее экономии на 30-35%, предусмотрено развитие альтернативных электростанций (солнечной и т.д.). Объекты энергетики не будут приватизированы [31].

Пока же единственным реальным источником энергоносителей является газопровод, который периодически взрывается на территории Грузии. 8 июня участок газопровода был обстрелян на территории Армении артиллерийским обстрелом с азербайджанской стороны. 9 июня на границе прошли переговоры между представителями армянской и азербайджанской стороны. Была достигнута договоренность, что на время восстановительных работ азербайджанская сторона прекращает обстрелы, а армянская сторона в ответ на это открывает оросительный канал Иджеван-Казах [32].

2.3.       Уровень жизни

В связи с плачевным состоянием экономики уровень жизни в Армении также весьма низок. Средняя зарплата работников, занятых в гостинице, составляла 4900 рублей [33] (зарплата президента Л.Тер-Петросяна 45 тыс.рублей [34]). В Армении официально зарегистрировано 86 тыс. безработных. На одно свободное место в республике приходится 58 безработных.

Будущая зима также не внушает оптимизм. Многие в таких условиях предпочитают эмигрировать. По оценкам газеты «Голос Армении», только в дальнее зарубежье уже эмигрировали 30-40 тыс. человек, а в страны бывшего СССР — в 1,5 раза больше. Официальные цифры эмиграции засекречены, однако, учитывая данные опроса, согласно которым 18% хотели бы уехать из Армении навсегда, 17,9% — «до лучших времен», 21,6% — на 1-2 года, 12,7% — на 3-4 зимних месяца [35], реальные показатели эмиграции обещают превзойти даже самые смелые оценки.

В первую очередь уезжают беженцы из Азербайджана, которые в Армении встретились с большими трудностями, в частности из-за незнания ими родного языка. Их 320 тыс [36]. Многие из этой категории людей так и не успели наладить сносный быт в Армении и «им уже нечего терять». К тому же в большинстве своем это люди городских профессий, которые, вероятно, могут рассчитывать на получение работы в России.

Однако все уехать не могут и остающиеся как-то пытаются изменить ситуацию. 18 июня на площади Свободы состоялся митинг учителей с требованием повышения зарплаты.

Забастовкой, которая грозила сорвать выпускные экзамены, было охвачено более 100 учебных заведений. Представители правительства обязались к 15 июля частично удовлетворить требования учителей [37].

3 июля Ереванский университет в связи с забастовкой посетил Л.Тер-Петросян [38].

2.4.       Международные отношения

В начале месяца завершилась зарубежное турне министра иностранных дел Армении Вагана Папазяна в Грецию, Великобританию и Францию. В Афинах достигнуто соглашение о заключении в этом году договора о дружбе и сотрудничестве между Грецией и Арменией.

В Лондоне В.Папазян имел встречи с министром иностранных дел г-ном Брейтвейтоном, а в Париже — с министром обороны г-ном Ф.Леотаром, с которым был обсужден «ряд вопросов, представляющих взаимный интерес», и с министром иностранных дел Франции Жупеном [39].

В течение месяца проводились контакты с Грузинской стороной по различным вопросам.

25 июня в Богдановском районе Грузии встретились начальники таможенных служб Грузии и Армении. Таможня на границе двух республик вызывает недовольство у местного населения, которое по обе стороны границы составляют в большинстве своем армяне и которое утверждает, что таможенные пункты превратить в пункты грабежа [40].

В конце июня между правительствами Армении и Грузии было достигнуто соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда по территории этих стран граждан Грузии, Армении, постоянно проживающих в этих странах или проживающих на территории третьих государств [41].

Было заключено также соглашение между Грузией и Арменией об основных принципах транзитных перевозок, которое должно будет способствовать обеспечению безопасности перевозки грузов между этими странами [42].

Армянская делегация приняла участие также в заседании парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, проходившей в Стамбуле 16-18 июня.

Руководитель делегации председатель ВС Армении Бабкен Аранцян встретился также с президентом Турции Сулейманом Демирелем. По оценке председателя делегации, форум создает предпосылки для оживления экономических связей республики. По приглашению Б.Аранцяна Армению в ближайшее время посетит глава парламента Турции Джиндорук [43].

22 июня премьер-министр РА принял посла США в Армении Гарри Гилмора. Обсуждались вопросы поставок горючего со стороны США. Был затронут и вопрос пуска АЭС, к чему правительство США относится отрицательно. Премьер-министр Армении проинформировал о мерах по обеспечению безопасности АЭС [44].

23 июня президент Армении Левон Тер-Петросян принял и.о. председателя Верховного Совета НКР Карена Бабуряна. Новый глава Нагорно-Карабахской республики пробыл в Ереване с официальным визитом по приглашению руководства Армении 3 дня. В ходе визита было зафиксировано значительное сближение позиций НКР и Армении [45].

 

 

Источники

1. Документ неоднозначен и нуждается в коррективах // Голос Армении.— 1993.— 10 июня 1993.

2. Новая мирная инициатива СБСЕ, что за ней? // Республика Армения.— 1993.— 9 июня 1993.

3. Время.— 1993.— 3 июня 1993.

4. Мы не хотим быть разменной картой // Время.— 1993.— 2 июня 1993.

5. Сэры возможно скажут «нет» // Голос Армении.— 1993.— 10 июня 1993.

6. Необходима всеобщая консолидация сил // Республика Армения.— 1993.— 19 июня 1993.

7. Ханбабян А. Карабах согласился на мирный план СБСЕ // Независимая газета.— 1993.— 16 июня 1993.

8. Сроки выполнения договоренностей отложены // Республика Армения.— 1993.— 23 июня 1993.

9. Pro Armenia. Информационный бюллетень.— 1993.— 18 июня 1993.

10. Pro Armenia. Информационный бюллетень.— 1993.— 28 июня 1993.

11. Что и требовалось доказать // Республика Армения.— 1993.— 2 июня 1993.

12. Вопрос признания НКР вновь актуален // Время.— 1993.— 12 июня 1993.

13. Социологический опрос // Время.— 1993.— 2 июня 1993.

14. На возвращение домой — месяц // Республика Армения.— 1993.— 1 июня 1993.

15. Брыкин В. Степанакерт цвета хаки // Московские новости.— 1993.— 6 июня 1993.

16. Экономика Мардакертского района восстанавливается // Республика Армения.— 1993.— 2 июня 1993.

17. Pro Armenia. Информационный бюллетень.— 1993.— 15 июня 1993.

18. Рубинян Г. Этап войны закончился, этап мира начинается.

19. Урарту.— 1993.— №18.

20. Оценка АРФ «Дашнакцютюн» привилегия народа // Азатамарт.— 1993.— №22.

21. «Истинная политика требует вовремя и остановиться...» // Время.— 1993.— 22 июня 1993.

22. Геворкян Л. Гнчаки — вперед! // Время.— 1993.— 2 июня 1993.

23. Ханбабян А. Левон Тер-Петросяну будет легче // Независимая газета.— 1993.— 4 июня 1993.

24. Арутюнян С. На мое имя не поступило ни одного письма // Время.— 1993.— 5 июня 1993.

25. Ханбабян А. Раффи Ованесян — будущий таран оппозиции // Независимая газета.— 1993.— 3 июня 1993.

26. Судьба армянского народа зависит от его способности извлекать уроки из исторического опыта // Республика Армения.— 1993.— 30 июня 1993.

27. Ханбабян А. Президент уверен в своей правоте // Независимая газета.— 1993.— 29 июня 1993.

28. Национальный доход снизился // Республика Армения.— 1993.— 29 июня 1993.

29. ЕрАЗ заработал // Голос Армении.— 1993.— 18 июня 1993.

30. Pro Armenia. Информационный бюллетень.— 1993.— 27 июня 1993.

31. Вартанян Э. В повестке — программа «энергетика» // Республика Армения.— 1993.— 25 июня 1993.

32. Pro Armenia. Информационный бюллетень.— 1993.— 10 июня 1993.

33. Урарту.— 1993.— №18.

34. Президент РА и президент РФ // Время.— 1993.— 12 июня 1993.

35. Республика Армения.— 1993.— 21 апреля 1993.

36. Заколдованный круг // Голос Армении.— 1993.— 24 июня 1993.

37. Учителя настроены решительно // Азатамарт.— 1993.— №22.

38. Pro Armenia. Информационный бюллетень.— 1993.— 3 июня 1993.

39. Зарубежное турне министра завершилось // Республика Армения.— 1993.— 8 июня 1993.

40. Pro Armenia. Информационный бюллетень.— 1993.— 25 июня 1993.

41. Республика Армения.— 1993.— 10 июня 1993.

42. Соглашение достигнуто // Республика Армения.— 1993.— 26 июня 1993.

43. Республика Армения.— 1993.— 23 июня 1993.

44. Республика Армения.— 1993.— 24 июня 1993.

45. Pro Armenia. Информационный бюллетень.— 1993.— 23 июня 1993.

46 [Материал об Армении] // Политический мониторинг/ ИГПИ.— 1993.— №2.

47 [Материал об Армении] // Политический мониторинг/ ИГПИ.— 1993.— №5.