Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Юрий СИМЕНИДО

Владимирская область
в январе 2000 года

Администрация области удовлетворена итогами развития экономики и социальной сферы области в 1999 году и готовит к предстоящему в феврале областному экономическому совещанию «Программу действий администрации в социально-экономической сфере на 2000 год». Законодательное собрание, вопреки ожиданиям, не рассмотрело проект Устава области, отклонило внесенный администрацией налоговый законопроект, угрожающий ухудшением социальной обстановки в области, и потребовало от Правительства РФ резко увеличить оплату труда работников бюджетной сферы.

ХРОНИКА

12 января. Подписано соглашение о взаимном сотрудничестве на 2000 год между Горьковской железной дорогой и администрацией Владимирской области.

21 января. Совещание руководителей исполнительной власти в администрации области.

24 января. Принято постановление главы администрации области №40 «О разработке Программы действий администрации Владимирской области в социально-экономической сфере на 2000 год» (вступило в силу 2 февраля).

25 января. ХI конференция областного общественного движения «Справедливость и народовластие».

26 января. Заседание Законодательного собрания области.

28 января. Пресс-конференция председателя ЗС области.

31 января. Заседание коллегии администрации области: рассмотрены меры по реализации закона об областном бюджете на 2000 год, работа областной Лицензионной палаты, законопроект «О бюджете территориального дорожного фонда на 2000 год».

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Социальная ситуация в области в январе оставалась стабильной. Администрация области в целом положительно оценила результаты работы в 1999 году в экономике и в решении проблем социальной сферы. Она готовит к предстоящему в феврале областному экономическому совещанию «Программу действий администрации в социально-экономической сфере на 2000 год». Законодательное собрание, вопреки ожиданиям, не рассмотрело проект Устава области и отклонило внесенный администрацией законопроект, который предусматривает существенное увеличение размера единого налога на вмененный доход. Депутаты посчитали, что такое решение чревато ухудшением социальной обстановки в области. Этот же довод — забота о социальной стабильности — выдвинут ЗС в объяснение требования к Правительству РФ: резко увеличить оплату труда работников бюджетной сферы.

1.АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ

1.1 Итоги и перспективы решения социально-экономических проблем

Совещания в администрации области с руководителями исполнительной власти городов и районов проходят в последнее время регулярно. Состоявшееся 21 января собрание стало, в определенной степени, естественным продолжением прошлогодних. И часть обсуждавшихся проблем, и некоторые основные докладчики — заместители главы областной администрации — те же.

Глава администрации Н.В.Виноградов вначале сообщил об основных итогах развития экономики области за 1999 год. Продолжается рост промышленного производства — объем его вырос на 24,2% по сравнению с уровнем 1998 года, причем в 10 отраслях из 11 (продолжается спад в энергетике). Еще больший прирост в основных отраслях промышленности области: машиностроение и металлообработка — 33%, легкая (в том числе текстильная) промышленность — 29%. Впервые за последние годы рост производства отмечен на всех территориях области. Успехи достигнуты и в сельском хозяйстве: почти втрое (с прошлогодних 15%) увеличилась доля прибыльных аграрных предприятий. Благодаря росту производства и поступлений в бюджет улучшено финансирование отраслей социальной сферы.

Вместе с тем Н.В.Виноградов отметил, что покупательная способность населения продолжает снижаться — даже после сокращения в целом по области более чем наполовину задолженности по выплате заработной платы (на 01.01.1999 — 540,5 млн. рублей, на 01.01.2000 — 249,3 млн. рублей). За 1999 год потребительские цены на товары и услуги возросли в области на 78%, а реальные доходы населения снизились до 84% от уровня 1998 года. На конец 1999 года 39% жителей области имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (819 рублей). Есть районы, в которых длительность задержки выплат заработной платы составляет 6 месяцев. В половине территорий остается задолженность по выплате пособий на детей (и более чем годовая!), для ее сокращения будут использованы не только средства из областного бюджета, но и ожидаемый целевой трансферт из бюджета федерального. Потому-то глава администрации предостерег от излишнего оптимизма: о действительной стабилизации в экономике говорить преждевременно.

Заместитель главы администрации — начальник облфинуправления В.П.Кузин сообщил, что по итогам 1999 года «впервые областной бюджет не имеет кредиторской задолженности перед своими распорядителями кредитов. Выполнены все обязательства перед городами и районами, которым дополнительно направлено 746 млн. рублей» [1]. (Для справки: расходная часть бюджета области на 1999 год, по варианту, скорректированному ЗС 27 октября, составляет 1219,4 млн. рублей.)

Заместитель главы администрации Е.А.Карпов говорил о работе жилищно-коммунального хозяйства в зимних условиях. Сейчас кое-где сказывается плохая подготовка к зиме. Администрация области изыскала около 100 млн. рублей дополнительных средств на приобретение значительно подорожавшего топлива, в первую очередь мазута, а местные власти — почти на порядок меньше. О рациональном расходовании ресурсов топлива говорил и генеральный директор ООО «Владимиррегионгаз» С.Н.Филиппов. Подводя итог обсуждению этой проблемы, Н.В.Виноградов в очередной раз потребовал от руководителей территорий не ожидать бесконечно помощи от областных структур, а самим принимать все нужные меры, чтобы не допустить чрезвычайных ситуаций.

Тема выступления первого заместителя главы администрации В.В.Веретенникова — возмещение кредитов, полученных предприятиями легкой промышленности в 1994 — 1996 годах. Большая часть кредитов была возвращена, но областному бюджету предстоит погасить 140 млн. рублей процентов за пользование кредитами и штрафов. Уплатить эти деньги нужно обязательно — только тогда можно рассчитывать на новые кредиты от Минфина на поддержку важной отрасли.

Заместитель главы администрации В.В.Ножнин проинформировал о том, как сельхозпредприятия области готовятся к весенним полевым работам. Чтобы предотвратить сокращение посевных площадей, нужно оперативно ликвидировать нехватку семян, техники.

Было рассмотрен ход подготовки к празднованию 55-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Постановлением главы администрации области от 24.01.2000 №40 в целях подготовки «Программы действий администрации Владимирской области в социально-экономической сфере на 2000 год» утверждена структура документа, члены коллегии администрации составили рабочую группу. 6 марта коллегия должна рассмотреть проект «Программы...», который будет содержать оценку существующего положения, мероприятия по нормализации условий жизни населения, по созданию условий для устойчивой работы отраслей экономики и развитию ее реального сектора, по укреплению единой системы исполнительной власти, по формированию политических институтов и укреплению системы связи с общественностью.

1.2 Имидж губернатора

И в январе «Владимирские ведомости» продолжали выдерживать выработанную сверху стратегическую линию на формирование у избирателей благоприятного образа нынешнего главы администрации области. Поскольку на февраль намечено проведение очередного, третьего, областного экономического совещания (аналог областных партийно-хозяйственных активов советских времен), газета под соответствующей рубрикой регулярно публикует обширные репортажи о поездках Н.В.Виноградова по области; в них его рисуют строгим, внимательным и рачительным хозяином, которому до всего есть дело. Регулярно газета продолжает публиковать благодарственные письма губернатору — по разным поводам. Хорошо компонуются с подобными текстами и сообщения о награждении В.В.Виноградова то почетным знаком Минюста РФ «за большой личный вклад в реформирование и развитие учреждений уголовно-исполнительной системы Владимирской области», то медалью «За укрепление боевого содружества» от военного совета Московского военного округа — «за заслуги в деле организации работы призывных комиссий и органов власти во время осеннего призыва 1999 года».

В нашем прошлом обзоре было отмечено, что 17 декабря, в канун выборов в Государственную Думу, во многих СМИ появилось заявление пресс-службы главы администрации области: Н.В.Виноградов вчинил иски о защите чести и достоинства кандидатам в депутаты Государственной Думы Ю.В.Власову (своему предшественнику в кресле главы администрации) и С.В.Казакову, а также редакциям газет «Призыв» и «Томикс» (шеф-редактором последней, на время предвыборной кампании оставившим этот пост, является С.В.Казаков) за распространение сведений «клеветнического характера». В частности, от С.В.Казакова и «Томикса» в компенсацию морального вреда истец требует 50 тыс. рублей (Н.В.Виноградов сразу же объявил, что сумма компенсации должна быть направлена в один из сельских детских домов области.) [2].

28 января состоялось повторное собеседование сторон в суде (на первом не было ни ответчика, ни истца). В этот раз ответчик присутствовал, а интересы истца представляли начальник государственно-правового управления администрации области В.С.Земсков и адвокат. После собеседования г-н Земсков сообщил о возможности разрешения дела вне рамок судебного процесса. Поскольку истец уменьшил свои требования к «Призыву» и его авторам после «добровольной публикации в «Призыве» опровержения по отдельным эпизодам аналогичных казаковских материалов» [3], постольку подобные действия г-на Казакова могут привести, по крайней мере, к мировому соглашению. С.В.Казаков же сообщил, что до заседания суда (оно назначено на 22 февраля) он рассмотрит предложения противной стороны; он не исключает продолжения переговоров о возможности прекращения дела до суда.

Подробности о содержании и рассмотрении иска Н.В.Виноградова к Ю.В.Власову до сих пор не появились.

2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОБЛАСТИ

26 января состоялось очередное заседание ЗС. Ожидалось, что главным вопросом повестки дня будет обсуждение очередного проекта Устава области. Как было сказано в [2], администрация и ЗС собирались в январе предпринять решающие шаги по принятию этого документа. Процесс его разработки и утверждения длится шесть лет. Еще 27 января 1994 г. тогдашний глава администрации области Ю.В.Власов подписал постановление «О внесении на областной референдум проекта Устава области». Но ни до референдума, ни до принятия Устава Законодательным собранием первого созыва дело так и не дошло. Новый вариант Устава был представлен в ЗС второго созыва осенью 1997 года. После обсуждения на двух заседаниях в октябре было решено принять проект Устава в первом чтении «с правом внесения концептуальных изменений по результатам обсуждения его общественностью». В марте 1998 года проект Устава был принят во втором чтении. Затем работа над законопроектом была приостановлена: решено было дождаться принятия федерального закона об общих принципах организации исполнительных и законодательных органов власти субъектов РФ. Этот закон был принят в октябре 1999 года. Тогда и возобновилась работа над проектом Устава — его привели в соответствие с федеральным законом и направили для рассмотрения в органы местного самоуправления.

Судя по словам председателя ЗС В.Я.Котова на отчетном заседании («Надо двигаться дальше, тем более, что после принятия законопроекта в первом чтении ничто не мешает вносить поправки» [4]), Собранию намеревались предложить новый, отличающийся от одобренного в 1998 году, вариант Устава. Но законодатели так и не обсудили его. Сначала депутат Е.Б.Лимонов предложил не включать вопрос в повестку дня, так как предложен он был Советом ЗС, а не соответствующей рабочей группой. (Напомним, что Совет ЗС был образован решением от 23 июня 1999 г. Он состоит из председателя ЗС, его заместителей, председателей комитетов ЗС и создан «для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Законодательного собрания» [5].) А потом заместитель главы администрации области — госсекретарь Ю.М.Федоров вообще предложил перенести рассмотрение документа на более поздний срок, поскольку администрация «готовит концептуально новый» [4] проект Устава (курсив мой. — Ю.С.)

Похоже, это заявление оказалось неожиданным для руководства ЗС. Налицо очередное явное рассогласование позиций областных властей, причины которого пока остаются за кадром.

Депутаты согласились с предложением Ю.М.Федорова, отменили все прежние решения по законопроекту и обновили состав соответствующей рабочей группы.

Приняты законы: «О государственном регулировании агропромышленного производства во Владимирской области» (повторно, с учетом замечаний администрации области), «О бюджете государственного экологического фонда Владимирской области на 2000 год», «О социальной норме площади жилья во Владимирской области».

Внесены изменения и дополнения в законы «Об областном бюджете на 1999 год» (неосвоенные в 1999 году в государственном строительстве средства перераспределены на объекты с высокой степенью готовности, чтобы ввести их в эксплуатацию), «О предоставлении налоговых льгот организациям, обеспечивающим приоритетную занятость социально незащищенных категорий населения», «О залоге ценных бумаг акционерных обществ при предоставлении им бюджетных средств на возвратной основе и гарантий областного бюджета для получения кредита», «О порядке формирования и использования средств государственного экологического фонда Владимирской области».

В связи с объединением г. Кольчугино и Кольчугинского района в единое муниципальное образование (см. [2]) внесены изменения в законы «О муниципальных образованиях Владимирской области» и «О распределении муниципальных образований... по группам для определения должностного оклада лиц, замещающих муниципальные должности...».

Отклонен законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон Владимирской области «О введении на территории Владимирской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности». Предложенный администрацией области вариант предусматривает увеличение, как минимум, вдвое размера единого налога. Депутаты приняли во внимание возможности роста цен на товары и услуги, уменьшения собираемости налога и других последствий, могущих привести к ухудшению социальной обстановки в области, и вернули законопроект на доработку.

Принят план законотворческой деятельности ЗС на первое полугодие. Кроме Устава области предстоит принять законы об административно-территориальном устройстве области, о государственной поддержке СМИ, о порядке создания зон экономического развития на территории области. ряд законов (и в том числе ряд областных целевых программ), регулирующих развитие промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы.

Одобрены три обращения к и.о. Президента РФ председателю Правительства РФ В.В.Путину. В первом, в связи усилением социальной напряженности среди работников бюджетной сферы области, ЗС «настоятельно потребовало» от Правительства РФ увеличить заработную плату бюджетникам — с 1 апреля в 1,5 раза, а с 1 июля с.г. в 2 раза по сравнению с ныне действующей, а также возвратиться к тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки, установленным до апреля 1999 года. (Напомним, что в марте прошлого года правительство снизило значения тарифных коэффициентов на 15-20%. Месяц назад ЗС предложило администрации области в первом квартале с.г. подготовить законопроект об увеличении оплаты труда работников бюджетной сферы — из областных ресурсов.) Во втором обращении правительство просят ускорить принятие нормативных актов, касающихся льгот по оплате услуг связи работникам и пенсионерам силовых структур. Оба обращения направлены коллегам в субъектах РФ для поддержки. В третьем обращении правительство просят ускорить принятие постановления о финансировании уголовно-исполнительных инспекций за счет средств федерального бюджета, а также ликвидировать имеющуюся перед ними задолженность по выплате денежного довольствия.

3.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОРГАНИЗАЦИИ

25 января состоялась XI конференция областного общественного движения «Справедливость и народовластие» («СиН»). На ней были обсуждены итоги декабрьских выборов в Государственную Думу и задачи движения в связи с выборами Президента РФ. Вел конференцию лидер движения губернатор Н.В.Виноградов.

Председатель движения председатель ЗС В.Я.Котов в докладе сказал, что «СиН» «имеет достаточно крепкие позиции и играет большую роль в общественной жизни области». Успешно решена задача, поставленная предыдущей конференцией: кандидаты, поддержанные движением, победили в своих округах. «Победа далась нелегко. Некоторые соперники составили довольно серьезную конкуренцию....Результаты могли быть весомее, если бы удалось избежать конфликтов внутри областной организации КПРФ, где, вопреки решениям областной партконференции, коммунисты (теперь уже бывшие) Е.Лимонов и Е.Бученков выставили свои кандидатуры в противовес поддержанным партией» [6]. Заметив, что в голосовании по партийным спискам в области КПРФ получила больше голосов, чем четыре года назад (23,63% против 20,72%), а неудача постигла другие (кроме КПРФ) партии и объединения, использовавшие левую риторику, докладчик указал на недопустимость распыления сил левой оппозиции, необходимость сконцентрировать их в ходе кампании по выборам Президента РФ. В.Я.Котов считает, что около 500 тысяч избирателей области, не пришедших на думские выборы, — это резерв голосов «СиН» (и его основы — КПРФ).

Так как «СиН» входит в Народно-патриотический союз России, а лидер последнего Г.А.Зюганов выдвинут кандидатом на президентский пост, движение поддержало его кандидатуру и призвало население проголосовать за председателя КПРФ. Принят план действий по организационному укреплению движения и решению поставленной главной задачи — обеспечению победы Г.А.Зюганова.

 

28 января прошло учредительное собрание Владимирского городского общественного движения «Единство». Областная учредительная конференция новой политической организации должна пройти 12 февраля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как будет развиваться политическая ситуация в области в феврале 2000 года? В основе деятельности администрации области будет планомерная работа по улучшению ситуации в экономике. К предстоящему в этом месяце областному экономическому совещанию готовится «Программа действий администрации Владимирской области в социально-экономической сфере на 2000 год». Наряду с этим, администрация, как и прежде, будет проводить линию на укрепление позиций ее главы Н.В.Виноградова — для безусловного его доминирования в политической жизни области.

Поскольку ожидавшейся небольшой передышки между выборами на федеральном уровне не будет, внимание областных властей будет уделено и кампании по выборам Президента РФ. Руководству области придется искать баланс между необходимостью быть к нынешнему и.о. президента (который, вполне вероятно, избавится от лишних букв в титуле) и необходимостью внести достойный вклад в обеспечение победы кандидата своей партии — КПРФ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятость и безработица во Владимирской области [7]

 

На 1 января 2000 года областная служба занятости зарегистрировала 28 205 граждан, ищущих работу; из них признаны безработными 27 321 человек. (Численность безработных составляла: на 01.05.99 — 40 455 человек, на 01.01.99 — 41 269 человек, на 01.01.98 — 45.6 тыс. человек) Уровень безработицы — отношение численности зарегистрированных безработных к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте — в целом по области составляет 2,9%. (Значения уровня безработицы: на 01.05.99 — 4,4%, на 01.01.99 — 4,5%, на 01.01.98 — 5,0%.) В среднем по области на одну вакансию приходится 7,4 человека, ищущих работу (на 01.05.99 — 10,4 человека, на 01.02.99 — 23 человека). На 1 января служба занятости располагала сведениями о 3 815 вакансиях по области (на 01.05.99 — 4 035 вакансий).

Как и ранее, наиболее высокий уровень безработицы отмечен в районах: Камешковском — 9,1% (10,9), Судогодском — 5,9% (7,6), Меленковском — 5,9%, в городах: Радужном — 4,5% (7,0), Муроме — 3,7%, Гусь-Хрустальном — 3,6 (6,8).

В ряде городов и районов напряженная ситуация на рынке труда — на одну вакансию претендуют: в городах Гусь-Хрустальном — 32,5 (183,1), Кольчугино — 32,5, Суздале — 22,1 (26,7) человек; в районах Муромском — 661,0, Суздальском — 213,0 (275,0), Кольчугинском — 167,5, Камешковском — 126,2 (140,5). (Здесь в скобках — данные на 1 мая 1999 года.)

Источники:

[1].Каширина Г. Доходы и расходы // Владимирские ведомости. — Владимир, 2000. — 25 января. — №12. — С. 1.

[2]. Сименидо Ю. Владимирская область в декабре 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №12 (95).

[3]. Главное — чтобы победила правда! // Владимирские ведомости. — Владимир, 2000. — 1 февраля. — №16. — С. 1.

[4]. Сатарова Е. Без дискуссий не обошлось // Владимирские ведомости. — Владимир, 2000. — 2 февраля. — №17. — С.2.

[5]. Сименидо Ю. Владимирская область в июле 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №7 (90).

[6]. Впереди — новые задачи // Владимирские ведомости. — Владимир, 2000. — 28 января. — №15. — С. 1-2.

[7]. Занятость и безработица во Владимирской области // Владимирские ведомости. — Владимир, 2000. — 26 января. — №13-14. — С. 3.

 

 

 

Политический мониторинг, №1 (96)

© Международный институт гуманитарно-политических исследований