Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Анатолий ВУЛЬФОВИЧ

Тюменская область
в январе 2000 года

Губернатор Тюменской области Л.Рокецкий делает попытку предстоящие выборы с января 2001 года на март 2000 года. Сославшись на требования законодательства, областная Дума отказала губернатору. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах выборы губернаторов перенесены с октября на март 2000 года. Оба действующих губернатора автономных округов согласились участвовать в выборах и активно включились в предвыборную кампанию. В Тюмени проведено очередное совещание губернатора области с более чем тремястами главами муниципальных образований, составляющих систему местного самоуправления области. Учредительная конференция регионального отделения движения «Единство».

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Главные политические события в Тюменской области так или иначе связаны с взаимоотношениями областных и окружных органов государственной власти. В конце прошлого года эти взаимоотношения находились на относительно высоком уровне, впервые поздравления жителей области с предстоящими праздниками стали подписывать совместно три губернатора и три председателя представительных органов. В присутствии телекамер в благодушной обстановке прошли встречи губернаторов области и Ханты-Мансийского автономного округа.

Отставка Б.Ельцина и назначение президентских выборов на 26 марта 2000 года подтолкнула руководителей области и округов к переносу выборов. В октябре 2000 года предстояли выборы губернаторов округов и у действующих губернаторов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов А.Филипенко и Ю.Неелова появилась заманчивая перспектива: поскольку потенциальные соперники к выборам не готовы, перенести выборы на 26 марта и тем самым значительно упростить задачи по переизбранию. С юридической точки зрения особых проблем не возникло, представительные органы немедленно приняли соответствующие решения, трудовые коллективы и инициативные группы провели выдвижения, директора нефтегазового комплекса пообещали поддержку. В автономных округах развернулись избирательные компании.

Несколько сложнее оказалась обстановка в Тюменской области. В 1996 году, когда избирался действующий губернатор области Л.Рокецкий, первоначально назначенные на октябрь выборы были в результате интриг руководителей округов перенесены на 22 декабря и прошли в два тура, причем второй тур, в ходе которого и был избран Л.Рокецкий, из-за новогодних праздников и Рождества прошел только 12 января. В соответствии с федеральным и региональным законодательством перенос выборов возможен не более чем на девять месяцев, и, следовательно, выборы не могут состояться ранее 12 апреля 2000 года, не хватает 17 дней. Но команда губернатора находит выход: отсчет девяти месяцев необходимо вести от 22 декабря, а не от 12 января. Аргументы — выборы назначались на 22 декабря, а 12 января произошло только повторное голосование по итогам первого тура. Л.Рокецкий отлично понимал, насколько упроститься его задача по переизбранию, если выборы состоятся 26 марта. Давно уже не для кого не секрет, что его основной потенциальный соперник на выборах — губернатор Ямало-Ненецкого округа Ю.Неелов. Но он сегодня не готов к выборам губернатора области и будет баллотироваться у себя в округе, где у него практически нет конкурентов.

Однако областная Дума, сославшись на требования законодательства, в переносе даты выборов отказала. Начался новый период конфронтации органов власти области и округов, взаимные обиды и оскорбления.

Пока нет ясности с событием, которое может стать одним из основных в экономике области. Председатель правления ОАО «Газпром» Р.Вяхирев в ходе поездки по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам неоднократно заявлял о предстоящем разделении ОАО на добывающую и транспортную части. О таком разделении уже несколько лет ведется дискуссия. Требование разделить ОАО «Газпром» было одним из основных условий кредитования России Международным валютным фондом. Сторонником разделения был в период работы в правительстве А.Чубайс. Но тогда Р.Вяхирев обратился за помощью к коммунистическому большинству в Государственной Думе и разделение не состоялось. Сейчас сам Р.Вяхирев выступает с инициативой разделения, но пока неясно как относится к разделению само правительство.

1.Проведение досрочных выборов

После назначения досрочных выборов Президента РФ на 26 марта 2000 года, представительные органы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов назначили на этот же день выборы губернаторов автономных округов.

В начале января губернатор Тюменской области Л.Рокецкий обратился к областной Думе с просьбой о назначении досрочных выборов губернатора области на 26 марта 2000 года. Просьба мотивировалась снижением затрат на проведение выборов, а также тем, что проведение в один день выборов Президента РФ, губернаторов округов и области на всей территории области, включая округа, гарантирует явку избирателей. Если же выборы губернатора области будут проводиться в срок, в январе 2001 года, то явка избирателей, особенно в автономных округах может оказаться ниже 25% и выборы могут не состоятся [1].

Возможность переноса срока выборов губернатора Тюменской области предусмотрена Избирательным кодексом Тюменской области. Пункт 2 статьи 6 Кодекса устанавливает такую норму: «Не допускается изменение (увеличение или уменьшение) срока действия полномочий действующих выборных органов и должностных лиц, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи (в п.1 определен порядок определения сроков действия полномочий Губернатора Тюменской области, депутатов Тюменской областной Думы, депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления — А.В.), кроме случаев совмещения дня голосования на выборах органов местного самоуправления с днем голосования на выборах органов государственной власти в Тюменской области, а также совмещение дня голосования на любых из указанных выборов с днем голосования на выборах федеральных органов государственной власти. Допускается до 1 мая 2001 года единовременное и не более чем на девять месяцев продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления и (или) органов государственной власти Тюменской области. В этих случаях принятие решения об изменении срока полномочий органов государственной власти Тюменской области производится Тюменской областной Думой путем принятия закона Тюменской области, а решение об изменении срока полномочий органа местного самоуправления принимается нормативным актом муниципального образования...» Пункт 2 статьи 77 Избирательного кодекса Тюменской области устанавливает, что выборы губернатора Тюменской области назначаются на первое воскресенье, следующее после истечения срока, на который избран губернатор области [2].

Поэтому в повестке дня внеочередного заседания областной Думы, состоявшегося 14 января 2000 года главным был вопрос о толковании п.2 ст.77 Избирательного кодекса Тюменской области.

Губернатор Тюменской области был избран на выборах, которые проходили в два тура: первый тур состоялся 22 декабря 1996 года, при этом ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, во втором туре, 12 января 1997 года наибольшее число голосов получил Л.Рокецкий, 14 января 1997 года областная избирательная комиссия признала его победителем на выборах, 31 января 1997 года Л.Рокецкий вступил в должность. Думе предстояло определить, с какого дня начался отсчет полномочий Л.Рокецкого как вновь избранного губернатора Тюменской области, в какой день закончился четырехлетний срок его полномочий, на который он был избран, и на какой самый близкий день могут быть назначены выборы губернатора при условии соблюдения максимального девятимесячного срока сокращения полномочий в соответствии с п.2 ст.6 Избирательного кодекса Тюменской области.

Если считать день начала срока полномочий губернатора 12 января 1997 года, то, в соответствии с Кодексом, срок его полномочий заканчивается 12 января 2001 года, при девятимесячном сокращении — 12 апреля 2000 года, и, следовательно, на 26 марта 2000 года выборы назначить нельзя. Но администрация области и сам Л.Рокецкий считают, что отсчет полномочий должен начинаться 22 декабря 1996 года, в день голосования в первом туре, поскольку именно на этот день назначались выборы губернатора. При этом Л.Рокецкий ссылался на поддержку В.Путина, администрации Президента РФ, Центризбиркома, губернаторов округов и представителя Президента РФ в Тюменской области Г.Щербакова.

Г.Щербаков в ходе заседания действительно поддержал точку зрения Л.Рокецкого, что же касается остальных перечисленных должностных лиц и органов, то никаких доказательств их поддержки предложения о проведении выборов 26 марта представлено не было.

Очевидно, что авторов предложение о совмещении выборов менее всего волнует экономия нескольких миллионов рублей. Что же касается явки избирателей, то, как и в 1996 году, она будет обеспечена за счет южной части области, в частности сельской местности, где ее обеспечат назначаемые губернатором главы администраций районов. Кроме того, есть полная уверенность, что в выборах будут участвовать и избиратели автономных округов. После выборов 1996 года было принято соответствующее постановление Конституционного Суда РФ, в выборах 1997 года в областную Думу автономные округа участвовали. Дело, конечно, не в экономии на выборах и не в явке избирателей.

С 1997 года не прекращаются разговоры о том, что в следующих выборах губернатора Тюменской области будет участвовать нынешний губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.Неелов. С наибольшей вероятностью Ю.Неелов 26 марта будет переизбран губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа до 2005 года, а затем, в январе 2001 года, сможет спокойно участвовать в выборах губернатора Тюменской области. Выиграет выборы — станет губернатором области, проиграет — останется губернатором округа. Как говорится, вариант беспроигрышный.

О том, что Ю.Неелов против переноса выборов губернатора области, свидетельствует, что одним из двух основных противников переноса был председатель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа депутат областной Думы А.Артюхов — человек, не произносящий ни одного слова без санкции Ю.Неелова. Поэтому весьма сомнительно заявление Л.Рокецкого о поддержке, в частности, Ю.Нееловым предложения о переносе выборов.

Вторым оппонентом был секретарь Тюменского обкома РКРП А.Черепанов — и это тоже понятно, поскольку сам А.Черепанов также является потенциальным кандидатом в губернаторы. Здесь несколько другая ситуация, у А.Черепанова просто нет времени на «раскрутку» своей кандидатуры до конца марта. В начале заседания депутат А.Черепанов предложил исключить из повестки дня вопросы связанные с переносом выборов, как неподготовленные, однако такое предложение депутаты не приняли.

После довольно продолжительных прений было принято решение о проведении по вопросу о толковании п.2 ст.77 Избирательного кодекса Тюменской области тайного голосования. Интересно, что председатель областной Думы С.Корепанов, представляющий Ямало-Ненецкий округ, не стал даже рассматривать предложение одного из депутатов о поименном голосовании.

В бюллетенях фактически был сформулирован вопрос о том, следует ли считать 22 декабря 1996 года началом губернаторских полномочий Л.Рокецкого после последних выборов. 9 депутатов высказались «за», 11 были «против». После чего из повестки дня были исключены вопросы о дате выборов, их финансировании и так далее [3].

Далее Думе осталось только досрочно прекратить полномочия депутатов Ю.Конева и А.Рязанова, избранных в Государственную Думу РФ соответственно по 178-му и 221-му избирательным округам, а также, в соответствии с федеральным законодательством, увеличить до пяти лет сроки полномочий органов государственной власти Тюменской области.

Распределение голосов «за» и «против» при голосовании свидетельствует о том, что фактически против переноса выборов высказались представители обоих автономных округов и, конечно, А.Черепанов. Поэтому также сомнительно, что предложение Л.Рокецкого поддержал губернатор Ханты-Мансийского округа А.Филипенко.

Перед тем, как покинуть заседание Думы, губернатор заявил, что поскольку депутаты проявили щепетильность в юридических вопросах, то он также с помощью областной прокуратуры начнет разбираться в правомочности совмещения работы и депутатской деятельности главами администраций муниципальных образований, заместителями губернаторов округов и другими должностными лицами — всего таких депутатов в областной Думе более десяти. Необходимо отметить, что за исключением А.Артюхова, все остальные «совместители» избраны в Ханты-Мансийском округе и это также косвенное подтверждение противодействие А.Филипенко досрочным выборам губернатора области [4].

События заседания областной Думы 14 января имели продолжение. 17 января губернатор Тюменской области Л.Рокецкий удовлетворил заявление об отставке вице-губернатора Тюменской области В.Первушина. В.Первушин отвечает в Тюменской области за взаимодействие администрации области с общественными объединениями и органами власти области и округов, в частности, за взаимоотношения с областной Думой. Два года назад, в январе 1998 года, В.Первушин уже подавал прошение об отставке после того, как Л.Рокецкий выразил неудовольствие в связи с избранием председателем областной Думы С.Корепанова. Тогда отставка принята не была.

Через несколько дней после заседания областной Думы были опубликованы два официальных документа: Заявление губернатора Тюменской области Л.Ю.Рокецкого и обращение Совета областной Думы к жителям Тюменской области.

В Заявлении Л.Рокецкого, в частности говорится: «...В мой адрес стали поступать предложения от граждан, представителей общественности области, от администрации президента РФ и от отдельных депутатов областной Думы дать согласие на сокращение сроков моих полномочий и проведение выборов губернатора Тюменской области 26 марта, одновременно с выборами в автономных округах. Понимая всю сложность вопроса, я не сразу принял эти предложения. Были проведены консультации с Центральной избирательной комиссией, которая дала положительное заключение. Имея в виду договоренности, достигнутые мною с руководителями автономных округов, я 13 января направил соответствующие документы в областную Думу.

Что нам всем дали бы совмещенные выборы? Во-первых, они бы стали фактом, подтверждающим действенность известных решений Конституционного Суда РФ, демонстрацией единства территории и населения Тюменской области с входящими в ее состав округами. Сохранить единую территориальную целостность нашей Тюменской области — вот цель моей губернаторской деятельности. Эту задачу я ставил во время моей избирательной компании три года назад, и все эти годы мне удавалось сдерживать амбиции окружных политиков, направленные на максимальную изоляцию своих территорий.

И, во-вторых, позволили бы существенно сократить бюджетные расходы на проведение выборов, что в нынешней экономической ситуации немаловажно... И я был уверен, что эти аргументы будут поняты и приняты депутатами областной Думы, призванными защищать интересы населения всей области и укреплять интеграционные, объединяющие процессы...

...Однако пресловутая «защита суверенных прав автономных округов», проповедуемая отдельными депутатами областной Думы, и на этот раз не позволила возобладать логике и здравому смыслу. Камнем преткновения стал вопрос, какую дату считать отправной при определении срока полномочий губернатора области: 22 декабря — день голосования в первом туре, или 12 января — во втором туре. Законом эта ситуация не регулируется, оставляя региональным законодателям право окончательного решения возникшей проблемы... И тем не менее наши, тюменские, депутаты решили, что проводить выборы областного губернатора одновременно с губернаторами округов невозможно, и, прикрывшись тайным голосованием, проигнорировали как все предварительные договоренности, так и надежды на спокойное и согласованное развитие событий в области. Этим решением мы оказались отброшенными назад, в осень 1996 года. Все это не только заставляет задуматься, но и требует от меня принципиальности, четкости и новых отношений с депутатами областной Думы...» [5].

В обращении Совета областной Думы в более корректной форме, чем в заявлении губернатора приводятся аргументы, на основании которых Дума отклонила предложение губернатора о переносе выборов. Основной аргумент — соблюдение законности при принятии решений. В частности, указывается, что губернатор Тюменской области избран 12 января 1997 года и при сокращении срока полномочий даже на предельные девять месяцев выборы не могут состояться 26 марта. Принятие решения противоречащего закону приведет к тому, что любой избиратель или кандидат в губернаторы, руководствуясь своим конституционным правом на обжалование неправомерных действий органов и должностных лиц, в судебном порядке может остановить избирательный процесс на любой стадии, а также оспорить результаты выборов. Совет Думы, высоко оценивая работу губернатора, не разделяет его позиции, что принятое Думой решение отбросило отношения области и округов к сентябрю 1996 года и уверен, что совместными усилиями трех субъектов федерации создана соответствующая правовая база для проведения выборов губернатора в сроки, установленные федеральным законодательством и Избирательным кодексом Тюменской области [6].

18 января Общественно-политический консультативный совет Тюменской области принял заявление в поддержку предложения Л.Рокецкого о переносе выборов. В заявлении решение областной Думы названо «четко продуманными действиями, направленными на развал Тюменской области», также говорится, что «одиннадцать депутатов Тюменской областной Думы пренебрегли интересами всего населения области, прикрылись федеральным законодательством, которое предоставляло право самим депутатам областной Думы принять решение о проведении выборов 26 марта 2000 года».

Заявление подписали двадцать три представителя общественных объединений, но в их числе только четыре более-менее серьезных политических объединений (НДР, «Отечество», ЛДПР, РНРП), остальные — либо политические карлики (Православная партия, «Надежда и опора», «Поколение свободы»), либо неполитические организации — женские, казачьи, ветеранов Афганистана, чернобыльцев и так далее. Под обращением нет подписей представителей постоянных членов ОПКС — КПРФ, РКРП, ДВР, «ЯБЛОКА» [7].

На заявление Л.Рокецкого отреагировали депутаты Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа — основные оппоненты губернатора области в полемике по поводу взаимоотношений области и округов на протяжении многих лет. В своем обращении к избирателям области и округов они берут под защиту депутатов областной Думы, в свою очередь упрекая Л.Рокецкого в необоснованных обвинениях в адрес руководства автономных округов и доказывая, что округа проводят открытую и принципиальную политику, направленную на сотрудничество с югом области в интересах его населения [8].

В начале февраля С.Корепанов, отвечая на вопросы корреспондента «Тюменской правды», сказал, что крайне болезненная, но ничем не обоснованная реакция Л.Рокецкого на абсолютно легитимный отказ областной Думы санкционировать перенос сроков выборов губернатора на 26 марта с.г. получила свое продолжение в части нагнетания очередной волны истерии, имеющей своей целью вылепить образ врага как из депутатов областной Думы, так и братьев — северян в лице автономных округов. Источник вышеуказанной «волны гнева» идет из окружения губернатор, в экстренном порядке формирующего так называемый общественный резонанс.

«Свита делает короля, — заметил Корепанов, — но стремление «прогнуться» превышает допустимые пределы». Если бы Л.Рокецкий был твердо уверен в своей непогрешимости и правоте, не было бы никакой необходимости вообще затрагивать тему переноса сроков выборов, а спокойно работать до конца 2000 года: сегодня уместно говорить о «колебаниях почвы под ногами». Автономные округа нацелены только на экономическое и общечеловеческое сотрудничество: об этом говорит тот факт, что 40% южного бюджета так или иначе сформированы за счет северных денег (плата за недра), а есть еще и прямые договора хозяйственной вертикали «Юг — Север», сами по себе гарантирующие незыблемость нашего региона. Движимые «чувством гнева» губернатор области и его окружение идут сегодня на недопустимые с точки зрения здравого смысла репрессивные меры (исключение из числа дотируемых предприятий, административный нажим и т.п.) по отношению к хозяйственным структурам юга области, фактически выживающим за счет взаимовыгодного сотрудничества с округами (экономика становится заложницей политики).

Мир в регионе оказался под угрозой и С.Корепанов не исключил своего участия в выборах губернатора Тюменской области в начале 2001 года [9].

Вся приведенная выше информация подтверждает, что инициатива администрации области и Л.Рокецкого вызвана, безусловно, не заботой об экономном расходовании бюджетных средств, а, в первую очередь, стремлением губернатора сохранить за собой власть в области еще на один срок. И у него есть веские основания опасаться, что при проведении выборов в начале 2001 года власть эту он потеряет.

У Л.Рокецкого был еще один вариант проведения досрочных выборов: уйти в отставку, и тогда Дума вынуждена была бы назначить досрочные выборы. Но в этом случае губернатор вынужден был бы на два с половиной месяца полностью оставить дела, в том числе и утратить возможность давления на администрации городов, районов и муниципальных образований. Это возможно только при хорошей команде и уверенности в победе на выборах. Ни того, ни другого у Л.Рокецкого, видимо, нет [10].

2.Начало избирательных кампаний в автономных округах

9 января 2000 года губернатор Ханты-мансийского округа А.Филипенко провел совещание глав муниципальных образований. Был рассмотрен вопрос о возможности совмещения выборов губернатора и глав муниципальных образований с выборами Президента РФ 26 марта 2000 года.

Губернатор заявил, что он обратился в Думу автономного округа с письмом, в котором предложил сократить срок своих полномочий и назначить выборы на эту дату, а главам муниципальных образований принять аналогичное решение. После обсуждения всех юридических вопросов, связанных с сокращением срока полномочий, главы муниципальных образований единогласно поддержали губернатора.

Вечером того же дня состоялось внеочередное заседание Думы автономного округа, которая приняла ряд поправок к ныне действующим окружным законам, решение о сокращении на восемь месяцев срока исполнения губернаторских полномочий и утвердила дату выборов главы исполнительной власти автономного округа — 26 марта 2000 года.

10 января губернатор А.Филипенко и председатель Думы автономного округа С.Собянин провели пресс-конференцию для представителей окружных средств массовой информации.

«У нас появилась возможность поставить все на свои места в организации власти в государстве, — заявил А.Филипенко. — Совмещая выборы глав исполнительной власти в нашем субъекте с выборами главы государства, мы тем самым обеспечиваем преемственность и стабильность власти и фактически делаем еще один шаг к разделению исполнительной и законодательной ветвей власти». Губернатор отметил, что при проведении выборов 26 марта, помимо прочего, бюджет округа сэкономит 15-20 млн. рублей.

На вопрос о соответствии принятых решений федеральному законодательству С.Собянин ответил: «Юридическая чистота всех принятых решений абсолютно соответствует Федеральному закону «О гарантиях избирательных прав граждан» и ни в коей мере не расходится с нормами законов, обеспечивающих проведение выборов. Особо хочу отметить, что Дума приняла рекомендательное решение по выборам глав муниципальных образований. Местные думы вправе самостоятельно принимать решения о сокращении срока полномочий глав городов и районов и назначении даты новых выборов».

20 января в Ханты-Мансийске состоялось собрание избирателей по выдвижению действующего губернатора А.Филипенко на должность губернатора Ханты-Мансийского автономного округа на выборах 26 марта 2000 года.

По сообщению информагенства «Югра-Информ», в собрании приняли участие более 100 избирателей — руководители нефтяных компаний, главы муниципальных образований, представители общественных объединений, заслуженные и авторитетные жители округа. Все они единогласно поддержали предложения трудовых коллективов о выдвижении А.Филипенко кандидатом в губернаторы автономного округа. Заместитель председателя окружной Думы и Президент окружной женской ассоциации Л.Чистова заявила: «У нас есть губернатор, и мы не хотим его менять».

Очевидно, А.Филипенко стремится к повторению ситуации октября 1996 года, когда он избирался губернатором округа практически на безальтернативной основе. Вторым кандидатом был заместитель губернатора Г.Корепанов, практически в избирательной кампании не участвовавший. Тогда А.Филипенко победил уже в первом туре, получив 77% голосов избирателей, Г.Корепанова поддержали более 8% избирателей, более 14% избирателей голосовали против обоих кандидатов.

Однако ситуация 1996 года в Ханты-Мансийском округе может не повториться. Сбор подписей в поддержку еще одного кандидата, С.Атрошенко, ведет инициативная группа избирателей. Он в восьмидесятые годы работал в Нижневартовске и даже играл в сборной хоккейной команде города. В начале девяностых С.Атрошенко создал один из первых в Тюменской области кооперативов, затем руководил тюменскими банками. Затем создал региональное политическое движение «Тюмень-2000», участвовал в выборах губернатора Тюменской области в 1996 году, вместе с Л.Рокецким вышел во второй тур, но проиграл действующему губернатору.

С.Атрошенко — председатель созданной им «Партии пенсионеров», которая очень неудачно участвовала в выборах 1999 года в Государственную Думу РФ. Однако необходимо отметить, что «Партия пенсионеров» — единственное общественное объединение, проводившее предвыборный съезд в Кремле, в Дворце съездов. Поэтому не исключено, что С.Атрошенко имеет серьезную поддержку в администрации Президента. Карманное межрегиональное движение «Югра» А.Филипенко входило коллективным членом в предвыборный блок «Отечество — Вся Россия»,и, возможно, в Кремле считают необходимым заменить А.Филипенко на посту губернатора богатейшего субъекта Российской Федерации. Правда, «Югра» уже успела завить о поддержке В.Путина на выборах Президента РФ [11].

Более спокойно проходит избирательная кампания в Ямало-Ненецком автономном округе. Государственная Дума автономного округа также приняла решение о сокращении на восемь месяцев срока полномочий губернатора округа Ю.Неелова и назначении выборов на 26 марта 2000 года. Одновременно будут проводиться выборы депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, срок полномочий которых истекает в марте 2000 года.

Действующий губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.Неелов на пресс-конференции в Салехарде официально заявил о своем намерении баллотироваться на второй срок. Он сообщил, что в его адрес пришли сто протоколов собраний трудовых коллективов предприятий округа, в которых содержится просьба участвовать в предстоящих выборах. «Я всегда уважал своих избирателей и ответственно отношусь к доверию, которое они мне выражают, поэтому и принял решение дать согласие баллотироваться кандидатом на должность губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа». По словам Ю.Неелова, прежде чем были получены протоколы собраний трудовых коллективов, он провел консультации с главами муниципальных образований, руководителями нефтегазодобывающих компаний, которые работают на территории округа, а также своими заместителями и начальниками департаментов окружной администрации. Это было сделано с целью получить прямой ответ на вопрос — устраивает ли их политика, проводимая губернатором и администрацией автономного округа, и дальнейшее ее проведение на Ямале.

«Я за портфель не держусь, — заметил губернатор, — если они считают, что я занимаю не свою должность, не буду участвовать в выборах. Хорошо, что в моей жизни были и взлеты, и падения. Если бы были одни взлеты, то, может быть, у меня появилась бы мания величия, и я начал бы думать, что округ без меня не сможет. А падения заставляют относиться ко всему осторожно. Для меня огромное значение имеет поддержка населения округа и тех людей, с которыми я работаю». Ю.Неелов призвал всех будущих участников выборов вести честную борьбу. «Выборы в округе должны пройти достойно», — считает он и гарантирует, что не будет пользоваться своим положением, не допустит превышения полномочий, в своих действиях будет руководствоваться только законом и поступать в соответствии с Конституцией РФ.

Пока каких-либо оснований говорить о негативном отношении администрации президента к избранию Ю.Неелова губернатором округа нет [12].

3.Совещание с главами муниципальных образований в администрации Тюменской области

31 января в администрации Тюменской области прошло совещание с главами администрации муниципальных образований юга области.

Система местного самоуправления в Тюменской области (здесь и далее имеется в виду южная часть области, на которую распространяется юрисдикция администрации области как субъекта Российской Федерации) значительно отличается от аналогичных систем большинства регионов. В области 22 района и 5 городов областного подчинения. Система местного самоуправления в области одноуровневая, субъектом местного самоуправления считается муниципальное поселение — город, поселок, село. Главы местного самоуправления (главы муниципальных образований) избираются всеобщим прямым тайным голосованием. Таких муниципальных образований в области более трехсот. Администрации сельских районов не входят в систему местного самоуправления, а являются частью системы государственного управления, главы администраций районов назначаются губернатором области.

Система местного самоуправления Тюменской области администрацией области преподносится как наиболее демократичная. Однако есть и противники такой системы. Они считают, что главы администраций районов, отвечающие за состояние дел в районах, не имеют возможностей для управления подконтрольными им территориями. Практически все муниципальные образования дотируются из бюджета области, доходы и расходы всех муниципальных образований утверждаются в составе бюджета области областной Думой по представлению комитета финансов областной администрации и исполняются администрацией муниципального образования. При этом возникают такие проблемы как, например, финансирование районных больниц. До недавнего времени эти больницы финансировались из бюджета районного центра. Больница подчиняется райздравотделу, а средства главный врач просит у главы администрации села или поселка. Областная администрация вынуждена была начать перевод районных больниц на финансирование из областного бюджета, сейчас главные врачи едут за деньгами в Тюмень.

В последнее время все чаще появляются предложения по изменению системы местного самоуправления на двухуровневую, введение выборности глав администрации сельских районов и районных бюджетов. При этом областной Думой должно быть законодательно закреплено разграничение полномочий между областью, районом и муниципальным образованием.

Сторонники двухуровневой системы местного самоуправления считают, что одноуровневая система разработана и внедрена по указанию Л.Рокецкого для того, чтобы сосредоточить власть в области в областной администрации. По сути, созданная губернатором жесткая властная вертикаль «область — район» не отличается от жесткой вертикали советского периода. Что же касается взаимоотношений областной администрации с местным самоуправлением, то последнее совещание хорошо продемонстрировало сущность этих отношений.

Уже само название совещания — «с главами муниципальных образований» — свидетельствовало о том, что вести его будут руководители областной администрации. Так оно и случилось, вел совещание лично губернатор Л.Рокецкий. И велось оно в стиле советского периода [13].

Совещание началось с доклада директора департамента экономики областной администрации С.Чикирева, в котором он рассказал об общей финансово-экономической обстановке в области. В общем, обстановка благоприятная, по предварительным данным план по доходам в 1999 году выполнен на 121%, по расходам — на 108%. По ходу доклада губернатор комментировал данные докладчика и довольно грубо критиковал некоторые муниципальные образования.

Далее в соответствии с повесткой дня по заранее подготовленному списку выступали главы муниципальных образований. Названия докладов выглядели довольно современно, например «Взаимоотношения органов местного самоуправления с сельскохозяйственными предприятиями и формирование бюджета», «О развитии новых форм хозяйствования на селе и задачи по развитию муниципального образования на 2000 год», однако, по сути, разговор и здесь свелся к критике глав за нераспорядительность, бесхозяйственность, неумение отстаивать свои права. По мнению многих участников совещания, разговор не получился [14].

4.Региональная учредительная конференция движения «Единство»

22 января в Тюмени состоялась учредительная конференция регионального отделения движения «Единство». На конференции присутствовали 79 делегатов от 19 городов и районов области, а также 24 представителя общественных движений, политических партий, руководители предприятий. Гостями конференции были губернатор области Л.Рокецкий и представитель Президента РФ в области Г.Щербаков. Председательствовал на конференции заместитель губернатора области С.Сарычев. По неофициальной информации, именно С.Сарычев рассматривается губернатором как основная кандидатура на должность вице-губернатора, освободившуюся после отставки В.Первушина. В Тюменской области вице-губернатор отвечает за взаимодействие с общественными организациями и органами власти округов.

С докладом выступил председатель оргкомитета, ректор Тюменской архитектурно-строительной академии В.Чикишев, в конце конференции он был избран председателем Совета регионального отделения. В Тюменской области стало традицией — региональные отделения политических объединений, относящихся к «партиям власти», возглавляют ректоры крупных высших учебных заведений: «Наш дом — Россия» — ректор Тюменского государственного университета Г.Куцев, «Отечество» — ректор Тюменского нефтегазового университета Н.Карнаухов. Еще один ректор возглавил и региональное отделение «Единства».

Докладчик говорил, что продолжаются негативные явления в экономике и социальной сфере, что многие партии в России обещают улучшить жизнь, но у них это не получается. Обществу нужна консолидация, движение «Единство» как раз объединит лучшие силы, способные вывести Россию из кризиса [15].

Кто же эти лучшие силы? Среди учредителей — организации ветеранов Афганистана и Чернобыля, Ассоциация офицеров запаса, общественная организация «Единомышленники», созданная несколько лет назад и ничем себя не проявившая, никому не известные организации «Муниципальный союз» и «Народный дом», и так далее. Среди учредителей — три физических лица: заместитель губернатора С.Сарычев, ректор архитектурно-строительной академии В.Чикишев и генеральный директор завода медоборудования Г.Торопов.

Все выступавшие в прениях поддерживали создание регионального отделения, однако отмечали, что у движения нет ясной программы, неясна идеология движения. Критике подверглись присланные из Москвы проекты учредительных документов.

Во многих выступлениях говорилось об ослаблении политического, экономического и военного влияния России в мире, о потере контроля в государстве, о наведении элементарного порядка. Выступавшие много говорили о высоком рейтинге С.Шойгу и В.Путина.

Оживление в зале вызвало выступление гостя съезда, представителя одной из правых партий А.Павловой. Выступление началось так: «Я вас поздравляю, господа. Сегодня мы здесь занимаемся политической проституцией». Далее А.Павлова заявила, что программа «Единства» приведет к созданию наихудшего варианта социализма, что движение существует на деньги Б.Березовского и так далее. Ряд делегатов съезда потребовал удалить выступавшую с трибуны, однако С.Сарычев заметив, что «мнением оппозиции нельзя пренебрегать, иначе нас упрекнут в отсутствии демократии», дал А.Павловой высказать все что она думает о «Единстве».

Губернатор области приветствовал конференцию и выразил надежду, что «Единство» принесет в Россию консолидацию и стабильность. При этом губернатор выразил удовлетворение по случаю того, что видит в зале многих участников учредительных конференций других общественных объединений. Сам Л.Рокецкий вошел в инициативную группу по выдвижению В.Путина кандидатом в Президенты РФ.

В Совет регионального отделения были избраны 27 человек. Часть из них, в основном, офицеры запаса, афганцы и чернобыльцы в свое время входили в РНРП — партию А.Лебедя, часть перешли из НДР (глава г.Тюмени С.Киричук, генеральный директор кправления магистральных газопроводов В.Крамской).

Учредительная конференция регионального отделения движения «Единство» очень похожа на проходившую в 1995 году учредительную конференцию отделения движения «Наш дом — Россия» и на проходившую летом прошлого года учредительную конференцию движения «Отечество». И на тех конференциях среди учредителей были те же люди [16].

>заключение

Политическая ситуация в автономных округах довольно стабильна, избиратели привыкли к действующим органам власти и, скорее всего, во время выборов не станут менять действующих политиков. Значительное увеличение мировых цен на энергоносители в последнее время дали возможность резко увеличить поступления в бюджет и в целом несколько увеличить уровень жизни населения. Постоянно растет зарплата в нефтегазовой отрасли и в смежных отраслях, снижается задолженность предприятий по зарплате. Если действительно произойдет разделение ОАО «Газпром» на добывающую и транспортную составляющие, то на социально-экономическом положении населения оно отразится не скоро. Безусловно, появление конкуренции добывающих предприятий в итоге приведет к стремлению к снижению себестоимости продукции, и, в результате, высвобождению излишней рабочей силы.

В южной части области политическая обстановка нестабильна. Л.Рокецкий в последнее время не только испортил отношения с органами власти автономных округов, но и в самой Тюмени теряет поддержку. Отставка В.Первушина, многие годы координировавшего политическую жизнь области и имевшего довольно высокий авторитет и у политиков, и у производственников, не прибавила авторитета губернатору. Два года Л.Рокецкий с помощью того же В.Первушина поддерживал в целом нормальные отношения с областной Думой. Сейчас отношения с Думой испорчены и уже очень осторожный ее председатель С.Корепанов открыто, в средствах массовой информации, говорит о колебаниях почвы под ногами губернатора. Замена В.Первушина на сравнительно молодого С.Сарычева далеко не равноценна. Судя по всему, переизбираться Л.Рокецкому в январе 2001 года будет очень тяжело.


Источники:

[1]. Князев В. Девять месяцев. Но не те, о которых вы подумали // Сибирский посад. — 2000. — 18 — 25 января.

[2].  Избирательный кодекс (закон) Тюменской области // Тюменские известия. — 1999. — 17 ноября.

[3].  Кузнецов В. Об официальном толковании и тайном голосовании // Тюменские извести. — 2000. — 18 января.

[4].  Золотухин Г. Из тюменцев создают образ врага // Тюменская правда сегодня. — 2000. — 2 февраля.

[5].  Заявление губернатора Тюменской области Л.Рокецкого // Тюменский курьер. — 2000. — 20 января.

[6].  Обращение Совета областной Думы к жителям Тюменской области // Тюменский курьер. — 2000. — 20 января.

[7].  Заявление Общественно-политического консультативного совета Тюменской области // Тюменская правда сегодня. — 2000. — 21 января.

[8].  Обращение депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа к избирателям области и округов // Тюменская правда. — 2000. — 3 февраля.

[9].  Корин В. Сергей Корепанов не исключает своего участия в выборах губернатора области // Тюменская правда. — 2000. — 5 февраля.

[10].  Березин Л. Как депутаты обидели губернатора // Тюменская правда. — 2000. — 27 января.

[11].  Корнеев А. Югра будет выбирать и президента, и губернатора // Тюменская правда. — 2000. — 11 января.

[12].  ИА «Север — Пресс». Юрий Неелов за честную борьбу // Тюменская правда. — 2000. — 28 января.

[13].  Шильников С. Политучеба — 2000: Один большой и умный вещает; три сотни, мелких и незначительных — кивают... // Тюменская правда. — 2000. — 4 февраля.

[14].  Бубнов Ю. Леонид Рокецкий: «Вы избраны народом, так и служите ему» // Тюменские известия. — 2000. — 1 февраля.

[15]. Дубовская Е. «Единство» — за консолидацию, Л.Рокецкий — за Путина // Тюменская правда сегодня. — 2000. — 25 января.

[16].  Гольдберг Р. «Медведь» уже почти виден // Тюменский курьер. — 2000. — 25 января.

Политический мониторинг, №1 (96)

© Международный институт гуманитарно-политических исследований