Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Владимир ЖЕЛЕЗНЯК

Липецкая область

в январе 1999 года

Празднование 45-летия региона. Политическая история региона. Принятие бюджета области. Кадровая политика областной администрации: введение конкурсного отбора чиновников. Назначение на должность руководителя департамента строительства и архитектуры Н.П.Дашкова. Довыборы в областное Собрание депутатов по 13-му округу: среди претендентов мэр Липецка А.Коробейников; новыми депутатами областного Совета по 21-му и 23-му округам стали, соответственно, М.Лисов и С.Антонова; скандал: областную администрацию обвиняют в растрате денежных средств. Довыборы в городской Совет г. Липецка. Появление региональных отделений ОМДЛ «Лебедь» и «РУСО». Профсоюз учителей поддерживает выступления работников учебных заведений. Финансовые нарушения, выявленные налоговой полицией. Борьба между акционерами НЛМК за государственный пакет акций НЛМК. Возобновление деятельности «Липецккомбанка». Международные инвестиционные проекты в области сельскохозяйственного машиностроения. Положение в социальной сфере: долги по заработной плате, безработица, образование.

 

1.    Политика

1.1.       45-летие образование региона

1.1.1.      Празднование юбилея

5 января 1999 года в честь юбилея глава областной администрации Олег Королев и председатель облсовета Анатолий Савенков провели пресс-конференцию для местных СМИ, на которой высказывали поздравления в адрес населения. Они выразили уверенность, что «вопреки сегодняшним трудностям, область силами трудолюбивых и талантливых липчан будет развиваться и укреплять свои позиции не только на российском, но и на мировом уровне». Администрация Липецкой области решила не проводить никаких мероприятий в связи с 45-летием, поскольку «сегодня было бы неправильным устраивать праздники» [[1]]. СМИ отметили праздник публикациями поздравлений от государственных лиц, воспоминаний о трудовых свершениях и буднях. Наряду с поздравлениями премьера Е.Примакова, председателя Совета Федерации Е.Строева, пришло коллективное от Липецкого землячества в Москве за подписями известных в советские времена людей, связанных так или иначе с областью: В.И.Воротникова, Ю.А.Манаенкова, М.С.Соломенцева и др.

 

1.1.2.      Историческая справка

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1954 г. в составе РСФСР была образована Липецкая область с центром в городе Липецке. В состав области вошли города Липецк Воронежской области, Елец Орловской области и 34 района Воронежской, Орловской, Рязанской и Курской областей. Из Воронежской области — 12 районов: Воринский, Водопьяновский, Грачевский, Грязинский, Дмитряшевский, Добринский, Липецкий, Молотовский, Талицкий, Усманский, Хворостянский и Хлевенский; из Орловской — 9: Волынский, Долгоруковский, Елецкий, Задонский, Измалковский, Краснинский, Становлянский, Чернавский, Чибисовский; из Рязанской — 10: Березовский, Воскресенский, Данковский, Добровский, Колыбельский, Лебедянский, Лев-Толстовский, Троекуровский, Трубетчинский, Чаплыгинский; из Курской — 3: Больше-Полянский, Воловский, Тербунский.

Территория области составляла 23,8 тыс. кв. км с населением свыше одного миллиона человек. В настоящее время область включает 18 административных района и 4 городами областного подчинения, с населением 1 млн. 250 млн. человек.

 


Административно-территориальные границы Липецкой области

29 января 1954 г. Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил состав первого исполнительного комитета Липецкого областного Совета депутатов трудящихся. Председателем исполнительного комитета стал Пашкин Николай Семенович, первым заместителем председателя — Корнеев Николай Степанович, заместителями председателя — Гомозов Дмитрий Григорьевич, Дубков Иван Алексеевич, Прилепский Иван Карпович. Секретарем исполнительного комитета являлся Докукин Владимир Александрович.

21 марта 1954 года состоялась первая сессия Липецкого областного Совета депутатов трудящихся. На сессии присутствовали 55 депутатов (депутаты, избранные в состав областных Советов от районов, вошедших в состав Липецкой области, автоматически стали депутатами Липецкого областного Совета). Она образовала постоянные комиссии областного Совета, утвердила заведующих областными отделами и начальников управлений, избрала областной суд. Первые выборы в Липецкий областной Совет состоялись 27 февраля 1955 года, на которых было избрано 100 депутатов.

В связи с организацией нового региона правительствами СССР и РСФСР были приняты постановления, направленные на подъем ее хозяйства и культуры (например, постановление Совета Министров СССР от 29 января 1954 г. «О мероприятиях по организации Липецкой области»).

С чистого листа создавалась целая область. Не было ни центра области, ни инфраструктуры, ни аппарата управленцев, которые могли бы сформировать структуру власти нового региона. Право быть областным центром оспаривали два города — Липецк и Елец. Липецк в то время был менее значимым, менее известным городом. Елец же на один год старше Москвы. Он был форпостом Москвы на протяжении веков, благодаря этому он впитал в себя много «московского» и все время стремился стать губернским городом. До революции губернский город определялся по ряду позиций, в том числе и по количеству церквей. Тогда до губернского города Ельцу не хватило двух церквей. И вдруг менее известный исторический центр претендует на роль областного города. Появилась большая ревность, даже на областную партийную конференцию ельчане ехали «скрепя сердце», считая, что Елец несправедливо обидели. Как сейчас считают многие в областной администрации, «правильность решения заключалась в том, что за основу была взята экономика, а не история». Огромный толчок развитию не только Липецка, но и всей области дало строительство Новолипецкого металлургического комбината. Секретом не является то обстоятельство, что регион создавался именно под этот проект. Еще одной причиной, обусловившей выбор областного центра, является географическое положение Липецка - в центре территории области. Вероятно, это было рассчитано изначально, так как земли как бы «прирезались» вокруг Липецка.

Обиды ельчан до сих не стерлись. Ельчане свою самобытность, свою «первопрестольность» демонстрируют и в настоящее время. Всякому приезжему, особенно из Москвы, в Ельце обязательно заметят, что город старше Москвы на один год и намного старше Липецка.

Таким образом, Липецкая область была создана из «остатков» и «клочков», оторванных от других областей. Эти районы и в «родных» областях были окраинами, и из них предстояло сделать нечто целое, жизнеспособное. Теперь годы оформления региона позади, и сейчас можно сказать, что своя самобытность появилась и у Липецка и липчан. Это молодой город. В этом его основное достоинство. Благодаря тем, кто населял область и руководил ею на протяжении этих лет, область добилась больших результатов, показав свою состоятельность. Заложенный в область потенциал позволяет в настоящее время относить ее к числу относительно благополучных регионов. Поэтому в этом обзоре мы попытаемся привести краткие биографические очерки руководителей области с момента основания до наших дней.

1.1.3.      Руководители региона

Григорий Петрович ПАВЛОВ (1954-1983)

Григорий Петрович Павлов возглавлял область 19 лет. Свой пост он покинул в 1983 г. Это человек, о котором можно сказать, что он вместе со всей областью создал то, что сейчас называют экономическим потенциалом. Работал на территории Липецкой области, когда еще не было ее самой. Свой трудовой путь начал в Данковском районе. Он прошел ступени, необходимые в то время для руководителя. Павлов сделал ставку на Новолипецкий завод — мощный флагман индустрии, который может поднять область. На базе НЛМК, область получила помощь в строительстве дорог и жилья, возведение комбината потянуло за интенсивное развитие строительной отрасли. Павлов уловил не только перспективные тенденции в развитии сельского хозяйства, но и городские, может быть, не совсем для него привычные. Вместе с развитием областного центра стали развиваться Грязи и другие районные центры. Добринку он рассматривал как плацдарм аграрного производства. Не случайно первый Герой соцтруда в области появился именно там. Это Виктор Васильевич Донских, который впоследствии возглавит область. Со временем стали развиваться и отдаленные районы: Тербунский, Воловский и другие.

 

Юрий Алексеевич МАНАЕНКОВ (1984-1989)

Преемником Павлова стал Юрий Алексеевич Манаенков. Область он возглавил в 1984 году. На работу в Липецк Манаенков был переведен из Тамбова. В Липецке местная элита в этой связи очень сильно обижалась: своих не хватает, присылают «лесных тамбовских». Это человек, если так можно сказать, «андроповской школы». Очень жесткий, по воспоминаниям современников, даже жестокий, весьма требовательный, бескомпромиссный. Работал по определенным правилам, причем эти правила не мог нарушать никто. В том числе и он сам. Человек мог работать сколь угодно долго, но если где-то допускал ошибку, прокалывался, то этому ему не прощали. Манаенков был уверен, что, если дать поблажку хоть одному, то другие слушаться не будут. Весь огромный потенциал области, который в последние года два-три работы Павлова использовался плохо, при Манаенкове был запущен полностью. Манаенков быстро включился в работу, показал себя и как руководитель, и как организатор. Он впервые добился того, чтобы на полях области после уборки не оставалось свеклы. Впервые область получила столько хлеба, сколько не получала при Павлове. Именно он поставил дело так, что все хозяйства АПК, а их было около 400, стали рентабельны. Такого никогда не было.

Увольнял подчиненных Юрий Алексеевич очень много, так же много и наказывал. Манаенков в любой момент мог нагрянуть в любое учреждение или предприятие. Работники знали, что первое лицо области может зайти в любое время, и знали, что если будет непорядок, то кто-то или пойдет под суд или будет уволен. Один из примеров его методов работы: посетил овощной магазин; лук, который там продавался, был не лучшего качества. В тот же день он принес этот лук на работу, вызывались «на ковер» все службы, собирались различные бюро, объявляли виновным выговоры. У него было любимое выражение - «вычистить из партии». Об этом знала вся область и делала выводы.

Проработал Манаенков всего 5 лет, с 1983 по 1989 год, на шестом году его перевели в Москву первым секретарем ЦК КПСС по оргработе.

Биографическая справка:

МАНАЕНКОВ Юрий Алексеевич родился 2 августа 1936 г. в д. Новопокровка Сосновского района Тамбовской области в семье колхозника. Русский. Трудовую деятельность начал скотником-пастухом и плотником в колхозе «Победа» Сосновского района Тамбовской области. В 1958-1962 гг. работал сотрудником, заведующим отделом писем, ответственным секретарем, заместителем редактора районной газеты «За урожай» Тамбовской области. Состоял в КПСС до августа 1991 г. В 1962-1963 гг. был инструктором Ламского райкома КПСС. В 1963-1964 гг. — заместитель главного редактора сосновской районной газеты «Ленинская правда». После окончания в 1964 г. Плодоовощного института имени И.В.Мичурина работал старшим агрономом Староюрьевского производственного колхозно-совхозного управления Тамбовской области, избирался секретарем парткома совхоза «Новоюрьевский» Староюрьевского района. Закончил также заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС. В 1965-1968 гг. — редактор староюрьевской районной газеты «Звезда». В 1968 г. избран секретарем, а затем вторым секретарем Ржаксинского райкома КПСС. С 1970 г. первый секретарь Уметского райкома КПСС Тамбовской области. С 1973 г. — заведующий отделом организационно-партийной работы, с 1975 г. секретарь, а с 1983 г. — второй секретарь Тамбовского райкома КПСС. В 1981- 1982 гг. работал в Афганистане. С 1984 г. — первый секретарь Липецкого обкома КПСС. Член ЦК КПСС с 1986 г. На сентябрьском (1989 г.) Пленуме ЦК КПСС избран секретарем ЦК КПСС. На этой должности оставался до избрания народным депутатом России. Делегат XXVIII съезда и XIX Всесоюзной партийной конференции. Народный депутат СССР от Лебедянского территориального избирательного округа Липецкой области. Награжден орденами и медалями. Трудовыми коллективами ПО «Липецкстройиндустрия», Чаплыгинского завода агрегатов, совхозов «Луч» и «Маевка» Елецкого района, а также пленумом Липецкого горкома КПСС был выдвинут кандидатом в народные депутаты РСФСР по Липецкому национально-территориальному округу №53. В предвыборной программе выступал за социально-экономическое возрождение России, за многоукладность, планово-рыночные отношения, за обретение Российской Федерацией подлинной самостоятельности со всеми атрибутами суверенного государства. Высказывался в пользу создания Российской академии наук и российских средств массовой информации. Победу на выборах одержал в первом туре, набрав 65,6% голосов избирателей. Основным соперником на выборах был А.В.Райков Член Совета Национальностей Верховного Совета РФ, членом ВС РФ был избран на 1-м Съезде народных депутатов РСФСР («за» — 630 голосов, «против» — 293). Член Комиссии Совета Национальностей ВС по вопросам социального и экономического развития республик в составе РФ, автономной области, автономных округов и малочисленных народов. Входил во фракцию «Отчизна».

Женат, имеет сына, сейчас постоянно проживает в г.Москве.

 

Виктор Васильевич ДОНСКИХ (1989-1991)

На место Манаенкова пришел Виктор Васильевич Донских. Это человек достаточно опытный, мягкий, прошедший, как и Павлов, путь от «простых людей» до председателя облисполкома, а затем первого секретаря обкома. Область он возглавлял с 1989 по 1991 год. Донских — человек «павловской» школы, из руководителей, которые сочетают хозяйскую сметку со знанием людей. Более того, у Донских были огромные связи во всех слоях области, особенно с элитой. В любом обществе, включая и липецкое, существуют группы людей — профессиональные, хозяйственные, которые оказывают большое влияние на развитие региона. Донских был из той группы, людей которая превалировала в области с 50—60-х гг. При Манаенкове влияние этой группы было приглушено - Манаенков выровнял всех. При нем не было фаворитов (этот лозунг, кстати, сейчас пытается использовать Королев). Донских был человеком клана, он прощал чиновникам и руководителям предприятий серьезные проступки; мог наказать, но почти никогда не лишал поста кого-то из  «своих» людей. Когда в 1991 году начался процесс развала плановой экономики, он сумел удержать обвал.

Биографическая справка:

ДОНСКИХ Виктор Васильевич родился в 1935 г., русский. Член КПСС с 1960 г. Образование высшее, окончил Воронежский сельскохозяйственный институт. Трудовой путь начал в 1958 г. старшим инженером, затем — главный инженер, директор Островской ремонтно-технической станции Становлянского района. С 1961 г. — управляющий Волынским районным отделением, а затем Задонским территориальным объединением «Сельхозтехника» Липецкой области. С 1965 г. — начальник Хлевенского районного производственного управления сельским хозяйством. С 1966 г. — заместитель председателя, председатель Добринского райисполкома. С 1970 г. — 1-й секретарь Добринского РК КПСС, с 1978 г. — секретарь Липецкого обкома КПСС, с 1980 г. — председатель Липецкого облисполкома. С сентября 1989 г. по 14 августа 1991 г. — 1-й секретарь Липецкого обкома КПСС и КП РСФСР. Депутат ВС РСФСР ряда созывов. Герой Социалистического Труда. Избирался делегатом XXV. XXVI, XXVII съездов КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС. Председатель Липецкого областного Совета народных депутатов (с апреля 1990 г. до 24 августа 1991 г.). Народный депутат РСФСР от Липецкой области по Долгоруковскому территориальному избирательному округу №500. В период 19-21 августа 1991 г. был председателем комиссии по реализации чрезвычайных мер во исполнение распоряжений ГКЧП. После августа 1991 г. — генеральный директор АО «Сенцово-агропромснаб». В феврале 1992 г. отказался баллотироваться в Малый совет облсовета. В 1994 г. баллотировался на местных выборах в Липецкое областное собрание, но проиграл А.Фурцеву. С 1995 г. — генеральный директор АООТ «Липецкснабсбытсервис».

Женат, имеет сына и дочь.

 

Геннадий Васильевич КУПЦОВ (23.10.1991 — 23.12.1992)

Люди, подобные Геннадию Купцову, называли себя демократами. В переходное время предпочтительней было бы, по мнению нынешних руководителей региона, если бы на этом месте оказался опытный функционер. Но пришел совсем другой человек. Конечно, он что-то делал. Что-то пытался, есть целый набор решений, которые сыграли положительную роль. Но даже его незнание терминологии управленцев вызывало у его подчиненных смех. Как утверждают, при всех своих человеческих достоинствах, он не обладал самым необходимым: он не был профессионалом в части хозяйствования и экономического управления, и потому его уход был вполне закономерен.

Г.В.Купцов крайне неудачно действовал как с тактической, так и стратегической точки зрения. За период пребывания у власти он настроил против себя основную часть липецкой элиты. Не находил он поддержки даже у своих коллег по демократическому лагерю. Вот что говорил о нем в своем интервью председатель областного комитета российских реформ В.Н.Бетенеков: «С самого начала Купцов повел линию на противостояние с облсоветом, хотя там помимо бывшей партноменклатуры было немало трезвомысляших людей. Но это еще не вся беда. Геннадии Васильевич по сути дела оттолкнул от себя и своих соратников по демократическому движению и остался один. К сожалению, не выдержал он и испытания властью. Проявил личную нескромность в приобретении автомобиля, показав тем самым «достойный» пример своим подчиненным. Это, так сказать, субъективные причины, есть и объективные: Купцов проводил в жизнь реформы порой без учета интересов населения, а потому противоборствующей стороне было нетрудно его убрать».

Купцов был неудобен и бывшей хозяйственно-партийной элите. Так, например, в конце 1992 г он вступил в конфликт с влиятельным мэром г.Липецка Савенковым, пытаясь привлечь его к ответственности в связи с «низкой транспортной дисциплиной в городе».

Г.В.Купцов был снят с должности главы Липецкой администрации указом Президента РФ от 23 декабря 1992 г. Впоследствии Купцов подал в суд на Президента РФ, требуя восстановления в должности главы администрации. И.о. главы администрации области стал заместитель Купцова В.В.Зайцев, а на апрель 1993 г. были назначены выборы губернатора.

Биографическая справка:

КУПЦОВ Геннадий Васильевич родился в 1940 году в с.Скачиха Ртищевского района Саратовской области. В 1957 г. окончил среднюю школу в г.Баку и поступил учеником плотника на строительство Сумгаитской ТЭЦ, где в течение года ему был присвоен 4-й разряд В 1958 г. поступил в Ленинградский металлургический техникум. После его окончания работал, с 1961 по 1964 г., на Новолипецком металлургическом заводе подручным сталевара, контролером ОТК, а затем старшим инженером отдела техники безопасности и промсанитарии. С 1962 по 1968 г. обучался в Московском институте стали и сплавов. После его окончания с отличием в аспирантуре этого института защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук. С 1972 г. работал в Липецком политехническом институте ассистентом, старшим преподавателем, затем доцентом кафедры металлургии черных металлов. Имеет 46 научных трудов. Народный депутат Липецкого областного Совета народных депутатов от округа №45, был координатором группы «Демократическая Россия» 23 октября 1991 г. назначен Главой администрации Липецкой области Указом Президента РСФСР.

Женат, имеет сына.

Михаил Тихонович НАРОЛИН (11.04 1993 — 12.04.98)

На выборах главы администрации области 11 апреля 1993 г. победу одержал М.Наролин. Впоследствии Г.Купцов и его сторонники предприняли попытки опротестовать результаты выборов, назвав их «сфальсифицированными». Областной суд частично удовлетворил иск, признав недействительными 6,5 тысяч бюллетеней, но в целом выборы были признаны состоявшимися. Дальнейшие попытки опротестовать решение Липецкого облсуда в Верховном Суде РФ к успеху не привели — Наролин стал полноправным губернатором.

Михаил Наролин - человек с очень сильным и колоритным характером. Твердость у него сочеталась с большим человеческим обаянием. Он любит жизнь и умеет хорошо пользоваться всеми ее возможностями. Если Манаенкова можно назвать «андроповцем», Павлова — отнести к команде Брежнева, Купцова — к таким деятелям, как Глеб Якунин и Лев Пономареву, то Наролина, с его хорошей управленческой школой, большими организаторскими способностями в условиях вседозволенности и свободы — к команде Черномырдина. К сожалению, он возглавил область, когда по возрасту был уже «на излете». Наролин был заместителем председателя облисполкома при Павлове, при Донских, при Манаенкове, был заместителем главы администрации при Купцове. Всю жизнь он проработал на вторых ролях и только перед пенсией оказался первым. Этот фактор сыграл с Михаилом Тихоновичем злую шутку. Как опытный хозяйственник и человек в правящих кругах области не новый, он обладал мощными ресурсами и очень много сделал для региона. Он прошел все этапы советской лестницы и каждой из них несомненно проявил себя эффективным руководителем. Он оказался «первым лицом», когда исчезли коммунистические вериги, сковывавшие местную инициативу, но появилась вседозволенность. Возникла возможность брать кредиты, широко их тратить. Михаил Тихонович быстро «забронзовел». Он вдруг получил возможность принимать любое решение, оплачивать его за счет займов и т.п. и реализовывать. Возникло ощущение, что он все может. При его администрации у бюджета области накопилось долгов на сумму около 1 млрд. рублей «новыми».

Еще в 1995 г. Черномырдин изрек сакраментальную фразу: «Государство должно вести свою финансовую политику не хуже всяких МММ». Эта живущая в долг система в масштабах страны пришла нас к краху 17 августа 1998 года. К такому краху двигалась и область при Наролине. Наролин выглядел «богатым хозяином». До сих нынешнюю администрацию О.Королева удивляют люди, которые приходят, и ставят задачу по решению той или иной проблемы, которая требует очень больших затрат, и говорят: ваши предшественники это делали, почему вы не делаете. Регион, конечно, мог бы еще год или два жить в долг, но после все бы обрушилось.

Биографическая справка:

НАРОЛИН Михаил Тихонович родился в 1933 г. в с.Перловка Семилукского района Воронежской области в крестьянской семье. По национальности — русский. Состоял членом КПСС до августа 1991 г. Трудовую деятельность начал в 1957 г. после окончания Воронежского сельскохозяйственного института инженером по сельскохозяйственным машинам Васильевской МТС Воловского района Липецкой области. Через 2 года был назначен главным инженером по техническому надзору Воловской ремонтно-технической станции, с 1960 г. — директор ремонтно-технической станции. С 1961 по 1962 г. возглавлял Воловское районное объединение «Сельхозтехника», затем был назначен заместителем председателя Липецкого областного объединения «Сельхозтехника» по ремонту и эксплуатации техники. С 1965 г работал заместителем начальника областного управления сельского хозяйства, с 1969 г. — начальником отдела мелиорации и водного хозяйства Липецкого облисполкома. С 1975 по 1980 г. возглавлял областное управление сельского хозяйства, в июне 1980 г. был избран заместителем, а в декабре 1980 г. — первым заместителем председателя облисполкома Во время первых президентских выборов в июне 1991 г являлся доверенным лицом Н.И.Рыжкова. В августе 1991 г. входил в областную чрезвычайную комиссию по чрезвычайному положению, созданную во исполнение решений ГКЧП. Имеет государственные награды.

В ноябре 1991 г. был назначен первым заместителем главы администрации области, занимался капитальными вложениями, работой жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и других отраслей жизнеобеспечения В марте 1993 г. трудовыми коллективами Елецкой опытной станции по картофелю, Липецкого трубного завода, мясокомбината «Липецкий», АООТ «Галантерейщик» и др. (всего на 76 собраниях) был выдвинут кандидатом на пост главы администрации области. Избран 11 апреля 1993 г. В период избрания выступал за выборы глав администраций, считал, что это единственный путь к демократии. Он говорил, что в результате проведения радикальной экономической реформы страна оказалась отброшенной на десятилетия назад; что в правительстве находятся люди, не готовые к проведению реформ — лишь теоретики, а не практики, не выработавшие стратегии преобразований; что «шоковая терапия» была ошибочной, последующее регулирование цен также не было доведено до конца Выступал с критикой обвальной приватизации и ваучеризации страны, очень быстрых темпов реформ. Выступал за переориентацию производства на выпуск товаров повседневного спроса, государственную помощь предприятиям, финансовые, кредитные и налоговые льготы, создание новых рабочих мест на освобождающихся площадях. Он выступал против приоритетного развития фермерского земледелия, против коммерциализации торговли. На выборах 12 декабря 1993 г. баллотировался в Совет Федерации. В 1995 г. входил в состав Совета НДР.

Сейчас постоянно проживает в областном центре. Является почетным гражданином Липецка.

 

Олег Петрович КОРОЛЕВ (12.04.98 — ...)

Нынешний глава администрации области еще в полной мере как губернатор не раскрылся. Его главные достоинства и недостатки пока неочевидны. Это человек новой школы. Это человек, период формирования которого проходил в разных условиях. Это объемное многопространственное, «мозаичное» восприятие жизни, возможно, сказывается и в его подходах в решении той или иной проблемы. Его на выборах поддержали все партии и движения, совершенно разные слои населения. Он выходец из крестьянской семьи, работал в нескольких районах, закончил партийную школу, но, вместе с тем, в 91-93-е гг. он оказался одним из лидеров области на волне демократического движения. У Королева нет такой «жесткой хватки», как у Наролина, но иногда такая хватка необходима для администратора. Королев - деликатный, интеллигентный человек, он никогда не кричит на подчиненных, не стучит по столу, не топает ногами. Основную свою задачу как главы областной администрации Королев видит в том, по его словам, чтобы помочь людям пережить этот период. Все свои начинания он пытается показывать в виде социально ориентированных.

После прихода в администрацию Королев попал в достаточно сложную ситуацию: у области около миллиарда долгов, каждую неделю кто-то из кредиторов приезжает и требует вернуть деньги, вплоть до угрозы подать в суд или заблокировать счет. Многие избиратели сейчас высказывают претензии к Королеву: обещал остановить цены, а они растут, обещал что-то еще, а выполняется медленно.

Биографическая справка:

КОРОЛЕВ Олег Петрович родился в 1952 г. в г.Тербуны Липецкой области. По образованию — инженер. Окончил Саратовский сельскохозяйственный институт и Ростовскую ВПШ. Начинал трудовую деятельность в тербунском лесхозе, был инженером охраны и защиты леса, лесничим Долгоруковского лесничества Тербунского лесхоза. Далее работал инструктором Долгоруковского РК КПСС, заместителем председателя — секретарем партбюро колхоза «Путь к коммунизму» Долгоруковского района. В 1981-1985 гг. — председатель колхоза «Память Ильича» Долгоруковского района, с 1985 г. — 2-й секретарь Долгоруковского РК КПСС, с 1987 г. — первый секретарь Добринского райкома КПСС и председатель районного Совета, член президиума Липецкого областного Совета, после августа 1991 г. — генеральный директор объединения «Липецкводмелиорация», председатель постоянной комиссии облсовета по сельскому хозяйству и продовольствию. Председатель Липецкого областного Совета (5 мая 1992 — ноябрь 1993). Во время сентябрьско-октябрьского противостояния выступал активным сторонником Р.Хасбулатова, известен поддержкой идеи всевластия советов. По его инициативе из аппарата облсовета были выведены сторонники президента и либеральных реформ, на их место пришли бывшие работники партийных комитетов. На выборах 12 декабря 1993 г. был избран членом Совета Федерации от Липецкой области. На местных выборах в марте 1994 г. избран членом Липецкого областного собрания, а затем и его председателем. Противники обвиняют его в попытках подчинить себе исполнительную власть в области, хозяйственных руководителей, руководителей УВД и ФСК. Женат, имеет двоих детей. В январе 1996 г. избран заместителем председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ. На этой должности О.П.Королев остался после избрания главой администрации Липецкой области.

1.2.       Текущая деятельность властных структур

1.2.1.      Бюджетный процесс

Принятие областного бюджета на 1999 г. сильно затягивается. Подобная медлительность трудно объяснима, если учесть то факт, что Липецкая область не является дотируемым из федерального бюджета. Поэтому областная администрация и областное Собрание депутатов не стоило ожидать принятия федерального бюджета с определением размеров трансфертов.

Глава администрации области Олег Королев на состоявшемся в конце декабря заседании областного административного совета назвал бюджет-99 чрезвычайным. Помимо членов совета, в обсуждении участвовали главы администраций, председатели Советов депутатов городов и районов. Рассматривались проекты программы социально-экономического развития области и областного бюджета на 1999 год. Предваряя заседание, глава сообщил, что исполнительная власть разрабатывала бюджет в тесном контакте с депутатским корпусом, это — плод коллективного творчества. Тем не менее ни одно из положений бюджета не является бесспорным, и Королев призвал собравшихся акцентировать свое внимание на «больных» вопросах.

Сам же бюджет представлял начальник управления финансов администрации области Вячеслав Щеглеватых. Он охарактеризовал его как «крайне сложный». По большому счету, это даже не бюджет, а «система чрезвычайных мер, направленных на выживание и сохранение населения». Как заявил докладчик, основной задачей при формировании бюджета области на 1999 год являлось приведение расходной части бюджета в соответствие с реальными доходами. А они, эти доходы, в силу падения объемов производства сокращаются, словно шагреневая кожа. Собираемость налогов ухудшается. Бюджетная недоимка увеличилась в два раза и составляет 344 млн. рублей, в 1,7 раза возрос объем задолженности по зарплате, просроченные дебиторская и кредиторская задолженности подросли соответственно на 30 и 50%. Достаточно сказать, что объем кредиторской задолженности равен нескольким областным бюджетам.

На сельскохозяйственные нужды планируется направить свыше 224 млн. рублей, которые пойдут на формирование регионального продовольственного фонда, поддержку государственных унитарных предприятий, проведение земельно-кадастровых работ и т.д. Предприятиям АПК предоставлена также отсрочка задолженности по платежам в бюджеты всех уровней.

Несмотря на крайнюю жесткость бюджета, 31% всех его расходов (против 30,2% в истекшем году) предполагается направить на социально-культурную сферу, заметно увеличатся и субвенции районам. В бюджете 1999 года в полном объеме учтены расходы на заработную плату работникам бюджетных учреждений с отчислениями во внебюджетные фонды, а также расходы на выплату стипендий учащимся среднеспециальных учебных заведений.

В 1999 году планируется дальнейшая выплата детских пособии продовольственными и промышленными товарами, а также применение других форм безденежного зачета в счет выплаты детских пособий. На реализацию льгот населению по закону «О ветеранах» предполагается направить 140 млн. рублей. За счет средств бюджетов районов и городов будут предоставляться льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг, осуществляться бесплатное и льготное обеспечение медикаментами.

Закончил свое выступление В. Щеглеватых тем, что предложил на рассмотрение собравшимся бюджет будущего года по доходам в сумме 1715 млн. рублей, по расходам в сумме 1807 млн. рублей, с превышением расходов над доходами (дефицитом) в 92 млн. рублей.

В ходе обсуждения документа О.Королев акцентировал внимание участников заседания на одном из предложений, прозвучавших в докладе. Касалось оно увеличения доли платежей населения в общем объеме затрат на жилищно-коммунальные нужды с 40% до 60, при этом доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальные услуги сохранялась на уровне 10% от совокупного дохода семьи. Обсуждение показало, что это предложение пока нецелесообразно, поскольку реального роста доходов людей не произошло, а, напротив, наблюдается резкий рост стоимости жизни. Как показывает практика других регионов, где пошли по этому пути, жилищно-коммунальное хозяйство не может собрать даже полностью сумм по тем тарифам, что действуют сейчас: люди просто-напросто не платят. По мнению Королева, воспользоваться этим предложением возможно будет тогда, когда существенно повысится жизненный уровень населения.

В обсуждении проекта бюджета также приняли участие руководители областных служб и ведомств. Итоги заседания подвел О.Королев. Он подчеркнул, что главное действие в бюджете не деление, а умножение его доходной части. Глава областной администрации обратился к собравшимся с призывом: усилить контроль за мобилизацией бюджетных средств [[2]].

С 21 января бюджетный законопроект стали активно изучать депутаты областного Совета. Свое слово уже сказали члены двух комитетов парламента: по работе с депутатами и вопросам местного самоуправления и по науке, образованию, культуре, делам семьи и молодежи, физкультуре и спорту. На обоих заседаниях обсуждение проекта бюджета-99 проходило нервно. Это при том, что в разработке документа принимали участие сами народные избранники.

Сложившаяся ситуация с финансовыми поступлениями значительно ограничивает возможности для маневра. Вот несколько цифр, о которых депутатам поочередно докладывали специалисты областного финуправления и которые наиболее ярко характеризуют положение с бюджетом. По словам финансистов, для более-менее нормального функционирования всей бюджетной сферы региона требуется около 6 млрд. рублей. Даже для формирования так называемого минимального бюджета (расходы на зарплату, начисление на нее, обеспечение защищенных статей и т.д.) необходимо собрать налогов и прочих поступлений в доходную часть порядка 4,3 млрд. рублей. Согласно прогнозам же в 1999 году областная казна сможет получить порядка 2,6 млрд., и то при благоприятном стечении обстоятельств. Насколько же эти обстоятельства благоприятны, говорит другая цифра. В минувшем году поступления в областной бюджет составили 2,3 млрд. рублей, или 72% к прошлогоднему бюджету [[3]].

К концу заседания депутаты утвердились во мнении, что затяжка с принятием бюджета принесет области больше вреда, нежели его утверждение в нынешнем виде, не устраивающем по многим позициям. Депутаты решили еще поработать над проектом закона «О областном бюджете на 1999 год», а посему администрации документ был возвращен, консультации по нему и согласования будут продолжены. Такое решение по бюджету повлекло за собой и необходимость корректировки проекта Программы социально-экономического развития Липецкой области на 1999 год, также представленной на рассмотрение в Совет. Парламентарии пришли к выводу что оба документа должны быть тесно увязаны друг с другом. Затем проект бюджета был обсужден на заседаниях еще двух комитетов облсовета.

1.2.2.      Кадровая политика и назначения

Все вакантные должности на государственной службе в Липецкой области отныне будут занимать специалисты, прошедшие конкурсный отбор и оценку специальной комиссии. Такое распоряжение издал глава областной администрации Олег Королев. В состав конкурсной комиссии вошли все заместители главы администрации, а возглавил ее первый заместитель губернатора Петр Горлов. Новая кадровая политика должна послужить укреплению кадрового состава государственных служб [[4]].

В областной администрации в январе произошли некоторые изменения. Дашков Н.П. был назначен начальником управления архитектуры и строительства администрации области.

Биографическая справка:

Дашков Николай Петрович родился 1949 году. Образование — высшее, окончил Воронежский инженерно-строительный институт по специальности «инженер промышленного и гражданского строительства». Уроженец села Куймань Лебедянского района. Начинал трудовой путь в 1966 году токарем на Липецком механическом заводе. Работал монтажником, мастером-строителем, прорабом, старшим прорабом в строительных организациях города Липецка. С 1979 по 1982 гг. — главный инженер СУ-7 треста «Промстрой». В 1982 году назначен начальником ССМУ-52 треста «Спецфунда-менттяжстрой», а в 1992 году — генеральным директором мобильного акционерного общества открытого типа «Спецфун-даментстрой». Принимал участие в строительстве таких важных народно-хозяйственных объектов, как Магнитогорский и Староос-кольский металлургический комбинаты, Уренгойские газокомпрессорные станции, Добринский сахарный завод, ККЦ-1, «Стан-2000», цех холодного проката и доменная печь №6 Новолипецкого металлургического комбината. Работал по чернобыльской программе в Брянской области, восстанавливал пострадавший от землетрясения Ленинакан, участвовал в строительстве города Славутич. В 1995 году принимал участие в строительно-восстановительных работах в Грозном. Дашков Н.П. в 1970 году награжден юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина». Последнее место работы перед назначением — генеральный директор мобильного акционерного общества открытого типа «Спецфундаментстрой» [[5]].

1.3.       Выборы

1.3.1.      Довыборы в областной Совет

В связи с оттоком депутатов областного Советов депутатов в областную администрацию, о чем мы писали в наших предыдущих обзорах, в области проходит ряд локальных предвыборных кампаний. В них услуживает внимания несколько сюжетов.

14 января стало известно имя еще одного претендента на освободившееся депутатское место по 13 избирательному округу облсовета. О своем намерении принять участие в дополнительных выборах заявил глава администрации Липецка Александр Коробейников. Его выдвинуло кандидатом в депутаты облсовета собрание избирателей средней школы №10, которая располагается в поселке тракторостроителей. Таким образом, мэр попытается, и это скорее всего ему удастся, увеличить свой властный капитал.

По 13 округу от Липецкой областной организацией РКРП выдвинута Валентина Пересып-кина, рабочая УЖКХ №4, а группой избирателей — частный предприниматель Виктор Крыса-нов. Самовыдвижением воспользовался Николай Рыков, мастер ПТУ №23. Все претенденты приступили к сбору подписей избирателей в свою поддержку [[6]].

Несколько скандальный характер выборам придал «накат» одного из претендентов, желающих занять освободившиеся места представительной власти области. 18 января 1999 года в утреннем радиоэфире ГТРК «Липецк» прозвучало предвыборное выступление кандидата в депутаты Липецкого облсовета, начальника управления внутреннего аудита АО «НЛМК» А.А.Соколова. Он интерпретировал на свой лад высказывания прокурора области. «В недавнем телевизионном выступлении прокурора области Комракова, — утверждает Соколов, — он официально признал, что за прошлый год 30 млн. бюджетных средств были использованы не по назначению. То есть попросту украдены у нас с вами. У села, у школ, у больниц, у стариков... [[7]]» Областная администрация моментально отреагировала, назвав данное утверждение Соколова откровенной неправдой и заявив, что А.Соколов попросту передергивает и искажает факты в своих популистских предвыборных целях. В областной печати появилось интервью главы областной администрации, в котором он рассказал, что после того как он получил информацию об обвинениях в растратах, то «не поленившись, набрал телефон областного прокурора, на которого ссылался в своем интервью кандидат». Прокурор, по рассказу Королева, не называл ни каких цифр, а «приводя примеры, имел в виду ошибки прошлых лет, деятельность предыдущей администрации». Глава назвал все случившееся досадным недоразумением, которое вряд ли добавит популярности кандидату [[8]].

24 января состоялись дополнительные выборы депутатов в областной Совет по 21 и 24 округам. По данным областной избирательной комиссии, они прошли при достаточно высокой активности избирателей. По сообщениям облизбиркома, по предварительной информации в 21 округе в голосовании приняло участие 47,4% избирателей, внесенных в списки, а в 24-м — более половины.

Результаты таковы: хлевенцы и часть населения Задонского района отдали предпочтение главе администрации Хлевенского района Михаилу Лисову, который набрал 69,3% голосов. Другие кандидаты — новолипчанин Александр Соколов и Елена Перцева из СХПК «Победа» набрали соответственно 22,3 и 2,2%. В 24-м округе долгоруковцы и часть тербунцев отдали голоса за директора Долгоруковской средней школы Светлану Антонову (86,4%). Валентина Панарина, специалист Долгоруковской администрации, набрала немногим более 9% голосов избирателей.

1.3.2.      „Довыборы в горсовет Липецка

В Липецке проходят довыборы в горсовет. В десятом округе Липецкого горсовета баллотируются Игорь Подколзин, директор детского клуба «Хапкидо», а в тринадцатом — Николай Гришин, помощник конкурсного управляющего ООО «Энергоремстрой», Валентин Хаустов, заместитель главного инженера по экологии АО «НЛМК», и Александр Шиндяпин, штукатур-маляр АО «Сатурн». Все они самостоятельно выдвинули свои кандидатуры. В этом же округе группа избирателей выдвинула Александра Насонова, главного врача горполиклиники №4, а Героя Советского Союза военнослужащего Юрия Чурилова поддержала городская организация КПРФ.

1.4.       Политические партии и общественные организации

1.4.1.      Профсоюзы

В конце декабря ушедшего года состоялась XIX внеочередная областная профсоюзная конференция с единственным вопросом повестки дня: об объявлении забастовки работников образования. Первый раз у школьных педагогов терпение лопнуло в самом начале учебного года. 15 сентября ряд педколлективов области принял участие во всероссийской акции протеста работников образования. Во второй раз, 11 ноября, учителя 141 школы провели часовую акцию протеста, в некоторых была приостановлена работа [[9]]. Задолженность по зарплате и компенсации за методическую литературу по-прежнему оставалась значительной. Поэтому на декабрьской профсоюзной конференции работников образования области большинством голосов было принято решение объявить с 11 января трехдневную забастовку. Однако забастовка не состоялась, занятия в школах не прекращались. Областной администрации удалось изыскать средства на предупреждение акции, погасить часть долга учителям.

1.4.2.      ОМЛД «Лебедь»

В Липецке начало действовать региональное отделение Общероссийского молодежного политического общественного движения «Лебедь» (ОМЛД). На сегодняшний день в его рядах насчитывается около 40 человек. Штаб-квартира отделения, зарегистрированного в декабре прошлого года, разместилась в доме №5 на пл. Карла Маркса. В заявлении, распространенном на днях Липецким отделением ОМЛД, в частности, говорится: «Мы убеждены, что именно Александр Лебедь, его идеология здравого смысла, миротворческая деятельность и человеческая позиция гарантируют возрождение России» [[10]].

1.4.3.      «РУСО»

В начале января в Липецкой области была зарегистрирована общественно-политическая организация «Общество российских ученых социалистической ориентации» (РУСО). Основные направления ее деятельности — разработка актуальных проблем российской государственности. теории социализма, защита социалистических идеалов и убеждений, прав ученых и инженерно-технических работников. Возглавляет областное общество РУСО Николай Юров, он же является членом Центрального совета РУСО [[11]].

2.    Экономика

2.1.       Налоговые нарушения

Основательно подорвать позиции теневого сектора экономики намерены в ближайшее время работники управления Федеральной службы налоговой полиции по Липецкой области. Об этом СМИ на пресс-конференции сообщил начальник УФСНП Сергей Мещеряков. По его словам, только в прошлом году липецкие налоговые полицейские выявили 111 налоговых преступлений и правонарушений, благодаря чему в бюджеты всех уровней реально поступило почти 50 млн. рублей. Еще 78 млн. получено в результате продажи арестованного имущества предприятий-должников и изъятия у них денежной наличности.

Только за несколько последних месяцев выявлено свыше десятка подобных правонарушений на предприятиях промышленности, строительства, оптово-розничной торговли. Приводилось несколько примеров. Так, в ТОО «Гина» составлялись фиктивные договоры на выполнение строительных работ и обналичивались средства через различные московские компании. Аналогичные схемы применяли и руководители ТОО «Ремстрой», ТОО «Каркас», АОЗТ «Теремок». Причем речь здесь идет о довольно крупных суммах. Сейчас против руководителей названных фирм возбуждены уголовные дела, а всего в производстве следственного подразделения управления находятся 56 уголовных дел. Несколько из них уже рассмотрены судами, вынесены обвинительные приговоры.

В зоне пристального внимания налоговых органов находятся и частные предприниматели, занимающиеся крупной оптовой и розничной торговлей. И здесь «неучтенка» достигает огромных размеров, и криминала тоже предостаточно. Совсем недавно Советский суд города Липецка приговорил частного предпринимателя В.Кузнецова за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах к лишению свободы сроком на шесть месяцев. Сейчас ведется расследование в отношении еще нескольких крупных предпринимателей. «Хочу еще раз подчеркнуть, что настроены мы решительно, — сказал в заключение Сергей Мещеряков. — Налоговая полиция будет и впредь ужесточать борьбу с налоговыми преступлениями» [[12]].

2.2.       НЛМК

В конце декабря с аукциона был продан последний, находившийся в федеральной собственности, пакет акций, составлявший 14,8% уставного капитала акционерного общества. Обладателем его стало ЗАО «Ренессанс Секьюритис».

Но, как оказалось, этот передел собственности не стал последним в череде таковых, сотрясавших комбинат в последние годы. Как и следовало ожидать, возникли вопросы, касающиеся чековой приватизации, проведенной ранее. В частности, арбитражный суд Липецкой области не дал окончательного ответа, насколько правомерным было приобретение АОЗТ «КС Ферст Бостон» 17,29% акций комбината на специализированном чековом аукционе 22 апреля 1994 года. Тогда этой компании удалось приобрести 1035000 акций номиналом 1000 рублей по цене 435 рублей за акцию. При этом, как утверждает выступающая истцом прокуратура Липецкой области, были допущены грубые нарушения ряда законов РФ. И хотя арбитражный суд области отказал в свое время в удовлетворении исковых требований, Федеральный арбитражный суд Центрального округа Брянска усмотрел в деле факты, требующие тщательного судебного разбирательства. Иск прокуратуры вновь находится на рассмотрении Липецкого арбитражного суда. Какое решение примут судьи на этот раз?

Что касается прокуратуры, она настаивает на признании недействительным протокола чекового аукциона в части приобретения 1035000 акций АО «НЛМК» компанией «КС Ферст Бостон» и возврате государству всего, полученного ею по этой сделке[13].

Время покажет, как будут развиваться события. Возможно, вновь разгорающиеся страсти вокруг НЛМК станут своеобразным индикатором того, насколько необратима или, напротив, требует серьезного пересмотра приватизация «по Чубайсу». Пока же остается лишь гадать, не окажется ли разбирательство по факту приобретения акций НЛМК компанией «КС Ферст Бостон» пробным шаром в масштабном пересмотре итогов продажи госсобственности, и чем подобные меры могут обернуться для предприятия, акционеров и экономики в целом?

2.3.       Банковская система

В Липецкой области после августовского финансового кризиса региональные банки попали в сложное положение. Как мы уже говорили в наших прошлых обзорах после августа 1998 г. устоял лишь «Автодорбанк», контрольный пакет которого выкупили администрация области и г.Липецка.

11 сентября прошлого года было принято решение о ликвидации коммерческого банка Липецка «Липецккомбанк». Событие это — логическое продолжение финансового кризиса после 17 августа. Перед ликвидационной комиссией, тем не менее, было два пути либо завершить деятельность банка, рассчитавшись с вкладчиками и кредиторами, либо оздоровить финансовую ситуацию и возобновить его работу. Задача не локального характера, поскольку для экономики области не безразлично — имеются ли у нас собственные банки или отсутствуют. «Липецккомбанк» относится ко второй группе банков в системе Центробанка России, как один из опорных в региональной сети банков страны.

Санацию (финансовое оздоровление) предполагалось осуществить за счет сокращения управленческих расходов, реализации части недвижимости и эффективной работы по взысканию задолженности по кредитам. Эта задача решена достаточно успешно. Если в начале деятельности ликвидационной комиссии кредиторская задолженность составляла 21,9 млн. рублей, то на сегодня она уже 12,9 млн. рублей [[14]].

В режиме ликвидации банк проработал более четырех месяцев. В результате предпринятых мер снята напряженность на внутреннем финансовом рынке, сокращены убытки, сохранен собственный капитал. Банк получил определенные перспективы развития. 98% акционеров этого банка проголосовали за прекращение работы ликвидационной комиссии и возобновление его деятельность. Произошло это событие в двадцатых числах на собрании акционеров «Липецккомбанка», проходившем в актовом зале санатория «Липецк». Выступившая с докладом генеральный директор «Липецккомбанка» Антонина Копаева отчиталась о проделанной ликвидкомиссией работе. «Липецккомбанк», пострадавший во время российского финансового кризиса на форвардных контрактах, в сентябре прошлого года принял решение о самоликвидации. Четыре последних месяца банк работал в этом режиме. Ликвидационная комиссия предпринимали попытки для аккумулирования денег на счете банка. Для этого «вытрясались» долги банку. Как сообщила Антонина Копаева, поисковая работа по возврату долгов была проведена настолько активно, что удалось взыскать, как казалось, совершенно безнадежные кредиты. Таким образом, на счете банка собралась солидная сумма, которая при варианте самоликвидации позволит рассчитаться с клиентами. Одновременно была проведена работа с клиентами — юридическими лицами, которым банк остался должен. Половина из них согласилась на годовую отсрочку по платежам. На отсрочку по платежам в бюджет пошла администрацию области. Учитывая последние два обстоятельства, у банка появился конкретный, экономически просчитанный шанс выжить. По оценкам экономистов, в первые полгода после возобновления работы банк должен выйти на обороты докризисного периода.

2.4.       Инвестиционные пðîåêòû

В соответствии с ранее заключенным протоколом о совместной деятельности по производству тракторов мощностью до 100 лошадиных сил в Липецке побывала рабочая группа двух предприятий финской фирмы «Валтра-Валмет» — тракторного и моторного завода «Дизель». Цель рабочей поездки — проработка технических, технологических и производственных возможностей машиностроительных предприятий области по производству дизельных двигателей. Наиболее вероятный партнер для реализации этой задачи — Липецкий завод пусковых двигателей, с руководством которого подписан протокол намерений. Одновременно продолжена работа по реализации протокола намерений фирмы с ЛТЗ по совместному изготовлению трактора. Сейчас ожидается поступление первой партии трансмиссий из Финляндии. Это позволит совместно с узлами и комплектующими завода приступить к изготовлению первых образцов совместного российско-финского трактора, отвечающего европейским стандартом.

2.5.       Фонд помощи предпринимателям

В Липецке начал работу фонд «Новый Союз». Эта организация является общественной, некоммерческой и ориентирована на оказание помощи предпринимателям в сфере малого бизнеса и вынужденным переселенцам, прибывшим из бывших республик СССР (статус переселенца необязателен) и имеющим опыт работы в бизнесе или желающим начать свое дело. Представители фонда дают бесплатные консультации, помогут составить бизнес-план, а также оказывают помощь в организации и развитии собственного бизнеса [[15]].

3.    Социальная сфера

3.1.       Долги по зарплате

Долги по зарплате в области стали сокращаться. 541,1 млн. рублей составила на 1 января 1999 г. просроченная задолженность по зарплате в Липецкой области, в том числе в производственных отраслях — 426,5 млн. рублей, в непроизводственной сфере — 114,6 млн. рублей. Вместе с тем, по сравнению с предыдущим месяцем прошлого года, она сократилась на 12%, сообщили в областном комитете Госстатистики. В декабре минувшего года значительно уменьшилась — на 20,7% — задолженность из-за отсутствия бюджетного финансирования и составила 106,6 млн. рублей. При этом весьма значительной (41% от общего объема) продолжает оставаться бюджетная задолженность по организациям народного образования [[16]].

3.2.       Безработица

Армия безработных в области растет. На 576 человек увеличилось в 1998 году число безработных в Липецкой области. По данным управления труда и занятости на 1 января с.г., их количество составило 6159, или 0,93% от числа трудоспособного населения. Больше всего незанятых людей зарегистрировано в городе Ельце — 1756 человек, что составляет 2,7% от числа трудоспособных. Меньше всего — в Долгоруковском районе— 15 человек, или 0,1% [[17]].

3.3.       Образование

На 9% возросло в текущем учебном году количество студентов в трех самостоятельных государственных высших учебных заведениях Липецкой области — Липецком техническом университете, Липецком и Елецком пединститутах. Их общее число составило 16,3 тыс. человек. Еще 2,9 тыс. молодых липчан обучаются в четырех негосударственных вузах. Несколько увеличилось также — на 3% — число учащихся и в средних специальных учебных заведениях, их посещают 17,5 тыс. человек. В 673 государственных школах области постигают азы науки 174,3 тыс. ребят. Действуют также 6 частных школ, в которых учатся 541 человек, сообщили в областном комитете госстатистики [[18]].

3.4.       Злоупотребления чиновников

12 января, во вторник в прокуратуре Липецкой области бывшему начальнику Становлянского РОВД В.Малютину было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий.

В постановлении следователя о привлечении Малютина в качестве обвиняемого говорится следующее. Обладая полномочиями, предоставленными ему государством, В.Малютин из соображений карьеризма, желая угодить руководству УВД области, а также из корыстной заинтересованности, которая выразилась в получении премий, материальной помощи им самим и сотрудниками Становлянского РОВД, материальном обеспечении РОВД из средств, полученных от «добровольных взносов'', вышел за пределы своих служебных полномочий. Своим сотрудникам он приказывал ставить граждан, осуществляющих различную торговлю, провозивших транзитные грузы по территории Становлянского района, а также граждан, совершавших административные правонарушения, в такие условия, что те были вынуждены против своей воли, чтобы не получить большего имущественного или морального вреда, вносить в кассу райотдела так называемые «добровольные взносы на развитие материально-технической базы РОВД». Тем самым Малютин создал систему незаконных поборов, в результате чего был причинен имущественный вред более 400 гражданам на сумму 502 541 рубль. Помимо этого он отдавал распоряжения задерживать автомашины с винно-водочной продукцией, следовавшие по территории района в другие регионы Российской Федерации, и незаконно, в нарушение КоАП и УПК, а также Конституции РФ, изымать груз и направлять его на промышленную переработку, чем также причинил гражданам и организациям имущественный вред в особо крупных размерах.

После ознакомления с постановлением следователя о привлечении в качестве обвиняемого по настоящему делу В.Малютин в ходе допроса признал свою вину частично. Теперь следствию предстоит дать правовую оценку действиям других должностных лиц Становлянского РОВД [[19]].



Источники

[1]. Деловой Липецк. — 1999. — 12-18 января.

[2]. Липецкая газета. — 1998. — 30 декабря.

[3]. Липецкая газета. — 1999. — 22 января.

[4]. Липецкая газета. — 1999. — 16 января.

[5]. Липецкая газета. — 1999. — 11 января.

[6]. Липецкая газета. — 1999. — 15 января

[7]. Де-факто. — 1999. — 22-25 января.

[8]. Липецкая газета. — 1999. — 22 января.

[9]. Де-факто. — 1999. — 6-11 января.

[10]. Де-факто. — 1999. — 19-21 января.

[11]. Липецкая газета. — 1999 — 11 января.

[12]. Липецкая газета. — 1999. — 5 января.

[13]. Липецкая газета. — 1998. — 30 декабря.

[14]. Липецкая газета. — 1999. — 26 января.

[15]. Де-факто. — 1999. — 19-21 января.

[16]. Липецкая газета. — 1999. — 22 января.

[17]. Липецкая газета. — 1999. — 23 января.

[18]. Липецкая газета. — 1999. — 16 января.

[19]. Де-факто. — 1999. — 15-19 января.

 

 

 

Политический мониторинг №1(84)