Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Ирина АБРАМОВА

Латвийская республика

в январе 1999 года

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Государственный бюджет

28 января латвийский Сейм в первом чтении принял закон о государственном бюджете на 1999 год и шесть проектов изменений в различных законах, связанных с бюджетом. За принятие документа проголосовали 56 парламентариев, против – 37. Поддержав бюджет, депутаты поддержали и изменения в ряде законов, предусматривающих увеличение доходной его части. «Спасение» госбюджета будет произведено за счет увеличения акцизного налога. Решено повысить акциз на драгоценные металлы и автомобили, ввести акциз на мазут, а также сократить на один миллион латов (примерно 2 млн. долларов США) финансирование Фонда культурного капитала, отменить компенсации инфляции в бюджете радио и телевидения, перенести на год создание арендных судов.

Поправки к закону об акцизном налоге предусматривают увеличение акциза на драгоценные металлы с действовавших 5% от цены реализации (для отечественных товаров) или таможенной стоимости (для импортных товаров) до 30%. В конце 1998 года Сейм сократил действовавшую на тот момент ставку акциза на драгметаллы с 30% до 5%. Теперь принято решение вернуться к прежней ставке. Согласно принятым поправкам, акцизный налог на автомобили будет зависеть от года выпуска автомашины и рабочего объема двигателя. Премьер Вилис Криштопанс считает, что принятые поправки позволят пополнить бюджет дополнительными поступлениями в размере 3 миллионов латов (около 6 млн. долларов США).

Правительство одобрило выделение 230 тыс. латов (около 460 тыс. долларов США) на съемки в 1999 году одного художественного фильма.

В бюджете 1999 года увеличена расходная часть для финансирования нужд Министерства обороны. В бюджете финансирование вооруженных сил Латвии стало одним из приоритетов. Министерство обороны намерено использовать дополнительное финансирование прежде всего на содержание личного состава вооруженных сил. На эти цели предусмотрено 57% всего оборонного бюджета. Почти третья часть бюджетных средств, как запланировано, будет потрачена на содержание оборонных структур, и еще 15% — на развитие вооруженных сил Латвии.

1.2.       Инфляция. Статистика

Центральное статистическое управление обнародовало данные об уровне инфляции за 1998 год. Как следует из отчета, показатели Латвии превзошли самые оптимистичные прогнозы. В 1998 году потребительские цены выросли всего на 2,8%, что является одним из самых низких показателей годовой инфляции во всей Центральной и Восточной Европе. По прогнозам статистиков, в нынешнем, 1999 году, годовой уровень инфляции не превысит 4%.

1.3.       Законодательство

1.3.1.      Устаревшие законы

По решению латвийского Сейма с 1999 года утратили силу все законы, действовавшие в Советской Латвии. По прогнозам юристов, это может привести к значительным осложнениям, поскольку во многих сферах жизни альтернативных законов еще нет. Наглядный пример тому — ситуация, сложившаяся в законодательстве об охране среды.

Во времена Латвийской ССР была создана Красная книга охраняемых и редких животных и определен список государственных заповедников. С 1 января 1999 года эти законодательные акты не действуют. Получается, что за убийство редкого животного или охоту на заповедной территории нарушителю по закону ничего не грозит.

Уже забили тревогу специалисты по охране среды, зоологи, орнитологи. Правда, сами охотники утверждают, что неписаный, но строгий охотничий этикет и без всякого закона запрещает им охотиться на редких животных. В серьезных охотничьих коллективах это действительно так, но зато для браконьеров открыто настоящее раздолье. Общество орнитологии направило письмо в Кабинет министров с требованием принять меры для выхода из создавшейся ситуации.

1.3.2.      Арендные суды

Со 2-го января в Латвии согласно принятому закону должны были приступить к работе Арендные суды. Однако из-за недостаточного финансирования реально их создание отложено на год, к тому же они начнут работать лишь в нескольких городах страны. Эти инстанции должны были быть введены как особая составная часть судебной системы в городах. В сельских регионах Латвии функции арендных судов будут возложены на волостные суды. Закон об Арендных судах Сейм принял в конце октября. По закону, в компетенцию этих судов будет входить рассмотрение споров по арендной плате, коммунальным услугам, вопросы, связанные с управлением жилыми домами.

2.    Социальная сфера

2.1.       Образование

2.1.1.      Проблемы учителей школ национальных меньшинств

Министерство образования и науки Латвии продемонстрировало свою озабоченность качеством преподавания латышского языка в школах национальных меньшинств (к этой категории школ относятся и русские школы.)

Министр образования и науки Янис Гайгал подчеркнул, что обучение латышскому языку детей, для которых этот язык является родным, и тех, для кого латышский язык будет первым иностранным языком, имеет совершенно разную методику, владеют которой лишь хорошо подготовленные специалисты.

Министр сообщил, что для того, чтобы привлечь к работе в школах с русским языком обучения квалифицированных педагогов, в следующем учебном году учителям латышского языка в русских школах будет повышена зарплата в полтора раза. В бюджете на 1999 год для этих целей предусмотрено 700 тысяч латов (около 1,5 млн. долларов США).

Сейчас в школах национальных меньшинств работает около 750 преподавателей латышского языка, однако для введения двуязычного метода обучения их требуется как минимум впятеро больше.

Зарплата будет повышена лишь у педагогов школ меньшинств. По расчетам Министерства финансов, инфляция в 1999 году составит 4,5%, из чего минфин сделало вывод, что реальные доходы работников образования будут меньше по сравнению с прошедшим годом.

Куда большей проблемой для педагогов школ нацменьшинств остается требование знания государственного языка на высшую категорию. По закону, учитель не может работать в школе, если он не сдал экзамен по госязыку и не имеет удостоверения, подтверждающего его знания.

Так, в ходе проведенных языковой инспекцией проверок в ряде школ г.Даугавпилса было констатировано, что некоторые учителя предъявили недействительные удостоверения на знание государственного языка. Было обнаружено около 20 фальшивых удостоверений, однако эта цифра, возможно, еще не окончательна, поскольку проверки были проведены не во всех школах. Теперь учителям с поддельными удостоверениями может грозить увольнение. Председатель школьной управы г.Даугавпилса Янис Дукшинскис считает, что нельзя с уверенностью утверждать, кто из педагогов купил удостоверение, а кому выдали фальшивку после окончания курсов в какой-либо из фирм.

Всего в Латвии на начало января не подтвердили свое знание латышского языка по высшей — третьей — категории чуть менее ста педагогов русских школ. Некоторым из русских преподавателей рабочая группа Министерства образования и науки разрешила продолжать работать в школах до конца учебного года. С некоторыми учителями трудовые соглашения расторгнуты.

2.1.2.      Преподавание государственного языка в латвийских школах

Преподавание латышского языка в школах нацменьшинств ведется на низком профессиональном уровне. Ни среди учащихся этих школ, ни в обществе представителей других национальностей не мотивируется освоение государственного языка. Подобные упреки в адрес правительства и Министерства образования и науки (МОН) были высказаны на 25-ой конференции латвийской интеллигенции.

Быстро добиться того, чтобы представители других национальностей были заинтересованы в изучении латышского языка, невозможно, поэтому к решению проблемы интеграции необходимо приступать в школе, считает руководитель Латвийской ассоциации поддержки школ с русским языком обучения Игорь Пименов. По его мнению, при формировании интегрированного общества наибольшее внимание следует уделять образованию молодого поколения представителей других национальностей. «К сожалению, во многих школах национальных меньшинств у учителей латышского языка очень низкий профессиональный уровень, поэтому педагогам необходима как новая учебная методика, так и соответствующие методу билингвистического образования учебники», — считает И.Пименов.

В концепции государственной программы «Интеграция общества в Латвии» отмечено, что школы с русским языком обучения, в которых учится 36% всех школьников, в большинстве случаев все еще не отвечают требованиям образования нацменьшинств.

Чтобы каждый выпускник 9-го класса такой школы освоил государственный язык как свой родной, необходимо разработать учебные программы по билингвистическому образованию, учебники, методику и подготовить учителей к работе по такому методу, признал министр образования и науки Янис Гайгал. Он назвал это главной задачей МОН в плане интеграции общества. В рамках Государственной программы освоения латышского языка методы и учебники билингвистического образования уже разрабатываются. На эти цели в проекте бюджета на 1999 год предусмотрен почти миллион латов (около 2 млн. долларов США). Около половины этой суммы необходимо для издания учебников, остальные деньги пойдут на увеличение зарплаты преподавателей латышского языка.

Специалисты социолингвистики считают, что пока процесс интеграции редуцируется только на освоение латышского языка. Они уверены, что результата не будет, пока не будет мотивации освоения языка.

Согласно опросу, проведенному среди населения, 32% представителей национальных меньшинств в качестве причины своего желания совершенствовать знания латышского языка указывают на то, что он необходим в быту. 25% считает, что знание языка необходимо для самосовершенствования.

2.2.       Здравоохранение. Распространение СПИДа

Статистики утверждают, что в Латвии сохраняется тенденция к быстрому распространению вируса иммунодефицита. По сообщению Центра профилактики СПИДа Министерства благосостояния Латвии, в декабре 1998 года было зарегистрировано более 30 новых случаев инфицирования. Резкое распространение инфекции наблюдается главным образом среди наркоманов, использующих внутривенное введение наркотиков. С 1987 года в Латвии зарегистрировано около 250 человек, инфицированных ВИЧ, из них 31 больны СПИДом. Восемь больных СПИДом уже умерли. По сравнению с предыдущим годом, в 1998-ом распространенность ВИЧ увеличилась более чем в семь раз.

2.3.       Социальные проблемы. Пикеты против «Латтелекома»

Совет по телекоммуникационным тарифам принял решение об изменении тарифов на услуги «Латтелекома». В результате этих изменений пользователи простых телефонов должны будут оплачивать значительно выросшие счета. Повышение цен на услуги «Латтелекома» произойдет 1 апреля, и это не будет первоапрельской шуткой.

Монополист латвийских телефонных сетей уже заслужил «в народе» недобрую славу. Связано это с высокими тарифами на его услуги. Согласно проведенному в Латвии опросу, подавляющее большинство населения называет «Латтелеком» самой коррумпированной латвийской организацией. Наибольшее негодование расценки «Латтелекома» вызывают у пенсионеров и малообеспеченных слоев населения, которые фактически не в состоянии оплачивать телефонные счета. Так, жители г.Даугавпилса собрались на акцию протеста у стен даугавпилсского отделения «Латтелекома». Несмотря на холод огромная толпа возмущенных горожан пикетировала до позднего вечера. Люди грелись у символических костров, в которых сжигали телефонные аппараты и «Латтелекомовские» счета.

Аналогичная акция протеста прошла и в Риге после объявления предстоящего повышения тарифов на телефонные разговоры. По своему масштабу она едва уступала нашумевшему пикету пенсионеров 3 марта 1998 года.

Прошедший в Риге митинг привлек внимание не только журналистов. Так, рижские власти заявили о необходимости подробно расследовать проведенное мероприятие, сославшись на то, что среди пикетчиков были замечены молодые люди в кожаных куртках и с мобильными телефонами, по виду не похожие на тех, кто не способен оплатить телефонный счет, а это наводит на мысль, что акция была подготовлена какой-нибудь организацией, а именно — баркашовцами.

Пенсионеры оказались не единственными, кого не устраивают тарифы «Латтелекома» и их дальнейшее повышение. Так, Союз свободных профсоюзов Латвии (ССПЛ) обратился к Совету по тарифам на телекоммуникации (СТТ) с просьбой пересмотреть утвержденные тарифы на услуги «Латтелекома». В распространенном для прессы заявлении ССПЛ указал на то, что, приняв решение о повышении стоимости телекоммуникационных услуг, члены СТТ нарушили закон о телекоммуникациях, которым установлено, что цель СТТ – добиться соответствия тарифов на основные телекоммуникационные услуги с фактическими расходами на эти услугами.

Недовольство решением СТТ выразил министр сообщений Анатолий Горбунов. Он поручил директору департамента МС дать оценку обоснованности предложений «Латтелекома» об изменениях тарифов и их соответствия утвержденной правительством политике развития телекоммуникаций.

В итоге СТТ запросил у «Латтелекома» дополнительную информацию о его деятельности. Это дало прессе основание заговорить о возможности того, что в начале марта Совет отменит решение монополиста о повышении платы за абонирование и местные телефонные разговоры.

3.    Внешняя политика

3.1.       Визит ван дер Стула

В январе состоялся трехдневный визит в Ригу верховного комиссара ОБСЕ по вопросам нацменьшинств Макса ван дер Стула. Очередную инспекционную поездку европейский наблюдатель совершил с целью проверить, как выполняются Латвией полученные ею ранее рекомендации по приведению законодательства в соответствие с международными нормами. Рекомендации ван дер Стула касались вопросов гражданства, образования и госязыка.

Прибыв в Ригу, ван дер Стул посетил Министерство образования, Бюро по натурализации, встречался со спикером Сейма и депутатами фракций. Интересно, что комиссар встретился не только с нынешним премьер-министром В.Криштопансом, но и с экс-премьером А.Шкеле.

Каких-либо серьезных замечаний по выполнению прежних рекомендаций от ван дер Стула не последовало. Вопрос о гражданстве потерял для него актуальность после проведенного в Латвии референдума и отмены «окон» натурализации.

Что касается образования, Макс ван дер Стул высоко оценил решение латвийского правительства выделить дополнительные средства на обучение латышскому языку. Действия латвийских законодателей в отношении защиты латышского языка комиссар в целом одобрил. По его мнению, этому языку еще несколько лет назад грозило оказаться на грани вымирания. Однако при этом ван дер Стул указал на то, что латвийское законодательство в вопросах образования и госязыка должно соответствовать международным нормам.

Закон о госязыке находится в стадии законопроекта. Закон же об образовании уже принят. Русская пресса окрестила его «драконовским», поскольку он регламентирует весьма жесткую политику в отношении образования. К примеру, этим законом установлено, что уже с 2004 года среднее образование в Латвии в государственных школах можно будет получить только на латышском языке. В государственных вузах полное обучение на латышском языке будет введено уже со следующего учебного года.

Образование на русском языке возможно будет получить лишь в дорогих частных школах или школах со статусом школ национальных меньшинств.

3.2.       Проблемы с импортом свинины

Одной из важнейших тем политической и экономической жизни Латвии стало обсуждение вопросов об ограничении импорта свинины в Латвию. Этот вопрос был поднят еще летом 1998-го года, после того, как дешевое ввозимое мясо буквально наводнило латвийский рынок, а местные мясо производители были вынуждены снизить закупочные цены. В защиту латвийского производителя правительство предложило установить квоту на ввоз свиного мяса из Эстонии в размере 45 тонн в месяц и из Литвы в размере 7 тонн в месяц. Мясо, ввозимое сверх квот, предложено облагать налогом в размере 42%.

Эстония и Литва передали Латвии свои ноты протеста, а эстонцы предложили даже заморозить деятельность предприятия «Ригас Миесниекс», контрольный пакет акций которого принадлежит эстонской стороне.

Представители фракций латвийского Сейма вначале уверенно подтверждали свою готовность поддержать представленный правительством законопроект, но окончательное решение принято не было, поскольку латвийские парламентарии пожелали точных разъяснений премьера в связи с отношением Кабинета министров к этому вопросу.

Правительство Вилиса Криштопанса вначале рекомендовало ввести мероприятия по ограничению импорта свинины, чтобы защитить местных производителей. Среди некоторых политиков и в прессе зазвучали сомнения в целесообразности таких мероприятий – они могли бы повлечь за собой нарушение принципов, определенных в документах Всемирной торговой организации, в договоре с Европейским союзом и в Договоре о свободной торговле стран Балтии. В этом случае экономическая выгода была бы сомнительной, зато вполне вероятен ущерб, не только политический, но и экономический. На прозвучавшее предложение отозвать из Сейма законопроект об ограничении импорта свинины Вилис Криштопанс ответил: «Раз уж правительство приняло решение, было бы нелогичным его отзывать».

Однако после посещения эпицентра латвийского «мясного кризиса» предприятия «Ригас миесниекс» премьер несколько смягчил свою позицию, сказав, что при установлении квот и ввозной таможенной пошлины надо думать в первую очередь об интересах потребителей.

После встречи в Таллинне с эстонским премьером Мартом Сийманом В.Криштопанс и вовсе выразил надежду, что Сейм не примет представленный правительством законопроект об импортных квотах. Кроме того, премьер подчеркнул, что еще раз проверит его соответствие нормам Всемирной торговой организации (ВТО), Европейского союза и договора между странами Балтии о свободной торговле. После возвращения из Таллинна латвийский премьер сказал, что в проблему этот вопрос превратила главным образом пресса: «Проблема свинины – всего лишь маленькое свинство, поднятое журналистами, и ничего более».

Большинство депутатских фракций так и не определились в своем отношении к предложенному правительством механизму защиты рынка. Во всяком случае, с введением квот на импорт мяса депутаты решили не спешить.

Тем временем эстонская пресса (например, газета «Постимеес») оценила план правительства Латвии установить ограничения на ввоз свинины из Эстонии как «характерный образец неопределенной политики». Несоблюдение принципов договора о свободной торговли демонстрирует непоследовательность Латвии по отношению к сотрудничеству стран Балтии, пишет газета. Для самой Латвии было бы выгоднее попытаться шаг за шагом привыкнуть к царящей в остальном мире конкуренции через честную свободную торговлю с Эстонией и Литвой, иначе у нее нет шансов устоять, когда будут сняты ограничения на торговлю со всем ЕС, пишет «Постимеес».

Пока ситуация со свининой развивается на уровне политиков, на латвийских мясоперерабатывающих предприятиях продолжают падать закупочные цены.

3.3.       Переиздание книги «Страшный год»

Широкому обсуждению в обществе и прессе подверглось переиздание книги «Страшный год». Впервые эта книга была издана в Германии в 1942-ом году. Позднее она была признана фашистской и антисемитской. В настоящее время она запрещена, например, в той же Германии. Около двух лет назад член партии «Отечеству и Свободе» (ОС) Леонард Инкинс повторно издал эту книгу. Интересно, что событие двухлетней давности в январе нынешнего года привлекло к себе пристальное внимание не только на внутригосударственном, но и на международном уровне.

Посол Израиля в Латвии Одед Бен-Гур встретился с депутатами латвийского Сейма и выразил опасение по поводу того, что подобная пропагандистская литература нацистов выпускается в демократической стране.

Группа известных в Латвии ученых распространила письмо, содержащее призыв к президенту Латвии, Сейму, правительству, правоохранительным органам «положить конец нацистским выпадам, наносящим огромный вред авторитету Латвии в глазах мировой общественности».

Председатель объединения ОС Марис Гринблатс выступил с заявлением, в котором отмежевался от связи партийного объединения с деятельностью Л.Инкинса. Марис Гринблатс назвал переиздание «Страшного года» личной инициативой Л.Инкинса. Последний является также издателем газеты «Латвиетис Латвия». Поскольку в данном издании также были замечены антисемитские статьи, вопрос этот обсуждался на правлении партии, где были высказаны критические замечания, но не последовало никаких решений. М.Гринблатс считает, что некорректно предлагать повторное издание ранее изданной книги без исторического контекста.

Сам Л.Инкинс еще год назад отрицал какую бы то ни было причастность объединения ОС к переизданию «Страшного года», несмотря на это, книгу в то время можно было купить в помещении объединения.

Российское МИД выступило с резким заявлением в связи с повторным изданием этой книги. Министерство иностранных дел Латвии в ответ заявило, что всегда осуждало и осуждает любые проявления фашизма и антисемитизма, и призвало латвийские правоохранительные органы пресекать такие проявления.

 

 

 

Политический мониторинг №1(84)