Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

М. Ж.

Республика Беларусь

в январе 1999 года

1.    Внутренняя политика

1.1.       Альтернативные выборы

10 января депутаты Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва, сохранившие верность Конституции 1994 года, на своем собрании приняли решение о назначении президентских выборов на 16 мая 1999 года. Несмотря то, что сами депутаты оценивают свое решение как полностью конституционное, наблюдатели отмечают, что оно, с точки зрения Конституции 1994 года, было принято при отсутствии кворума (из 195 избранных в 1995 году депутатов на собрании присутствовало лишь 43). Тем же решением была воссоздана Центральная избирательная комиссия во главе с депутатом Виктором Гончаром. В состав комиссии вошли представители ряда общественных организаций. Предполагается, что Центризбирком организует полноценную процедуру выборов — от создания избирательных комиссий на местах до момента голосования.

Официально власти первоначально никак не отреагировали на деятельность «параллельного ЦИКа». Глава «официального» ЦИК Лидия Ермошина, назначенная на этот пост президентом Лукашенко в 1996 году, не видит каких-либо причин считать «комиссию Гончара» структурой, угрожающей безопасности государства. Ту же позицию заняло Министерство юстиции, по мнению которого деятельность группы парламентариев можно расценивать так же, как деятельность любой общественной организации: они принимают решения, которые сами же и будут исполнять. Однако Генеральная прокуратура загодя — еще 7 января — предупредила экс-депутатов о том, что подобная деятельность может расцениваться как попытка государственного переворота.

Уже сегодня известно, что в выборах, намеченных на 16 мая, будут участвовать как минимум два серьезных кандидата — лидер Белорусского народного фронта Зенон Позняк, пребывающий сегодня в эмиграции, и экс-премьер-министр Беларуси Михаил Чигирь, ушедший со своего поста в знак протеста против референдума 1996 года, прекратившего действие Конституции 1994 года. Если г-н Чигирь дважды подтвердил свои намерения в интервью негосударственным СМИ Беларуси, то о намерениях г-на Позняка косвенно свидетельствуют обвинения, практически в тот же момент выдвинутые им против Чигиря: по словам Позняка, выдвижение Чигиря инспирировано московскими спецслужбами, которые стремятся контролировать не только власть, но и оппозицию.

Мнения и оценки аналитиков по вопросу выборов 16 мая разделились. Часть из них считают, что после 16 мая в Беларуси может сложиться ситуация двоевластия, однако для этого необходимо, чтобы в выборах приняли участие хотя бы 30% избирателей. В качестве одного из вариантов, вполне удовлетворяющих оппозицию, рассматривается также возможное вмешательство в выборы действующего президента и разгон им «ЦИКа Гончара» (или арест его членов, а также депутатов Верховного Совета 13-го созыва, принимавших решение о назначении выборов).

По мнению другой группы аналитиков, президент Лукашенко никак не будет реагировать на деятельность «ЦИКа Гончара», но назначит реальные президентские выборы сразу же после «выборов 16 мая», когда оппозиция будет обессилена трехмесячной организацией электорального процесса — от сбора подписей до голосования. Если выдержка, действительно, не изменит Александру Лукашенко, он легко сможет выставить «выборы 16 мая» как фарс, уничтожив тем самым своих сколько-нибудь реальных конкурентов. Это будет тем более возможным, если учесть, что большая часть электората в «выборах 16 мая» никакого участия не примет.

Наконец, третья группа аналитиков оценивает всю деятельность «ЦИКа Гончара» как политическую авантюру, конечной целью которой является уничтожение самим Виктором Гончаром всех возможных соперников и превращение себя тем самым в единственного возможного кандидата от оппозиции на выборах 2001 года. Именно так многие склонны рассматривать его деятельность уже в ходе референдума 1996 года, когда Виктор Иосифович фактически спровоцировал Александра Лукашенко на разгон Центризбиркома и тем самым предопределил, во-первых, исход референдума, а, во-вторых, политическую гибель старшего поколения «кандидатов в президенты» — прежде всего, спикера Верховного Совета Семена Шарецкого и председателя Конституционного Суда Валерия Тихини, на которых общественное мнение возложило персональную ответственность за поражение оппозиции на референдуме 1996 года. Очевидно, что в случае превращения «выборов 16 мая» в фарс все участвовавшие в них кандидаты просто перестают рассматриваться — в первую очередь, государственным аппаратом, — в качестве сколько-нибудь серьезных политиков. Таким образом, Гончар как самый молодой из реальных претендентов политически «переживает» всех.

Косвенным свидетельством возможности подобного варианта стало негативное отношение к намеченным выборам трех реальных претендентов — вице-спикера Верховного Совета 13-го созыва Геннадия Карпенко, бывшего гродненского губернатора Семена Домаша и лидера оппозиционной Партии коммунистов Беларуси Сергея Калякина. Все они подчеркивают, что от участия в «выборах 16 мая» воздержатся.

1.2.       Конгресс демократических сил Республики Беларусь

29-30 января в Минске прошел Конгресс Демократических Сил Республики Беларусь. С докладами выступили председатель Верховного Совета Беларуси 13-го созыва Семен Шарецкий, председатель Национального Исполнительного Комитета (теневого правительства) Геннадий Карпенко, бывший член Конституционного Суда Республики Беларусь Михаил Пастухов, руководители крупных оппозиционных партий и представители областных объединений оппозиции. Был принят ряд резолюций; в частности, обращалось внимание на истечение 20 июля срока полномочий президента Александра Лукашенко. Конгресс предпринял попытку консолидировать разрозненные ряды белорусской антилукашенковской оппозиции, создав единый консультативно-координирующий орган. Наблюдатели однако относятся к этому решению весьма скептически, поскольку объединиться белорусская оппозиция не смогла даже накануне референдума 1996 года.

На Конгрессе выступил депутат Государственной Думы Российской Федерации Константин Боровой, призвавший, в частности, белорусскую оппозицию выйти на баррикады и пообещавший помочь ей оружием.

1.3.       Перерегистрация политических партий

Министерство юстиции в соответствии с указом президента приступило к перерегистрации существующих в Беларуси политических партий. Планка членства для получения статуса партии поднята с 500 до 1 500 человек. Одновременно перерегистрацию предстоит пройти профсоюзам. По мнению наблюдателей, процедура перерегистрации затеяна, во-первых, для того, чтобы максимально усложнить жизнь структурам гражданского общества накануне выборов в местные советы, и, во-вторых, ликвидировать множество квазипартийных структур, оживляющихся исключительно в период выборов. По мнению наблюдателей, среди партий, которые без труда преодолеют обозначенный барьер, будут главные оппозиционные партии — Белорусский народный фронт (БНФ), Объединенная гражданская партия (ОГП), Партия коммунистов Беларуси (ПКБ) и Белорусская социал-демократическая партия «Народная Грамада» (БСДП НГ), а также Либерально-демократическая партия Беларуси (ЛДПБ). Председателем комиссии по перерегистрации партий назначен вице-премьер правительства Владимир Заметалин.

1.4.       Заседания руководящих органов двух партий

23 января состоялись заседания руководящих органов влиятельных оппозиционных партий ОГП и БСДП НГ. Обе партии считают выборы в нынешних политических условиях недемократическими и противоречащими Конституции 1994 года, поэтому они приняли официальное решение бойкотировать намеченные на 4 апреля выборы в местные органы представительной власти. Вместе с тем членам партий разрешено участвовать в выдвижении путем сбора подписей при условии приостановки ими членства в партии.

1.5.       Организация референдума о союзном государстве

ЛДПБ во второй раз выступила с инициативой проведения референдума по созданию единого союзного белорусско-российского государства. Первая заявка была подана лидером ЛДПБ Сергеем Гайдукевичем от имени приблизительно 1 500 человек и была отвергнута Центризбиркомом на основании обнаруженных нарушений (часть инициаторов, фигурирующих в списках, просто не знали о том, что от их имени кто-то выступает с подобной инициативой). Нынешняя заявка подана от имени восьми тысяч человек и, по мнению г-на Гайдукевича, полностью соответствует действующему законодательству.

Анализируя ситуацию, следует иметь в виду, что по закону о референдуме в случае, если инициатор заявки не набирает по тому или иному вопросу нужного количества подписей избирателей, повторно вопрос может выноситься на референдум не ранее, нежели через год. А поскольку никто не в состоянии предсказать, насколько активным будет сбор подписей сторонниками либерально-демократической идеи, власть легко может лишиться возможности использовать референдум в качестве инструмента политической борьбы — по крайней мере, на год.

1.6.       Митинг противников интеграции

22 января в Минске состоялись митинг и шествие противников интеграции Беларуси и России, организованный БНФ. В митинге приняло участие около 7 тысяч человек.

1.7.       Профсоюзный митинг

27 января в Минске прошел митинг, организованный Федерацией профсоюзов Беларуси и направленный против дальнейшего обнищания народа. Всего в митинге приняли участие также представители альтернативных свободных профсоюзов. В митинге участвовало около 10 тысяч человек. В основном лозунги и принятые требования к правительству носили чисто экономический характер, хотя один из организаторов акции, председатель республиканского профсоюза работников автосельхозмашиностроения Александр Бухвостов подчеркнул в своих комментариях: «Если правительство не прислушается к требованию рабочих и не предпримет шаги, направленные на снижение инфляции и подъем жизненного уровня, на следующем митинге будут поставлены уже политические требования.»

1.8.       Кадры

1.8.1.      Гибель заместителя председателя Совета Республики

2 января на 54 году жизни в автомобильной катастрофе погибла заместитель председателя Совета Республики (верхней палаты белорусского парламента) Тамара Дудко. До избрания на этот пост Тамара Николаевна прошла путь от главного инженера Молодечненского пивзавода до генерального директора объединения «Криница» и председателя Партизанского районного совета депутатов г. Минска. Во времена Горбачева была избрана депутатом Верховного Совета СССР, затем возглавила Белорусский Союз Женщин. Членом Совета Республики была назначена президентом Республики Беларусь.

1.8.2.      Назначение помощника президента по вопросам СНГ

Помощником президента Республики Беларусь по вопросам СНГ и интеграции назначен Михаил Сазонов. Михаил Юрьевич Сазонов является одним из самых испытанных сподвижников Александра Лукашенко — в качестве заместителя начальника УБЭП МВД Беларуси он был в 1993 году прикомандирован к парламентской комиссии по изучении деятельности коммерческих структур, созданных с участием государственных органов (антикоррупционной комиссии), и являлся одним из фактических авторов знаменитого антикоррупционного доклада, ставшего для Лукашенко трамплином в большую политику. После победы Лукашенко на выборах Сазонов работал первым заместителем главы Администрации президента Республики Беларусь. В 1996 году уволился по состоянию здоровья (г-н Сазонов болел раком, операция, совершенная в Германии, была частично профинансирована президентскими структурами). Возвращение Михаила Сазонова в политику, по мнению наблюдателей, может быть связано лишь с подготовкой к проведению крупномасштабных электоральных кампаний — выборов или референдума.

1.8.3.      Назначения в силовых ведомствах

Руководителем службы безопасности президента Беларуси назначен полковник Владимир Наумов, командовавший до этого отрядом особого назначения МВД «Алмаз». Заместителем председателя КГБ Беларуси назначен полковник Владимир Матюшко, работавший до этого начальником УКГБ по Гродненской области. В свою очередь, его сменил на этом посту полковник Николай Свороб.

В течение всего января упорно распространялись слухи о грядущих переменах в высшем эшелоне силовых ведомств Республики Беларусь — в первую очередь, в Министерстве внутренних дел и Комитете государственной безопасности. Среди кандидатов на пост главы МВД называется генерал-майор Юрий Сиваков, командующий внутренними войсками и заместитель министра внутренних дел; КГБ может возглавить полковник Степан Сухоренко, ныне возглавляющий УКГБ по Минской области.

2.    Экономика

2.1.       Бюджет 1999 года

14 декабря президент Александр Лукашенко утвердил проект бюджета страны на 1999 год. Подробно мы охарактеризуем бюджет после его принятия парламентом.

2.2.       Сокращение поставок газа

29 января РАО «Газпром» объявило о 12%-ом сокращении поставок газа в Беларусь. Это вызвано принципиальным несогласием Рэма Вяхирева поставлять газ в Беларусь по внутренним российским ценам, поскольку белорусская сторона рассчитывается не «живыми» деньгами, а бартером. Бартер же, в свою очередь, не выгоден «Газпрому».

Сокращение поставок газа можно расценивать как реальный ответ руководства РАО на переговоры, которые 12-13 января проводили в Москве премьер-министр Беларуси Сергей Линг, первый вице-премьер Василий Долголев и новый руководитель «Белтрансгаза» Петр Петух. Вместе с тем показательно, что осенью, когда Беларусь вообще не платила за российский газ, «Газпром» откликнулся на просьбы белорусского руководства и увеличил объем поставок газа в два раза.

2.3.       Либерализация валютного рынка

25 января Национальный банк Республики Беларусь принял решение частично либерализовать валютный рынок: теперь продавать валюту на межбанковском рынке можно будет практически без ограничений. Это вызвано не изменением валютной политики главы Нацбанка Петра Прокоповича, а отсутствием у государственных предприятий-экспортеров возможности иным способом приобретать валюту для нужд собственного производства.

2.4.       Конфликт грузоперевозчиков России и Беларуси

Январь прошел под знаком затяжного конфликта белорусских и российских грузоперевозчиков, результатом которого стало скопление большегрузных автомобилей на границе двух союзных государств. В связи с тем, что белорусские расценки на грузоперевозки оказались демпинговыми, российская сторона в одностороннем порядке приняла решение о введение оплаты за проезд через российскую территорию. Конфликт был частично улажен после встречи министров транспорта России Сергея Франка и Беларуси Александра Лукашова. По мнению наблюдателей, это был едва ли не самый серьезный конфликт за все время существования Таможенного Союза, в который входят обе страны. Показательно также, что войдя в одностороннем порядке в ГАТТ (ВТО), Кыргызстан де-факто покинул Таможенный Союз. «Грузовой конфликт» делает теперь судьбу этой организации еще более проблематичной.

3.    Культура, СМИ

3.1.       Фильм о матери президента

Государственное предприятие «Белвидеоцентр» одобрил заявку режиссера-кинодокументалиста Марины Кирьяновой на создание фильма о матери президента Александра Лукашенко.

3.2.       Новое назначение П.Шеремета

Бывший директор Белорусского бюро ОРТ Павел Шеремет назначен заведующим корреспондентской сетью Общественного Российского Телевидения. По мнению наблюдателей, это можно трактовать двояко. С одной стороны, очевидно, что г-ну Шеремету, под знаком борьбы с которым прошли последние два года жизни белорусского президента, просто не дадут полноценно работать на родине, и ОРТ таким образом сохраняет высокопрофессионального сотрудника в обойме. С другой стороны, повышение по службе Павла Григорьевича — это вызов Лукашенко со стороны Бориса Березовского, чьи отношения с президентом Беларуси в последнее время заметно испортились.

3.3.       Смена главного редактора газеты «Навiны»

3 января по решению учредителя старейшей оппозиционной газеты «Навiны» (до 1998 года выходила под названием «Свабода») Павла Жука от должности главного редактора этого издания был освобожден Игорь Герменчук. По утверждению г-на Герменчука, поводом для этого послужили угрозы в адрес сына Павла Жука отчислить его из университета. Вместе с тем все отмечают, что в последние два года газета переживала кризис, катастрофически теряла тираж и читателя. Обязанности главного редактора газеты г-н Жук возложил на себя.

3.4.       Перекрытие рекламного блока ОРТ

13 января Белорусская национальная телерадиокомпания перекрыла рекламные блоки ОРТ блоками собственной рекламы. Тем самым конфликт Беларуси с крупнейшей телекомпанией РФ вошел в завершающую фазу, поскольку такой шаг означает, что БТРК готово и к перекрытию новостного блока.

3.5.       Отказ в регистрации газеты

Госкомпечать Беларуси отказала в регистрации пародийной газеты «Навiнкi» (приблизительный русский эквивалент — «Новостишки»), выходившей до сих пор на правах «самиздата». Основанием для регистрации под подобным названием газеты стал тот факт, что в населенном пункте с таким названием (Новинки) расположена Республиканская клиника психических болезней (РКПБ): по мнению председателя Госкомпечати Михаила Подгайного, появление газеты под таким названием может оскорбить общественное мнение и внести смятение в умы белорусских читателей.

4.    Внешняя политика

4.1.       Возвращение дипломатов

17 января в Минск вернулась группа дипломатов, покинувших столицу Беларуси в ходе скандала вокруг дачного поселка «Дрозды». Среди вернувшихся — посол Франции Бернар Фасье, посол Великобритании Джессика Пирс и посол Польши Мариуш Машкевич. Несмотря на то, что белорусский МИД преподносит это событие как безусловную победу белорусской дипломатии, очевидно, что белорусская сторона не столько выиграла, сколько проиграла: решение об отмене дипломатических санкций против белорусских государственных деятелей до сих пор не принято. Вероятно, еще и поэтому в аэропорту дипломатов не встречал никто из официальных лиц. Вместе с тем, отвечая на просьбу журналистов прокомментировать события, происшедшие в Минске во время отсутствия дипломатов, посол Великобритании Джессика Пирс выразила надежду на то, что выборы президента Беларуси состоятся все-таки в 1999 году.

4.2.       Визит делегации ОБСЕ

17 января в Минск с трехдневным визитом прибыла рабочая группа ОБСЕ во главе с бывшим министром иностранных дел Румынии Адрианом Северином. Приезд миссии был во многом обусловлен позицией белорусской оппозиции, неоднократно и весьма жестко критиковавшей деятельность постоянно работающей в Минске миссии ОБСЕ во главе с Ханцем-Георгом Виком. По мнению белорусской оппозиции, г-н Вик уделяет слишком большое внимание контактам с официальным Минском, а также лоббирует идею участия оппозиции в местных и парламентских выборах. Вместе с тем очевидно, что позиция руководителя миссии ОБСЕ в Минске просто не может быть иной, поскольку Беларусь является полноправным членом ОБСЕ и игнорировать позицию властей миссия просто не может.

Вместе с тем миссия ОБСЕ резко критически оценила текст действующего закона о выборах в местные органы власти, сочтя его не достаточно демократическим.

4.3.       Реформирование СНГ

25-26 января в Минске состоялось очередное заседание рабочей группы по реформированию Содружества Независимых Государств. Исполнительный секретарь СНГ в очередной раз отринул результаты труда своих коллег, объяснив, что главы государств-членов СНГ будут рассматривать лишь его вариант соответствующего проекта.

5.    Беларусь и Россия

5.1.       Сессия парламентского собрания Союза России и Беларуси

21 января в Минске прошла сессия парламентского собрания Союза России и Беларуси. Статус постоянного наблюдателя в ПС получила делегация парламента Союзной Республики Югославия, которую возглавлял вице-премьер югославского правительства Воислав Шешель. На сессии выступил президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, подвергнувший резкой критике позицию российского руководства по вопросу углубления белорусско-российской интеграции. По мнению Лукашенко, российской политической элите не следует бояться потери власти: «Что такое конфедерация? Президентом стал, не знает, что такое конфедерация. Книжки читать надо!» — эти слова Александра Лукашенко были прерваны бурной овацией присутствовавших.

5.2.       Совместное заседание прокуратур Беларуси и России

14 января в Минске прошло совместной заседание коллегий генеральных прокуратур РФ и РБ. Рассматривались вопросы координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью. Кроме того, как отметил Генеральный прокурор Беларуси Олег Божелко, обсуждались вопросы интеграции правоохранительных систем. Одновременно отмечалось, что Генпрокурору, председателям Верховного, Высшего хозяйственного суда и министру юстиции Беларуси дано поручение подготовить в месячный срок проект создания Суда Союза Беларуси и России.

 

 

 

Политический мониторинг №1(84)