Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

В. М.

Военно-политическая ситуация
в Узбекистане

1. БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ РОССИИ

Экономическая независимость от России — стратегическая цель республики на ближайшие пять лет. Россия рассматривается как страна-колонизатор, страна-империя. Поэтому внешнеполитические шаги Узбекистана направлены на уменьшение влияния славянского фактора в регионе.

В декабре 1993 года в докладе, посвященном первой годовщине Конституции Узбекистана, И.Каримов особо подчеркнул ту мысль, что республика «освободилась от многолетнего колониализма» и может полнее изучать свое славное прошлое, что испокон веков узбеки боролись за то, чтобы жить самостоятельно и свободно.

Президент Узбекистана также определил и идейную основу идеологии республики, дав ей название «национальная независимость» [1].

Лейтмотив его выступлений сводился к тому, что определенные силы (видимо, в России) под предлогом двойного гражданства пытаются «вмешиваться в наши дела, ограничить нашу независимость, таким образом, снова оказывать на нас давление».

Вполне объяснимое и понятное желание Узбекистана стать независимым сопровождается упреками и намеками в адрес конкретного субъекта. Нетрудно предположить, что таким субъектом выступает Россия. Это подтверждается и тональностью публикаций в узбекских средствах массовой информации, и выступлениями узбекских лидеров (особенно после ухода из рублевой зоны), и конкретными шагами в экономике и политике, направленными на дистанцирование от России.

Скажем, выступая на одном из расширенных заседаний в ноябре 1993 года, И.Каримов, говоря о путях экономической независимости от России отметил, что такая будет достигнута, если кардинально изменится структура народного хозяйства. Путь этот видит Каримов в привлечении иностранных инвестиций и превращении республики из поставщика сырья в государство, производящее готовую продукцию. Для целесообразного нам соотношения экспорта и импорта товаров нужен год-два, отмечал президент Узбекистана. Он также отметил важность ввода в эксплуатацию Мингбулакского и Кокдумалакского месторождений нефти, после которых республика перейдет на самообеспечение ГСМ [2].

Узбекистан — одна из немногих республик СНГ, где в народном хозяйстве наблюдается рост производства. Как отмечают многие западные экономисты, это государство наиболее перспективно для инвестиций. В Узбекистане выпуск промышленной продукции увеличился в 1993 году на 6%. На 21% возросла добыча нефти, на 4% — газа.

Геополитические интересы Узбекистана просматриваются из его внешнеполитических и экономических шагов и связей со странами дальнего зарубежья. Так, Узбекистан, вместе с государствами Центральной Азии стал членом Организации экономического сотрудничества, созданной Турцией, Ираном и Пакистаном. Он внес свою долю в строительство железной дороги Теджен — Сарахс. Эта дорога станет составной частью Трансазиатской магистрали между Пекином и Стамбулом. Он также намерен реконструировать порт Октау на Каспийском побережье, участвовать в строительстве автомобильной дороги Андижан — Ош — Эргаштом — Кашгар, позволяющей непосредственно связаться с Китаем и Пакистаном, а также трассы Термез — Герат — Карачи, с выходом к Индийскому океану.

Кроме этого, в республике осуществляется ряд крупных проектов, разработанных при участии Международного валютного фонда, Мирового банка, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития. Скажем, с последним подписано соглашение, по которому золотодобывающему предприятию «Ньюмонт-Заравшон» выделяется 160 миллионов долларов. Всего Узбекистан установил взаимоотношения с более чем 70 зарубежными банками. Сейчас в республике действует свыше 900 совместных предприятий, созданных представителями 65 стран. Зарегистрировано 53 предприятия, созданных только за счет иностранного капитала.

Таким образом, мы видим, что Россия сейчас теряет свое место в регионе. Зависимость от нее республики становится все меньше. Скажем, все нефтяные разработки в Узбекистане (как и золотодобывающие в Кыргызстане) делают иностранные фирмы. Узбекистан за год удвоил выпуск хлопкового волокна. Через год выпуск хлопкового волокна планируется утроить. Строятся с помощью немцев и голландцев хлопкоочистительные предприятия. Через 2-3 года Узбекистан выйдет на самообеспечение себя нефтью и перестанет менять столь дорогое хлопковое волокно (1 кг=20$) на энергоресурсы в России. И тогда действительно могут встать текстильные комбинаты в Иваново, Москве и других городах.

2.    СЛАВЯНСКИЙ ФАКТОР И АРМИЯ

Интеграция с дальним зарубежьем и дистанцирование от России не сопровождается, однако, какими-либо радикальными действиями по отношению к русскоязычному населению, доля которого в рабочем классе республики — 80%. Каримов хорошо понимает, что русский фактор в населении, занятом трудом, играет для Узбекистана определяющую роль.

И он будет играть по крайней мере еще лет пять-семь. Видимо, поэтому только с 1997 года вводится в республике делопроизводство на узбекском языке. Плавное выдавливание славян из элитных специальностей, а также одновременное адаптирование их под узбекский образ жизни при жесткой нейтрализации элементов национализма — вот суть политики режима Каримова в отношении русскоязычного населения не только в народном хозяйстве, но и в армии. Между тем уже сейчас в известном смысле можно говорить о нарушении прав славян в Узбекистане. Ограничен доступ русскоязычного населения к российским средствам массовой информации. В армии Узбекистана, к примеру, офицеры-славяне не имеют возможности выписать ни одного российского военного издания. Постепенно на руководящие должности выдвигаются лица коренной национальности, при этом порой действует принцип не целесообразности, а келейности, клановости. Практически русскоязычное население лишено возможности объединяться в какие-либо общественные объединения.

В июле 1993 года офицерское собрание авиационного полка, дислоцированного в Кагайтах (близ Термеза), обращались в Верховный Совет РФ и администрацию вице-президента Руцкого просьбой решить их вопрос о переводе в российскую армию. В этом же полку 23 февраля произошла забастовка жен летчиков, которые вышли на ВПП и не дали мужьям выполнять боевые задачи в Таджикистане. Когда в свое время И.Каримов заявлял, что ни один узбекский летчик не бомбит таджикскую оппозицию, он был не далек от истины. Основу летного состава авиации Узбекистана составляют россияне, которые в большинстве своем не считают себя гражданами Узбекистана и намерены перевестись в Россию. В Кагайтах нет ни одного подготовленного летчика-узбека на МИГ-29, способного выполнить боевую задачу.

Между тем надо отметить относительно высокий (по сравнению с армиями Таджикистана и Кыргызстана) уровень боеспособности и боеготовности узбекских войск.

Узбекистан — одна из первых республик в СНГ, которая хорошо поняла, что свою государственность она обретет только тогда, когда создаст собственную армию. После Беларуси, Казахстана и России Узбекистан — четвертая в Содружестве и первая в Средней Азии республика, которая в 1992 году сделала практические шаги по созданию вооруженных сил в составе ОВС СНГ. Казалось бы, Узбекистану в то время, когда еще и Россия сомневалась, нужна ли ей армия, имея уровень безработицы один из самых высоких в СНГ, где был огромный дефицит бюджета и больше всех уровень социальной помощи населению, лучше было бы не тратиться и пойти по туркменскому варианту совместного с Россией решения оборонных вопросов. Но в республике хорошо понимали, что собственная армия будет дополнительной опорой власти, гарантом стабильности и спокойствия. Урок сходного по социально-политическому устройству Таджикистана, когда в дни известных первых волнений на площади Шахидон в Душанбе у президента Набиева даже не нашлось нескольких подразделений национальной гвардии для его собственной защиты, показал, что «беззубой» власти с оппозицией шутки плохи.

Сейчас, создав высокий уровень закрытости и определенного авторитаризма, президент республики не спеша делает поступателные шаги по укреплению обороноспособности Узбекистана. Идет скрытое изменение военной инфраструктуры. В каждой области будет мотострелковая или танковая бригада, значит, это дополнительный фактор, способствующий укреплению стабильности или по крайней мере препятствующий дестабилизации.

Самый опасный район — Ферганская долина (центр оппозиции исламистов). Но это стратегически важный район. Здесь найдены крупные запасы нефти. Идет строительство автомобильного завода. Значит, основные усилия будут здесь — бригада ВВ, бригада ВДВ и МСбр — эти все подразделения практически существуют в регионе с 1990 года.

Между тем многочисленные факты показывают, что кроме радикальной оппозиции у Каримова есть скрытые враги и из стана друзей. Взять хотя бы побег бывшего посла Узбекистана в США, попросившего у Америки политического убежища. Это сопутствие любого авторитарного режима — «дворцовые интриги», перевороты и т.п. Двигаясь по пути созидания, что пытается делать Узбекистан, этих «интриг» можно не замечать, если есть дееспособная армия. Армия будет дееспособной до тех пор, пока она будет интернациональной. Как только этого не станет, военные-узбеки со своим клановым менталитетом вряд ли удержатся от интриг. Видимо, не случайно, чтобы удержать русских, Каримов платил офицерам больше, чем это делал Ельцин. И скорее всего, найдет способ, чтобы после введения национальной валюты заинтересовать россиян в службе в ВС Узбекистана.

3.    МЕСТО ВОЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА УЗБЕКИСТАНА В ВОЕННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Военный потенциал государств Центральной Азии СНГ составляет лишь около 10% от военного потенциала бывшего СССР. При этом почти две трети от от этой части располагается в Казахстане (части РВСН, испытательные полигоны мирового масштаба). Из крупных оборонных предприятиях, производящих конечную военную продукцию в Центральной Азии, — это патронный завод в Бишкеке, Авиационное объединение (в Ташкенте и Фергане), а также большое количество заводов и промышленных объединений, производящих отдельные виды оборонной продукции (электродвигатели, микросхемы, лампы, детали МБР и т.п.), расположенные на севере Казахстана и в крупных городах региона. Региону присуще наличие предприятий, производящих лишь сырье и отдельные детали для оборонной промышленности, а также предприятий, производящих продукцию двойного назначения.

Региону также присуще наличие (во многом уже бывших) испытательных полигонов МО СССР. Это ядерные, химические, бактериологические и ракетно-космические исследовательские центры на территории Казахстана и Узбекистана в районе населенных пунктов Семипалатинск-21 (ядерный полигон), Ленинск (ракетно-космический полигон), Эмба (ракетный полигон ПВО), Отар (бактериологический институт) и расположенный в пустыне в 350 км на северо-запад от Нукуса химический и бактериологический полигон МО бывшего СССР.

Регион выгодно отличается наличием крупных стратегических природных ресурсов: большими запасами золота, урана, газа, нефти и т.п.

В настоящий момент во всех республиках идет строительство собственных национальных вооруженных сил. Их строительство идет на базе оставшегося после распада СССР Туркестанского военного округа. Он имел в своем составе не менее 4 тысяч танков, более 10 тысяч бронетранспортеров, более 3 тысяч артиллерийских орудий, почти по две сотни боевых самолетов и ударных вертолетов. Все это составляет реальную боевую основу ВС национальных республик.

Говоря о наличии людских ресурсов, способных составить основу человеческого фактора ВС национальных республик, надо отметить слабую военную обученность коренного населения. Костяк специалистов и офицеров в армиях составляют представители русскоязычного населения. Ни одна из Среднеазиатских республик после развала СССР не установила повторное принятие военной присяги офицерским составом и прапорщиками, как это сделали, скажем, Беларусь и Украина. Назначение на командные должности, как правило, идет в их армиях независимо от национальности. Как правило, во всех республиках введено обязательное обучение личным составом срочной службы русского языка (а офицерами и прапорщиками — национального языка).

Вот как конкретно выглядит демографическая ситуация в республиках и их армиях (выводы сделаны на основе данных Всесоюзной переписи населения 1989 года и открытых данных о численности армий):

 

 

Удельный вес коренного населения

 

в республике, %

среди личного состава армии, %

в офицерском корпусе, %

Таджикистан

79

90

Около 20

Кыргызстан

57

60

Около 30

Туркменистан

75

70

15-20

Узбекистан

82

85

 9-10

Казахстан

48

45

 6-10

 

Здесь надо отметить относительно высокую степень неукомплектованности офицерского корпуса республиканских армий, а также полную укомплектованность (в отличие от России) военнослужащими срочной службы. Между тем дееспособность сержантского и солдатского состава гораздо ниже, чем была в Союзной армии. Как правило, в армиях нет дедовщины, но есть ощутимое разделение между солдатами по признакам землячества, родов, жузов, кланов, материальному положению родителей. В отдельных подразделениях ощутима наркомания.

После СССР Среднеазиатским республикам и Казахстану, как и другим государствам СНГ, досталась довольно дееспособная мобилизационная система, которая после распада Союза не претерпела какого-либо существенного изменения (наличие военкоматов, пунктов и структуры призыва и т.п.).

4.    ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЗБЕКИСТАНА

Узбекистан, являясь аграрно-индустриальной страной, имеет относительно небольшое число оборонных предприятий. Это даже не чисто оборонные, а оборонно-гражданские предприятия. Самое значимое — Авиационное объединение имени Чкалова, где производятся самолеты семейства ИЛ (в том числе и современный ИЛ-114 — по кооперации с Россией). Для нужд ВС это объединение может производить транспортные ИЛ-76д — десантный вариант, а также спецсамолеты по типу АВАКС. Инженерно-технический персонал на 90% русскоязычный (рабочие на 70% русскоязычные). Предприятие способно (по документации и известной кооперации — поставки двигателей, комплектующих) выпускать и другие типы самолетов.

Преимущественно русскоязычные работают и на других бывших оборонных предприятиях — ламповом заводе, объединении «Интеграл», «Микон» и т.д., производивших ранее детали и микросхемы для радиоаппаратуры и другой спецтехники.

Близ Ташкента действует рудоуправление, в шахтах которого добывают уран и свинец. В Бухарской области крупнейшее в мире Зеравшанское месторождение дает почти 30% золота от того, что добывали в СССР. В Узбекистане имеется более 100 месторождений нефти и газа, 76 из которых эксплуатируется. Однако нефтью полностью республика себя обеспечить не может и 600 тыс. тонн ее закупает у России в обмен на хлопковое волокно.

В республике присутствует скрытая безработица — на селе переизбыток рабочих рук. Однако в промышленности людей не хватает (доля коренного населения в рабочем классе в промышленности — около 20%), особенно квалифицированных, поскольку наблюдается пока еще медленный отток русскоязычного населения из страны. Между тем бурное вложение иностранных инвестиций в республику (которое поощряется правительством — беспошлиный ввоз товаров, технологий и т.п.) это противоречие, скорее всего, устранит. Уже сейчас в республике введен сборочный завод по производству автобусов, с помощью иностранного капитала строятся два автомобильных завода. Разрабатываются два месторождения нефти в Ферганской долине (с помощью военных инженеров), с вводом которых будет полностью решена проблема собственного снабжения этим видом сырья.

5.    ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ УЗБЕКИСТАНА

5.1.       Общая характеристика

Несмотря на то что республика является наиболее многочисленной не только в Средней Азии, но и в СНГ (3-е место), отношение численности вооруженных сил, дислоцированных в Узбекистане, по отношению к численности населения республики является минимальным как в Средней Азии, так и в Содружестве.

Во время войны в Афганистане республика, будучи «прифронтовой», активно обустраивалась объектами военной инфраструктуры. Плюс надо учитывать, что на ее территории был расположен штаб Туркестанского военного округа и поныне действуют 3 военных училища (мотострелковое, танковое и автомобильное), которые стали многопрофильными и готовят младших офицеров — специалистов по всем родам войск.

На базе бывшего штаба ТУРКВО сформировано Министерство обороны республики, которое по своей структуре сходно со штабом общевойсковой армии. В состав его входит около 250 офицеров. Лишь 18% при этом — лица коренной национальности. Среди командиров полков 50% — русские, а более 80% — некоренной национальности. Такие пропорции сохранены среди всего офицерского состава ВС Узбекистана. Однако личный состав срочной службы почти полностью состоит из лиц узбекской национальности (около 90%). Поэтому в систему командирской подготовки офицеров и прапорщиков положено усиленное изучение государственного языка республики. При этом солдаты и сержанты изучают русский язык. На русском языке идет обучение и в военных училищах. Интернациональный принцип пока положен в основу будущей армии республики. Уставы и команды — на русском языке (пока).

Численность вооруженных сил на территории Узбекистана составляла в 1991 году 30 тысяч человек. Между тем около 300 тысяч граждан Узбекистана служили до недавнего времени за пределами республики. Около 7000 добровольцев служат в Западной группе войск, часть призывников попросилась служить и в других регионах за пределами республики. Остальные молодые люди из состава призывников, которые не попали в солдаты, но годные по состояния здоровья для службы в армии, направляются на альтернативную службу на промышленные предприятия республики. Учитывая нехватку на многих предприятиях рабочих рук, это будет хорошим подспорьем хозяйству республики.

В Шаартузском районе (населенном преимущественно узбеками) Таджикистана находится один батальон из Термезской дивизии, который входит в состав коллективных миротворческих сил.

5.2.       Состав войск и укомплектованность. Кадры

В состав ВС Узбекистана входят сухопутные войска, ВВС ПВО.

Основу войск составляют сухопутные войска. Пока они соответствуют той инфраструктуре, которая была раньше до распада ТУРКВО. А именно: одна МСД и дивизия ВДВ (в настоящий момент преобразованная в бригаду). Однако по мере развития государственных институтов в республике идет постепенное реформирование и ВС.

1. В каждой области созданы управления по делам обороны, в задачу которых входит подготовка молодежи к службе в армии, отбор и призыв молодежи в армию и на альтернативную службу, мобилизационные задачи и т.п.

2. Изменяется инфраструктура ВС. В каждой области планируется иметь механизированные бригады, которые должны состоять из 2 МСБ (мотострелковых батальонов), 1 ТБ (танкового батальона), 1 ДШБ (десантно-штурмового батальона) и подразделений обеспечения плюс вертолетная эскадрилья. Планирование таких мощных сил в каждой области (до сего времени несвойственных Узбекистану) увеличивает плотность войск в республике в 2 раза, что говорит и о возможном в будущем увеличении численности личного состава ВС республики тоже в 2 раза.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что во многих частях и подразделениях ощущается острая нехватка офицеров.

По мере обретения республикой реальной государственности и отдаления Узбекистана от России (введение таможенных ограничений, ограниченное распространение российских газет, телеканалов, введение собственной валюты и т.п.) у офицеров-славян усилились миграционные настроения. Как правило, поначалу это наблюдалось в частях, расположенных на окраинах и «дырах» республики. В городах желающих уехать в Россиию или другие славянские страны было гораздо меньше. Однако с середины ноября, когда был введен узбекский сум, желающих перевестись на родину стало больше.

На сегодняшний день укомплектованность офицеров ВВС:

летного состава — 100%,

летно-технического состава — 50-40%;

сухопутных войск:

младшими офицерами — 90-100%,

старшими — 100%;

ПВО:

младшими офицерами — 70%

старшими — 90-100%

Несмотря на высокую укомплектованность летного состава, среди летчиков уменьшается доля классных специалистов, имеющих большой боевой опыт (в том числе и афганский). Удельный вес летчиков коренной национальности — около 15%. Это не самые обученные летчики.

5.3.       Политико-моральное состояние войск

Руководство республики очень волнуют вопросы управляемости армии. С увеличением в войсках доли лиц коренной национальности начали проявляться неуставные отношения, имеющие в основе разделение военнослужащих по материальному положению их родителей, выходцев из тех или иных местных кланов, выходцев из кишлаков и города, представителей элиты республики и простых людей. Стабилизирующую роль в армии играют представители славянских национальностей как среди личного состава срочной службы, так и среди прапорщиков и офицеров. Они пока назначаются на самые серьезные и ответственные должности — командирами частей, подразделений, экипажей боевых машин и т.п. Делая ставку на интернациональный фактор, руководство тем самым уменьшает возможность несанкционированного участия войск в возможных социально-политических конфликтах. Вероятность межэтнических и других социальных конфликтов пока минимальная.

Желание послужить в узбекской армии закреплялось до недавнего времени у россиян и материальным фактором. В бытность, когда денежные системы России и Узбекистана были объединенными (до августа 1993 года), офицеры в Узбекистане получали на 20% больше, чем в России. Сейчас, когда станет видна истинная стоимость узбекской валюты (конечно, меньшая по отношению к российскому рублю), реальная зарплата у офицеров станет меньше.

5.4.       Общая характеристика внутренних войск

На территории Узбекистана располагалось командование дивизии ВВ, а также училище ВВ, просуществовавшее всего год. На базе их созданы внутренние войска и готовятся кадры. Ускоренный выпуск лейтенантов делает для ВВ и училище в Самарканде. Части подразделения ВВ расположены сегодня в каждой области. Особенно высока их плотность в Ферганской долине и Сурхандарьинской области, где влияние оппозиции велико.

Кроме этого, в республике в Ташкентской и Бухарской областях находились подчиненные Москве два полка ВВ, охраняющие промышленные зоны урановых и золотоносных разработок. В настоящее время эти полки подчинены МВД республики. 40% офицеров коренной национальности.

5.5.       Общая характеристика пограничных войск

Пограничные войска у Узбекистана малочисленны, поскольку участок границы небольшой. Основу узбекских войск составляют подразделения Термезского погранотряда — около 2 тысяч человек. Офицеры на 70% русскоязычные. Их отток был незначительным, поскольку условия службы на участке в принципе хорошие и спокойные. (На сопредельной стороне — войска Дустума.)

5.6.       Вооруженные отряды оппозиции

При поддержке исламистов из Афганистана в Таджикистане вместе с Алимом (таджикский оппозиционер) вели боевые действия узбеки-наманганцы Джума Ахума (до 70 человек). Эти люди в специальных лагерях в Афганистане прошли специальную подготовку. После боев, когда в октябре 1993 г. Алима и его союзников здорово потрепали правительственные войска, банда ушла на север. И видимо, скоро надо будет ждать вестей из Ферганской долины. Если, конечно, не нейтрализуют боевиков узбекские спецслужбы, которые довольно активно отслеживают сторонников оппозиции в ближнем зарубежье.

В Узбекистане СНБ республики удалось вскрыть сеть нелегальной переброски эмигрантов из Пакистана в Западную Европу. За антиправительственную деятельность с территории республики выдворено 44 исламских эмиссара (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан), пытавшихся использовать свое пребывание для провокаций и антиконституционных проявлений по таджикскому варианту. Пресечена попытка создания в Ферганской долине конспиративных пунктов хранения оружия и подготовки боевиков. Изъято 248 стволов огнестрельного оружия, в том числе автоматического, более 46 000 боеприпасов, около тонны взрывчатых веществ. Верховным судом республики осуждена группа исламских экстремистов, которая совершала действия, направленные на свержение вооруженным путем законно избранной власти в Узбекистане и создание на его территории исламского государства.

6.    ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
В УЗБЕКИСТНЕ И НА ГРАНИЦАХ С НИМ

На сегодняшний день в регионе со стороны официальных структур государств нет каких-либо территориальных притязаний друг к другу.

Между тем границы республик не соответствуют этническим границам, что в будущем может служить причиной межнациональных конфликтов в следующих местах:

— В Оше и Узгене между киргизами и узбеками;

— в Самарканде и Бухаре между узбеками и таджиками, которых в 30-х годах записали узбеками;

— на юге Казахстана между казахами и узбеками;

— в Худжанской области между узбеками и таджиками;

— в Шаартузском районе между таджиками и узбеками;

— в Каракалпакии между узбеками и каракалпаками;

— в оазисах Амударьи между узбеками и туркменами.

Эти конфликты потенциальные и неразрешимые, их абсолютное невозникновение может быть связано с интернационализацией местности по типу тех отношений, которые существовали в Российской империи или сейчас существуют в США.

 

В противном случае, при ослаблении официальных структур государства (скажем, вызванных клановыми политическими разборками или переворотами, стихийными бедствиями и т.п.), межэтнические и религиозные войны мусульман неизбежны. И что самое печальное, они будут перманентными пока не придет для них новый хозяин или не образуется новый авторитарный режим или империя.

7.    ВОЕННЫЕ ФОРМЫ РОССИЙСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В РЕГИОНЕ

Наиболее целесообразно присутствие России в регионе в трех формах:

1. В качестве военных баз;

2. Путем службы российских граждан по контракту в национальных армиях;

3. В качестве коалиционных сил (а не коллективных, как сейчас), в том числе образующих военно-политический союз.

Эти усилия необходимо наращивать, а не отталкивать или занимать нейтральную позицию, как сейчас это наблюдается в Туркменистане, Кыргызстане, Казахстане.

Надо активизировать переговорный процесс и определиться со статусом военнослужащих РФ в узбекской армии подобно тому, что существует между РФ и Туркменией. А именно:

— в национальной армии военнослужащий РФ сохраняет правовое и финансовое положение военнослужащего, предусмотренное законом РФ «О статусе военнослужащего»;

— страна пребывания обеспечивает военнослужащего жильем, денежным довольствием не ниже, чем в РФ.

Было бы большой ошибкой подключать к тесному военному сотрудничеству России и Центральноазиатских стран кого-либо из дальнего зарубежья (Китая, Ирана, Афганистана), скажем, в качестве членов союза. Поскольку это будет способствовать эрозии возможных конфедерационных отношений в СНГ. Между тем реален межгосударственный военный блок, скажем, как с Китаем, так и с Ираном, Дустумом, Раббана и т.п.

От военной интеграции РФ только выиграет. Поскольку военный товар — это одно из немногих, что очень дорого стоит и что может продать сейчас Россия.

8.    ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПРОГНОЗ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Узбекистану, как и буквально всем Центральноазиатским республикам СНГ, присущи в той или иной мере три группы противоречий.

1. Противоречия между официальным руководством страны и радикально националистически, демократически или религиозно настроенной оппозицией.

2. Внутренние противоречия в официальном руководстве.

3. Противоречия межнациональные.

 

Сдерживающим фактором развития этих противоречий почти во всех государствах является военная сила. В Таджикистане она представлена в лице правительственных войск и коллективных миротворческих сил; в Узбекистане и Туркменистане — тоталитарной системой; в Киргизии же — «националистически»-демократическими институтами, а в Казахстане эти противоречия еще на порядок ниже, неразвиты, и поэтому механизм, их сдерживающий, не просматривается (или его действительно пока нет), что в известном смысле не есть хорошо, поскольку отсутствует фактор предсказуемости.

Несмотря на такой расклад, наиболее вероятная нестабильность в будущем может наблюдаться именно в Узбекистане. Западные специалисты, оценивая экономические шаги республики и достижения в социально-политическом плане, мягко говоря, не совсем учитывают те сжатые пружины, которые хранит в себе любой тоталитарный режим. При всех плюсах идея национальной независимости и дистанцирования от России ведет к моноэтническому образованию политических элит как в армии, так и в обществе.

Пережитки феодально-байской эпохи и коммунистического периода не разрушили в Узбекистане атавизмов родо-племенных отношений, клановости и чинопочитания. В условиях авторитарного режима такая система консервируется, и в любой момент (смерть «диктатора», его катастрофа, межэтнические конфликты и т.п.) можно ожидать дестабилизации обстановки. Вероятность такого исхода события будет расти по мере того, как вооруженные силы республики будут превращаться в моноэтническое образование. Такое может произойти лет через 15 (то есть за то время, за которое реально вырастают офицеры в военном опыте хотя бы до уровня командира полка). Как показывает опыт Пакистана и Афганистана, армия сама может выступить политической силой и взять власть в свои руки в стране.

Дестабилизация обстановки в Узбекистане неминуемо приведет при известных обстоятельствах к изменению политического и межгосударственного равновесия в других сопредельных странах. Все это говорит о том, что Россия в отношении Узбекистана должна определить идеологию взаимоотношений, основу которых должны составить принципы не только экономической интеграции, но и этносоциальной, военной, культурной. «Славянский фактор» ни в коем случае не должен уйти из менталитета узбекского народа. Самое крепкое оружие России, способное повлиять на Узбекистан, — это не пушки и не экономика, это просто русские люди, которые должны жить в Узбекистане и права которых должны быть защищены.

Источники

1. Ватанпарвар.— 1993.— №173, 11.12.

2. Народное слово.— 1993.— 09.11, с.1-2.

 

 

 

Политический мониторинг №1(24)