Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

АЗИЯ-ЭКСПЕРТ

Узбекистан

в декабре 1993 — январе 1994 года

1.Цена валютной независимости:
два месяца с сум-купоном

Прошло два месяца с того момента, когда постановлением кабинета министров Узбекистана сум-купон был объявлен законным платежным средством на территории республики [1], и месяц — с того момента, когда он был объявлен единственным законным платежным средством [2]. Вместе с тем в декабре российский рубль еще не был объявлен «вне закона» на территории Узбекистана: его, согласно постановлениям, можно было принимать во все виды платежей без ограничений. При этом, правда, он был жестко приравнен к сум-купону в соотношении 1:1, что явно не соответствовало реальному «весу» того и другого. Кроме того, было заявлено, что отношение сум-купонов к СКВ будет устанавливаться «по складывающемуся курсу», хотя объяснить, что это означает, при отсутствии в республике валютных торгов, не взялся бы никто. На деле, как выяснилось из дальнейшего, это означало ориентацию на курс, складывающийся по итогам торгов на биржах Москвы. И сегодня, после обвального падения рубля в январе, курс сум-купона к USD в точности соответствует курсу российского рубля: 1560 сум-купонов за $ 1.

Как же вел себя сум-купон в прошедшие два месяца? Поскольку власти сразу же заявили, что сум-купон — временная, переходная валюта, то отношение к нему со стороны населения складывалось соответствующее. Так, уже в первой декаде декабря сум-купон, не поддержанный товарной массой в торговой сети республики, упал на «черном рынке» (который, в отсутствие официальных валютных торгов, является хотя бы приблизительным барометром состояния валюты) до отметки 4800-5200 сум-купонов за $ 1 рос. руб [3]. В дальнейшем, с небольшими колебаниями, его падение продолжалось. Сегодня курс «черного рынка» составляет 9500-10 000 сум-купонов за $1 и 5,3 — 5,6 сум-купона за 1 рос. руб [4].

Кабинетом министров в начале декабря было принято постановление, запрещающее хождение российских рублей при реализации продовольственных товаров, чем российский рубль был вытеснен из сферы государственной продовольственной торговли [5], но это не поколебало (а, напротив, укрепило) позиции российского рубля на негосударственных рынках непродовольственных (да и продовольственных) товаров.

Наряду с этим властями были предприняты попытки административного регулирования ввоза-вывоза СКВ и российских рублей: СКВ можно было приобретать на сумму, эквивалентную $ 500, а российских рублей можно было вывозить не более 150 тысяч [6]. Задумка, очевидно, была простой: как можно больше валюты привлечь в республику и как можно меньше ее выпустить за пределы республики.

Правительство в связи с быстрым падением сум-купона, отношение которого к USD сегодня уже превысило предреформенный уровень, и соответствующим ростом цен было вынуждено в январе в очередной раз повысить заработные платы, пенсии и стипендии, доведя размер минимальной заработной платы до 30.000 сум-купонов в месяц [7]. Однако параллельно с этим более чем на 50% выросли цены на продукты питания и некоторые услуги. Так что рост заработной платы далеко не покрывает роста цен.

Теперь, однако, у руководства республики не осталось возможностей списывать ухудшающееся экономическое положение на эмиссионную политику ЦБ России или на иные обстоятельства, как это можно было делать во времена единого валютного пространства. Очевидно, что сегодня все просчеты или достижения — это уже собственные просчеты или достижения, а потому ответственность за них не переложишь ни на кого другого.

Несмотря на неоднократные запугивания председателя ЦБ Узбекистана Файзуллы Мулладжанова по поводу возможной смены денег в России и его советам не держать своих сбережений в российских рублях [8], а также новые (однако явно неадекватные темпам инфляции) процентные ставки на вклады населения [9], установленные сбербанком, доверие к сум-купону не выросло. И сейчас люди предпочитают сразу же потратить сум-купоны (кто может себе это позволить) на какие-либо вещи, но не откладывать их на «черный день».

Надо сказать, однако, что власти республики достаточно быстро осознали бесперспективность административного регулирования товарно-денежных потоков, что в не столь отдаленном прошлом мог позволить себе разве что «экономически самодостаточный Советский Союз». О том, какие шаги предприняло руководство Узбекистана для выхода из тупиковой ситуации, несколько ниже.

2.    Узбекистан и Казахстан: а почему бы не объединиться, даже если все остальные этого не очень хотят?

После каждой очередной встречи руководителей стран СНГ общественность пытается спрогнозировать дальнейшее развитие событий в Содружестве по принципу «от противного». Если принимаются решения об объединении — жди дальнейшего размежевания, если заявляется о разрешении каких-либо проблем — жди их скорого обострения и так далее.

Не стала, похоже, исключением и очередная ашгабатская встреча руководителей стран СНГ. На этот раз, правда, в руках у российской делегации был сильнейший козырь: как выразилась одна газета, «дух Жириновского витал над Ашхабадом». Победа национал-радикалов на декабрьских выборах в российскую Государственную Думу серьезно озаботила лидеров центральноазиатских государств. И не в последнюю очередь этим было обусловлено подписание на встрече ряда документов, важнейший из которых относится к реализации договора об экономическом сотрудничестве [10]. После встречи Ислам Каримов заявил корреспондентам, что будущее СНГ во многом связано с внутренним положением в России и если там «возьмут верх крикливые политики, заявившие о себе в ходе избирательной кампании, у Содружества не будет будущего» [11].

Итак, страны СНГ, ощущая за спиной дыхание русского национал-фашизма, довольно быстро пришли в Ашхабаде к взаимным соглашениям. Но, памятуя о прошлых неуспехах в реализации договоренностей, лидеры Узбекистана и Казахстана решили действовать быстрее других. Так, уже 10 января в Ташкент прибыл Нурсултан Назарбаев. В тот же день между Узбекистаном и Казахстаном был подписан договор о создании единого экономического пространства, которое обеспечит свободное перемещение между двумя странами товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также проведение согласованной кредитно-расчетной, бюджетной, налоговой, ценовой, таможенной и валютной политики [12]. После подписания документов на пресс-конференции Нурсултан Назарбаев сказал, что за минувший год товарооборот между двумя странами возрос в 2,5 раза, а акции крупных промышленных предприятий Казахстана могут теперь приобретать и граждане Узбекистана [13]. После ташкентских переговоров главы Узбекистана и Казахстана вместе побывали в Нукусе на конференции по проблемам Арала, а также осуществили поездку по архитектурным и историческим памятникам Узбекистана — в Хиве и Самарканде.

Сразу вслед за этим Ислам Каримов отбыл в Бишкек с целью присоединения к договору о едином центральноазиатском экономическом пространстве и Кыргызстана, явившегося в прошлом году раскольником в вопросе о создании «единой рублевой зоны». Визит Каримова завершился подписанием соглашения о присоединении Кыргызстана к указанному выше пространству [14]. На состоявшейся пресс-конференции Ислам Каримов подчеркнул, что с 1 февраля между странами, подписавшими соглашение, будут прекращены проверки товаров, а заслон будет поставлен только движению наркотиков и оружия.

Итак, попытки создания экономического союза между государствами Центральной Азии на сегодняшнем этапе были достаточно успешными. Правда, следует отметить, что центральноазиатское экономическое пространство создается усеченным: без обескровленного войной Таджикистана, превращенного в своеобразный протекторат России, и «центральноазиатского Кувейта» — Туркменистана, надеющегося выйти из кризиса в одиночку, за счет несметных запасов газа. Любопытно в этой связи, что в республиканской прессе Узбекистана, находящейся под неусыпным государственным надзором, то и дело проскальзывают заметки, в которых высмеиваются то итоги выборов в Туркменистане, то сверх меры раздуваемый культ Туркменбаши. Подобных выступлений ни относительно Казахстана, ни относительно Кыргызстана республиканская пресса не позволяет.

Объединение с Казахстаном представляется для Узбекистана выгодным во всех отношениях. Оно поможет, во-первых, предоставить республике столь недостающие ей хлеб и нефть, укрепив независимость от российских поставок. Во-вторых, учитывая гораздо более высокий рейтинг Назарбаева (как «демократического лидера») в правительственных кругах Запада (прежде всего США), такой союз «пристегивает» и Узбекистан к колеснице благосклонного западного партнерства. В свете готовящегося 14-15 февраля визита Нурсултана Назарбаева в Белый дом такой союз для Узбекистана удачен во всех отношениях.

Но если такой союз весьма выгоден и для Узбекистана, и для Казахстана, то Москве он, по-видимому, таковым не кажется. Создание мощного, независимого экономического блока центральноазиатских государств весьма больно ударит прежде всего по промышленным интересам России в Центральной Азии. Так, и по сей день неконкурентоспособные на европейском и мировом рынке автомобили «ВАЗ» и многие другие товары машиностроения следуют в направлении Центральной Азии, которая вынуждена поглощать их, поскольку ее государства каждое в одиночку не в состоянии осуществить переориентацию на иные рынки. Именно в этом контексте следует рассматривать усиление давления со стороны российского правительства в отношении принятия государствами Центральной Азии института «двойного гражданства» и недавно состоявшийся в Ташкенте «всесоюзный слет директорского корпуса».

3.    Двойное гражданство: Ислам Каримов однозначно «против», Сапармурад Туркменбаши однозначно «за»

Проявляющаяся в последние месяцы активность российского Министерства иностранных дел во внедрении в Центральной Азии института двойного гражданства по-разному была воспринята в разных республиках. Так, Сапармурад Туркменбаши (Ниязов) с готовностью отреагировал на предложение российских властей, первым из лидеров Центральноазиатских стран высказав одобрение такой идеи. Достаточно благосклонно вначале воспринята была идея двойного гражданства и в Кыргызстане; Таджикистан, принявший в качестве собственной российскую валюту, думается, не будет возражать и против двойного гражданства для своих русскоязычных граждан. Нурсултан Назарбаев, которого весьма заботит проблема северных территорий, отнесся к идее неоднозначно. И только один из центральноазиатских лидеров с самого начала однозначно не принял идеи двойного гражданства. Им был президент Узбекистана Ислам Каримов.

Так, уже в начале декабря на торжественном собрании, посвященном первой годовщине принятия Конституции республики, Каримов отверг попытки «ряда политических деятелей некоторых стран» выступать за предоставление двойного гражданства «представителям определенной нации», президент отверг эти претензии, квалифицировав их как «попытку вмешиваться в наши внутренние дела» [15]. Затем президент Узбекистана напомнил о «недоброжелателях» стабильного и мирного положения в республике на сессии ВС Узбекистана, сказав, что они «пытаются сбить с пути некоторых наших слабовольных руководителей и активистов, толкнуть их к предательству, посеять в наших рядах семена противостояния и розни». Ислам Каримов резко выступил против идеи двойного гражданства [16]. Затем, уже в январе, после подписания документов между Узбекистаном и Казахстаном на пресс-конференции Ислам Каримов снова выступил против двойного гражданства. Его поддержал и Нурсултан Назарбаев [17].

Сразу после подписания совместных с Казахстаном документов Ислам Каримов ездил в Бишкек. Как говорилось выше, поездка закончилась присоединением Кыргызстана к договору о создании единого центральноазиатского экономического пространства. А вскоре Аскар Акаев на первом курултае народов Кыргызстана высказался против закрепления двойного гражданства в Конституции республики [18].

Таким образом, усилиями президента Узбекистана идее двойного гражданства в январе был поставлен заслон. В телетрансляции пресс-конференции Ислама Каримова и Аскара Акаева президент Узбекистана весьма эмоционально возражал против, как он выразился, предоставления «запасного аэродрома» лицам определенных национальностей. «Сам я, — сказал президент, — учился в русской школе, которую, кстати, окончил с золотой медалью. Русский язык я знаю лучше, чем свой родной узбекский язык. Ну что же еще надо?»

В Узбекистане, по утверждению Каримова, нет проблемы русскоязычного населения, поскольку русскоязычные граждане имеют абсолютно такие же права, как и все остальные. К слову, на учредительной конференции Русского культурного центра, состоявшейся в Ташкенте, было подчеркнуто, что русские в Узбекистане имеют несравненно больше возможностей сохранить присущие этому народу черты, нежели представители других национальностей. «Мы категорически против привлечения к нашей работе людей по чисто этническому признаку, — сказал председатель правления Русского культурного центра, народный депутат Сергей Зинин. Русский язык, русская культура стали родными для представителей многих национальностей, проживающих в Узбекистане» [19].

Как будут развиваться в дальнейшем события вокруг идеи двойного гражданства, усиленно «предлагающейся» российским внешнеполитическим ведомством, покажет время.

4.    Ислам Каримов своими указами пытается, похоже, ускорить процесс реформ

Вынужденный переход на собственную валюту и неустойчивость переходного сум-купона подтолкнули в январе Ислама Каримова к достаточно решительным шагам по изменению ситуации. К более решительным шагам подталкивал президента Узбекистана и ход реформ в соседних Казахстане и Кыргызстане. Так, в Казахстане с 1 декабря, по обещаниям Госкомимущества, должен был начаться процесс выдачи чековых книжек и инвестиционных купонов [20]. Аналогичные процессы разворачиваются и в Кыргызстане, а также в Туркменистане.

Для сдвига по пути реформ президенту Узбекистана необходимо, по-видимому, было произвести некоторые кадровые перестановки, о которых речь пойдет ниже. А сейчас несколько слов о том, как «идеологически» готовил свой достаточно радикальный январский указ Ислам Каримов.

В начале декабря кабинет министров республики «окоротил» три ведущих сельскохозяйственных ведомства, приняв постановление «О серьезных нарушениях формирования и применения договорных (свободных) цен в системах Министерства сельского хозяйства, «Узплодовощвинпрома» и «Узкоопзаготторга»» [21]. В постановлении говорится, что в ходе выборочной проверки 624 хозяйств, предприятий и организаций АПК» установлены грубые нарушения принципов рыночной экономики в вопросах ценообразования, волевого вмешательства отраслевых ведомств в процесс формирования и установления договорных (свободных) цен». Так, концерн «Узплодовощвинпром» в 1993 г. разработал и направил своим подразделениям 10 нормативных рекомендаций по 907 видам фиксированных цен на плодоовощную продукцию. Аналогичное положение наблюдается и в других ведомствах. В результате значительно завышается уровень рентабельности, который по отдельным видам сельхозпродукции достигает 400%. За допущенные нарушения министру сельского хозяйства Каюмову Н.К. и председателю концерна «Узплодоовощвинпром» Мирзоеву Ш.М. объявлен выговор. Выговоры и предупреждения объявлены также ряду других руководителей. Ряд работников освобождены от занимаемых должностей [22].

В том же номере «Народного слова» опубликован и указ президента Узбекистана «Об упорядочении проверок на предприятиях торговли и сферы услуг», в котором говорится, что отныне проверки допускается производить только Главному государственному налоговому управлению и его территориальным подразделениям [23]. Вместе с тем система снабжения основными продуктами питания жителей столицы (столицы — всегда самое взрывоопасное место) сохранится и в 1994 г [24].

В конце декабря на совещании в кабинете министров Узбекистана Ислам Каримов расставил несколько иные акценты и в предприятиях, на которые наталкиваются реформы в республике. Так, первым препятствием он назвал медленное разгосударствление и приватизацию, вторым — бюрократизм и, наконец, посетовал на малое число СП в Узбекистане, высказав тем самым свою неудовлетворенность уровнем иностранных инвестиций. Президент отметил также, что темпы приватизации не могут никого устроить, а крупные предприятия, имевшие ранее союзное подчинение, необходимо акционировать. В области строительства, сказал Ислам Каримов, не будет теперь выделяться централизованных капвложений, а государство будет выделять средства только для освоения новых земель и мелиорации [25].

Перед самым Новым годом президент Узбекистана выступил на сессии НС республики. Экономическая часть его выступления касалась прежде всего вопроса финансовой стабилизации, для чего, по его словам, необходимо пересмотреть финансово-кредитную политику, резко сократив льготное кредитование. «Если потребуется, — сказал Каримов, — мы не должны противодействовать тому, чтобы иностранцы полностью выкупили у нас дуканы, гостиницы, сервисные предприятия. Ибо они никуда не вывезут эти стены». Президент сказал, что в новом году намерен больше лично бывать на местах и будет строго спрашивать с хокимов [26].

Вместе с тем, Министерство финансов Узбекистана сообщило, что намеченный на январь переход к свободному ценообразованию временно откладывается, а на январь продлевается порядок нормированного обеспечения населения основными продуктами питания [27]. Соответственно дотации на хлеб, например, вырастут с 3,7 млрд. сум-купонов в декабре до 11,5 млрд. сум-купонов в январе.

Было предпринято некоторое смягчение валютного налогообложения: в соответствии с новым постановлением КМ республики, предприятия всех форм собственности, получающие выручку в иностранной валюте, уплачивают с нее налог и в обязательном порядке продают часть выручки в иностранной валюте ЦБ республики. Ставки налога с выручки: 10% в республиканский валютный фонд, 5% — в соответствующие валютные фонды республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента. Кроме того, одновременно с уплатой налога с выручки предприятия должны осуществлять одновременную продажу 15% выручки ЦБ Узбекистана [28]. Это постановление смягчает прошлогоднее постановление КМ «О валютном регулировании», в соответствии с которым налог с выручки составлял 25% в республиканский валютный фонд и 10% в областные фонды, а 5% из 25%-ного налога с выручки должны были в обязательном порядке продаваться ЦБ республики [29]. Таким образом, последнее постановление производит перераспределение средств в пользу ЦБ республики.

Еще один шаг властей состоял в упразднении управления по борьбе с преступлениями в сфере экономики, а 50% численности его служащих было передано вновь образованному на базе главного Государственного налогового управления Государственному налоговому комитету. Новому комитету в подчинение был передан также Государственный таможенный комитет [30]. Налоговый комитет тем самым становится одним из основных рычагов проведения государственной политики.

И наконец, 22 января был опубликован указ президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства» [31]. Ввиду важности данного указа изложим его подробно. В целях дальнейшего продвижения экономических реформ, сказано в нем, при президенте республики создается Межведомственный совет по экономической реформе, предпринимательству и иностранным инвестициям. Кабинету министров предписано разработать государственную программу по углублению процессов разгосударствления и приватизации, особое внимание обратив на промышленность и строительство и предусмотрев: преобразование АО закрытого типа в общества открытого типа; организацию республиканской биржи торговли недвижимостью; создание республиканской фондовой биржи. Указ разрешает «реализацию на конкурсной основе в частную собственность объектов торговли и сферы обслуживания, а также земельных участков, на которых они размещены, физическим и юридическим лицам, в том числе и иностранным, без декларирования источников средств, используемых ими для приобретения приватизируемых объектов» (п.3). Размещение строящихся и создаваемых частных объектов предписывается производить «в самых престижных и деловых частях городов и населенных пунктов». В указе говорится, что «любое посягательство на права частной собственности будет строго и неотвратимо пресекаться законом». В п.5 Внешэкономбанку предписываеися создать на местах необходимые условия для открытия счетов в иностранной валюте физическим лицам, ускорить ввод в обращение собственных дебетовых и кредитных карточек «Виза интернешнл». В п.6 говорится: «Всемерно стимулировать частнопредпринимательскую деятельность граждан, обеспечивающих ввоз товаров и пополнение внутреннего рынка, всячески поощрять создание мелкооптовых торговых структур». И далее: «Снять ограничения по ввозу и вывозу иностранной наличной валюты и денежных знаков стран СНГ гражданами республики Узбекистан и иностранными гражданами». П.7: «Освободить совместные предприятия, специализирующиеся на производстве ТНП, у которых доля иностранного капитала превышает 50%, от уплаты налога с выручки в иностранной валюте и обязательной продажи ее ЦБ сроком на 5 лет с момента регистрации». Согласно указу (п.13) всякое вмешательство со стороны хокимиятов и вышестоящих органов управления в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий нужно считать недопустимым. До 1 июля 1995 года (п.14) будут отменены таможенные пошлины на импорт всех видов товаров, ввозимых в Узбекистан. К указу приложены перечни лицензируемых видов деятельности, товаров и запрещенных к вывозу продуктов и товаров.

Таким образом, радикальность намерений Ислама Каримова следует из изложенного указа. Намерение резко продвинуться по пути реформ обусловило и ряд кадровых перестановок, осуществленных в декабре-январе. Так, на 14-й сессии ВС Узбекистана, прошедшей в декабре, согласно поданному заявлению, «в связи с ухудшившимся здоровьем» покинул свой пост председатель ВС Шавкет Юлдашев», а и.о. председателя был утвержден его заместитель Э.Халилов [32]. Далее, указом президента была произведена замена министра финансов республики: вместо Эркина Бакибаева этот пост (один из ключевых в государстве) занял Бахтиер Хамидов, ранее работавший председателем Госкомитета по прогнозированию и статистике [33]. Бывший начальник главного Государственного налогового управления Шамиль Гатаулин стал во главе образованного Государственного налогового комитета, который приобрел значительно больший, по сравнению с налоговым управлением, вес [34]. Наконец, председателем Комитета по управлению госимуществом и приватизации назначен Виктор Чжен, а бывший начальник Госкомимущества Шухрат Гафуров освобожден от своей должности [35].

Итак, на ключевых постах, прямо влияющих на проведение реформ, оказались новые люди.

Отметим также некоторые кадровые замены рангом пониже. Так, хокима Ташкентской области Сайфуллу Сайдалиева сменил Мирзамурад Икрамок, ранее работавший хокимом Уртачирчикского района Ташентской области [36], а заместитель премьер-министра Тулкин Мирякубов был освобожден от своей должности в связи с переходом на другую работу [37].

Следует также сказать еще об одной «кадровой перестановке». 18 января состоялось собрание Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, на котором «в связи с ухудшением состояния здоровья и согласно поданному заявлению» Б.Алламурадов освобожден от должности председателя Совета, а на его место избран Х.Джамалов [38].

Трудно сказать, связаны ли три последние перестановки с радикализацией реформ, но, так или иначе, они произошли за последние два месяца, совпав с упомянутой радикализацией по времени.

Но одно дело долговременные намерения властей, другое — реальная ситуация в республике. В этой связи остановимся на состоявшемся в январе заседании Совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей, возглавляемого Аркадием Вольским. В заседании, помимо руководства Узбекистана и руководства МКПП, участвовали также представители крупнейших объединений и ведомств России. В своем выступлении на заседании Аркадий Вольский сделал акцент на необходимости развития интеграционных процессов, которые только и способны предотвратить дальнейший спад производства. Особо отметив принципиальную позицию Ислама Каримова по созданию платежного союза, он сказал, что есть силы, активно противящиеся такому союзу [39]. Ислам Каримов в своем выступлении на заседании был более осторожен и дипломатичен. Описав богатые природные и трудовые ресурсы Узбекистана, президент сказал, что конечно же, с одной стороны, крушение старых связей — процесс естественный, но с другой — отвергать старых партнеров было бы ошибкой [40]. На пресс-конференции по итогам заседания Совета МКПП президент Каримов отметил, что для процветания необходимо сотрудничество со всеми странами, особенно с Россией, сказав, что МК КП может сыграть здесь свою положительную роль. Вольский похвалил Узбекистан за взвешенную политику перехода к рыночным отношениям, в отличие от России, где возобладал подход с позиций «шоковой терапии» [41]. И наконец, двусторонняя встреча представителей директорского корпуса Узбекистана и России завершилась подписанием договора о всестороннем сотрудничестве. С узбекской стороны его подписал президент Союза предпринимателей Узбекистана Эркин Ходжаев, с российской — Аркадий Вольский. Руководитель ассоциации предприятий машиностроения Узбекистана Х.Гулямов считает, что разрыв хозяйственных связей особенно тяжело переживается машиностроением республики. Президент АО «Аконхол» Москвы С.Попович отметил, что они крайне заинтересованы в расширении сотрудничества с Узбекистаном в области поставок ирригационного оборудования, изготавливаемого уральской группой заводов, установок по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, оборудования для нефтяной и газовой промышленности [42].

В последние месяцы положение в машиностроительной отрасли Узбекистана резко ухудшилось. Большая зависимость предприятий республики от поставок российского сырья и комплектующих, непроходимость платежей и разрыв хозяйственных связей инспирируют рост безработицы, падение производства и оплаты труда на предприятиях машиностроительного комплекса. Учитывая, что основной контингент на этих предприятиях — русскоязычные, такое положение стимулирует миграцию их из республики. Переориентироваться на мировой рынок в ближайшее время вряд ли удастся, а потому «дружба» с МКПП пока остается необходимой. Понимая это, Ислам Каримов ведет себя весьма дипломатично.

5.    Хроника

Президент Узбекистана принял делегацию французских предпринимателей во главе с Эндрю Гельфи.

Ислам Каримов рассказал гостям о работе, осуществляемой с целью привлечения в республику иностранных инвестиций. Эндрю Гельфи выразил намерение сотрудничать в строительстве на территории Узбекистана международного аэропорта, гостиниц, сахарных заводов, участвовать в нефтяной и газовой промышленности [43].

Президент Узбекистана принял 13 декабря делегацию представителей Министерства внешней торговли Японии и японских предпринимателей во главе с Южи Киекавой.

Ислам Каримов сказал, что он поддерживает идею создания узбекско-японской экономической комиссии. Гости подчеркнули, что перспективы сотрудничества между двумя странами весьма привлекательны [44].

 

Концерн «Узпищепром» подписал пакет документов о сотрудничестве с английской корпорацией «Б.А.Т.Индастриз».

Корпорация специализируется на выпуске сигарет «Кент». По соглашению, английские производители намерены вложить в строительство сигаретной фабрики в г.Самарканде немалые средства [45].

10 декабря в Ташкенте подписано соглашение между национальным банком внешнеэкономической деятельности Узбекистана и Германским банком развития (КФВ).

В соответствии с ним, немецкий банк предоставляет инвестиционный кредит на сумму 200 млн. немецких марок. Для наполнения и освоения этой кредитной линии во Внешэкономбанке сейчас завершается отбор и экспертиза высокорентабельных инвестиционных проектов [46].

В Андижане состоялись торжества, посвященные 510-летию со дня рождения Захириддина Мухаммеда Бабура.

До юбилея в Андижане была проведена большая работа по подготовке к нему. На 300 га в Багишамале был создан национальный парк имени Бабура. 17-18 декабря весь Андижан представлял собой место проведения торжества. В город прибыли гости из всех областей и соседних Кыргызстана и Таджикистана [47].

3-5 января президент Узбекистана осуществил официальный государственный визит в Индию.

Основной целью поездки в своем интервью перед вылетом Ислам Каримов назвал укрепление и поднятие на новую ступень дружественных отношений между Узбекистаном и Индией. В ходе визита были подписаны соглашение о принципах развития экономических связей и всестороннего сотрудничества, а также еще 5 соглашений и меморандумов, определяющих направления индийско-узбекского взаимодействия в сферах культуры, связи и коммуникации, науки и техники; состоялся обмен ратификационными грамотами о принципах межгосударственных отношений [48].

Президент Узбекистана Ислам Каримов стал лауреатом премии «За мир и согласие между народами».

Премия присуждена ему Советом Международной ассоциации содействия возрождению духовности «Руханият» — неправительственной организации, созданной в 1992 году в Кыргызстане [49].

 

Президент АН Узбекистана Махмуд Салахитдинов избран членом Исламской Академии наук Иордании.

Таково признание его заслуг в развитии математики (теории дифференциальных уравнений). Исламская АН создана в 1986 году в Иордании и является независимой международной и негосударственной организацией, ее членами и учредителями стали выдающиеся мусульманские ученые из различных регионов мира [50].

 

20 января 1994 года в 4 часа утра на перегоне Джетысай Пахтаарал Среднеазиатской железной дороги потерпел аварию пассажирский поезд №53 Нукус — Ташкент. Имеются жертвы [51].

Президент Узбекистана 27 января отбыл в швейцарский город Давос для участия в совещании всемирного экономического форума.

Перед отлетом он сказал журналистам, что намерен в Давосе говорить о самых актуальных проблемах нашей страны, в частности об обеспечении Узбекистана нефтепродуктами [52].

Источники

1. Народное слово.— Ташкент, 1993 -1 декабря.

2. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 31 декабря.

3. Соб.инф..— 9 декабря.

4. Соб.инф..— 8 февраля.

5. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 14 декабря.

6. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 16 декабря.

7. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 1 января.

8. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 16 декабря.

9. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 14 декабря.

10. Правда Востока.— Ташкент, 1993.— 25 декабря.

11. Там же.

12. Народное слово.— Ташкент, 1994.— 11 января.

13. Правда Востока.— Ташкент, 1994.— 12 января.

14. Народное слово.— Ташкент, 1994.— 18 января.

15. Народное слово.— Ташкент,.— 1993.— 8 декабря.

16. Народное слово,.— Ташкент, 1993.— 30 декабря.

17. Правда Востока.— Ташкент, 1994.— 12 января.

18. Вечерний Ташкент.— Ташкент, 1994.— 25 января.

19. Народное слово.— Ташкент, 1994.— 11 января.

20. Биржевой Вестник Востока.— Ташкент, 1993.— 9 декабря.

21. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 11 декабря.

22. Там же.

23. Народное слово.— Ташкент -1993.— 11 декабря.

24. Вечерний Ташкент.— Ташкент, 1994.— 17 декабря.

25. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 24 декабря.

26. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 30 декабря.

27. Народное слово.— Ташкент, 1994.— 4 января.

28. Там же.

29. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 5 июня.

30. Народное слово.— Ташкент, 1994.— 19 января.

31. Народное слово.— Ташкент, 1994.— 22 января.

32. Вечерний Ташкент.— Ташкент, 1993.— 29 декабря.

33. Народное слово.— Ташкент, 1994.— 19 января.

34. Народное слово.— Ташкент, 1994.— 24 января.

35. Правда Востока.— Ташкент, 1994.— 27 января.

36. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 10 декабря.

37. Правда Востока.— Ташкент, 1994.— 27 января.

38. Народное слово.— Ташкент, 1994.— 19 января.

39. Народное слово.— Ташкент, 1994.— 26 января.

40. Там же.

41. Правда Востока.— Ташкент, 1994.— 27 января.

42. Там же.

43. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 4 декабря.

44. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 14 декабря.

45. Вечерний Ташкент.— Ташкент, 1993.— 15 декабря.

46. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 16 декабря.

47. Народное слово.— Ташкент, 1993.— 21 декабря.

48. Правда Востока.— Ташкент, 1994.— 6 января.

49. Народное слово.— Ташкент, 1994.— 4 января.

50. Народное слово.— Ташкент, 1994.— 20 января.

51. Вечерний Ташкент.— Ташкент, 1994.— 21 января.

52. Правда Востока.— Ташкент, 1994.— 28 января.

 

 

 

Политический мониторинг №1(24)