Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Николай ПОГОДАЕВ,

Ольга ГРИБАНОВА,

Наталья КОНОВАЛОВА

Новосибирская область

в январе 1994 года

1.    КРАТКАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Новосибирская область занимает территорию 178,2 тыс. квадратных километра. В области 30 административных районов, 14 городов. Население — 2 млн. 788,4 тыс. человек, из них более 2 млн. проживает в городах. За последние два года в область переселилось 5,4 тыс. мигрантов из Казахстана, Киргизии, Узбекистана. 78% из них русские. Областной центр — г.Новосибирск (около 1,5 млн. человек) — крупнейший транспортный и промышленный центр, где сосредоточено 80% потенциала области.

Новосибирская область — один из важных индустриальных районов Сибири с развитым сельским хозяйством. Область производит 14,4 процента промышленной и около 20% сельскохозяйственной продукции Западной Сибири. Более 30% рабочих и служащих заняты в промышленности, более 10% — в сельском хозяйстве, около 10% — на транспорте и примерно столько же в строительстве. Ведущей отраслью промышленности являются машиностроение и металлообработка [около 46% производимой промышленной продукции). Выделяются также пищевая (13%), химическая (9%) промышленность, черная (около 4%) и цветная (около 7%) металлургия.

Серьезной проблемой в промышленности является невысокий технический уровень отрасли. Коэффициент износа промышленно-производственных фондов на 1988 г. составлял 45%. Почти 50% машиностроительной продукции области вывозится, в то же время 70 — 75% потребности области в этой продукции удовлетворяется за счет ввоза ее из центральных районов страны.

Перспективы Новосибирской области связываются прежде всего с коренным техническим перевооружением действующих предприятий. Важное значение имеет перепрофилирование машиностроения области на производство продукции, непосредственно для нужд Сибири. Область испытывает острый дефицит в тепловой и электрической энергии, что требует строительства новых ТЭЦ. Альтернативным вариантом может стать сооружение крупной конденсационной станции на углях Канско-Ачинского бассейна, расположенного в 200-250 км от Новосибирска. Это особенно важно для возрастающего энергопотребления западных сельскохозяйственных районов.

Имея развитое сельское хозяйство, область играет важную роль в производстве продовольствия для восточных районов России со специализацией на выращивании зерна, картофеля, овощей и мясо-молочном животноводстве. Новосибирская область значительно опережает по душевому производству основных видов сельскохозяйственной продукции уровень России и Западной Сибири. Часть сельскохозяйственной продукции вывозится за пределы области.

Область является крупным транспортным узлом с транзитной специализацией. Она расположена на пересечении важнейших транспортных путей, связывающих восточные районы страны с европейскими.

Новосибирская область характеризуется значительным научно-исследовательским потенциалом. Здесь действуют 43 академических института Сибирского отделения АН России, ВАСХНИЛ России, более 100 отраслевых научно-исследовательских и проектно-технологических институтов, 12 вузов.

Развитие внешнеэкономических связей осуществляется на основе бартерных сделок, соглашений и договоров, создания совместных предприятий. В структуре промышленного экспорта низка доля готовой промышленной продукции (12%), в то время как сырье, отходы производства и неликвиды составляют 70%.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРУППИРОВОК

Результаты выборов и расстановка политических сил в Государственной Думе, а также предстоящие выборы в региональные органы власти и местного самоуправления вызвали оживление в местных политических организациях.

2.1.       ЛДПР

О позициях новосибирского отделения ЛДПР можно судить по ее обращению к членам Государственной Думы. Обусловливая свою позицию обеспокоенностью «за создавшееся положение в промышленности, сельском хозяйстве, культуре», члены этой партии предлагают Думе рассмотреть на своем заседании следующие вопросы:

1. Оценка работы правительства, президента и его окружения в реформировании государства Российского.

2. Пересмотр всей налоговой политики в пользу сельскохозяйственных производителей.

3. Приостановка конверсии военной промышленности.

4. Борьба с организованной преступностью всеми имеющимися средствами в государстве. Изъятие всех видов оружия у населения и запрещение его продажи.

На выборах 12 декабря 1993 г. за ЛДПР в Новосибирской области проголосовало 24% избирателей [1].

2.2.       РКРП

Новосибирская организация РКРП (секретарь областного комитета — С.Е.Крупенько) бойкотировала выборы 12 декабря. Но сегодня эта организация меняет свое отношение к выборам в представительные органы власти и заявляет о своем участии в местных выборах в блоке с другими коммунистическими и социалистическими организациями области [2].

2.3.       Национал-патриоты

Обращение к жителям Новосибирска и области распространило Православное патриотическое движение «Отчизна». В нем говорится, что идеалами движения являются православные ценности, позволившие в свое время создать «величайшую в мире Русскую державу». Стратегическая цель общества — поддержание стабильности общества, соблюдение его внутренней крепости и устойчивости на основе служения идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания [3].

2.4.       «ДемРоссия» и «Выбор России»

По мнению новосибирской организации «ДемРоссии», проигрыш демократических сил на выборах 12 декабря во многом стал следствием создания представителем президента по Новосибирской области А.Манохиным параллельного исполкома блока «Выбор России». Один из известных новосибирских политических лидеров, А.Мананников, обратился к президенту с письмом, в котором обвиняет Манохина в превращении Новосибирска в «коммунистический заповедник». По мнению Мананникова, Манохин содействовал назначению главой областной администрации первого секретаря обкома КПСС В.Мухи, победе на выборах в Государственную Думу по одномандатным округам коммунистов Липицкого, Аничкина, Харитонова [4].

В настоящее время продолжаются консультации новосибирского отделения «ДемРоссии» и «Выбора России». Суть их в том, чтобы в ходе предвыборной кампании распределить округа и «не мешать друг другу». О создании единой предвыборной программы речи не идет [5].

2.5.       Предприниматели

Примет в предстоящих выборах участие и такая организация, как Сибирское отделение Международной ассоциации руководителей предприятий (СО МАРП). Президент — Елезов Алексей Борисович, генеральный директор — Владимир Женов. В ассоциацию входят около 400 предприятий разных форм собственности и разного уровня. Около 55% — это предприятия Новосибирска. Есть представители Москвы, Иванова, Екатеринбурга, Архангельска, Украины, Литвы, Франциии, США. До недавнего времени организация не участвовала в политической жизни региона. Первым опытом стали выборы 12 декабря 1993 г. Из числа кандидатов, поддерживаемых СО МАРП, в Государственную Думу и Совет Федерации прошли глава областной администрации Иван Иванович Индинок и директор АО «Пайвинский» Иван Валентинович Стариков [6].

3.    СИБИРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

На состоявшемся в Москве внеочередном заседании Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Сибирское соглашение» (МАСС) переизбран руководящий состав этой организации. Известно, что в Совет Федерации избраны 14 из 19 руководителей сибирских территорий. Председателем совета МАСС избран глава администрации Омской области Леонид Константинович Полежаев. Этому избранию содействовали, видимо, как личные качества Полежаева, так и тот факт, что Омская область в Сибирском регионе является самой благополучной в социально-экономическом отношении, поддерживает самые низкие цены на продукты питания. Заместителями председателя МАСС избраны глава администрации Красноярского края Валерий Михайлович Зубов и генеральный директор исполнительной дирекции Владимир Иванович Иванков. Последний будет заниматься вопросами политической и экономической интеграции территорий Сибири [7].

Полежаев Леонид Константинович родился 30 января 1940 г. в Исилькульском районе Омской области, в семье железнодорожника. В 1965 г. окончил Омский сельхозинститут по специальности инженер-гидростроитель. До 1987 г. работал в Казахстане, возглавляя строительство крупного всесоюзного объекта: канала Иртыш — Караганда — Джезказган. После окончания стройки работал заместителем председателя исполкома Караганды. В 1987 г. переехал в Омск. В 1988-1989 гг. — председатель экономического комитета Омского облисполкома, затем — председатель облисполкома и глава администрации области. На выборах 12 декабря 1993 г. за него отдали голоса 70% избирателей [8].

Приоритетными направлениями «Сибирского соглашения» определены: агро-промышленный комплекс, наука и вузовское образование, борьба с преступностью и удешевление тарифов на электроэнергию. Новое руководство «Сибирского соглашения» подчеркивает, что деятельность организации направлена на решение социально-экономических проблем региона и не имеет ничего общего с теми, кто намерен поднимать вопрос о создании Сибирской Республики. Не намерены члены «Сибирского соглашения» и создавать свою фракцию в Государственной Думе и Совете Федерации, хотя на последнем и настаивал представитель президента по Томской области С.Сулакшин. Сотрудничество ассоциации с Государственной Думой будет заключаться в участии ее экспертов в работе комитетов и комиссий российского парламента. Определенное влияние члены «Сибирского соглашения» будут оказывать и на Думу за счет большой депутатской квоты [9].

25 января в Омске состоялось заседание координационного комитета МАСС. В центре внимания были вопросы промышленной политики. Обсуждались проблемы снабжения предприятий энергоресурсами, вопросы инвестиционной и налоговой политики, взаимной задолженности предприятий и пути их преодоления. Созданная здесь рабочая группа будет готовить проект указа Президента РФ по этим вопросам. Как известно, «Сибирское соглашение» имеет право законодательной инициативы. Было принято и решение о создании в рамках МАСС рабочей группы по выработке концепции развития промышленности Сибири [10].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что МАСС, претерпев некоторую реорганизацию, отказавшись от разыгрывания карты сибирского сепаратизма, сохранилась в качестве ведущей организации, ставящей своей целью отстаивание специфических интересов одного из крупнейших регионов России (обладающего 75 процентами ресурсного потенциала страны), и намерена принимать активное участие в работе федеральных органов власти.

4.    СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ РЕГИОНА

Обсуждается вопрос о создании в Новосибирске центра парламентской деятельности. По замыслу его инициаторов, это общественное объединение поможет сконцентрировать усилия депутатов всех уровней, специалистов, ученых в осуществлении проектов законодательной инициативы и законов, рассматриваемых российским парламентом [11].

В отличие от многих областей и России и Сибири, в Новосибирской области продолжает действовать областной Совет народных депутатов. Его председатель — А.П.Сычев. Одним из основных дел Совета является в настоящее время подготовка в местные органы представительной власти 27 марта 1994 г. По инициативе облсовета в конце декабря 1993 г. прошла встреча представителей пяти сибирских территорий (Омск, Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Томск), на которой согласовывался проект положения об органах местного самоуправления. Занимался совет и проблемами экономики: рассмотрен бюджет на 1994 г., создана экспертно-аналитическая группа для анализа социально-политической обстановки в области, выработки пакета антикризисных идей-предложений [12].

Новый орган представительной власти области будет называться областным Советом депутатов и будет иметь 48 мест. Опубликовано Положение об областной избирательной комиссии по выборам в вышеупомянутый Совет. Облсовет будет заниматься финансовыми проблемами области, контролем за администрацией и правоохранительными органами. По всей видимости данный орган сможет оказывать достаточно большое влияние на жизнь области. По этому поводу в местной прессе высказывается мнение, что уже сейчас предстоящим выборам очень большое внимание уделяется со стороны коммерческих структур, «теневиков», организованной преступности, заинтересованных в лоббировании своих интересов с трибуны облсовета [13].

В предвыборную кампанию включился новосибирский клуб избирателей «Форум», предлагающий поддерживать тех кандидатов в депутаты, которые будут защищать интересы населения «не на словах, а на деле» [14].

5.    ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

В феврале в Новосибирске будет зарегистрирована сибирская ассоциация лесопромышленников (САЛП) «Сибирские мужики». Она создается в соответствии с программой «Лес Сибири», получившей поддержку межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Предполагается, что САЛП объединит около 50 действующих лесопромышленных предприятий Иркутской, Новосибирской, Томской, Омской, Тюменской, Кемеровской областей, Алтайского и Красноярского краев. Продукция предприятий, входящих в САЛП, будет реализовываться и на внутреннем и на внешнем рынках. Это прежде всего пиловочник хвойных и лиственных пород, строительные и мебельные полуфабрикаты. Приблизительные объемы заготовок — до 800 тыс. кубометров в год пиломатериалов, до 800 тыс. кубометров строительных и мебельных полуфабрикатов, до 1 тыс. штук сборных деревянных модульных домиков, до 800 тыс. кубометров тарной дощечки, до 20 тонн в год пихтового масла. На внешний рынок поступит до 70% продукции [15].

Консультант Новосибирского областного Совета народных депутатов, кандидат экономических наук анализирует структуру и тенденции внешнеторговых связей предприятий области [16]. Делается вывод том, что, во-первых, предприятия и фирмы области активно пытаются искать новые рынки сбыта своей продукции и новых партнеров в условиях кризиса сбыта внутри России и разрыва налаженных старых внешнеэкономических связей. Во-вторых, складывающаяся структура импорта не способствует увеличению производственного потенциала области. По мнению автора, выступающего с позиций российского протекционизма, нынешнее правительство руководствуется в своей политике не долгосрочными стратегическими целями, а сиюминутными конъюнктурными политическими выгодами — «наполнением прилавков» для демонстрации «успеха экономических реформ», жертвуя рабочими местами и доходами российских предприятий.

Источники

1. В партиях и движениях // Советская Сибирь, 5 января 1994г., С.2.

2. В партиях и движениях // Советская Сибирь, 5 января 1994г., С.2.

3. Слово православных патриотов // Советская Сибирь, 14 января 1994г., С.3.

4. В партиях и движениях // Советская Сибирь, 5 января 1994г., С.2.

5. Развод состоится? // Советская Сибирь, 22 января 1994г., С.2.

6. Левит И. Директор уходит. Ассоциация остается.. // Русская Азия, 26 января 1994г., С.2.

7. Избран глава «Сибирского соглашения» // Советская Сибирь, 12 января 1994г., С.1.

8. Смотрите, кто пришел // Сибирская газета, 14-20 января 1994г., С.1.

9. Мальцева В. Приоритеты «Сибирского соглашения» // Советская Сибирь, 19 января 1994г., С.1; Шестаков И. Когда в товарищах «согласье» есть // Молодость Сибири, 21 января 1994г., С.2; Юкичев В. О чем думает голова, попадая в парламент? // Сибирская газета, 6-13 января 1994 г., С.3; Юкечев В. Бело-зеленого флага в парламенте пока не будет // Сибирская газета, 14-20 января 1994г., С.2.

10. «Сибирское соглашение» готовит указ Президента // Сибирская газета, 28 января-3 февраля 1994г., С.1; Сообщает Сибирь-пресс // Советская Сибирь, 28 января 1994г., С.1.

11. Пресс-служба администрации области сообщает // Советская Сибирь, 28 января 1994г., С.1.

12. Жаринов А. Положение есть, уложений не требуется // Советская Сибирь, 21 января 1994г., С.1.

13. Положение.. // Советская Сибирь., 25 января 1994г., С. 3; Антонов С. Облсовет — 94: сорок восемь порций лобби // Молодость Сибири, 15 января 1994г., С.5.

14. «Форум» предлагает кворум.. // Советская Сибирь, 12 января 1994г., С.2.

15. Сообщает «Сибирь-пресс» // Советская Сибирь, 28 января 1994г., С.1.

16. Корицкий А. Зачем закупаем, почему продаем? // Советская Сибирь, 20 января 1994г., С.3.

 

Политический мониторинг №1(24)