Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Владимир ИЛЬИН

Республика Коми

в январе 1994 года

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И ПОДГОТОВКА
НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

Подготовка к принятию новой Конституции началась еще в мае 1990 г., когда была образована конституционная комиссия. В августе того же года Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете, которая должна была стать основой для разработки новой Конституции республики. В Декларации заявлялось, что республика является суверенным государством, добровольно входящим в состав России, что земля, недра, другие природные богатства составляют основы жизни и деятельности народа республики и являются ее собственностью. Представители республики сыгрли заметную роль при подготовке Федеративного договора, создавшего основу для разграничения компетенции федеральных и республиканских органов власти. 31 марта 1992 г. договор был подписан. С конца 1993 г. после всех пертурбаций в эшелонах центральной государственной власти резко ускорился конституционный процесс и в Республике Коми. В октябре 1993 г. Верховный Совет принял постановление «О реорганизации органов власти Республики Коми», которое предусматривало проведение республиканского референдума о введение в Республике Коми поста президента республики, избираемого всеобщим голосованием. Референдум не состоялся, но руководство Верховного Совета решило все же не отказываться от этого нововведения в политической системе. При этом неявка граждан на выборы интерпретируется как нежелание решать те вопросы, которые может решить сам Верховный Совет. В срочном порядке конституционной комиссией был подготовлен проект новой Конституции. Параллельно от имени III Съезда коми народа были предложены существенные поправки к нему. В январе 1994 г. Комитет возрождения коми народа подготовил альтернативный проект Конституции. Однако вопрос его публикации уперся в сумму в 6 млн. руб., которые запросили газеты за эту услугу. Значительное число существенных поправок предложил глава администрации Воркуты А.З.Сегаль. В январе 1994 г. альтернативный проект Конституции предложил заместитель главы администрации Вуктыльского района Р.М.Валеев, игравший видную роль в демократическом движении республики в 1989-1990 гг., когда он конкурировал на выборах в союзный парламент последовательно с двумя первыми секретарями Коми обкома КПСС (сначала с В.Мельниковым, затем Ю.Спиридоновым). В то же время на протяжение 1993 г. шло обсуждение и доработка «Программы реализации закона «О государственных языках Республики Коми», сохранения и развития коми языка, в которой содержится целый ряд принципиальных положений, выходящих на основы конституционного строя республики.

В процессе подготовки этих документов проявлялись не просто различия личностных взглядов на проблемы государственного строя и гражданские права, но противоречия социальных интересов двух национальных общностей, проживающих на территории Республики Коми — коми и русскоязычных граждан. Именно через призму интересов тысяч людей и рассматриваются ниже некоторые принципиальные расхождения, возникшие в процессе подготовки новой Конституции республики.

1.1.       Парламент республики и представительство Коми народа

Коми составляют 23% населения республики. На выборах в Верховный Совет Коми АССР 1990 г. было избрано 177 депутатов, из них 56 (31,6%) — коми. Пост председателя Верховного Совета занял русский, а председателя Совета Министров республики — коми.

С точки зрения принципа равенства граждан независимо от их национальности все получилось весьма справедливо, более того, коми народ получил даже усиленное представительство.

Однако коми как народ оказались в такой ситуации, что в случае возникновения противоречия национальных интересов они не в состоянии ни провести свое решение, если его не поддерживают другие этнические группы, ни воспрепятствовать проведению невыгодного им проекта.

В основе идеологии коми национального движения, как и большинства других движений малочисленных народов, лежит идея равенства прав народов независимо от их численности.

Новая Конституция России, явно выражающая тенденцию к централизации государства в его унитарной форме, не содержит принципа равенства народов независимо от их численности. За это она подверглась критике со стороны лидеров коми национального движения. Так, председатель Комитета возрождения коми народа В.П.Марков в одной из статей отмечал, что «Россия, признавая себя как федеративное государство, в своей Конституции не уделила должного внимания правам коренных народов, проживающих на ее территории. В статьях 68 и 69 есть некое упоминание о существовании таких прав. Но оно касается только вопроса о языке...» (Республика. 1993. 19 января).

Коми национальное движение, сформировавшееся с 1990 г., в качестве одной из центральных задач поставило обеспечение как минимум равного политического представительства коми народа. Основной формой реализации этой задачи стал двух палатный республиканский парламент.

Идея двухпалатного парламента формулируется в двух вариантах:

1. Одна палата — это палата, состоящая из представителей коми народа.

2. Одна палата состоит из представителей всех районов и городов республиканского подчинения. Поскольку большинство территориальных единиц имеет незначительное население, но с преобладанием коми, то теоретически одна палата может иметь явное численное превосходство коми депутатов.

Идея двухпалатного парламента обсуждалась на всех съездах коми народа, в том числе и на третьем (декабрь 1993 г.). Против нее раздался ряд голосов, в частности В.Пыстин, в дальнейшем довольно эффективно баллотировавшийся кандидатом в Федеральное Собрание Российской Федерации, обосновал свое отрицательное отношение к ней тем, что она не решает проблемы, что «честные русские, украинцы, белорусы и т.д. могут успешно решать интересы республики и ее граждан, а коми чиновники, работающие и сейчас в правительстве, продают и будут продавать наше будущее Западу. Нужно избавляться от некомпетентных представителей бывшей партноменклатуры любой национальности». Однако против двухпалатного парламента проголосовало только несколько человек. Съезд же принял такую резолюцию: «Учитывая, что в настоящее время коми этнос, как коренной народ, является меньшинством на своей исторической (этнической) родине, съезд считает необходимым подтвердить свое предыдущее решение от 23 ноября 1991 года «Об основных принципах создания конституционного механизма гарантий права коми народа на национальное самоопределение в рамках будущего конституционного устройства Коми ССР». Съезд с удовлетворением отмечает, что, приняв во внимание это решение, Верховный Совет и Совет Министров Республики Коми осуществили ряд мер: в частности, законодательно определен правовой статус Съезда коми народа, а в системе исполнительных органов власти создан Государственный комитет по делам национальностей. Но в соответствии с этим решением, а также в условиях происходящей в настоящее время реформы органов государственного управления Съезд считает необходимым дальнейшее конституционное закрепление прав коми этноса на участие в выработке и принятии решений в высших органах государственной власти. Одним из возможных и наиболее эффективных подходов в решении этой проблемы явилось бы создание профессионального двухпалатного парламента с правом «вето» обеих палат, одна из которых состояла бы из депутатов преимущественно коренной национальности». Большинство делегатов Съезда, включая председателя Совета Министров республики В.И.Худяева и заместителя председателя Верховного Совета В.А.Потолицына, голосовали за такой подход к государственному устройству республики.

Эта идея была конкретизирована в виде предложения по формулировке статьи Констиуции, посвященной Государственному собранию. В дальнейшем эта формулировка была включена в проект Конституции, подготовленный Комитетом возрождения коми народа. В нем ст.3 содержит следующее описание парламента: «Государственное собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух равноправных палат: палаты республики и палаты представителей. Каждая из палат состоит из 20 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе и работающих на профессиональной основе. При этом палата представителей избирается по принципу: один депутат от района или города республиканского подчинения. Палата республики — по принципу: один депутат от избирательного округа с числом избирателей в пределах, установленных Центральной избирательной комиссией».

При обсуждении проекта Конституции республики конституционной комиссией в конце 1993 — начале 1994 г. предложение Комитета возрождения было отклонено подавляющим большинством голосов. Однако комиссия нашла компромиссный вариант: отвергнув идею двухпалатного парламента, она приняла идею формирования однопалатного парламента: пропорциональной (по одному депутату от каждого округа с относительно равным числом избирателей) и административной (по одному депутату от каждой административной единицы республиканского подчинения, независимо от численности проживающего в ней населения).

1.2.       Язык и власть

Язык выступает естественным барьером в общении. Поэтому носители одного языка общаются теснее, чем люди, разделенные языковым барьером. В последнем случае общение вообще невозможно или сводится к примитивным формам языка жестов.

Однако язык может выступать и как орудие власти, когда знание языка государственная власть использует как критерий для социальной сортировки граждан на имеющих право на те или иные социальные позиции и не имеющих такового. Первыми по этому пути пошли в Прибалтике, затем в Молдове. Там законы о языках стали одними из первых и главных причин национальных конфликтов в самых резких и крайних формах.

В закон о государственных языках в свое время (видимо, под влиянием популярного в свое время опыта Прибалтики) был внесен пункт, что должен быть разработан перечень должностей, которые должны заниматься людьми при знании обоих государственных языков.

Затем эта идея была перенесена в государственную Программу реализации закона «О государственных языках Республики Коми», сохранения и развития коми языка.

Эта программа рассматривалась в июне 1993 г. на заседании Президиума Верховного Совета республики, затем в декабре — Совмином и 18 января 1994 г. она была вынесена на утверждение Президиума Верховного Совета республики.

1.3.       Язык как критерий профессиональной пригодности

На Президиуме Верховного Совета республики 18 января 1994 г. обсуждение началось сразу же с п.4. В проекте он звучал так:

«Составить перечень должностей, при занятии которых необходимо знание двух государственных языков — коми и русского, и представить на утверждение Президиума Верховного Совета». Составление перечня поручено Госкомнацу республики в 1994 г. В п.5 Программы Госкомнацу и Институту истории, языка и литературы Коми научного центра поручено в том же 1994 г. «разработать лексический минимум коми языка для работников различных отраслей экономики и культуры».

Сразу же был задан вопрос о соответствии этого требования международному праву.

Н.А.Боброва, председатель постоянной комиссии и одна из главных сторонников такой программы, сослалась на Закон о языках (ст.18), на ст.68 Конституции РФ. Присутствовавшие здесь юристы уклонились от ответа относительно международного права и мировых аналогов. Уже в кулуарах во время перерыва Гаврюсов, председатель комитета конституционного надзора, сказал, что такая норма есть в Израиле, а иных примеров он не знает.

Желудев в противовес Н.Бобровой привел ст.26, 29, 32 Конституции РФ, запрещающие превосходство одного языка над другим. Он предложил ограничиться требованием знания одного из государственных языков.

Спиридонов открыто против этого пункта не выступал, но и не поддерживал безоговорочно. Когда же он попытался растолковать его присутствующим, то стало ясно, что он вкладывает в него совершенно иной смысл, нежели авторы Программы. В качестве примеров таких должностей, которые могут войти в перечень, он назвал переводчиков, референтов, секретарей, чтобы они могли принять информацию, обращение на любом государственном языке и затем «доложить должностному лицу». Таким образом, он свел проблему знания коми языка к отбору технического персонала.

Однако защитники коми языка как государственного явно ставят задачей использовать его в качестве критерия отбора людей на ключевые посты во властно-административных структурах. На данном заседании Президиума никто, правда, председателю не возразил, но это было то молчание, которое не является символом согласия.

В поправках к проекту закона республики «Об органах государственной власти Республики Коми», предложенных III Съездом коми народа и представленных Верховному Совету республики в декабре 1993 г., раскрывается, о должностях какого уровня ведет речь национальное движение. Так, в ст.4 предлагалась такая формулировка: «Председателем Государственного собрания может быть избран депутат, свободно владеющий обоими государственными языками».

Еще в конце 1993 г. Комитет возрождения коми народа подал предложения по составлению новой Конституции республики. Статья 84 проекта гласит: «Президентом Республики Коми может быть избран гражданин Республики Коми не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий на территории Республики Коми не менее 10 лет и владеющий двумя государственными языками — коми и русским». Статья о языковых требованиях к председателю Государственного собрания в этом проекте исчезла.

В.П.Марков, председатель Комитета возрождения коми народа, являющийся членом конституционной комиссии Верховного Совета республики, пытался внести эту редакцию статьи о президенте в проект Конституции, подготовленный комиссией, однако не получил поддержки. Комиссия ограничилась альтернативой: необходимо знание одного из двух языков. Принятие статьи в редакции Комитета при всей ее внешней демократичности (равенство двух языков) в настоящих условиях означает, что этот пост может быть занят лицом только коми национальности, ибо русских, владеющих коми языком, практически нет и при ограниченности социальных функций языка и состоянии с его преподаванием перспектив на их появление в ближайшие годы не видится. При этом надо иметь в виду, что и среди коми не так много лиц, способных свободно общаться на коми языке на общественно-политические темы. Об этом свидетельствует ход съездов коми народа, где регулярно дискуссии ведутся на русском языке.

18 января 1994 г. на заседании комиссии по подготовке Конституции это условие было выброшено из проекта. В проекте закона республики «О выборах Президента Республики Коми», подготовленного к республиканскому референдуму 12 декабря 1993 г., оговорены ограничения для кандидата на президентский пост: «Не моложе 30 и не старше 60, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории Республики Коми ко дню выборов не менее 10 лет». О языковом цензе не было сказано ни слова. Данный проект отражал позицию руководства Верховного Совета, в котором доминируют депутаты, представляющие в вопросе о языке интересы русскоязычного большинства.

Схематично описанные споры вокруг одного пункта Программы являются выражением осознания разных социальных интересов.

Если не утвердить пункт о языковом цензе, то у чиновников не будет никакого стимула и вообще резона учить выходящий из употребления язык. А это значит, что при численном преобладании русскоязычного населения в республике и в аппарате невозможно будет ввести равноправие языков в делопроизводстве, а коми человек, придя в контору, как и прежде, будет вынужден говорить на русском языке. Ю.Спиридонов в одной из своих реплик так и ответил: «А ты говори так, чтобы тебя понимали». За этим тянется еще целый хвост факторов. Если знание коми языка не нужно для карьеры, то зачем его учить? Этот вопрос встанет не только перед русским, но и перед коми школьником или студентом. Разумеется, что коми язык не может быть и окном в мировую культуру. Следовательно, рациональные аргументы в пользу изучения коми языка будут отсутствовать. Его сохранение в этих условиях будет поддерживаться исключительно эмоциональными факторами и логикой такого типа: нет народа без языка, а я коми, поэтому для спасения своего народа от ассимиляции я должен знать свой язык и обучать своих детей говорить на нем... Естественно, что национально-ценностная аргументация может быть достоянием лишь части даже коми этноса, что означает углубление процесса сужения сферы использования коми языка. Людей, являющихся патриотами коми народа, такая перспектива устроить не может. Поэтому пункт о языковом цензе объективно является условием реализации их интереса в сохранении своей национальной идентичности.

В этом же направлении работает и второй интерес: языковый критерий является мощным и эффективным орудием борьбы коми национальной элиты в конкурентной борьбе с численно преобладающей русскоязычной элитой за престижные и высокооплачиваемые позиции в различных организациях. При принятии этого пункта знание коми языка превращается в первый признак профессиональной пригодности для занятия наиболее привлекательных статусных позиций.

Таким образом, личный интерес представителей коми элиты и групповой интерес коми народа являются объективной основой действий в защиту языкового ценза.

Еще более серьезный объективный интерес толкает людей, не знающих коми языка («русскоязычных»), бороться против такого ценза. Первый из вышеназванных интересов (сохранения коми культуры) для них может быть понятен, вызывать сочувствие, но не настолько сильное, чтобы самим идти на жертвы. Второй интерес носит эгоистический характер и находится в прямом противоречии с интересом русскоязычной элиты. Поэтому объективно интересы, толкающие к борьбе за языковый ценз, могут вызвать в русскоязычной среде лишь пассивное сочувствие, а в элитарной среде — противодействие.

Другой пласт факторов, определяющих позиции русскоязычного населения, — это его собственные интересы в языковой сфере. Введение языкового ценза означает вынужденную необходимость учить коми язык. Изучение же языка для абсолютного большинства людей, исключая прирожденных полиглотов, представляет собой крайне трудоемкий и малоэффективный процесс, дающий результаты лишь в языковой среде. Все жители СССР по многу лет учили западные языки, но лишь мизерный процент может ими хоть как-то пользоваться. Сторонники возрождения коми языка обычно приводят такой аргумент: в принудительном порядке дети и студенты учат английский язык, и никто не возмущается, почему же вызывает возражение введение преподавания и экзамена по коми языку? При этом сопоставляются несопоставимые вещи: с одной стороны, мировой язык международного общения, на котором опубликована основная часть научной и художественной литературы мира, на котором говорят наиболее развитые страны мира и значительная доля образованных людей по всему миру, с другой — язык малого народа, на котором практически нет текстов уникально мирового уровня (например, новейшей научной литературы, непереводимого в силу объема массива информации в разных областях знания и практики). Без знания английского языка во все большем круге областей науки и практики становится трудно или даже невозможно быть специалистом международного класса. Знание же коми языка никак не сказывается на профессиональном уровне, если не брать область изучения коми истории и культуры. С точки зрения роли языка как средства общения значение этих языков несопоставимо. Знание английского открывает огромные просторы для общения с людьми разных национальностей. Знание коми языка полезно лишь как акт демонстрации уважения к коми народу, ибо в любом случае коми человек знает и будет знать русский язык лучше, чем русский человек при всем желании коми язык. Потратить же несколько лет жизни для такой демонстрации без особых шансов на успех — это роскошь, которую могут позволить для себя и своих детей немногие родители. Аналогичным образом выглядит и сравнение важности роли коми языка и русского как языка межнационального общения на всем послесоветском пространстве плюс немалая часть Восточной Европы, Монголия и другие страны, где большое число людей учили русский язык. При этом надо иметь в виду, что параллельное изучение нескольких языков возможно и полезно лишь для очень узкого слоя способных к такой деятельности людей. Лишь единицы на десятки тысяч смогли выучить более одного чужого языка. Поэтому для подавляющей части русскоязычного населения вопрос может стоять как дилемма: либо английский, либо коми. Предполагать второй вариант выбора — это очевидная утопия, которую можно реализовать лишь с помощью очень большой силы... Таким образом, объективно у русскоязычного населения нет рационального интереса в изучении коми языка, исключая его знание на уровне символа уважения (приветствия, благодарность, наиболее общеупотребительные фразы). Только в последнем варианте изучение коми языка не является обременительным и в то же время выступает немаловажным фактором улучшения социально-психологического климата в регионе.

1.4.       Изучение коми языка: состояние и прожекты

В послевоенные годы шел процесс постепенного свертывания преподавания коми языка. В принципе это не было результатом какой-то особой ассимиляторской политики, как сейчас многие утверждают. Да, статистика показывает неумолимый процесс сокращения коми школ. Однако это была не причина, а следствие отказа все большего числа родителей учить своих детей в национальных школах, поскольку было очевидно, что русский язык гораздо важнее с точки зрения получения образования, карьеры, мобильности в пределах всей территории СССР.

Далее возникал порочный круг. Сокращение числа людей, хорошо знающих коми язык, сужало сферу его применения, делало его еще менее полезным, что в свою очередь стимулировало желание избавить и себя и своих детей от лишнего бремени.

Изучение коми языка велось на основе принципа добровольности. В результате в школах дети, изучавшие его, получали дополнительную нагрузку. Причем это происходило в том возрасте, когда о каком-то развитом национальном самосознании говорить не приходится. Естественно, что такое неравенство стимулировало стремление избежать изучения коми языка все большим числом коми детей, что часто встречало понимание и их родителей.

Стронники возрождения коми языка в качестве средства приостановки этой трагической для коми народа тенденции часто называют введение коми языка как обязательного для всех школьников независимо от национальности. Возникает равенство условий, исчезает дискриминация коми детей в форме дополнительной нагрузки.

Однако такой способ решения проблемы, если его принять, породит ряд негативных следствий как для русскоязычного, так и для коми населения. Во-первых, это попытка решить внутреннюю проблему коми народа (спасение национального языка — это дело самой нации) за счет навязывания большинству населения изучения явно нефункционального для него языка. Во-вторых, дискриминация при таком подходе будет ликвидирована лишь при условии, что все школьники независимо от национальной принадлежности будут учить коми язык в равных объемах, а это значит, что русские будут учить коми язык в огромных объемах в ущерб другим предметам, а коми дети будут вынуждены учить свой родной язык в одной массе с теми, для кого он чужой, что не на пользу ни коми языку, ни коми детям.

Возможны и иные варианты выравнивания учебной нагрузки. Например, количество часов одинаково, но коми дети изучают коми язык в объемах, достойных лишь родного языка, а русские дети учат что-то иное. Однако цель будет достигнута лишь при условии, что для коми языка будет найдена альтернатива, равная по своей функциональной значимости. Если альтернативой будет немецкий или французский язык, то на основе добровольности будет затруднительно для всех коми детей учить свой, а не мировой европейский язык. Функциональным эквивалентом может быть что-то вроде древнегреческого, латинского, персидского языков, однако в этом случае возникнет основание утверждать, что решение внутренней проблемы коми народа идет за счет детей других народов.

1.5.       Проблема гражданства Республики Коми

Еще в начале 90-х годах, когда зарождалось коми национальное движение, был поднят вопрос о необходимости введения гражданства республики, как средства обезопасить природные богатства республики и ее власть от приходящего сюда на заработки временного населения, имеющего психологию временщиков и не заинтересованного в обеспечении будущего республики. Предлагались разные по строгости варианты условий предоставления гражданства. Несмотря на привлекательность для любого национального движения прибалтийского варианта решения проблемы, в Республике Коми такой радикальный подход никем не предлагался хотя бы в силу полной невозможности его повторения. Однако в мягких формах идея сохраняется та же: лишить мигрантов гражданства со всеми вытекающими отсюда пока еще неясными последствиями. Различия проявлялись в определении количества лет, которые человек должен прожить в республике, чтобы получить гражданство. Комитет возрождения коми народа, стремясь сохранить национальный мир в республике и воздвигнуть барьер на пути влияния мигрантов, предлагает предоставление гражданства всем постоянным жителям республики, а последующим мигрантам придется приобретать гражданство, проходя через соответствующую процедуру.

В проекте Конституции, предложенной Комитетом возрождения, идея гражданства республики проходит по многим статьям. Например, президентом, депутатом может быть только гражданин Республики Коми.

Однако, несмотря на то что в принципе предложения Комитета по гражданству не ущемляют прав и свобод нынешнего некоренного населения республики, сама идея республиканского гражданства нередко встречала критическое отношение: отмечалось, что при принятии республиканского закона о гражданстве часть граждан Российской Федерации, прибыв жить в республику, будут лишены гражданских прав, что вполне логичным будет ограничение в ответ на это прав граждан Коми за пределами республики.

1.6.       Исполнительная и законодательная власти: проблемы политической практики и конституционного процесса

Противоречия законодательной и исполнительной властей являются неизбежным атрибутом любого государства, в котором разделение властей не является фикцией. Процесс возникновения противоречий между двумя ветвями власти идет параллельно процессу формирования реального разделения властей.

Республика Коми не может быть исключением. Однако здесь процесс разделения властей обладает существенной спецификой: внутренне структурированная государственная власть эволюционным путем вырастает из власти обкома КПСС. Первый секретарь Коми обкома партии Ю.Спиридонов перешел на пост председателя Верховного Совета республики, перенеся туда свой авторитет и центр региональной власти. Верховный Совет, бывший до этого, как и все Советы, исключительно парадно-символическим органом, стал основным источником власти. Совмин, бывший в коммунистической политической системе исполнительным органом обкома КПСС по весьма ограниченному кругу местных проблем, в новых политических условиях существенно расширил свою компетенцию, включив в нее курирование отраслей, бывших в союзном подчинении. Однако он по-прежнему остался на вторых ролях, правда, теперь уже после Верховного Совета.

Два года назад Совмин республики подготовил предложения по существенному расширению компетенции главы правительства. Предлагалось наделить его правом единоличного руководства правительством, включая самостоятельное назначение министров и их замену. Однако Верховный Совет республики отверг эти предложения, грозившие изменить баланс в сторону исполнительной власти.

Борьба за власть, развернувшаяся в 1993 г. в Москве между президентом и Верховным Советом России, не была перенесена в республику, но помимо воли местных руководителей она поставила под вопрос существующее разделение властей, их полномочий. Независимо от личных убеждений председателей Верховного Совета республики и Совмина, Б.Ельцин создавал перспективы расширения полномочий республиканской исполнительной власти, а его враги (теперь уже более мягкие определения не подходят) из Верховного Совета России боролись за укрепление позиций и республиканской законодательной власти.

В конце сентября (после указа президента №1400) Верховный Совет республики и его председатель Ю.Спиридонов отказались стать на чью-либо сторону, а поскольку почти победителем к этому времени был Б.Ельцин, то этот нейтралитет означал фактически оппозицию ему. Призыв сессии Верховного Совета республики вернуться к исходному положению, означал призыв к президенту отказаться от уже совершенного переворота. Председатель Совмина республики В.Худяев на этой сессии не присутствовал по болезни.

В дальнейшем, после кровавой развязки 3-5 октября, Верховный Совет отказался подчиниться давлению из Москвы и вел себя так, как будто в России ничего не изменилось, приняв решение провести перевыборы до июня 1994 г. Это был явный вызов президентской линии на разгон Советов в кратчайшие сроки. Совмин в этом драматическом противостоянии никак себя не проявил. В республике усилились звучавшие и ранее голоса из лагеря демократов с призывом провести перевыборы представительных органов власти. Раньше эти призывы никто всерьез не принимал. Теперь же они опирались на авторитет победившего в вооруженной борьбе президента.

Идея роспуска или самороспуска республиканского и местных Советов означает уход в отставку Ю.Спиридонова, имеющего лишь один пост — председателя Верховного Совета республики. Это еще один фактор, обусловивший упорство Верховного Совета в сохранении своего статуса и отказе спешить с исполнением указаний президентской канцелярии. Роспуск Верховного Совета означал бы перспективу выхода нынешнего премьера республики В.Худяева на позицию официального лидера. Политика российского президента и при сохранении Верховного Совета однозначно работает на усиление позиций премьера В.Худяева. Так, в прессу просочилась информация, что Кремль напрямую сообщается уже не с председателем Верховного Совета, а с премьером.

Сам премьер по своей инициативе не предпринимал никаких действий, направленных на изменение соотношение властей. Однако в ноябре была предпринята попытка несколько усилить позиции правительства: на Президиум Верховного Совета было внесено предложение о переподчинении Совмину республиканского Фонда государственного имущества. Предложение было отвергнуто.

Анализируя происходящую тихую подвижку в республиканских органах, член общественного комитета «Реформа власти» во всеуслышание сказал о том, о чем в кулуарах власти давно говорят шепотом: «...Прежняя структура оказывается лишенным жизни скелетом. А реальная власть в республике де-факто переходит к Совету Министров. И это без всяких коренных реорганизаций...» [1].

На поверхности отношения Ю.Спиридонова и В.Худяева безоблачны, и нет видимых причин говорить о каких-то аналогах с московскими событиями. Однако как-то постепенно все более стало бросаться в глаза, что два лидера почти нигде не появляются вместе, если не считать случаев, когда уклониться нельзя (например, приезды начальства из Москвы). Все больше стало слухов из самых компетентных источников о напряженных отношениях. Намеки на это стали проскальзывать и в республиканской прессе.

Выборы в Совет Федерации России 12 декабря 1993 г. несколько сблизили двух лидеров. Фактически они шли в одной связке, и их команды агитировали голосовать за обоих кандидатов. Однако перспектива создания в республике поста президента ставила вопрос о том, кто его займет. Пока прорисовываются два кандидата — Ю.Спиридонов и В.Худяев. Поэтому в ходе избирательной кампании по выборам в Совет Федерации уже чувствовалось скрытое соперничество двух временных союзников.

Различия (не личностные, а статусные) проявились и в работе обоих депутатов от республики в Совете Федерации: Ю.Спиридонов целиком сконцентрировался на депутатской работе в Совете, участвуя до последнего дня в его заседаниях, В.Худяев же постарался использовать вынужденное пребывание в Москве для реализации традиционных «толкаческих» функции, присущих главе исполнительной власти региона. Он провел серию встреч с Председателем Совмина России В.Черномырдиным и вице-премьером Е.Гайдаром. С последним были даже достигнуты определенные договоренности, судьба которых, однако, повисла в воздухе в силу его отставки.

В конце 1993 г. стало ясно, что разгон Советов и снижение статуса законодательной власти — это общероссийская тенденция, которой не избежать и Республике Коми. В связи с этим были подготовлены предложения по реформе политической власти в республике, Основные черты этой реформы: введение поста президента республики как ее главы и главы исполнительной власти одновременно, создание небольшого профессионального или полупрофессионального парламента. Однако референдум по вопросу о президентстве не состоялся в силу неявки 50% избирателей. Теперь этот вопрос выносится на намеченную на 15 февраля сессию Верховного Совета, которой предстоит решить вопрос о принятии новой Конституции республики, в проекте которой (подготовленном конституционной комиссией) предполагается введение поста главы республики, являющегося одновременно и главой ее правительства.

Если этот вариант проходит, то существенно усиливаются позиции исполнительной власти по сравнению с законодательной. При этом наиболее вероятным кандидатом на пост главы является Ю.Спиридонов. Не исключено, что В.Худяеву может быть предложен пост его заместителя. При таком варианте конституционной реформы ни о каком паритете двух лидеров уже не может идти речи.

Однако проблема не сводится к отношениям законодательной и исполнительной ветвей власти, персонифицированным фигурами их руководителей. За двумя лидерами стоят две основные национальные общины республики — русская и коми. Паритет двух лидеров — это символ паритета двух общин. Если будет выстроена одноголовая пирамида по российскому образцу, то встанет вопрос о том, представитель какой общины уже не только фактически и скрытно от глаз большинства, но и формально и фактически станет во главе республики. Национальное движение, не формулируя эту позицию открыто в этнических терминах, явно не желает, чтобы таким лидером стал русский Ю.Спиридонов.

Есть и еще один ракурс проблемы. На повестку дня поставлен вопрос о переходе от нынешней парламентской к президентской республике. При этом по проекту Закона о главе республики и Конституции новый лидер концентрирует в своих руках огромную власть. Это стало одной из главных причин выступления Съезда коми народа в начале декабря против введения поста президента в таком варианте. Голоса против этого стали раздаваться и извне коми национального движения. Председатель Совета Министров по этому поводу официально не высказывался, однако, по некоторым данным, он стоит за сохранение статус-кво.

2.    ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В 1993 ГОДУ

Внешняя торговля занимает видное место в экономике республики. По итогам 9 месяцев 1993 года Республика Коми по объему экспорта вышла на второе место среди областей Северного региона России. По прямым связям за рубеж было поставлено продукции на 320 млрд. руб. В октябре было экспортировано продукции еще на 160 млн. долл.

Свою роль в расширении экспорта сыграло предоставление Президентом России республике возможности квотирования и вывоза без уплаты таможенных пошлин экспортной продукции в размере 30% товаров, продукции и услуг, производимых на ее территории. Пока не известно, сохранится ли эта льгота в 1994 г. Совмин республики прсит центр сохранить квоту на уровне 1993 г.

2 ноября В.Черномырдин подписал постановление «О мерах по либерализации внешнеэкономической деятельности» (N 1102), которое существенно сокращает список квотируемых товаров: с 1 января 1994 г. квотирование не применяется на лес и уголь, составляющие значительную часть экспорта республики.

 

Структура экспорта Республики Коми в 1993г. (за 9 мес.)

Сырая нефть                    — 105,3 тыс. тонн

Каменный уголь             — 315,7 тыс. тонн

Мазут                                — 1293,6 тыс. тонн

Дизельное топливо        — 24617,3 тыс. тонн

Лес круглый                    — 3983,9 куб. м

Пиломатериалы              — 16201,7 куб. м

 

Экспорт республики состоит в основном из сырья и топлива, а импорт — из продуктов питания и товаров народного потребления. Главными экспортерами в 1993 г. (за 9 мес.) были АО «Коминефть» (138 млн. долл.), Ухтинский нефтеперерабатывающий завод (59 млн.), «Ухтанефтегазгеология» (23,7 млн.), коммерческое предприятие «Экономика» (20 млн., в основном лес), объединение «Воркутауголь» (19,8 млн.).

При этом доходы от экспорта крайне слабо используются для поддержания добычи сырья. За тот же период в республику ввезено горного, металлургического, нефтяного оборудования лишь на 105 млн. руб., подъемно-транспортного, лесобумажного, строительного оборудования — на на 6,7 млрд. руб. В целом объем экспорта в 5 раз превысил объем импорта.

 

Экспорт и импорт Республики Коми по странам в 1993 г. (за 9 месяцев) [2]

 

Страны

Экспорт, млн. $

Уд. вес,%

Импорт, Млн. $.

Уд. вес,%

Великобритания

42,9

14,6

0,51

-

Швеция

38,1

13,0

17,5

22,0

Чехия

34,3

11,7

4,9

6,1

Финляндия

31,2

10,6

4,5

5,6

Словакия

30,9

10,5

15,6

19,6

Польша

27,2

9,3

-

-

Венгрия

24,5

8,3

16,3

20,5

Германия

20,7

7,0

8,4

10,5

Австрия

12,7

4,3

3,7

4,6

Прочие

31,3

10,7

8,8

11,0

Всего

293,8

100,0

79,7

100,0

 

Самым крупным потребителем экспорта Коми в рассматриваемый период стала Великобритания. В нее экспортировано 43 млн. долл., при этом импорт из нее составил всего лишь 51 тыс. долл. Более всего в Великобританию отправлено продукции Ухтинского нефтеперерабатывающего завода (24 млн. долл., импорт завода составил 9 тыс. долл.), продано леса и нефти на 16 млн. долл. С учетом же коми-британских совместных предприятий общая сумма экспорта в Великобританию составила 60 млн. долл. Всего с участием граждан Великобритании в республике создано 6 совместных предприятий, при этом Великобритания превосходит все другие страны по сумме оплаченного уставного фонда СП — 67,5 млрд. руб. (83% капитала, вложенного всеми 23 странами-участницами). По итогам 9 месяцев Германия занимала восьмое место, но за январь-октябрь вышла на второе место (12% экспорта республики).

Всего в республике в конце 1993г. было зарегистрировано 140 совместных предприятий с иностранными инвестициями граждан и фирм 34 стран. Большинство предприятий создано в лесной отрасли — 55, затем производство товаров народного потребления и торговля — 35. Местом наибольшей концентрации СП является Сыктывкар — 65 предприятий; в Ухте — 20, в Печоре — 8, в Усинске — 6, в Воркуте — 4. Сумма уставного фонда СП составила 92,3 млрд. руб., доля зарубежных партнеров — свыше 90%.

Важным шагом в развитии международного сотрудничества Республики Коми стала разработка датской фирмой «N&R Consult» в 1993г. «Основных направлений развития бизнеса в Республике Коми». В работе над планом приняли участие местные эксперты, которые собрали и проанализировали необходимую информацию. Затем составленный проект был доработан датскими экспертами с точки зрения потребностей западного рынка в коммерческой информации. Работа датских экспертов финансировалась датским правительством, а местных — предприятиями республики, которые были включены в этот план развития бизнеса. Официально работа курировалась Верховным Советом республики, а фактически — его председателем Ю.Спиридоновым. Непосредственным организатором работ в республике выступало информационно-коммерческое бюро «Коми АБ», частная фирма, возглавляемая бывшим референтом Ю.Спиридонова И.Туркиным. Данное бюро специализируется на роли посредника между потенциальными западными инвесторами и официальными структурами, крупными предприятиями республики. В январе 1994г. Президиум Верховного Совета одобрил подготовленный датчанами план. В конце январе состоялась пресс-конференция с участием руководителей датской фирмы, «Коми АБ» и представителя датского парламента. Датская сторона уверила, что теперь в Дании и вообще в Западной Европе будет активно распространяться информация о потенциальных возможностях для вложения капитала в экономику республики.

На основании первого шага Дания стала предпринимать меры по более глубокому внедрению в экономику республики. Начата работа по энергетическому проекту. Новые датские фирмы стали разворачивать свою деятельность в Республике Коми. Пока это еще весьма поверхностные шаги, однако датчане создали прекрасную инфраструктуру, которая позволяет им в короткие сроки внедриться на наиболее эффективных направлениях. Они установили прочные деловые отношения с высшими должностными лицами и крупнейшими хозяйственными руководителями республики, они апробировали работу по организации совместного проекта с привлечением большого числа местных экспертов, кроме того, их ближайшим партнером выступает влиятельная в коридорах власти фирма «Коми АБ».

Источники

1. «Республика», 28 января 1994.

2. Экономическое обозрение. 1993. Декабрь. N3. С.3.

 

 

 

Политический мониторинг №1(24)