Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Дмитрий СЛЕПОКУРОВ

Политические процессы
в Калининградской области

Январь 1994 года

Первый месяц 1994 года ознаменовался возрастающей динамикой как внутриполитической ситуации в области, так и активизацией внешних контактов. Прежде всего это подведение итогов федеральных выборов и подготовка к региональным, деятельность областной администрации по урегулированию литовского вопроса.

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       К итогам выборов в Федеральное Собрание

Удачное выдвижение в Совет Федерации тандема В.Ф.Шумейко (48,3%) — Ю.С.Маточкина (35,3%), а также появление указа Президента РФ «О Калининградской области» оказалось омрачено солидным количеством голосовавших за ЛДПР (28,8%). Калининградский социологический центр обнаружил, что и в том и в другом случае голосовали в основном одни и те же люди. Эта на первый взгляд парадоксальная ситуация коренится в государственно-патерналистской идеологии значительной массы участвовавших в голосовании. Так, в победе ЛДПР подавляющую роль сыграла личность солировавшего Жириновского, а в успехе В.Шумейко и Ю.Маточкина заметно влияние их личного положения как государственных деятелей. Заметим, кстати, что ЛДПР в лице Жириновского уверенно обещала процветание всей России в случае прихода к власти, а председатели нынешней власти, естественно, обещали избирателю более уверенную жизнь завтра, но уже в родной области. Уместно вспомнить, что Жириновский еще на президентских выборах (1991 г.) вышел на 11-е место в регионе после Ельцина и получил один из самых высоких уровней поддержки в России именно в Калининградской области (13%). И сегодня в г.Калининграде ЛДПР фактически поделила 1-2-е места с «Выбором России» (соответственно 22 и 23%), а в целом по области стала безусловным лидером.

На 3-е место по г.Калининграду вышел блок «ЯБЛоко» (10,2%), обогнав КП РФ (9,7%) на 0,5%. Однако, на 5-м месте — ДПР (8,7%), на 6-м — «Женщины России» (6,9%). Остальные менее 5%. Однако по области ситуация значительно меняется. ЛДПР, как уже упоминалось, 28,8%, а в г.Немане — родине бывшего первого секретаря обкома КПСС и председателя областного совета Ю.Н.Семенова — 44,5% (самый высокий показатель по области).

«Выбор России»                                  — 19%

КП РФ                                                      — 10%

«ЯБЛоко»                                              — 7,7%

«Женщины России»                            — 7,6%

ДПР                                                          — 7,3%

«Кедр»                                                    — 6%

«Достоинство и миллосердие»         — 5%

ПРЕС                                                        — 4,9%

Остальные                                              — менее 5%

 

Любопытно, что Аграрная партия не набрала значительного количества голосов ни в городе (1,3%), ни в области (3,9%).

Таким образом, в области сложилась довольно прочная социальная база (около 40%) для социальной демагогии и деятельности ультранационалистических сил. Накануне выборов в областную Думу и местные органы власти обстановка довольно тревожная. Тем более, что результаты предыдущих исследований социологического центра как в г.Калининграде, так и в области продемонстрировали высокий уровень обеспокоенности распадом СССР, аналогичной угрозой для России, дискриминацией прав русскоязычных в государствах Балтии, развертывающейся, по мнению опрошенных, экономической и социокультурной экспансией Запада в Россию (своеобразный эквивалент для Калининградской области — тема германизации).

В области постепенно формируется весомый потенциал межнационального недоверия и неприязни. На протяжении двух лет заметно повысилось число лиц, относящихся с предубеждением к некоторым национальностям (с 19 по 25%), и прежде всего к выходцам из Закавказья и Средней Азии, а также к лицам еврейской национальности.

В регионе существуют определенные общественные группы (не менее 1/4 опрошенных), ориентированные на применение силы в решении соцально-экономических конфликтов, тяготеющие к репрессивному типу сознания и поведения, наведению порядка и дисциплины любой ценой. Поэтому вполне закономерно, что выступления Жириновского нашли благоприятный отклик особенно на селе и среди военнослужащих. Результаты экспресс-опроса, проведенного в воинских частях за две недели до выборов, явились убедительным тому свидетельством. ЛДПР лидировала тогда среди политических блоков с двукратным отрывом от ближайшего конкурента блока «Выбор России». Итоги голосования на закрытых избирательных участках и в г.Балтийске эту тенденцию вполне подтвердили. В российской и региональной прессе бытует расхожее мнение, что избиратели проголосовали не за Жириновского, а против политики правительства, против демократов, приведших страну к тяжелому социально-экономическому положению. Анализ, проведенный Социологическим центром, не подтверждает статистической зависимости между группой респондентов, намеревавшихся проголосовать за ЛДПР, и совокупностью показателей, характеризующих социально-экономическое самочувствие опрошенных. Наоборот, уровень обеспокоенности сторонников ЛДПР такими проблемами, как снижение уровня жизни, расслоение общества на бедных и богатых, угроза массовой безработицы, оказался даже ниже, чем среди сторонников «Выбора России».

Выделяются они, прежде всего, повышенным вниманием к проблемам геополитической, социокультурной и физической безопасности жителей области. В частности, сторонники Жириновского проявляют гораздо большую обеспокоенность, чем сторонники «Выбора России», по поводу таких проблем, как рост преступности, возможное сокращение численности войск на территории области, участие иностранцев в приватизации предприятий, в покупке ими земли, возможное возвращение прежних названий населенным пунктам области. В этом контексте закономерным выглядит победа на выборах в Государственную Думу военного юриста-прокурора Ю.Е.Воеводы (22,3%), баллотировавшегося от РДДР, хотя разрыв с О.Гордовым (22%) от «Выбора России» (председатель Союза ветеранов Афганистана) составил лишь 0,3%. Причем О.Гордов выиграл по гражданскому электорату, а Ю.Воевода — по военному. Что касается Конституции, то и здесь многие местные аналитики сходятся в том, что положительный баланс — 64% против 30% — принесли все те же сторонники Жириновского.

Таким образом, как показывают итоги выборов, одни и те же люди могут проголосовать как за Шумейко — Маточкина и Конституцию, так и за господина Жириновского с ЛДПР.

1.2.       Политические партии и движения накануне выборов

Точкой отсчета в подготовке к предстоящим региональным выборам можно считать встречу главы областной администрации Ю.Маточкина 5 января с представителями политических партий и движений. Обе стороны выразили желание плодотворно работать, сотрудничать, после чего глава администрации заявил, что если удастся создать широкую коалицию демократических сил, направленных прежде всего на региональное развитие, то администрация готова приступить к разработке совместного плана работы по участию в выборах. На встрече выявились и некоторые противоречия между ее основными участниками — региональным отделением блока «Выбор России» и объединением «Региональная ответственность», связанные прежде всего с борьбой за лидерство в общественном мнении.

Выборы в областную Думу назначены на 27 марта, количество депутатов — 21 человек, из них 7 на профессиональной основе. Первоначально планировалось 27 депутатов по числу районов в области, но, видимо, анализ голосования по районам на выборах в Федеральное Собрание заставил резко изменить, казалось бы, уже принятое решение. Кроме того, главам местных администраций настоятельно рекомендовано выдвигать свои кандидатуры.

Можно с уверенностью предположить, что состав политических блоков и партий будет значительно отличаться от тех, которые участвовали в федеральных выборах. Вопрос в том, кто будет отражать интересы рыбопромышленного комплекса, интересы военных, бюджетной сферы, учительства, врачей. Как заметил Ю.Маточкин, на региональных выборах ведущую роль будут играть личности, а не партии. Тенденцию к этому подтверждает тактика самого Ю.Маточкина и В.Шумейко, которые на протяжении всей предвыборной кампании не упоминали о принадлежности к какому-либо блоку, стремясь уйти от политической ангажированности. Играя роль «сильных вождей», которые «многое могут», они предопределили исход выборов в свою пользу. Сыграл свою роль и указ Президента РФ «О Калининградской области» от 7 декабря 1993 года, который расширяет полномочия областной администрации, устанавливает особый налоговый и таможенный режим. Документы по этому вопросу уже давно кочевали по московским кабинетам. В.Шумейко удачно «попал в струю», сделав принятие указа основной темой своей предвыборной кампании.

В такой обстановке политические силы области формируют свою стратегию и тактику. Можно выделить три основных вопроса, по которым ведется дискуссия:

1. О статусе области (прежде всего речь идет о принятии Закона о Калининградской области на основе вышеупомянутого Указа).

2. О региональной безопасности (сюда входит широкий круг вопросов международного масштаба по обеспечению нормального взаимодействия области с внешним окружением, все формы преступности, вопросы экологии Балтийского моря и т.п.).

3. О курсе реформ в области (анализ деятельности администрации).

В январе проявились 5-6 политических группировок, которые готовы вступить в борьбу за власть:

1. Коммуно-агрохозяйственный блок. Его состав неоднороден. В основном это представители старой партийно-хозяйственной номенклатуры. По некоторым прогнозам, представители блока могут занять от 5 до 15 мест в областной Думе. Сложность, однако, в том, что в их среде нет новых имен.

2. Региональное отделение «Выбора России». Как показали федеральные выборы, этот блок не имеет достаточной опоры в социальных слоях. Членов блока связвывают в большей степени корпоративные связи, чем поддержка различных слоев населения.

3. Объединение «Региональная ответственность». Фактически эта организация действует уже полгода на базе ассоциации «Деловые люди запада России», «Союза Чернобыль», «Союза балтийских казаков», представителей политических партий (СДПР, блок «ЯБЛоко», РДДР). В январе объединение пополнилось за счет ассоциации мелкого и среднего бизнеса. Причем надо заметить, что объединение не строится по блоковому принципу. В него могут входить как организации, так и индивидуальные члены.

4. Административно-управленческая номенклатура. Интересы этой группы частично могут пересекаться с любой из вышеперечисленных групп, но не совпадают ни с одной из них. Прежде всего это главы администраций, которые, выдвигаясь на выборах, будут по примеру Ю.Маточкина дистанцироваться от политических пристрастий. Хотя формально их могут выдвинуть и «Выбор России», и «Региональная ответственность», и коммунисты.

5. Балтийская республиканская партия. Пытаются представлять интересы среднего бизнеса. Но именно среди этой категории не пользуются достаточным влиянием некоторые тележурналисты и бывшие депутаты областного Совета, которые собираются выдвигаться от этой партии.

6. Профсоюзы. Видимо, сыграют самостоятельную политическую роль на выборах. Речь идет о ФНПР, новые профсоюзы еще не развиты в Калининградской области. Спекулирование на трудностях может принести ФНПР большую пользу, чем коммуно-агро-хозяйственному блоку.

7. Отдельно следует выделить ЛДПР. Прежде всего потому, что некий Анатолий Моисеев, худрук из поселка Заповедное Савского района, прошел в Государственную Думу от ЛДПР 59-м по списку. Следует ожидать создания регионального центра и участия в выборах под непосредственным руководством из Москвы.

1.3.       Рынок труда

Специалисты областного центра занятости прогнозируют в наступившем году сокращение численности работающих с 340 тыс. человек до 320 тыс., из которых 210 тыс. заняты в материальном производстве и 110 тыс. — в непроизводственной сфере. До 68% приходиться на государственные и муниципальные предприятия, 24% — на коллективные, 8% — на частные, индивидуальные.

Персонал 420 убыточных и нерентабельных предприятий, по расчетам специалистов, составляет 23 тысячи человек. Очаги безработицы перемешаются в работы, особенно в Гусев, Неман, Светлый, Черняховск.

Самые уязвимые в смысле сокращения рабочих мест отрасли — торговля и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. В сельском хозяйстве планка перескочила за 34%. Контингент заинтересованных в трудоустройстве пополняет молодежь — 18,3 тыс. человек, мигранты — 16,5 тыс., уволенные в запас военнослужащие — 6 тыс. На одного безработного будет приходиться 0,5 вакансий.

Спрос и предложение на рынке труда совпадают на 14%. Претендовать на статус безработного, по прогнозу, будут 17 тыс. человек (9 тыс. в г.Калининграде).

Более 76% из них окажутся за воротами предприятий, 15% — в связи с приватизацией.

1.4.       Брифинг в УВД области 21 января

Начальник управления С.Петров проанализировал ситуацию с преступностью.

В 1993 году рост преступности составил 5,9%. 47% всех преступлений совершено в Калининграде. Тяжких преступлений зафиксировано на 28% больше, чем в 1992 году.

Число умышленных убийств выросло на 65%, тяжких телесных повреждений — на 32%, значительно увеличилось число изнасилований. Увеличилось число заказных убийств.

Характерно, что 48% лиц, совершивших преступления, не имели постоянного места работы.

Детская преступность выросла на 32%, каждое шестое из раскрытых преступлений совершается подростками. На их счету 18% изнасилований, 27% краж, 29% грабежей и разбойных нападений.

Особенно тревожит тот факт, что раскрываемость преступлений составила лишь 44%. Этот показатель ниже, чем в среднем по России, нераскрытыми остаются 32% убийств.

1.5.       Потребительская «корзинка» декабря

Комитет по труду и социальным вопросам областной администрации подсчитал размеры декабрьской потребительской «корзинки».

Прожиточный (физиологический) минимум среднестатистического жителя области в декабре составил 33 300 руб., что на 3300 руб. больше, или на 11% больше, чем в ноябре. Детям до 6 лет необходимо было 29,2 тысячи, до 15 лет — 40,2 тысячи. «Корзинка» мужчины трудоспособного возраста составила 39,7 тысячи, женщины от 16 до 54 лет — 34,3 тысячи, пенсия «корзинки» обошлась в 23,1 тысячи.

1.6.       Миграция

В минувшем году 770 жителей области выехали за рубеж, в том числе 239 несовершеннолетних. Самый многочисленный «отряд» эмигрантов — 475 человек — отправился в Германию. В основном это немцы, недолго прожившие в области после переезда из других регионов бывшего СССР. На втором месте — Израиль. Там ищут лучшей доли 109 вчерашних калининградцев, среди которых, кстати, не только евреи. 96 человек уехали в США. Остальные рассеялись «поштучно» по другим государствам.

2.    ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

2.1.       Литовский вопрос

Для Калининградской области проблема Литвы является камнем преткновения. Есть основания полагать, что и для российской внешней политики эта проблема входит в число наиболее приоритетных. Январь 1993 года в этом отношении наиболее показателен. 24-25 января состоялась встреча экспертных групп Литвы и РФ по обслуживанию вопросов транзита пассажиров и грузов в Калининградскую область через Литву.

Литовскую группу возглавил посол по особым поручениям государственной делегации Литвы на переговорах со странами СНГ Вергилиус Буловас, российскую — первый заместитель главы областной администрации Г.Чмыхов.

Встреча была промежуточным этапом между раундами российско-литовских переговоров по подготовке транзитного соглашения, необходимость которого признается обеими сторонами, неудовлетворенными существующим сейчас временным порядком транзита, который носит чисто декларативный характер. Кроме того, была одобрена уже достигнутая договоренность между железными дорогами Литвы и Калининградской области, которая после 20 февраля должна сделать транзит через Литву практически беспроблемным для россиян. При этом эксперты отметили, что следует привлечь к отраслевому договору Украину и Беларусь, где формируются харьковский и гомельский составы. Все вместе это означает создание железнодорожного коридора в Калининградскую область через Литву. Речь зашла и о транспортном коридоре. Ранее эта тема не поднималась. Эксперты предложили внести в будущее соглашение пункт об упрощенной схеме выдачи транзитных виз на литовских погранпереходах. Было заявлено о необходимости проведения в нынешнем году российско-литовского «круглого стола», введения режима свободной торговли.

27 января переговоры были продолжены в Вильнюсе, в ходе которых рассматривались вопросы прохождения государственной границы между Литвой и РФ по суше, Балтийскому морю и Куршскому заливу.

2.2.       Вторая конференция министров стран Балтийского региона

Вторая конференция министров стран Балтийского региона намечается на 24-25 февраля. Местом встречи по решению совещания министров-транспортников, недавно состоявшемся в Карлекруне, выбран Калининград.

Предполагается, что в конференции будут участвовать министры 12 стран (страны Балтии, Норвегия, Чехия, Беларусь), Россия будет представлена заместителем министра транспорта РФ Евгением Каванцевым. Кроме того, приглашается руководство 13 международных транспортных организаций, а из России — приблизительно 20 глав транспортных ассоциаций и предприятий основных регионов страны.

2.3.       Калининградский фактор в движении «Новая Ганза»

Виктор Анисимов, сотрудник представительства МИД РФ в г.Калининграде, размышляет о «калининградском факторе» на страницах «Калининградской правды». В 1992-1993 гг. в Калининграде прошли семинары Ганзейской коллегии — принципиально нового общественно-политического и экономического формирования в современном балтийском пространстве, призванного, по замыслу организаторов коллегий, содействовать развитию Калининграда и области, России и стран Балтии на основе эффективного функционирования рыночного хозяйства. Идеологами проекта «Новая Ганза» («НГ») и его спонсорами являются: «Дойче банк», Объединенный западный немецкий банк и ряд других банков Германии. В основе проекта лежит в политическом плане стремление к политической стабильности в регионе Южной Балтики, в экономическом — формирование механизма хозяйственного взаимодействия стран региона. Указывается на то обстоятельство, что на протяжении веков Литва, Латвия и Эстония входили в единое экономическое пространство с Россией, что двадцатилетний период государственной самостоятельности Балтийских стран является историческим эпизодом и что, наконец, происшедшие в Прибалтике в последние годы политические перемены и негативные последствия этих перемен будут в конечном счете преодолены.

Таким образом, как считают авторы проекта «НГ», в отношениях между Россией и странами Балтии должны сработать постоянно действовавшие и до сих пор фактически действующие факторы исторической, экономической и политической общности. Ключевые позиции в этом вопросе авторы проекта отводят Калининграду и Калининградской области, но только в том случае, если Калининград будет превращен в центр сотрудничества между Востоком и Западом в Балтийском регионе, а Калининградская область (КО) — в индустриальную зону и зону свободной торговли. Рекомендуется учесть то обстоятельство, что со вступлением Швеции, Норвегии и Финлядии в БЭС, — а это рано или поздно произойдет, — Балтийские моря превратятся во внутреннее море БЭС. В этих условиях Калининград уже в силу своей географии, следуя по следам Ганзы, может стать местом в новую Европу. Заметим, что за последние годы грузопоток через порты Балтийского моря составляет около 300 млн. тонн в год, а пассажирские перевозки охватывают примерно 65 млн. человек в год. Только вся эта масса грузов и людей идет мимо Калининграда, никакого моста в «новую Европу» через Калининград сейчас не существует, его сооружение, видимо, отнесено к долгострою.

В связи с изложенным Анисимов предлагает печать о создании в Калининграде постоянно действующего координационного центра для проработки комплекса проблем, связанных с проектом «НГ». В центре должны быть представлены: Россия (через Калининградскую область), проект «Новая Ганза», Совет государств Балтийского моря, Совет Европы, Европарламент, БЭС и Союз городов Балтийского моря. В заключение приводится тезис, что Калининградская область — это более не «щит», не «форпост», не особое место в обеспечении системы безопасности РФ. Это незамерзающие ворота из России в Европу и из Европы в Россию, которые на протяжении веков надежно соединяли страны и народы континента и которые, к сожалению, в течение более сорока лет были наглухо заперты. Эти ворота предстоит гостеприимно распахнуть и разумно, по-хозяйски использовать.

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Инвестиции

В приватной немецкой авиакомпании «Люфтганза» в Москве господин Бараклинг сказал: «Нормальный бизнесмен, приди ему в голову куда-то вкладывать свободные деньги, поедет с ними лучше в Китай, а не к вам в Калининград».

Но процесс все-таки пошел. Ситуацию комментирует начальник отдела инвестиций и поддержки предпринимательства комитета по развитию СЭЗ «Янтарь» Александр Харьковщенко.

Масштабный интерес к нашей области проявляет Брюссельский центр технической помощи, созданный в рамках БЭС. Экспертам центра передано 36 конкретных предложений по инвестированию.

Недавно в области побывал глава одной из крупнейших инвестиционных корпораций США господин Кеннет Мак-Вильямо. Разовые инвестиции корпорации «стоят» от 100 тыс. долларов до 3 млн. Достаточно известен в финансовом мире и Джон Салливан, глава Международного центра частных предприятий (САЙП), сотрудничающего о Российской конфедерацией союзов предпринимателей, который до недавнего времени руководил В.Шумейко. Проект международного информационного моста Москва — Вашингтон через Калининград — уже осуществляющаяся инициатива Салливана.

Осваивают Калининград и англичане, которые уже работают с конфедерацией союзов предпринимателей, имеющей свой центр в Лондоне. В этой компании тоже есть интересная личность: князь Дрогазе, известный в России помимо родственных связей со старинными дворянскими фамилиями своей деятельностью в области искусства (он президент Академии изящных искусств), сотрудничеством с Минобороны, в частности в создании фонда поддержки военнослужащих, передислоцирующихся из Европы. В Калининграде князь — инициатор проекта международного бизнес-центра, для осуществления которого уже поступили первые средства.

Казалось бы, логично ожидать крупных капиталовложений в область из Германии и в силу географической близости, и в силу исторических связей. Однако немецкий капитал, хотя и составляет почти треть всех инвестиций, чрезвычайно раздроблен. Вероятно, политика — это хорошая иллюстрация к тезису «крупные инвестиции — крупный риск». При нашей экономической нестабильности на крупный риск идут немногие. Основные инвестиции формируются в сфере мелкого и среднего бизнеса. Международный центр частных предприятий предложил провести в Калининграде конференцию именно по этой теме и готов вложить в организацию этой встречи до 50 тысяч долларов.

По различным оценкам, привлеченные в область инвестиции могут составить (до 2000 года) от 4 до 11 трлн. рублей (в ценах на сентябрь 1993 года). Особенно важны вложения в транспортный комплекс, на модернизацию, развитие которого потребуется до 29% этой суммы.

Опровергая тезис о недееспособности СЭЗ, профессор В.Ивченко (советник главы администрации по экономическим вопросам) приводит следующие факты: на начало 1993 года в России было зарегистрировано 4500 предприятий с иностранным капиталом и объемом иностранных инвестиций около 2 млрд. рублей. Из этого числа на Калининградскую область приходилось 400 СП с объемом иностранных инвестиций около 2 млрд. рублей. Фактически по числу СП ее удельный вес составил 9%, а по объему иностранных инвестиций — 23,5%.

Сегодня в области зарегистрировано около 600 СП с объемом годового производства около 20 млрд. рублей

Особое место в организации инвестиционной деятельности в области с учетом развития СЭЗ должны занять вопросы построения соответствующей системы управления этим процессом.

 

В.Ивченко предлагает 4 элемента этого управления:

— информационное агентство по информационной деятельности;

— залогово-страховой инвестиционный фонд области;

— фонд стабильности и диверсификации хозяйства;

— российский консорциум экономического развития Калининградской области.

3.2.       Цены

Как свидетельствуют последние аналитические выкладки цен администрации области, стоимость молока к 5 января по сравнению с декабрьской повысилась на 38%, а к концу месяца еще на 17,5% уже к новой цене. Также дважды подорожали: сметана на 14 и 47,6%, сыры твердых сортов — 14 и 9%, говядина — 7 и 12%, свинина — 23,4%, яйца куриные — 12 и 2,9%.

На 23,5% подорожало масло животное, на 11,3% — сахар, на 18,6% — макаронные изделия, на 22,4% — свежемороженая рыба. Цены на хлеб повысились на 50-60%.

В областных центрах нечерноземной зоны России рост цен был несколько ниже, чем в нашей области. Однако у нас остаются самые низкие цены на сахар.

Источники

1. Материалы Калининградского социологического центра.

2. Материалы газет: Калининградская правда, Янтарный край, Свободная зона, Гражданин.

 

 

 

Политический мониторинг №1(24)