Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Александр ШЕГЕДИН

Эстония

в январе 1994 года

1.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Во внешней политике Эстонии в январе главные события развивались вокруг проблемы вступления в НАТО и Европейский союз. В самом начале года, 5 января, президент Литвы Альгирдас Бразаускас достаточно неожиданно обратился с официальным письмом к генеральному секретарю НАТО Манфреду Вернеру с просьбой о принятии Литвы в НАТО.

Реакция на этот шаг со стороны Эстонии была довольно противоречивая. Ряд руководящих работников МИДа ЭР выступили с заявлениями, в которых преобладали негативные оценки. По их мнению, это был преждевременный шаг, который только затрудняет прием Балтийских стран в НАТО. Кроме того, подобная акция должна была быть согласована с Латвией и Эстонией [1]. Судя по тону заявлений, эстонский МИД был раздражен прежде всего тем, что Литва не проинформировала Эстонию о предпринятой акции.

Реакция на письмо А.Бразаускаса со стороны президента Леннарта Мери, который фактически проводит свою внешнюю политику, часто входящую в противоречие с деятельностью МИДа, была скорее положительной. Президент призвал Запад не обращать внимания на негативное отношение России к расширению НАТО. Он поддержал как идею быстрого расширения НАТО, так и программу «Партнерство ради мира» [2]. Отношение к этой программе у президента изменилось, так как совсем недавно, на декабрьской встрече президентов Балтийских стран, Л. Мери назвал «Партнерство ради мира» «красивым, но пустым флаконом».

Комиссия по внешней политике парламента также призвала правительство присоединиться к программе «Партнерство ради мира» [3]. Таким образом, несмотря на явное недовольство отсутствием реальных гарантий безопасности в этой программе, все влиятельные политические силы Эстонии пришли к выводу о необходимости скорейшего к ней присоединения. 14 января президент и премьер-министр поставили свои подписи под письмом М.Вернеру о желании Эстонии присоединиться к «Партнерству ради мира» [4].

По мнению нового министра обороны Индрека Канника, эта программа, не давая желаемых гарантий безопасности, тем не менее способствует более тесному сотрудничеству Эстонии с Западом, позволяя обучать эстонских военных в западных военных школах и проводить необходимые консультации с НАТО [5].

В Эстонии достаточно широко обсуждается также вопрос об интеграции в Европейский союз, но отсутствие реальных предпосылок для этого (прежде всего состояние экономики и социальной сферы) отодвигают вступление в эту организацию на неопределенный срок. Пока в Эстонии только создана рабочая группа, исследующая возможности и последствия вступления в ЕС. По мнению эстонских «зеленых», решение о вступлении в ЕС должно быть принято только после одобрения на референдуме [6].

Гораздо более актуальной проблемой являются отношения с Россией, которые все больше приобретают характер «холодной войны». Помимо требований о немедленном и безусловном выводе российских войск, Эстония настаивает на своих территориальных претензиях к России. Причем непримиримая позиция эстонской дипломатии в отношении пограничной проблемы не совсем совпадает с общественным мнением в стране. Несмотря на сильную пропагандистскую кампанию, 40% эстонцев, согласно социологическим опросам, считают необходимым компромисс при решении пограничной проблемы. Причем это в основном люди с высоким уровнем образования в возрасте 25-40 лет. 53% опрошенных эстонцев считают, что в этом вопросе нельзя идти ни на какие компромиссы. Большинство в этой группе составляют люди до 25 или после 50 лет с начальным или неоконченным средним образованием [7].

Для поддержания напряженности вокруг проблемы границ определенные политические круги используют организацию «Печоры», считающую себя выразителем интересов народа сету, который живет по обе стороны границы. Юри Луйк на встрече с активистами этой организации пытался объяснить, что Россия занимает по вопросу границ твердую позицию, а Эстония не имеет в данном случае необходимой международной поддержки. Присутствовавший на встрече лидер ПННЭ Юри Адамс настаивал на официальном объявлении правительством о создании Печорского уезда, территория которого сейчас принадлежит России [8]. С проведением границы по территории, населенной сету, у этого небольшого народа действительно появился ряд проблем.

Еще весной 1992 года, до того, как эстонской делегацией на переговорах стал руководить Ю.Луйк, проект договора о приграничных территориях, который снимал указанные проблемы, был готов к подписанию. Однако затем Эстония неожиданно отказалась его подписывать. Этот шаг был сделан под давлением «реституционистов» (сторонников восстановления ЭР в полном объеме) во главе с Энделем Липпмаа. В январе местные власти уездов Южной Эстонии потребовали от правительства скорейшего заключения с Россией договора о приграничных территориях, который бы способствовал восстановлению нормальных связей Южной Эстонии и Псковской области [9].

В руководстве эстонской делегации на переговорах произошли изменения. Ю.Луйк, ставший министром иностранных дел, передал свои полномочия Вяйно Рейнарту [10]. Перед своим уходом Ю.Луйк в очередной раз напомнил о том, что дата вывода российских войск до сих пор не определена, так как Россия не представила ни одного официального документа, касающегося точного графика вывода войск [11]. Отдельной проблемой является ликвидация учебного ядерного реактора в Палдиски. В январе стороны пришли к соглашению, что учебный центр в Палдиски будет ликвидирован к 30 июня 1994 года [12]. Однако до конца не ясна процедура ликвидации реактора. Об этом шла речь на совещании стран Балтийского бассейна в Стокгольме. Россия в принципе согласна на участие в демонтаже иностранных экспертов и представителей Эстонии, однако в целях сохранения военных секретов — не с самого начала демонтажа.

По главным аспектам российско-эстонских отношений соглашений не достигнуто. В Эстонии усилили давление на правительство реституционисты, призывающие вообще не учитывать мнение России и оказывать на нее давление через такие организации, как ООН, СЕ и СБСЕ [13]. По существу, эти призывы, исходящие в основном от ПННЭ, направлены на полное прекращение двусторонних отношений России и Эстонии.

После победы на выборах в России ЛДПР российская дипломатия стремится взять на вооружение ряд лозунгов, успешно использованных В.Жириновским. Один из них — защита этнических русских, оказавшихся за пределами России в результате распада СССР, — стал использоваться в балтийской политике России гораздо интенсивнее. О защите этнических русских говорил в своем новогоднем обращении Б.Ельцин, чем вызвал недовольство президентов Эстонии и Латвии, сделавших по этому поводу совместное заявление [14].

В январе Россия ясно дала понять Эстонии, что поведение российской делегации на переговорах станет более жесткой. Очередной тур переговоров, который должен был начаться 17 января, был отложен по просьбе российской стороны. Официальной причиной была названа болезнь руководителя российской делегации Василия Свирина [15]. 18 января А.Козырев выступил перед российскими представителями в странах «ближнего зарубежья» и призвал более жестко отстаивать интересы России и русскоязычного населения в этих странах.

Сообщения о содержании речи А.Козырева поступили не по официальным каналам, а были переданы информационными агентствами, что вызвало разночтения высказанных министром положений. Госдепартамент США заявил, что слова Козырева о том, что российские войска останутся в странах ближнего зарубежья, противоречат договоренностям, достигнутым в ходе визита Б.Клинтона в Москву. Однако заведующий отдела информации и прессы МИДа РФ Григорий Карасин сказал, что слова Козырева были переданы неточно — российские войска останутся в тех странах, с которыми будут достигнуты соответствующие договоренности [16].

В Эстонии речь Козырева вызвала чрезвычайно нервную реакцию. В.Румессен (ПННЭ) от имени 30 депутатов предложил парламенту заявить официальный протест России [17]. МИД ЭР послало ноту протеста в СБСЕ [18].

Депутаты от ПННЭ пришли к мнению, что Эстония слишком долго занимала оборонительные позиции в отношениях с Россией и пора переходить в наступление. С этой целью по инициативе этих депутатов Госсобрание начало в конце января готовить специальное заявление в ООН. От стран — членов ООН Эстония намерена добиться официального признания факта оккупации Эстонии в 1940 году и всех вытекающих отсюда последствий. Тем самым за Эстонией было бы признано право на депортацию колонистов (то есть людей, прибывших в Эстонию после 1940 года, и их потомков), а также на восстановление границ 1940 года [19]. 24 января проект такого обращения, представленный 53 депутатами, начал обсуждаться в парламенте. Конкретно от России в нем требуется признать факт оккупации и проведения геноцида в отношении прибалтийских народов [20].

Поведение МИДа РФ на этот раз весьма отличалось от поведения в подобных ситуациях ранее. Если ранее российское дипломатическое ведомство убеждало Таллинн, что он просто неправильно понял действия России, то теперь вслед за выступлением Козырева последовало заявление Виталия Чуркина, в котором он предостерег прибалтов от попыток защиты своих национальных интересов за счет конфронтации с Россией. В.Чуркин заявил, что Россия не представляет угрозы для Балтийских стран, но в ответ на территориальные претензии Эстонии вынуждена будет принять соответсвующие меры [21].

В последние месяцы особенно отчетливо проявляется отсутствие единой внешней политики Эстонии по многим вопросам. Оппозиция в парламенте обвиняет МИД ЭР в том, что восточная политика у Эстонии просто отсутствует. Президент Мери, вступивший в январе на путь открытой конфронтации с недавними союзниками из правящей коалиции, намерен выступить в роли миротворца, что должно повысить его авторитет внутри страны. Характерно, что президент, соревновавшийся ранее с правительством и парламентом в жесткости антироссийских заявлений, к концу месяца стал гораздо осторожнее в своих высказываниях. После встречи 28 января с российским послом А.Трофимовым, на которой посол передал ответ Ельцина на письмо Л.Мери (содержание которого неизвестно), из канцелярии президента сообщили, что возможна личная встреча президентов, так и не состоявшаяся в ноябре прошлого года [22].

В связи со сменой министров иностранных дел (вместо Т.Веллисте — Ю.Луйк) ряд национал-радикальных политиков выразили опасения в связи с возможной переориентацией эстонской внешней политики на Восток. Т.Веллисте накануне своего ухода с поста министра встретился с послами ЭР и заверил их, что с его уходом внешняя политика Эстонии не претерпит существенных изменений [23].

Вопросам безопасности Балтийских стран в свете изменения ситуации в России после выборов в Думу было посвящено несколько совещаний. Активность в этом вопросе проявляют прежде всего национал-радикалы, создавшие организацию «Балтийское единство». В январе собрание этой организации в Таллинне было проведено под эгидой ПННЭ [24]. Эстонские представители ведут антироссийскую пропаганду в таких международных организациях, как ООН и Совет Европы. Т.Келам, представляющий Эстонию в СЕ, выразил надежду, что Россия не будет принята в эту организацию пока не выведет войска из Латвии [24].

В январе ряд эстонских политиков сделали заявления по поводу внутренней ситуации в России. М.Лаар заявил, что уход Гайдара из правительства является тяжелым ударом по российским реформам и может иметь нежелательные последствия для окружающих Россию стран [26]. В своей статье в «Интернэшнл геральд трибьюн» М.Лаар пишет, что в России нужно применять больше, а не меньше шоковой терапии [27].

В январе получил развитие конфликт, связанный с закрытием эстонского консульства в Петербурге. Газета «Невское время» обвинила Эстонию в намеренном стремлении к ухудшению отношений. МИД ЭР заявил, что закрытие консульства является внутренним делом Эстонии. Кроме того, Россия до сих пор не открыла свое консульство в Нарве в обмен на открытие эстонского консульства в Петербурге [28].

2.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

В январе своего пика достиг конфликт между президентом и его бывшими союзниками из правящей коалиции. По требованию парламентской фракции «Отечество» в правительстве были произведены серьезные перестановки, которые касаются четырех ключевых министерских постов — министров экономики, иностранных дел, финансов и обороны. Кандидаты на эти посты предварительно обсуждались на собрании фракции «Отечества» под председательством М.Лаара [29].

6 января М.Лаар представил президенту кандидатуры на эти посты — Тойво Юргенсон (министр экономики), Хейки Краних (министр финансов), Индрек Канник (министр обороны) и Юри Луйк (министр иностранных дел) [30].

Перестановки в кабинете были одобрены социал-демократами [31], ПННЭ [32] и ЭНН [33] ПННЭ особенно приветствовала уход Т.Сильдмяэ с поста министра экономики. Именно вокруг фигуры Сильдмяэ и развернулась основная борьба. Президент 7 января заявил, что не утвердит новых министров экономики и финансов, в ответ на что правящая коалиция начала грубую антипрезидентскую кампанию [34].

11 января президент предпринял оригинальный ход. Выступив перед парламентом, он подверг резкой критике весь кабинет министров и прежде всего М.Лаара, обвиняя его в том, что тот приносит государственные интересы в жертву партийным (то есть «Отечества»), и призвал его подать в отставку. После чего утвердил требуемые от него изменения в правительстве, подчеркнув, что делает это под давлением, а не по своей воле [35].

Суть конфликта заключается в том, что группа Канника — Краниха увидела в Сильдмяэ опасного конкурента в сфере экономических интересов. Сильдмяэ — крупный предприниматель и имеет тесные связи с деловыми кругами Эстонии, объединенными в Союзе налогоплательщиков (его членом является, в частности, президент Банка Эстонии С.Каллас). Кроме того, у Сильдмяэ хорошие контакты с Коалиционной партией. Группировка Канника — Краниха ориентируется в основном на иностранный (западный) капитал. К тому же многие ее члены оказались неудачливыми предпринимателями (например, Краних входил в правление разорившегося Западно-эстонского банка) и пытаются компенсировать это за счет захвата политических рычагов.

Несмотря на то что президент поставил свою подпись под новыми назначениями, конфликт отнюдь не был разрешен. Фракция «Отечество» обнародовала список из 10 вопросов президенту, большинство из которых носит явно оскорбительный характер. В частности, в нем содержится напоминание о том, что Л.Мери был избран на свой пост не всенародным голосованием, а в парламенте — голосами «Отечества» [36]. Раньше об этом позволяла себе напоминать только оппозиция. В сложившейся ситуации она, естественно, встала на сторону президента. Арно Сиренд, один из видных деятелей оппозиции, заявил, что наконец-то Мери перестал быть президентом «Отечества» и становится президентом всей страны [37]. Спор о том, превышает ли президент свои полномочия, отказываясь утверждать представленные премьер-министром кандидатуры, продолжается, так как Конституция определяет президентские полномочия нечетко. В нынешней ситуации правящая коалиция заинтересована в ограничении полномочий президента. Поэтому по инициативе «Отечества» в конце января в парламенте началось обсуждение закона о порядке работы президента. По мнению М.Нутта («Отечество»), этот закон не направлен на ограничение этих полномочий, но призван определить их границы [38]. Лидер Земельной партии центра Ивар Райг считает, что основной причиной конфликта является недостаточно тесный контакт между президентом и парламентом, и призвал президента назначить специального чиновника, отвечающего за работу с парламентом [39]. «Отечество» в этом вопросе настроено решительно. В обсуждаемом в парламенте законе есть даже пункт, по которому спикер парламента (Юло Нугис, близкий к «Отечеству») может взять на себя функции президента, если последний «медлит в своей деятельности» [40].

Довольно напряженная ситуация сложилась в силовых структурах ЭР. Новый министр внутренних дел Хейки Арике начал чистку в министерстве и департаменте полиции. В одном из выступлений он заявил, что недоволен деятельностью префекта полиции Таллинна, у которого слабый контакт с министерством [41]. В середине месяца по предложению Арике правительством был снят со своего поста генеральный директор департамента полиции Игорь Амман [42]. Арике явно выполняет заказ национал-радикалов, настаивающих на наказании полицейских, вступивших в конфликт с небезызвестной ротой егерей. Эта рота продолжает оставаться источником политической напряженности. В интервью Эстонскому телевидению командующий Силами обороны А.Эйнселм заявил, что это «созданная политиками банда, схожая с коричневорубашечниками в Германии 30-х годов». В ответ на это заявление ультранационалисты в лице К.Линде (Союз граждан Эстонии) потребовали 24 января в парламенте поставить вопрос об отставке А.Эйнсельма [43].

Эйесельм считает, что политиков, связанных с егерями, нужно отдать под суд, сами же эти политики, в частности лидер ЭНПП А.Эрм, напротив, требуют наказания полицейских, участвовавших в декабрьской операции против егерей [44].

Силовые министерства (МВД и МО) по коалиционному договору должны возглавляться кандидатами от ПННЭ. Из-за раскола и ослабления влияния этой партии один из постов уже отдан «Отечеству». Министр обороны И.Канник сразу после вступления в должность заявил, что будет добиваться введения всеобщей воинской повинности, в том числе для студентов [45]. Интересно, что в свое время студент Тартуского университета Канник отказался посещать занятия на военной кафедре, ссылаясь на свои пацифистские убеждения.

Конфликт радикальных депутатов парламента с А.Эйнселмом дополняется конфликтом внутри парламентской комиссии по обороне. Комиссию возглавляли два сопредседателя — Рейн Хельме и Пеэтер Леренц. Последний является активным сторонником егерей и противником Эйнсельма. Сопредседатели постоянно конфликтовали, в результате чего возникла необходимость в перевыборах. В результате голосования наиболее радикальное крыло потерпело поражение и единственным председателем остался Рейн Хельме [46].

В Эстонии существуют тенденции к превращению в полицейское государство. Под нажимом правящей коалиции был принят закон о применении полицией специальных оперативных средств (подслушивание телефонных разговоров, вскрытие корреспонденции). В январе Государственный суд признал этот закон несоответствующим Конституции и предложил парламенту пересмотреть его [47].

Что касается партийной жизни, то в партиях правящей коалиции идет процесс переизбрания руководящих органов, что связано с продолжающимся падением популярности этих партий. Новое руководство было избрано в Таллиннских отделениях ПННЭ [48] и «Отечества», причем новый председатель Таллиннского отделения «Отечества» Яан Кару заявил, что партии нужно дистанцироваться от таких политиков, как Лаар и Халласте [49].

Союз граждан Эстонии в последнее время проявлял малую активность. Лидер Союза Ю.Тоомепуу заявил, что задачей Союза было добиться проведения внеочередных выборов в Госсобрание. Сейчас ясно, что нынешние депутаты этого не допустят, поэтому Союз сосредоточился на подготовке к выборам 1995 года [50].

В январе заявила о себе новая политическая сила, имеющая хорошие перспективы развития. 22 января в Таллинне прошло учредительное собрание Союза законных наследников собственности Эстонии. Многие жители Эстонии голосовали осенью 1992 года за «Отечество», так как эта партия обещала быстрый возврат национализированного в годы советской власти имущества и земли. Однако эти обещания по большей части не выполнены. На собрании прозвучала резкая критика «Отечества» и было принято решение идти на выборы 1995 года собственным списком [51].

«Отечество» в специальном заявлении приветствовало создание этого Союза, однако отвергло обвинения в свой адрес и переложило ответственность на местные органы власти, которые якобы виноваты в задержке возвращения собственности [52]. Последнее неверно, так как сейчас в Эстонии действует сильно централизованная административная система и местные власти в значительной степени отстранены от решения вопроса возвращения собственности.

Неудачи во внутренней политике заставляют «Отечество» перекладывать ответственность на оппозицию. Фракция «Отечества» в парламенте обвинила председателя комиссии по социальным вопросам С.Овийр (Центристская партия) в том, что она намеренно затягивает решение вопроса о выплате пособий малообеспеченным слоям населения [53]. Коалиционную партию М.Лаар обвинил в намерении добиваться повышения ставки социального налога. Руководство Коалиционной партии ответило, что это очередная дезинформация, распространением которой привык заниматься М.Лаар [54]. Председатель партии Т.Вязи добавил, что рыночная экономика по Лаару, когда 30% населения оказалась за чертой бедности, — это нонсенс [55].

Проблема г.Палдиски имеет, кроме внешнеполитического, также внутриполитический аспект. Бывшая база ВМФ СССР до сих пор не имеет местной представительной власти. Правительство заявило, что пришлет в Палдиски своего военного представителя [56], с 1 января военным комендантом города стал Рауль Лукс [57]. Однако в городе пока отсутствует гражданская власть. Министр юстиции К.Кама предложил до проведения новых муниципальных выборов передать город под управление властей соседнего города Кейла [58]. Рассматриваются также предложения придать Палдиски экстерриториальный статус и ввести в городе особый режим [59].

Выборы в местные органы власти в Палдиски не проводились из-за отсутствия кандидатов — граждан ЭР в городе проживает всего несколько десятков.

На русскую общину Эстонии все большее влияние оказывают русские националисты. Особенно активно в последнее время вел себя Петр Рожок, член ЦК ЛДПР. В начале января он заявил, что в Эстонии существует первичная организация ЛДПР, в которой работают как русские, так и эстонцы. Число членов он назвать отказался [60]. К.Кама считает, что деятельность ЛДПР незаконна, так как она не зарегистрирована в Эстонии. Он призвал Охранную полицию заняться этим вопросом и настаивает на аресте П.Рожка [61]. Однако Охранная полиция пока ведет себя пассивно. Генеральный директор ОП Ю.Пихл сказал, что точно не знает, есть ли достаточно доказательств для ареста П.Рожка [62].

В вопросе гражданства и русские, и эстонские националисты действуют в одном направлении. П.Рожок и Ю.Мишин (Союз российских граждан) призывают русских принимать российское гражданство, а министр П.Олеск делает все возможное, чтобы препятствовать получению ими эстонского гражданства. Полной противоположностью является позиция Представительной ассамблеи, которая добивается предоставления апатридам эстонского гражданства. Однако ее усилия в этом направлении пока не приносят желаемых плодов.

Позиция П.Олеска отражает мнение тех кругов, которые настаивают на вытеснении как можно большего количества русскоязычного населения за пределы Эстонии. Олеск заявил, что большое количество граждан других государств на территории Эстонии опасно для ЭР, столь же опасна их чрезмерная концентрация в некоторых регионах (то есть на Северо-Востоке и в Таллинне) [63]. В то же время в январе все заявления на получение эстонского гражданства в порядке натурализации были отклонены комиссией департамента гражданства [64].

В Нарве в январе появились листовки под шапками: «Слышите, русские идут» и «Вставай, страна огромная». Эстонские власти подозревают, что в совещании коммунистов в Минске участвовали делегаты от Эстонии, в том числе Л.Аннус [65]. Однако сам бывший лидер Интердвижения отрицает это [66].

Дума Русской общины Эстонии выступила 18 января с довольно жестким заявлением, в котором выражается беспокойство по поводу возможных репрессий в отношении отставных военных, проживающих в Эстонии. По утверждению Думы, решение правительства от 1 декабря (о порядке выдачи вида на жительства) вынудит покинуть Эстонию 80-100 тысяч человек [67].

В области национальных отношений в январе наблюдалось, таким образом, ужесточение позиции эстонских национал-радикалов в «русском вопросе», а также радикализация настроений в русской общине, особенно на Северо-Востоке республики. В то же время эстонская община в своей массе склонна идти по пути компромиссов с русскоязычным населением.

Источники

1. Элмо Каскмаа. Эстонский МИД... // Постимеэс. Тарту, 1994, — 6 января.

2. ВНС. Эстонский президент призывает... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 7 января.

3. Энно Таммер. Комиссия по иностранным делам... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 14 января.

4. Энно Таммер. Президент Мери и премьер-министр Лаар // Постимеэс-Тарту, 1994 — 15 января.

5. ЭТА. По словам министра обороны Индрека Канника... // Постимеэс-Тарту, 1994 — 24 января.

6. Мартин Кийре «Эстонские зеленые» считают... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 10 января.

7. Опрос по поводу восточной границы // Постимеэс — Тарту, 1994 — 3 января.

8. Олав Круус. Сету не хотят остаться... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 17 января.

9. Айвар Ярне. Вызов Липпмаа... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 26 января.

10. Энно Таммер. На переговорах с Россией // Постимеэс — Тарту, 1994 — 12 января.

11. Энно Таммер. Эстония не получила от России... // Постимеэс-Тарту, 1994 — 4 января.

12. ВНС. Учебный центр в Палдиски... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 10 января.

13. Вардо Румессен. Почему не продвигаются... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 19 января.

14. БНС. Президенты Ульманис и Мери... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 5 января.

15. Маде Лаас. Новые сроки эстонско-российских переговоров // Постимеэс-Тарту, 1994 — 18 января.

16. Заявление министра иностранных дел России // Постимеэс — Тарту, 1994 — 20 января.

17. Энно Таммер. Члены Госсобрания выражают протест // Постимеэс — Тарту, 1994 — 20 января.

18. БНС. Эстонский МИД выражает... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 20 января.

19. ЭТА. Госсобрание готовит заявление в ООН // Постимеэс — Тарту, 1994 — 24 января.

20. ЭТА. В Госсобрании составляется обращение... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 25 января.

21. БНС. Эстонский МИД выражает беспокойство... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 29 января.

22. БНС. Леннарт Мери встретился // Постимеэс — Тарту, 1994 — 29 января.

23. БНС. Тривими Веллисте встретился с послами // Постимеэс-Тарту, 1994 — 11 января.

24. БНС. Организация «Балтийское единство»... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 15 января.

25. ЭТА. Тунне Келам: Европа должна... // Постимеэс-Тарту, 1994 — 18 января.

26. Интерфакс — БНС. Март Лаар5 уход Гайдара... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 19 января.

27.БНС. Премьер-министр Эстонии призвал... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 28 января.

28. БНС. Восстановление эстонского консульства // Постимеэс — Тарту, 1994 — 28 января.

29. БНС. «Отечество» обсуждает ремонт правительства // Постимеэс — Тарту, 1994 — 4 января.

30. Энно Таммер. Премьер-министр Лаар представил // Постимеэс — Тарту, 1994 — 7 января.

31. БНС. ЭСДП считает нужным... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 8 января.

32. БНС. ЭСДП поддерживает ремонт правительства // Постимеэс — Тарту, 1994 — 8 января.

33. БНС. Национальная партия прогресса... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 8 января.

34. Энно Таммер. Президент Мери не освободил... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 10 января.

35. Тауно Сприйт. Доклад президента... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 12 января.

36. Энно Таммер. Группа депутатов «Отечества»... // Постимеэес — Тарту, 1994 — 14 января.

37. Олав Круус. Чей президент? // Постимеэс — Тарту, 1994 — 18 января.

38. Свен.Харьо. Рабочий порядок президента // Хоммикулехт — Таллинн, 1994 — 21 января.

39. ЭТА. Очередной тур эстонско-российских переговоров... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 22 января.

40. Холодная война против Мери продолжается // Эсти Экспресс-Таллинн, 1994 — 21 января.

41. БНС. Префект Таллинна утверждает... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 4 января.

42.Энно Таммер. Правительство уволило Игоря Аммана // Постимеэс — Тарту, 1994 — 15 января.

43. Энно Таммер. Катрин Линде хочет... // Постимеэес — Тарту, 1994 — 25 января.

44. Антс Эрм. Еще раз о егерях // Постимеэс — Тарту, 1994 — 17 января.

45. ЭТА. Министр обороны Индрек Канник... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 13 января.

46. БНС. Комиссия по обороне Госсобрания... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 28 января.

47. Вилья Калласте. Государственный суд считает... // Постимеэс -Тарту, 1994 — 13 января.

48. ЭТА. Таллиннское отделение ПННЭ // Постимеэс — Тарту, 1994 — 17 января.

49. ЭТА. Председателем Таллиннского отделения «Отечества» // Постимеэс — Тарту, 1994 — 24 января.

50. ЭТА. Союз эстонских граждан... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 24 января.

51. Вахур Маде. Миллионеры живут... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 24 января.

52. Мартин Кийре. Союз законных наследников собственности... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 24 января.

53. Олав Круус. Политические игры с пособиями... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 26 января.

54. БНС. Руководство Коалиционной партии... // Постимеэс — Тарту, 1994 — — 29 января.

55. ЭТА. По словам Тийта Вяхи... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 29 января.

56. Энно Таммер. Администратор Палдиски... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 4 января.

57. Энно Таммер. Установление гражданской власти... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 5 января.

58. БНС. По мнению Кайдо Кама... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 25 января.

59. Энно Таммер. Из города Палдиски... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 26 января.

60. ЭТА. У партии Жириновского... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 5 января.

61. ЭТА. У Либерально-демократической партии... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 6 января.

62. БНС. Министр юстиции: представитель Жириновского... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 24 января.

63. ЭТА. Большая неэстонская община... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 10 января.

64. ЭТА. Комиссия по гражданскому отклонила... // Постимеэс — Тарту, 1994 — — 11 января.

65. Ивар Костаби. Ревашизм никуда не пропал... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 19 января.

66. ЭТА. Слухи о задержании Лембита Аннуса... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 18 января.

67. БНС. Дума Русской Общины Эстонии недовольна... // Постимеэс — Тарту, 1994 — 19 января.

 

 

 

Политический мониторинг №1(24)