Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Армен ХАЛАТЯН

Армения

в январе 1994 года

1.    ДРАМ — ГИПЕРИНФЛЯЦИИ ПОКА УДАЛОСЬ ИЗБЕЖАТЬ

В Армении — разгар зимы, а это означает, что мрачных красок для описания ситуации можно не жалеть.

Террористы в Марнеульском районе Грузии подготовились к «отопительному сезону» на этот раз более основательно. Первый взрыв на газопроводе, подающем газ в Армению, произошел 18 декабря. До 11 января его последствия еще ликвидировать не удалось, когда произошел второй, еще более мощный взрыв, выведший из строя 300-метровый участок, сместивший еще 800 м и снесший опоры на Куре [1].

Соответственно газ в Армению практически еще не поступал.

Также из-за диверсий на железной дороге, ведущей из порта Батуми, задержалась перевозка 10 тыс. тонн керосина, предоставленных правительством США в качестве гуманитарной помощи Армении и обещанных населению еще в ноябре 1993 г.

На этом фоне «сдержанный оптимизм» вызывает ситуация с молодой армянской валютой — драмом (введен 22 ноября 1994 года). Сначала, как и предвиделось, курс драма стал стремительно падать, а цены на потребительском рынке стремительно расти. За 20 дней курс армянской валюты упал с 14,5 драма за доллар до 100-110 драмов за доллар на черном рынке (14-15 декабря).

Однако затем установилось некоторое равновесие. К тому же люди стали готовиться к Новому году, продавая припасенные доллары (у кого они были).

К 1 января за доллар давали «всего» 65 драмов.

Новый виток инфляции начался после объявленного президентом Армении повышения зарплат работникам госбюджетной сферы и пособий в три раза (после 1 января) [2].

Эта популистская мера привела к четырех-пятикратному росту цен в течение первых двадцати дней января.

Драм «упал» к середине января до курса 140 драмов за доллар, однако вслед за этим снова начал обратный ход и к 1 февраля стабилизировался на уровне 105-110 драмов за доллар. Таким образом, за два с лишним месяца хождения национальной валюты она обесценилась больше чем на 700%. На «втором месте» в бывшем СССР находится карбованец, обесценившийся за то же время примерно на 570%, и на третьем — грузинский купон — 450%.

Казалось бы, поводов для оптимизма, даже сдержанного, мало, однако все же они есть. Главное соображение здесь: все могло быть намного хуже.

1.1.       Борьба с инфляцией — меры правительства

Конечно, одной из главных причин стабилизации драма является ограниченное количество наличности, введенной в обращение. Уже сейчас ощущается дефицит наличности у населения. В связи с этим есть опасения, что после выплаты зарплат и пособий за январь в начале февраля начнется новое падение курса драма и новый виток инфляции.

Однако правительство предприняло ряд мер, подкрепляющих «естественный баланс».

1 января Министерство финансов и ЦБ РА выступили с заявлением, в котором подтверждено, что единственным законным средством платежа на территории Армении считаются драмы и советские рубли достоинством до 500 рублей (в качестве разменных денег).

В заявлении говорится, что за расчеты с помощью других денежных знаков грозит заключение сроком на 3 года. При повторном совершении подобного деяния предусмотрено лишение свободы от 3 до 8 лет [4]. Правительство и ЦБ в январе также приняли решение о том, что 30% из половины валютных средств предприятий и организаций, подлежащих продаже государству по установленному курсу, будут направлены в специальный фонд финансовой стабилизации. Это позволит ЦБ РА получить дополнительные средства для проведения валютных интервенций [3].

Особенно действенной мерой по стабилизации ситуации на потребительском рынке Армении стал указ президента РА от 15 декабря 1993 года «О дополнительных мероприятиях по созданию благоприятных условий для ввоза и продажи пищевых продуктов в Республике Армения».

Указом предусматривается:

— разрешение производить торговые сделки наличными деньгами;

— освобождение оптовой и розничной торговли продуктами питания от налога на добавленную стоимость;

— запрещение с 20 декабря 1993 года всем органам власти без особого разрешения правительства РА производить проверки в организациях (независимо от формы собственности), ввозящих и реализующих в Армении пищевые продукты.

Данные организации должны представлять отчет о своей деятельности налоговой инспекции.

Особое внимание в указе обращается на обеспечение порядка в аэропортах «Звартноц» и «Эребуни» с тем расчетом, чтобы «исключить возникновение каких-либо искусственных препятствий для приема грузовых самолетов в республике... ввоза пищевых продуктов и других грузов» [4].

Известно, что, несмотря на тяжелейшее положение с продуктами в Армении (а скорее всего, благодаря ему), их ввоз жестко контролировался в главных пунктах, связывающих республику с внешним миром, — аэропортах и облагался различными мафиозными и полуофициальными, а то и официальными структурами огромной данью. Ввоз в Армению чего-либо стал крайне невыгоден. Теперь, по свидетельствам жителей Еревана, ситуация в магазинах значительно улучшилась, они заполнились продуктами, при этом цены даже снижались последние 10 дней января.

1.2.       Прогноз

Что ожидает драм в ближайшие месяцы? Правительство Армении особые надежды связывает с предоставлением стабилизационного кредита МВФ. В феврале ожидается визит делегации МВФ в Ереван, и если ее удастся убедить, что кредит будет использован не на военные нужды, то, возможно, валюта будет получена (Молдова получила аналогичный кредит на сумму около 90 млн. долларов в течение сентября-октября 1993 года).

Фактором, благоприятным для национальной экономики, может стать «сезонная репатриация» армянского населения, выехавшего из республики «на зимовку» в Россию. Вынужденные покупать драмы за рубли и доллары, они будут способствовать увеличению спроса на армянские деньги и соответственно укреплять валюту.

Поводы для оптимизма есть, однако они сопровождаются многочисленными «если». Тем не менее в феврале уже будет ясно, стало ли укрепление драма тенденцией или это было временное равновесие.

1.3.       Другие новости экономики

Всемирный банк предоставляет Армении кредит на 28 млн. 800 тыс. долларов на восстановительные работы в зоне землетрясения. Об этом сообщил министр экономики РА А.Егиазарян. Кредит предоставляется сроком на 35 лет. Предусмотрено строительство 2 тыс. квартир, 150 особняков, 53 бань и прачечных, а также субсидирование восстановительных работ на 5 промышленных предприятиях в зоне бедствия [6].

2.    ВЛАСТЬ: ГУБН УПРАЗДНЕНО, А АШОТ МАНУЧАРЯН ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ПОЛИТИКУ

В середине января пресса сообщила о том, что указом президента Армении Государственное управление национальной безопасности (ГУБН) реорганизовано. Расформированы все оперативные службы, приостановлена деятельность их сотрудников, смещен с должности начальник ГУНБ Эдуард Симонянц.

Согласно официальной версии, прежняя структура создавалась при бывшем СССР и имела другие интересы и задачи. Отныне исключительными направлениями деятельности ГУНБ должны стать разведка и контрразведка.

Давид Шахназарян — посол по особым поручениям президента РА, назначенный и.о. начальника ГУНБ, должен в трехмесячный срок провести аттестацию сотрудников, а также разработать и представить новую структуру, штатное расписание и положение о ГУНБ [7].

По-видимому, распустив ГУНБ, Левон Тер-Петросян попытался обезопасить себя со стороны этой службы, которая наверняка сохранила связь с центром — Москвой и может являться проводником ее влияния.

События последних месяцев позволяют сделать вывод о том, что Л.Тер-Петросян начинает вызывать некоторые антипатии Москвы.

Когда осенью 1993 года Россия начала «собирать под крылышки» бывшие советские республики, Армения согласилась пойти на серьезные ограничения своего суверенитета ради вхождения в рублевую зону. Однако требования Москвы здесь были значительно больше, и одна за другой республики стали вводить свою валюту. Пошла на этот шаг и Армения — фактически на вопрос «ребром» о немедленном отказе от суверенитета за рубли. «Да» ответили только Таджикистан и с оговорками Беларусь.

Армения проявила самостоятельность.

Затем последовал инцидент с Казимировым [8]. И здесь от Еревана ожидалось нечто большее, чем просто урегулирование инцидента и наказания виновных.

Реакция на это событие у Москвы была гораздо более болезненной, чем в случае с арестом российских генералов в Латвии. Конечно, 7-я дивизия в Армении не приводилась в боевую готовность (да и не было необходимости), но Ереван демонстративно покинул российский посол В.Ступишин и пропагандистская атака МИДа была значительно сильнее. Причина? Нежелание властей Армении принимать на себя демонстративно «вассальную» роль.

В декабре началось широкомасштабное наступление азербайджанских войск в Нагорном Карабахе.

Определенные круги в Москве, заинтересованные в укреплении режима Гейдара Алиева, соответственно хотели бы увидеть военные успехи созданной им армии.

Карабахским лидерам открытым текстом в Москве говорили о том, что «пришла пора и Гейдару Алиеву одерживать военные победы» [9].

Однако за два месяца особых побед одержать Азербайджану не удалось.

Карабах и Армения проявляют упрямство. Каким же может быть наказание им за это? Особенно если старые способы — поставки вооружений и техники в Азербайджан — срабатывают плохо?

В этом контексте решение президента РА о реорганизации ГУНБ выглядит как закономерный шаг и контрмера против возможных атак на него. Распустив ГУНБ, Л.Тер-Петросян еще больше ослабил пророссийское крыло определенной направленности — «русскопатриотической».

Беда в том, что крыло, ориентированное на демократов в России, было «подрублено» еще в августе — с уходом с поста советника по национальной безопасности Ашота Манучаряна. Тогда, разогнав структуры, созданные А.Манучаряном, руководство фактически порвало целую сеть каналов неофициальной связи с Москвой и потеряло возможность так же, как и раньше, эффективно влиять на нее.

Возможно, что это и стало одной из весомых причин последовавших затем трений.

Теперь Ашот Манучарян вернулся. Но вернулся уже как оппонент Л.Тер-Петросяна. В конце января 1994 г. он устроил пресс-конференцию, прервав молчание, длившееся полгода. А.Манучарян подверг критике руководство Армении по поводу их действий в вопросе Карабаха (упустили возможность заключить достойный мир) и объявил, что намерен создать новую общественно-политическую структуру, которая будет призвана консолидировать и координировать работу по преодолению кризиса.

Таким образом, на политическую арену вновь вышел один из самых популярных политиков республики, сохранивший (несмотря на три года пребывания во властных структурах) репутацию честного, порядочного человека. А.Манучарян был лучшим оратором в комитете «Карабах», однако сразу после попадания в официальные структуры он целиком отошел от публичных выступлений, «переплюнув» в этом даже Л.Тер-Петросяна.

Возможно, что именно роспуск ГУНБ подвигнул его на активные действия (он с критикой отозвался об этом решении). Ведь отсутствие весной фигуры, пользующейся поддержкой в Москве, на политической арене республики было чревато более жесткими действиями России по отношению к нынешним армянским властям. Теперь А.Манучарян заполняет этот вакуум. Для Москвы он человек, с которым можно поговорить «накоротке» (его неофициальный статус открывает для этого больший простор), для Еревана он тоже свой и может склонять президента к тем или иным действиям тоже «накоротке», без унизительного давления извне.

3.    ВОЙНА

Наступление, начатое азербайджанскими войсками по всему фронту Нагорно-Карабахской республики в декабре, продолжалось весь январь месяц.

В январе оно также не имело успеха. Азербайджанской армии удалось лишь завоевать на юге стратегически важный пункт Горадиз на границе с Ираном (за счет того, что Иран пропустил азербайджанские части по своей территории и они зашли в тыл силам Нагорного Карабаха).

На севере они сумели зайти в Кельбаджарский район и захватить село Мадагиз в Мардакертском районе НКР. Однако к концу января армянские части вновь захватили перевал Омар — единственный путь в Кельбаджарский район с севера и окружили находящуюся в Кельбаджаре группировку противника.

За время ведения боевых действий последние два месяца у армянской стороны накопилось немало свидетельств участия на стороне Азербайджана наемников: афганских моджахедов, турецких, российских, украинских наемников, о чем неоднократно сообщала российская печать.

На фоне усилившейся военной активности изменилось и отношение Азербайджана к идее мирного урегулирования. 12 января в Баку состоялись переговоры специального представителя Президента РФ, посла по особым поручениям В.Казимирова, с руководством Азербайджана. Баку отверг предложенный Казимировым проект о мирном урегулировании на том основании, что в него не был включен пункт о немедленном и безоговорочном выводе армянских войск со всех оккупированных территорий [11].

Таким образом, Азербайджан практически слово в слово повторяет свои требования почти годичной давности. Тогда Баку отказывался вести переговоры до выполнения Карабахом предварительных условий: прекращение огня, вывод войск с оккупированных территорий — Шуши, Лачин и т.д. Впервые Азербайджан отказался от выдвижения предварительных условий в феврале 1993 года, когда в результате наступления армии НКР был освобожден почти весь Мардакертский район этой республики.

Выдвигая условия, Баку «забывает» о том, что Азербайджаном оккупирован север Мардакертского района НКР с городом Ленинаван, Шаумяновский район НКР и даже территория суверенной Армении с селом Арцвашен.

В настоящее время, отказываясь от миротворческих предложений под различными предлогами (а Азербайджан отказался пойти на прекращение огня с 1 февраля, с чем согласились Ереван и Баку), Азербайджан делает ставку исключительно на военную силу, стремясь вести переговоры с выгодных для себя позиций. Пока таких позиций создать не удалось, а запас сил у Баку еще есть. Значит, война будет продолжаться. Хотя, по прогнозам, активность боевых действий должна ослабнуть к середине февраля.

Источники

1. Матевосян Г. Газопровод опять взорван на территории Грузии // Сегодня. — 1994. — 21 января.

2. Армения в декабре 1993 г. // Политический мониторинг. — 1993. — N12.

3. Матевосян Г. Правительство пытается стабилизировать драм // Сегодня. — 1994. — 20 января.

4. Республика Армения. — 1993. — 18 декабря, с.1.

5. НЕГА. 17 января 1994 г. (по бюллетеню информационного отдела постпредства РА в РФ 20 января 1994 г.).

6. Независимая газета. — 1994. — 5 февраля.

7. Матевосян Г. В Армении реорганизовано управление национальной безопасности.

8. Армения в ноябре 1993 г. // Политический мониторинг. — 1993. — N11.

9. Ханбабян А. В Карабахе повторяют пройденное // Независимая газета. — 1994. — 14 января.

10. Армения в августе 1993 г. // Политический мониторинг. — 1993. — N8.

11. Мехтиев А. Баку пока не готов одобрить российский проект решения Карабахской проблемы // Независимая газета. — 1994. — 14 января.

 

 

 

Политический мониторинг №1(24)