Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Ольга СЕНАТОВА

Татарстан
Декабрь 1992 — январь 1993 года

 

1.    ПОЛОЖЕНИЕ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ. ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛАВНОГО ВОПРОСА — О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С РОССИЕЙ

1.1.       Деятельность Верховного Совета Татарстана

Еще 30 ноября на сессии Верховного Совета Республики Татарстан (ВС РТ) был принят большинством в 178 голосов Закон «О введении в действие Конституции Республики Татарстан». Споры вызвала статья 11 Закона, касающаяся внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ (об ассоциированном членстве Татарстана в РФ). В документе оговаривается приостановление действия статей, касающихся нового порядка избрания и функционирования Верховного Совета, до окончания полномочий его нынешнего состава. Закон вводит Конституцию в действие с момента опубликования (сроки нигде не оговорены).

В конце декабря прошла очередная сессия ВС РТ, в повестке дня которой были вопросы о судебной системе и правоохранительных органах Республики Татарстан, о Конституционном и арбитражном суде РТ. Депутаты приняли и ввели в действие закон о Конституционном суде республики, приняли постановление об объеме добычи нефти на следующий год, который составит 24 827 000 тонн нефти. Кроме того, около 1 млн. тонн нефти будет добыто различными совместными предприятиями. На экспорт будет отправлено 10 млн. тонн нефти. Столько же будет поставляться России, из которых две трети будут перерабатываться на объединении «Нижнекамскнефтехим». Более трех миллионов тонн выделено на нужды республики.

На сессии был рассмотрен вопрос о переводе органов МВД, прокуратуры, судопроизводства под юрисдикцию Татарстана, но в итоге обсуждения было принято решение оставить их в единой всероссийской системе. 21 декабря на сессии был рассмотрен ряд законов, направленных на снижение преступности и государственная комплексная программа по борьбе с преступностью.

Поправки фракции «Татарстан», суть которых сводилась к тому, чтобы на важнейших постах в суде находились люди, свободно владеющие татарским языком, так же как и попытки фракции «Народовластие» приблизить содержание законов республики к проектам, наработанным в российском парламенте, были отвергнуты Верховным Советом.

В то же время в газете «Ватуну Татарстан» («Советская Татария») 27 января опубликован текст Закона Республики Татарстан о конституционном суде РТ. В статье 1 этого закона говорится, что «конституционный суд РТ призван защитить государственный суверенитет РТ, обеспечивая примат конституции РТ на территории РТ. Судьи в своей деятельности независимы, и подчиняются только конституции РТ». В тексте оговорено введение закона в действие с момента избрания Конституционного суда.

Декабрьская сессия ВС РТ еще раз показала стремление руководства республики показать готовность идти на неизбежные компромиссы с руководством России по конкретным, жизненно важным вопросам, но не по принципиальным с точки зрения достигнутого уровня суверенизации.

Необходимо отметить, что вопрос о подчиненности судебных и правоохранительных органов республики остро воспринимался общественным мнением, которое однозначно выказывало предпочтение российской подчиненности этих структур, да и содержать их исключительно на средства РТ было бы нелегко. В то же время в новой конституции Татарстана о юрисдикции правоохранительных и судебных органов ничего не сказано, что оставляло руководству свободу для маневров.

Если дорогостоящие и обеспечивающие общественный порядок «традиционные» суд и прокуратуру депутаты «уступили» России, то на «суверенизационый» Конституционный суд, в чьи функции входит законодательное обеспечение конституционного суверенитета республики, компромисс распространиться не мог.

1.2.       Давление президента Татарстана на руководство России

21 декабря М.Шаймиев, выступая на совещании руководителей всех уровней, остановился на некоторых аспектах политики РТ. Его речь некоторые обозреватели расценивают как подведение итогов деятельности правительства в уходящем году. К важнейшим событиям года М.Шаймиев отнес съезд народов Татарстана, Всемирный конгресс татар, принятие новой Конституции Республики Татарстан, которая, по его мнению, заложила правовые основы суверенитета республики, определила юридическую базу дальнейшей демократизации.

Президент подчеркнул, что имеется целый ряд политиков, мыслящих по-старому и пытающихся оказать силовое давление на правительство Татарстана, ссылаясь на устаревшую и критикуемую ими же Конституцию РФ. М.Шаймиев подчеркнул, что давление на республику бесперспективно. Татарстан со времени принятия Декларации о суверенитете последовательно выступает за новые, более демократические отношения с обновляемой Российской Федерацией, не стремясь при этом к нарушению ее целостности.

Через месяц после этого, в конце января, настал черед давления руководства Татарстана на лидеров России — президент «прозрачно» намекнул в прессе на возможность непроведения на территории РТ референдума по основным положениям Конституции РФ, сославшись на неопределенность государственного статуса республики. Этого было достаточно для того, чтобы буквально через несколько дней состоялись переговоры на высшем уровне. Характерно, что все попытки возродить замерший после принятия конституции Татарстана переговорный процесс, в том числе и задержка опубликования принятой ВС конституции, не приводили к успеху и лишь после этого был предпринят этот акт политического давления. Тот факт, что руководство РФ никак не реагировало на цивилизованные просьбы о продолжении переговоров, но тут же поддалось неприкрытому давлению, указывает на недопустимое невнимание руководства РФ к проблемам собственного государства — выигрыш в споре законодательной и исполнительной власти оказался важнее самой основы Федерации, вдобавок эти приоритеты были продемонстрированы самому строптивому ее участнику...

23 января делегация Татарстана на переговорах с Россией провела пресс-конфенренцию по итогам встречи лидеров республики с президентом РФ в Москве. В ней приняли участие президент М.Шаймиев, председатель ВС Ф.Мухаметшин, премьер-министр М.Сабиров, вице-президент В.Лихачев и другие руководители республики.

Президент Татарстана отметил, что переговоры проходили в дружественной обстановке и создали условия для дальнейшей, более продуктивной работы. На вопрос, не ощутил ли он со стороны российской делегации стремления затянуть подписание договора, президент заявил, что, во всяком случае, в медленном продвижении переговоров нет вины Татарстана, подготовка договора затянулась в связи с тяжелым политическим положением в России. Председатель ВС РТ Мухаметшин отметил, что при нынешней расстановке сил в парламенте России будет сложно ратифицировать договор.

На пресс-конференции также отмечалось, что в статье 5 проекта договора [11] имеется ряд пунктов, не удовлетворяющих татарстанскую делегацию. Президент Шаймиев подчеркнул необходимость подписания договора до референдума 11 апреля, так как «если некоторые пункты соглашения не найдут отражения в выносимых на референдум вопросах, может оказаться бессмысленным проведение референдума на территории Татарстана» (курсив мой — О.С). Комментируя пресс-конференцию, газета «Вечерняя Казань» отмечает, что твердая позиция властей Татарстана должна воздействовать на депутатов ВС РФ, ныне противящихся заключению договора (прежде всего имеется в виду О.Румянцев и его группа «Федерация»). В интервью «Интерфаксу», напечатанном в «Известиях Татарстана» [4] президент республики уже практически угрожает России созданием союза «трех и более республик» против российского руководства и вновь выдвигает идею о том, что путь Татарстана мог бы стать моделью взаимоотношений центра и республик в составе РФ взамен Федеративного договора. В нынешнем политическом контексте это заявление можно расценить как угрозу, причем целиком спровоцированную несолидным поведением центра.

Время для торга вокруг договора потеряно; последний шанс не иметь дела с союзом антироссийски настроенных республик — согласиться с формулировкой об ассоциированном членстве и подписать договор. Представляются вполне возможными налоговые уступки Татарстана России, но в вопросе об ассоциированном членстве татарстанская делегация на компромиссы не пойдет. Рано или поздно российской администрации придется с этим смириться, но чем позже это произойдет, тем больше непредвиденных шагов может предпринять руководство Татарстана.

2.    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ. АКТИВИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРЯМУЮ ВЫВОДЯЩЕЙ РУКОВОДСТВО НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ

2.1.       Состояние экономики к началу 1993 года.
Успехи политики «мягкого вхождения в рынок»

По данным Госкомстата Татарстана, спад производства в республике за 11 месяцев 1992 года составил 12,6%, при этом на предприятиях, перешедших под юрисдикцию РТ — 9,8%, добыча нефти сократилась на 8%. При этом производство мазута возросло на 67,6%, дизельного топлива — на 76,7% — а это основные экспортные товары республики.

В 1992 году предприятия Татарстана произвели продукции на 480 млрд. рублей в действующих ценах, что на 14% меньше по сравнению с 1991 годом (в среднем по России — 18,8%). Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась за год на 9%.

В 1992 году республика продала на внешнем рынке 1,7 млн. тонн нефти, 40 тыс. тонн дизтоплива, продукции завода КамАЗ на 100 млн. долларов [3]. Вырученные средства пошли на дотации в агропромышленный комплекс (при этом закупочные цены на зерно в республике удержаны на уровне 10 тыс. руб. за тонну) и на закупку продуктов питания за границей (с 1 декабря в республике директивно повышены в 1,5-2 раза цены на продукты питания: килограм хлеба теперь стоит 10 рублей, килограмм сливочного масла — 250... Весь год цены были не менее, чем в полтора раза ниже среднероссийских). В том, что цены все же повышаются, руководители республики не без оснований винят прежде всего кредитные «накачки» ЦБ РФ.

Широкое дотирование АПК стало возможным благодаря практически полной централизации экспорта (распределение государственной и негосударственной добычи нефти см. пункт 1). Правительство не отказывается от дотаций и впредь, усиленные эмоции представителей националов на тему «продажи и разграбления» колхозов и совхозов ([1,9], пункт 3) безосновательны и являются лишь неудачной попыткой создать себе социальную базу в татарской деревне путем запугивания населения.

Несмотря на лучшее, чем в России, состояние экономики, премьер-министр Татарстана М.Сабиров оценил как «недостаточную» работу министерств и ведомств РТ в условиях экономического кризиса.

Приватизация в республике практически не проводится (кроме передачи предприятий в аренду трудовым коллективам — таких предприятий в республике 100), обещанные «татарстанские» ваучеры еще не появились.

9 января президент Татарстана Шаймиев провел совещание по вопросу приватизации АО «КАМАЗ». Для подготовки документов создана специальная комиссия. В работе совещания участвовали президент АО Н.Бех и глава администрации Набережных Челнов Алтынбаев. Речь идет о «переприватизации» предприятия, уже являющегося акционерным обществом. Подробностей выяснить не удалось.

В целом «социалистическая» полубартерная экономика Татарстана показала свою большую устойчивость к экономическим трудностям, чем российская «полурыночная». Бесспорно, помогли республике держаться на плаву российские дотации ВПК, но покрывали они около 1/3 нужд этих предприятий; в то же время никаких упоминаний о безработице на них нет ни в прессе, ни в сообщениях независимых экспертов.

2.2.       Международные экономические связи

7 декабря в Промышленно-коммерческом центре прошла пресс-конференция представителя отдела по международным экономическим связям правительства Венгрии Ласло Тимора. Он сообщил, что Венгрия и Татарстан заключили соглашение о товарообмене на сумму 100 млн. рублей в 1992 году и на 200 млн.р. на 1993 год. По его словам, правительство республики закупило в Венгрии 150 автобусов «Икарус», заключено соглашение о строительстве на территории Татарстана завода по сборке этих машин, о создании свиноводческого комплекса на 9000 голов, который будет работать по венгерской технологии. В перспективе венгерскую сторону с точки зрения коммерческого партнерства интересуют в Татарстане «Татнефть», КамАз, Чистопольский часовой завод.

15 декабря было подписано торгово-экономическое соглашение между Татарстаном и Беларусью. Представитель Беларуси подчеркнул, что его страну интересует прежде всего татарстанская нефть, так как нефтеперерабатывающая промышленность республики испытывает потребность в сырье, а остальные отрасли — в энергоносителях. Ранее делегация с теми же целями посетила Тюменскую область, после Татарстана она направилась в Башкортостан. Объемы поставок нефти в Беларусь оглашены не были. Глава делегации Беларуси заявил, что соглашение не направлено против России и выразил уверенность, что проблем с транспортировкой нефти через российскую территорию не возникнет.

На вопрос о том, будет ли заключено политическое соглашение между республиками, он ответил, что «Беларусь не будет мешать реализации политики Татарстана».

Новые партнеры появляются у республики и за пределами бывшего СССР и сфер его влияния. Делегация Татарстана, в состав которой вошли вице-премьеры В. Васильев и Р.Мурадов, министр сельского хозяйства Ф.Сибгатуллин и представители министерства внешнеэкономических связей, посетила Израиль. Были проведены встречи с руководством торгово-экономической палаты Израиля. Главным результатом поездки стала договоренность о создании первого израильско-татарстанского совместного предприятия.

Стабильная политическая ситуация в республике, высокий экономический потенциал, наличие экспортного сырья привлекают иностранных партнеров как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Представляется в этой связи немаловажным, что руководство республики и предприятий борется за каждого инвестора и безукоризненно исполняет взятые на себя обязательства, что и привлекает иностранных партнеров. При этом примечательно, что их не пугает то, что татарстанская нефть перекачивается по российским нефтепроводам — они, очевидно, не верят в способность России их заблокировать.

2.3.       Переход от экономических связей к политическому взаимодействию

7 января в газете «Татарстан хапарлары» опубликовано интервью с постоянным представителем Татарстана в Азербайджане Рафаэлем Ильязовым, назначенным на этот пост указом президента Шаймиева 31 декабря 1992 года. Он подчеркнул, что Азербайджан ближе других государств СНГ стоит к признанию Татарстана как суверенного государства. Весной этого года должен состояться визит М.Шаймиева в Азербайджан. Приоритетными направлениями своей деятельности Ильязов назвал налаживание торгово-экономических связей и удовлетворение культурных запросов 28-тысячной татарской диаспоры в Азербайджане. По сообщению газеты «Советская Татария» вице-президент Татарстана В.Лихачев выразил глубокое удовлетворение назначением Ильязова постпредом Татарстана в Азербайджане. Он отметил его «честность, ум и интернационализм», а также прекрасное знание страны, где ему предстоит работать. Открывая постпредство в Баку, руководство Татарстана исходило из близости культуры, истории и языка двух республик. Существенным явилось и то, что, по его словам, «руководители Азербайджана — политики-прагматики».

Торгпредство республики в начале февраля открылось в Каунасе (Литовская Республика). В день его открытия состоялись переговоры В.Лихачева с премьером Литвы Б.Лубисом (именно он осенью возглавлял литовскую делегацию в Татарстане). Стороны договорились о регулярных консультациях. Долгосрочный экономический договор двух республик, судя по всему, будет выполняться и сближение двух государств продолжится.

Как отмечалось выше (О.Сенатова, А.К., «Суверенизация и межнациональные отношения»), именно Азербайджан и Литва ближе всех подошли к реальным межгосударственным отношениям с Татарстаном — первый в силу этнической близости, вторая благодаря экономическим связям.

2.4.       Контакты с представителями новой американской администрации

По сообщению газеты «Известия Татарстана» от 14 января, Президент Татарстана Минтимер Шаймиев принял в своей резиденции в Кремле вице-председателя комитета по иностранным делам палаты представителей Конгресса США Томаса Ландеса и сопровождающих его лиц.

Президент Татарстана отметил, что главное направление его деятельности в отношениях с РФ — сохранение дружбы народов. Что касается экономики, он подтвердил курс на ее поступательное преобразование, заметив при этом, что темпы падения производства в Татарстане в полтора раза меньше, чем в других регионах России.

Т.Ландес высоко оценил деятельность республиканских государственных структур по поддержанию политической стабильности в регионе, а также сообщил о готовности представителей мелкого и среднего бизнеса некоторых штатов США приступить к развитию взаимовыгодного сотрудничества.

Если позиция администрации президента Буша по отношению к России была вполне определенной — никакой поддержки сепаратистским устремлениям, то в позиции Клинтона, по мнению наблюдателей, возможно смещение акцентов в вопросе взаимоотношений российского центра и республик.

По сведениям, почерпнутым из чувашской прессы, весной ожидается визит Шаймиева в США и его встреча с президентом США Клинтоном. Возможно, администрация Клинтона, учитывая диаметрально противоположный опыт Чехословакии и Югославии, склонна поддерживать любые цивилизованные формы государственного размежевания. Советники Клинтона давно приступили к изучению внутриполитического положения России и начали контактировать с отдельными регионами. Необходимо также иметь в виду, что сохранение территориальной целостности Российской Федерации, вопреки уверенности многих, не является приоритетным для США, и среди лидеров этой страны существует точка зрения о полезности для нее некоторого ослабления России, используя нынешние экономические и политические проблемы РФ. Именно Татарстан для такой политики представляется особо выгодным объектом — политически и экономически стабильный регион с сильной авторитетной властью, благоприятными условиями для инвестиций, устремленный к суверенитету и расположенный практически в центре России.

Со своей стороны, Татарстан реалистично смотрит на перспективы развития отношений с США, завязывая путем челночной дипломатии деловые контакты, что представляется разумным, учитывая намерение новой администрации сосредоточиться на вопросах экономической политики. Не исключено, что все это ускорит выход сторон на прямые политические отношения — визит Ландеса показал, что сторонники Клинтона могут удачно балансировать между центром и российскими регионами.

3.    ТАТАРСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

3.1.       Преодоление милли меджлисом опасности радикализации путем избавления руководящих органов от наиболее одиозных представителей челнинского ТОЦ

20 декабря прошла сессия милли меджлиса татарского народа. На ней обсуждалось отношение к недавно принятой Конституции Татарстана и местным органам власти в республике, поддержано образование Духовного управления мусульман Республики Татарстан.

Как заявил реис милли-меджлиса Талгат Абдуллин, новая конституция фактически перечеркнула собой результаты мартовского референдума в республике. Он отрицательно оценил основные компромиссные статьи — признание двойного гражданства РФ и РТ для жителей Татарстана, согласие на передачу части полномочий РФ, значительное расширение полномочий президента РТ (оцененное как проявление склонности Минтимера Шаймиева к авторитарному правлению). Подвергся критике также пункт о признании частной собственности на землю — по мнению реиса, следовало бы наряду с ней предусмотреть также и возможность общинного землевладения и землепользования, как исторически существовавших у татарского народа. Вместе с тем реис отметил, что прогрессом (по сравнению со статусом автономии в РСФСР или республики в составе РФ) является формула об «ассоциированном членстве» Татарстана в РФ и тот факт, что теперь не Москва передает Казани те или иные права, а Татарстан делегирует РФ часть своих полномочий как суверенное государство.

Учитывая реалии дня, милли меджлис решил развернуть работу по стимулированию отказов от гражданства РФ жителями Татарстана и организовать настоящий поток письменных отказов от гражданства в органы власти РТ.

Милли меджлис решил ускорить формирование местных меджлисов, учитывая опыт Нижнекамска и Набережных Челнов, где джиены (народные собрания) и меджлисы (избираемые джиенами представительные органы) эффективно вытесняют официальные структуры представительной власти. Произошло столкновение между «умеренными национал-радикалами» во главе с реисом милли меджлиса Талгатом Абдуллиным и «ультра-национал-радикалами», возглавляемыми Заки Зайнуллиным, завершившееся отставкой последнего и укреплением позиций реиса. Национальные организации Набережных Челнов, известные своей радикальностью (достаточно вспомнить появление листовки «Оппозиция»[1], в которой содерждится призыв к вооруженной защите земель колхозов от частной собственности [9]; сам документ отличается редким отсутствием внутренней логики изложения, не свидетельствующем о подготовленности и серьезности акции), в определенной степени компрометировали национальное движение не только в глазах руководства республики, но и большинства населения независимо от национальности.

В интервью корреспонденту Поволжского Информационного Агентства Талгат Абдуллин сказал, что намерен преодолеть раскол в национальном движении и конфликт с ВТОЦ.

Наблюдатели полагают, что в целом на сессии милли меджлиса победила линия на создание централизованной и четко организованной системы меджлисов на всей территории РТ и на относительную умеренность. Видимо, милли меджлис намерен выйти на предстоящие в РТ выборы во главе возможно более широкого блока национальных движений и, как полагают наблюдатели, смягчит в ближайшее время тональность, в которой излагаются его позиции. Вероятно, лидеры меджлиса поняли опасность радикализации движения и предпочли пожертвовать представителем уважаемых в движении радикалов из Набережных Челнов ради единства и солидности организации.

3.2.       Внешнеполитическая деятельность ВТОЦ

7-8 декабря в Казани прошла встреча руководителей национального движения Татарстана и Башкортостана. В совместном заявлении по итогам встречи выражается «понимание того, что без единения нет возможности противостоять нажиму великодержавного шовинизма», поддерживается идея создания Конфедерации народов Поволжья и Урала. Заявление подписали: ВТОЦ, исполком Всемирного конгресса татар, Комитет «Суверенитет», Республиканская партия Татарстана, Конгресс народных движений за независимость Башкортостана, БНЦ «Урал», Башкирский народный конгресс, Народная партия Башкортостана [7].

Лидер БНЦ «Урал» оценил идею создания Конфедерации положительно, подчеркнув, что такое объединение приведет к интеграции республик региона без ущерба их суверенитету.

В декабрьском номере газеты «Суверенитет» опубликовано заявление ВТОЦ о создании Конфедерации народов Поволжья и Приуралья, парафированное лидерами национальных организаций Чувашии и Марий-Эл [10] (кстати, в упомянутых республиках документ опубликован не был). Создание этой структуры представляется опасным для России, если к инициативе «националов» присоединятся руководители республик, которые пока хранят молчание.

Наблюдатели в Казани расценивают «внешнеполитическую» активность организации как попытку ВТОЦ найти новое место в политической системе Татарстана, сохранив центристские позиции и ориентацию на поддержку властных структур.

В то же время идея Конфедерации положительно расценена и милли меджлисом. Можно предположить, что она поможет сближению обеих организаций, тем более что волю к нему декларируют лидеры обеих структур.

4.    РУССКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

7 декабря опубликовано обращение татарстанской ДПР к съезду народных депутатов РФ. В нем отмечается, что компромиссные формулировки конституции республики положительно воспринимаются общественным мнением и могут содействовать ослаблению напряженности в республике, политической изоляции агрессивно-националистических группировок. В то же время отмечается, что переговоры между Россией и Татарстаном необходимо поставить под контроль ВС РФ, «чтобы не допустить компромиссов между законом и беззаконием». Партия считает недопустимым выход прокуратуры, суда, органов внутренних дел и госбезопасности республики из-под юрисдикции РФ.

15 декабря на совместном собрании движений «Согласие» и «Граждане Российской Федерации» было решено войти в Гражданский Союз в качестве ассоциированых членов. Движения обратились в Конституционный суд РФ с требованием защитить права граждан, для чего следует «отменить противозаконные статьи Конституции РТ, снять с должностей руководителей силовых министерств РТ, пытающихся вывести эти структуры из-под юрисдикции РФ». Было сказано о необходимости противодействовать принятию ВС законопроекта, умалчивающего о российской юрисдикции этих органов, что привело бы к невозможности опротестовать решения Верховного суда РТ в Верховном суде РФ и ущемило бы право граждан РФ в республике на правосудие. В заявлении, посвященном итогам 7 съезда народных депутатов РФ, подчеркивается, что «распри в Москве на руку провинциальным сепаратистам». Нужно отметить, что 14-я сессия ВС РТ сделала эти требования неактуальными.

Русские партии так и не смогли поднять свой рейтинг в глазах населения Татарстана — последний декабрьский социологический опрос показал, что самая известная из демократических организаций существенно потеряла в популярности — ей доверяют 3,8% опрошенных (против 12,8% перед референдумом 21 марта). Да и традиционные для всей России распри в этом лагере не способствуют их популярности в регионе, имеющем не склонное к шараханью руководство. (Сразу после учреждения Гражданского союза в республике один из его лидеров С.Цапин, председатель Молодежного Союза ДПР, заявил, что движение «Обновление» в него не войдет, так как с его руководителями, в том числе с А.Вольским «у нас имеются серьезные разногласия»[5]. При таких амбициях не может быть и речи о создании серьезной оппозиционной организации.) Население склоняется к пассивной поддержке нынешнего руководства, в первую очередь из-за относительно высокого уровня жизни в республике и непоследовательности российского руководства. Как представители демократических партий, так и лидеры блока «Согласие» зачастую воспринимаются населением как «крикуны» — не в последнюю очередь потому, что ни одна из предрекавшихся ими на протяжении двух лет катастроф не произошла. Политика «мягкого вхождения в рынок» привела к облегчению трудностей жителей республики относительно большинства россиян, населению оказался выгоден экономический сепаратизм, ставший реальностью в республике, и его критика с «рыночных» позиций у населения ничего, кроме раздражения, не вызывает. Особых симпатий жители Татарстана не испытывают и к нынешним руководителям РФ, особенно в периоды конфликтов законодательной и исполнительной властей.

 

Источники

1. Тимошин В., Курносов В. Челнинский ТОЦ обиделся // Известия Татарстана.— Казань, 1992.— 3 декабря 1992.

2. Григоренко Г. А теперь — моменты // Известия Татарстана.— Казань, 1992.— 18 декабря 1992.

3. Прокофьев Ю. Жить можно // Известия Татарстана.— Казань, 1992.— 24 декабря 1992.

4. Фазуллина Г. Наши права — это прежде всего наша ответственность // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 2 февраля 1993.

5. Григоренко Г. Хрупкий союз // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 2 февраля 1993.

6. Заявление Президиума ВТОЦ по поводу кризиса в руководстве Российской Федерации // Известия ТОЦ.— Казань, 1992.— №12.

7. Зайнуллина Г. Компромисс нужен, но без предательства! // Известия ТОЦ.— Казань, 1992.— №12.

8. Татарстан — это маленькая Япония // Казанские ведомости.— 1992.— 22 декабря 1992.

9. Татарское национальное движение Набережных Челнов. Обращение к жителям села // Оппозиция.— Набережные Челны, 1992.— №1.

10. Документы национальных движений. Обращение к национально-демократическим движениям, партиям, организациям и руководителям республик и областей Поволжья и Приуралья // Суверенитет.— Казань, 1992.— №16.

11. Проект договора между Республикой Татарстан и Российской Федерацией о взаимном делегировании предметов ведения и полномочий органов государственной власти // Суверенитет.— Казань, 1993.— №1.

12. Ракипов Ш. Нужное дело — вернуться к латинице! // Шахри Казан.— Казань, 1992.— 9 декабря 1992.

13. О чем пишет журнал «Аргамак»? // Шахри Казан.— Казань, 1993.— 7 января 1993.