Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Татьяна ЛАНЦОВА

Литва
в январе 1993 года

 

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.       Сельское хозяйство

1.1.1.      Цены на продукцию сельскохозяйственного производства

Государственные перерабатывающие предприятия в области сельского хозяйства несколько подняли закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Но все же увеличение цен (в 2 раза) не покрывает расходов на содержание скота. Земледельцам (как самостоятельным фермерам, так и членам сельхозобществ) не выгодно также продавать государству молоко и мясо. В результате производство этих продуктов продолжает сокращаться. Литва закупает зерно за рубежом, литовским крестьянам продавать зерно перерабатывающим комбинатам не выгодно из-за низких закупочных цен. В прошлом месяце правительство обязало перерабатывающие и торговые предприятия снизить наценки на реализацию продукции. Розничные цены на молочные и мясные изделия в магазинах несколько уменьшились. Но вскоре они опять повышены до прежнего уровня (что было объяснено повышением закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию). Производители сельскохозяйственной продукции не имеют акций перерабатывающих предприятий, и прибыль от реализации сельхозпродукции достается только промышленникам [1.2].

1.1.2.      Аграрная реформа

По всей видимости, будет пересматриваться концепция аграрной реформы, но пока в государственных органах по аграрным вопросам царит чувство неопределенности. Основные направления новой аграрной политики пока не определились. Право собственности свято, признают в правительстве и в Министерстве сельского хозяйства, —» но когда этот принцип бездумно переносится на землю, то порой он явно приходит в противоречие и со здравым смыслом, и экономической целесообразностью».

По данным правительства, в результате проведения приватизации в сельском хозяйстве более чем на 500 млн. талонов имущества, в том числе неприватизированная техника, оказались без собственника. Около 1,5 тыс. производственных строений помещений не используются и приходят в упадок. Этой осенью были удовлетворены заявления 20 тыс. претендентов на землю. В настоящее время в литовской деревне — 63 тыс. хозяев. В их собственности находится 548 тыс. га, что составляет 1/8 часть земли.

Основным недостатком аграрной реформы является возникновение большого числа мелких явно нерентабельных хозяйств. Причина — большое число претендентов на покупку и возвращение земли. По сравнению с довоенным временем к началу возвращения земли угодий стало меньше почти на миллион гектаров. В настоящее время хотят вернуть свои бывшие владения 490 тыс. человек. 40 тыс. подали заявления на покупку земли, 63 тысячи (они претендуют на 480 тыс. га) пока хотят получить за нее компенсацию. Для того, чтобы удовлетворить все пожелания, не хватает 345 тыс. га земли в республике в целом. В Каунасском, Паневежском, Кретингском районах неоткуда взять треть необходимой площади. Возникшие в этом году хозяйства по размеру уступают хозяйствам, образовавшимся в прошлом году. В начале продажи и возвращения земли средний размер хозяйств составлял 12 га, в 1992 г. — 8,7 га, по оценкам экспертов, скором времени средний размер хозяйств уменьшится до 6,5 га. Сравнительно более крупные хозяйства находятся в северных районах — Пасвалес, Покройес, Раджвилишкес. Средний размер хозяйств в Каунасском раоне — 4,5 га, Вильнюсском — 5,7 га, Шальчининкском — 6,8, Ширвинтском и Варенском — 7 га. Мелкие хозяйства могут быть эффективными отлько в пригородах. Но карликовые хозяйства образуются и в Сувалкии, и в Средней Литве. В довоенной Литве, когда не стоял вопрос о технике, даже восьмигектарное хозяйство было неперспективным. В 30-х гг. в Литве существовало 288 тыс. земельных хозяйств, треть из которых — размером в 10-20 га — были наиболее прочными. Многие восстанавливающие свое право на владение землей не собираются заниматься сельским хозяйством. Они нередко живут в городах и возвращаться в деревню не собираются. В результате увеличиваются площади пустующей земли. Многие животноводческие и производственно-технологические комплексы не смогут продолжать свою деятельность из-за нехватки площадей для выпаса заготовки кормов. 70 тыс. человек отказались от компенсации и потребовали возвращения земли, поскольку на землю установлена крайне низкая цена (цена 1 га определяется стоимостью совокупного урожая зерна за 2,5 года, она составляет в среднем 40 тыс. тал; кроме того, деньги постоянно обесцениваются). Другие формы компенсации пока не предусмотрены (хотя можно было бы предложить акции предприятий, национализированных районных строительных организаций, межхозяйственых животноводческих комплексов и т.д.).

1.2.       Энергетика

На 1 января Литва была должна России за нефть и газ более 10 млрд. руб. по курсу доллара в росийских банках. Правительство Литвы выделило 1 млрд. талонов на покрытие долга за нефть (долг за 3 квартал 1992 г. нефтеперерабатывающего предприятия в Мажейкяй составлял 1,6 млрд. рублей; остальную часть долга мажейкское предприятие «Нафта» покроет за счет кредитов, предоставляемых коммерческими банками). После уплаты долга «Нафта» получит возможность договариваться с нефтепромыслами России о поставках на 1993 г [1.9]. 21 января Москве был подписан договор между Мажейкским предприятием «Нафта» и российским концерном «Лукойл», согласно которому на год России сдается в аренду одна линия, на которой планируется перерабатывать 6 млн. тонн нефти, часть которой будет оставляться в Литве.

На Литовской электростанции в Электренай из 8 блоков настоящее время работает только 1. Основную нагрузку несет Игналинская АЭС (в настоящее время она дает 2,3 тыс.МВт, Литовская — 60 МВт). Энергия, вырабатываемая на АЭС, намного дешевле: 1 КВт энергии Литовской электростанции стоит 18 тал., то Иггналинской — 3-5,4 тал. Литовская электростанция необходима на случай аварийной остановки АЭС (Каунасская, Кяйшядорская электростанции дают не более 10% в энергетическом балансе республики). В январе был подписан договор об использовании американских субсидий на реконструкцию неработающих 4-х блоков Литовской станции [1.12].

1.3.       Экономическая политика

1.3.1.      Обсуждение бюджета

В январе началось обсуждение государственного бюджета. Доходы и расходы на первую половину 1993 г. планируются размере 101 млрд. тал. В проекте бюджета больше всего расходов бюджета предназначается на систему социальной защиты. На управление намечено выделить 7 млрд. тал. (7,4%) на охрану края — 5,5 млрд. (почти 6%), на поддержание общественного порядка и правозащиту — 8 млрд. (8,6%), на социальную защиту, здравоохранение, просвещение, культуру — 30 млрд. (32%), на топливо и энергетику — 16,5 млрд. (17,5%), дотации сельскому хозяйству составят 15,1 млрд. (16%). На 1 млрд. меньше по сравнению с бюджетом прошедшего года выделяется на охрану края, на несколько миллиардов больше — на развитие сельского хозяйства, энергетики и социальное обеспечение [1.5].

Бывший председатель Социал-демократической партии К.Антанавичус указал на возможность значительного пополнения доходной части бюджета за счет налоогообложения предпринимательского сектора, в котором «скрывается от налогообложения значительная часть доходов». По его мнению, необходимо изменить систему формирования местных бюджетов, перейдя от принципа распределения средств к установлению единого процента отчислений для всех городов и районов [2.4].

Из государственного бюджета для повышения заработной платы и других выплат выделяется 2 млрд. талонов в месяц. Соответствующее постановление вступило в силу с 1 января. Поддерживаемый государством минимальный месячный прожиточный уровень составляет 1920 талонов, а минимальная зарплата — 2040 талонов. Зарплата работников бюджетных учреждений увеличивается на 20%. C января на 1/5 будут повышены пенсии и пособия, выплачиваемые жителям [2.2].

1.3.2.      Конфликт с руководством Банка Литвы

Отставки Бальдишиса потребовала Литовская Ассоциация промышленников, правая фракция свободы (Г.Вагнорюс, Э.Кунявичене), парламентский комитет по финансам и бюджету (К.Яскелявичус). Промышленники потребовали у правительства восстановления конвертируемости неконвертируемых валют в талоны, выдачи государственных кредитов для расчетов с бюджетом на льготных условиях сроком на 3 года. Этот кредит, также как акциз и налог с прибыли предприятий будут покрываться с поступающих на их счета средств (рублей и других валют СНГ) по курсу к талону 1:1. А.Бразаускас предложил сейму выразить недоверие председателю правления Литовского Банка В.Бальдишису.

1.3.3.      Денежная политика

Все государственные, государственно-акционерные предприятия должны будут продавать Банку Литвы 25% cвоих валютных поступлений. Правительство обратилось в сейм с тем, чтобы предприятия всех форм собственности, в том числе совместные предприятия, были обязаны продавать центральному Банку четверть своих валютных поступлений. Правительство считает возможным даже обязательную продажу всех валютных поступлений. Цель этой меры — создание резерва конвертируемой валюты для стабилизации курса талонов, снижения инфляции. Валюта будет скупаться по коммерческой цене, устанавливаемой каждый конкретный день Литовским банком. Средства из резерва конвертируемой валюты также по устанавливаемому банком курсу продажи будут передаваться главным образом энергетическим предприятиям для закупки нефти, газа и другого горючего. Кроме того, правительство передало Сейму проект постановления, в котором предлагается ввести такой же порядок продажи валюты для предприятий всех форм собственности. Такую меру рекомендует Международный валютный фонд [3.1]. В результате этой меры хозяйственные предприятия понесут убытки, так какчасть валюты они продавали по рыночным ценам, которые выше, чем банковский курс. Частные предприниматели прогнозируют, что если постановление коснется их, то валюта будет переводится в зарубежные банки.

1.4.       Приватизация

В настоящее время приватизировано только 8% госкапитала. Удельный вес частного производства в общей реализации не превышает 17%, чистый доход закрытых акционерных обществ, СП частных предпринимателей составляет 1/5 всех доходов, из которых 2/5 приходится на коммерческую деятельность. По-прежнему доминируют и в производстве и в торговле предприятия-монополисты. Законы, направленые на ограничение монополизма и развитие конкуренции, нацелены на искусственное дробление предприятий, а этот процесс ведет к резкому снижению эффективности производства [1.10].

15 января истек срок на прекращение аукционов и подписки на акции, но дискусссии по вопросам приватизации только ширятся. Помимо проекта К.Антанавичуса, в Сейм внесены также касающиеся изменения порядка приватизации законопроекты М.Пронцкуса и министра экономики Ю.Весялки.

В соответствии с предложениями изменений Закона о приватизации, внесенных левыми, первенство в приватизации передается рабочим коллективам предприятия. Объекты будут продаваться лицам, победившим на конкурсе, на который представляются планы проведения будущего бизнеса. Реорганизуется также структура служб приватизации, которым предоставляется самостоятельность в решении вопросов политики приватизации и определения победителей конкурсов.

Правые недовольны теми правами, которые предоставляются трудовым коллективам в покупке предприятия, ограничением возможности приобретения объектов на аукционах, соответственно, ограничением возможностей иностранных покупателей и заграничных инвесторов приобретать приватизируемые предприятия (Демократическая партия выступила с протестом против приостановления приватизации на аукционах) [5.1].

В новом проекте приватизации представляется право покупателю выбирать вид оплаты — инвестиционными чеками, деньгами, конвертируемой валютой. По мнению оппонентов правительства, уравнивание в этом отношении денег и чеков автоматически приведет к обесценению последних, ценность чеков будет сокращаться параллельно ценности денег. Жители, не использовавшие до настоящего времени своих инвестиционных чеков (их использовала примерно половина жителей Литвы), попадут в худшие условия для проведения имущества, поскольку чеки будут обесцениваться.

По мнению А.Шименаса, с созданием новых структур приватизации правительство утратит влияние на приватизацию, функции структур приватизации будут безграничными [3.2].

В конце января в Литве начинается приватизация за свободно конвертируемую валюту. Объявлен конкурс на продажу контрольного проекта акций Клайпедской табачной фабрики; намечено также объявить приватизацию ряда крупных предприятий. За первых 3 месяца года намечено продать за валюту 12 крупных предприятий, доход в бюджет составит десятки миллионов долларов [2.3].

1.5.       Внешнеэкономические связи

США выделили в помощь Литве 200 тыс. тонн кукурузы. Но зерно будет доставлено американским транспортом почти за миллион долларов Предоставление сои оговаривается более жесткими условиями — Литва должна отказаться от реализации на международном рынке рапса, что сильно ограничивает развитие отрасли.

Представители МВФ раз в 3 месяца проверяют, как Литва выполняет требования Меморандума. В этот раз Литву посетил руководитель отдела балтийских государств А.Кнобль. На встрече с Бразаускасом и Б.Лубисом он получил заверения, что Литва будет исполнять положения Меморандума (которым левые недовольны) и заверил, что финансовая помощь Литве будет оказываться, как намечалось. Состоялась встреча премьер-министров Литвы и Латвии (25 января в Риге) по поводу создания общей экономической зоны. Обе страны в ближайшее время намерены подписать договор свободной торговле.

2.    ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

2.1.       Выборы президента

14 февраля должны состоятся выборы президента Литвы. О своем намерении выставить свои кандидатуры на пост президента заявили несколько кандидатов, в их числе — Казис Бобялис, Казимерас Уока, Альгирдас Бразаускас, Стасис Лозорайтис, Казимерас Петрайтис.

Казис Бобялис — сын литовского эмигранта, учился в университетах Каунаса, Глазго, Тюбингена. Доктор медицины, приехал в США, где работал по специальности. Был главой ВЛИКа Всеобщий комитет освободдения Литвы). Кандидуру Бобялиса на пост президента выдвинул Христианско-демократический Союз ХДС, в отличие от Христианско-демократической партии, осторожно относился к политике Ландсбергиса). Бобялис стал депутатом нового Сейма; будучи депутатом, одобрил программу нового правительства, не поддержал проект закона об оппозиции. Сейме возглавил комиссию по иностранным делам.

Казимерас Петрайтис — председатель Республиканской партии Литвы, партии новой, еще не проявившей себя в политической жизни Литвы.

Казимерас Уока — бывший Государственный контролер, активист Саюдиса, лидер Союза рабочих Литвы, депутат Верховного Совета. На этот раз за ним не стояла какая-либо политическая организация. Акцентировал внимание на раскрытии сенсационных фактов коррупции и обещал представить программу борьбы с ней.

Стасис Лозорайтис — посол Литвы в США с сентября 1991 г. Родился в 1924 г. в Берлине в семье дипломата В 1935 — 39 гг. учился в каунасской гимназии, с 1943 г. — приступил к работе в представительстве Литвы при Святом престоле (атташе, 1952 г. — первый секретарь). Учился в университете в Риме на юридическом факультете. С 1988 г. участвовал в работе представительства Литвы в Вашингтоне, позже стал послом Литвы США.

9 правых и 3 центристких политических партий Литвы объявили, что наиболее приемлемый для них кандидат на пост президента — В.Ландсбергис; но поскольку последний не выдвинул свою кандидатуру, они поддерживают С.Лозорайтиса как человека, которого предложил Ландсбергис, и уполномачивают бывшего председателя Верховного Совета вести переговоры с Лозорайтисом о возможном его участии в выборах [1.1]. Таким образом, имя Лозорайтиса, который стремился предстать как независимый кандидат, оказалось тесно связанным с правыми, и он был представлен фактически как «замена» Ландсбергису. Но в общественном мнении Лозорайтис не мог укрепится ни как независимый кандидат (что ему дало бы возможность сформировать образ политического деятеля, способного «примирить» враждующие стороны предотвратить раскол страны на противоборствующие лагеря), ни как кандидат от правых, и использовать идеологические и организационные мобилизационные возможности правых.

Социал-демократическая партия также заявила о своей поддержке кандидатуры С.Лозорайтиса.

Ничего определенного о политических убеждениях и программных установках С.Лозорайтиса пока сказать нельзя. В одном из интервью он однозначно заявил о том, что Караляучус должен принадлежать Литве, в другом — заметил, что партия Бразаускаса — «партия, которая смотрит в прошлое» [7.1]. Но в целом он не представил связной и четкой программы действий; все его высказывания осторожны и довольно неопределенны; его политические взгляды и его стратегия в случае его победы на выборах остаются неясными.

88% вильнюссцев (по данным социологического опроса населения Вильнюса, исследование проводилось социологической лабораторией Вильнюсского Университета) собираются участвовать в выборах президента, и только 5% голосовать не намерены. В Вильнюсе 50% опрошеных хотели бы видеть на посту президента А.Бразаускаса. 27% симпатизировали С.Лозорайтису, причем 7% перешли к нему от В.Ландсбергиса, когда стало ясно, что он не будет претендовать на роль президента. Остальных претендентов поддерживает 1-2% опрошенных жителей города. (Однако необходимо учитывать, что по опросу населения столицы нельзя делать выводов о политических настороениях всего населения республики; Вильнюс значительно отличается по своимсравнительно более левым политическим ориентациям) [1.4].

К назначенному сроку (20 января 1993 г.) в комиссию по выборам президента списки с подписями представили только кандидата — Бразаускас и Лозорайтис, и они были зарегистрированы как кандидаты в президенты.

2.2.       Партии и общественные организации

В настоящее время центристы, либералы и умеренные ведут переговоры о возможности объединения в блок самостоятельных организаций.

Состоялся съезд Союза националистов Литвы (таутининков) — СНЛ. На съезде в качестве гостей присутствовали Р.Озолас (Движение центра), С.Печелюнас (председатель Демократической партии), А.Абишала, В.Ландсбергис [5.1].

Союз националистов находится на третьем месте по численности после ДПТЛ и Христианско-демократической партии. Со времени ее основания в сентябре 1990 г. численность партии выросла в 5 раз. Союз имеет местные отделы пости во всех районах Литвы; в сейме его представляют три депутата. Финансовое положение партии сложное, постоянных поступлений от членов партии нет. Средства поступают в основном из-за границыот Национального Союза литовцев США (председатель — Леонас Кряучалюнас).

В настоящее время Союз ориентирован на укрепление организационной структуры и дисциплины.

СНЛ находится в оппозиции нынешней политической власти, полагая, что прошедшие выборы «дали вернуться социализму Литву». Основной идеологический приоритет — развитие и благосостояние литовской нации. В политической области это отражается в требовании развития национальной школы, просвящения, «этнической литовской культуры», развитии системы социальной защиты. Таутининки являются сторонниками организации экономики на основе принципов частной собственности и конкуренции, но они признают за государством функцию контроля над положением дел в социальной области [5.2]. В экономической области таутининки стремятся занять центристское положение в партийной сфере.

В Вильнюсе состоялся восстановительный съезд Союза добровольцев. В него принимаются граждане Литвы, которые пришли на службу в части охраны края в 1990 г., которые охраняли государственнную границу, защищали парламент. Вступающие принидают воинскую присягу. Было избрано центральое правление союза (председатель — Витаутас Ясулайтис, заведующий кафедрой Вильнюсского технического университета, доцент), ревизионная комиссия, главный суд чести [1.14].

2.3.       Военизированные организации

2.3.1.      Отдел охраны Верховного Совета

Задачи отдела охраны — борьба с политическим терроризмом и охрана руководителей государства; отдел охраны был учрежден с восстановлением независимости, состоял из отрядов добровольцев. В отдел охраны входят служба личной охраны, сопровождения, специальной охраны, контроля ситуаций, связи, охраны зданий, информации, оперативный штаб и др. Всего в отделе охраны — 390 человек; он имеет собственную материально-техническую базу, оружие, униформу. Отдел охраны в настоящее время старается противостоять попыткам его включения в структуру МВД и настаивает на своем праве быть автономной службой [9.2]. Отдел охраны, по мнению его начальника Артураса Скучаса, должен подчиняться непосредственно Сейму, в своей работе отчитываться перед президентом, Сеймом, премьером. Но роль чьей-либо «личной гвардии» отдел не устраивает. Автономная служба, по его словам, «будет моментально реагировать на любые антиконституционные действия и политический терроризм» [2.6].

2.3.2.      Добровольная служба защиты края

Два года с момента своего основания отметила Добровольная служба защиты края. В настоящее время она насчитывает 12 тыс. добровольцев. Начальник штаба — Гячас. В январе ей были переданы функции комендатуры [8.2.]. Служба защиты края обращается с требованием выделить на ее содержание из бюджета 400 млн. тлн., разрешения держать оружие дома.

3.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Литва будет принята в Европейский Совет 14 мая. Ей будет предоставлено место в Парламентской Ассамблее Совета. В 1994-1995 гг. в парламентской ассамблее Совета Европы Литву будут представлять 2 члена Сейма от фракции ДПТЛ и 2 — от оппозиционной фракции «Тевинес Сантары». В 1993 г. четвертым представителем в Совет Европы назначен В.Ландсбергис.

В январе были установлены дипломатические отношения с Белоруссией.

Руководитель государственной делегации Литвы по переговорам с Россией Чесловас Станкявичус сделал 15 января заявление, в котором обвинил Россию в отказе от согласованных ранее договоренностей, в выдвижении новых условий и ультимативных требований, противоречащих нормам международного права, угрозах отказаться от вывода российских войск из Литвы. По заявлению руководителя делегации, МИД России решил воспользоваться сменой политической власти в Литве, ищет способы урегулирования литовско-российских взаимоотношений в обход государственной делегации по переговорам и изменения ее состава.

На состоявшейся на следующий день пресс-конференции министр иностранных дел Повилас Гилис выразил свое несогласие резким тоном заявления. По его словам,выступление Ч.Станкявичуса не было согласовано с государственными органами. Он считает, что нельзя говорить о каком-либо давлении с российской стороны. С ним согласился временный поверенный в делах Литвы в Рссии Э.Бичкаускас и председатель комиссии по иностранным делам сейма К.Бобялис [8.1.].

 

Источники

1.1 Заявление политических организаций Литвы о кандидатуре президента Литовской Республики. 3 января 1993 г. // Эхо Литвы.— 1993.— 5 января 1993.

1.2 Разорвать замкнутый круг. Беседа с начальником отдела по координации деятельности фермерских хозяйств А.Микеленисом // Эхо Литвы.— 1993.— 13 января 1993.

1.3 Расходы жителей больше, чем их доходы // Эхо Литвы.— 1993.— 15 января 1993.

1.4 Филипавичене Л. Не сотворите себе кумира // Эхо Литвы.— 1993.— 19 января 1993.

1.5 Скрипов В. Бюджет в дефиците, а убытки множатся // Эхо Литвы.— 1993.— 19 января 1993.

1.6 Заявление руководителя государственной организации Литовской Республики по переговорая с Россией // Эхо Литвы.— 1993.— 19 января 1993.

1.7 Филипавичене Л. «Нельзя утверждать, что российская делегация оказывает давление на Литву» // Эхо Литвы.— 1993.— 20 января 1993.

1.8 Клайпедский край — земля литовская // Эхо Литвы.— 1993.— 20 января 1993.

1.9 В правительстве Литвы // Эхо Литвы.— 1993.— 22 января 1993.

1.10 Радавичус Э. Монополизм — не самый сташный враг. Приватизация — еще не панацея // Эхо Литвы.— 1993.— 22 января 1993.

1.11 За благополучие и спокойствие людей Литвы. Доклад А.Бразаускаса в Сейме // Эхо Литвы.— 1993.— 23 января 1993.

1.12 Скрипов В. Электренай — основной резерв нашей энергетики // Эхо Литвы.— 1993.— 26 января 1993.

1.13 Возрожден Союз добровольцев Литовской армии // Эхо Литвы.— 1993.— 26 января 1993.

2.1 Духовное состояние Литвы очень своеобразно. Интервью В.Ландсбергисом // Голос Литвы.— 1993.— №1.

2.2 Зарплата понемногу оттаивает // Голос Литвы.— 1993.— №1.

2.3 Начинается большой бизнес приватизации // Голос Литвы.— 1993.— №1.

2.4 Микшюнас Г. Началось обсуждение бюджета 1993 г. // Голос Литвы.— 1993.— №1.

2.5 Почему обесценился талон? Подготовлено по выступлению в Сейме Г.Вагнорюса 5 января 1993 г. // Голос Литвы.— 1993.— №3.

2.6 В час заката отдела охраны. Интервью с А.Скучасом // Голос Литвы.— 1993.— №3.

3.1 Шаг вперед — ближе к литу // Республика.— 1993.— 26 января 1993.

3.2 Simenas А. Ar pasiteisins nauja privatizavimo tvarka? // Lietuvos aidas.— 1993.— 5 января 1993.

4.1 V.Landsbergis atsisako kelti savo kandidatura i presidentus // Lietuvos aidas.— 1993.— 5 января 1993.

5.1 LDP Seimo nariu pareiskimas // Vasario.— 1993.— ¹1.

5.2 Lakickas К. Kodel nelamejome Seimo rinkimuose? // Vasario.— 1993.— ¹1.

5.3 Lietuvos Demokratu partijos frakcijos pareiskimas // Vasario.— 1993.— ¹1.

6.1 Lietuvu tautininku sajungos suvaziavimas // Viltis.— 1993.—- 20 января 1993.

6.2 LTS pirmininko R.Smetonos pranesimas // Viltis.— 1993.— 20 января 1993.

7.1 Lozoraitis S. Projektas ateitis Lietuvai // Mazoji Lietuva.— 1993.— 22 января 1993.

8.1 Leituvos ir Rusijos santykiai: naujas posukis ar politines kovos virazai? // Lietuvos ritas.— 1993.— 19 января 1993.

8.2 Antrosios SKAT metines: tiek daug gvardijos generolu Lietuva dar nemate // Lietuvos ritas.— 1993.— 19 января 1993.

9.1 Danileviciute V. Privatizuojames toliau vagnoriskai // Respublika.— 1993.— 19 января 1993.

9.2 Lingis А. Savanorai — gvardija be prezidento // Respublika.— 1993.— 19 января 1993.