Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Наталья КОЛЕСНИК

Республика Коми
в январе 1993 года

 

1.    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ В 1992 ГОДУ

Социально-политические процессы в Республике Коми в значительной мере определялись ее экономическим положением. В 1992 году в экономике республики продолжался спад производства во всех отраслях. Финансовое положение предприятий было неустойчивым. Трудности в сбыте продукции, перебои в поставках сырья приводили к остановке как отдельных цехов, так и целых предприятий. Это явилось экономической основой целой серии забастовок, прошедших на ряде предприятий.

На 1 декабря 1992 года в республике 23% предприятий были убыточны. К этой же категории относились более половины всех проектных организаций, издательств, предприятий бытового обслуживания, каждое второе-третье предприятие торговли и общественного питания, каждое пятое — общественного транспорта, 9% строительных предприятий.

Объем промышленного производства сократился на 13 процентов. Сокращение характерно для всех видов продукции, кроме добычи угля.

В сельском хозяйстве падение производства (в сопоставимых ценах, если таковые сейчас возможны) составило 6 процентов.

2.    ХОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ

В республике пошел процесс реализации государственной программы приватизации. За 1992 г. было приватизировано 161 предприятие различных отраслей экономики, среди них 83% — предприятия муниципальной собственности. Однако приватизация шла неравномерно, в ряде районов республики она даже не началась.

Весьма медленными темпами шел процесс приватизации промышленных предприятий. За год лишь 59% промышленных предприятий (24 процента их общей численности) приняли решения о приватизации, завершилась же приватизация лишь 8 объектов. В капитальном строительстве показатели составили соответственно 34 и 18, на транспорте — 4 и 1.

В республике в 1992 году начался процесс преобразования крупных и средних предприятий в акционерные общества открытого типа. Согласно Указу президента России, этот процесс должен был завершиться к ноябрю 1992 г. Однако на 1 января из 82 подлежащих акционированию предприятий Комитет по управлению имуществом утвердил планы приватизации лишь 59 предприятий.

К концу 1992 года в республике было зарегистрировано 63 совместных предприятия, из них действовали 38. Ими было произведено продукции и оказано услуг на 16 млрд. руб.

3.    СДВИГИ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ

В республике началось формирование слоя крестьянских хозяйств (называть их фермерскими нет никаких оснований). На конец года было организовано 456 крестьянских хозяйств с общей площадью 9 тыс. га земли (в среднем по 21,3 га на хозяйство). За год их численность выросла в 2,1 раза.

Начал формироваться слой частных собственников в промышленности, торговле и др. отраслях народного хозяйства. На 1 января 1993 г. было зарегистрировано более 7 тыс. новых хозяйственных структур, приватизировано 161 предприятие государственной и муниципальной собственности.

Очевидной стала тенденция к маргинализации части населения. Это наиболее отчетливо проявилось в росте численности безработных. На 1 января 1993 г. было зарегистрировано в службах занятости 13 тыс. искавших работу, из них 8 тыс. имели статус безработного. За год их численность выросла соответственно в 1,3 и 3,9 раза. Удельный вес безработных в общей численности трудоспособного населения составил 1 процент, а в численности трудоспособного населения, не занятого в общественном производстве, — 10 процентов. Заметно выросла численность частично занятых.

4.    УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Важнейшим фактором динамики уровня жизни населения стал безудержный рост цен. За год потребительские цены и тарифы на товары и услуги увеличились в 35 раз, а по отношению к уровню 1990 г. — в 115 раз. За год цены на провольствие выросли в 26 раз, на промышленные товары — в 48, на платные услуги населнению — в 29 раз.

Второй фактор — падение производства потребительских товаров.

5.    СОГЛАШЕНИЕ О РАЗГРАНИЧЕНИИ СОБСТВЕННОСТИ
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ КОМИ

20 января А.Чубайс и председатель Совмина Республики Коми подписали это соглашение, обнародованное в начале февраля. Это соглашение конкретизировало принципы Федеративного договора и декабрьского (1992 г.) Указа президента РФ. В нем дан подробный перечень объектов перадаваемых в собственность РФ, Республики Коми и в совместное ведение. Это позволит снять существовавшие до этого существенные правовые преграды на пути приватизации и других экономических реформ.

6.    СОВЕТ МИНИСТРОВ

Совет министров — высший исполнительный орган республики. Аппарат Совета представлен председателем, заместителями и министрами. Структура аппарата сложна, о количественном составе говорить трудно в силу размытости границ и незавершенности процессов структурной реорганизации. Всего насчитывается 13 министерств и 11 комитетов. В управлении делами Совета министров занято около 40 человек. За последнеее время происходят изменения в структуре исполнительной власти. На очередной сессии Верховного Совета предполагается принять новый закон о Совете министров. Ожидается упрощение его структуры в связи с тем, что в настоящий момент происходит дублирование функций в комитетах и министерствах. Предполагается, что останется 3-4 отдела. Кроме того, закон призван четко разделить законодательную и исполнительную власти и определить место Совмина в политической системе республики.

Каковы взаимоотношения между исполнительной и законодательной властью в республике? Открытой попытки противоборства между Верховным Советом и Советом министров нет. Конфликты возникают в том случае, если их интересы пересекаются. Но, как правило, конфликты разрешаются. За последнее время камнем преткновения стал вопрос о собственности. По мнению экспертов, Совет министров более компетентен по вопросу собственности, но многие решения о собственности принимаются в республике без учета мнения Совета министров.

Есть ли лидер в республике? Общепризнанного лидера с непререкаемым авторитетом, видимо, нет. Верховный Совет вправе потребовать отчет от Совмина, но не от его председателя. Во внешней политике обе власти равны. Во внутренней политике, в связи с тем что четкого разделения власти нет, иногда происходит «перетягивание каната».

Роль и место председателя Верховного Совета республики в значительной мере определяется не только его конституционными правами, но и традицией (он во второй половине 80-х годов был первым секретарем Коми обкома КПСС), подпитываемой властным характером, аппаратным и политическим опытом. Перейдя из здания обкома партии в Верховный Совет республики после известного указа Б.Ельцина о запрещении совмещения партийных и государственных функций, он сохранил за собой роль наиболее влиятельного деятеля республики. Вместе с ним в Верховный Совет был перенесен и центр организации региональных связей. Это позволяет ему осуществлять роль, выходящую нередко за рамки очерченных законом прав и обязанностей.

7.    ВЛАСТЬ И КОММЕРЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ

Накануне Нового года часть народных депутатов республики потребовала от российских властей сделать проверку противозаконного участия ряда руководителей республики в деятельности коммерческих структур. После этого по Сыктывкару поползли слухи, что весь Совмин погряз во взятках и все правительство — мафия. Генеральный прокурор России на запрос отреагировал немедленно. Сети проверок были заброшены не только широко, но и глубоко.

Итоговая справка комиссии состояла из 9 листов. Проверка показала,что ранее Совмин выступал в качестве соучредителя АО «Республика» и ассоциации «Интерагро». Однако еще в августе прошлого года учредительные договоры были расторгнуты. В официальной справке записано, что на момент настоящей проверки хозяйственные субьекты, соучредителями которых выступали бы Президент, Верховный Совет и Совет министров Республики Коми, не выявлены.

Однако выловленная «рыбешка» есть. Так, в Прилузском районе в феврале 1992 года но должность главы администрации Мутницкого Сельского Совета был назначен С.И.Иванов, председатель кооператива «Панацея». Продолжает он совмещать эти должности и сегодня. Зам. главы администрации Сыктывдинского района Г.В.Максимовым учреждено МП «Орион».

8.    ТРЕХСТОРОННЕЕ ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Уже не первый раз на заседании правительства республики обсуждался проект генерального соглашения по социально-экономическим вопросам между правительством республики, Советом республиканской федерации профорганизаций и Союза предпринимателей на 1993 г.

В целом это соглашение готово, но еще и еще раз выверяются отдельные его пункты. Один из вопросов, внесенных в повестку дня заседания правительства — о практике работы СП в нефте-газовом комплексе республики. Докладчик — председатель Госкомгео А.Боровинских — рассказал о трех СП, которые на территории республики занимаются добычей и реализацией рефти. Это КОМИ АРКТИК ОЙЛ, НОБЕЛЬ ОЙЛ, АМКОМИ. Первое из них — российско-британско-канадское предприятие, у него уже есть положительные примеры роста нефтеотдачи. Это СП всего за 10 месяцев перечислило в бюджеты в виде налогов и других оплат около 800 млн. рублей. К недостаткам СП можно отнести то, что значительная часть добытой ими нефти отправляется на экспорт в сыром виде.

Из всех СП в интересном положении «АМКОМИ». Как такового его не существует. Западный партнер сменился, другой тоже уходит. Все эти СП зарегистрированы без согласования с органами охраны природы. То есть, они тут как бы «партизаны». А по мнению одного из руководителей «КОМИ АРКТИК ОЙЛ» деятельность СП активно торпедируется российским правительством. Он рассказал, что в конце августа Министерство топлива и энергетики запретило СП экспорт нефти. Этот запрет обошелся СП в 6 млн. потерянных долларов. Это цена амбиций первого заместителя министра Грушевского. «Не надо говорить, что мы распродаем республику, — продолжил глава другого СП, — и детям ничего не останется. Все останется. СП активно вносит средства в медицину, на культуру, здравохранение. Что получаем взамен? Недавно был нанесен огромный материальный ущерб: подожгли склад, а милиционера, который его охранял, зверски убили.»

9.    МОБИЛЬНОСТЬ МЕСТНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Очень многих в городе интересует вопрос: «Куда уходят наши руководители, оставляя прежнее место работы?» Уходят по-разному, но без должности никто пока не остается.

Долгое время одной из самых стабильных городских администраций по праву считалась Сыктывкарская: здесь «команда» А.Каракчиева работала практически в неизменном составе не один месяц. Причем весьма нелегкий груз городской социальной сферы тянул надежный человек — И.Бушуев. Но давненько он не появляется на своем месте. Ушел, судя по нынешнему «титулу», с повышением. Ныне И.Бушуев — исполнительный директор республиканского фонда социальной поддержки. Но если И.Бушуев ушел «по-английски», то бывший председатель столичного горсовета А.Сальников, добровольно покинув свой пост, обьяснил это решение тем, что «хочется живой хозяйственной работы» (до прихода в горсовет он возглавлял речной порт).

Б.Ладанов, бывший мэр города, работал в аппарате Совета министров республики заместителем управляющего делами. На все проблемы имел свою точку зрения и был и обласкан не раз, и бит неоднократно... Сейчас сидит в новом кабинете, в новой руководящей должности — в Коми республиканском фонде поддержки предпринимательской деятельности.

10.    КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Весь год с осени 1991г. шел процесс создания (практически заново) коммунистических организованных сил. После запрета КПСС и КП РСФСР выяснилось, что большинство коммунистов имело честь «состоять» в партии, то бишь числиться — и только... Как ни парадоксально, но запреты президента «высветили» и отсекли от 19-миллионного конгломерата «балласт» случайных людей. Не разбежались, наверное, не более 10 процентов бывшей КПСС. Их пугали и отговаривали, отбирали собственность. От них отвернулись депутаты — члены КПСС, а ведь их было большинство в Советах всех уровней.

Новый этап в развитии коммунистического движения страны связан с завершением работы Конституционного Суда России по делу о КПСС. Хотя по мнению членов Сыктывкарской РКРП решение суда не повлияло на деятельность партии, так как она, в отличие от Социалистической партии, выжидательной позиции не занимала.

Как сообщалось ранее, в конце 1992 года произошел инцидент между лидерами социалистического движения А.Козловым и секретарем сыктывкарского горкома РКРП Ю.Тауринишем. По мнению самого А.Козлова, во всем повинен Ю.Тауриниш. Письмо А.Козлова, приведенное ниже с сокращениями, точно отражает обстановку в КД республики.

«На партийном собрании 20 декабря выступил с докладом Тауриниш, в котором с резкой критикой обрушился на коммунистов других партий. Главная мысль докладчика в том, что единственная партия, стоящая на марксистских позициях — РКРП. Но наклеивая ярлыки, члены комитета партийной организации совсем забыли, что в роли изменников КП оказались они сами. Именно РКРП пытается воспрепятствовать ее воссозданию. В республике активно идет процесс обьединения коммунистов, некоторые лидеры Сыктывкарской РКРП не могут смириться с тем, что возрождается истинная компартия России. Кроме того, руководители партийной организации давно присвоили роли городского и республиканского комитета РКРП. По подложным документам они еще в июле изготовили печать республиканского комитета. Люди начали понимать, куда ведут их лидеры. В результате начался процесс выхода из этой партии.»

10.1.    Сыктывкарская РКРП

РКРП провела свой первый сьезд в Свердловске 25 ноября 1991г. и официально была зарегистрирована в январе 1992 г. Коммунисты Коми республики в сьезде участие не принимали. Первой акцией городского коммунистического движения был публичный митинг в центре Сыктывкара в защиту Советской армии. Там же был организован митинг против политики российского правительства в марте 1992г. После апреля Сыктывкарская городская организация стала частью РКРП.

В течение этого периода (с декабря 1991г. по январь 1992г.) Коми республиканской политической и социалистической ассоциацией социалистического движения в декабре 1991 г. была проведена конференция с 52 делегатами со всех городов и регионов Коми республики. Вскоре это движение переросло в РКРП с отделениями в Сыктывкаре, Печоре, Сыктывдинском и Удорском районах республики, Социалистическую партию трудящихся, ВКП(б), Союз коммунистов (г.Воркута). Также социалистические партии появились и в других городах, районах республики. В Ухте появились «Коммунисты за обновление и сотрудничество», партия «Согласие» в Вуктыльском районе республики.

В Сыктывкаре РКРП начала свою деятельность в марте 1992 г. А ранее начал свою деятельность Сыктывкарский комитет движения «Трудовая Россия».

Несмотря на трудности, уже в конце 1991 была создана РКРП. В Республике Коми ситуация не была исключением. Сыктывкарская организация РКРП выступила в ноябре с инициативой создания республиканской обьединенной организации коммунистов, куда вошли бы на равных правах действующие на территории республики структуры различных компартий. Это РКРП, ВКПБ, Союз комунистов и другие. С подобным предложением РКРП обратилась и к республиканскому соцдвижению, поскольку большинство его членов и лидеров называли себя коммунистами. Реакция председателя координационного совета социалистического движения А.А.Козлова на предложение РКРП была отрицательной. После этого комитет Сыктывкарской организации РКРП принял решение о подготовке к республиканской конференции коммунистов. В начале декабря, как известно, было обнародовано «соломоново решение» Конституционного Суда. И вскоре лидеры Сыктывкарской РКРП узнают о том, что председатель координационного совета соцдвижения А.А.Козлов начал подготовку к республиканской конференции коммунистов. Несмотря на эти факты, на конференции городской РКРП, состоявшейся 16 января (в здании городской администрации), было принято решение об обьединении всех коммунистов. Новое региональное обьединение получило название «Союз коммунистов Республики Коми». Все партии и общественные формирования, которые вошли или войдут в этот «Союз», сохраняют полную самостоятельность и равные права.

Цель новой организации — обьединить силы и добиться единства действий коммунистов различных партий и фракций в решении общих для них задач, таких, как защита интересов и прав трудящихся, возрождение «подлинной» Советской власти, поддержка рабочего движения как основы власти.

На конференции создан координационный орган «Союза коммунистов» — оргбюро, которое формируется по принципу делегирования в него представителей от входящих в обьединенную организацию структур различных партий и общественных формирований. В оргбюро избраны представители коммунистических организаций из городов — Сыктывкара, Инты, Ухты, Печоры, Кайгородского, Удорского районов республики.

Намечена программа действия «Союза коммунистов» на ближайшее время. Предполагается весной организовать и провести первый съезд представителей трудящихся Коми, создать газету коммунистов, выдвинуть и поддерживать своих кандидатов в народные депутаты республики. Участники конференции обратились также к Президенту России Борису Ельцину с требованием освободить сидящих в «Матросской тишине» членов ГКЧП. Самые жаркие споры на конференции вызвал вопрос о возможности обьединения с соцдвижением в единую партию.

Подавляющее большинство делегатов отказало соцдвижению в доверии, а делегат В.Сомов расценил воссоздание КП России через социалистов как попытку бывшего руководства — Горбачева, Яковлева — и нынешнего — Ельцина — развалить движение коммунистов изнутри.

В отличие от социалистов, члены РКРП не приемлют не только содержания, но и формы современной советской власти, считая ее буржуазно-парламентской и исключающей возможность конструктивного с ней сотрудничества. РКРП вновь предлагает возвратиться к Советам рабочих депутатов, выбираемых непосредственно в трудовых коллективах. В качестве основных ячеек Советов РКРП называет уже действующие стачечные и рабочие комитеты, влияние и амбиции которых прекрасно видны на примере Воркутинского городского комитета. Вот на этой почве, в основном, и проходит разделение между социалистами и РКРП. На местном уровне это разделение усугубляется личными разногласиями лидеров и проявляется иногда с неожиданной стороны. Так, в самом начале конференции порторганизатор ЦК ВКП(б) (нелегальной партии) Ю.Гончаров обрушился на РКРП с обвинениями в расколе, а затем, призвав единомышленников покинуть зал, сам это и проделал в гордом одиночестве. Несмотря на трудности, которые возникли в коммунистическом движении, РКРП продолжает расти.

Если в начале своей деятельности городская РКРП насчитывала в своих рядах 3 коммунистов, то ежемесячно ее ряды пополняет 12-18 человек. Партия имеет свою газету «За власть народа». Ее первый номер увидел свет уже летом 1992 г. С очередным, 3-м по счету номером произошел небольшой инцидент. Номер газеты, специально подготовленный к 75-летию Октября, исчез по пути в типографию (в то время газетой руководил лидер соцдвижения А.А.Козлов). Виновных в таинственном исчезновении газеты так и не нашли.

По социальному составу партия довольно пестра. В ее рядах состоят рабочие, учителя, работники правоохранительных органов. Пенсионеров числится около 30 (они вошли в РКРП при сохранении их статуса членов КПСС).

В рамках Сыктывкарской РКРП организовано движение «Трудовая Россия». Цель создания — возглавить рабочее движение в республике. В сентябре состоялось учредительное собрание движения, на котором избрали комитет. В его состав вошло 11 человек. На сегодня основная задача комитета — «проведение народной приватизации».

10.2.    Сыктывкарская организация Коммунистической партии РСФСР

Инициаторами реставрации КПСС в Коми выступили лидеры социалистического движения. В середине января 1993г. в здании республиканской профсоюзной организации состоялось собрание с несколько странным названием — «35 очередная городская конференция сыктывкарской организации компартии РСФСР». На нем собрались 74 бывших члена КПСС, решивших принять участие в возрождении КПСС. Собрание коммунистов избрало горком. В его состав вошел и лидер социалистов А.Козлов. Кроме него, членом руководящего органа городских коммунистов стал В.Чупеев, в прошлом один из заведующих отделом прежнего горкома. В остальном состав горкома полностью обновился.

Деятельность новой организации коммунистов будет строиться по территориальному принципу в полном соответствии с еще «допутчевским» указом Б.Ельцина. Первичных организаций в городе будет пока три — краснозатонская, центральная, эжвинская. На сегодня основную свою задачу члены сыктывкарской организации КП РСФСР видят в подготовке к выборам в народные депутаты и апрельскому референдуму. Предполагается выдвижение кандидатов в депутаты от КП РСФСР.

Коммунистическая партия республики Коми, еще не успев появиться на свет, уже имеет своего пропагандиста и агитатора в лице газеты «Коммунист». Ее первый номер вышел в январе 1993 г. Редактор «Коммуниста» — А.А.Козлов (лидер бывшего соцдвижения Сыктывкара).

10.3.    Воркутинский союз коммунистов

В октябре 1992г., после года хождения по инстанциям Воркутинский союз коммунистов был зарегистрирован администрацией города. Инициативная группа приступила к регистрации коммунистов. За месяц регистрацию прошли 43 человека.

12 декабря коммунисты Воркуты провели свою первую после августа 1991 г. конференцию. По традиции первым вопросом повестки дня был прием в члены союза коммунистов — два человека связали свою судьбу с коммунистами.

Красной нитью в выступлениях прозвучало мнение о единении всех сил, стоящих на позиции марксизма-ленинизма. Принято решение подать исковое заявление в суд о возвращении имущества и финансов городской парторганизации.

 

Источники

1. Батищев В. Много шума и ничего // Красное знамя.— 1993.— №4.

2. Шаров В. Кто-то теряет, а кто-то находит // Красное знамя.— 1993.—N 6.

3. Тауриниш Ю. Сьезд РКРП решил... // За власть народа.— 1993.— №3.

4. Черницын В. «Революционеры» против «соглашателей» // Молодежь Севера.— 1993.— №4.

5. Асадов В. Возрождение продолжается // Коммунист.— 1993.— №1.

6. Макаров В. Коммунисты обьединились в Союз // Семь дней.— 1993.— №3.

7. В свободном падении // Красное знамя.— 1993.— 3 февраля 1993.

8. Соглашение о разграничении государственной собственности... // Красное знамя.— 1993.— 3 февраля 1993.