Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

А. Ш.

Эстония
в январе 1993 года

 

1.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Отношения со странами бывшего Советского Союза

Как и следовало ожидать, новый состав делегации Эстонии на российско-эстонских переговорах предопределил их полный провал. Ни одно серьезное соглашение не подписано, более того, не сделано ничего для более-менее заметного сближения позиций сторон. Можно говорить даже об обострении противоречий по ряду вопросов.

В этой ситуации все большую активность проявляют местные власти сопредельных с Эстонией областей России. Власти Ленинградской области самочинно решили ввести на границе с Эстонией пропускной режим. Мэр Ивангорода Иван Дмитриев сообщил, что пропуск в Россию для жителей Эстонии будет стоить от 15 (для российских граждан и лиц без гражданства) до 100 крон (для граждан Эстонской Республики) [1.1.1]. Впрочем вскоре представитель президента России в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С.А.Цыпляев заявил, что это решение областной администрации противоречит Конституции Российской Федерации, так как находится в компетенции центральных властей [1.1.2].

Руководитель эстонской делегации на эстонско-российских переговорах Ю.Луйк вынужден был признать, что возникли серьезные трудности. Застопорилось подписание договора о свободной торговле. Что касается сроков окончательного вывода российских войск, то здесь не было достигнуто никакого сближения. Эстония настаивает на середине 1993 года, Россия предлагает конец 1994 года [1.1.3]. В последнее время Эстония постоянно поднимает вопрос о ядерном учебном реакторе в г.Палдиски. Россия занимает по этому вопросу жесткую позицию. Адмирал Громов, глава российской группы экспертов по военным вопросам, заявил, что зарубежные эксперты не будут допущены к реактору [1.1.4]. Ю.Луйк считает, что нужно использовать эту ситуацию, вынести проблему на международное обсуждение и добиться за счет этого уступок по другим вопросам [1.1.5]. По мнению Ю.Луйка, позиция России ужесточилась в связи с тем, что возросло влияние на переговоры Верховного Совета Российской Федерации (ВС РФ), в то время как влияние МИДа России уменьшилось [1.1.6].

В свою очередь, глава российской делегации Василий Свирин выразил беспокойство за судьбу переговоров и возложил ответственность на эстонскую сторону. По его словам, ужесточение позиции Эстонии особенно проявилось при обсуждении вопроса о жизнеобеспечении сопредельных территорий [1.1.7].

В январе эстонские власти провели кампанию давления на Россию по двум направлениям. Во-первых, Эстония ведет активную кампанию за отторжение от России Печорского района, во-вторых, обвиняет Россию в геноциде по отношению к малым народам России, прежде всего угро-финским.

Кампания по «защите» угро-финских народов носит чисто пропагандистский характер и призвана нейтрализовать беспокойство мирового общественного мнения по поводу нарушений прав человека в Эстонии. Во время визита в Эстонию верховного комиссара Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) по национальным меньшинствам Макса ван дер Стула, эстонские власти устроили ему встречу с руководителем некоей организации «Финно-угрия», членом правящей коалиции Андресом Хейнапуу. А.Хейнапуу пытался убедить комиссара в массовом геноциде, осуществляемом Россией по отношению к угро-финнам [1.1.8].

Марионеточная организация «Петсеримаа» («Печоры») служит правительству Эстонской Республики (ЭР) орудием для выдвижения территориальных претензий к России. Председатель таллинской организации «Печоры» Реэт Тобре заявила, что в Печорском районе усиливаются гонения на проживающих там эстонцев [1.1.9]. Интересно отметить, что в этой организации, несмотря на старания ее руководства не участвует ни один житель Печорского района.

Эстония в ближайшее время намерена поднять вопрос об угнетении угро-финнов в России на Совете Европы. В ходе визита в Будапешт Лаар договорился об этом с премьер-министром Венгрии Йозефом Анталли [1.1.10].

По мнению председателя комиссии по иностранным делам Госсобрания Велло Саатпалу, даже вывод российских войск в настоящее время представляет меньшую проблему, чем нежелание России признать положения Тартуского мира и отдать Печоры. Он намекнул, что после этого Эстония могла бы пойти на значительные уступки, то есть попросту отдать Печоры, в которых эстонцев почти нет, обратно России [1.1.11]. 22 января на конференции, созванной организацией «Петсеримаа» говорилось об изменении официальной позиции эстонских властей по отношению к Печорскому району — теперь он считается оккупированной территорией [1.1.12]. Нестабильное положение в России не способствует проведению определенной политической линии по отношению к Эстонии. Только с начала февраля в Нарве начнет работать консульская группа, хотя об открытии постоянного консульства в этом городе говорится с лета [1.1.13].

Практически все политические группировки в России выразили негативное отношение к национальной политике эстонских властей. В конце января заявление по поводу дискриминационных мер, направленных на вытеснение русскоязычного населения сделал Координационный совет «Демократической России» [1.1.14].

Государственные контакты между Эстонией, Латвией и Литвой в последнее время ослабли. Последняя встреча балтийских лидеров на высшем уровне произошла 5-6 ноября 1992 года. Дата новой встречи до сих пор не назначена [1.1.15].

Такая ситуация объясняется, в частности, очень запутанной политической ситуацией в Латвии и приходом к власти левых в Литве. В настоящее время правящая коалиция национал-радикалов больше всего опасается, что на президентских выборах в Литве, назначенных на 14 февраля, победит А.Бразаускас. В этом случае, по их мнению,» балтийская цепь» может порваться [1.1.16].

Балтийские страны наиболее активно сотрудничают в некоторых европейских организациях, например в Совете Европы (у балтийских стран специальный статус гостей). 29 января члены делегаций этих стран, готовящиеся к заседанию Парламентской Ассамблеи Совета Европы (1-5 февраля в Страсбурге), встретились для консультаций. Руководители делегаций (от Литвы — Ландсбергис) заявили о своем единстве в основных вопросах [1.1.17].

1.2.       Отношения с другими странами

16-17 января в Таллине проводилось совещание в МИДе ЭР, на которое были вызваны все послы ЭР. В выступлении Т.Веллисте были очерчены основные направления внешней политики Эстонии. Т.Веллисте заявил, что приоритетными для Эстонии являются отношения со странами Балтии, Скандинавией, странами Европейского Совета, странами, входящими в Совет стран балтийского бассейна, с США, Японией и Китаем [1.2.1].

Западные страны в основном занимают сдержанную позицию в отношении Эстонии и Латвии из-за нерешенной проблемы некоренного населения, хотя и не оказывают прямого давления на них. Изменения в западном общественном мнении отразились в очередном докладе неправительственной организации «Фридэм Хаус». В нем Эстония и Латвия из разряда «свободных стран» переведены в «частично свободные». Причина — ограничительные меры властей этих стран в отношении гражданства [1.2.2]. В феврале СБСЕ намерено послать в Эстонию постоянную миссию по наблюдению за состоянием в области прав национальных меньшинств. С целью предварительного ознакомления с ситуацией в Эстонию прибыл верховный комиссар по вопросам национальных меньшинств М.ван дер Стул. 14 января он побывал в Нарве, где встретился с представителями общественных организаций, а также посетил Вируский Инфоцентр. Атмосфера этих двух встреч кардинально отличалась. Во время первой приводились многочисленные примеры дискриминационных мер властей ЭР, во время второй его убеждали, что с правами человека в Эстонии все в порядке. В ходе визита комиссар воздержался от оценок — пресс-конференция продолжалась всего 3 минуты. На встречу с общественностью журналисты допущены не были [1.2.3]. Однако в беседе с послом России в Эстонии А.Трофимовым комиссар сказал, что отъезд 30 тысяч русских из Эстонии свидетельствует о неблагополучии в национальных отношениях в Эстонии [1.2.4].

Скандинавские страны всегда занимали наиболее благожелательную позицию в отношении Эстонии. Тем не менее, на проведенном в январе совещании экспертов, большинство представителей скандинавских стран довольно резко отозвались о позиции нынешних властей стран Балтии в отношении русскоязычного населения. Представители эстонских властей оказались на совещании в изоляции [1.2.5].

В последнее время к Эстонии начинает проявлять интерес Япония. В Таллине открылось японское посольство, которое будет обслуживать все три блатийские страны [1.2.6]. Интересы японцев отражает, в частности, заем Эстонии 20 млн.долларов, дебаты по поводу которого стали одними из самых жарких в этом месяце. Судя по всему, Япония готовится к внедрению в эстонскую экономику.

Большое значение эстонские власти придают открытию посольства Эстонии в США. По мнению Т.Келама, именно отсутствие посольства привело к поражению в пропагандистской войне с Россией [1.2.7]. Другой важный посольский пост — в Финляндии, был довольно долго вакантным. Здесь сыграли свою роль личные интересы семьи президента Мери. Его семья проживает в посольском особняке еще со времен, когда Л.Мери был послом в Финляндии. Ситуация становилась все более неприличной, и, наконец, 8 января был подписан указ о назначении послом Яака Йыэрюйта [1.2.8].

Денежные вопросы вообще часто возникают в области внешней политики Эстонии. Будучи принятой в ООН, страна ежегодно должна платить взнос в размере более 1 млн.долларов. При нынешнем состоянии госбюджета это является проблематичным [1.2.9].

В январе президент Мери совершил официальный визит во Францию, а премьер-министр Лаар — в Венгрию. Во время визита Л.Мери в Прибалтику прибыл министр обороны Франции, который на встрече 25 января с министрами обороны балтийских стран обещал, что Франция передаст им военную технику [1.2.10]. Помощь военной техникой оказывает балтийским странам также Германия. 2 транспортных самолета, оставшиеся от Народной армии ГДР, уже переданы эстонской береговой охране. В скором времени Департамент пограничной охраны рассчитывает получить 8 сторожевых катеров [1.2.11].

Проблема реактора в г.Палдиски постоянно педалируется Эстонией в международных организациях. На Совете стран Балтийского бассейна Эстонии удалось добиться решения о создании специальной экспертной группы по этому вопросу [1.2.12].

2.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.       Законодательные и исполнительные органы, политические партии и организации

В течение января усилились авторитарные тенденции в эстонской внутренней политике. В стране по существу происходит процесс установления партийной диктатуры, «мотором» которого является правительство и партии правящей коалиции. Усиливаются жестко централизаторские методы управления, государство все чаще берет несвойственные ему в условиях демократии функции.

Отличительной чертой новой политической элиты является отказ от обязательств, взятых на себя в ходе предвыборной кампании. Лидер Партии предпринимателей Т.Маде заметил по этому поводу, что многие лозунги «Отечества» вполне совпадают с точкой зрения его партии, но они совершенно не претворяются в жизнь. По его мнению, ситуация усугубляется еще тем, что премьер-министр — полный дилетант в экономике [2.1.1].

Основная борьба в парламенте развернулась в январе вокруг проекта госбюджета на 1993 год, представленного правительством. Все оппозиционные силы единодушно признали его совершенно неприемлимым. Как заметил бывший премьер-министр Т.Вяхи, проект является христианским по форме и социалистическим по содержанию [2.1.2].

Свое отрицательное отношение к проекту высказали профсоюзы [2.1.2], а комиссия по социальным вопросам Госсобрания указала на совершенно мизерную сумму, которая по проекту выделялась в пенсионный фонд [2.1.4].

Пенсионеры и стали первой социальной группой, которая открыто выступила против политики правительства. Центристская фракция еще в конце 1992 года предупреждала об опасности социального взрыва из-за катастрофического положения малоимущих слоев, прежде всего пенсионеров. Между тем, вопрос о пенсиях даже не обсуждался в правительстве, так как, по утверждению министра социального обеспечения М.Лауристин, его незачем обсуждать — денег просто нет. Предложение Центристской фракции о повышении размеров пособия для пенсионеров с 260 до 400 крон было заблокировано правящей коалицией [2.1.5]. Парламентская фракция «Отечество» немедленно обвинила оппозицию в «чрезвычайно опасном» нагнетании страстей [2.1.6], а М.Лауристин выступила с нападками в адрес председателя парламентской комиссии по социальным вопросам Сийри Овийр [2.1.7]. 11 января 7 общественных организаций, объединяющих пенсионеров, выступили с призывом пикетировать здание парламента до тех пор, пока прожиточное пособие не будет повышено до 400 крон [2.1.8]. Впервые после достижения независимости несколько тысяч человек собрались у парламента с требованием отставки правительства. Только после этого М.Лаар пошел на переговоры с пенсионерами, которые попросили возглавить их делегацию С.Овийр (Центристская фракция) и П.Лорентса (Коалиционная партия). Однако М.Лаар заявил, что не намерен разговаривать «через посредников» [2.1.9]. Правительство через два дня поспешило представить проект нового закона о пенсиях. Закон должен быть введен с 1 апреля и предусматривает выплату пенсии в размере 85% минимальной зарплаты плюс 0,6% минимальной зарплаты за каждый год трудового стажа [2.1.10].

В принципе «пенсионерский кризис» — всего лишь штрих к общему кризису власти в Эстонии. Поддержка населением властных структур упала до рекордно низкого уровня. Этому способствует откровенная политика «набивания собственных карманов», практикуемая правящей коалицией. Проект бюджета, представленный правительством — яркий пример этой политики. В нем выражено стремление полностью вывести бюджет из-под контроля парламента. Кроме того, многие источники доходов, поступающих в казну, в нем просто не показаны, что дает возможность правительству бесконтрольно распоряжаться огромными для Эстонии средствами [2.1.11].

Очередной скандал разразился вокруг принятия закона об акцизном налоге на спиртные напитки. Он составлен таким образом, что практическим монополистом становится предприятие «Ливико», в административный совет которого как раз накануне вошли ряд членов правящей коалиции (И.Халласте, Х.Краних, Т.Тепанди [2.1.12]. Проведенная в январе госконтролем проверка финансовой деятельности МИДа обнаружила, что в этой вотчине «Отечества» постоянно происходит перерасход крупных денежных средств. В некоторых посольствах (например в Финляндии) незаконно присваиваются крупные суммы валюты, полученной за выдачу виз [2.1.13].

В настоящее время правящая коалиция не пользуется поддержкой ни одной из крупных социальных групп населения, включая предпринимателей. Ее поддерживают маргинальные группы, небольшая группа националистической интеллигенции и значительные финансовые вливания из-за рубежа, прежде всего от эстонской общины в Швеции. По существу новая политическая элита уже превратилась в узкий круг олигархии. Например, «Отечество» лишилось всего за три месяца после выборов половины своих сторонников [2.1.14]. По мнению Р.Вейдеманна (Центристская фракция), основным результатом деятельности правящей коалиции стал раскол эстонского общества. Зная, что теряет всякий авторитет в глазах населения, правящая коалиция развернула очередную «охоту на ведьм», направленную против оппозиции. В этих условиях Р.Вейдеманн предлагает приступить к созданию теневого кабинета [2.1.15].

Падение правительства в ближайшее время (2-3 месяца) вполне вероятно. Проект бюджета не прошел в парламенте ни в первом, ни во втором чтении. Обсуждение перенесено на февраль. Между тем, если до 1 марта бюджет не будет принят, то правительство по Конституции должно подать в отставку [2.1.16].

Оппозиция усиливает давление на правительство. 14 января на пресс-конференции Центристской фракции было заявлено, что в парламент будет внесен законопроект о запрещении лицам с двойным гражданством занимать важнейшие государственные посты. В правительстве М.Лаара есть три таких министра — А.Нийтенберг (министр энергетики), Х.Ребас (министр обороны) и М.Юрике (министр финансов) [2.1.17]. Вообще же сейчас в госаппарате много таких лиц, привлеченных правящей коалицией.

В самом правительстве также наблюдаются признаки неуверенности. Первым министром, подавшим в отставку, стал министр экономики А.Саарман. Официальной причиной названа болезнь [2.1.18]. Однако, не исключено, что отставка связана со скандалами вокруг продажи за бесценок ряда предприятий шведскому капиталу. М.Лауристин после истории с пенсионерами также публично предлагают покинуть правительство, пока не поздно [2.1.19].

Назначение нового министра экономики может внести серьезный раскол в ряды правящей коалиции. А.Саарман был министром от «Отечества», поэтому эта партия считает себя вправе выбрать и нового министра. Кандидат уже есть — Тоомас Сильдмяэ. Против этой кандидатуры может выступить Партия национальной независимости Эстонии (ПННЭ), так как этот преуспевающий совладелец ряда отелей — зять Бруно Сауля и долгое время работал в Министерстве внешней торговли СССР [2.1.20].

Хотя позиции правящей коалиции сильно пошатнулись, пока не видно реальной альтернативы. Пока никто из оппозиции не выразил твердого желания принять на себя бремя власти в нынешней критической ситуации. Один из лидеров оппозиции — Э.Сависаар, совершенно неожиданно сообщил о своем намерении уйти из политики после завершения срока своего мандата в Госсобрании [2.1.21]. На некоторые размышления наводит встреча 25 января представителей Центристской фракции и фракции «Отечество» [2.1.22]. Сейчас их союз кажется абсолютно невозможным, однако некоторые члены «Отечества» уже намекали, что готовы к сотрудничеству с Центристской фракцией, но без Э.Сависаара.

В январе происходило обсуждение еще двух важных вопросов, связанных друг с другом — реформа самоуправления и закон о местных выборах.

В начале месяца государственный секретарь Ю.Каэватс заявил, что выборы нельзя будет провести раньше июня по техническим причинам [2.1.23]. С самого начала года отношения между центральными и местными властями обострились. В значительной мере это связано с личностью Я.Райдала (ПННЭ), на которого правящая коалиция возложила задачу подготовки административной реформы на местах. В начале января Я.Райдал спешно оставил пост председателя горсовета г.Отепя, так как к этому времени город был доведен до банкротства [2.1.24]. М.Лаар между тем подчеркнул, что реформа местного самоуправления должна быть проведена не позднее 1 июля, после чего можно проводить выборы [2.1.25].

Свое отношение к закону о местных выборах высказали ПННЭ и Народная центристская партия (НЦП). ПННЭ считает, что неграждане должны иметь только пассивное избирательное право. Что касается НЦП, то она настаивает на проведении выборов ранней весной (то есть до административной реформы) и на предоставлении негражданам права также баллотироваться в местные органы власти [2.1.26].

Правящая коалиция в этих вопросах добивается большей централизации власти и отстранения от местных выборов неграждан. На совещании 21 января было решено поддержать проект закона, по которому выбираются только городские и волостные советы, а уездные назначаются правительством. «Отечество» поддерживает идею сочетания выборов по партийным спискам и в порядке индивидуального выдвижения, что принесло им победу на выборах в Госсобрание. По нынешней Конституции неграждане имеют на местных выборах как пассивное, так и активное избирательное право. Но И.Халласте намекнул, что есть различные способы ограничить круг как избирателей, так и кандидатов [2.1.27]. В настоящее время обсуждение проекта спущено в местные органы власти, в которых (например в Тартуском горсовете) активно обсуждаются варианты, при которых возможно отстранение от выборов русских.

29 января исполнилось 100 дней правительству М.Лаара. Центристская фракция в связи с этим направила запрос, в котором содержится просьба перечислить достижения правительства, в частности, в области сокращения госаппарата, что являлось одним из предвыборных обещаний «Отечества» [2.1.28]. По проекту бюджета, представленному правительством, расходы на госаппарат планируется увеличить на 57%.

2.2.       Вооруженные силы, полиция, спецслужбы

Основное внимание в настоящее время Эстония уделяет укреплению пограничных войск и полиции, так как прежде всего именно в отношении этих структур Эстония может рассчитывать на материальную помощь со стороны западных стран.

Между тем проблемы, связанные с недостаточной обученностью личного состава, продолжают оставаться острыми. 2 января в Нарве из-за неосторожного обращения с оружием один пограничник застрелил другого. Генеральный директор департамента пограничной охраны А.Овель был вынужден направить во все пограничные пункты специальную телефонограмму с требованием строгого соблюдения правил ношения оружия [2.2.1].

Проблемой является также коррупция на пограничных кордонах. Через Эстонию начинает двигаться поток нелегальных иммигрантов из Азии, которые пытаются добраться до Скандинавии. Более сотни курдских беженцев приехали в Эстонию, подкупив пограничников [2.2.2]. Восемь таможенников из Нарвы были уволены в связи с обвинением во взяточничестве [2.2.3]. Департамент пограничной охраны в дальнейшем намерен постоянно менять личный состав пограничных постов, особенно в Нарве. Причина — та же коррупция, хотя на официальном уровне это отрицается [2.2.4].

Эстония активно продолжает искать страны, у которых можно купить оружие. В январе поступили сообщения, что договоренность о поставках оружия достигнута с Израилем. Переговоры велись через официального представителя Эстонии в Израиле Л.Апананского [2.2.5]. Европейские страны отказываются продавать Эстонии оружие, ограничиваясь обучением личного состава Сил Обороны Эстонии.

Эстония становится транзитным путем для наркотиков. В январе полиция Таллина провела специальную операцию против торговцев наркотиками [2.2.6]. Несмотря на большой шум в газетах, сама операция, судя по всему, принесла мизерные результаты — задержано 8 мелких торговцев наркотиками [2.2.7].

Особое беспокойство департаменту полиции доставляет Северо-Восточная Эстония. Там действует мафия, между тем классные специалисты из русских увольняются, так как не знают эстонского языка [2.2.8]. Министр внутренних дел Л.Парек ясно дал понять, что первоочередной задачей является эстонизация полиции, а уже потом можно бороться с преступностью [2.1.26].

По заявлению генерального директора департамента миграции А.Коллиста «черные списки» лиц, которым запрещен въезд в Эстонию, уже составлены, и в скором времени будут разосланы на пограничные пункты [2.2.8].

В январе в МИД ЭР была организована специальная группа по борьбе с незаконной торговлей металлом. Как утверждают члены группы, существует реальная опасность, что, из-за сопротивления высокопоставленных сотрудников МВД и Департамента полиции, группа будет вскоре ликвидирована. Сотрудники группы утверждают, что одна из крупнейших фирм по продаже металла на Запад была в свое время основана на деньги КГБ [2.2.9].

2.3.       Национальный вопрос

В связи с приближением сроков выборов в местные органы власти делаются попытки активизировать деятельность организаций русскоязычного населения. В то же время продолжается планомерное давление властей на некоренное население Эстонии. До 1 февраля 1993 года работники практически всех государственных учреждений обязаны были сдать экзамен по эстонскому языку. В случае несдачи грозит увольнение с работы. В прошлом году экзамены сдали 15 тысяч человек, в частности полицейские, медицинские работники и работники системы образования [2.3.1]. В Таллине проходит настоящая «чистка» медицинских учреждений — увольняют не только врачей, но и низший больничный персонал [2.3.2]. К дискриминационной государственной политике прибавляется произвол отдельного чиновника. Например, в одном из отделений налогового департамента в Таллине служащие отказываются давать разъяснения по поводу заполнения налоговой декларации на русском языке, хотя обязаны это делать согласно закону о языке [2.3.3].

Что касается организаций русскоязычного населения, то в январе была предпринята очередная попытка объединения вокруг идеи Представительной Ассамблеи, куда должны были войти представители всех организаций русскоязычного населения.

13 января Нарвская инициативная группа представила проект устава Представительной Ассамблеи [2.3.4]. Однако, несмотря на все призывы к объединению, среди русских организаций постоянно возникают расколы. Распался, в частности, оргкомитет «Русской общины». Ряд организаций, входивших в него, заявили, что не собираются принимать участие в создании «русскоязычной» организации и приступают к подготовке Русского Собора Эстонии, имея ввиду сохранение национального своеобразия русских в Эстонии [2.3.5].

Ключевым пунктом в национальном вопросе в Эстонии является Нарва. В январе скрытое противостояние городских властей и центра вылилось в конфликт вокруг предполагаемого сооружения в городе новых пограничных сооружений. Городской совет заявил, что не допустит их строительства, так как это нарушит архитектурную планировку. Правительство обвиняет городское руководство в политических играх, стремлении продемонстрировать, кто в городе хозяин [2.3.6]. В Нарву после этого зачастили правительственные комиссии. Особую активность проявляют члены «Отечества» [2.3.7].

В то же время городские власти давно жалуются на бездействие правительственной комиссии, специально созданной для решения проблем Нарвы. 7 января членам комиссии предъявили эти претензии, когда они приехали в связи с конфликтом вокруг строительства пограничных сооружений [2.3.8].

Именно Нарва являлась основной целью визита М. ван дер Стула [2.3.9]. Город привлекает также внимание правящей коалиции. В «Отечестве» даже создана специальная группа по Северо-Востоку [2.3.10]. Причина здесь вполне понятна — близятся выборы в местные органы власти.

Учитывая тяжелейшее экономическое положение в Нарве, наивысший в Эстонии уровень безработицы (более 3 тыс.только зарегистрированных безработных) [2.3.11], город является потенциальным очагом социального конфликта. 17-18 января некий «комитет за автономию Нарвы» призвал несогласных с национальной политикой Эстонии положить по камню у дверей горсовета. Призыв не нашел особой поддержки, в частности из-за анонимности «комитета» [2.3.12].

В январе МВД и Министерство обороны ЭР потребовали от горсовета предоставить квартиры эстонским пограничникам и военнослужащим, которых власти намерены разместить в городе [2.3.13].

В настоящее время эстонские власти, отказывая в гражданстве 40% населения, проводят селекцию, предоставляя гражданство либо этническим эстонцам, либо за»особые заслуги» перед ЭР. В 1992 году гражданство получили 5417 человек, из них 3989 — этнические эстонцы, за «особые заслуги» получили гражданство 465 человек, а в порядке натурализации — 963 человек [2.3.14]. В то же время заявки на российское гражданство подало 27 тыс. человек. Изменился социальный состав соискателей — вырос процент молодых людей и людей с высшим образованием [2.3.15].

Таким образом, продолжается опасное отчуждение русской общины от эстонской государственности. Отстранение русских от принятия политических решений, запрет на создание легальных политических партий приводит в конце концов к потенциальной возможности возникновения экстремистских группировок, пользующихся симпатиями русского населения.

Лишение политических и гражданских прав дополняется дискриминацией в области культуры. В январе на совещании в министерстве культуры было прямо заявлено, что русская школа не должна быть национальной, а призвана прежде всего способствовать ассимиляции русских в Эстонии.

Что касается трансляции программ российского телевидения, то в первом квартале М.Лаар обещал сохранить ее в первом квартале года. Однако министр культуры П. — Э.Руммо заявил, что кроме финансового, существует и культурно-политический аспект проблемы и с этой точки зрения трансляция большого объема российских передач нецелесообразно [2.3.16].

 

Источники

1.1.1. Въезд в Ленинградскую область будет платным // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1993.— 6 января 1993.

По сообщению БНС.

1.1.2. Цитата дня // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1993. — 21 января.

1.1.3. Есть трудности // Молодежь Эстонии — Таллин, 1993. — 15 января.

По сообщению БНС.

1.1.4. Муули К. Россия не пускает в Палдиски международных экспертов // Постимеэс — Тарту, 1993 — 18 января 1993.

1.1.5. Румм Х. Март Лаар пробрался к реактору в Палдиски // Постимеэс, — Тарту, 1993. — 19 января 1993.

1.1.6. «Бракоразводные» переговоры ужесточились // Молодежь Эстонии — Таллин, 1993. — 19 января 1993.

По сообщению ИТАР-ТАСС.

1.1.7. 15 тысяч безработных. Официально. // Молодежь Эстонии — Таллин, 1993. — 22 января 1993.

По сообщению БНС.

1.1.8. Верховного комиссара СБСЕ по национальным меньшинствам проинформировали о положении угро-финнов в России // Постимеэс. — Тарту, 1993 — 16 января 1993.

По сообщению ЭТА.

1.1.9. В Петсеримаа нарушаются права граждан Эстонии // Молодежь Эстонии — Таллин, 1993. — 23 января 1993.

По сообщению БНС.

1.1.10. Йыэсаар А. Март Лаар встретился с премьер-министром Венгрии // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 28 января 1993.

1.1.11. Потом и поговорим // Молодежь Эстонии — Таллин, 1993. — 29 января 1993.

По сообщению БНС.

1.1.12. Карья С. В Печорах нарушаются права эстонских граждан // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 26 января 1993.

1.1.13. Будет открыто российское консульство // Молодежь Эстонии — Таллин, 1993. — 25 января 1993.

По сообщению БНС.

1.1.14. Цитата дня // Молодежь Эстонии — Таллин, 1993. — 25 января 1993.

1.1.15. Редакция зарубежных новостей. О балтийском сотрудничестве на встрече в Париже // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 7 января 1993.

1.1.16. Паюмяэ А. Накануне литовских выборов // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 26 января 1993.

1.1.17. Канн Т. Делегации балтийских стран придерживаются единых позиций // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 30 января 1993.

1.2.1. Румм Х. Все эстонские послы ознакомились с делами внутри страны // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 18 января 1993.

1.2.2. Цитата дня // Молодежь Эстонии — Таллин, 1993. — 21 января 1993.

1.2.3. Ходос А. Журналисты как ущемленное меньшинство. Межнациональное // Молодежь Эстонии — Таллин, 1993. — 15 января 1993.

1.2.4. Обещания не подкрепляются делами // Молодежь Эстонии — Таллин, 1993. — 23 января 1993.

По сообщению ИТАР-ТАСС.

1.2.5. Кекелидзе Э. Позиция Эстонии поддержки не нашла // Молодежь Эстонии — Таллин, 1993. — 18 января 1993.

1.2.6. Румм Х. Япония открыла в Эстонии свое первое посольство в Прибалтике // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 5 января 1993.

1.2.7. Келам и Риккен встретились с советником Клинтона Фуертоном // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 6 января 1993.

1.2.8. Калласте В. Новым эстонским послом в Финляндии стал Яак Йыэрюйт // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 9 января 1993.

1.2.9. Членские взносы в ООН оказались для Эстонии непомерно большими // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993 — 25 января 1993.

По сообщению БНС.

1.2.10. Каськмаа Э. Президенты встречаются в Париже // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 25 января 1993.

1.2.11. Эстония получает военную технику // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 8 января 1993.

По сообщению БНС.

1.2.12. В Хельсинки — о реакторе в Палдиски // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 26 января 1993.

По сообщению ЭТА.

2.1.1. Костаби И. Интервью в конце года // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 30 декабря 1993.

2.1.2. Все премьеры хороши // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993 — 4 января 1993.

По сообщению БНС.

2.1.3. Профсоюзы критикуют проект закона о зарплате // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 6 января 1993.

По сообщению БНС.

2.1.4. 236 крон пенсии — не слишком мало // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 6 января 1993.

По сообщению БНС.

2.1.5. Овийр С. Почему пенсионеры остались без рождественского подарка // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 8 января 1993.

2.1.6. «Исамаа» против «центристов» // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 9 января 1993.

По сообщению БНС.

2.1.7. Муули К. Марью Лауристин: новый пенсионный закон защищает людей... // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 11 января 1993.

2.1.8. Пенсионеры пришли объяснится // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 12 января 1993.

По сообщению БНС.

2.1.9. Муули К. Март Лаар договорился с представителями пенсионеров // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 14 января 1993.

2.1.10. Подготовлен прект нового закона о пенсиях // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 14 января 1993.

По сообщению БНС.

2.1.11. Кукк К. О бюджете и вокруг бюджета // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 21 января 1993.

2.1.12. Улас Т. Серьезно о смешном // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 15 января 1993.

2.1.13. В МИДе любят путешествовать // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 22 января 1993.

По сообщению БНС.

2.1.14. Москва далеко, а «Исамаа» близко // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 9 января 1993.

По сообщению БНС.

2.1.15. Вейдеманн Р. Без справедливого государства не правят // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 11 января 1993.

2.1.16. Румм Х., Калле Муули. Индрек Канник: оппозиция хочет досрочных выборов // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 15 января 1993.

2.1.17. Ярне А. Двойное гражданство под угрозой // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 16 января 1993.

2.1.18. Муули К. Первый министр в отставке: болезнь скосила Айна Саарманна // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 26 января 1993.

2.1.19. Муули К. У Марьи Лауристин последний шанс уйти в отставку из правительства — считает Эдгар Сприйт // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 16 января 1993.

2.1.20. Муули К. Тоомас Сильдмяэ — первая трещина в правящем блоке // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 30 января 1993.

2.1.21. Сависаар намерен отойти от политики // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 23 января 1993.

По сообщению ЭТА.

2.1.22. Муули К., Румм Х. «Исамаа» и Центристская фракция становятся друзьями? // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 27 января 1993.

2.1.23. Местные выборы — нельзя проводить раньше июня // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 7 января 1993.

По сообщению БНС.

2.1.24. Тали П. Кризис власти в Отепя // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 9 января 1993.

2.1.25. Закон о местном самоуправлении — к июлю // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 16 января 1993.

По сообщению БНС.

2.1.26. Позиции ПННЭ и Народной центристской партии насчет местных выборов известны // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 18 января 1993.

2.1.27. Румм Х. Местные выборы — по партийным спискам и для индивидуальных кандидатов // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 22 января 1993.

2.1.28. Запрос центристской фракции // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 29 января 1993.

По сообщению БНС.

2.2.1. Телефонограмма пограничникам // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 5 января 1993.

По сообщению БНС.

2.2.2. Ехали китайцы // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 11 января 1993.

По сообщению БНС.

2.2.3. Восемь нарвских таможенников уволены с работы // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 15 января 1993.

По сообщению БНС.

2.2.4. Перестановки на нарвском пограничном пункте // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 26 января 1993.

По сообщению БНС.

2.2.5. Санин А. Автоматы из Израиля // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 13 января 1993.

2.2.6. Мяги М. Полиция провела успешную операцию против торговцев наркотиками // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 25 января 1993.

2.2.7. Операция против дельцов наркобизнеса // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 26 января 1993.

По сообщению БНС.

2.2.8. Гашков А. Работу полиции в Хийумаа и в Ида-Вирумаа нельзя сравнивать // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 28 января 1993.

2.2.8а. Цитата дня // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 6 января 1993.

2.2.9. Налево пойдешь — доход найдешь // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 15 января 1993.

По сообщению БНС.

2.3.1. Экзамены по эстонскому языку сдали 15000 человек // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 5 января 1993.

По сообщению ЭТА.

2.3.2. Валли Т. Клистир по-эстонски // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 5 января 1993.

2.3.3. Куби В. Куда бежать налогоплательщику, если он не говорит по-эстонски // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 29 января 1993.

2.3.4. Проект устава Представительной Ассамблеи русскоязычной общины Эстонии // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 13 января 1993.

2.3.5. Русские в Эстонии хотят остаться русскими // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 16 января 1993.

По сообщению ЭТА.

2.3.6. Марк Левин. Правительство в атаке // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 5 января 1993.

2.3.7. Члены «Отечества» встретились с представителями русской общины // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 7 января 1993.

По сообщению БНС.

2.3.8. Комиссия в Нарве // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 8 января 1993.

По сообщению ЭТА.

2.3.9. Гашков А. Верховный комиссар СБСЕ в Нарве и Кохтла-Ярве // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 15 января 1993.

2.3.10. Ходос А. «Исамаа» проявляет интерес к Нарве // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 19 января 1993.

2.3.11. 15 тысяч безработных. Официально // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 22 января 1993.

По сообщению БНС.

2.3.12. Ходос А. Северо-Восток за неделю // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 22 января 1993.

2.3.13. Ходос А. Жилье — коренной вопрос всякой военной доктрины // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 26 января 1993.

2.3.14. Заслужил. Получи // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 19 января 1993.

По сообщению ЭТА.

2.3.15. Российское гражданство просят более 27000 человек // Постимеэс. — Тарту, 1993. — 21 января 1993.

По сообщению ЭТА.

2.3.16. Бонч А. Три российских канала в Эстонии пока останутся // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1993. — 6 января 1993.