Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Вардкес ХАЧАТУРОВ

Азербайджан

в январе 1993 года

 

1.    ПАРТИЙНЫЕ НОВОСТИ

Видимо, сегодняшнее положение Азербайджана вызывает обеспокоенность некоторых лидеров политических партий республики, так, партия народной свободы Азербайджана предложила лидерам партии «Мусават», состоящей из представителей правящего Народного Фронта Азербайджана (НФА) и оппозиционной партии «Милли Истиглал» провести встречу для определения сфер сотрудничества и объединения усилий по укреплению независимости Азербайджана. И в связи с этим 7 января лидер партии «Милли Истиглал» Этибар Мамедов высказал мнение, что его партия всегда готова к переговорам с любой политической силой, и выразил недоверие руководству НФА, так как, по его словам, оно не раз нарушало достигнутые договоренности. Председатель партии «Мусават» спикер азербайджанского парламента Иса Гамбаров считает, что во встрече могут принять участие представители других оппозиционных партий.

В Баку по-прежнему преследуются оппозиционные политические активисты. Так, 4 января сотрудниками полиции был разогнан пикет профсоюзов «Туран», требующих освобождение арестованных 31 декабря активистов профсоюза и его руководителя Неймата Панахова, которые были арестованы за проведение пикета и осуждены на 15 суток, а также за разрешение проведения митингов и пикетов. С таким же требованием выступали рабочие завода им.Саттарханова на митинге, где начинал свою трудовую деятельность Наймат Панахов [1].

Назначенный на 24 января учредительный съезд Лезгинской демократической партии, на который должны были съехаться 500 делегатов лезгинских общин Азербайджана, Дагестана и России, не состоялся. За четыре дня до назначенной даты оргкомитету съезда было отказано в помещении администрацией театра юного зрителя, где должен был проходить съезд.

Причиной отказа была названа неисправность электропроводки. Однако администрация ТЮЗа не отменила назначенный на 23 января в том же зале съезд партии «Независимый Азербайджан» во главе с Низами Сулеймановым, бывшим кандидатом на пост президента республики [2], который недавно заявил о своей политической деятельности и выразил несогласие с переименованием азербайджанского языка в тюркский, что, по его мнению, принесет вред Азербайджану.

В начале января Меджлисом Азербайджана была принята отставка его председателя Арифа Гаджиева с просьбой, которой он обратился еще на 2 съезде НФА в связи с назначением его 6 мая 1992 года на должность госсовета. Его место в Меджлисе теперь занял тридцатилетний юрист Гуламгусейн Алиев, ранее занимавшийся в Народном Фронте правовой экспертизой [3].

2.    СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ

Указом президента от 12 января все исправительно-трудовые учреждения Азербайджана переходят под юрисдикцию министерства юстиции. И с этой целью при министерстве юстиции создается главное управление по исполнению решений суда. Министерству юстиции передают также подразделения внутренних войск и частей полиции, осуществляющих охрану заключенных. По мнению президента, этот шаг продиктован необходимостью гуманизации наказания заключенных и приведения системы исправительно-трудовых учреждений в соответствие с мировой практикой.

Чуть позже Милли Меджлисом был принят закон о приватизации, в соответствии с которым приватизация будет проходить поэтапно и исключительно на национальную валюту — манаты. За первые два года будут приватизироваться предприятия торговли, службы быта, малые и средние предприятия. Государственная собственность будет приватизироваться посредством аукционов и передачи акций трудовым коллективам безвозмездно. Иностранный капитал может составлять здесь не более 49% стоимости предприятия [4].

В структурах государственной власти Азербайджана по-прежнему нет единой позиции, в связи с чем была принята недавно (26 января) отставка премьер-министра Азербайджана Рахима Гусейнова по собственному желанию.

Отставка премьера была связана прежде всего с несогласием с проектом реорганизации исполнительной власти республики, подготовленных в недрах президентского аппарата и предусматривающего значительное ограничение прав кабинета министров.

По мнению заместителя председателя оппозиционной партии национальной независимости доктора экономических наук Назима Иманова, отставка премьер-министра свидетельствует о кризисе внутри исполнительной власти. По его мнению, президент по Конституции не имеет право принимать отставку главы кабинета — это исключительная прерогатива Национального собрания. Оценивая деятельность нынешнего правительства Н.Иманов отметил, что оно изначально не имело четкой программы выхода республики из кризиса, в результате чего по всем показателям ситуация усугубилась: национальный доход упал почти на треть, значительно снизился уровень производства [5].

Взамен Рахима Гусейнова, обязанности премьер-министра были возложены на первого вице-премьера, председателя Госкомитета по планированию Нли Масимова.

3.    БАКУ — НАХИЧЕВАНЬ

Противостояние между Баку и Нахичеванью по-прежнему остаются.

12 января на заседании Милли Меджлиса потребовал предоставить слово Эльман Джалилов, депутат Верховного Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики (НАР), советник президента НАР Гейдара Алиева. Э.Джалилов предъявил спикеру парламента Азербайджана Исе Гамбарову официальное письмо от Верховного Меджлиса НАР, согласно которому он назначен полномочным представителем Г.Алиева с правом выступать и подавать предложения. После представления ему слова Э.Джалилов обвинил Милли Меджлис в невнимании к заявлениям и решениям верховного органа власти автономной республики, в частности к постановлению Верховного Меджлиса НАР «О попытке переворота» и оценке деятельности НФ Нахичевани и к постановлению, в котором Милли Меджлис Азербайджана признается незаконным органом. По словам Э.Джалилова, последнее постановление следовало отвергнуть или принять и в последнем случае распустить Милли Меджлис. Последствием этого выступления Джалилова явился отказ признать его представители НАР в Милли Меджлисе на том основании, что соответствующее письмо оформлено юридически неправильно. Было решено не проводить обсуждения предложенных постановлений [6].

Не лучшим образом складывается в НАР с энергетической ситуацией. По словам Э.Джалилова, НАР получает только половину необходимой ей электроэнергии, 2/3 которой дает Иран. И в ближайшее время ожидаются дополнительные поставки энергии из Турции [7].

И в связи с экономическим кризисом в НАР президент Г.Алиев обратился к новому президенту США Биллу Клинтону с письменной просьбой оказания гуманитарной помощи НАР [8].

4.    ЛЕЗГИНСКАЯ ПРОБЛЕМА

19 января в Москве состоялась встреча председателя Госкомнаца Российской Федерации С.Шахрая с представителями лезгинскими национального движения «Садвал», которые высказались за предоставление их народу национально-территориальную автономию как в Дагестане, так и Азербайджане.

Лезгины, компактно проживающие на территории Дагестана и Азербайджана, оказались разделенными между двумя странами. К тому же лезгин не устраивает достигнутая договоренность между Москвой и Баку о прозрачности границ. Но при всем этом большую популярность у движения «Садвал» приобретает идея объединения лезгинских земель под эгидой России, наделившей северо-кавказские народы, в отличие от унитарного Азербайджана, правами автономий [9].

Промосковские настроения национального движения поставили в двусмысленное положение Россию, не желающую портить отношения ни с лезгинами, ни с Азербайджаном.

Любой вопрос, касающийся межнациональных отношений в России, должен сразу проявлять пристальное внимание политиков, занимающихся проблемами нации, с тем, чтобы не упустить из-под контроля ситуацию, которая могла бы создаться, и принять необходимые шаги и решения по предотвращению конфликтной ситуации в этих регионах.

Уходить от национальных проблем или решать их в односторонней и половинчатой форме было бы большой политической ошибкой, которая в будущем могла бы сулить большие трудности. В особо трудных ситуациях нужно вести диалог гибко, политически грамотно, и дипломатично с тем, чтобы не оттолкнуть от себя национальных лидеров и их движения. И ставить национальные интересы в России на уровень с государственными.

5.    ВОЙНА В КАРАБАХЕ

Во второй половине января национальная армия Азербайджана начала наступление на карабахском фронте в районе Лачинского коридора. Ожесточенные бои происходили на юге Лачинского коридора, где стратегически важные высоты переходили несколько раз из рук в руки. По данным информационно-аналитического центра министерства обороны Азербайджана. Азербайджанская сторона к 21 января 1993 года взяла под свой контроль населенные пункты Кармир и Чартар, а армянской стороной, в свою очередь, удалось сбить два азербайджанских истребителя, в то время, как азербайджанские силы ПВО сбили два вертолета противника [10].

По данным же армянской стороны, за последние три дня (19, 20, 21 января) азербайджанская авиация потеряла в Нагорном Карабахе 8 самолетов.

Судя по документам, найденным у погибших летчиков, среди них не было ни одного азербайджанца.

Один из сбитых над Карабахом летчик Анатолий Чистяков сообщил, что азербайджанское военное командование предлагает летчикам-наемникам использовать во время налетов химическое оружие для психологического эффекта и паники среди населения. Так же пленный летчик сообщил, что с начала января этого года Грузия продала Азербайджану два боевых самолета СУ-25 [11].

В Азербайджане был продлен срок призыва в армию до 8 февраля 1993 года. Такое решение, по данным военкома республики, было вызвано бойкотом представителями национальных меньшинств, не желающих посылать своих детей на войну [12]. Это вызывает определенные проблемы призыва в армию среди представителей других наций, не желающих участвовать в этой войне.

Борьба за Лачинский коридор по-прежнему продолжается. И недавний Указ президента Эльчибея, согласно которому в Лачинском районе объявляется мобилизация всех военнообязанных в возрасте от 18 до 40 лет, лишний раз подтверждает это.

Появление этого президентского указа, видимо, свидетельствует о кадровых проблемах в национальной армии. Лачинский район, занимающий стратегически важное положение, стал ареной самых ожесточенных за все время конфликта боев, и от того, какая из воюющих сторон утвердит свой контроль над Лачином, во многом будет зависеть исход Карабахской войны. Пока азербайджанской армии не удается вытеснить армянские силы самообороны из так называемого «лачинского коридора».

На карту поставлена сегодня политическая судьбы президента Эльчибея, который ясно понимает, что его судьба как политического деятеля решается в Нагорном Карабахе и Лачине. Если президент не выполнит к весне этого года (ожидается, что в мае состоятся парламентские выборы) своего предвыборного обещания «очистить за несколько месяцев Азербайджанскую территорию от неприятеля», то возглавляемый им Народный Фронт может потерпеть ощутимое поражение на выборах [13].

Карту боевых сражений на армяно-азербайджанской границе (из газеты «Daily коммерсант») [14] приведена в приложении.

6.    КАРАБАХ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ВОЕННЫЙ ФАКТОР

Новый год не принес пока каких-либо положительных изменений на карабахском фронте, и он по-прежнему считается сложным, напряженным и противоречивым.

Недавно, 4 января 1993 года, госсекретарь Азербайджана Панах Гусейнов (в системе государственной власти Азербайджана отсутствует должность вице-президента, госсекретарь по сути является вторым после президента Эльчибея государственным лицом, который непосредственно влияет на разработку внутренней и внешней политики Баку) заявил: «Карабахский конфликт будет решаться не в Москве и в Вашингтоне, а, по всей видимости, на поле брани». Также Панах Гусейнов на пресс-конференции в этот же день дал понять, что руководство Азербайджана связывает свои основные надежды на урегулирование конфликта не со странами Запада, а прежде всего с Турцией и Ираном, при помощи которых возможно решение Карабахского конфликта [15].

Надо также полагать, что в руководстве Азербайджанского правительства нет на сегодняшний день еще до конца четкой программы решения Карабахской проблемы.

Так министр иностранных дел Азербайджана Гасымов заявил обратное по вопросу урегулирования Карабахского конфликта, подчеркивая, что «США, Россия и Турция» должны выступить правовыми гарантами выполнения достигнутых договоренностей, прежде чем начнется переговорный процесс, так же, по его мнению, США, Россия и Турция могли бы сообща выработать механизм применения санкций по отношению к стороне, нарушающей в одностороннем порядке взятые на себя обязательства [16].

Война в Нагорном Карабахе создает многие проблемы по обмену заложников и военнопленных, которым не уделяют должного внимания. Так, представители Комитета солдатских матерей 12 января пикетировали президентский дворец, требуя внимания к судьбам их детей, а 15 января на заседании Милли Меджлиса было решено создать Государственную комиссию по проблемам заложников и военнопленных с участием министров обороны и внутренних дел и представителей власти из районов, расположенных в зоне боевых действий. С 21 января комиссия на основе Указа президента Эльчибея начала функционировать. Ее председателем был назначен заместитель министра национальной безопасности Н.Аббасов, его заместитель — старший советник отдела государства и права аппарата президента Искандер Байрамов. В комиссию вошли представители министерства обороны, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, здравоохранения, военной прокуратуры и Красного полумесяца Азербайджана, руководители местной исполнительной власти, Ходжалинского, Лачинского, Шушинского, Тертерского, Геранбойского, Кезабекского, Акстафинского, Кубатлинского, Казахского, Зангеланского, Джебраильского, Агдамского, Таузского, Физулинского и Кельбаджарского районов.

В ближайшие цели комиссии входит составление списков лиц, попавших в плен, в заложники или пропавших без вести; установление местонахождения этих лиц; подготовка и представление предложений по способам отыскания пропавших; подготовка соответствующего законодательного акта [17].

Передача военной техники Азербайджану Российской стороной продолжается. На сегодняшний день азербайджанским пограничникам переданы уже все заставы российского отряда и часть имущества, оговоренного межправительственными соглашениями, теперь государственную границу будет полностью контролировать азербайджанская сторона. Граница между Азербайджаном и Россией по-прежнему остается открытой, что создает прецедент проникновения в Россию перебежчиков из приграничной зоны.

7.    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Центр социальных исследований Азербайджана «Соргул» («Опрос») провел совместно с Башкирским институтом социального управления экспресс-опрос жителей Баку и Сумгаита с целью выявления в Азербайджане наиболее популярных политиков года и наиболее характерные для них черты.

1. Абульфас Эльчибей — 23,4%.

2. Искандер Гамидов — министр внутренних дел — 21,1%.

3. Этибар Мамедов — лидер ПННА — 13,6%.

4. Гейдар Алиев — президент НАР — 11,9%.

5. Рахим Газиев — министр обороны — 11,3%.

Участников опроса просили также указать наиболее важные проблемы, требующие безотлагательного решения.

1. Войну в Карабахе назвали 85% опрошенных.

2. Улучшение материального положения населения — 73,4%.

3. Установление порядка и законности 69,9%.

4. Проведение экономических реформ — 65,5%.

5. Демократизация общества — 37,5%.

Из этих данных [18] достаточно ясно видно, что основным вопросом в Азербайджане по-прежнему остается Карабахский, недалеко от него отстают и вопросы, касающиеся материального положения населения и законности, последние говорят, о высоком проценте беззаконности в республике, и на четвертом месте проведение экономических реформ. Надо полагать, что эти четыре фактора на сегодняшний день играют определяющую роль во внутриполитической жизни как Баку, так и Азербайджана в целом.

8.    АРМЕНИЯ — КАРАБАХ

Карабахская проблема под углом зрения Армении.

По мнению полномочного представителя президента Армении Давида Шахназаряна, проблема Карабаха состоит в том, что у азербайджанского руководства нет абсолютно никакого желания начать мирный процесс. Иное, кроме военного, решение проблемы оно не считает возможным, имея в виду тяжелую социально-экономическую ситуацию в Армении — результат ее многолетней блокады. Второй, очень важный, по оценке Шахназаряна, фактор — сегодня в высшем руководстве Азербайджана нет человека, способного принять самостоятельное решение: «У меня создалось впечатление, что Армения и Азербайджан недовольно медлительностью механизмов СБСЕ. Также Шахназарян обвинил Азербайджан в срыве принятых ими же договоренностей на высоком уровне. Руководство Азербайджана, по мнению представителя президента, не хочет не только политически признать Нагорный Карабах, но и как сторону конфликта. Но война, по его мнению, идет не с ветряными мельницами — Нагорный Карабах уже состоялся как самостоятельная военно-политическая единица. Однако Азербайджан считает, что нет никакого карабахского конфликта, есть армяно-азербайджанский, более того, готов пойти на даже на широкомасштабную войну с Арменией, чтобы растворить в ней Карабахскую проблему. Аргумент, который при этом приводится — Лачин, но Лачинский коридор был открыт карабахцами только в июне прошлого года, заявил Шахназарян. С кем же четыре года танками и авиацией боролся Азербайджан, если не с Карабахом? Азербайджанское руководство хочет в ходе «Минского» процесса добиться тех же преимуществ, которые получило бы после военной победы: одностороннего и полного разоружения Нагорного Карабаха немедленного признания законов, которая были приняты разными правительствами Азербайджана по Нагорному Карабаху, и беспрекословное подчинение всех карабахских армян Баку, лишения всех прав, всякой автономии. Руководство Азербайджана пытается решить проблему, отменив абсолютно все гражданские, политические, юридические права армян Карабаха и, более того, пытаясь полностью их оттуда депортировать.

В этом особенность конфликта и ее следствием стала и его особая жестокость и протяженность. Поэтому у населения НКР есть только одна гарантия безопасности — самооборона. Другие гарантии, по мнению представителя, могут появиться только после приостановки огня и начала мирного процесса [19].

9.    ВНЕШНИЕ СВЯЗИ

15 января правительственная делегация Азербайджана во главе с госсекретарем П.Гусейновым с трехдневным визитом отправилась в Германию. В результате этой встречи делегация обсудила размеры гуманитарной помощи, кредитов, а также обсуждена потребность в новом оборудовании для предприятий, строящихся в Азербайджане совместно с Германией [20].

10.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ АЗЕРБАЙДЖАНА С ТУРЦИЕЙ И ИРАНОМ

Находящийся с недельным визитом в Анкаре президент Азербайджанской нефтяной компании «Азнефть» Сабит Багиров завил 12 января, что достигнута договоренность о создании совместного предприятия с Турецкой государственной нефтеперерабатывающей корпорацией (ТРАО). Цель этого предприятия, которое по-сути будет оставаться крупнейшим межгосударственным концерном, заключается в совместной добыче нефти в каспийских месторождениях Азербайджана. Добытая нефть будет затем транспортироваться в третьи страны через среднеазиатские порты Турции, что, по мнению Багирова, более выгодно в сравнении с использованием иранских портов в Персидском заливе или грузинских на Черноморском побережье.

Слова Багирова вовсе не означают, что Азербайджан отказывается от сотрудничества с Ираном в нефтяных отраслях. Но при этом Азербайджан рассчитывает продавать Ирану продукты нефтепереработки. В начале 1993 года между азербайджанской и иранской государственными нефтяными компаниями был заключен контракт, согласно которому Азербайджан в течение 8 лет (с 1993 года по 2001 год) будет поставлять Ирану дизельное топливо в количестве 100 тыс. тонн в год в обмен на 250 млн.куб.м природного газа в год. Все взаиморасчеты будут производиться на основе мировых цен. В настоящее время Иран считается крупнейшим внешнеэкономическим партнером Азербайджана (без учета государств СНГ) объемы торговли между двумя странами за прошлый год составил 400 млн. долларов США, при положительном сальдо Азербайджана примерно в 100 млн. долларов США [21].

11.    РЕЛИГИЯ

В Баку за последнее время повышается роль религии в общественной жизни интеллигенции и правительства, так 170 мусульман-паломников отправились из Баку в город Кербелу (Ирак), где по преданию был убит один из основоположников шиизма Али — зять пророка Мухаммеда. Все расходы на себя взяло правительство Азербайджана.

15 января в Баку проходила научная конференция на тему «Государство и религия», в которой участвовали ученые азербайджана и Турции. На конференцию были также приглашены религиозные деятели, главы и советники дипломатических представительств в Азербайджане, США, России, Турции, Ирана [22].

Источники

1. Экспресс-хроника.— 1993.— №2.

2. Экспресс-хроника.— 1993.— №4.

3. Экспресс-хроника.— 1993.— №1.

4. Экспресс-хроника.— 1993.— 12 января 1993.

5. Мехтиев А. Отставка премьер-министра // Независимая газета.— 1993.— 28 января 1993.

6. Экспресс-хроника.— 1993.— 12 января 1993.

7. Экспресс-хроника.— 1993.— №4.

8. Там же.

9. Скляров С. Лезгины хотят объединиться в России // Daily Коммерсант.— 1993.— 20 января 1993.

10. Мехтиев А. Бои в Нагорном Карабахе // Независимая газета.— 1993.— 22 января 1993.

11. Там же.

12. Экспресс-хроника.— 1993.— №4.

13. Мехтиев А. В Лачинском районе — мобилизация // Независимая газета.— 1993.— 27 января 1993.

14. Обстановка на армяно-азербайджанской границе // Daily Коммерсант.— 1993.— 19 января 1993.

15. Мехтиев А. Карабахский конфликт будет решаться на поле брани // Независимая газета.— 1993.— 12 января 1993.

16. Мехтиев А. Азербайджан // Независимая газета.— 1993.— 12 января 1993.

17. Экспресс-хроника.— 1993.— №4.

18. Экспресс-хроника.— 1993.— 12 января 1993.

19. Минасян Л. Нагорный Карабах // Независимая газета.— 1993.— 15 января 1993.

20. Экспресс-хроника.— 1993.— 12 января 1993.

21. Цехмистренко С. Турция и Иран укрепили экономические позиции в Азербайджане и Казахстане // Daily Коммерсант.— 1993.— 15 января 1993.

22. Экспресс-хроника.— 1993.— №3.