Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Армен ХАЛАТЯН

Армения

в январе 1993 года

Зима 1992-1993 гг. характеризуется для Армянской республики относительным затишьем на Карабахском фронте и отчаянными попытками прорвать блокаду, поставившую Армению на грань социально-экономической катастрофы.

1.    БЛОКАДА

Армения подвергается блокаде со стороны Азербайджана (с небольшими перерывами), начиная с января 1989 года. Однако это не оказывало решающего влияния на ее экономику и социально-политическую ситуацию.

Ныне же проблема прорыва блокады, даже по сравнению с военными вопросами, выдвинулась на первый план. В своем обращении в ООН, к мировым лидерам и главам стран СНГ 10 декабря 1992 года президент Республики Армении Л.Тер-Петросян объявил республику «зоной бедствия» и признал, что «в случае провала попыток открыть со стороны Турции и, если возможно, Грузии один-два гуманитарных коридора, этой зимой произойдет катастрофа» [1].

Можно назвать три взаимосвязанные причины, поставившие эту проблему в разряд первоочередных:

1) никогда ранее блокада Армении не была столь длительной и столь тотальной;

2) республика, достаточно хорошо подготовлена к боевым действиям, и удерживающая инициативу в Карабахской войне (о чем в следующем разделе), оказалась экономически весьма уязвимой;

3) кризис в экономике, обвальное падение уровня жизни населения, ухудшение экономической обстановки чреваты политической нестабильностью и грозят свести на нет все усилия (в том числе и военные) по удержанию Карабаха и сохранению самой независимости Армении.

1.1.       Тотальность...

Армения граничит с Грузией, Азербайджаном, Турцией и Ираном. Имеет железнодорожные пути в Грузию (далее в Россию), в Азербайджан (далее в Россию и в Иран), в Турцию.

Автомобильные дороги в Грузию, Азербайджан и Турцию.

В августе 1992 года из-за войны в Абхазии была перерезана единственная функционировавшая до этого времени «железнодорожная ветка, соединяющая Армению с Россией. Другая, проходящая через Баку, блокировалась Азербайджаном, начиная с 1989 года (с перерывами, а с 1991 года постоянно). «Грузинская» ветка ранее также неоднократно перекрывалась из-за террористических актов оппозиционных Грузинскому правительству группировок, пикетов, боевых действий во время гражданской войны зимой 1991-1992 гг. Однако эти события все-таки носили более кратковременный характер. Нынешняя же война длится пятый месяц, и столько же, а именно с 14 августа 1992 года не функционирует железная дорога.

Турецкая территория остается закрытой для транзита грузов в Армению и из нее. Правда, Турция поставляет в Армению зерно, которое затем будет возмещено Турции Европейским сообществом [2].

Это один из факторов, который помогает избежать голода в республике, с тех пор как осенью 1992 года в Армении иссякли запасы муки и она столкнулась с проблемой доставки зерна из России в условиях блокады. Уже несколько месяцев обсуждается вопрос поставки в Армению электроэнергии из Турции. До сих пор энергия еще не поступила. Турецкая сторона объясняет это техническими препятствиями, которые она рассчитывает преодолеть в ближайшее время [2].

С Ираном в конце 1992 года достигнута договоренность о транзите российского топлива через Каспийские порты Ирана в Армению, об активизации строительства моста через реку Аракс на границе двух государств. Однако будут ли выполняться эти соглашения, неясно. До сих пор практически ни одно соглашение между Арменией и Ираном не выяснялось по вине Иранской стороны [3].

Таким образом, в настоящее время Армения может рассчитывать только на возможность транзита грузов по автомобильным дорогам через Грузию и далее (через порт Балтии и по военно-грузинской дороге) в Россию, а также на использование авиации.

Основные оговорки в использовании наземных путей следующие:

— Военно-грузинская дорога (по причине той же Абхазской войны) является единственной артерией, напрямую связывающей Грузию с Россией. (Еще есть путь в объезд через каспийское побережье Азербайджана), и приоритет в ее использовании отдается отнюдь не Армении;

— еще при З.Гамсахурдия под девизом «Грузия — не проходной двор» началась конфискация основной части транзитных грузов, при этом возмещается их денежный эквивалент [1];

— грабежом занимаются также различные мафиозные группировки, неконтролируемые правительством Грузии [1].

1.2.       Уязвимость...

В то же время жизнеобеспечение республики весьма зависимо от внешних источников, что, впрочем, закономерно, так как Армения была частью единого экономического пространства СССР.

Основные причины «экономической уязвимости» Армении — это отсутствие собственных источников топлива и малое количество посевных площадей, позволяющих обеспечить только 30% необходимого республике количества хлеба [1]. Минимальное же количество необходимого топлива для поддержания жизни в республике составляет: 150 тонн бензина и 12 млн.куб.м. газа [1].

В советское время существовало две нити газопровода, по которым производилось снабжение Армении газом. Одна была протянута из Азербайджана, другая через Грузию из России. Последние 2 года действует только «грузинская» нитка, а после августа 1992 года она стала практически единственным топливным источником для Республики (с 14 августа в Армению не поступал мазут) [1]. Армения получает газ из Туркмении в обмен на армянские товары, но ввиду того, что газопровод проходит по территории Грузии, было договорено, что часть газа будет поступать ей [4].

Однако, Грузия все это время превышала свою квоту, забирая себе до 70% и более [1].

В среднем, в начале января вместо положенных 7 млн.куб.м газа Армения получала ежедневно 4-4,3 млн.куб.м [5,6]. Переговоры с Тбилиси не изменили этого положения. 10 января руководство Армении заявило, что намерено оплачивать Туркменский газ, исходя из количества поступлений его в республику [6].

Ситуация еще больше ухудшилась, когда 23 января в Марнеульском районе Грузии (заселенном преимущественно азербайджанцами) было взорвано 5 опор моста через реку Храм, по которому был протянут газопровод и поврежден 300-метровый его участок [7]. Армянское правительство расценило это как террористический акт Азербайджана [8]. На место аварии немедленно выехала армянская ракетная бригада, которая работает вместе со специалистами концерна «Газпром». В настоящее время (1 января) удалось по временной нитке осуществить подачу газа (4 млн.куб.м в день) в Ереван. Грузинские власти обязались также возместить часть разворованного в последнее время газа мазутом, однако состав с мазутом, отправившийся в путь 27 января, по состоянию на 1 февраля еще не пересек границу Армении [9].

Важность поставок газа в республику обусловлена еще и тем, что ввиду отсутствия мазута он используется для выработки электроэнергии, которой также катастрофически не хватает.

До 1989 года электричество вырабатывалось в Армении гидрокаскадом на реке Раздан, ТЭЦ и АЭС. Мощности АЭС покрывали все потребности Армении с избытком, однако после разрушительного землетрясения в декабре 1988 года под давлением «зеленых» она была закрыта.

После этого республика была вынуждена перейти к нормированию потребления электроэнергии.

Однако мощностей ТЭЦ, работавших на мазуте, в целом хватало, чтобы поддерживать достаточный уровень потребления электричества. Так еще в мае 1992 года электроэнергия подавалась в дома в течение 22-х часов в сутки, в октябре норма уже была снижена до 12 часов, в январе до 8 часов. После взрыва газопровода, некоторое время электричество вообще не подавалось, а в настоящее время подается лишь на 1-2 часа в сутки [9]. Возможности же гидрокаскада весьма ограничены. При максимальной загрузке (что означает спуск воды озера Севан, из которой берет начало река Раздан) он способен вырабатывать лишь 12 млн.квт.час, что менее 15% необходимого качества [7].

Все эти факторы, а также другие, о которых будет говориться дальше, способны объяснить тяжелейшую социально-экономическую ситуацию, в которой сейчас оказались Республика Армения.

1.3.       Кризис...

Выступая в парламенте 17 декабря 1992 года президент Армении Л.Тер-Петросян сказал, что за год уровень производства в республике сократился на 50%. Это вызвано, по мнению президента, двумя причинами. Первая — традиционная для всех республик бывшего союза, связанная с неподготовленностью к переходу к рыночным отношениям.

Вторая — транспортно-энергетическая блокада Армении. Падение могло бы быть большим, если бы не развитие внутриреспубликанской кооперации, позволившее сдержать уровень падения на 50% отметке, сказал Л.Тер-Петросян [10].

Однако за истекшие после этого полтора месяца ситуация продолжала ухудшаться.

По состоянию на 15 января в Армении из 400 промышленных предприятий работало лишь 3. Это заводы: «Армэлектро», «Наири» и ювелирный завод. Правительство намеревалось возобновить работу ряда важнейших предприятий. 11 января, однако, из-за топливно-энергетического кризиса срок был продлен до 1 февраля [11]. Но после взрыва газопровода (23 января) ситуация еще более осложнилась. На экстренном совместном заседании Совета министров и президиума Верховного Совета (ВС) Л.Тер-Петросян предложил ввести в Армении чрезвычайное положение. Предложение было по настоянию оппозиции отклонено, хотя все работающие структуры республики фактически работают в режиме чрезвычайного положения [7].

В конце января до 1 февраля, в течение 4-х дней, парламент Армении обсуждал социально-экономическую программу, предложенную кабинетом Хосрова Арутюняна, пока не выяснилось, что сам премьер не вполне согласен с ее положениями. Президент отправил Х.Арутюняна в отставку и пообещал, что через неделю будет сформирован новый кабинет, который уже через месяц представит на обсуждение парламента новую программу. И.о. премьер-министра назначен министр экономики республики, вице-премьер Г.Багратян [12, 13].

Между тем ситуация остается тяжелой. Уровень жизни населения упал катастрофически. Если оценивать в денежном выражении, то при сопоставимых с московскими ценами, минимальная зарплата с 14 января 1993 года составляет 2000 руб [14]. Учитывая, что практически все население республики в настоящее время не работает, эта же цифра может служить показателем среднемесячного дохода на одного человека. Однако более существенен учет «неденежных» показателей уровня жизни.

Так, в Ереване нет отопления, не освещаются улицы, периодически из-за отсутствия электричества останавливается метро, по этой же причине не действует большая часть АТС [15]. Нормировано потребление хлеба (250 г в день). Практически бездействует транспорт. Необычайно суровая зима (на протяжении нескольких недель температура держится на уровне 15-17 градусов мороза) и отсутствие основных источников обогрева (газа, электричества) побудило многих ереванцев перейти на печное отопление (железные печи), что привело к массовым вырубкам деревьев в парках и садах города. По данным комитета по экологии и природным ресурсам парламента Армении, в столице вырублено уже более миллиона деревьев. В таких условиях горожане вынуждены выбрасывать на улицу домашних животных. Уже отмечено несколько случаев нападения собак на людей (два случая со смертельным исходом). В связи с возможным ухудшением ситуации власти города приняли решение об отстреле животных [15].

Экономический кризис, поразивший Армению чреват также и экологической катастрофой.

1. Нехватка электричества вынуждает усилить мощности гидрокаскада на реке Раздан, путем отпуска воды из озера Севан. В свое время (середина 80-х годов) гибель озера была остановлена постройкой тоннеля Арпа-Севан, перебросившего воды реки Арпа в озеро и позволившего повысить уровень воды в нем.

2. Вырубка деревьев обернется угрожающими последствиями для Еревана летом, когда температура поднимется до +40 градусов и он окажется открытым пыльным ветрам.

3. И главное, топливно-энергетический кризис вынуждает правительство Армении приступить к расконсервированию атомной электростанции при том, что большинство населения будет поддерживать этот шаг, как неизбежный (как поддержал открытие в 1990 году химического завода Наирит, закрытого годом раньше из тех же экологических соображений). Президент Л.Тер-Петросян в конце января заявил, что берет на себя ответственность за расконсервирование АЭС в течение ближайших 6 месяцев, а не трех лет, как планировалось ранее. Работающая в сейсмической зоне АЭС несомненно представляет угрозу для всего региона. По мнению вице-президента Всемирного банка Энтони Черчилля, реакторы типа ВВЭР-440, аналогичные армянским, не могут быть доведены до безопасного состояния и должны быть закрыты [16].

Однако и неработающая АЭС также представляет угрозу экономической обстановке. Два реактора, законсервированные в 1989 году, остались (после взрыва газопровода) без электричества, необходимого для охлаждения активной зоны и хранилища отработанного топлива и выброса радиоактивных веществ [16].

Дальнейшее углубление кризиса может подорвать все усилия по строительству независимого Армянского государства.

Наиболее угрожающими последствиями могут стать паралич власти и анархия. Неспособность правительства к эффективным действиям может подорвать у большей части населения веру в возможность «выхода из кризиса сообща», что приведет к оттоку ее в другие регионы на заработки или просто к эмиграции. Понятно, что подобные процессы угрожают обороноспособности и самой жизнеобеспеченности республики. Задача преодоления кризиса становится первоочередной.

1.4.       Но...

Промышленный и интеллектуальный потенциал республики еще весьма высок. Главные отрасли промышленности: машиностроение (станкостроение, приборостроение, электротехника) и химическая промышленность (производство синтетического каучука, синтетических смол и пластических масс) [17]. Ряд химических производств имеют уникальную для бывшего СССР значение (информация не проверена).

В Армении находится ряд крупных НИИ, связанных в прошлом с ВПК, так же, например, как институт математических машин, физический институт.

Экономика республики несмотря на все трудности продолжала функционировать. Выступая в парламенте 17 декабря 1992 года президент Л.Тер-Петросян сообщил, что в республике завершена программа «Металлургия», которая позволит увеличить в 1993 году добычу цветных металлов, началась добыча золота [10].

Блокада, таким образом, является не только препятствием для ввода в республику энергоносителей, но и мешает вывозу готовой продукции из Армении в Россию и другие страны СНГ.

В январе были предприняты новые попытки прорыва и ослабления блокады. 10 января президент Армении Л.Тер-Петросян вылетел в Москву, где имел рабочую встречу с Б.Ельциным. По сообщению пресс-секретаря президента Армении Р.Шугаряна, стороны договорились о поставках грузов в Армению через порт Батуми, обсуждали идею переброски грузов через Каспий и Иран. Армении было представлено в арену несколько российских военно-транспортных самолетов [18]. 11 января состоялась встреча Л.Тер-Петросяна с премьер-министром Российской Федерации В.Черномырдиным, где также обсуждались вопросы о доставке в Армению энергоносителей, предоставления республике технических кредитов и оказания помощи в восстановительных работах в зоне землетрясения [6].

Армения продолжала добиваться от Турции поставок электроэнергии, предупреждая о последствиях расконсервирования АЭС.

В Армении продолжается экономическая реформа. В 1991 году закончилась приватизация земли, а в 1993 году планируется осуществить приватизацию предприятий легкой и перерабатывающей промышленности. Руководство республики подчеркивает, что даже если реформы будут сворачиваться в России, в Армении они будут продолжаться [10].

Примечательно, что несмотря на тяжелейшую ситуацию со снабжением населения самым необходимым продолжает функционировать коммерческая торговля и пока не зафиксировано случаев разграбления ларьков.

В социальном плане ситуация продолжает оставаться стабильной и управляемой.

2.    АРМЕНИЯ И ВОЙНА В КАРАБАХЕ

2.1.       Официально Армения не признает себя в качестве воюющей стороны в Карабахской войне. Руководство Армении не признало Нагорно-Карабахской республики (НКР) и всячески подчеркивает лишь свою «союзническую» позицию борьбе Карабахского народа

Несомненно, НКР не является фикцией. Она образована на основе референдума всего населения области, имеет собственные органы управления (в которых большинство занимают оппозиционные правящему в Армении Армянскому общенациональному движению, партия «Дашнакцютюн») и свои собственные вооруженные силы.

То, что республике удается активно поддерживая карабахцев удержаться от непосредственного включения Армении в войну, вовлечения в нее всех ее материальных и людских ресурсов и при этом удерживать паритет с Азербайджаном, является несомненным достижением военной политики.

Сознание относительной безопасности и отдаленности войны, которое наблюдается среди населения Еревана и других районов, не граничащих с Азербайджаном, создает у него уверенность в том, что у Армении есть еще запас прочности и следовательно она еще не подошла к последнему рубежу, когда надо будет вести «последний и решительный бой» за выживание.

Однако фактически к нынешнему времени образовался единый фронт боевых действий, проходящий по границе Армении с Азербайджаном и районами Карабаха, контролируемыми армянами. Одновременно само существование армянского населения Карабаха стало зависеть практически исключительно от поставок продовольствия, медикаментов и прочих продуктов из Армении. Карабах, являясь передовым рубежом сопротивления Азербайджанской экспансии, снабжается в первоочередном порядке. По данным агентства «PRO ARMENIA», энергетический кризис в Армении на НКР не сказался.

По сообщению руководителя департамента информации и печати НКР Марселя Петросяна, на 30-60 процентов своей мощности работают предприятия: швейная и обувная фабрика, конденсаторный и электротехнический заводы. Совет министров республики подготовил решение о повышении зарплаты, пенсий и других социальных выплат в 1,6 раза, по которому минимальная заработная плата будет составлять 3 тысячи рублей [9].

Но в случае, если Азербайджану удастся перерезать Лачинский коридор, связывающий НКР с Арменией, Карабах окажется в гораздо более худшей ситуации, чем Армения сейчас.

2.2.       Военные действия

После ухода российских войск из Карабаха инициатива в военных действиях была захвачена армянской стороной, что отвечало широко бытовавшему в Армении мнению, что центр на деле помогал Азербайджану и этим только объясняются его военные успехи в прошлом, в частности, в операциях по очистке от армян сел Геташен, Азат и др. в мае-сентябре 1991 года.

Важнейшими военными успехами армянских сил можно считать захват в мае 1992 года городов Шуши и Лачин.

Г.Шуши, находившийся в 5 км от Степанакерта является самым крупным и наиболее укрепленным пунктом Азербайджанских войск в Карабахе. Последние месяцы перед его падением оттуда велись интенсивные обстрелы Степанакерта (Шуши географически находится выше столицы Карабаха). Г.Лачин — единственный азербайджанский населенный пункт, находящийся на пути, соединяющем Армению с Карабахом. После того, как из-за активности азарбайджанской авиации и ПВО осложнились полеты вертолетов в НКР, сухопутный путь связи окажется для Армении единственно возможным.

Почему Азербайджан смог упустить также важные стратегические пункты (причем Шуши, практически без боя)? Возможны несколько причин:

1. Нестабильная ситуация в Азербайджане в то время. Поражения в войне играли на руку НФА в его борьбе против Муталибова.

2. Азербайджан рассчитывал, что через Лачинский коридор хлынет поток беженцев в Армению и таким образом это объективно ускорит выполнение главной цели Баку — очистить Нагорный Карабах от армян.

3. Пропагандируемый эффект. Захват Лачина позволяет Азербайджан обвинять Армению в агрессии и использовать жупел «армянской военной мощи» в достижении целей внутренней политики.

4. Переход Шуши и Лачина под контроль армянских сил объективно соответствует «плану Гоббла». Здесь необходимы пояснения.

2.2.1.      План Гоббла

По плану мирного урегулирования Карабахской проблемы американского сенатора Гоббла, Армения и Азербайджан смогут достичь мира лишь обменявшись спорными территориями. Азербайджан передаст Армении НКАО (с Лачинским коридором) за исключением районов, где берут начало реки, снабжающие Азербайджан питьевой водой, а Армения передает Зангезур (область Армении, граничащая с Ираном), за что получает мир, а также в качестве награды возможность использовать турецкие порты и коммуникации для транзита.

Понятно, что отдав Зангезур, Армения лишается нынешнего хоть и слабого, но все же рычага внешней политики — возможности играть на противоречиях Ирана с Турцией и Азербайджаном, а также возможности давить на Нахичевань и быть препятствием прямой связи Турции с Азербайджаном.

Турция же, получив коридор в тюркоязычные регионы бывшего СССР, может еще более усилить здесь свое влияние, оттеснив конкурентный Иран и серьезно потеснив Россию. Россия также лишается возможности проводить самостоятельную эффективную внешнюю политику на Кавказе и выхода на Ближний Восток с помощью Армении и использования вышеупомянутых противоречий, и оказывается задвинутой далеко на север.

США имеют здесь интерес в том, что усиливается их союзник по НАТО, а злейший враг — Иран — теряет позиции. План с восторгом встречен в Турции и Азербайджане. Однако он не принят администрацией США в качестве руководящего документа в подходе к Карабахской проблеме, и вопросами его пропаганды занимается лично сенатор Гоббл [19].

 

В августе-сентябре Азербайджан предпринял массированное наступление в НКР, отвоевав Шаумяновский и Мардакертский районы. Перехватить инициативу ему удалось благодаря тому, что Баку раньше, чем Еревану, были переданы вооружения и техника бывших советских частей, дислоцированных в республиках. Существуют данные, что несмотря на то, что у всех трех закавказских республик была единая квота на получение техники, по ряду пунктов у Азербайджана образовалось значительное превышение [20].

К осени ситуация стабилизировалась и с тех пор значительных изменений в стратегической обстановке не произошло.

В январе в Карабахе царило относительное затишье. Некоторая активизация боевых действий в Аскеранском, Мардакертском, Гадрутском районах НКР, в зоне Лачинского коридора наблюдалась с 15 по 25 января.

Армянские источники 14 января сообщили о четырех самолетах Азербайджана, сбитых над территорией НКР и Армении [14]. По поводу самолета, сбитого в Армении, поступала противоречивая информация. Через несколько дней было сообщено, что это был перебежчик, который угнал самолет в Армению и благополучно приземлился в аэропорту Звартноц Еревана [21].

Информация о сбитых самолетах над НКР подтверждалась именами двух из четырех летчиков, погибших под обломками: капитана Плотникова Алексея Юрьевича и майора Чистякова Анатолия Георгиевича [22].

Один русский летчик, воевавший на стороне Азербайджана был захвачен в плен и рассказал, что тот обладает химическим оружием и ему предлагали сбросить бомбу, начиненную химическими веществами на Степанакерт, но он отказался [23].

По данным НКР, Азербайджан к 20 января потерял уже 23 боевых самолета [24].

2.2.2.      Военное строительство

В октябре 1992 года был объявлен призыв новобранцев в соответствии со старыми советскими законами теперь уже в армянскую армию. Одновременно был объявлен призыв офицеров запаса. При этом разъяснялось, что офицеры призываются не для отправки на Карабахский фронт, а для заполнения вакантных должностей в частях бывшей Советской Армии после ухода оттуда российских офицеров. Младшим офицерам гарантировалась зарплата от 10 тыс. руб(что является очень высокой для Армении, где средняя зарплата 1,5 тыс. руб.) и нормальные условия службы, например, возможность приезжать ночевать домой, а не в казарме.

По характеристике министра обороны Армении Вазгена Манукяна, назначенного на этот пост в конце ноября, на конец года «формирование национальной армии идет нормально, костяк подразделений, укомплектованных на контрактной основе, составят бойцы фидаинских отрядов, имеющих боевой опыт [4].

Армия хорошо вооружена и подготовлена к зиме, в казармах будет достаточно тепла, хлеба, света.» Однако, указал министр, есть недостаток боеприпасов, но часть из недостающего можно будет произвести в Армении, обладающей мощным ВПК [4].

20 декабря Министерство обороны Армении распространило обращение к военнослужащим, армянам по национальности, находящимся на воинской службе в России и других странах СНГ, с предложением вернуться в Армению и продолжить службу в республике. При этом гарантируется зарплата не ниже той, что они получают в России и немедленное предоставление квартир. В первую очередь обращение относится к офицерам, летчикам и специалистам ПВО [25].

По данным Министерства обороны, в России и других странах СНГ находится около 5 тыс. военнослужащих выходцев из Армении [26].

2.3.       Миротворческие усилия

Мирный процесс в рамках СБСЕ не дает никаких результатов. Переговоры в Стокгольме завершились 22 декабря и ни к чему не привели. Как считает представитель президента Армении Давид Шахназарян, они не могли дать результата, так как СБСЕ не отвечает нынешним реалиям, у него нет механизма реализации политических решений [27].

24 января председатель Минской группы СБСЕ по Нагорному Карабаху Марио Рафаэли прибыл в Ереван, где встретился с Л.Тер-Петросяном. Президент Армении заявил, что Армения согласна на прекращение огня без предварительных условий. В случае, если азербайджан будет настаивать на выполнении своих предварительных требований, то тогда должны быть выполнены и предварительные условия Нагорного Карабаха.

Азербайджан же, который не признает НКР в качестве стороны конфликта, настаивает на своих предварительных условиях: освобождение Лачинского района от армянских частей и объявление о прекращении огня на 120 дней [28], что было заявлено прибывшему туда 29 января М.Рафаэли.

Сенсацией в общественной жизни Армении стала поездка депутата армянского парламента Ашота Блеяна в Баку с миротворческой миссией. По возвращении он вместе со своим единомышленником К.Сардаряном объявили о создании общественной организации «Новый путь», которая ставит целью мирное урегулирование карабахского конфликта, постепенную переориентацию общественного мнения и продолжение милитаристских тенденций. Исходя из того, что дальнейшее продолжение вооруженного противостояния может привести к потере независимости обеими республиками организация призывает стороны отказаться от взаимных претензий и приступить к двусторонним переговорам без посредников (посредники всегда преследуют свои собственные цепи) [29].

Ашот Блеян совершил также поездку по приграничным с Азербайджаном районам Армении и сказал, что вынес из нее впечатления, подтверждающее его мнение: люди устали от войны и хотят мира.

Министр обороны Армении Вазген Манукян заявил по поводу действий А.Блеяна, что «впредь намерен искоренять пораженческие настроения» [4], реакция других деятелей республики была более сдержанной.

Разнообразные конференции и «круглые столы», посвященные Карабахской проблеме, не могли оказать существенного влияния на ее решение.

Один из подобных «круглых столов» проходил в конце января в Афинах: «Нагорный Карабах. Факты и перспективы». На нем присутствовало около 400 человек, в том числе представители посольств Ирана, России, Великобритании, Франции и Египта. В качестве варианта решения Карабахского конфликта присутствовавший там член парламента Армении Сейран Багдасарян предложил установление временного особого статуса территории Карабаха под международной юрисдикцией и ввод туда войск ООН или коалиции европейских государств [15].

Источники

1. Минасян Л. Армения перед угрозой катастрофы // Независимая газета.— 1992.— 11 декабря 1992.

2. Мехтиев А. Сотрудничество — залог стабильности (интервью чрезвычайного и полномочного посла Турции в России Волкана Вурала) // Независимая газета.— 1993.— 2 февраля 1993.

3. Армения хочет прорвать блокаду // Независимая газета.— 1992.—30 декабря 1992.

4. Ханбабаян А [Материал] // Независимая газета.— 1992.— 1 декабря 1992.

5. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1993.— 8 января 1993.

6. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1993.— 11 января 1993.

7. Ханбабаян А. Минасян Л. Чрезвычайное положение не введено // Независимая газета.— 1993.— 26 января 1993.

8. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1993.— 24 января 1993.

9. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1993.— 1 февраля 1993.

10. Новая Конституция почти готова // Независимая газета.— 1992.— 18 декабря 1992.

11. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1993.— 15 января 1993.

12. Ханбабаян А. Премьер-министр отправлен в отставку // Независимая газета.— 1993.— 3 февраля 1993.

13. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1993.— 2 февраля 1993.

14. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1993.— 14 января 1993.

15. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1993.— 31 января 1993.

16. «Гринпис» предупреждает, и как всегда, о неприятностях // Независимая газета.— 1993.— 3 февраля 1993.

17. Армения // Большая советская энциклопедия.— Т [«СССР»].— 3 изд.

18. Коконенко В. Рабочая встреча Б.Ельцина и Л.Тер-Петросяна // Известия.— 1993.— 10 января 1993.

19. Геополитика и кровь Карабаха // Московские новости.— 1992.— Апрель.

20. Лолишвили Г. Военное присутствие России в Закавказье // Независимая газета.— 1992.— 11 декабря 1992.

21. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1993.— 23 января 1993.

22. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1993.— 16 января 1993.

23. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1993.— 22 января 1993.

24. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1993.— 20 января 1993.

25. Независимая газета.— 1992.— 22 декабря 1992.

26. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1992.— 27 декабря 1992.

27. Ханбабян А [Материал] // Независимая газета.— 1992.— 23 декабря 1992.

28. PRO ARMENIA, Ежедневный бюллетень.— 1993.— 30 января 1993.

29. Ханбабян А. Карбахский вопрос: возможен новый путь? // Независимая газета.— 1992.— 3 декабря 1992.