Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Игорь Егоров

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в апреле 1996 года

1.    РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВЛАСТИ

1.1.    Пятая сессия Государственного Совета Удмуртии

9 апреля открылась пятая сессия Государственного Совета Удмуртской Республики, которая среди сорока одного вопроса повестки рассмотрела проекты законов "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”, "О разграничении государственной собственности Удмуртской Республики", "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике".

В комплексе эти документы составляют правовую основу реформы политической системы Удмуртской Республики, начало которой положил Закон "О системе органов государственной власти Удмуртской Республики”, принятый на пятой сессии Госсовета. Закон был принят за основу поименным голосованием без использования электронной системы голосования (каждый депутат вставал и громко говорил о своей позиции по этому вопросу - "за" он или "против"), в итоге - 78 -"за" и 7 "против" при пяти воздержавшихся. Такое соотношение голосов, в среднем 70 против 10, сохранялось на протяжении всего рассмотрения законопроекта. Закон был принят в целом и вступил в действие после его опубликования 27 апреля в газете "Известия Удмуртской Республики".

1.2.    Обстоятельства принятия закона “О системе органов государственной власти УР”

В ходе сессии несколько раз отказывалась работать электронная система голосования, и депутатам приходилось не раз переголосовывать, усомнившись в правильности итогов. Несколько раз народные избранники были вынуждены даже прибегать к "дедовским" способам принятия парламентских решений, поднимая счетчиков и голосуя карточками для электронного голосования. Но каждый раз работа сессии продолжалась, принимались законы и решения... В какое-то время у депутатов появилось даже некоторое равнодушие к происходящему. Один из них на одном из заседаний даже демонстративно удалился на галерку, а после того, как председательствующий спросил, почему коллега не принимает участие в работе, депутат сказал, что попросил коллегу нажимать за него кнопки... По залу прошел ироничный смешок.

И еще. После принятия проекта за основу председатель парламента Александр Волков выступил с речью, фрагмент которой в публикации газеты "АИФ Удмуртии" выглядит следующим образом:

"...Какие же мы все фарисеи, говорим о народе, а как защищаем интересы? Мы пришли в Госсовет как государевы люди, а что сделали, чтобы поправить ситуацию? Почему великая держава за пять лет стала нищей и убогой? Мы лишились стержня - сильной власти, которая нужна для защиты обездоленных, защиты державы. Киваем на Америку, Страсбург. А что в этой паршивой Америке? Никакой защиты нормальному человеку. Но мы еще не все потеряли. Сильная власть нужна не лично Волкову, она нужна республике. Да, меня сегодня больше устраивает положение у наших соседей (Татарстан? -И.Е.), но не потому, что они лучше живут, а потому, что они подчинены одной идее.

У кого-то затряслись коленки, что его от кормушки оторвут. Разве 30 депутатов 650-тысячного города отвечают интересам его населения? Как народ до этих депутатов доберется? Новый закон просто приведет в соответствие с тем, что у нас на самом деле есть.

Сегодня мы принимаем историческое решение. Оно поможет нам сохранить 70% руководящих кадров, а всем  через ближайшие выборы будет пройти весьма проблематично. Самоуправление будет вводиться на том уровне, на котором оно должно начать развиваться." (Выделены слова и фразы, вмиг ставшие в Ижевске "крылатыми" - И.Е.).

На сессии доклад о законопроекте о системе власти сделал председатель комиссии по законности парламента Борзенков Александр Семенович, до избрания депутатом Госсовета работавший заместителем прокурора Удмуртской Республики - начальником следственного управления прокуратуры Удмуртской Республики. Однако вся подготовительная работа по проекту шла в комиссии по государственному строительству, председатель которой - Семенов Юрий Валерианович, работавший до избрания его депутатом Госсовета заведующим кафедрой Ижевского сельскохозяйственного института. Он кандидат философских наук. Известно, что накануне сессии в комиссии прошло голосование о том, выносить ли законопроект на сессию. Трое проголосовало "за" и пятеро - "против", то есть головная комиссия отказалась выносить законопроект на сессию. Ситуацию разрешил Президиум, придав статус головной комиссии Борзенкова, которая, очевидно, оказалась сговорчивей.

Правда, накладка в связи с этим все же возникла на сессии, когда один из депутатов вдруг спросил "А как же так-то?" Однако его недоумение потонуло в общем энтузиазме государственного реформирования... или чего-то иного.

И последнее. Пятого мая, в день советской печати, лидер удмуртских коммунистов Николай Сапожников, депутат Государственной Думы, пригласил некоторых своих соратников и отдельных журналистов отметить праздник и, как говорят в Ижевске, "за рюмочкой пирожков" поговорить о текущих политических проблемах. На вопрос о том, как он относится к закону "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" (по общему мнению, документ был продуктом коммунистического законотворчества), Николай Иванович сказал, что коммунисты борются за восстановление советской системы, и он не понимает всяких там "вертикалей" и пронизываний (терминология апологетов закона). Беда в том, отметил Сапожников, что существуют некоторые проблемы во взаимоотношениях партийной организации КПРФ и депутатской группы (она недавно зарегистрировалась в количестве 20 человек, о чем было заявлено 5 мая Сапожниковым). Есть опасность, что "фракция встанет над партией". Если на российском уровне этого удалось избежать, отметил Сапожников, то в нашей республике эта проблема достаточно остра...

1.3.    Анализ содержания закона “О системе органов государственной власти...”

Документ исходит из положения о том, что государственный Совет Удмуртской Республики "самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти в Удмуртской Республике", а также конституционного положения о том, что государственная власть распространяет свое влияние на всей территории республики.

Далее определяется, что во всех административно-территориальных образованиях на территории республики создаются органы государственной власти в лице советов депутатов. Речь идет о том, что данные Советы образуются в районах, городах, районах в городах.

"Территориями муниципальных образований в Удмуртской Республике, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, являются сельские поселения, поселки, части городских поселений в границах жилых комплексов (! -Ред.). Границы территорий муниципальных образований устанавливаются в порядке, определенном Государственным Советом Удмуртской Республики". (Статья 5 Закона).

Статья 21 Закона (ее Николай Сапожников на встрече 5 мая назвал и вовсе "антисоветской") определяет порядок назначения и освобождения от должности главы администрации административной единицы. Звучит она так (фрагмент):

"Глава администрации района, города назначается и освобождается от должности Президиумом Государственного Совета Удмуртской Республики (в проекте было "председателем" - И.Е.) по представлению Председателя Правительства Удмуртской Республики и согласованию с Советом депутатов района, города.

Глава администрации района в городе назначается и освобождается от должности Президиумом Государственного Совета Удмуртской Республики по представлению главы администрации города, председателя Правительства Удмуртской Республики и по согласованию  с Советом депутатов соответствующего района в городе."

Кстати, глава администрации района, города, района в городе имеет право опротестовывать решения представительного органа, практически имеет право "вето".

В переходный период в районах, городах и районах в городах образуются объединенные Советы, состоящие из старых депутатов местного самоуправления и депутатов Государственного Совета, избранных от данной территории. Президиум Государственного Совета проводит назначение глав администраций. Смещенные со своих постов главы местного самоуправления и другие должностные лица сохраняют за собой в течение года должностной оклад, если не устраиваются на работу и добавку к зарплате, если их доход на новом месте работы меньше их прежнего должностного оклада, который они получали в органах местного самоуправления...

Если вспомнить, что на ближайшей сессии Госсовета будет рассмотрен законопроект, определяющий правила управления госсобственностью, а в нем предполагается, что члены Правительства становятся представителями государства в акционерных обществах, где есть государственная собственность, а их в республике что-то около ста пятидесяти, то вполне можно провести параллель с институтом комиссаров...

2.    Деятельность органов власти республики в начале мая

7 мая на сессии Государственного Совета рассматривался среди прочих вопрос о реализации закона "О системе органов государственной власти в Удмуртской республике". Были намечены действия Госсовета по реализации Закона в переходный период. Согласно принятым решениям и Закону, депутаты Госсовета, избранные в определенном районе, получают статус депутатов двух уровней и работают как в Госсовете, так и в советах депутатов городов и районов. Были также назначены главы ряда местных администраций. Занять пост главы местной администрации города Ижевска было предложено Анатолию Салтыкову.

Восьмого мая, по сообщению телекомпании "Новый Регион", в Госсовете прошло совещание с главами местных администраций "за закрытыми дверями". По оценке журналистов телекомпании, несмотря на заявленную повестку дня (о чрезвычайной пожароопасной обстановке), речь шла о позиции удмуртской руководящей верхушки и местных аппаратов в вопросе о выборах президента России. Точное содержание позиции удмуртского руководства неизвестно, но по тому, насколько много в этот день пелось дифирамбов Павлом Вершининым в адрес Бориса Ельцина, журналисты телекомпании "Новый Регион" сделали вывод, что выбор удмуртского руководства пал на нынешнего президента России.

В тот же день состоялось заседание ижевской городской Думы, на котором Анатолий Салтыков, движимый моральным долгом, советовался с депутатами городской Думы о том, принимать ли предложение Александра Волкова стать главой исполнительной власти города Ижевска. Совещание депутатов городской Думы проходило в присутствии председателя Госсовета Александра Волкова и председателя удмурсткого Правительства Павла Вершинина. Поначалу разошедшиеся во взглядах депутаты приняли-таки решение рекомендовать Салтыкову согласиться на предложение  президиума Государственного Совета. Дилемма состояла в следующем: либо соглашаться, либо в знак протеста не идти на это, ожидая решения Конституционного Суда России по поводу конституционности принятого пятой сессией Госсовета закона "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике." Сам Салтыков, как утверждали с своей программе журналисты "Нового региона", склонен был скорее согласиться.

3.    Председатель парламента ОБ ИТОГАХ 1995 ГОДА И ЗАДАЧАХ НА 1996 ГОД

На пятой сессии Государственного Совета Александр Волков, его председатель, сделал доклад об итогах развития республики в 1995 году и поставил задачи на 1996 год. В начале своего доклада Александр Волков подчеркнул особую значимость пятой сессии Государственного Совета Удмуртской Республики в связи со своим докладом, где он намеревается сделать анализ социально-экономического положения в республике, дать оценку деятельности высших органов государственной власти по проведению внутренней и внешней политики, определить главные задачи на предстоящий период. В этом смысле доклад и в самом деле имеет особое значение, поскольку это, пожалуй, первая в этом роде внятная формулировка политического кредо удмуртского республиканского руководства, которое сегодня в полной мере ассоциируется с личностью Александра Волкова. То, что в предыдущих обзорах мы фрагментарно и предположительно пытались описать и сформулировать, сегодня приобрело плоть официальных формулировок.

3.1.    Об итогах развития республики в 1995 году

Ситуация обозначена как "продолжение спада производства и снижение уровня жизни".

Основными причинами спада производства на промышленных предприятиях в докладе названы "резкое сокращение оборонного заказа (в 5,4 раза по сравнению с 1991 годом), кризис неплатежей, постоянный рост цен на энергоносители, налоговое бремя."  Только задолженность предприятиям Удмуртской Республики Минобороны России, ГК "Росвооружение", Минатома, МВД России на день доклада составляла около 200 миллиардов рублей, из которых 137 миллиардов рублей - долги за прошлый год. Примерно треть населения имеет доходы ниже официального прожиточного минимума. Около 20% населения живут "в условиях нищеты".

Отмечены и некоторые положительные моменты. По сравнению с прошлым годом общий спад промышленного производства в 1995 году сократился в 1,5 раза. В трех отраслях - черной металлургии, производстве строительных материалов и стекольной промышленности - отмечен рост. Меж тем республика находится на предпоследнем месте в Уральском регионе по выпуску промышленной продукции и средней заработной плате по итогам 1995 года. И на первом - по уровню безработицы.

По уровню преступности, связанной с употреблением спиртных напитков, Удмуртия занимает первое место среди других регионов России (и на 67 месте по раскрываемости преступлений). До сих пор, сетовал Волков в своем докладе, “настоящего анализа причин такого положения и предложений по улучшению дел в адрес Государственного Совета не поступало."

Особую роль в криминогенной ситуации в республике играет незаконный оборот оружия. В прошлом году, отмечается в докладе, органами правопорядка было выявлено восемь подпольных цехов по изготовлению оружия, главным образом из деталей, похищенных с заводов, его производящих. В 1996 году выявлено уже два таких цеха.

3.2.    “Государственная политика Удмуртской Республики: первые итоги и перспективы"

Автор доклада определяет термин "государственная политика" как "организованное и целенаправленное воздействие всех государственных органов, государственных учреждений и государственных должностных лиц на общественные отношения". При этом ответственными за реализацию "государственной политики" Волков называет депутатов Государственного Совета, ссылаясь на 6 и 81 статью Конституции Удмуртской Республики.

Именно исходя из принятия Госсоветом на себя такой ответственности автор доклада делает заключение о необходимости "эффективной системы взаимоотношений Госсовета и Правительства, администраций районов и городов, руководителей предприятий, эффективной координации усилий органов власти всех уровней, всех должностных лиц и государственных служащих”.

"Сегодня многие начинают понимать, - отметил Александр Волков, - что проводимая до этого линия отделения государства от экономики, на максимальное сужение его экономической роли, а также поспешное разграничение функций между органами государственной власти и местного самоуправления принесли большой вред не только нашей республике." Приводя в пример процессы в Татарстане, Башкортостане, Свердловской области и в других регионах, Волков доказывает необходимость повышения роли государства, как обладателя государственной финансово-кредитной системы, держателя крупных пакетов акций, крупнейшего собственника и прочая и прочая. Ссылаясь на послание Президента Федеральному Собранию, Волков определяет для республику двуединую задачу: укрепление государственности и подъем отечественного производства.

3.3.    Пять задач Удмуртской Республики на 1996 год

На текущий 1996 год Волков определил для республики пять "ключевых задач".

Задача первая - "кардинальное улучшение промышленной политики". Сводится она к следующему. При согласовании с федеральными структурами и прежде всего с Госкомоборонпромом, "необходимо завершить структурную реорганизацию оборонных предприятий и окончательно определить их организационно-правовую форму (то есть юридический статус в виде акционерного общества, холдинга или государственного предприятия), исходя из конкретных интересов республики. (Среди предприятий, к которым это относится в первую очередь, названы "Ижмаш", Воткинский завод и Ижевский электро-механический завод.)

"При этом первостепенной задачей является создание института государственного представительства в советах директоров или органах управления этих предприятий с одной целью - чтобы принимаемые решения учитывали интересы республики." В связи с этой задачей также планируется принять республиканский закон об управлении государственной собственностью Удмуртской Республики. (На сегодняшний день, как отмечается в докладе, в республике имеется порядка 150 акционерных обществ, учредителем которых является государство и в уставном капитале которых имеется государственная собственность. При формулировании первой задачи Волков сказал: "В 1996 году мы должны остановить спад производства!"

Задача вторая - "укрепление государственного механизма". Задача эта, по мнению докладчика, заключается в создании "целостной и эффективной системы власти, определении ответственности и полномочий федеральных и республиканских органов государственной власти, а также органов местного самоуправления." "...Нам необходимо на существующей законодательной основе улучшить систему взаимоотношений с Правительством Российской Федерации, со всеми представительствами федеральных органов власти в нашей республике. Это относится и к силовым министерствам, прокуратуре - по координации борьбы с преступностью, к Национальному банку, Министерству финансов, Министерству экономики, налоговым органам, казначейству - по взаимодействию в межбюджетных финансовых отношениях, в реализации федеральных и республиканских экономических программ."

"Оценивая внутриполитическую ситуацию в нашей республике, - отмечает далее докладчик, - мы должны признать: сложившаяся за последние два года республиканская система органов государственной власти и ее взаимодействие с органами местного самоуправления не смогли обеспечить динамичное использование экономического потенциала республики и решения острых социальных проблем населения. Более того - государственное устройство не соответствует нормам конституции Удмуртской Республики, в соответствии с которыми государственная власть должна осуществляться на всей территории республики и, главное, - не соответствует требованиям реальной жизни."

Что касается системы местного самоуправления, то доля истины в рассуждениях высшего должностного лица республики безусловно есть. Система местного самоуправления в рамках административно-территориальных единиц при неготовности республиканского руководства в данной ситуации адекватно контролировать ситуацию в регионе в целом приводила часто к усилению неравномерности развития отдельных территорий. Однако руководство республики решило выйти из положения путем прямого жесткого подчинения руководящих органов территорий и сокращения прерогатив местных администраций. Реально после проводимых преобразований глава местной администрации станет почти наместником республиканского руководства, простым государственным чиновником.

Третья задача - кардинальное укрепление финансовой системы. "Объективная необходимость - кристаллизовать группу уполномоченных банков республики, которые должны составить ядро финансовой системы и которые в новых экономических условиях возьмут на себя основное бремя аккумулирования финансовых средств и их инвестирование в экономику республики."

"Чтобы банковская система нашей республики стала эффективной, надо добиться устойчивости трех-четырех банков, включая Евроазиатский банк экономического развития, Удмуртский агропромышленный банк, другие, которые в свою очередь стали бы центрами притяжения и формирования крупных финансово-промышленных групп. Активная государственная поддержка финансово-промышленных групп с устойчивыми банками в центре - этих "локомотивов роста" республиканской экономики - должна стать главным направлением нашей финансовой политики."

"Должна повыситься роль Национального банка Удмуртской Республики (Отделение Российского национального банка... -И.Е.) в надзоре и контроле за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений".

Четвертая задача - социальная политика.

"Если в обществе существуют острые социальные конфликты - это значит, что социальная политика не отвечает требованиям жизни. В социальной сфере Удмуртской Республики глубокую озабоченность вызывают продолжающееся снижение уровня жизни, рост безработицы, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий. Как следствие - несвоевременная индексация заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, задержки с их выплатой порождают трудовые конфликты и другие акты протеста."

"Одним из факторов ослабления государственного контроля стал уход от прежнего регулирования заработной платы. Это привело к быстрому росту дифференциации доходов населения, углублению социального расслоения. Квалификация, результаты и условия труда зачастую перестали влиять на уровень вознаграждения за труд."

Далее говорится о необходимости принятия республиканских законов и других нормативных актов о регулировании заработной платы, о занятости, о социальной защите ветеранов, о медицинском страховании неработающего населения, о поддержке молодежи, о культуре, о развитии государственных средств массовой информации.

Здесь необходимо привести следующую цитату: "...признано целесообразным создание комиссии по государственной политике в области средств массовой информации в Удмуртской Республике. Она должна оказать действенную помощь печатной и электронной прессе в ее работе и развитии, координировать взаимодействие органов государственной власти со всеми средствами массовой информации республики."

"Мне хотелось бы обратиться ко всем средствам массовой информации республики с призывом не спешить расставаться с тем добрым, что оставила нам уходящая эпоха. Воспитание духовного начала, нравственности, противодействие попыткам навязать западные стандарты жизни, культ силы особенно важны сегодня.

Создавая финансовые и организационные условия для сохранения и развития государственных газет и телерадиовещания, органы власти республики вправе рассчитывать на рост профессионализма журналистов, высокую ответственность их руководителей. Суть прежде всего в компетентности, знании и понимании приоритетных задач государственной политики, объективности работников средств массовой информации. Речь не идет о том, чтобы диктовать, что и как писать, в той или иной мере вернуться к цензуре! Речь идет о другом. "Удмурт Дунне", "Удмуртская правда", "Известия Удмуртской Республики", ГТРК "Удмуртия", рассказывая о деятельности государственных органов, должны давать объективную всестороннюю информацию, отражая весь спектр общественного мнения, а не только мнение того или иного журналиста, порой небескорыстное."

Задача пятая - кадровая политика.

"Все наши успехи и неудачи в значительной степени зависят от подбора, профессиональной подготовки и расстановки руководителей как предприятий и организаций, так и органов государственной власти, местного самоуправления.

Наша задача, задача Государственного Совета и правительства - создать эффективную систему работы с кадрами, объединить конструктивные, интеллектуальные силы нашей республики вне зависимости от политических взглядов, укрепить доверие к органам государственной власти, в то же время закрыть дорогу безответственности и демагогии. С этой целью при председателе государственного совета образован Совет по кадровой политике, на котором рассмотрена Концепция кадровой политики в Удмуртской Республике на 1996 год."

4.    Проблемы энергодобывающей отрасли

4.1.    Идея Удмуртской нефтяной компании

Идея Удмуртской нефтяной компании приобрела "южное направление" - напомним, что на землях Камбарского и Каракулинского районов ведет добычу "Арланнефть", структурное подразделение "Башнефти". Инфраструктура "Башнефти” и недра Удмуртии должны стать основой новой компании. В конце февраля 1996 года Павел Вершинин, глава Правительства УР, подписал распоряжение, по которому начали готовиться соответствующие предложения. Кроме учредительства госкомитетами по собственности двух республик, возможно вхождение в компанию других структур, например УРВФ "Байкал и "Удмуртгеология", однако руководитель "Байкала" Виктор Хорошавцев отмечает "умозрительность подобных построений. Очевидно, что сама "Башнефть" не слишком заинтересована в создании конкурирующей нефтедобывающей компании, поэтому договариваться необходимо на уровне руководства республик, что весьма проблематично...

26 марта в Ижевске состоялось подписание соглашений между Правительством УР и кабинетом министров Республики Башкортостан об экономическом сотрудничестве и о совместной деятельности в сфере экологии и охраны окружающей среды. На документах поставили подписи председатель Правительства УР Павел Вершинин и заместитель премьера Республики Башкортостан Мидхат Шакиров. Стороны взяли на себя обязательства о взаимовыгодном сотрудничестве в области добычи и переработки нефти, газа, их реализации, поставках сельскохозяйственной и промышленной продукции, включая оборудование для нефтяников и газовиков. Уже намечены конкретные шаги в реализации Соглашения. Речь идет, в частности, о создании единой нефтяной компании на паритетных началах. Особо оговорен вопрос о сотрудничестве в использовании бассейна реки Камы. Стороны решили совместно добиваться от российского правительства содействия в сохранении сельхозугодий от затопления водами Нижнекамской ГЭС, в стабилизации экологической обстановки.

В составе группы, прибывшей в Ижевск из Башкортостана, были председатель подкомитета по управлению государственной собственностью Салават Муртазин, генеральные директора АО"Башнефть" и АО"Уралтранснефтепродукт" - Ампир Сыртланов и Камиль Ахмадулин. Открывая встречу, председатель удмуртского Правительства Павел Вершинин напомнил, что она стала логическим продолжением подписанного в ноябре прошлого года протокола о намерениях между Республикой Башкортостан и Удмуртской Республикой.

Что касается проекта создания компании по добыче, переработке и реализации нефти, то в республиканской прессе сообщалось, что проект договора, предложенный башкирской делегации, предполагает создание общества с ограниченной ответственностью с юридическим адресом в городе Нефтекамске (Башкортостан). Учредителями, согласно башкирскому проекту, должны стать АНК "Башнефть", АООТ "Уралтранснефтепродукт", и госкомитет УР по собственности. Участие в уставном капитале со стороны республик предполагается 50:50. По непроверенным данным, удмуртская сторона предлагает считать своим вкладом выдачу лицензий на девять месторождений в юго-восточных районах Удмуртии с общим объемом добычи около 38 миллионов тонн нефти. По некоторым данным, именно определение доли и формы вложений в уставной капитал завели переговоры в тупик. Кстати, насчет вклада УР в уставной капитал АО переговоры с АО "Удмуртнефть" велись еще в январе 1996 года.

4.2.    Проект "Нефть-автомобиль"

22 апреля на заседании Президиума Правительства рассмотрен пакет документов о проведении открытого конкурса на право промышленной разработки нефтяных месторождений. Утверждены условия проведения конкурса на право пользования участками недр и проект соглашения о разделе продукции. Госсоветом утвержден план мероприятий по проведению конкурса, обсужден состав комиссии, которая уполномочена участвовать в окончательной работе над соглашением и проводить переговоры с победителем конкурса.

Установлена общая продолжительность конкурсного периода, включающего приобретение информационных пакетов основных и дополнительных данных, подачу заявок на участие в конкурсе и представление конкурсных предложений. Извещение о проведении открытого конкурса будет опубликовано в средствах массовой информации.

Следует заметить, что на предварительной презентации условий конкурса, победитель которого будет инвестировать проект "Нефть-автомобиль", участвовали 24 общества и компании.

Обсужден доклад Правительства о состоянии и мерах по дальнейшему развитию нефтяной промышленности Удмурской Республики. Открывая обсуждение, председатель Правительства Павел Вершинин проинформировал присутствующих о работе правительства по созданию Удмуртской нефтяной компании в соответствии с соглашением между правительствами УР и Башкортостана, о подготовке соглашения с Ямало-Ненецким автономным округом. Вершинин отметил, что работа над этим проектом вызывает самый живой интерес представителей других регионов.

14 июня в 16.00 закончится прием заявок на участие в конкурсе на право разработки 12 месторождений Удмуртской Республики. Победитель, который будет работать в наиболее выгодных экономических условиях, должен буде предоставить АО "Ижмаш" кредит в размере не менее  250 миллионов долларов США. Гарантом кредита выступит республика, предоставив в качестве залога свою долю нефти, добытую на основе Соглашения о разделе продукции.

С 15 мая начнется прием конкурсных предложений. Компании, решившие стать полноправными участниками конкурса, должны будут купить весь пакет информации, оцененный Комитетом по недрам УР в 140 тысяч долларов. Кроме того, участники конкурса должны будут внести на специально открытый Министерством по охране окружающей среды УР валютный счет в Евроазиатском банке экономического развития 400 тысяч долларов США в качестве залога.

В случае успеха конкурса уже к октябрю  1996 года начнутся переговоры с победителем об окончательных условиях Соглашения о разделе продукции. Говорят, что Павел Вершинин долго не решался подписать текст извещения о проведении конкурса для публикации в средствах массовой информации. Премьера смущало, как могут посмотреть на все это "московские чиновники". В удмуртской республиканской прессе сообщается, что Павел Бондарчук, председатель Госкомнедра, высказался на этот счет так: “Нам не важно, как посмотрят чиновники, нам важно, как посмотрят инвесторы..."

4.3.    АО "Удмуртгеология"

Из 42 тысяч квадратных километров территории республики на 38 тысячах квадратных километров можно найти нефть.

За 50 лет своего присутствия в Удмуртской Республике "Удмуртгеология" открыла 71 месторождение нефти. С тех пор из недр республики извлечено 240 миллионов тонн нефти. Разработки проводятся в палеозойских отложениях (глубина до 200 метров). По некоторым оценкам, там еще можно извлечь около 300 миллионов тонн. На глубине 5000 метров в рифейских отложениях сосредоточены основные запасы нефти.

С 1991 года объемы разведочных работ уменьшились в два с половиной раза. Теперь прирост разведанных запасов не покрывает объемов ежегодной добычи. В 1994 году начались массовые сокращения работников предприятия. Не делаются заявки на специалистов.

С апреля 1992 года республика получила право оставлять у себя платежи добывающих предприятий на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Пункт третий Указа президента РФ № 319, подписанного в день заключения Федеративного Договора, был единственным пунктом, который до сих пор работал. Только в 1995 году республиканский бюджет получил по этой статье 149 миллиардов рублей. Огромные финансовые ресурсы передавались республике для целевого использования на проведение геологоразведочных работ. Долг Правительства УР только АООТ "Удмуртгеология" на сегодня превысил 34 миллиарда рублей. Критика руководства Совета Министров УР "за проедание" стратегических финансовых ресурсов звучала еще со стороны прежнего Верховного Совета, но нынешний депутатский корпус эту практику практически узаконил. Нецелевое использование средств приведет к их централизации в федеральном бюджете. В результате надо ожидать, что Удмуртия может на этом потерять 16,3% своих доходов.

Второй источник развития отрасли - негосударственные инвестиции. Они полностью зависят от прошедшего в прошлом году акционирования и затормозившейся в этом году приватизации "Удмуртгеологии".

Государственный пакет акций находится в руках Правительства УР. Необходимая инвестиционная программа оценивается в 160 миллиардов рублей.

В 1979 году за "Удмуртгеологией" решением союзного министерства был закреплен один из районов в Ямало-Ненецком национальном округе. Там сейчас вахтовым методом работает порядка 1200 работников АО, что составляет около трети всех сотрудников "Удмуртгеологии". После прошлогоднего нефтяного передела (уход "Пурнефтегаза” из "Сиданко" в "Роснефть") "Удмуртгеология" оказалась перед угрозой потери северного участка работ. Нефтедобывающее АО "Пурнефтегаз" через НК "Роснефть" поставило условие сохранения дальнейших отношений с удмуртскими геологами только в случае получения 25,5% акций в уставном капитале АО "Удмуртгеология". Заместитель председателя Правительства республик Сергей Касихин, председатель комитета по собственности Удмуртии, принял "соломоново решение" о выпуске дополнительной эмиссии акций АО и о разделе ее между правительством УР, НК "Роснефть" и трудовым коллективом, однако действующее законодательство не разрешает этого, пока в одних руках остается более 25% акций. По распространенному сейчас во властных кругах республики мнению, можно принять республиканский закон, но это явно выходит за пределы полномочий республиканского законодателя.

Для решения финансовых проблем у геологов появились нефтедобывающие подразделения. На сегодня из 130-135 тысяч тонн добываемой "Удмуртгеологией" нефти 50% получено в ходе промышленной разработки недр. Впрочем, решение о выдаче лицензии принято в Правительстве УР лишь в середине марта и только на Итинское месторождение (Игринский район). Помимо него, АО готово претендовать на Русиновское, Новоселкинское и Забегаловское (только до проведения конкурса) месторождения - больше не позволят имеющиеся мощности и финансовые возможности "Удмуртгеологии". Несмотря на то,  что месторождения "маленькие", подготовленные документы на лицензирование отложены в правительстве УР на неопределенный срок.

5.    ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

5.1.    Проблемы удмуртских промышленных предприятий глазами московских чиновников

5.1.1.    “ИЖМАШ”

Олег Сосковец приезжал в Ижевск в мае 1994 года и по возвращении в Москву назвал руководство Удмуртии в числе некомпетентных, однако, по оценке некоторых наблюдателей в Ижевске, все инициативы, связанные с оздоровлением "Ижмаша", неизменно поддерживал.

Достаточно вспомнить постановление российского правительства "О мерах государственной поддержки легкового автомобилестроения на предприятиях оборонного комплекса", по которому Ижмашу оставили акцизы с продажи автомобилей. Они должны были пойти на реконструкцию автопроизводства и обеспечить в нынешнем году выпуск 180 тысяч автомобилей. Над АО ныне висит угроза превращения 60 миллиардов рублей в долг федеральному бюджету за нецелевое использование средств.

В декабре 1994 года правительство России принимает решение об открытии немецкой кредитной линии в размере 144 тысяч немецких марок, в феврале 1995 года - японской на 68 миллионов долларов США. В мае 1995 года остановились работы по строительству сварочно-кузового цеха, проходившему еще по немецкой кредитной линии СССР, возобновившейся после того, как Россия взяла на себя обязательства по его долгам. Произошло это потому, что новое руководство АО не выплатило 130 тысяч DM.

Третий стратегический источник финансирования - инвестирование в "Ижмаш" через использование схемы Соглашения о разделе продукции. 4 сентября 1994 года Черномырдин подписал распоряжение о проведении конкурса на право разработки месторождений нефти под условия предоставления валютного кредита для модернизации АО "Ижмаш". Через пять месяцев распоряжение дополняется  постановлением, фактически включающим в конкурс два дополнительных месторождения, подведя черту под претензиями на них АО "Удмуртнефть". После подписания 17 октября 1995 года Договора "О разграничении полномочий и предметов ведения..." реализовывать план модернизации автопроизводства стали обязаны руководство Удмуртии совместно с Госооборонпромом и руководством АО.

Если раньше госзаказ не оплачивался, то в 1996 году его просто нет. 300 миллиардов рублей под оборотные средства ждали от Сосковца. Эта сумма позволила бы предприятию проработать полгода.

5.1.2.    Визиты

В Удмуртии ожидали, что в марте в Ижевск приедет Олег Сосковец, чтобы "порешать" вопросы удмуртского ВПК и промышленности. Однако не приехал он и в апреле. В апреле в Удмуртии работали специалисты и руководители Госкомоборонпрома России. Первым во главе рабочей группы приехал заместитель председателя госкомитета России по оборонным отраслям промышленности Александр Родионов, исследовавший обстановку на промышленных предприятиях республики. Московские визитеры посетили Воткинский машиностроительный завод, ижевский ЭМЗ, АО "Аксион”. По словам Александра Родионова, получив хорошие заказы, достаточно уверенно начал работать Воткинский завод, на 15% увеличил объемы своего производства "Аксион", улучшилось положение дел на Ижевском механическом заводе. Однако в первую очередь специалистов Госкомоборонпрома интересовали дела АО "Ижмаш". На пресс-конференции Александр Родионов заявил: "Мы убедились, что одному руководству завода всех проблем не решить - потребуется вмешательство Госкомоборонпрома, министерств, правительства Удмуртии и мэрии Ижевска". Москвичи некоторые проблемы "Ижмаша" решили прямо на месте - освободили Ижевский механический завод и Ижмаш от налогообложения на содержание мобилизационных мощностей. Это решение увеличило прибыль Механического завода на 15-20%, а Ижмаша - и того больше. Руководство "Ижмаша" просило от Москвы на пополнение оборотных средств 300 миллиардов рублей кредитных ресурсов. На пресс-конференции 18 апреля Родионов заявил, что, по его мнению, вполне достаточно на данном этапе будет и девяноста миллиардов. Родионов отметил, что предстоит еще долгое согласование в Минфине и Правительстве России многих вопросов, в том числе и вопросов передачи социальной сферы. Ежегодно на ее содержание предприятие тратит порядка 70 миллиардов рублей. Родионов подчеркнул, что руководители Ижмаша совместно со специалистами Госкомоборонпрома доработали план финансового оздоровления предприятия, который он назвал два месяца назад чем-то вроде буклета с рисунками будущего автомобиля. Прозвучала критика в адрес руководства республики, не решающего судьбу своего пакета акций. "Сколько денег заморозили!" - восклицал Родионов. (В уставном фонде Ижмаша государственный пакет составляет 60%, из них 34,5 - собственность Удмуртии.)

Руководство республики не раз ставило вопрос о несоответствии занимаемой должности директора завода Эдуарда Тюльпина. Заместитель главы оборонного ведомства заявил, что ЭМЗ "работает устойчиво и провала у него нет." Следовательно, говорить о снятии директора не приходится. Однако выяснилось, что имеется заявление Тюльпина с просьбой освободить его от занимаемой должности. Заявление пока не подписано. Падение производства на предприятии в прошлом году составило 19%.

Для сравнения приведем цифры, озвученные 9 апреля 1996 года в докладе председателя Государственного Совета Удмуртии о положении в республике и выполнении им обязанностей высшего должностного лица, сделанном на пятой сессии Госсовета. Итак, падение производства достигло максимального уровня на следующих предприятиях республики: АО "Ижмаш" - 51%, ГПО "Воткинский завод" - 53%, АО "Сарапульский электрогенераторный завод” - 53%. ГП "Ижевский электро-механический завод" - 19%. (Для сравнения, общий объем промышленного производства в республики снизился на 17%).

Вслед за Родионовым в Ижевск прибыл и глава оборонно-промышленного ведомства России Зиновий Петрович Пак. 24 апреля он принял участие в работе сессии Государственного Совета Удмурской республики. На сессии рассматривался вопрос о положении дел на Ижмаше. С докладом о положении дел в АО выступил его генеральный директор Юрий Иванович Белоцерковский. Обрисовав положение предприятия как плачевное ("Ижмаш" "лежит" с 1993 года") он отметил что с приходом новой команды предприятие "задышало", но нужна помощь. Для того, чтобы просто обеспечить занятость на предприятии (на предприятии "лишними" можно считать порядка двадцати тысяч человек, сегодняшние объемы производства способны занять только семь тысяч человек), и более или менее нормализовалась ситуация, нужно ежемесячно выпускать шесть тысяч автомобилей и пятнадцать тысяч мотоциклов. По его словам, нужно передать городу Ижевску 22 объекта социальной сферы.

В качестве справки можно привести следующие цифры: доля комплектующих, закупаемых у смежников, по словам Белоцерковского, для ижевских автомобилей - 70%, а для мотоциклов - пятьдесят. Себестоимость автомобиля в марте текущего года составляла сорок миллионов рублей, а мотоцикла - пять. (Автомобили марки “ИЖ” никогда не отличались хорошим качеством - Ред.)

По словам присутствовавшего также на сессии начальника департамента промышленности вооружений Госкомоборонпрома Валерия Рычкова, программа кардинальных мер по выводу предприятия из кризиса лишь недавно была доработана, более или менее приемлемый вариант ее лежит на экспертизе в Минэкономике России. Что касается средств, то по мнению специалистов Госкомоборонпрома, только продажа республиканского пакета акций "Ижмаша" могла бы принести предприятию порядка семисот миллиардов рублей. В ответ на постоянные просьбы руководства республики и завода о выделении как минимум двухсот-трехсот миллиардов рублей вложений Пак ответил, что в России сегодня определены приоритеты в развитии оборонных отраслей - гражданская авиация, российские верфи и двойные технологии. Что касается ижевского автомобиля, то он очевидно неконкурентоспособен не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Звучали вопросы со стороны депутатов: если предприятие выйдет на мощность шесть тысяч автомобилей и пятнадцать тысяч мотоциклов в месяц, будет ли возможность для их реализации?

Сессия приняла постановление, в котором определены конкретные задачи правительства и руководства акционерного общества в скорейшей разработке детальной программы выхода из кризиса, подтверждена необходимость обращения к Президенту России. На следующей сессии было решено вернуться к положению в АО "Ижмаш" и в промышленности республики в целом.

На следующий день после участия в работе сессии Госсовета Зиновий Пак сообщил, что вполне вероятны перемены в руководстве Ижевского электро-механического завода и АО "Ижмаш". В республике это было воспринято однозначно - уйдут Тюльпин и Белоцерковский. По поводу "Ижмаша" фраза звучала: " необходимо усиление руководства", а по поводу того, каким образом будет решен кадровый вопрос на ЭМЗ, Пак ответил: "Для кого-то положительно, а для кого-то отрицательно. Если человек сам просит..." Правда, по поводу ЭМЗ сказано было и так: "Заявление мы рассмотрели и ждем встречи с директором, чтобы окончательно все завершить." [13]

5.2.    Рабочие выступления

28 марта 1996 года около девяти часов утра не получавшие с декабря заработную плату рабочие "Ижмаша" ("сотого" производства) собрались у заводоуправления с требованием к руководству решить их проблемы. Наиболее отчаянные ворвались в кабинет генерального директора и вывели его на площадь. Забравшись на парапет памятника В.И.Ленину, генеральный директор АО Юрий Белоцерковский рассказывал рабочим о бедственном положении АО, которое сложилось, по его словам, по вине правительства УР. В результате рабочие потребовали от него немедленной встречи с правительством. В 12 часов дня у здания удмуртского правительства собрались работники "сотого" производства АО "Ижмаш" (производство автоматов Калашникова) с требованием выдать заработную плату, которую они не получали уже четыре месяца. С декабря по март руководство "Ижмаша" задолжало своим рабочим порядка 29 миллиардов рублей. Милиция вынуждена была перекрыть движение на улице Пушкинской, пролегающей около здания правительства. Инициативную группу рабочих во главе с генеральным директором пропустили к главе правительства Павлу Вершинину. К пятому апреля рабочим пообещали выплатить аванс, который, по предварительным подсчетам, не превысит 100 тысяч рублей на каждого. Юрий Белоцерковский отказался обращаться за кредитами в коммерческие банки.

Оставшиеся у входа рабочие тем временем скандировали: "Волкова! Волкова!" Около 13 часов дня в конференцзале, где проходила встреча, появился Александр Волков, председатель Госсовета. Взяв слово, глава республики заявил, что сегодня не может сказать ничего конкретного и что более постыдного дня в жизни у него не было. Однако он сообщил, что на ЭМЗ сложилась еще более тяжелая ситуация. В конечном счете руководители республики предложили ижмашевцам беспроцентную ссуду в два миллиарда рублей на десять дней для выплаты заработной платы (примерно по сто тысяч на человека) и один миллиард для выплаты детских пособий (этого хватит на выплату только январских и частично февральских долгов). Кроме того, правительство взялось помочь "Ижмашу" взять кредит в банке под 70-80% годовых, президенту АО Юрию Белоцерковскому и представителям минпрома республики поручено отправиться в Москву и добиваться финансовой помощи. Инициативная группа предложила Волкову и Вершинину выйти на крыльцо к людям. Говорят, что Волков оказался мужественней Вершинина, который поначалу отнекивался.

После встречи с инициативной группой рабочих "Ижмаша", возможно в этот же день, состоялась встреча Павла Вершинина с мэром Ижевска Анатолием Салтыковым и специалистами городской администрации. В ходе встречи обсуждалась бюджетная ситуация, которая характеризуется тем, что финансисты республики заложили в бюджет для расходов Ижевска явно заниженную сумму.

В регион поступило 142 миллиарда рублей для погашения долгов по заработной плате бюджетникам и по детским пособиям. Согласно утвержденному Госсоветом бюджету на 1996 год, Ижевск, где живут работники "Ижмаша", является донором для дотационных территорий. В статье 24 Закона о бюджете определено, что Ижевск решает проблему детских пособий самостоятельно, поэтому, когда пришли федеральные деньги, их сразу разделили по дотационным районам, а Ижевск не смог решить проблемы своего населения. Однако пришедшим на площадь ижмашевцам это обстоятельство ни о чем не говорило...

ОБРАЩЕНИЕ

митинга работников "Ижмаша" 28 марта 1996 года, проведенного у заводоуправления, после которого рабочие направились к зданию Правительства республики

“За последние пять лет предприятие понесло трудновосполнимые потери в модернизации оборудования, невосполнимые интеллектуальные потери из-за нарушения преемственности поколений рабочих, инженеров, служащих.

Существующие налоги и тарифы на энергоресурсы, коммунальные услуги, высокие цены на комплектующие узлы, детали и материалы не дают предприятию возможности встать на ноги.

Несмотря на принимаемые меры по выходу предприятия из кризиса, выпуск товарной продукции снижается. В 1995 году  он составил 52,2 процента от уровня 1994 года. При этом выпуск автомобилей уменьшился в семь раз, мотоциклов - в 20 раз по сравнению с 1991 годом.

До сих пор отсутствует пакет заказов на оборонную продукцию на 1996 год.

Предприятие стоит на грани гибели. Речь идет о судьбе и жизни 40 тысяч человек, еще оставшихся на заводе, где раньше работало 60 тысяч человек, о членах их семей, о том, будут ли в ближайшие пять лет в России выпускаться автомобили и мотоциклы для неэлитного потребителя.

Заработная плата на нашем предприятии самая низкая среди промышленных предприятий Удмуртской Республики, ниже прожиточного минимума, более того, выдается с задержкой на два-три месяца. С августа 1995 года не выплачиваются пособия на детей.

В результате такого положения в коллективах создалась кризисная обстановка, гибнет производство, семьи обречены на полуголодное нищенское существование, а особенно трудно приходится семьям, все члены которых работают на "Ижмаше". Имеются случаи голодных обмороков, нет возможности оплачивать коммунальные и транспортные услуги. В результате на заводах АО возникают стихийные митинги протеста, на которых высказывается недовольство бессилием всех уровней власти. Без государственной поддержки предприятию не встать на ноги.

Мы, рабочие и служащие, обращаемся к вам с требованием:

1. Изыскать возможность по оказанию финансовой помощи предприятию в размерах, необходимых для выплаты долгов по зарплате и для запуска производства, представив льготные кредиты под оборотные средства.

2. Выдать пособия на детей за 1995 год и за три месяца 1996 года.

3. Обеспечить государственный оборонный заказ на 1996 год.

4. Изменить налоговую политику в пользу производителя.

5. Привести в действие закон об индексации доходов трудящихся.”

Обращение было одобрено Госсоветом и направлено в адрес В.Черномырдина, Б.Ельцина, председателя ЦК профсоюза А.И.Чекменева.

 

9 апреля утром перед открытием пятой сессии Государственного Совета Удмуртской Республики на площадь перед зданием удмуртского парламента собрались, по некоторым оценкам, порядка двух тысяч работников АО "Ижмаш", а также Воткинского машиностроительного завода, Ижевского радиозавода и некоторых других предприятий республики. Накануне, ожидая “нашествия”, Президиум Госсовета внес в повестку Пятой сессии вопрос о положении на АО "Ижмаш". Импровизированный митинг сторонники левых сил пытались перевести на политические рельсы, агитируя голосовать на выборах президента России за Геннадия Зюганова. Вышедшие к собравшимся руководители республики Александр Волков и Павел Вершинин сообщили, что в результате недавних договоренностей с руководством России для АО выделено пять миллиардов кредитных ресурсов и еще один миллиард рублей в счет взаимозачета с Ижевской администрацией для выплаты детских пособий. Кроме того, три миллиарда рублей в кредит выделено для ЭМЗ.

Сессия Государственного Совета, рассмотрев вопрос о положении дел на АО "Ижмаш", приняла решение обратиться за помощью к Президенту России. А 7 мая рабочие Ижевского электромеханического завода впервые пришли на площадь перед заводоуправлением со своими требованиями, но, обнаружив "отсутствие" директора, разошлись... пока.

ОБРАЩЕНИЕ

сессии Госсовета к Президенту России, обсужденное на пятой сессии Государственного Совета республики

Уважаемый Борис Николаевич!

В период предвыборной кампании сложилась тяжелая экономическая обстановка на предприятиях оборонной и легкой промышленности Удмуртской Республики (далее - о тяжелой экономической обстановке -И.Е.).

"Учитывая тяжелую экономическую и политическую обстановку Удмуртии, связывая ее с предстоящими выборами Президента Российской Федерации, а также в целях предотвращения стихийных массовых выступлений населения, Госсовет Удмуртской Республики обращается с требованиями:

1. Определить госзаказ и обеспечить финансирование его в 1996 году через федеральное казначейство Министерства финансов Российской Федерации по Удмуртской Республике, а также погасить министерствам и ведомствам России долги предприятиям за выполненный госзаказ 1995 года.

2. Выделить АО "Ижмаш" льготный кредит в размере 500 миллиардов рублей для запуска авто-  и мотопроизводства. (Потом в тексте появилась цифра 300 миллиардов рублей, а во время визита Зиновия Пака оговаривалась возможность выделения кредитов в десятках миллиардов рублей -И.Е.)

3. Для восстановления автопроизводства и стабильных отчислений в бюджет поручить Правительству Российской Федерации решить вопрос предоставления населению России инвестиционного кредита для покупки автомобилей "Москвич" (! -Ред.).

4. Прекратить беспредел в ценообразовании на энергоносители и железнодорожные перевозки.

5. Изменить налоговую политику и защитить законодательно отечественного товаропроизводителя.

6. В условиях критического положения экономики республики освободить АООТ "Удмуртнефть" от федеральных налогов и направить их в республиканский бюджет для стабилизации экономики республики, компенсацию трасфертов и выплату задолженности по зарплате и пособий на детей.”

6.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ситуацию, складывающуюся в политическом обществе Удмуртской Республики, можно определить, пожалуй, как становление финансово-бюрократической олигархии, развивающейся в рамках системы "регион-корпорация". Впрочем, как можно предположить, Удмуртия здесь во многом не оригинальна...

Если до принятия новой Конституции УР и до избрания Государственного Совета республики мы писали о возможном развитии процессов в рамках основной позиции "территория - хозяйствующий субъект", то с приходом к власти нового руководства и установлением нового режима необходимо отметить начинающееся стирание грани между управлением территорией и управлением предприятиями. При этом все, что находится в административно-территориальных границах республики, рассматривается как "ресурсы", будь то производственные площади, природные ресурсы или население... Кстати, эта тенденция, заключающаяся в концентрации собственности и финансов в руках территориального руководства, создании крупной инвестиционно-финансовой системы, привлекающей внешние или внутренние инвестиции под залог собственности, находящейся под управлением данного органа управления, имеет в республике давнюю историю и носит достаточно универсальный характер. Тому пример - обсуждавшаяся некогда идея Муниципальной финансовой системы в городе Ижевске [18]. Реализовать эту идею тогда не удалась, что, возможно, и определило крах прерогатив мэра Ижевска, однако то, что предполагается совершить на республиканском уровне, имеет значительное количество признаков той ижевской идеи. Первоначально эта модель называлась Удмуртская инвестиционная компания. Именно поэтому трудно предположить, что конфликт между местным самоуправлением (в значительной степени - ижевским руководством) и руководством республики является конфликтом между двумя общественно-политическими тенденциями. Обе конкурирующие группы имели олигархические признаки, однако новая модель идет в этом плане значительно дальше...

На наш взгляд, общественная структура сегодня в республике формируется в виде модели, имеющей вид некой пирамиды.

Верхнюю ступень общественной иерархии занимают государственные чиновники республиканского уровня. С целью укрепления своего статуса республиканское чиновничество предприняло ряд репрессивных мер по отношению к органам местного самоуправления, чьи прерогативы, приобретенные в апреле 1994 года по местному закону, существенно сужали сферу его влияния.

Второй уровень - руководство и сотрудники финансово-инвестиционных институтов. В авангарде этого “слоя” находятся Евроазиатский банк экономического развития, ставший банком-агентом удмуртского Правительства, Удмуртский пенсионный банк, Уральский трастовый банк, Инвестстройбанк и Агропромбанк.

Третий уровень - руководство производственных и прочих экономических субъектов. Среди наиболее влиятельных - АСПЭК, "Сайгас", "Удмуртнефть", "Продторг" и некоторые другие. Сфера их деятельности, как правило, распространяется на нефть (добыча, транспортировка, реализация и т.д.), рынок недвижимости и ценных бумаг, стройиндустрию... Сложность общественной обстановки в республике, на наш взгляд, создает, с одной стороны, тенденции к образованию некоего монолита на первых трех уровнях под эгидой и прямым управлением госчиновничества, и, с другой стороны, появлению значительной полосы отчуждения между этим монолитом и "простым народом", под которым здесь понимаются "физические лица, не интегрированные в данные группы или не обладающие в них сколь-нибудь значительным статусом”.

Эта группа, как правило, имеет небольшие доходы и незначительную собственность. По некоторым данным, лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, в республике насчитывается до 70% от общего числа населения.

"Разгром" (начавшийся или завершившийся - сказать пока сложно) местного самоуправления в Удмуртии может привести к тому, что в руках республиканского чиновничества сосредоточатся как огромный объем полномочий и административных возможностей, так и немалая ответственность, которую до сих пор оно успешно "делило" то с местным самоуправлением, списывая на него многие грехи, то с руководством Российской Федерации, то с руководством экономических субъектов.

Сегодня, оставшись "один на один" с очередными провалами политических и экономических инициатив или с народным недовольством, республиканское руководство будет, надо думать, либо пенять на Москву, пытаясь переадресовать удар на "антинародный режим" в России, либо на подчиненных им сегодня администраторов территорий, которых они отныне назначают сами.

Кстати, решение тех или иных проблем путем "оргвыводов" стало в последнее время в республике достаточно распространенным явлением.

Источники:

1. Сильна ли государственная власть, которая отбирает у народа право выбирать себе руководителей? // "АИФ Удмуртии", - № 26 от 15 апреля 1996 года.

2. От выживания к развитию - через укрепление государства. (Доклад Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики А.А.Волкова на пятой сессии Государственного Совета Удмуртской Республики.) // "Удмуртская правда" № 56 от 12 апреля 1996 года.

3. Щукин Сергей, Идея удмуртской нефтяной компании продолжает изменяться. Цель, однако, не становится ближе. // "АИФ Удмуртии" № 19 от 22 марта 1996 года.

4. Васильев Алексей. Соседи - не разлей Кама-вода. // "Известия Удмуртской Республики" №№ 48-49  от 30 марта 1996 года.

5. Удмуртия и Башкирия: развитие экономических связей. // "Удмуртская правда" №49 от 2 апреля 1996 года.

6. Щукин Сергей, Договор о дружбе № 2. //"АИФ Удмуртии" № 23 от 5 апреля 1996 года

7. Щукин Сергей, "Контракт века" для Удмуртской Республики. // "АИФ Удмуртии", №29 от 26 апреля 1996 года.)

8. Щукин Сергей, Мы ходим по колено в грязи, под которой - "черное золото", // "АИФ Удмуртии" № 23, от 5 апреля 1996 года.

9. Щукин Сергей, "Ижмаш" как политический фактор. // "АИФ в Удмуртии", № 23 от 5 апреля 1996 года.

10. Сентякова С., "Ижмаш" с протянутой рукой. // "Удмуртская правда" № 49 от 2 апреля 1996 года)

12. Валерий Чиньков. Сосковец не приехал, но московские чиновники пообещали помочь в латании "черных дыр" оборонного комплекса Удмуртии. // "Известия Удмуртской Республики" №№ 60-61 от 20 апреля 1996 года.

13. Валерий Чиньков, "Генералы" прилетают - "генералы" слетают?", "Известия Удмуртской Республики" №№ 65-66 от 27 апреля 1996 года.

13. Иванова Людмила, "Ижмаш": время кризиса - время спроса", // "Известия Удмуртской Республики" №№ 65-66 от 27 апреля 1996 года.)

14. Немсадзе Гиви. "За этим делом стоит гражданская война",// "АИФ в Удмуртии" № 21 от 29 марта 1996 года.

15. Чиньков Валерий, "Пламя гнева ижмашевцев чуть-чуть сбили, но пожар не ликвидирован. // "Известия Удмуртской Республики" №№ 48-49 от 30 марта 1996 года.)

16. Немсадзе Гиви. Вперед, к Удмуртской Империи, // "АИФ в Удмуртии" № 23 от 5 апреля 19966 года).

17. Щукин Сергей, Призрак президентства овладевает властями, массами овладевает нужда. // "АИФ Удмуртии" № 23 от 5 апреля 1996 года.

18. И.Егоров. Удмуртская Республика в апреле 1994 года, И.Егоров. Удмуртская Республика в мае 1994 года. Политический мониторинг ИГПИ №№ 4-5, 1994 год