Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

НЕЗАВИСИМЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ГАБИТУС"
Н.ПОГОДАЕВ, О.ГРИБАНОВА, Н.КОНОВАЛОВА

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в апреле 1996 года

1.     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.    Деятельность исполнительной власти

1.1.1.    Кадровые перестановки

A.    Новый представитель Президента РФ по НСО

Указом N507 от 9 апреля Президент РФ Б.Ельцин назначил полномочным представителем президента в Новосибирской области Игоря Викторовича Шмидта.

И.В.Шмидт родился в 1961 году в с. Бельское Пировского района Красноярского края. После окончания Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта в 1984 году остался работать в институте в должности инженера, потом был избран заместителем секретаря, секретарем комитета комсомола института.

Служил в армии. Первые два года после службы в армии работал на партийной, комсомольской работе, с 1990 по 1995 год работал в должностях председателя комитета по делам молодежи мэрии г.Новосибирска, заместителем директора департамента, директором департамента науки, образования, культуры, спорта и молодежной политики областной администрации. С 1995 года - заместитель главы администрации области. После ухода из обладминистрации, в связи со сменой губернатора, работал и.о. генерального директора АО "Востокбурвод". Был известен как один из самых демократичных функционеров областной администрации. Он считает, что получил этот пост, поскольку не примкнул ни к одной партии; имеет опыт административной работы; молод.

Как известно, Президент во время личной встречи попросил В.Муху подобрать кандидатуру преемника бывшему представителю Президента по НСО А.Манохину. Но вряд ли кандидатуру И.Шмидта предложил в Москве кто-то иной, кроме И.Индинка. Таким образом, рекомендация И.Индинка оказалась весомее, чем мнение губернатора. Видимо, решающую роль сыграли тут предвыборные мотивы. От В.Мухи в этом смысле ждать многого не приходится. Можно предположить, что в области создается противовес власти губернатора, связанный с его предшественником и имеющий поддержку в Москве [1].

B.    Назначения в обладминистрации

Глава областной исполнительной власти В.Муха подписал постановление "О недостатках в организации работы управления финансов и налоговой политики администрации области". В нем отмечается, что управление не обеспечивает выполнение возложенных на него задач и функций по осуществлению контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств. Выявлены существенные недостатки и упущения в деятельности управления финансов и налоговой политики, где имеют место факты несвоевременного выставления инкассовых поручений и неначисление штрафных санкций в случае просрочки погашения ссуд, что привело к отвлечению бюджетных средств и использованию их различными коммерческими структурами в своих целях. Руководствуясь статьей 48 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", глава администрации области освободил начальника управления, финансов и налоговой политики А.П.Степанова от занимаемой должности.

Глава администрации области В.Муха распоряжением от 17 апреля назначил начальником областного управления финансов и налоговой политики Каиля Александра Федоровича. Он родился в 1945 году в селе Желтоногине Тогучинского района. Окончил Новосибирский сельхозинститут по специальности "экономист-организатор". Работал бухгалтером отделения, бухгалтером, заместителем главного бухгалтера Тогучинского откормсовхоза, главным бухгалтером совхоза "Тальменский", директором совхоза "Бурмистровский", начальником Государственной налоговой инспекции Искитимского района. В последнее время занимал должность заместителя начальника Государственной налоговой инспекции области.

Губернатор подписал заявление об отставке председателя областного спорткомитета Н.Козлова. В.Муха отметил, что эта отставка связана с нареканиями в адрес Н.Козлова со стороны ведущих тренеров и руководителей спортивных организаций.

C.    Назначения в мэрии Новосибирска

Назначен новый первый заместитель мэра Новосибирска - Городецкий Владимир Филиппович, 1948 г.р.. Закончил Брянский институт транспорта и транспортного машиностроения. Инженер-механик. Закончил Новосибирскую ВПШ. Работал грузчиком, монтером, начальником цеха на заводе железобетонных конструкций. С 1985 по 1989 год - председатель Первомайского райисполкома. С 1989 - член плановой комиссии горисполкома, в 1991-1992 гг. - первый заместитель председателя горисполкома. С февраля 1992 года - коммерческий директор Новосибирского хлопчатобумажного комбината.

В.Городецкий будет исполнять обязанности вице-мэра наряду с Н.Животревым.

1.1.2.    Постановления областной администрации

Принято постановление областной администрации "О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Новосибирской области в 1996 году". Чтобы решить продовольственную проблему, необходимо, как подчеркивается в постановлении, совершенствовать взаимоотношения предприятий АПК, содействовать интеграции производства, способствовать образованию финансово-промышленных групп на региональном и межрегиональном уровне, осуществлять меры по развитию аграрной реформы [2].

В.Муха предписал руководителям "Новосибирскэнерго" и других энергоснабжающих организаций не прекращать и не ограничивать до 15 мая подачу электроэнергии тем потребителям, у которых может возникнуть аварийная ситуация после отключения. Это объекты водоснабжения, радиотрансляционные центры и телевидение, метрополитен, наземный электротранспорт, тепличные хозяйства.

Приняты постановления: "О деятельности, связанной с лицензированием транспортно-экспедиционного обслуживания юридических и физических лиц"; "О лицензировании деятельности, связанной с ремонтом, техническим обслуживанием и хранением автотранспортных средств на платных стоянках"; "О лицензировании деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и грузов на автомобильном транспорте" [3].

В.Муха распорядился сохранить в 1996 году предельный уровень платежей граждан на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги в размере 40 процентов от затрат на их производство. Этот уровень был установлен в декабре 1994 года.

Пресс-служба администрации области сообщает, что в соответствии с постановлением Правительства России губернатор утвердил задания администрациям районов и городов области по строительству и приобретению жилья в 1996-1997 годах для граждан, уволенных с воинской службы в запас или в отставку, а также для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей. Всего за два года предусмотрено построить 770 квартир, из них 621 - в Новосибирске. Контроль за этой работой возложен на департамент строительства, инновационного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Должностные лица, допустившие отвлечение средств, предназначенных для строительства жилья, будут привлекаться к ответственности в установленном законодательством порядке.

1.1.3.    Коллегия обладминистрации

На очередной коллегии администрации области, состоявшейся 4 апреля, обсуждены следующие вопросы: исполнение бюджета на 1996 год, проведение весенне-полевых работ, решение социальной программы области. С докладами выступили В.Киселев, Ф.Чуев, А.Шинкаренко. Что касается бюджета, то доходы составили 81% от плана, профинансировано всего 14% годового лимита. Это связано со слабостью источников пополнения областного бюджета: налоги на прибыль и имущество дали по 75% доходов от возможного, акцизы - 84%, подоходный налог с физических лиц исполнен на три четверти. Финансирование, по словам В.Киселева, свелось к "отовариванию" защищенных статей бюджета, а остальные статьи закрывались путем взаиморасчетов и векселей. В связи с этим были приняты "Мероприятия по обеспечению исполнения бюджета в 1996 году". Решено осуществить выпуск краткосрочных долговых обязательств области на сумму 54 млрд. рублей; разработать программу регионального векселя, действующего на территории Западной Сибири; привлекать к кредитованию, обращению векселей иногородние банки и другое. Есть пункты чисто контрольного действия, позволяющие привлекать дополнительные средства в областной бюджет, в частности, связанный с торговлей водкой и ликеро-водочными изделиями. Новизной в финансовой жизни будет областной заем, проект которого уже есть и который, по мнению разработчиков, позволит консолидировать в бюджете около 50 млрд. рублей. Исполнение большинства мероприятий рассчитано на довольно короткую перспективу - первое полугодие, третий квартал.[4]

1.2.    Деятельность представительной власти

1.2.1.    Устав области

Принято решение 21 сессии Новосибирского областного совета депутатов первого созыва об Уставе Новосибирской области [5].

В Устав входят следующие главы:

1. Конституционные основы власти НСО.

2. Человек и власть.

3. Предметы ведения и полномочий НСО.

4. Законодательная власть.

5. Исполнительная власть.

6. Территориальные органы государственной власти в НСО.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Законодательство НСО.

10. Правоохранительная деятельность.

11. Административно-территориальное устройство области.

12. Государственная служба.

13. Экономическая деятельность. Собственность.

14. Финансы области.

15. Социальная политика в НСО.

16. Вступление в силу и изменение Устава.

17. Переходное положение.

1.2.2.    О правомерности решения облсовета о продлении полномочий

В решении областного Совета от 27 декабря 1995 года записано, что выборы депутатов Новосибирского областного Совета второго созыва предстоит провести в декабре 1997 года и что полномочия Новосибирского областного Совета депутатов первого созыва прекращаются со дня возникновения полномочий областного Совета депутатов второго созыва.

15 апреля в Новосибирске состоялась конференция демократических партий и общественных объединений, целью которой было обсуждение ситуации, сложившейся в связи с продлением областным Советом своих полномочий. Экс-депутат областного Совета Г.Пугачев, сложивший с себя полномочия в связи с окончанием их срока, считает, что законодательную власть в области узурпировала кучка коммунистов в личных или партийных интересах. На конференции был поставлен вопрос о легитимности председателя облсовета, так как его избирали только 33 депутата, причем за него было отдано только 17 голосов.

На конференции были приняты два документа. Это заявление политических партий и общественных организаций Новосибирска и обращение тех же партий к губернатору В.Мухе. Под документами пока что поставили свои подписи представители только пяти общественно-политических структур (от "Земли Сибирской", НОО Российского социал-демократического союза, НОО Социалистической партии трудящихся, движения "Молодые социал-демократы России" и от СДПР), но ожидается, что некоторые другие партии и движения последуют их примеру. И в заявлении, и в обращении содержатся требования “прекращения узурпации власти”, сложения облсоветом своих полномочий, объявления выборов депутатов нового созыва не позднее осени 1996 года. Если в ближайшее время вышеозначенные требования не будут удовлетворены, то решением вопроса будет заниматься областной суд.[6]

Председатель областного Совета депутатов А.П.Сычев провел пресс-конференцию, в ходе которой прокомментировал обращение Госдумы к депутатам представительных органов субъектов Федерации. Отвечая на вопрос о том, правомерно ли решение областного Совета депутатов от 27 декабря 1995 года "О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов", А.Сычев напомнил, что в сентябре прошлого года Указом Президента N 951 определилась необходимость проведения в декабре 1997 года выборов представительных, законодательных органов власти, сроки полномочий которых, в соответствии с ранее принятым Указом Президента, истекали либо в 1995, либо в 1996 году. Конституция РФ, принятая в декабре 1993 (статьи 76, 77), наделила субъекты Федерации, каковым является Новосибирская область, правом самим определять порядок избрания и сроки полномочий представительной власти. Поэтому решение областного Совета о назначении выборов в декабре 1997 года вполне правомочно. Права избирателей и депутатов не нарушены. Что касается сроков полномочий ныне действующего Совета, то он фактически сокращен почти на полтора года, так как по действующему Закону РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов, краевой, областной администрации "представительные органы государственной власти субъекта Федерации избираются сроком на 5 лет”. А нынешний Совет избран в марте 1994 года. "Таким образом, - сказал А.Сычев, - мы никаких нарушений не допустили, поэтому заявления о каком-то захвате депутатами Совета власти не более как эмоции". Заявление депутата областного Совета Г.Пугачева о сложении им депутатских полномочий (заявление опубликовано [7]) А.Сычев считает чисто политическим шагом [8].

1.2.3.    22-ая сессия областного Совета

Опубликовано распоряжение председателя Новосибирского областного Совета депутатов от 01.04.96 "О созыве 22-й сессии Новосибирского областного Совета депутатов". На рассмотрение предлагались следующие вопросы:

- о проекте Закона области "О выборах депутатов органов местного самоуправления Новосибирской области" (второе чтение);

- о проекте Закона области "О выборах депутатов территориальных органов государственной власти Новосибирской области" (первое чтение);

- о проекте Закона области "О государственной службе Новосибирской области" (первое чтение);

- о положении об областном резервном фонде;

- о положении о предоставлении краткосрочных ссуд, выдаваемых из областного бюджета;

- о проекте Закона НСО "О местном референдуме" (первое чтение);

- о передаче объектов собственности и другие.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.    Политическая обстановка в области накануне выборов Президента

2.1.1.    Опрос общественного мнения

Прошел семинар "Опрос общественного мнения". Мероприятие организовали Международный республиканский институт и Американский бизнес-центр в Новосибирске. В рамках семинара был проведен опрос жителей Новосибирска по политической тематике. Самой важной российской проблемой 38,6% респондентов считают достижение стабилизации экономики, 21% наиболее существенным назвали борьбу с преступностью, а 13% - коррупцию в правительстве. На четвертом месте - обеспечение рабочими местами (12% опрошенных), национальные проблемы волнуют лишь 5% респондентов. На вопрос: "Как вы считаете, развивается ли Россия в правильном направлении?" - положительно ответили 42,7% опрошенных, 48,1% считают, что страна развивается в неправильном направлении, 8,8% затруднились ответить на этот вопрос. На вопрос: "Если бы выборы Президента РФ состоялись сегодня, за кого бы вы голосовали?" - 20% ответили "за Зюганова", 18% - "за Ельцина", 17% - "за Явлинского". Остальные кандидаты пользуются на сегодняшний день малой популярностью. Самым важным качеством, которым должен обладать президент, 30% опрошенных считают опыт и репутацию кандидата, вторым по важности фактором является личность кандидата (24%). Что касается чеченского вопроса, независимость республике предоставили бы 31% опрошенных, 33% пошли бы на переговоры, 15% настаивают на военном подавлении.[9]

2.1.2.    Левые и патриотические силы

В конце марта прошла предвыборная акция народно-патриотических сил. Представителями общественно-политических партий и движений, ветеранских, женских и молодежных организаций Новосибирской области начато подписание соглашения о поддержке единого кандидата Г.А.Зюганова на пост Президента РФ. В числе первых, подписавших соглашение: от АПР - депутат Госдумы Н.Харитонов, от КПРФ В.Кузнецов, от областного совета ветеранов - В.Журавлев, от национально-патриотического движения "Держава" - А.Беседин, от Российского коммунистического союза молодежи - Е.Полиновская, а также руководители предприятий и общественные деятели. Принято обращение ко всем землякам с призывом поддержать Г.Зюганова на предстоящих выборах.

В левобережной промышленной зоне Советского района Новосибирска состоялась конференция трудящихся и жителей. В ней приняли участие представители более 10 трудовых коллективов промышленных предприятий, учебных заведений, а также общественных объединений. Конференция подвела итоги деятельности первого в городе совета трудовых коллективов и общественных организаций, созданного год назад; избрала его новый состав, учредила печатный орган - "Информационный бюллетень совета", который будет распространяться в трудовых коллективах и общественных организациях. Сформулированы наказы единому кандидату в президенты России от левых и патриотических сил. В новый состав совета вошли работники крупнейших промышленных предприятий и учебных заведений района, а также представители совета ветеранов района, представители КПРФ, РКРП и движения "Трудовой Новосибирск".

Состоялось учредительное собрание Новосибирского патриотического объединения “Союз советских офицеров”, на котором присутствовало более 70 офицеров, прапорщиков, сержантов и рядовых из числа кадровых военнослужащих, а также тех, кто находится в запасе и отставке. Участники собрания приняли устав организации, избрали руководящие органы, приняли решение ежемесячно выпускать газету "Советский воин". Единогласно было принято обращение в поддержку постановления Госдумы о денонсации Беловежских соглашений, а также заявление о поддержке Г.Зюганова.

На станции "Студенческая" состоялся пикет, проведенный комсомольской организацией. Требования участников пикета: повышение стипендий, прекращение войны в Чечне. Комсомольцы агитировали за лидера КПРФ Г.А.Зюганова.

2.1.3.    Демократические силы

20 апреля в Новосибирске состоялась областная конференция демократических сил. Организатором своеобразного круглого стола местных демократов выступил недавно учрежденный Фонд демократических реформ (ФДР). Председателем этого фонда является экс-представитель президента РФ по НСО А.Манохин. Участники конференции приглашались по "личностному признаку". Принцип "не представители, а личности" позволил участникам конференции выражать свое личное мнение, не представляя его как мнение своих организаций. А.Манохин сообщил, что фонд не является партийной структурой, "фонд - это рабочая организация, обслуживающая активно действующих политиков и депутатов". По мнению Манохина, о едином кандидате новосибирские демократы договориться явно не смогут, и единственное, о чем имеет смысл вести речь, - определиться с кандидатами, способными пройти во второй тур и вести агитацию за них, "а потом во втором туре поддержать прошедшего кандидата". По его мнению, проходных кандидатов на сегодняшний день четверо: Б.Ельцин, Г.Явлинский, Г.Зюганов, В.Жириновский. "Сегодня демократа можно определить как человека, который ни при каких обстоятельствах не голосует за Жириновского и Зюганова".[10]

6 апреля в Москве состоялся первый съезд Общероссийского движения общественной поддержки кандидатуры Б.Ельцина на июньских выборах главы государства. Из Новосибирска было двое делегатов - руководитель региональной организации движения "Реформы - новый курс" О.Шуваев и председатель НОО экологической партии "Кедр" О.Колмаков. Олег Шуваев сообщил, что движение "Реформы - новый курс" поддерживало кандидатуру И.Шмидта на пост представителя Президента по Новосибирской области. Он считает, что Шмидт перспективный политик, и одно из его главных положительных качеств - аполитичность. Именно поэтому, как сообщил О.Шуваев, ему было предложено возглавить региональный штаб по подготовке и проведению президентских выборов, решение об образовании которого 11 апреля принял Новосибирский штаб Общероссийского движения общественной поддержки Б.Ельцина. В рамках ведения предвыборной кампании Б.Ельцина в Новосибирске ожидаются с визитами помощники Президента В.Илюшин и Г.Сатаров. По линии движения "Реформы - новый курс" в конце мая Новосибирск планирует посетить экс-спикер Совета Федерации В.Шумейко.[11]

2.1.4.    Визит представителей посольства США

24 апреля и.о. губернатора Новосибирской области В.Киселев встретился с представителями посольства США. Целью визита американских дипломатов является знакомство с политической и экономической ситуацией в регионе накануне президентских выборов. Исполняющий обязанности губернатора области В.Киселев, говоря о внутриобластной политике, подчеркнул относительно небольшой срок нахождения губернатора В.Мухи у власти, и сообщил, что стратегия политики в принципе не изменилась, разве что стала более конкретной. О расстановке политических сил в регионе В.Киселев придерживается следующего мнения: в области нет ни одной серьезной политической структуры, и даже самые массовые партии не в состоянии оказать значительного влияния на любого рода события. Сегодня люди больше ориентируются на конкретные личности.[12]

2.2.    Общественное движение вкладчиков и Фронт национального спасения

4 апреля в общественную приемную областной администрации представителями Общественного движения вкладчиков (ОДВ) НСО передано обращение собрания участников ОДВ к губернатору области В.Мухе. Вкладчики обратились к Мухе с просьбой создать при губернаторе комиссию по защите прав вкладчиков, обратиться в областной суд по вопросу приостановления исполнения решения Заельцовского суда, касающегося здания бывшего офиса кампании "Русская недвижимость", установить порядок и форму группового обслуживания вкладчиков. Кроме того, В.Муху, как члена Совета Федерации, участники ОДВ просили посодействовать ускорению принятия законов, предусмотренных Президентским Указом "Об утверждении комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров".

Оттенок политического скандала факту появления этого обращения придает стоящая под ним подпись председателя собрания, председателя ОДВ НСО И.Аристова. 29 марта, на пресс-конференции в Доме журналистов И.Аристов представлялся в качестве руководителя местной организации Фронта национального спасения и заявил дословно следующее: "В 1995 году областная организация ФНС одной из первых в современной России перешла к конспиративным методам работы, нацеленным на ликвидацию режима Б.Ельцина и установлению добросовестной, ответственной за судьбы страны власти. Внешним фоном нашей деятельности на местном уровне служило движение вкладчиков Новосибирской области, созданное нами по директивным указаниям Центра национального сопротивления. Используя движение вкладчиков, случайных союзников и попутчиков, в среде новосибирских предпринимателей ФНС добился локальных успехов". И.Аристов сообщил, что "более важная часть" работы местного ФНС протекала за пределами НСО "и носила конспиративный характер: материальная база движения вкладчиков, созданная за счет самых разнообразных источников, позволила оказать существенную помощь нашим соратникам в европейской части России и так называемых "странах СНГ". Несмотря на такое заявление, И.Аристов вновь представляется активистом ОДВ, более того - в обращении губернатору его кандидатура в качестве представителя ОДВ предложена в состав комиссии по защите прав вкладчиков при губернаторе.

Член правления ОДВ Ю.Якимов сообщил газете "Новая Сибирь", что, по его мнению, заявление И.Аристова о том, что ФНС и ОДВ близнецы-братья, связано с попыткой И.Аристова обезопасить себя от судебного преследования за несанкционированное перекрытие членами ОДВ Красного проспекта во время проведения пикета у здания мэрии 20 марта. Ю.Якимов считает, что в нарушении порядка сам И.Аристов вряд ли повинен, он выступал против перекрытия, но возмущение людей оказалось сильнее. Г-н Якимов также сообщил, что заявления г-на Аристова о том, что "материальная база движения вкладчиков" была направлена на работу структур ФНС, выглядит крайне сомнительными: "ОДВ начало собирать взносы только в ноябре-декабре, до этого никаких денег мы не собирали. Более того, пока И.Константинов (председатель ФНС) был кандидатом в депутаты, он, насколько мне известно, финансировал деятельность ОДВ из своих денег. Деньги на работу объединения вкладчиков поступали и из ФНС, и от сочувствующих ФНС бизнесменов. Однако после провала на выборах ФНС и И.Константинов финансирование ОДВ прекратили. Так что никакие средства ОДВ ФНС использовать не мог - все было наоборот. Единственное, чем помогли И.Константинову, - это тем, что выделили людей для сбора подписей, однако это было сделано абсолютно бесплатно".

Ситуация с И.Аристовым несколько нетипична даже для сегодняшней популяции российских политиков. Если то, что он говорил на пресс-конференции о конспиративной деятельности ФНС и о том, что организация вкладчиков была для политиков из ФНС лишь "внешним фоном", - правда, то, таким образом, обманутые вкладчики выполняли роль "подсадной утки". Если же это заявление - лишь попытка И.Аристова обезопасить себя, то те же вкладчики используются в качестве "живого щита". На свое обращение к губернатору общественное движение вкладчиков ответа не получило.[13]

2.3.    Новые отделения партий и движений

2.3.1.    "Народный дом"

В апреле в Новосибирске зарегистрировано региональное отделение Межрегионального общественного учреждения "Народный дом". Как сообщил руководитель новой общественно-политической структуры А.Белкин, в создании Новосибирского регионального отделения приняли участие областные организации движений "Реформы - новый курс" и НДР при поддержке христианско-демократической партии и московского "Народного дома". Главной задачей учреждения является превращение в центр политической работы с общественностью. Для этого будут созданы общественные приемные. "Народный дом" будет выявлять проблемы и поднимать их перед российским правительством. В общем, по словам А.Белкина, учреждение будет заниматься организационной деятельностью, то есть консультативной и практической. К тому же, оно имеет право получать взносы и пожертвования.

В кампании по выборам президента "Народный дом" выступил в поддержку кандидатуры нынешнего президента и стал соучредителем общероссийского движения общественной поддержки Б.Ельцина.[14]

2.3.2.    Горбачев-фонд

В Новосибирске появилось региональное отделение Горбачев-фонда. Президентом стала О.В.Лесневская, бывший пресс-секретарь НО "Демократическая Россия". 17-18 апреля Новосибирск посетил М.Горбачев. Прошли встречи со студентами, состоялась встреча с губернатором В.Мухой.

2.3.3.    Партия Ивана Индинка

Экс-губернатор Новосибирской области И.Индинок, ныне заместитель председателя правления Ланта-банка, дал интервью газете "Новая Сибирь". Он заявил, что у него сейчас три направления работы. Во-первых, основная работа в Ланта-банке. Второе направление - это политическая работа, создание нового движения. И третье направление - то, что для души, - это гуманитарно-просветительский клуб "Зажги свечу". Из политики он уходить не собирается, однако, по его словам, не ставит себе задачу вернуться во властные структуры. В ближайшее время он намерен принять участие в создании нового общественно-политического движения. Главная цель его создания - поиск и подготовка (правовая и экономическая) новых лидеров в Сибири - будущих государственных управленцев, лидеров, депутатов всех уровней.[15]

2.4.    Рейтинг новосибирских политиков

Центр политического анализа "Фактор" подвел итоги опроса среди политических обозревателей местных СМИ по выявлению рейтинга популярности новосибирских политиков. Рейтинг определялся по 10-балльной системе. На первом месте - губернатор области В.Муха (9,13), за ним - мэр Новосибирска В.Толоконский (7,62), первый заместитель губернатора В.Киселев (6,76), председатель областного Совета А.Сычев (5,69), депутат Госдумы (АПР) Н.Харитонов (4,86).[16]

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.    Итоги экономического и социального развития НСО в январе-марте 1996 года

Новосибирский областной комитет государственной статистики подвел итоги экономического и социального развития Новосибирской области в январе - марте 1996 года [17].

3.1.1.    Производство

- производство валового внутреннего продукта:

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошли структурные изменения в сторону увеличения доли услуг в общем объеме ВВП. Реальный объем произведенного ВВП сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2 процента.

- Промышленность:

Из 99 важнейших видов продукции, производимых в области, допущено снижение выпуска по сравнению с январем-мартом прошлого года по 54 видам, из низ более чем в два раза - по 16; увеличилось производство 32 видов продукции. Продолжается процесс формирования негосударственного сектора в промышленности. По состоянию на 1 апреля 1996 года негосударственной формой собственности охвачено 79% крупных и средних промышленных предприятий области, ими произведено в первом квартале 82% областного объема промышленного производства. В первом квартале государственные предприятия увеличили производство по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 12.4%, негосударственные снизили на 6%.

- Капитальное строительство:

Предприятиями и организациями АПК за счет всех источников финансирования освоено капитальных вложений на 28% ниже уровня первого квартала 1995 года. Доля затрат агропромышленного сектора в общем объеме капитальных вложений в экономику области составила 7%. На производственное строительство отраслей АПК направлено 72% от общего объема.

Основным источником финансирования инвестиционной деятельности являются собственные средства предприятий, на их долю приходится 64% общего объема капитальных вложений. Удельный вес инвестиций из федерального бюджета сократился с 20.6 до 17.2%.

В основном спад производства строительной продукции обусловлен тяжелым финансовым положением подрядных организаций, вызванным неплатежеспособностью заказчиков. Выполненные за первый квартал работы оплачены в среднем на 45%.

- Сельское хозяйство: на 1 апреля в области зарегистрировано 5.256 крестьянских хозяйств. За фермерами закреплено 328.8 тысяч гектаров земли.

3.1.2.    Оптовый рынок

В общем объеме реализации предприятий-изготовителей 69.5% составляет продукция производственно-технического назначения, 30.5 - потребительские товары, в обороте предприятий оптовой торговли - 55.7 и 44.3% соответственно.

3.1.3.    Транспорт и связь

- Транспорт: в условиях сокращения объемов производства продолжает снижаться объем перевозимых грузов. Всеми видами транспорта общего пользования перевезено грузов на 18,5% меньше, чем за этот же период прошлого года.

3.1.4.    Приватизация

В первом квартале подали заявки на приватизацию 32 предприятия. Приватизировано 24 предприятия, 37,5% составляют объекты федеральной собственности и 50% - объекты муниципальной собственности.

3.1.5.    Внешнеэкономическая деятельность

По предварительным данным экспортные поставки области составили около 56 млн. долларов США.

3.1.6.    Цены

Сводный индекс потребительских цен в марте текущего года на товары и платные услуги составил 102,8%, наименьший рост цен - 0,3%, зафиксирован во вторую и четвертую неделю месяца. Цены на продовольственные товары за месяц возросли на 2,7%, а за квартал - на 8,3. Цены на промышленные товары повысились за месяц на 1,8%, а с начала года - на 9,4%. Опережающими темпами росли цены на платные услуги населению: за месяц - на 5%, за квартал - на 11,5.

3.1.7.    Финансы

Финансовое положение предприятий и организаций продолжает осложняться неурегулированностью взаиморасчетов по отраслям экономики. На начало марта общая задолженность предприятий промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства увеличилось на 27,3% и составила 8,5 трлн. рублей.

Преобладающую роль в системе организации экономических процессов потребительского рынка играет негосударственный сектор, удельный вес которого в объеме розничного товарооборота составил 84,5%.

3.1.8.    Рынок труда

Численность работников, занятых в экономике области в феврале 1996 года, составила 894,6 тысячи человек, по сравнению с февралем 1995 года она сократилась на 4%. Наибольшее сокращение численности занятых отмечено в таких отраслях, как строительство (на 14%), промышленность (на 8%), сельское хозяйство, наука и научное обслуживание (на 6%). В органах управления, жилищно-коммунальном хозяйстве число работающих возросло на 5-7%. В органах службы занятости состоит на учете 31,2 тысячи человек, из них 27,9 тысяч признаны безработными.

3.2.    Заседание "Сибирского соглашения"

В Новосибирске состоялось заседание координационного совета по конверсии Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", на котором директора оборонных предприятий, представители областных администраций и сибирские ученые в очередной раз пытались найти пути выхода из кризиса. Не оправдались надежды большинства предприятий выжить за счет перехода на выпуск гражданской продукции - спад ее производства на предприятиях ВПК характеризуется даже более высокими темпами, чем на сугубо гражданских предприятиях. Не сбылись и надежды, связанные со свободным выходом предприятий на внешний рынок. В силу существовавшей ранее глубочайшей координации ВПК большинство предприятий оказались не способны самостоятельно продвигать на мировой рынок конкурентоспособные образцы вооружений. Решения предлагались противоположные, а порой и взаимоисключающие. Так, директор новосибирского приборостроительного завода Б.Галущак убежден, что при создавшихся в стране условиях вести товарное производство просто бессмысленно. В связи с этим предлагаются радикальные меры: в ультимативном порядке потребовать от правительства снижения стоимости энергоресурсов и транспортных тарифов в несколько раз, аннулировать пени и штрафы по налогам, списать долги энергетикам, ограничить ввоз импортных промышленных товаров. Директор завода "Электросигнал" Н.Рычков убежден в обратном - обращаться в очередной раз в правительство бессмысленно, решать все вопросы нужно в рамках МАСС. Выход из создавшегося положения он видит в возрождении совнархозов и усилении государственного регулирования промышленности на уровне субъектов Федерации (территориальные заказы, снижение местных поборов и т.д.).

Обобщая столь противоречивые высказывания, председатель совещания В.Муха пообещал учесть все предложения и напомнил, что влияние ассоциаций сибирских и дальневосточных территорий на законотворческий процесс очень велико. Помимо традиционных призывов к углублению кооперации предприятий всех регионов Сибири, более тесному сотрудничеству администраций и подключению к конверсии науки, В.Муха выдвинул два сравнительно новых, далеко идущих предложения. Первое: на льготных условиях передать субъектам РФ в эксплуатацию ряд малых нефтяных месторождений с тем, чтобы в дальнейшем использовать полученные доходы на конверсионные нужды. Второе предложение аналогичного характера касается передачи Минатому РФ россыпных и рудных месторождений золота. А в запасе у координационного совета есть еще одна задумка - требование предоставления особого статуса для территорий "Сибирского соглашения".[18]

3.3.    Создание Технопарка в Новосибирске

После принятия областного закона о научно-технической деятельности научные круги и администрация области вплотную занялись разработкой концепции Технопарка "Новосибирск". Целью является прежде всего создание в Новосибирске среды, благоприятной для реализации научно-технических достижений, особенно через малые формы деятельности. Технопарк должен помочь фирмам в освоении новых наукоемких технологий и организации мелкосерийного производства конкурентноспособной продукции в условиях рыночных отношений. На базе Технопарка будут открыты бизнес-классы для обучения руководителей предприятий и фирм основам рыночных отношений, банк данных нереализованных проектов и разработок, технологический отдел для разработки механизма внедрения предлагаемых проектов, информационный отдел. Для защиты интеллектуальной собственности разработчика в Технопарке будет существовать патентный отдел. Однако множество отделов никак не повлияет на численность исполнительной дирекции Технопарка. Она будет состоять из нескольких высокообразованных специалистов, которые будут непосредственно отбирать конкретные проекты и искать финансовую поддержку для их внедрения в производство. В постановлении правительства РФ сказано, что финансирование проектов, представляемых Технопарком "Новосибирск", ложится на Министерство экономики РФ, Министерство науки и технической политики РФ, Государственный комитет РФ по высшему образованию. Помимо федеральных средств в облбюджете заложена статья о финансировании Технопарка в 1996 году.[19]

3.4.    Внешнеэкономические связи

3.4.1.    Сотрудничество с Францией

С 3 по 7 апреля в Новосибирске находилась делегация компании "S.C.P. Рафаелли" во главе с г-ном Мишелем Рафаелли, являющимся консультантом администрации Новосибирской области по вопросам внешнеэкономического сотрудничества с Францией. В дни визита проведены переговоры сторон, подписан протокол о намерениях по модернизации управления и развитию аэропорта Толмачево. Кроме того, стороны пришли к соглашению о необходимости создания экономического представительства Новосибирской области во Франции. Конкретные условия предоставления кредита пока не афишируются. Известно, однако, что это будут прямые инвестиции, не требующие предоставления правительственных гарантий. Это значительно упрощает процедуру получения кредита, что, безусловно, можно отнести к очевидным преимуществам достигнутого соглашения. Финансирование будет осуществляться во французской национальной валюте. Сейчас прорабатываются несколько вариантов организации инвестирования, возможно, для строительства гостиницы и других объектов инфраструктуры аэропорта будет создана самостоятельная структура по типу СП. Не исключено также, что кредит будет предоставлен под встречные поставки сырья и материалов предприятиями области. В ближайшее время в Новосибирск приедут французские эксперты для сбора информации и изучения ситуации на месте. По результатам экспертизы будет заключено соглашение с финансовой группой. Два других подписанных протокола касаются организации торгово-экономического представительства Новосибирской области во Франции, открытие прямого авиарейса Новосибирск-Марсель и продление полномочий Мишеля Рафаелли в качестве консультанта обладминистрации по внешнеэкономической деятельности.[20]

3.4.2.    Прием германской делегации

В администрации области состоялся прием германской делегации, прибывшей по случаю открытия в Новосибирске центра переподготовки демобилизованных военнослужащих. В беседе затрагивались такие проблемы, как будущее Центра переподготовки, иностранные инвестиции в промышленность области. Центр имеет возможность зарабатывать деньги самостоятельно, обучая различные категории граждан (помимо военнослужащих) на платной основе, сдавая в аренду ВУЗам оборудованные по последнему слову техники классы, используя свою материальную базу, связанную с деревообработкой и автосервисом, по назначению. Проблема инвестирования вызывает интерес обеих сторон. Для области это - социально значимый, связанный с увеличением числа рабочих мест, общим оживлением инфраструктуры региона вопрос. Именно в этом ключе будут решаться вопросы с германскими инвестициями в отношении, например, налоговых льгот. Наиболее перспективным представляется создание в Новосибирской области мощного узла автомобилестроения, что напрямую связано с трудоустройством кадров, получивших подготовку в Центре.

3.4.3.    Сотрудничество с Республикой Таджикистан

Протокол о намерениях торгово-экономического сотрудничества в 1996-2000 годах между Правительством Республики Таджикистан и Новосибирской областью РФ подписан в ходе визита в эту страну делегации администрации Новосибирской области. Для реализации достигнутых договоренностей губернатор организовал рабочую группу, руководителем которой назначен В.Н.Киселев.

3.5.    Банки

3.5.1.    Сибирский торговый банк

Главное управление Центробанка по Новосибирской области провело проверку Сибирского торгового банка, в ходе которой установлено, что на день проверки суммы неисполненных платежных документов клиентов при наличии средств на их счетах составило более 97 млрд. рублей. Внимание проверяющих привлек и ссудный портфель СТБ: исчезло 89,4 млрд. рублей платных ресурсов, выданных на беспроцентной основе. При этом у значительной части заемщиков уставный фонд не превышает двух миллионов рублей и практически нет ликвидных активов. Столь рискованная кредитная политика прояснилась после того, как были изучены уставные документы крупных заемщиков. Выяснилось, что в девяти фирмах-заемщиках среди учредителей оказались высокопоставленные сотрудники банка. Всего на эти девять фирм приходится 51,1 млрд. рублей беспроцентных кредитов. Установлено, что за счет учтенных векселей этих фирм наполнялся уставный фонд СТБ, то есть акции приобретались фактически за воздух. Льготные кредиты предоставлялись и сотрудникам банка напрямую, что также существенно сказалось на ликвидности. В результате льготного кредитования сотрудников на сумму 1259,2 млн. рублей банком недополучен доход 5522 млн. рублей, за 1994 год на компенсацию разницы в процентных ставках по кредитам, полученным сотрудниками банка, направлено 1237,6 млн. рублей чистой прибыли, которая предназначалась на выплату дивидендов акционерам банка. Еще одной не совсем понятной финансовой операцией явилось открытие счетов для физических лиц по ставкам, в сотни раз превышающим средние по банку, - до 17.659% годовых.

По всей видимости, результаты проверки были обнародованы не без политической воли нынешнего руководства области, поскольку просто так такие документы достоянием общественности не становятся. Эксперты газеты "Новая Сибирь" считают, что если их предположения верны, то это свидетельствует о политической смерти банка. Помимо прочего, это означает завершение нового передела сфер влияния на финансовом рынке города. После прихода к руководству области В.Мухи, ранее занимавшего пост вице-директора банка "Левобережный", финансовый центр Новосибирска планомерно перемещается в этот банк.[21]

Бывший губернатор области И.Индинок прокомментировал материалы проверки ГУ ЦБ. Он сказал, что когда в банке начался кризис, то он дал задание разработать пакет документов по превращению СТБ в банк администрации Новосибирской области. Вексельный кредит в 60 миллиардов как раз и обеспечивал эту программу, поскольку 51% акций переходил к администрации. Фактически банк должен был стать государственным. Это дало бы вкладчикам банка весомые гарантии сохранности вкладов.[22]

Губернатор Виталий Муха провел совещание с руководством Сибирского торгового банка, на котором обсуждались вопросы выполнения банком своих обязательств перед вкладчиками и бюджетом области. Губернатор особо подчеркнул, что это - деньги жителей Новосибирской области и их необходимо как можно скорее вернуть, тем более, что среди вкладчиков СТБ - люди в основном малоимущие, чьи вклады в среднем составляют от 100 до 200 тысяч рублей. Итогом встречи стало подписание документов о переуступке долга Сибирского торгового банка по вексельному кредиту Сибирскому инвестиционно-торгово-промышленному союзу, возглавляемому О.Семченко. Ему передана часть долгов "Хлебной программы" и Западно-Сибирского металлургического комбината. Средства, возвращенные в областной бюджет (72 млрд. рублей), администрация области планирует направить на выплату зарплаты работникам здравоохранения и народного образования. На этом же совещании была обозначена позиция областной исполнительной власти в отношении СТБ. Администрация считает своей задачей поддерживать все конструктивные действия банка, направленные на стабилизацию финансовой и экономической ситуации в области.[23]

3.5.2.    Сбербанк

Прокуратура области установила, что Новосибирское отделение Сбербанка России незаконно взимало за услуги 3% от суммы, которую платят граждане за техосмотр автотранспорта. Проверка была проведена после обращения городского комитета по защите прав потребителей. Самоуправство Сбербанка прекращено. Правда, о возмещении ущерба речи не идет.

3.6.    Бюджет Новосибирска

Тема очередной пресс-конференции мэрии - "Бюджет города и пути увеличения его доходной части". Среди названных причин напряжения бюджета: неспособность оборонной промышленности не только нести налоговые тяготы, но и содержать жилье; отмена специального налога, налога на превышение фонда оплаты труда, рост минимального размера оплаты труда. Доходная часть бюджета первого квартала исполнена на 79%. В соответствии с принятым законом о бюджете его дефицит на должен быть более 10%. Проблема дефицита решается преимущественно за счет вексельного покрытия. Изыскание путей пополнения бюджета привело к введению двух новых сборов: за привлечение иностранной рабочей силы (пять минимальных зарплат за одну "рабочую силу") и сбор с иногородних гостей: они платят при поселении в гостиницу 20% минимальной зарплаты. В мае будет решен вопрос о введении других подобных платежей. Режим экономии мэрия будет применять и в отношении собственных расходов. Принято решение о сокращении штата на 10%. Обсуждается возможность предоставления неоплачиваемых отпусков в период снижения нагрузки на аппарат: с 1 июня по 1 сентября.[24]

3.7.    Инвестиционные проекты

Экономическая структура области существенно отличается от соседних регионов - удельный вес добывающей промышленности составляет здесь всего два процента. Из-за этого в свое время возникли серьезные проблемы, связанные с либерализацией цен. Но со второй половины прошлого года в экономике области появились признаки "неустойчивой стабилизации". При этом произошло четкое разделение промышленности в следующей пропорции: треть предприятий стала постепенно наращивать объемы производства, а две трети продолжают скатываться вниз, как, например, в легкой промышленности. Главная причина такой деградации заключается в том, что если цены на сырье и энергоресурсы уже достигают мировых стандартов, то эффективность их использования в два, а то и в три раза ниже из-за несовершенства технологий. Еще одной проблемой новосибирской экономики является то, что многие предприятия, которые выплачивают все налоги и социальные платежи, вынуждены конкурировать с по сути дела неконтролируемыми частными предпринимателями, которые не несут издержек на персонал, социальную сферу, амортизацию. Это позволяет частникам держать низкие цены на товары, что наносит серьезный убыток крупным промышленным предприятиям. Но в то же время, если две трети экспортируемых из России товаров составляет сырье, Новосибирская область экспортирует машины и оборудование, причем по большей части на рынки развитых стран. Средняя заработная плата в НСО ниже, чем в среднем по России, но зато ниже и уровень безработицы - всего 2,6%.

Обобщив предложения ведущих промышленных предприятий области, планово-экономическое управление обладминистрации составило список из 40 наиболее перспективных программ, которые могли бы быть реализованы уже в 1996 году. Этот список и возил в Москву В.Муха, рассчитывая добиться выделения средств. Однако Президент вынес такую резолюцию: "Поручить правительству разобраться и найти возможность профинансировать, начиная с 1997 года". Правда, несколько обнадеживает тот факт, что проектами восьми новосибирских предприятий заинтересовалось Минтопэнерго (предприятиям предложено представить заявку для детальной экспертизы), но и на эти программы в лучшем случае деньги будут выделены не раньше будущего года. Большинство программ предусматривают выпуск конкурентоспособной продукции, готовой к серийному производству, эффективность проектов подтверждают солидные бизнес-планы, маркетинговые исследования и призы, полученные на многочисленных выставках и ярмарках. Теоретически, вложив в эти программы 2 трлн. рублей, уже в следующем году область могла бы дополнительно выпустить продукции на 4 трлн. рублей, получить 877 млрд. рублей прибыли и 840 млрд. рублей бюджетных поступлений, обеспечить свыше 6 тысяч новых рабочих мест. Но инвестиций пока нет.[25]

3.8.    Приватизация земли

Состоялась пресс-конференция представителей комитетов по земельным ресурсам обладминистрации и мэрии, с участием руководителя российско-американского проекта "Продажа земель предприятиям" Роберта Доуссона, а также представителей предприятий Новосибирска. Проект по поддержке российской программы приватизации земель разработан Агентством международного развития США и направлен прежде всего на то, чтобы помочь местным администрациям в получении прав собственности на занимаемые ими участки. В Новосибирске развитие этого проекта застопорилось в самом начале. Все дело в том, что облсовет принял решение о всеобщей муниципализации земельной собственности. Продажа земли местными депутатами запрещена, возможна лишь передача земельной собственности в аренду, что противоречит Указу Президента РФ "Основные положения приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ". В ответ на резкие нападки участников проекта на местную власть председатель комитета по земельным ресурсам мэрии В.Тимонов заявил, что мэрия может уже завтра начать продажу земель, лишь бы документы были оформлены на законных основаниях. Однако прежде чем предлагать товар, нужно знать его характеристики. А сегодня никто не знает, какая земля государственная, а какая муниципальная. Единственным выходом из этой ситуации была бы полная муниципализация всей земельной собственности Новосибирска. Все эти разногласия привели в конце концов к тому, что владельцу промышленного предприятия стало невыгодно приватизировать тот земельный участок, на котором расположено его предприятие.[26]

Заместитель мэра по экономике Н.Терехов считает, что продавать городскую землю нерационально, эффективнее сдавать ее в долгосрочную аренду на 20, 40, 90 лет. Указ Президента касается только земли под приватизированными предприятиями. Кроме того, по поводу формы собственности на эту землю есть некоторые разночтения. "Мы считаем, что земля в черте города должна принадлежать муниципалитету. В федеральных нормативных документах этот вопрос трактуется иначе, в результате город от продажи земли получает какие-то крохи".[27]

На очередной сессии горсовета утверждена новая "шкала ценностей" городской земли и отменено принятое 4 года назад положение "О налоге на городские земли". Это связано с уточнением экономических зон Новосибирска. Самая дорогая земля - в центре. За один гектар придется заплатить около 200 тысяч рублей (без учета повышающих коэффициентов). Очень низкий земельный налог предусмотрен для земель, занятых жильем, личным подсобным хозяйством, дачами, гаражами, овощехранилищами. Максимальная ставка - для торговли и общепита, банков, страховых кампаний, игорного бизнеса. Льготы предусмотрены для муниципальных и некоммерческих организаций.

3.9.    Сибирский жилищный союз

Под эгидой мэрии и областной администрации создан "Сибирский жилищный союз", основная задача которого - решение жилищной проблемы в городе и области. Доступ в "Союз" открыт для любого надежного предприятия или строительной компании. При этом новая некоммерческая организация будет выступать гарантом сохранности и возвратности денег заказчика, а также - экспертом всех строительных компаний, решивших принять участие в жилищной программе. Кроме государства в лице областной и городской администрации, в числе учредителей - Межрегиональная Ассоциация "Сибирское Соглашение", Новосибирская Епархия Русской Православной церкви, НСК банк "Левобережный", АО "ВИНАП", АО "Новосибирский оловянный комбинат" и другие.[28]

3.10.    Предприятия-монополисты

Опубликован государственный реестр предприятий-монополистов РФ и Новосибирской области. За 1995-1996 годы в реестр включены 5 предприятий, исключены 2. Всего в реестр включено 51 предприятие. Кроме того, 23 предприятия работали на основании соглашения о деловом обороте (то есть взяли на себя добровольное выполнение ряда обязательств в интересах потребителей области), и хотя они являются монополистами, но не внесены в реестр. В связи с развитием конкуренции доля 8 из них на рынке уменьшилась, и теперь эти предприятия не считаются монополистами.[29]

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Занятость и безработица

Два последние года численность работников, занятых в экономике области, сократилась на 130 тысяч человек. Еще свыше 43 тысяч граждан могут лишиться работы в нынешнем году. По-прежнему растет скрытая безработица. Направления деятельности по снижению уровня безработицы и конкретной помощи людям предусмотрены в "Программе содействия занятости населения Новосибирской области на 1996-1997 годы", которая была одобрена специальной комиссией и утверждена главой администрации В.Мухой.

Областные показатели успехов в борьбе с безработицей выше среднероссийских. В Федеральной службе занятости работа областной службы получила положительную оценку. Шло нарастание финансового напряжения в городах и районах, но удалось не допустить задолженности по выплатам пособий по безработице. В начале этого года ситуация резко обострилась. Во-первых, по решению Госдумы уменьшились отчисления работодателей в фонд занятости на 1996 год - с 2 до 1,5% от фонда оплаты труда. Во-вторых, городское Собрание представителей Новосибирска приняло решение оставить норматив отчисления в областной фонд занятости на уровне 40% вместо 60%, определенных распоряжением главы обладминистрации. В результате от города недополучена такая большая сумма, что это, по словам директора областного центра занятости, практически парализовало работу областной службы. Впервые в текущем году она не может рассчитываться с федеральным фондом (задолженность составляет около 3 млрд. рублей). Впервые с февраля начались задержки с выплатой пособий по безработице.[30]

В Новосибирске уже год действует центр обучения военных гражданским специальностям. Центр "Надежда" планировался для служивших в Германии, но профессию здесь может получить любой военный, необязательно уволенный в запас. Центр работает при поддержке Германской стороны, имеет 20 компьютерных классов, где около 200 человек обучается профессиям, связанным с бизнесом. Есть свой деревообрабатывающий цех автосервиса. Все оснащено новейшим германским оборудованием. В центре говорят, что все выпускники по окончанию курсов находят работу, зачастую престижную.

4.2.    Уровень жизни населения

В истекшем году не произошло позитивных изменений в уровне жизни населения области. Среднедушевые денежные доходы в 1995 году выросли в 2,6 раза по сравнению с предыдущим годом и составили 321,6 тысячи рублей (в среднем за месяц). Реально располагаемые денежные доходы за истекший год снизились на 5%. При этом сводный индекс потребительских цен определился в 279,3%, в том числе на продовольственные товары - 305,1; непродовольственные - 230,3; услуги - 339,4%. Величина прожиточного минимума возросла темпами, превышающими общий рост потребительских цен, что свидетельствует о более существенном удорожании товаров и услуг первой необходимости, формирующих основу потребления малообеспеченных групп населения. Среднемесячная величина прожиточного минимума составила 253,6 тысячи рублей (на конец года - 337,3). Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума снизилось против 1994 года с 176 до 127%. Особо острой стала проблема бедности. Несмотря на почти ежеквартальные повышения размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий, показатели уровня жизни населения не улучшаются. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 44% (в 1994 - 34%). 1.682 тысячи человек или 61% населения, имели доходы ниже среднего уровня по области.

В органах службы занятости на начало текущего года состояло на учете 29,8 тысячи человек, ищущих работу, из них 26,6 тысячи признаны безработными. Среди безработных 12% составляют лица, имеющие высшее образование; 31% - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет; 72% - женщины; 9% - люди предпенсионного возраста. Значительные масштабы принял процесс расслоения населения по уровню доходов. На долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 24% денежных доходов, а на 10% наименее обеспеченного - лишь 3%. Соотношение 10% богатых и 10% бедных составляет 8:1. Потребительские расходы высокодоходных семей в 4,5 раза превышают расходы низкодоходных. Большую часть потребительских затрат низкодоходных семей (60%) занимают расходы на покупку продуктов питания; в высокодоходгых семьях они составляют 44%. Расходы на покупку непродовольственных товаров составляют соответственно 21 и 39; оплату услуг - 17 и 14%.[31]

4.3.    Решение вопроса выплаты пенсий

Губернатор области В.Муха, вернувшись из Москвы с очередного заседания Совета Федерации, провел конференцию для журналистов. Касаясь проблемы выплаты пенсий, он сказал, что область оказалась в числе трех регионов, выплативших деньги пенсионерам за март. Губернатор пояснил, что речь идет о переводе средств в областной центр по начислению пенсий. При этом он признал, что доставляют деньги пенсионерам с задержкой до 10 дней. Решить проблему выплат удалось за счет переуступки долгов в Пенсионный фонд территорий - “доноров". Согласно подписанным договорам, область будет ежемесячно получать в счет такого долга 90 тысяч тонн нефтепродуктов от Ханты-Мансийского автономного округа. Администрация области берет на себя реализацию топлива, а вырученные средства пойдут на покрытие долга в бюджете Новосибирского отделения Пенсионного фонда. Договор действует до конца года.

4.4.    Акции протеста

Более ста женщин - работниц новосибирских предприятий легкой и текстильной промышленности пикетировали здание областной администрации. Среди требований собравшихся - предоставление предприятиям территориального заказа, инвестирование предприятий, организация товаропроводящей сети для производимой продукции, льготное налогообложение и передача объектов соцкультбыта на баланс местных органов власти. Пикет проводился в рамках всероссийской акции протеста по инициативе ЦК профсоюза легкой и текстильной промышленности. Требования переданы в областной комитет по промышленности.

24 апреля водители городских автобусов провели пикетирование здания мэрии. Причина - задержка заработной платы за февраль и март. На 22 апреля задолженность по февральской зарплате составила более трех миллиардов рублей. Пикетированию предшествовал месяц попыток увидеться с мэром. Сейчас мэр пообещал встречу. Если разговор не даст результатов, водители готовы к забастовке. По мнению водителей, именно неоправданные и неоплаченные льготы - одна из главных причин задержки зарплаты. Сейчас лишь 40% пассажиров оплачивают проезд. Реальная себестоимость поездки - 3.900 рублей, при условии отмены льгот - 1.220 рублей. Из 225 тысяч льготников 218 тысяч - пенсионеры.

Источники:

1. Кашафутдинов В. Комментарий // Молодость Сибири. - Новосибирск, 1996. - 11 апреля. - №15. - С.2.

2. Определен продовольственный заказ // Советская Сибирь. Новосибирск, 1996. - 24 апреля. - №77. - С.1.

3. // Советская Сибирь. - Новосибирск,1996. - 19 апреля. - №74. - С.3.

4. Иванов Г. А без денег никуда // Советская Сибирь. - Новосибирск,1996. - 9 апреля. - №66. - С.1.

5. // Советская Сибирь. - Новосибирск,1996. - 11 апреля. - №68. - С.2-4.

6. Кузнецов А. Вихри враждебные веют над облсоветом // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 18 апреля. - №67. - С.3.

7. // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 4 апреля. - №55. - С.2.

8. Анатолий Сычев: "Мы никаких нарушений не допустили" // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 10 апреля. - №67. - С.1; Сообщение пресс-центра Новосибирского областного Совета депутатов // Советская Сибирь. - Новосибирск,1996. - 30 марта. - №60. - С.2.

9. Моисеев Н. Сколько людей - столько и мнений // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 23 апреля. - №76. - С.1.

10. Кретинин А. Милые забавы н-ских демократов: если не объединиться, так хоть поспорить // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 25 апреля. - №73. - С.3.

11. Кротов А. Борис Ельцин: уверенность в завтрашнем дне // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 18 апреля. - №67. - С.3.

12. Кротов А. И.о. губернатора НСО - и.о. представителя США: стабилизация неустойчива // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 25 апреля. - №73. - С.2.

13. Кретинин А. Вкладчики решают свои проблемы, политики - свои. И очень успешно // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 11 апреля. №61. - С.3.

14. Кузнецов А. "Народный дом": лучшие традиции самодержавия // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 18 апреля. - №67. - С.1.

15. Кретинин А. Иван Индинок и "Партия Человека" // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 18 апреля. - №67. - С.3.

16. Каков рейтинг? // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 6 апреля. - №65. - С.4.

17. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 24 апреля. - №77. - С.2.

18. Наконечный К. Не все "золотые" идеи по реформированию сибирской оборонки покажутся правительству блестящими // Новая Сибирь.- Новосибирск, 1996. - 11 апреля. - №61. - С.4.

19. Михайлов М. Технопарк нужен. Особенно - нам // Новая Сибирь. Новосибирск,1996. - 11 апреля. - №61. - С.2.

20. Наконечный К. Новосибирский международный аэропорт будет рожден в кредит // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 11 апреля. №61. - С.4.

21. Полеванов В. ГУ ЦБ по НСО: То, что вы всегда хотели узнать о Сибирском торговом, но боялись спросить... // Новая Сибирь. Новосибирск,1996. - 18 апреля. - №67. - С.5.

22. Полеванов В. И.Индинок: Кризис в Сибирском торговом не обошелся без тараканов // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 18 апреля. - №67. - С.5.

23. Виталий Муха и Сибторгбанк: результаты встречи на высшем уровне скажутся на рядовых вкладчиках // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 4 апреля. - №55. - С.2.

24. Мальцева В. Бюджетное напряжение сохраняется // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 25 апреля. - №78. - С.1.

25. Наконечный К. Громадье инвестпланов новосибирских предприятий президента не пугает // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 11 апреля. - №61. - С.4.

26. Михайлов М. Своя земля не может быть чужой // Новая Сибирь. Новосибирск,1996. - 4 апреля. - №55. - С.2.

27. Наконечный К. Можно ли быть донором при нехватке крови // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 4 апреля. - №55. - С.4.

28. Создан "Сибирский жилищный союз" // Молодость Сибири. Новосибирск,1996. - 11 апреля. - №15. - С.6.

29. Монополисты. Кто они? // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 17 апреля. - №72. - С.3.

30. Зубрицкая Н. Внутри денежной пустоты - человек // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 19 апреля. - №74. - С.1.

31. Симонова О. Жизнь на уровне жизни // Советская Сибирь. Новосибирск, 1996. - 5 апреля. - №64. - С.2.