Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Дмитрий Алехин

Латвийская республика

в апреле 1996 года

1.    политика

1.1.    Съезд ДННЛ

31 марта состоялся очередной, 9-й съезд Движения за национальную независимость Латвии (ДННЛ), одной из ведущих радикально-националистических партий Латвии. Несмотря на относительную неудачу на парламентских выборах 1995 г. (количество депутатских мандатов ДННЛ сократилось вдвое), движение вошло в правящую коалицию и получило несколько министерских портфелей.

Перед съездом внутри ДННЛ заметно обострились противоречия между национал-фундаменталистским крылом (А.Сейле, А.Крастиньш и др.) и более прагматичной группой во главе с министром по европейским делам А.Кирштейнсом, тяготеющей к национал-либеральной партии "Латвийский путь" (ЛП). Основные разногласия были связаны с отношением партии к перспективе пересмотра законодательства ЛР в соответствии с условиями Европейского Союза. В первую очередь, дело касается предоставления права владения землей в Латвии иностранцам. Съезд должен был дать ответ на вопрос: будет ли скорректирована позиция ДННЛ в сторону большей "европейской" ориентации и либерализма.

В своем выступлении гость съезда, президент ЛР Г.Улманис подчеркнул, что "понятию "латышская Латвия" нужно придать современное содержание", что партия должна "освободиться от соблазна популизма, взять на себя ответственность" [1]. Другой гость съезда, премьер А.Шкеле, заявил, что "вовсе не свободный рынок угрожает латышскости" [2].

Призывы А.Кирштейнса обратить большее внимание на экономику, вести более гибкую, менее догматичную политику не нашли поддержки у большинства депутатов. Председателем партии был избран министр обороны, депутат Сейма А.Крастиньш. А.Кирштейнс получил лишь около 20% голосов на выборах председателя партии.

В ходе участия в латвийской внешней политике, тесного сотрудничества с ЛП А.Кирштейнс и группа его сторонников убедились, что политика "тихого выдавливания" нелатышей, камуфлированная активной внешнеполитической пропагандистской кампанией и показной заботой о правах человека в Латвии, в практическом плане гораздо более эффективна, чем громогласные и откровенные национал-патриотические заявления. Однако, как показал съезд, большинство членов ДННЛ все же придерживается национал-фундаменталистской линии. В ближайшем будущем не исключен переход группы А.Кирштейнса из ДННЛ в ряды ЛП.

1.2.    Раскол Социалистической партии - движения "Равноправие"

28 апреля состоялся 2-й съезд Социалистической партии Латвии (СПЛ).

Соцпартия была создана 15 января 1994 года на базе движения "Равноправие" — после принятия законодательства, допускавшего к выборам только политические партии. По идее, СПЛ должна была стать политической надстройкой над массовым общественным движением. Однако в самом "Равноправии" сформировалось два крыла. Одно ориентировалось на чисто левые, социалистические идеи (его представители оказались в большинстве в руководстве партии), другое — в первую очередь на правозащитную деятельность (это крыло было лучше представлено среди лидеров движения).

Среди 5 депутатов, избранных по списку СПЛ-"Равноправия" в 6-й Сейм, оказалось 3 "социалиста" и 2 "равноправца". Им не удалось даже создать общую фракцию, и в итоге все пятеро имеют статус независимых депутатов.

Съезд фактически подвел черту под внутрипартийной борьбой. Председателем партии избран бывший депутат Сейма Ф.Строганов, с убедительным перевесом победивший лидера "равноправцев" С.Диманиса. Никто из видных "равноправцев" в руководящие органы СПЛ не избран [3].

Из принятых на съезде резолюций следует отметить протест против планируемого вступления Латвии в Европейский союз (мотивация: все принятые до сих пор соглашения Латвии с ЕС были экономически невыгодны) [4].

На состоявшейся 28 апреля конференции движения "Равноправие" было принято решение о создании на базе движения новой политической партии. Таким образом, раскол окончательно стал свершившимся фактом.

СПЛ-"Равноправие" до сих пор была основной оппозиционной партией, на которую ориентировалась значительная часть русскоговорящих жителей Латвии. Официозная пресса характеризует СПЛ как "русскую, большевистскую партию" (см., например, комментарий А.Димантса в [5]). При всей тенденциозности такой оценки, именно СПЛ и в кадровом, и в организационном плане является наследницей компартии Латвии на базе КПСС. Помимо фактора чисто личных амбиций, в состоявшемся расколе, несомненно влияние жесткого давления со стороны правящего политического истэблишмента, для которого левая идея определенно гораздо более приемлема, чем идея борьбы за права человека. Поэтому отношение официоза к "социалистам" более терпимое, чем к "правозащитникам".

2.    Введение свободного рынка земли тормозится

Введение свободного рынка земли является одним из ключевых условий для сближения Латвии с Евросоюзом. Согласно действующему законодательству, право владения землей имеют только граждане ЛР, предпринимательские общества, в которых более половины капитала принадлежит гражданам, а также зарегистрированные в Латвии иностранные фирмы из стран, с которыми у Латвии заключены договоры о содействии и защите иностранных инвестиций.

Согласно ст.81 Конституции ЛР, во время парламентских каникул Кабинет Министров имеет право принимать “правила”, имеющие силу закона. Во время апрельского перерыва в работе Сейма премьер-министр А.Шкеле попытался использовать эту возможность для быстрого принятия целого ряда законодательных поправок, направленных на ускорение приватизации и приближение экономического законодательства Латвии к нормам Евросоюза. Вопрос о праве владения землей был в этих поправках ключевым.

Однако, согласно договоренности между фракциями, сформировавшими правительство, для принятия такого рода решений необходим консенсус между всеми ними. Однако фракция ОС, несмотря на очень интенсивные консультации и давление со стороны правительства, категорически возражала против расширения круга физических и юридических лиц, имеющих право владеть землей [6].

В результате на заседании Кабинета министров 16 апреля были одобрены лишь частичные поправки, несколько расширяющие круг физических и юридических лиц, которые обладают правом владения землей. Предусматривается, что приобретать землю в собственность смогут и другие (кроме перечисленных вначале) физические и юридические лица. Однако делать это они смогут только после согласования договора сделки с органами  местного самоуправления. Кроме того, они не смогут приобретать землю в пограничной зоне.

Проекты переданы в Сейм и будут рассмотрены в обычном порядке [7].

В этой ситуации в очередной раз проявилось явное противоречие между "европейски ориентированными" тенденциями в деятельности правительства широкой коалиции и национально-охранительными стереотипами большинства сформировавших правительство партий. Декларируемое "стремление в Европу" парадоксальным образом совмещается с явным неприятием основных принципов Маастрихтского договора. Это же явление регулярно наблюдается и в области прав человека.

3.    Данные о ходе натурализации и оценка процесса со стороны ОБСЕ и России

12 апреля Управление натурализации (УН) ЛР опубликовало подробные данные о ходе процесса натурализации в Латвии. До 31 марта 1996 года было подано 3827 заявлений на натурализацию. 1705 заявлений было возвращено претендентам, которые, согласно поправкам к Закону о гражданстве ЛР, принятым в марте 1995 года, получили право на приобретение гражданства в порядке регистрации (поправки предусматривали такое право для этнических латышей и ливов, а также лиц, окончивших полный курс средней школы с латышским языком обучения).

Среди претендентов 64,1% составляют женщины, 35,9% — мужчины.

1,4% претендентов — латыши или ливы, 30,3% — литовцы и эстонцы, 45,5% — русские, 7,4% — поляки, 8,1% — белорусы, 4,3% — украинцы, 3% - другие национальности.

Из числа лиц, проходивших предусмотренные законом проверки, экзамен по латышскому языку сдали 92,4%, экзамен по законодательству и истории Латвии — 90,1%.

Гражданство Латвии предоставлено 1478 лицам (в том числе 65 несовершеннолетним детям).

Как известно, согласно Закону о гражданстве ЛР, до 31 декабря 1995 г. заявления о натурализации могли подавать только лица, относящиеся к ряду т.н. льготных категорий (литовцы и эстонцы, супруги граждан, состоящие в браке более 10 лет, лица, бывшие постоянными жителями Латвии до 1940 года, и некоторые другие). С 1 января 1996 года заявления о натурализации могут подавать и лица, родившиеся и постоянно проживающие в Латвии, которые на момент подачи заявления находятся в возрасте от 16 до 20 лет. С целью прогнозирования возможного числа претендентов УН провело опрос старшеклассников в школах Латвии (число респондентов — 2 493, возраст — от 14 до 19 лет).

44,8% опрошенных уже имели гражданство ЛР, 52,5% — не имели, 1,9% не знали. Среди школьников-неграждан 62,5% хотят получить латвийское гражданство, 11% — не хотят, и 24,6% не думали об этом. Мотивация желающих получить гражданство Латвии такова:

 

Считаю Латвию своей родиной

38.7%

Живу в Латвии и хочу здесь жить дальше

56,9%

Хочу чувствовать себя полноправным членом общества и обладать всеми правами

29,7%

Хочу участвовать в выборах

2,9%

Это важно для моей будущей карьеры

32,4%

Так хотят мои родители, родственники

5,8:

Нет ответа

8,5%

 

67,3% респондентов знают, каковы требования для получения гражданства ЛР, 29,6% — не знают. В свою очередь, о том, где можно подать документы на натурализацию, знают 46,5% школьников, 49,5% — нет.

Мотивация тех школьников, кто не хочет получить гражданство Латвии:

 

Хочу уехать из Латвии

21,9%

Хочу получить гражданство другой страны

16,1%

Не вижу необходимости

28,3%

Не хочу служить в армии Латвии

23,1%

Не хочу терять возможность ездить в бывшие республики СССР без визы

26,8%

Я уже гражданин другой страны

1,9%

Нет ответа

28,9%

 

По мнению респондентов, основные препятствия для получения ими гражданства таковы:

 

Недостаточно знаю латышский язык

43,0%

Не знаю истории и законодательства Латвии

42,3%

Недостаточная информированность

23,1%

Слишком большая госпошлина

18,7%

Трудно собрать все необходимые документы

20,7%

 

Свободно говорят и пишут по-латышски 16,2% респондентов. Свободно говорят, но слабо владеют письменным латышским — 21,3%. Владеют латышским на разговорном уровне — 28,4%. Отдельные фразы могут произнести 7,9%. Понимают, но не могут говорить — 21,9%. Совсем не владеют языком — 0,7%.

В целом, руководство УН оценивает ход натурализации как успешный (см., например, интервью директора УН Э.Алдермане в [8]). Со стороны претендентов почти нет жалоб на действия чиновников УН, очень мало и попыток обжаловать результаты проверок, до сих пор не было ни одного судебного иска против УН. Ту же точку зрения отстаивают и другие представители властей Латвии при контактах с международными организациями. Малое число заявлений обычно объясняют тем, что неграждане не хотят терять возможность ездить в Россию без визы и служить в латвийской армии. Кроме того, отсутствие огромного числа желающих натурализоваться используется для доказательства, что негражданам в Латвии и так обеспечены все основные права, и без гражданства можно спокойно жить и работать.

В то же время надо отметить, что вопросы приведенной анкеты не были открытыми. Среди предложенных вариантов ответов не были упомянуты, в частности, такие сдерживающие факторы, как неприятие существующих процедур натурализации, убеждение в их несправедливости, восприятие их как унизительных, неверие в честное соблюдение существующих законов чиновниками и т.д. По мнению многих комментаторов, именно эти факторы часто удерживают неграждан от попыток натурализоваться.

В первой половине апреля МИД Латвии получил очередное письмо Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств М. Ван дер Стула, посвященное ходу натурализации. Верховный комиссар отмечает, что если критерии для получения гражданства чересчур жесткие, то у людей фактически исчезает стимул прилагать усилия для интеграции в обществе (учить язык и т.д.). Учитывая, что в Латвии процент неграждан исключительно высок, особенно важно избегать ситуации, когда значительное их число не будет иметь мотивации для интеграции.

Верховный комиссар делает вывод, что низкие темпы натурализации определяются тем, что очень многие неграждане, которые в принципе хотели бы получить гражданство Латвии, воздерживаются от этого, поскольку не уверены, что даже очень серьезные усилия позволят им выполнить все жесткие требования.

Ван дер Стул в очередной раз предложил ряд конкретных мер, которые могли бы ускорить процесс натурализации:

1) Изменить процедуру языкового экзамена. Сегодня претендент должен фактически сдать два независимых экзамена — письменный и устный. По мнению Верховного комиссара ОБСЕ, следует учитывать лишь общее количество баллов за оба экзамена.

2) Снизить объем требований к знаниям по истории и законодательству Латвии.

3) Уменьшить госпошлину (сегодня она составляет 30 латов — примерно 55 долларов США).

Кроме того, Верховный комиссар вновь рекомендует освободить от экзаменов пожилых людей (старше 65 лет).

Письмо Ван дер Стула было рассмотрено на заседании Комиссии Сейма по правам человека, было решено "принять его к сведению". Никакого серьезного обсуждения возможности принятия рекомендаций ни в одной государственной инстанции проведено не было.

В середине апреля посол России в Латвии А.Ранних направил письмо председателю Сейма ЛР И.Крейтусе [9]. В письме российский посол выразил озабоченность "неурегулированностью в гуманитарной области", которая "в значительной степени основывается на дискриминационной сущности латвийского Закона о гражданстве". Кроме того, "и в рамках действующего несовершенного законодательства о гражданстве заложенные в нем права и возможности некоренных жителей реализуются крайне неудовлетворительно". Посол излагает точку зрения российской стороны: "...было бы целесообразно рассмотреть возможность существенного ускорения процедуры натурализации, снятия имеющихся бюрократических препон, создания благожелательной атмосферы в отношениях между коренной нацией и национальными меньшинствами".

Таким образом, несмотря на серьезные различия в выражениях и тоне, оценки хода натурализации, данные Верховным комиссаром ОБСЕ и послом России в Латвии, практически совпадают.

Председатель Сейма передала письмо А.Ранних в комиссии Сейма для обсуждения, сославшись на свою слабую информированность о деталях рассматриваемого вопроса. Директор УН Э.Алдермане пригласила А.Ранних ознакомиться с ходом натурализации на месте. После состоявшейся продолжительной беседы латвийское ТВ сообщило, что российский посол "высоко оценил профессионализм и корректность сотрудников УН".

На какое-либо существенное облегчение условий натурализации рассчитывать не приходится. Мизерные темпы натурализации устраивают как радикалов, так и либерал-националистов, оправдывающих малое число натурализованных граждан пассивностью самих неграждан, отсутствием у них интереса и желания интегрироваться.

4.    Проблемы меньшинств

4.1.    Визит в Латвию О. Есперсена

12 апреля во второй раз Латвию посетил Верховный комиссар по правам человека, правам меньшинств и демократическим институтам Совета стран Балтийского моря Оле Есперсен. Во время визита О.Есперсен встретился с Комиссией Сейма по правам человека, министром иностранных дел В.Биркавсом, посетил Государственное бюро по правам человека, Министерство обороны и Департамент гражданства и иммиграции [10].

На пресс-конференции О.Есперсен отметил, что предоставление права голоса на местных выборах всем жителям Латвии может ускорить вступление ЛР в Европейский союз. Наибольшее внимание г-н Есперсен уделил проблеме курдских беженцев, находящихся в лагере в Олайне [11].

В интервью "СМ-Сегодня" [12] О.Есперсен заявил, что "в Латвии имеются примеры дискриминации неграждан, которая ..., по моему мнению, нецелесообразна", имея в виду существующие ограничения социальных и экономических прав неграждан. Оценивая действующий закон о гражданстве, О.Есперсен сказал: "думаю, что эта система нецелесообразна и себя не оправдала". Верховный комиссар отметил, что Латвия не выполняет условий Европейской экспертной комиссии по правам человека, и, в частности, по этой причине далеко еще не готова войти в Евросоюз.

По сравнению с прошлым визитом г-на Есперсена, тон его критических высказываний заметно ужесточился. Как и в других подобных случаях, обращает на себя внимание совершенно различная подача материала о визите Есперсена в латышской и русской прессе. Латышская пресса практически не упоминала о критических замечаниях Есперсена о соблюдении прав человека в Латвии, ограничившись официальной хроникой и цитированием слов Верховного комиссара о проблеме курдских беженцев.

4.2.    Судьба Законопроекта о предоставлении негражданам активных избирательных прав на муниципальных выборах

18 апреля пленарное заседание Сейма рассматривало законопроект о муниципальных выборах, разработанный Партией народного согласия (ПНС). Наиболее принципиальной нормой предложенных изменений было предоставление постоянным жителям-негражданам права голосовать (но не быть избранными). Такой порядок муниципальных выборов действует в Эстонии. Допуск неграждан к участию в местных выборах рекомендовал в ходе своего последнего визита Верховный комиссар по правам человека и демократическим институтам Совета стран Балтийского моря О.Есперсен. В пользу такого решения высказались также представители миссии ОБСЕ в Латвии.

Однако большинство Сейма после бурной дискуссии проголосовало против направления законопроекта в комиссии [13, 14, 15]. Тем самым оставлен в силе прежний порядок, когда неграждане лишены права участия в выборах самоуправлений. В частности, в 1994 году Рижская Дума была избрана голосами лишь 22% всех жителей города (неграждане составляют около половины населения Риги, и активность избирателей составила около 50%).

За законопроект голосовали все депутаты ПНС, независимые депутаты от Соцпартии и "Равноправия", более половины депутатов Демократической партии "Саймниекс" и Партии единства, а также по одному депутату фракций "Латвийский путь" и Партии Зигериста [16].

Несмотря на постоянно изъявляемую готовность следовать рекомендациям европейских организаций и постепенно ликвидировать разницу в "неполитических" правах между гражданами и негражданами, на практике еще не принято ни одно решение такого рода. В данном случае решающую роль сыграл, очевидно, пример Эстонии, где, несмотря на то, что неграждане могли только голосовать, но не быть избранными, в муниципалитетах ряда городов (в частности, Таллинна) сформировались крупные "русские фракции". Решающую роль в провале законопроекта сыграло голосование фракций "Латвийский путь" и Партии Зигериста, которые, в принципе поддерживая предложенное решение, считают, что "время еще не настало".

4.3.    Подготовлен образец паспорта негражданина

19 апреля начальник паспортного отдела Департамента гражданства и иммиграции (ДГИ) А.-Я.Леиньш устроил пресс-конференцию, на которой продемонстрировал новый графический макет "паспорта негражданина" [17] (об истории вопроса см. обзор за предыдущий месяц).

Надписи в паспорте будут выполнены на латышском и английском языках. Предусмотрена графа для записи национальности владельца паспорта, а также для прописки. В паспорте будет указан также и цвет глаз негражданина. Паспорт негражданина будет иметь больше степеней защиты, чем нынешний гражданский паспорт ЛР.

Выдачу паспортов неграждан планируется начать уже в этом году. Для этой цели в структуре ДГИ будет создан новый паспортный центр. Пошлина за выдачу паспорта будет установлена в размере до 5 лат (около 10 долларов), для студентов и пенсионеров — 1 лат.

4.4.    Реформа русских школ Латвии

О концепции перевода русских школ на латышский язык обучения подробно говорилось в обзоре за март 1996.

В начале марта правление Партии народного согласия (ПНС) выступило с обращением к премьер-министру. В нем указывалось на несоответствие действий Министерства науки и образования по реорганизации русских школ Латвии действующему Закону об образовании. По мнению ПНС, министр образования М.Гринблатс (лидер крайней радикально-националистической партии "Отечеству и свободе" (ОС)) руководствуется не законом, а своей партийной программой. ПНС призвало премьер-министра оценить соответствие министра занимаемой должности [18, 19].

Движение "Равноправие" организовало сбор подписей против изменений в Законе об образовании, предусматривающих ликвидацию среднего образования на русском языке, и политики Министерства образования. Уже за первую неделю было собрано более 30 000 подписей [20].

Судя по неофициальным данным, в результате давления, оказанного правительством на рабочую группу Программы развития ООН, последняя будет вынуждена принять условия реализации Национальной программы обучения государственному языку, разработанные Министерством образования. Суть этой концепции — ускоренное интенсивное обучение латышскому языку учителей-предметников русских школ с последующим переводом преподавания их предметов на латышский язык [21, 22]. В то же время не предусматривается серьезных мер для улучшения преподавания латышского языка как иностранного.

Неизбежным следствием этой реорганизации явится резкое снижение уровня и качества преподавания в русских школах. Складывается парадоксальная ситуация, когда значительная иностранная помощь (уже на первом этапе — около 23 млн. долларов) будет фактически использоваться для сокращения и ликвидации школ меньшинств.

4.4.1.    Решение о судьбе 9-й школы принято официально

16 апреля Рижская городская Дума приняла официальное постановление "О реорганизации и объединении 9-й и 15-й рижских средних школ и перемещении Украинской средней школы в помещения по ул. Висвалжа, 4" [23]. (Об истории вопроса см. предыдущие сообщения). Решение принято, несмотря на обращение родителей учащихся 9-й школы, посланное в миссию Программы развития ООН в Латвии, президентам Латвии и России, мэру Риги М.Пургайлису (текст обращения опубликован в "СМ-Сегодня" [24]). Таким образом, ликвидирована еще одна русская школа в Риге.

Как отмечает обозреватель "СМ-Сегодня" [25], в итоге "стравливаются близкие по духу славянские народы и прикрывается благоглупость окружения президента Латвии, которое додумалось до того, что подарило Украине здание одной из школ, которое, собственно, принадлежало не им, а рижскому муниципалитету".

5.    Миграционные процессы в Латвии в 1995 году

Опубликованы полные данные о миграционных процессах в Латвии в 1995 году [26].

В результате межгосударственной миграции население Латвии уменьшилось на 10,5 тысяч человек, что существенно меньше, чем в предыдущие годы (1992 — уменьшение на 46,9 тыс., 1993 — на 27,9 тыс., 1994 — на 18,8 тыс.).

 

 

1994

1995

Межгосударственная миграция

-18810

-10547

Эстония

45

32

Литва

-151

-189

Страны СНГ

-17298

-8984

Другие страны

-1406

-1406

 

По сравнению с 1994 годом иммиграция в Латвию из других государств снизилась на 8,9%, а эмиграция в другие страны — на 38,9%. Миграционные потоки из/в страны СНГ уменьшились соответственно на 7,7% и 43%.

 

70% всех эмигрантов выехали в Россию,

6,8% — на Украину,

6,7% — в Белоруссию,

4,9% (657 человек) — в Германию,

4% (535) — в США,

3,2%(428) — в Израиль.

 

В 1995 году Латвия имела положительный миграционный баланс (когда въезжает в Латвию больше людей, чем выезжает) с Эстонией, Грузией, Арменией, Казахстаном, Узбекистаном, Австралией, Кубой, Великобританией, Швецией и некоторыми другими странами.

Население Риги за год уменьшилось на 6,3 тыс. человек. Из этого числа 5,6 тыс. — за счет эмиграции в другие государства, а 0,7 тыс. — за счет смены места жительства внутри Латвии.

Изменение численности этнических групп в результате миграции:

 

 

Латыши

+472 (-558 +1030)

Русские

-7158

Украинцы

-1419

Белорусы

-927

Евреи

-695

Немцы

-219

Литовцы

-161

Поляки

-100

Другие

-340

 

Межгосударственная миграция по отдельным государствам:

 

Сальдо миграции

 

1994

1995

Все страны вместе

-18810

-10547

Эстония

45

32

Литва

-151

-189

Россия

-14949

-7503

Украина

-1046

-705

Белоруссия

-1162

-748

Армения

-6

3

Азербайджан

-8

-13

Грузия

10

8

Казахстан

-51

1

Кыргызстан

-11

-6

Молдова

-48

-24

Таджикистан

-1

-1

Туркменистан

-1

0

Узбекистан

-25

4

Афганистан

1

2

Алжир

1

0

Ангола

-1

-1

Аргентина

-1

-1

США

-434

-449

Австралия

-14

13

Австрия

-4

2

Бельгия

-2

1

Бразилия

0

1

Болгария

2

2

Чехия

0

-1

Дания

1

-2

Югославия

1

0

Франция

2

-9

Греция

1

0

Хорватия

1

0

Индия

1

0

Италия

-2

-1

Израиль

-460

-388

Новая Зеландия

1

-10

Канада

-31

-6

Конго

1

0

Куба

0

11

Ливан

2

1

Великобритания

17

19

Монголия

-3

2

Нидерланды

-6

-2

Норвегия

-1

1

Пакистан

0

1

Польша

-6

-17

Румыния

0

-1

Сирия

-1

0

Словакия

1

-1

Финляндия

-12

-8

Испания

-1

3

Швейцария

2

-1

Венгрия

1

1

Уругвай

-1

0

Германия

-463

-578

Вьетнам

1

0

Швеция

0

10

 

Естественный прирост населения (то есть естественная убыль, т.к. он отрицателен) составил -18610. Таким образом, общая депопуляция продолжается, хотя темпы ее роста несколько замедлились (в 1993 естественный прирост составил — 12438, в 1994 — 17501).

Население Латвии на 1 января 1996 года составило 2500400 человек (на начало 1993 года — 2606200, 1994 — 2565900, 1995 — 2529500). На 1 марта 1996 г. население сократилось до 2495900 человек.

Источники:

1. Diena. — 1996. — 1 апреля.

2. Diena. — 1996. — 1 апреля.

3. Панорама Латвии. — 1996. — 2 апреля.

4. Diena. — 1996. — 1 апреля.

5. Diena. — 1996. — 1 апреля.

6. Diena. — 1996. — 11 апреля.

7. Бизнес & Балтия. — 1996. — 16 апреля.

8. СМ-Сегодня. — 1996. — 16 апреля.

9. Diena. — 1996. — 18 апреля.

10. Diena. — 1996. — 13 апреля.

11. СМ-Сегодня. — 1996. — 13 апреля.

12. СМ-Сегодня. — 1996. — 19 апреля.

13. Neatkariga Rita Avize. — 1996. — 19 апреля.

14. Бизнес & Балтия. — 1996. — 19 апреля.

15. СМ-Сегодня. — 1996. — 19 апреля.

16. Diena. — 1996. — 24 апреля.

17. Diena. — 1996. — 20 апреля.

18. Diena. — 1996. — 20 апреля.

19. Diena. — 1996. — 24 апреля.

20. Панорама Латвии. — 1996. — 23 апреля.

21. СМ-Сегодня. — 1996. — 18 апреля.

22. Diena. — 1996. — 20 апреля.

23. Бизнес & Балтия. — 1996. — 17 апреля.

24. СМ-Сегодня. — 1996. — 12 апреля.

25. СМ-Сегодня. — 1996. — 20 апреля.

26. Приложение к ежемесячному Латвийскому статистическому бюллетеню. — N2, 1996