Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Юрий СИМЕНИДО

Владимирская область

в апреле 1995 года

1.    НОВЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Около 700 новоизбранных депутатов представительных органов местного самоуправления (ПОМС) из всех районов, городов и поселков области, а также депутаты Законодательного собрания (ЗС) области и главы администраций собрались 7 апреля на совещание. Председатель ЗС Н.В.Виноградов выступил с докладом, содержавшим и отчет о работе ЗС за год его работы, и наставления «народным депутатам» (так он назвал избранных). Один из присутствовавших позже сказал с трибуны, что доклад напомнил о пленуме обкома КПСС (председатель ЗС до августа 1991 года был вторым его секретарем), но это замечание прошло незамеченным. По мнению журналиста А.Тавобова [1], Н.В.Виноградов «фактически дал понять, что будет бороться за восстановление прежних Советов». И эта идея нашла массовую поддержку: «Красные победили!» — так заявил один из выступавших, сорвав аплодисменты большинства в зале.

Выступление главы обладминистрации Ю.В.Власова, призвавшего депутатов органов МС к эффективному сотрудничеству без излишней конфронтации и опиравшегося на акты о МС федерального уровня из-за отсутствия нормативной базы на уровне области, было принято критически. Депутаты из Коврова заявили, что никакого диктата (в том числе и со стороны ЗС) не потерпят: «Устав в Коврове примем такой, что ЗС приедет к нам учиться» [2]. На ближайшее будущее основными задачами, по мнению большинства выступавших, являются: контроль за принятием и расходованием местных бюджетов и проведение демократических выборов глав местных администраций [3].

 

Привлекло внимание и организационное заседание 32 депутатов органа МС в областном центре. 11 апреля они отвергли рекомендованный ЗС примерный перечень названий ПОМСов и решили называть себя Владимирским городским Советом народных депутатов.

Поскольку на выборах 19 марта большинство депутатских мандатов получили представители коммунистических партий, ожидалось, что орган МС возглавит Е.Б.Лимонов — помощник депутата Государственной Думы Г.И.Чуркина и первый секретарь горкома КПРФ. (Он был на этом партийном посту в КПСС до августа 1991 года.) Так и произошло. И заместителем председателя горсовета был избран коммунист А.В.Бобров. (Позднее пленум ГК КПРФ приостановил деятельность Лимонова и Боброва в руководящем органе городской парторганизации.)

Предложение одного из депутатов — обязать горадминистрацию до 20 апреля представить на обсуждение проект бюджета на 1995 год и отчет об исполнении бюджета за 1994 год — едва не стало поводом для конфликта. Глава горадминистрации И.В.Шамов сообщил в ответ, что «бюджет текущего года утвержден 21 марта... вместо того, чтобы объявить все сделанное недействительным, депутатам стоит подключиться к поискам решений, которые могли бы повлиять на увеличение доходной части бюджета». Было найдено компромиссное решение: депутаты получат детальный расклад бюджета нынешнего года и подробный отчет об итогах прошедшего [4].

На втором заседании 20 апреля депутаты приняли временное положение о порядке и принципах своей деятельности, утвердили составы постоянных комитетов.               В горсовете будет пять постоянных комитетов: по бюджетной и налоговой политике; по экономической реформе и собственности; по социальной политике; по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи; по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка. Были избраны руководители комитетов. На постоянной основе кроме председателя горсовета и его заместителя будут работать 4 депутата. Cовет обсудил ход подготовки к празднованию 1000-летия Владимира и другие вопросы жизни города.

2.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ

2.1.       Законодательное собрание

2.1.1.      Заседания

Заседание ЗС 7 апреля было в основном посвящено обсуждению чисто политических вопросов. Сначала депутаты долго обсуждали вопрос о наименовании ПОМСов. 9 из 17 присутствовавших настаивали на едином для всех: Советы народных депутатов. Заместитель главы обладминистрации депутат С.Н.Соколов и председатель комитета по социальной политике Ю.А.Леонтьев «активно возражали против возрождения советского стиля руководства, пытались отстоять право ПОМСов самим решать все вопросы в пределах их полномочий — по ст.12 Конституции РФ» [5]. Другой заместитель главы администрации депутат С.В.Захаревич предложил заменить в проекте решения слово «утвердить» на «рекомендовать», и за это высказались 8 депутатов. Так как ни один проект не набрал необходимых 10 голосов, решение не было принято. Но после перерыва, во время которого члены ЗС участвовали в совещании депутатов всех уровней и оценили их реакцию (см.выше), предложение Захаревича было принято 15 голосами.

Затем было острое обсуждение постановления областного объединения профсоюзов «О проведении второго этапа коллективных действий» (предусматривавшего в том числе и участие во Всероссийской акции протеста 12 апреля). Многие депутаты выступали против как обсуждения, так и акции профсоюзов по существу. Но все же решение об одобрении действий профсоюзов было принято 10 голосами поименно.

В заключение ЗС приняло ряд нормативных актов по предложению обладминистрации.

В ходе заседания ЗС 14 апреля депутатам не удалось преодолеть вето главы обладминистрации на принятые ранее ЗС документы «Об организации деятельности ПОМСов» и о внесении изменений в «Положение об организации МС». С.Н.Соколов, исполнявший обязанности главы, не подписал первый документ потому, что «Конституция не дает оснований для областного уровня государственной власти устанавливать порядок деятельности органов МС», — а именно регламентацией деятельности ПОМСов занялось ЗС. Разногласие по второму документу вызвано нежеланием депутатов, чтобы главы администраций возглавляли и ПОМСы. Оба документа отправлены на доработку.

Утвержден план работы на второй квартал; среди прочего в нем: принятие законов о выборах депутатов ЗС, о статусе депутатов, Устава области, типового устава города/района, вопрос о порядке оказания помощи средствам массовой информации (им предполагается выделить 900 млн. рублей).

12 голосами «за» принято решение обратиться в Конституционный суд с просьбой проверить законность ряда нормативных актов о порядке назначения и привлечения к ответственности глав администраций. Одобрен ряд других документов.

После яростных споров поименно минимальным большинством в 10 голосов ЗС решило:

— согласиться с предложением обладминистрации о проведении выборов глав МС в декабре 1995 года одновременно с выборами в Государственную Думу;

— предложить главе администрации области отменить свои распоряжения о назначении глав администраций: г.Александрова, Александровского и Муромского районов как противоречащие Конституции, а г.Вязники — как не согласованное с ПОМСом города;

— если глава обладминистрации не отменит свои распоряжения, обратиться в суд, при отмене распоряжений или признании их судом недействительными рекомендовать ПОМСам самостоятельно определить сроки замещения глав администраций [6,7].

 

На заседании 28 апреля депутаты ЗС 10 голосами приняли решение о гарантиях МС из трех пунктов: в первом — ПОМСам рекомендуют подтвердить полномочия глав администраций городов и районов; во втором — ПОМСы городов Александров и Вязники, районов Александровского, Киржачского и Муромского должны представить главе обладминистрации кандидатов на должности и.о. глав МС; в третьем — главе обладминистрации предложено согласовывать с ПОМСами «применение мер дисциплинарной ответственности к главам администраций городов и районов, их назначение и освобождение». Если ПОМСы не подтвердят полномочия кого-либо из назначенных глав, то глава обладминистрации должен заполнить вакансию из кандидатов, предложенных ПОМСами, или объявить выборы глав МС. И снова [8] высказаны сомнения: согласится ли Ю.В.Власов подписать такой документ?

На заседании были внесены дополнения в «Положение о бюджетном процессе» (о налогах и налоговых льготах), принято «Положение о региональной (головной) избирательной комиссии» и другие акты.

2.1.2.      Другие события

Очередную пресс-конференцию 6 апреля Е.М.Виноградов проводил в новом качестве — заместителя председателя ЗС. Он подвел некоторые итоги работы Собрания (26 заседаний и 214 решений) за прошедший год. В актив можно занести создание фонда стабилизации промышленности, центра поддержки малого бизнеса, получение кредита для текстильной промышленности под гарантии областного бюджета (в четвертом квартале эти предприятия ожили и стали пополнять бюджет) и средств для поддержки социальных учреждений. И нормотворческая деятельность ЗС позволила успешно, несмотря на неверие обладминистрации, провести выборы в органы МС: и людей на избирательные участки в этот раз пришло больше, чем на выборы ЗС в прошлом году, и денег истратили меньше, чем было выделено (по предварительным данным, не более 4 млрд. рублей вместо 7). По информации г-на Виноградова в большинстве случаев депутаты органов МС на организационных собраниях захотели, чтобы органы именовались «городским/районным советом народных депутатов» [9].

Председатель ЗС Н.В.Виноградов на пресс-конференции 20 апреля сделал вывод — на основании результатов своих бесед с Ю.В.Власовым — о сближении позиций администрации и законодателей, по крайней мере в вопросе о начале деятельности органов МС. Обращает на себя внимание и изменение позиции председателя ЗС по поводу сроков принятия Устава области: эта работа «сознательно притормозилась», чтобы не пришлось изменять Устав после принятия соответствующих федеральных законов. Комитеты ЗС разрабатывают документ, по которому будут снижены налоги на предприятия, увеличивающие объем производства и количество рабочих мест.

Н.В.Виноградов ушел от прямого ответа на вопрос, откуда ЗС намерено получить средства на издание учрежденной им газеты «Владимирские ведомости», но сказал, что «не из бюджета, вот найдем золото партии, и вопрос будет решен». Он поделился впечатлением от и.о. Генпрокурора РФ А.Н.Ильюшенко (о пребывании последнего во Владимире — см. п.4.4): «Поначалу было настороженное отношение. Однако логичность выводов и высокий профессионализм, который чувствовался в каждом его (Ильюшенко. — Ю.С.) слове, сделали меня полным сторонником и.о.Генпрокурора» [10,11].

 

25 апреля в Костроме совещались руководители органов законодательной власти Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Ярославской областей. Были обсуждены вопросы взаимодействия органов власти субъектов Федерации с Государственной Думой в законотворческой деятельности, совершенствования работы органов МС, ситуация вокруг выборов глав администраций в субъектах РФ. Участники совещания заявили о необходимости первоочередного принятия основополагающих федеральных законов и проведения выборов Президента РФ, Государственной Думы, формирования Совета Федерации в сроки, установленные Конституцией РФ [12].

2.2.       Исполнительная власть

21 апреля у главы администрации области появился очередной заместитель — по связям с общественностью и средствами массовой информации. А.М.Груздев, бывший до этого руководителем пресс-службы обладминистрации, стал девятым по счету (но, вероятно, не по значимости) заместителем Ю.В.Власова. Сообщая об этом, пресс-секретарь А.Филинов изложил точку зрения главы обладминистрации на отношения со средствами массовой информации (СМИ): «Негоже, чтобы одни газеты получали миллионы из бюджета, а другие рассчитывали только на рекламодателя. Нынешняя позиция такова — не иметь своих СМИ (обладминистрация даже намерена выйти из соучредителей телерадиокомпании (ТРК) «Владимир»). Государственная помощь (без нее СМИ существовать не смогут) не должна зависеть от их политической направленности, а основываться на федеральных законах и законах, принимаемых ЗС области».

24 апреля коллегия обладминистрации рассмотрела вопрос «О работе ТРК «Владимир» и перспективах развития местного телерадиовещания». Для расширения охвата населения области местными телерадиопередачами необходима установка дополнительных ретрансляторов, заодно можно наладить прием и российских программ (первую и вторую могут смотреть соответственно 99 и 92% зрителей, а вот больше двух — лишь 52%). На 9 мая намечена первая передача владимирской городской редакции ТВ. Как обычно, на многие полезные дела (в том числе совершенствование радиовещания) нужны средства, а их не хватает [13].

 

Ю.В.Власов произвел новые назначения и перестановки в аппарате обладминистрации. Вместо ушедшего на другую работу (по некоторым сведениям — в адвокатуру) Л.Гирика директором государственно-правового департамента стал С.Жаров. Прежде существовавшее управление кадров и оргработы разделено на два: управление кадров (его возглавляет прежний начальник прежде единого управления Б.Зайчухин) и управление оргработы с территориями (во главе его поставлен А.Прохоров, бывший до этого заместителем Б.Зайчухина).

 

25 апреля очередную пресс-конференцию провел заместитель главы обладминистрации по вопросам экологии и по работе с территориями В.М.Вильдяев. Он сообщил, что подведомственные ему службы разработали альбом по гидротехническим сооружениям и сведениям о паводках, затапливаемых местах; альбом передан в районы. Подготовлен атлас полигонов и свалок для складирования и захоронения отходов на территории области. Эти и другие документы войдут во внедряемую в области географическо-информационную систему. Соответствующая база данных будет доступна для любого пользователя.

В.М.Вильдяев рассказал о мерах, направленных на предотвращение аварий, подобных происшедшей в ноябре прошлого года, когда навоз из хранилища в Ивановской области попал в р.Нерль, обеспечивающую значительную часть потребностей в воде во Владимире. Из бюджета соседней области выделено 2,6 млрд. рублей на ликвидацию отстойника. На границе областей состояние реки контролируется постоянно. Но и в нашей области есть такой же отстойник, который вот-вот не выдержит поступлений, и снова Нерль будет отравлена. «На восстановление очистных прудов необходимо 3,6 млрд. рублей, которых, конечно же, нет».

Для утилизации бытовых отходов совместно со специалистами из Франции создается полигон. Это будет экологически чистое предприятие. Обойдется он в 7 млн. долларов, часть суммы готова покрыть кредитами французская сторона, поможет и Всероссийский экологический фонд. Полигон сможет 60 лет обслуживать половину территории области.

Но полигон для утилизации промышленных отходов, стоящий много больше — 60 млн. долларов, область пока не может себе позволить. Выбрано другое решение: строить отдельные заводы по переработке тех или иных видов отходов [14, 15].

3.    ЭКОНОМИКА

Информация об уровне заработной платы во Владимирской области в феврале текущего года [12] показывает, что реальная зарплата продолжала заметно понижаться — по сравнению с декабрем истекшего года почти на 7%, хотя номинальная выросла в феврале по отношению к январю на 5% (см. таблицу 1). За январь цены на товары и услуги поднялись на 26,4%, а за февраль — еще на 12,6%, т.е. за два месяца выросли на 42,3%.

Средняя зарплата в «промышленности» и в феврале превысила среднеобластную (в ноябре — 95,3, в декабре — 89,9, в январе — 102,2, в феврале — 100,6%). Стоимость недельного продуктового набора с учетом цен городского рынка на 27 марта составила во Владимире 34 019 рублей. По сравнению с предыдущей отметкой 27.02.95 она возросла на 12,5% (темп роста понизился: значение для февраля по отношению к январю составляло 20,9%), а по отношению к «базовой» 25.01.94 увеличилась почти в 4,6 раза [4].

Данные о прожиточном минимуме в марте по оценке отдела экономики и прогнозирования администрации г.Владимира [4] приведены в таблице 2.    Динамику бюджета прожиточного минимума удобнее анализировать на данных в среднедушевом исчислении. Рост в феврале по сравнению с январем составлял 19,8%, а в марте по сравнению с февралем — некоторое снижение темпов — плюс 10,3%.

 

Таблица 1

Средняя зарплата в области в феврале 1995 г.

 

 

 

По отношению к:

Отрасль

Зарплата

январю

январю

(в скобках — ранг в январе)

тыс. руб.

1994 г.

1995г.

1.Кредитование, страхование (1)

610,8

248,4

166,9

2.Транспорт (2)

353,4

261,4

117,0

3.Строительство (3)

313,6

272,2

109,4

4.Органы управления (4)

264,7

178,5

96,8

5.Жилищно-коммунал, хозяйство, непроизводств. виды бытового обслуживания (5)

227,4

206,0

92,6

6.Промышленность (6)

224,8

278,2

103,4

7.Наука и науч.обслуживание (7)

191,4

254,2

102,4

8.Торговля и общест.питание (8)

189,6

249,8

103,0

9.Здравоохранение, физкультура и спорт, соц. обеспечение (9)

148,5

154,4

100,4

10.Cельское хозяйство (12)

140^7

249,5

104,6

11.Образование (11)

139,2

147,3

98,6

12.Культура и искусство (10)

130,4

153,2

92,2

Всего по области

223,4

248,5

105,0

 

Таблица 2

Прожиточный минимум жителей г. Владимира в марте 1995 года

 

 

Значения по категориям, рублей

Cтатьz расходов

Трудосп.

Пенсионер

Семья (4 чел.)

Среднедушевое

Питание

151174

115754

588805

129488

Непродовольственные товары

52518

13963

180379

36211

Услуги

21842

9914

69736

14029

Налоги

19878

39756

9859

Всего

245412

139631

878676

189587

 

10 апреля администрация области и Ассоциация товаропроизводителей и предпринимателей (АТП) области подписали между собой соглашение на 1995 год. Оно предусматривает взаимодействие в решении важнейших социально-экономических проблем. Четыре месяца соглашение разрабатывали три стороны — как и в прошлом году, участвовало объединение профсоюзов. Но после юридической экспертизы государственно-правового департамента обладминистрации и соответствующих замечаний и предложений профсоюзы отказались подписать трехстороннее соглашение. По мнению председателя совета АТП В.М.Садкова, пункты, ставшие камнем преткновения, повторяют положения трудового законодательства, а потому обязательны для исполнения — зачем же его переписывать?

Несколькими днями позже пресс-центр объединения профсоюзов изложил свою версию событий. Предложения обладминистрации «принципиально меняли характер и содержание проекта документа». Были исключены вопросы, касающиеся предотвращения массовой безработицы, первоочередности выплаты зарплаты и погашения задолженности по ней. Аргументы о повторении положений трудового законодательства профсоюзы считают несостоятельными. Но они готовы продолжить переговоры, если «администрация и АТП проявят уважительное отношение к позиции профсоюзов» [4,16,17].

4.    СУД. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

В апреле областной суд продолжал слушание дела заместителя главы обладминистрации Е.Фролова, начальника управления Банка России по Владимирской области А.Музалевского, президента АО «Владимир — Лада» М.Шевелева, руководителя аудиторской фирмы В.Лучко и пенсионера Н.Карасенкова. Напомним, какие обвинения были предъявлены: Фролову — в получении взяток, злоупотреблении служебным положением, мошенничестве, хищении чужого имущества; Музалевскому — в злоупотреблении служебным положением и получении взяток; Шевелеву — во взяткодательстве и хищении чужого имущества; Лучко и Карасенкову — в хищении и мошенничестве.

Два заседания заняло чтение обвинительного заключения. Затем, после традиционного вопроса председателя суда, ни один из обвиняемых не признал себя виновным. Подробности судебного следствия занимают много места на полосах местных газет, но в настоящий обзор, естественно, не попадают.

На нескольких заседаниях проходил допрос главного обвиняемого — Е.Фролова. Он последовательно и многословно опровергал обвинения по всем вменяемым ему эпизодам; обратился к суду за разрешением опубликовать в СМИ ответ на статью в «Призыве», излагавшую материалы обвинительного заключения (об этом подробнее — в [26]), в свою очередь обвинив автора ее в необъективности («Призыв» опубликовал и текст этого ходатайства г-на Фролова). Еще он ходатайствовал о приобщении к делу более 50 новых документов, которые могли бы снять многие вопросы. Суд согласился на приобщение 16 документов.

И другие допрошенные подсудимые — А.Музалевский и М.Шевелев — полностью отвергли все предъявленные им обвинения.

Все трое обвиняемых на заседаниях неоднократно говорили о нарушениях, допущенных на стадии предварительного следствия; поэтому было снова подано ходатайство о направлении всего дела на доследование, которое суд отклонил.

Суд 25 апреля отклонил очередное ходатайство об изменении М.Шевелеву меры пресечения, представленное по состоянию его здоровья. Но происшедший с ним после этого приступ болезни привел к тому, что следующее заседание суда состоится только 10 мая.

 

18-27 апреля областной суд рассмотрел уголовное дело по обвинению заместителя начальника областного финансового управления В.В.Ширукова и его сына Ю.В.Ширукова, работника малого предприятия, во взяточничестве и незаконных сделках с валютными ценностями. Отец со 2 декабря 1994 года находился под стражей, а сына после ареста 30 ноября вскоре выпустили на свободу.

Инкриминируемые деяния В.В.Шируков совершил в 1993 году, находясь на посту начальника финансового управления обладминистрации. Оба обвиняемых ни в начале процесса, ни в последнем слове не признали себя виновными. В ходе судебного следствия как подсудимые, так и многие свидетели не подтверждали показаний, данных в ходе предварительного следствия. Перед оглашением приговора была нарушена тайна совещательной комнаты (члены суда покидали ее) — адвокаты полагают, что даже этот случай, не говоря о других основаниях, может служить причиной отмены вынесенного вердикта.

Суд признал виновными: В.В.Ширукова — в получении взятки в крупном размере с использованием своего служебного положения, Ю.В.Ширукова — «в подстрекательстве и пособничестве» получению взятки. Оба подсудимых признаны виновными в незаконных операциях с валютой. Отец приговорен к 4 годам лишения свободы, учитывая пенсионный возраст, полученные государственные награды, положительные характеристики с места работы. Сын осужден на 3 года пребывания в ИТК общего режима. У обоих конфискуется имущество. Адвокаты намерены обжаловать приговор в Верховном суде РФ [27,28].

 

17-19 апреля в Суздале прошло совещание руководителей управлений Департамента налоговой полиции (УДНП) 12 областей Центра России. Журналисты допущены не были, лишь пресс-служба областного УДНП подготовила по окончании релиз. Были рассмотрены вопросы состояния кадровой работы, координации взаимодействия в работе по межрегиональным оперативным планам, арбитражной практики по искам к органам налоговой полиции, пути повышения эффективности использования имеющихся сил и средств.

Впервые была обсуждена ситуация, связанная с некоторым оттоком квалифицированных кадров: коммерческие структуры, стремясь иметь сотрудников с опытом работы в налоговой полиции, попросту «перекупают» их, предлагая более выгодные трудовые и бытовые условия. Есть проблема и с возрастом значительной части руководящего состава УДНП Центра (близок к предельному), и другая, связанная со сроками прохождения службы в налоговой полиции.

«По результатам работы совещания выработаны конкретные предложения, которые требуют определенного осмысления, наработки (так в оригинале! — Ю.С.) и практической реализации по совершенствованию контроля за соблюдением налогового законодательства» [18].

5.    ВИЗИТЫ

5.1.       А.Ильюшенко

18 — 19 апреля и.о. Генерального прокурора РФ А.Н.Ильюшенко находился во Владимире. Он провел рабочее совещание с представителями правоохранительных органов, на котором присутствовали руководители областных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, депутаты, журналисты. Наша область вызывает особый интерес Генпрокуратуры, поскольку, по его мнению, именно регионы Центра России оказывают определяющее влияние на жизнь страны. Нынешнюю ситуацию А.Н.Ильюшенко оценивает следующим образом.

Приставка «и.о.» гостя никак не смущает — у него сейчас столько власти, сколько не имел ни один из его предшественников. Г-н Ильюшенко сообщил, что президентский вариант Закона о прокуратуре, обеспечивающий как возвращение ведомству прежних полномочий так и новые (прокурорский надзор за всей законодательной и исполнительной властью в стране, в том числе за исполнением указов президента), принят Госдумой в первом чтении. «Сегодня прокурор области, края — единственная фигура, которая может повлиять на стабилизацию обстановки в России».

«Пора наводить порядок в стране, период разброда и шатаний кончился». Вся так называемая «демократия» по отношению к преступникам — излишество. Самый простой способ установить порядок: «Собрать всех уголовных авторитетов, вывезти их за Москву и расстрелять. Через две недели везде будет железный порядок». И еще: «Если он (захвативший заложников. — Ю.С.) нажал на курок, то подлежит уничтожению на месте, и нечего его брать, чтобы потом попусту бумагу переводить». В лексиконе и.о. Генпрокурора понятия «правовое государство», «презумпция невиновности» отсутствовали.

Особо выделил он борьбу с коррупцией. Он считает, что местное «дело Фролова», ряд крупных процессов над взяточниками в Москве, возбуждение уголовных дел против трех заместителей председателя Гоcкомимущества должны дать положительный результат. В то же время А.Н.Ильюшенко отметил несовершенство законодательной базы, что не позволяет прокуратуре эффективно бороться с коррупцией, фашизмом и экстремизмом.

Депутат ЗС В.А.Елисеев огласил свое открытое письмо на имя г-на Ильюшенко с требованием отставки адресата, министра обороны, президента в связи с военными действиями в Чечне. В ответ было сказано, что «решение о вводе войск правильно и законно. Его надо было принимать еще в 1991 году — слушать советы генерала Руцкого. Если бы он, Ильюшенко, был тогда Генпрокурором, то Чечня бы до такого состояния не дошла». Возбуждено 175 уголовных дел против тех, кто отказался там воевать. Обещано «серьезно разобраться» с г-дами Е.Шапошниковым и Е.Гайдаром, несущими вину за установление в Чечне криминального режима [22-24].

(В тот же день «Призыв» №73 опубликовал еще одно открытое письмо В.А.Елисеева к и.о. Генпрокурора: «Будут ли чтить прокуроры Конституцию?» В нем депутат ЗС возвращается к судебному процессу в Коврове по факту подлога избирательных документов при выборах в областную Думу, проходивших в марте 1994 г. Тогда дело в отношении управделами горадминистрации неправомерно было прекращено на стадии следствия «в связи с изменением обстановки» — он уволился с работы. Сейчас В.Орлов, «признавший себя виновным, но избежавший и уголовной, и дисциплинарной ответственности, вновь работает в прежней должности». В.А.Елисеев предлагает: привлечь Орлова как по делу о подлоге, так и по делу о злоупотреблении служебным положением; принять меры прокурорского реагирования на занятие Орловым прежней должности; принять меры воздействия на должностных лиц Ковровской городской и Владимирской областной прокуратуры.)

Любопытны оценки, данные гостем работе областной прокуратуры. Вопрос в экспресс-интервью: «Вас не настораживают те факты, которые приводит пресса, в том числе и нарушение прав человека со стороны работников прокуратуры?» Ответ: «Нет, почему... Ну, нарушение прав человека — это такой риторический вопрос. Если речь идет о рассматриваемом сейчас «деле Фролова», то суд поставит точку. Но я думаю, что в этом деле областная прокуратура проявила хороший подход». Вопрос: «Прокурор области неоднократно выступал в прессе с заявлениями, в которых давал рекомендации: что и как надо писать журналистам. Прокурор прав?» Ответ: «Конечно, это же человек высказывает свое мнение. Другой вопрос — примет ли его пресса или нет. Это — ее проблемы. Я думаю, что это — нормально».

5.2.       К.Боровой

7 апреля во Владимире побывал председатель Партии экономической свободы (ПЭС) К.Н.Боровой. Пригласило его региональное отделение ПЭС. Гость отвечал на самые разнообразные вопросы. Ниже — изложение его высказываний.

Победа на выборах коммунистов и/или фашистов приведет к голоду и концлагерям. Чтобы на президентских выборах не победили зюгановы или «жириновские», демократам следует объединиться в два крепких блока. Еще результат этих выборов зависит от исхода выборов в Государственную Думу: «Если Явлинский или Гайдар не проходят в Думу — они исчезают и как кандидаты на президентский пост».

По поводу власти вообще и правительства в частности лидер ПЭС сказал: «Это — правительство воров. Власть должна быть маленькой, бедной, но честной. Должен быть принцип так называемой прозрачности власти. Сейчас 40 миллионов чиновников — больше, чем в советское время. Их можно сократить процентов на 90».

Много вопросов было задано по поводу консультационной деятельности ПЭС. К.Н.Боровой горд тем, что задолго до скандала с «МММ» говорил о будущем крахе этой пирамиды; следующими развалятся «РДС», «Русская недвижимость», «Телемаркет», «Хопер»... ПЭС, пытаясь помочь жертвам махинаций, собирается провести съезд обманутых вкладчиков, полагая, что они, в свою очередь, помогут партии на предстоящих выборах [9, 19, 20].

5.3.       Делегация «ЯБЛока»

14 апреля Владимир посетили три депутата Государственной Думы от фракции «ЯБЛоко»: В.П.Аверчев — секретарь комитета по международным делам, В.В.Игрунов — заместитель председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, С.С.Митрохин — член этого же комитета и заместитель лидера фракции Г.А.Явлинского по законодательной деятельности. Они хотели и познакомиться с настроениями общественности города в предвыборный период, и изложить свои идеи и взгляды.

Депутаты полагают, что избиратели должны иметь свободу выбора не только между «полюсами» — коммунистами и демократами, но и в среде крайне неоднородного демократического движения. Они отвергают упреки в «расколе демократов»: «Почему нужно объединяться с Е.Гайдаром или с Б.Федоровым, если мы твердо знаем, что их позиции по многим вопросам не сулят стране ничего хорошего?» Фракции нельзя отказать в последовательности: она выступала и против принятия новой Конституции, и настаивала на парламентском расследовании событий в Москве в октябре 1993 года, и не подписала (одна из немногих) Договор об общественном согласии, и не одобряет бюджетную политику правительства, и решительно выступила против ведения войны в Чечне... Всегда предлагаются серьезные контраргументы и альтернативы. Об отношении «ЯБЛока» к президенту говорит такая оценка: наиболее последовательной опорой последнего в Думе они считают фракцию ЛДПР.

Есть сомнения у депутатов: состоятся ли предстоящие выборы? Но если их не отменят — «ЯБЛоко» ориентируется на победу: «Г.А.Явлинский сегодня обладает наиболее высоким среди политиков рейтингом в стране и минимальным сопротивлением со стороны населения» [21].

6.    ДРУГИЕ СОБЫТИЯ

12 апреля в рамках Всероссийской акции протеста состоялся митинг, организованный объединением профсоюзов области. Предварить мероприятие должно было пикетирование здания обладминистрации, но оно было крайне малочисленным. А вот на собственно митинг собралось довольно много (по местным меркам) людей. Проходил он по обкатанному уже сценарию. Председатель объединения профсоюзов В.Я.Котов заявил, что кредит доверия президенту, правительству и обладминистрации исчерпан, «власть, не способная управлять, должна добровольно уйти в отставку». Другие ораторы поддерживали и развивали эту установку, вплоть до призыва к организации всероссийской стачки (бастовать всем, кроме больниц, школ и пожарных частей) и к воссозданию СССР и советской власти. Традиционно выступил и наш депутат Государственной Думы Г.И.Чуркин: «Долой власть, которая не в состоянии обеспечить благосостояние народа!» Председатель ЗС Н.В.Виноградов говорил об антинародной политике, проводимой режимом, «президент подписал указ о борьбе не с фашизмом, а с нами!» Сильный дождь заставил свернуть после этого мероприятие. В резолюции митингующие потребовали: «Предотвратить массовую безработицу, установить справедливую оплату труда и вернуть долги по зарплате; провести в текущем году выборы исполнительной и представительной власти всех уровней; отставки областной администрации, Правительства и Президента Российской Федерации» [4,16,18].

 

24 апреля Владимирcкий тракторный завод — крупнейшее предприятие города — торжественно отмечал свое 50-летие. На праздник приехало много гостей — со всех концов России, из ближнего и дальнего зарубежья. Ждали даже президента Б.Н.Ельцина (по крайней мере, о возможном визите газеты сообщили дней за десять до даты), но он так и не появился, прислал только теплое приветствие.

Генеральный директор АО «ВТЗ» И.А.Бакалейник сказал, открывая митинг, что трудности, переживаемые сегодня, не мешают с оптимизмом смотреть в будущее. Глава обладминистрации Ю.В.Власов подчеркнул, что марка «Владимирец» — фирменная не только для ВТЗ, но и для всей области. Собравшиеся тепло реагировали на эмоциональное выступление бывшего союзного министра отрасли А.А.Ежевского, более 40 лет связанного с предприятием: «Если до недавних пор «Владимирец» был известен в 70 странах мира, то в ближайшем будущем этот трактор узнают в 100 и более государствах». Привлекло внимание и выступление предшественника нынешнего гендиректора А.В.Гришина, пожалуй, первое публичное после отставки в январе 1994 года. Он напомнил, что дважды правительство пыталось закрыть производство тракторов из-за якобы низкого их качества, но коллектив боролся, осваивал новые модели, отмеченные позже призами на международных выставках. Так надлежит действовать и впредь.

В заключение митинга г-да Бакалейник, Власов и Гришин заложили демонстрационный зал для показа новой техники. Торжества были продолжены вечером — большим концертом в заводском Доме культуры [13].

Источники

1. Владимирские губернские ведомости.— 1995.— №38, 11 апреля.

2. Призыв.— 1995.— №68, 12 апреля.

3. Всполье.— 1995.— №49, 8 апреля.

4. Молва.— 1995.— №41, 13 апреля.

5. Призыв.— 1995.— №67, 11 апреля.

6. Всполье.— 1995.— №53, 15 апреля.

7. Призыв.— 1995.— №72, 18 апреля.

8. Призыв.— 1995.— №82, 4 мая.

9. Молва.— 1995.— №39, 8 апреля.

10. Молва.— 1995.— №45, 22 апреля.

11. Призыв.— 1995.— №76, 22 апреля.

12. Молва.— 1995.— №49, 4 мая.

13. Всполье.— 1995.— №58, 25 апреля.

14. Всполье.— 1995.— №59, 26 апреля.

15. Призыв.— 1995.— №79, 27 апреля.

16. Местное время.— 1995.— №40, 13 апреля.

17. Владимирские губернские ведомости.— 1995.— №42, 19 апреля.

18. Призыв.— 1995.— №77, 25 апреля.

19. Местное время.— 1995.— №38, 8 апреля.

20. Призыв.— 1995.— №70, 14 апреля.

21. Молва.— 1995.— №43, 18 апреля.

22. Молва.— 1995.— №44, 20 апреля.

23. Местное время.— 1995.— №43, 20 апреля.

24. Всполье.— 1995.— №56, 21 апреля.

25. Владимирские губернские ведомости.— 1995.— №43, 21 апреля.

26. Сименидо Ю. Владимирcкая область в марте 1995 года // Политический мониторинг. М.: ИГПИ, 1995.— №3, ч.1.

27. Всполье.— 1995.— №55., 19 апреля.

28. Всполье.— 1995.— №60, 28 апреля.