Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Федор ЛАТЫПОВ

Мордовия

в апреле 1995 года

1.    ПОЛУЧИТ ЛИ МОРДОВИЯ 500 000 000 ДОЛЛАРОВ?

В апреле республиканский бомонд и соответственно средства массовой информации потрясло сенсационное заявление, сделанное министром экономики Мордовии Виктором Гришиным. Оно касалось возможного кредита западных инвесторов для ряда предприятий республики. Наибольшее впечатление произвел объем кредита — 500 миллионов долларов (!). К примеру, на сегодня это около четырех годовых бюджетов всей Мордовии.

Однако, несмотря на астрономическую сумму и чрезвычайно выгодные условия контракта, ряд обстоятельств позволил некоторым политическим деятелям, крупным хозяйственникам и журналистам республики усомниться в безусловной полезности этой сделки для Мордовии.

В ноябре 1994 года правительство Мордовии вступило в контакт с неким Фондом развития международного доверия со штаб-квартирой в Лас-Вегасе, штат Невада (США). Фонд, по словам вице-премьера Мордовии В.Акишева, связан с «крупными финансовыми корпорациями», которые «ворочают миллиардами и миллиардами долларов». Представитель фонда Милан Галагаза, чей «офис находится в Москве, на Таганке», неоднократно встречался с В.Акишевым и В.Гришиным — министром экономики РМ, при этом в переговорах участвовали некие «западные банкиры» и почему-то «председатель Российского дворянского собрания из Парижа». В результате переговоров было достигнуто предварительное соглашение о предоставлении предприятиям республики кредита на общую сумму 500 миллионов долларов США под 2,5% (!) годовых на неизвестный срок и с десятилетней рассрочкой по выплатам. Возврат кредита «частично» гарантирует правительство республики, распределение средств, полученных по кредиту, должно производится с участием «трех независимых комиссий», которые должны рассматривать инвестиционные проекты, предлагаемые предприятиями республики. Об этом подписан контракт между фондом и правительством республики. Кроме того, заокеанские инвесторы обещают еще 100 миллионов долларов «бесплатно на социальное развитие Мордовии».

Казалось бы, договоренность о получении огромного кредита на столь выгодных, хотя и несколько неопределенных условиях — несомненный успех Совмина республики, и теперь остается позаботиться лишь о том, чтобы средства попали в надежные руки и вызвали невиданный рост мордовской экономики.

Но, увы, вопросы все же возникают, и ответы на них Совмин республики предоставить не спешит, что само по себе настораживает.

 

Вопрос первый: что за фонд из Лас-Вегаса?

Вопрос непраздный. Действительно, в России действуют сейчас многие международные финансовые структуры, инвестирующие в российскую экономику средства на самых разных условиях и на самые различные сроки. Назовем лишь несколько:

— Международный валютный фонд (МВФ), предоставляющий крупные некоммерческие кредиты на весьма выгодных условиях на длительные сроки исключительно правительствам государств мира. Пример — 6250 млн.долларов, выделенных недавно Российской Федерации. Кредитные ресурсы фонда формируются из взносов стран-участниц;

— Всемирный банк, объединяющий международный банк реконструкции и развития и две его дочерние организации — Международную финансовую корпорацию (МФК) и Ассоциацию международного развития (АМР). Кроме того, к системе Всемирного банка относятся и региональные банки реконструкции и развития, например Европейский (ЕБРР) и Латиноамериканский. Банки развития в основном инвестируют средства в крупные проекты, как государственные, так и частные, желательно под правительственные гарантии. МФК работает исключительно с частным сектором, вкладывая деньги под высокие проценты, близкие к процентам по коммерческим кредитам, никогда не инвестирует в одиночку, обеспечивая своими средствами не более 25% инвестиций по каждому проекту. АМР специализируется на относительно небольших (до нескольких десятков миллионов долларов) и почти «безнадежных» кредитах, предоставляемых странам «наименее развитым», по классификации ООН. Эти кредиты обычно беспроцентные, и выплата их растягивается на долгие десятилетия. Пример — недавний кредит Грузии в сумме 75 млн. долларов на 25 лет с отсрочкой в погашении на 10 лет.

С 1993 года проектные инвестиции в российскую экономику осуществляют Российско-американский инвестиционный банк, Российско-американский фонд предпринимательства (RAEF) и Фонд крупных российских предприятий (FLER). Все эти организации объединяет наличие большого (иногда очень большого) уставного капитала, в котором зачастую прямо участвуют правительства зарубежных стран, и относительно выгодные для получателей условиях инвестиций. В тех случаях, когда инвестиции предоставляются в форме кредитов, процент по ним, как правило, ниже обычного процента по коммерческим кредитам. Это и понятно — ни МВФ, ни МБРР и его дочерние организации, ни российско-американские фонды не преследуют цели получения прибыли, работая в лучшем случае на самоокупаемость.

На финансовом рынке России активно работают и чисто коммерческие инвесторы, такие крупнейшие мировые банковские корпорации, как «CS First Boston» или «Morgan Grenfell».

Таким образом, надежных источников иностранных инвестиций для скромных потребностей Мордовии достаточно. Упомянутые организации имеют обширный опыт работы в России, квалифицированных сотрудников, способных оказать помощь в разработке инвестиционных программ, и почти неограниченную ресурсную базу.

А вот Фонд развития международного доверия не имеет, по словам Виктора Гришина, опыта работы в России и только собирается заняться осуществлением инвестиционных проектов, причем почему-то пока только в Мордовии, Башкирии и Марий Эл. Из слов высокопоставленных мордовских чиновников даже неясно, что именно представляет собой фонд — то ли это инвестиционный институт, сам аккумулирующий и инвестирующий средства, то ли общественная организация из числа пышно расцветших на Западе во времена горбачевской перестройки всевозможных «восточно-западных» фондов и комитетов, лишь содействующая привлечению средств. Да и Лас-Вегас, как место нахождения штаб-квартиры фонда, для человека, элементарно знакомого с деловым миром Америки, выглядит подозрительно. Этот город, известный как столица игорного бизнеса и элитарного туризма, никогда не был крупным финансовым центром, но зато приобрел репутацию одной из крупнейших «прачечных» по отмыванию средств, полученных не самым законным путем.

В свете всего сказанного выше выбор В.Гришина и В.Акишева представляется, мягко говоря, довольно странным.

 

Вопрос второй: не настораживают ли представителей правительства Мордовии фантастически выгодные условия кредита? Условия, действительно, представляются весьма выгодными. По словам В.Гришина, фонд первоначально предлагал кредит под 7,5% годовых. Такая цена кредита показалась представителям правительства республики чрезмерной. Кстати, в середине марта 1995 года Prime-Rate (ставка кредита для наиболее крупных и надежных заемщиков) банков США составил 9% годовых. В некоторых странах кредит дешевле, но 7-8% годовых — это нижний предел, обеспечивающий возврат средств и получения прибыли по долгосрочным международным коммерческим кредитам.

Но это, повторимся, для надежных заемщиков. А можно ли Мордовию считать таковым — вопрос открытый. Вряд ли это неизвестно представителям фонда, согласившимся «в результате переговоров» снизить цену кредита аж в три раза (с 7,5 до 2,5% годовых). Подобное достижение уже ставит г-д Гришина и Акишева в один ряд с величайшими дипломатами всех времен и народов. Но чем объяснить альтруизм фонда, если учитывать то, что прогнозируемый уровень инфляции в США в 1995 году — более 2%, а операционные расходы по международным кредитам такого объема — 0,5-0,8%. Не говоря уже о десятилетней «рассрочке по выплатам» (правда, неясно чего — процентов или основной суммы, или того и другого) и 100 млн. долларов безвозмездно «на социальное развитие Мордовии». Все это позволяет говорить о том, что обещанный мордовский кредит явно не коммерческий, но кто в таком случае покрывает убытки фонда? Известно ли это г-дам Акишеву и Гришину, а если известно, то почему это составляет тайну для жителей республики, которым, возможно, придется расплачиваться?

 

Вопрос третий: производилась ли проверка партнера?

По словам В.Акишева, подобная проверка производилась некой «соответствующей службой» и показала полную надежность фонда. Хорошо, если так, но проверка проверке рознь. Если партнера не разыскивает Интерпол и он не связан с зарубежными спецслужбами, то это само по себе неплохо, но все же недостаточно для того, чтобы вести с ним длительные и серьезные переговоры. Для этого еще неплохо бы знать о том, какой деловой репутацией обладает фонд, в каких объемах, на каких условиях и с какими результатами осуществлялись (если вообще осуществлялись) им инвестиции в последние несколько лет, кто его учредители, каков его уставный капитал и источники финансирования и, наконец, каковы квалификация и деловой опыт основных сотрудников и руководителей. Без такой информации подписывать какие бы то ни было документы, по меньшей мере, несерьезно.

Для получения этих сведений нет необходимости обращаться к загадочным «соответствующим службам», достаточно лишь заплатить небольшую даже по масштабам бюджета Мордовии сумму серьезной международной или бизнес-информационной фирме, например «Dun & Bredstreet», и максимум через неделю это и многое другое будет известно заказчику. Этого сделано почему-то не было, что вряд ли укрепит деловую репутацию мордовского правительства.

 

Вопрос четвертый: каковы условия и срок погашения кредита?

Весь комизм ситуации с мордовскими иллюзиями о долларовых кредитах заключается в том, что министр экономики В.Гришин так и не смог конкретно объяснить корреспондентам, на каких условиях предоставляется кредит. Известно лишь, что общий его объем составляет 500 млн.долларов (не считая бескорыстно преподносимых 100 миллионов), выделяться он будет в течение 5 лет, под 2,5% годовых и с десятилетней рассрочкой по выплатам. По мнению В.Гришина, эти сведения предельно ясно отражают условия кредита. Но до сих пор неизвестно — в течение какого срока должна быть погашена основная сумма кредита и процента по нему. Кроме того, остается неосвещенным еще один вопрос — рассрочка по выплатам касается только основной части кредита или же распространяется и на проценты с него? Другими словами, должна ли Мордовия уже через год после получения какой-то суммы производить ее обслуживание и выплачивать с нее 2,5% ежегодно? Если все обстоит именно таким образом, то даже такой суперльготный, по западным меркам, кредит пробьет невосполнимую брешь в мордовском бюджете.

Нет никакой ясности и в том, фигурируют ли в договоре особые пункты, по которым формально кредит будет считаться полученным, а в действительности на счетах правительства не появится и цента? Учитывая постоянно упоминаемый В.Акишевым пункт о неразглашении информации, такое исключить нельзя.

Вопрос пятый: чем правительство республики собирается гарантировать выплату кредита и не окажется ли это излишне обременительным?

Удалось выяснить, что правительство Мордовии предполагает гарантировать возвращение кредита западным инвесторам бюджетом и имуществом республики. Гарантия не только странная, но и абсолютно не действенная. Представим такую весьма вероятную ситуацию, когда обязательства мордовского правительства окажутся востребованными. Бюджет в этом случае ничем помочь не сможет, он и так безнадежно дефицитен. Собственные доходы по республике на сегодня составляют лишь пятую часть запланированной к заимствованию суммы (то есть 100 миллионов долларов). На что рассчитывает правительство, выставляя в качестве гарантии бюджетные средства, — совершенно непонятно.

Единственным разумным объяснением может служить только одно: оно надеется на мордовское экономическое чудо конца 90-х. На такое чудо, по сравнению с которым экономический бум «японских» 60-х покажется жалкой стагнацией. Оптимизм просто потрясающий, особенно на фоне стремительно коченеющего трупа мордовской экономики.

Допустим, на бюджет никто и не рассчитывает, а все надежды возлагаются на имущество республики. Здесь основным вопросом будет являться его ликвидность. Другими словами, покупательная привлекательность. Что на сегодня из имущества республики обладает высокой ликвидностью? За редким исключением — ничего. Останется только одно — расплачиваться акциями предприятий, которые находятся в собственности республики. Акциями тех предприятий, чья реконструкция будет производится на предоставленные американцами деньги. Разумеется, западным инвесторам будут интересны в основном контрольные пакеты акций. А предоставить такие пакеты правительство окажется в состоянии далеко не в каждом случае.

 

Как сообщила газета «Столица С», срок действия контракта истекает 31 марта 2005 года. Если контракт рассчитан на 10 лет, то, значит, он уже должен был вступить в силу 1 апреля этого года. Если же контракт действительно уже подписан обеими сторонами и уже работает, то почему не поставлено в известность о нем Госсобрание Мордовии, и в частности парламентский комитет по экономике, общественность республики? Почему В.Акишев и В.Гришин взяли на себя смелость подписывать от имени народа республики оставляющий сомнения контракт, предварительно не дав объяснений ни народу, ни его избранникам. Более того, ни на одном из заседаний правительства вопрос о контракте не рассматривался. Подобная самодеятельность чревата массой печальных, если не трагических последствий. Тем более, что г-н Галагаза настаивал на полной конфиденциальности переговоров, особенно в отношении средств массовой информации. Если намерения фонда «как воздух гор чисты», в чем тандем Акишев — Гришин убежден, то к чему эта необъяснимая конспиративность [1]?

На момент подготовки материала (30 апреля 1995 г.) информации о поступлении денег, предусмотренных данным проектом, на счет правительства РМ у автора не было.

2.    НИКОЛАЙ БИРЮКОВ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ

Начало апреля, кроме того, ознаменовалось еще одним локальным скандалом в руководящих кругах республики.

Властям наконец-то стало известно о новом амплуа бывшего спикера мордовского парламента Николая Бирюкова. Как выяснилось, с недавних под этот ярый антирыночник занимается экономическим прогнозированием и налаживанием связей Центра с местными товаропроизводителями.

Назначение Николая Бирюкова на должность руководителя саранского филиала московского Центра по исследованию межрегиональных проблем (ЦИММЭП) произошло примерно в конце февраля 1995 года. За прошедшие с тех пор неполные полтора месяца, по имеющимся косвенным сведениям, им были арендованы 5 кабинетов в помещении Дома Союзов (центр Саранска, проспект Ленина, 12), произведен их ремонт, закуплена мебель, большое количество оргтехники, а также легковой автомобиль «ГАЗ-31029» (общая стоимость с завода-производителя на сегодняшний день составляет примерно 52 миллиона рублей) белого цвета с бортовым радиотелефоном. И все это при том, что до сих пор штатное расписание филиала не утверждено, статуса юридического лица организация не имеет, то есть существует по доверенности ЦИММЭП.

Что касается самого центра, то существует он в Москве около года в качестве общественной организации при Федерации товаропроизводителей России. Основной задачей центра является апробирование тех или иных экономических идей и проектов на местах — в регионах России, а также налаживание и поддержание связей с товаропроизводителями. Вся эта деятельность осуществляется центром через структуру региональных филиалов. В настоящее время их насчитывается 35. Между прочим, по свидетельству компетентного источника, ни один из руководителей такого филиала не может позволить себе роскошь пользования персональным автомобилем, а заработная плата их, как правило, не превышает 400 тысяч рублей в месяц.

История назначения Бирюкова на этот пост пока достаточно туманна. Неясны и конкретные источники его финансирования, позволившие так широко развернуться. Доказательством же того, что денежные поступления действительно значительны, может служить не только ремонт солидного офиса и 31-я «Волга». 15 марта (спустя 2-3 недели после «рождения» Бирюкова-экономиста) Инспекция по защите свободы печати регистрирует новый республиканский еженедельник — «Новая Мордовия» (объем издания, заявленный в регистрационном свидетельстве, — 16 полос!). Возглавил газету Александр Пудин, один из лидеров Конгресса граждан Мордовии. Кстати, учредителем издания стал именно Конгресс, а вот сама редакция расположилась в том же здании, что и бирюковский филиал, — проспект Ленина, 12. Из регистрационного свидетельства следует, что источниками финансирования газеты будут некие средства Конгресса (откуда они у практически бездействующей организации?), частные пожертвования граждан и организаций, а также средства от распространения по подписке и в розницу, от рекламной деятельности (очень сомнительно, что у начинающего издания они будут внушительными). Откуда же «Новая Мордовия», которая, судя по редактору, должна стать духовной преемницей «Мордовии» времен бывшего главного редактора «Мордовии» Ивана Келина, отыскала деньги на такую раскрутку? Существует мнение ряда наблюдателей, не исключающих вероятность следующего: помимо незначительных денег, отпущенных Бирюкову из федерации товаропроизводителей России на развитие филиала, Николай Васильевич, используя широкие связи в Москве, вполне мог выбить и куда более крупные суммы. Официально они также могут проходить как средства развития этой организации, а фактически использоваться на содержание той же газеты, автомобиля [2].

3.    «НОВАЯ МОРДОВИЯ»

25 апреля предприимчивый тандем Келин — Пудин наполнили газетные киоски мутно-красным плодом своих месячных усилий — первым номером газеты «Новая Мордовия». В своем «Слове к читателю!» Александр Пудин, идейный каппелан издания, патетично прививает газете свойство «свободной народной трибуны». Заметим, что тираж этой «трибуны» покрыт флером таинственности, а точнее, аккуратно замазан чем-то обезличивающе-белым.

Что, собственно, представляет собой «Новая Мордовия»? В лучшем случае — это малоудавшаяся пародия на полноценную газету. Скорее же — выход для растравленного опального самолюбия некогда известных, а теперь погруженных в тень общественно-политических деятелей Мордовии. Тоска по заметности и желание хоть как-то возмущать политическую гладь республики заставила издателей поместить в номере два полосных интервью — Ивана Келина и Николая Бирюкова. Ничего нового во взглядах верных сторонников советской идеи обнаружить не удалось.

Однозначна позиция газеты по отношению к Госсобранию республики. Неотъемлемой чертой нового мордовского парламента объявляется нелегитимность. Оказывается, эта нелегитимность будит в интервьюируемом Н.Бирюкове неистребимую уверенность в конечном торжестве законности. Другими словами, в роспуске Госсобрания. Каким образом это должно свершиться — остается абсолютно непрояснимым. Присутствует лишь какой-то туманный пассаж в сторону конституционных прав и их судебной защиты.

Вместе с тем очевидно, что Н.Бирюков не намерен пока предпринимать серьезных шагов для инициирования подобного торжества. Судя по всему, его удовлетворяет нынешнее безоблачное мироощущение на синекурном посту руководителя филиала российского научного центра. Особые же симпатии «Новой Мордовии» принадлежат коммунистическим раскольникам — Ивану Долгаеву и Владимиру Карташову. Второму из них предоставили возможность на страницах газеты высказать свою точку зрения на все происходящее в красном анклаве Мордовии.

Предрасположенность «новых мордовцев» к «черным» коммунистам вполне объяснима. Радикальность и перманентная непримиримость последних удачно вписывается в их новый имидж — неправомерно ущемленных сподвижников справедливости.

Содержание первого номера газеты вряд ли может претендовать на что-то большее, чем на политическую прокламацию. Это лишь заявка на непотопляемость. Однако периодичность издания «Новой Мордовии» (раз в месяц) заставляет серьезно сомневаться в способности Ивана Келина, а вместе с ним и Николай Бирюкова занять аналогичное прежнему место в политической иерархии республики [3].

4.    ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

Былой активности партии и движения Мордовии уже не проявляют. Однако из прошедших в апреле акций можно выделить следующие.

4.1.       ЛДПР

22 апреля мордовские либерал-демократы решили отметить своей отчетно-выборной конференцией.

Открылась конференция с торжественного вручения членских билетов двум новоиспеченным партийцам. Затем последовал отчетный доклад координатора республиканской организации Юрия Гриднева. Вообще конференция носила скорее формальный характер. Больше была похожа на собрание группки единомышленников. Усиливало это впечатление количество собравшихся, примерно чуть более 20 человек. Хотя один из выступающих, желая, видимо, подбодрить собравшихся, провел параллель между либерал-демократами 1995 года в Саранске и большевиками в 1917 году (тех было гораздо меньше, но они умудрились взять власть). Из доклада Юрия Гриднева было ясно, что прирост числа членов партии оставляет желать лучшего. За 1994 год в партию было принято 80 человек, а в 1995 году — 16. Но было высказано мало чем обоснованное предположение о росте числа вступающих в партию с ухудшением социальной обстановки. «Это характерная черта многих российских партий — желать зла своей стране. Все это повелось еще с большевиков, желавших России поражения». Аргументы, приводимые либералами в пользу того, что с ухудшением социальной обстановки люди начнут записываться именно в эту партию, были малоубедительны. В качестве основного довода с трибуны звучал аргумент, что либерал-демократы — это не запятнавшая себя партия. Подобное утверждение не чуждо представителям любой партии, пытающейся привлечь людей на свою сторону. Хотя нельзя отказать жириновцам в большой доле прагматизма. Разрабатывая концепцию предвыборной кампании, они сразу же определились, что будут работать с самым благодатным контингентом. Это социально необеспеченные люди. Основными пунктами по сбору подписей в связи с этим были определены следующие места: донорские пункты, биржи труда. Все это весьма хорошо стыкуется с основным принципом всей политики либерал-демократов: простота и доходчивость. Но жириновцы решили не отворачиваться и от так называемых «новых русских». Как было заявлено в одном из выступлений, частный бизнес на территории Мордовии должен осознать, что «демократы предали интересы национальной буржуазии», и повернуться лицом к тем, кто будет защищать их интересы. Естественно, что в роли защитников на сей раз выступит партия Жириновского, тем более что она прекрасно понимает: без поддержки финансового капитала в будущем не сможет существовать ни одна из политических партий. Также на конференции было сообщено, что региональным организациям будет оказана накануне выборов всемерная поддержка [4].

4.2.       Конгресс русских общин

25 апреля в городском Центре культуры Саранска состоялось организованное собрание мордовского отделения Конгресса русских общин (общественно-политическое объединение, возглавляемое Юрием Скоковым, Дмитрием Рогозиным, Станиславом Говорухиным, Александром Лебедем, Сергеем Глазьевым и другими). На собрании присутствовало около 30 человек, принявших Устав отделения и избравших его руководящие органы.

Председателем стал руководитель региональной организации ДПР, в прошлом министр народного образования Мордовии Олег Виноградов. На собрании было заявлено, что одной из главных задач Конгресса является участие в грядущих выборах. С этой целью уже в ближайшее время «конгрессисты» начнут подготовительную работу.

4.3.       «Демократическая Россия»

16-17 апреля 1995 года в Челябинске прошел четвертый съезд движения «Демократическая Россия». В его работе принял участие 131 делегат из 55 регионов страны. Мордовскую делегацию возглавлял Василий Гуслянников. Приехал он на форум совсем не зря: его кандидату утвердили в качестве одного из сопредседателей движения. Помимо его «сопредседательства» будут еще такие известные личности, как Лев Пономарев, Галина Старовойтова, Глеб Якунин и Виктор Курочкин (депутат Совета Федерации, читинский журналист). Кроме этого, на съезде были избраны совет председателей движения и координационный совет.

Съезд принял более 10 документов, среди которых поздравления ветеранам в связи с 50-летием Победы, заявления о принципах дальнейшего реформирования нашего общества, о призыве на воинскую службу и другие. На этом съезд завершил свою работу [6].

 

А 25 апреля президент Республики Мордовии в изгнании Василий Гуслянников и такой же министр народного образования Олег Виноградов в Центре культуры Саранска провели пресс-конференцию «Два года беззакония в Мордовии и перспективы в России». В своей вступительной речи лидер местных демократов напомнил журналистам основные вехи его смещения в поста президента и упразднения самого института. Им было подробно рассказано о ситуации с его заявление в Конституционном суде РФ. Суд не хочет рассматривать заявление, ссылаясь на то, что Гуслянников сейчас выступает как частное лицо. Невелики успехи демократа и в его многочисленных судебных процессах в более низших инстанциях. Далее президент изложил свое видение экономической ситуации в республике. Завершил же Василий Дмитриевич свое краткое выступление оптимистичными мыслями о том, что будущее страны Мордовии за демократией. Олег Виноградов, продолживший пресс-конференцию, свое внимание уделил главным образом экономическим и социально-политическим проблемам, раздирающим Мордовию. После этого Гуслянников и Виноградов ответили на многочисленные вопросы журналистов [7].

Источники

1. Жерихов О. 500 000 000 $ из Лас-Вегаса: сделка века или афера века? // Вечерний Саранск.— 1995.— №15, 13 апреля.

2. Чернавин С. Золото Бирюкова: откуда деньги для новых афер? // Столица С.— 1995.— №14, 7 апреля

3. Старая песня «Новой Мордовии» // Вечерний Саранск.— 1995.— №17, 27 апреля.

4. Местные либерал-демократы готовы взять власть // Вечерний Саранск.— 1995.— №17, 27 апреля.

5. Конгресс русских общин в Мордовии начал свою работу // Вечерний Саранск.— 1995.— №17, 27 апреля.

6. Гуслянников в новом качестве // Столица С.— 1995.— №16, 21 апреля.

7. Пресс-конференция демократов // Столица С.— 1995.— №17, 27 апреля.