Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Татьяна ДРАБКИНА

Ленинградская область

в апреле 1995 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Исполнительная власть

Правительство и губернатор Ленинградской области традиционно совершают рабочие поездки в различные районы области. 7 апреля губернатор А.Беляков, председатель КУГИ, министр строительства и председатель комитета по земельной реформе правительства области, а также председатель комиссии по бюджетам, налогам, банкам и страховым компаниям Законодательного собрания области работали в Кингисеппском районе. Администрация Ленинградской области рассчитывает, что вскоре этот район станет одним из главных финансовых источников области. Эти надежды связаны с проектом строительства порта в Усть-Луге, который может превзойти по объему обрабатываемых грузов любой российский порт на Балтике. Однако судьба проекта пока остается неясной. Вдохновителю и организатору проекта предпринимателю Илье Баскину пока удалось только провести согласование с Москвой всех экологических вопросов (естественно, проект вызывает многочисленные протесты защитников окружающей среды). Из запланированных на прошлый год 137 млрд. рублей освоено только 3,5 млрд. Беляков высказал твердое намерение построить порт. Он заявил, что есть зарубежные фирмы, готовые инвестировать строительство лесного и угольного терминалов и комплекса по переработке фруктов для всей страны. При этом губернатор категорически не допускает транспортировки грузов автотранспортом (из экологических соображений) и считает, что необходимо строить железную дорогу. Областная администрация намерена подключить к проекту новые силы. Планируется реорганизация АО «Усть-Луга», изменение состава собственников, проведение эмиссии акций на один триллион рублей. А.Беляков считает необходимым взять этот проект под надежный государственный контроль, передав землю в аренду, но не в собственность.

Другим объектом рабочего посещения Кингисеппского района был химкомбинат «Фосфорит», о проблемах которого мы сообщали ранее [3]. Это некогда могучее предприятие в последние годы постепенно опускается на дно. Многие считают, что весьма негативную роль в судьбе комбината сыграл все тот же И.Баскин [3], являющийся председателем совета директоров «Фосфорита». Губернатор Ленинградской области А.Беляков в беседе с руководством комбината и мэром г. Кингисепп заявил, что «Фосфориту» нужен настоящий генеральный директор и правительство области поможет в этом коллективу комбината. Беляков признался, что на него «давят» из Госкомимущества РФ, требуя передоверить государственный пакет акций химкомбината объединению «Технохим» (в котором тоже не последнюю роль играет И.Баскин). Однако Беляков обещал дать поручение своему представителю голосовать на предстоящем собрании акционеров «Фосфорита» в пользу коллектива предприятия.

Подводя итоги поездки, губернатор отметил, что, несмотря на множество проблем в экономике района, самое тяжелое уже позади. Некоторые предприятия превысили свои прошлогодние показатели. Есть сдвиги к лучшему в социальной сфере (заканчивается строительство детской поликлиники, двух спортзалов, открывается второй детский дом, обустраивается Центр социальной защиты).

 

Одно из заседаний правительства Ленинградской области было посвящено проблемам использования и воспроизводства лесного фонда. Председатель комитета по лесу А.Государев охарактеризовал экономическое положение своего комитета просто: «30-миллиардная дырка в бюджете». Официальные итоги этого заседания нам не известны, но можно предположить, что именно после него в Законодательное собрание области был в срочном порядке внесен законопроект, предусматривающий введение с 1 мая 1995 года целевого сбора на охрану лесов.

 

Другое заседание правительства Ленинградской области было посвящено проблемам детей. Министр образования Н.Хухрина сообщила, что составлена комплексная программа «Лето-95» по организации различных форм оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков летом. Предполагается создание летних лагерей разного профиля: оздоровительных, для трудных подростков, для одаренных детей, экологических и др. Намечено открыть 72 лагеря, в которых смогут отдохнуть около 85 тысяч детей Ленинградской области. Однако на реализацию программы требуется 18 млрд. рублей, а удалось получить только чуть больше 5 млрд. Встал вопрос: то ли сокращать программу, то ли изыскивать средства. В выступлениях министров социальной защиты, здравоохранения и главного санитарного врача области были сообщены данные о крайне неблагополучном состоянии здоровья и условий жизни детей. Около 30% их недоедают, недополучают 25% калорийности пищи, ряда витаминов. В области зарегистрировано 27 случаев заболевания детей туберкулезом. Все эти аргументы склонили правительство к решению организовать летний отдых детей в полном объеме. Обсуждался также вопрос о детях-сиротах. Таких в области на 1 января 1995 года зарегистрировано более 10 тысяч, только за последний год их количество увеличилось почти на 1,5 тысячи. Если раньше область обходилась тремя детскими домами, то сейчас их 18. Решено разработать комплексную программу «Дети-сироты», в которой предусмотреть, в частности, существенную доплату родственникам или опекунам, берущим детей на семейное воспитание.

 

Комиссия по демонополизации Ленинградского территориального антимонопольного управления (ЛенТАУ) разрешила немецкой фирме «Светогорск Бетайлингус ГмбХ» приобрести контрольный пакет акций АО «Светогорск» (бывший Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат). Эта фирма учреждена шведским концерном «Тетра Лаваль» (фактическим владельцем предприятия [2]) специально для управления ЦБК. ЛенТАУ сопроводило свое разрешение рядом жестких требований: сохранение производства, по которому предприятие состоит в государственном реестре монополистов, согласование с ЛенТАУ покупки акций предприятий того же профиля, обязательство извещать ЛенТАУ о планах изменения номенклатуры продукции. Немецкая фирма обязалась инвестировать 126 млн. долларов в переоснащение производства.

ЛенТАУ отклонило ходатайство АО «Морской торговый порт «Выборг»» о покупке 30% акций АО «Высоцкий морской торговый порт», исходя из того, что в случае такой сделки открылась бы возможность осуществлять контроль за деятельностью родственного предприятия, что привело бы к снижению конкуренции и ущемлению интересов работников порта в Высоцке.

1.2.       Представительная власть

21 апреля на заседании Законодательного собрания Ленинградской области были обсуждены 9 законопроектов. Два закона были приняты единогласно: «О порядке и условиях взимания платежей за право на добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории Ленинградской области» и «О порядке предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в Ленинградской области». Отклоненный на прошлом заседании законопроект о поддержке малого предпринимательства [1] на этот раз был принят в первом чтении. Кроме того, был одобрен и принят неожиданно внесенный правительством совершенно новый законопроект «О введении в Ленинградской области целевого сбора на воспроизводство, охрану и защиту лесов». Введение сбора предусмотрено уже с 1 мая 1995 года. Ожидается, что это принесет комитету по лесу Ленинградской области дополнительные 13,5 млрд. рублей.

 

Депутат Законодательного собрания Ленинградской области, директор совхоза «Сумино» Волосовского района А.Егоров, выступил в прессе с критикой постановления правительства от 01.02.95 «О правах владельцев имущественных паев и земельных долей». Это постановление представляет собой поправку к Указу президента от 27.10.93 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы России», который, по мнению депутата, насильно поделил колхозы и совхозы на имущественные и земельные паи, а владельцам паев разрешил выходить из коллективных хозяйств вместе со своими паями. Однако, как отмечает депутат, массового выхода не было, так как народ привык работать и жить вместе. Введенная недавно упомянутым постановлением правительства поправка позволила владельцу пая потребовать свою долю наличными деньгами. Это породило вал судебных разбирательств по всей России. в Ленинградской области дело дошло до того, что стали применять упрощенное судопроизводство: решения о взыскании денег принимаются судьей единолично, без прокурора и народных заседателей. Все решения по таким делам однозначны: сельхозпредприятиям предписывается выплатить наличные деньги. Как отмечает А.Егоров, выплату пая требуют, как правило, либо одинокие пенсионеры, либо (чаще) пьяницы и лодыри, уволенные по соответствующим статьям КЗОТ. В результате происходит перекачка денег, которых и без того не хватает хозяйствам, в карманы людей, не занимающихся и не собирающихся заниматься сельскохозяйственным производством.

 

В апреле завершился первый год работы Законодательного собрания Ленинградской области. За этот период принято 20 законов, в числе которых Устав Ленинградской области, законы «О социальной защите населения» и «О льготном налогообложении общественных объединений инвалидов», уже в декабре был утвержден бюджет на 1995 год. В областном парламенте 25 депутатов. По регламенту депутаты должны собираться на заседания не реже одного раза в квартал. На деле же они заседают почти вдвое чаще. В Законодательном собрании действуют 6 постоянных комиссий, каждый депутат состоит как минимум в одной из них. Работают также несколько временных комиссий. Одна из них недавно завершила работу по изучению социально-экономической ситуации в Киришском районе. По результатам своей работы комиссия рекомендовала выделить АО «Киришинефтеоргсинтез» как предприятие, способное давать значительные налоговые отчисления, в отдельный субъект консолидирующего бюджета Ленинградской области, а также уменьшить местные налоги. Эти рекомендации сейчас изучаются в аппарате правительства области. В отличие от городского парламента в областном нет политических фракций и группировок. Большинство в ЗС (15 человек) составляют руководители предприятий и организаций. Есть также руководители районных администраций, врачи, преподаватели, журналисты. В ЗС один коммунист и одна женщина. В случае возникновения споров всегда находится компромисс. Председатель ЗС Василий Иванов считает, что большую пользу депутатам приносит «день депутата», проводимый за неделю до каждого заседания и практически дублирующий его. В этот день депутаты имеют возможность поспорить и прийти к согласию до того, как встретятся в зале заседаний.

Сравнивая работу ЗС города и области (хотя надо сказать, что сведений о работе областного парламента в доступных источниках крайне мало и надежные выводы делать сложно), можно отметить существенно меньшую самостоятельность ЗС Ленинградской области как субъекта региональной политики по сравнению с городским Законодательным собранием. Несмотря на то что и полномочия последнего тоже изначально были значительно ограничены Положением, написанным мэром города в отсутствие представительной власти, ЗС СПб, пользуясь правом, предоставляемым Конституцией законодательным органам субъектов Федерации, вернуло себе часть своих законных полномочий. Законодательное собрание области обладает теми же конституционными правами, однако для их осуществления, видимо, не хватает политической воли. Это в свою очередь, скорее всего, просто объясняется персональным составом этого органа, где большинство составляют руководящие работники разных уровней, которые при избрании вовсе не ставили своей задачей стать противовесом областной администрации (в отличие от большинства депутатов ЗС СПб). Отсюда и отсутствие политической структурированности ЗС Ленинградской области (выдаваемое, однако, за положительный факт — дескать, меньше споров, больше дела). Отсюда же — хотя это может показаться парадоксальным — формально более высокая интенсивность законотворческой деятельности. Для сравнения: в ЗС СПб еще не приняты ни Устав города, ни законодательство о социальной защите населения, ни закон о благотворительной деятельности, да и бюджет был принят только в этом месяце, при том, что городское ЗС заседает гораздо чаще — раз в неделю (правда, нельзя забывать, что оно сформировано более чем на полгода позже). Однако практика прохождения законопроектов в ЗС области (частое принятие важнейших законов сразу в целом, без внесения поправок, иногда даже без всякого предварительного рассмотрения, как в описанном выше случае закона о введении «лесного» сбора, неоднократные единогласные голосования, а также то, что большинство законопроектов вносятся правительством и не имеют альтернатив) свидетельствует, как нам кажется, о недостаточном уровне законотворчества, напоминающем практику доперестроечных «декоративных» Советов. О работе депутатов городского ЗС этого сказать нельзя. Возможно, недостаточная депутатская проработка сказалась, в частности, в том, что такой в целом хороший документ, как закон «О социальной защите населения Ленинградской области», несет на себе черты чиновничьего творчества. Полностью на откуп администрации отданы такие принципиальные моменты, как критерии определения «принятого в Ленинградской области прожиточного минимума», а также критерии определения размера денежных выплат.

Негативные последствия зависимости депутатской деятельности от областной администрации в полной мере почувствовали депутаты ЗС Ленинградской области, недавно перешедшие на работу на постоянной основе (таких 5 человек, включая председателя). Они оставили свою прежнюю работу, однако в Законодательном собрании уже четыре месяца не получают зарплату, так как пока отсутствует распоряжение губернатора о включении их в штат. У депутатов нет своих рабочих мест, при том, что чиновники занимают сотни кабинетов. Депутат В.Леонов (г. Гатчина) заявил, что в его распоряжении нет даже пишущей машинки, не говоря уже о компьютере или ксероксе, приходится идти на поклон к чиновникам. Нет также телефона и возможности пользоваться служебной машиной. Последнее обстоятельство в Ленинградской области имеет гораздо большее значение, чем в городе, учитывая ее территорию. По закону депутаты имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте (а в области это главным образом электрички и автобусы дальнего следования), однако на вокзалах бесплатные билеты депутатам не дают, ссылаясь на отсутствие специального распоряжения областного правительства. Как в этих условиях обеспечить выполнение установленного ЗС порядка, согласно которому каждый депутат, работающий на постоянной основе, раз в неделю должен выезжать в свой округ для встреч с избирателями? Комментируя положение «освобожденных» депутатов, заведующий организационным отделом ЗС Ленинградской области В.Виноградов сказал: «Никто не принуждал депутатов закрепить в регламенте статью о том, что «правовое, организационное и материально-техническое обеспечение Законодательного собрания первого созыва осуществляется аппаратом правительства Ленинградской области».

Депутатские проблемы были обсуждены на последнем заседании ЗС. Управляющий делами областного правительства В.Трегуб пообещал, что уже в начале мая будут выделены два помещения для депутатов, работающих на постоянной основе, а к 20 мая для нужд ЗС будут приобретены 3 автомобиля. Депутаты приняли постановление, что если в указанный срок эти обещания выполнены не будут, то Законодательное собрание будет вынуждено поставить вопрос о создании собственного аппарата.

1.3.       Суд

19 апреля в Ленинградском областном суде начались слушания по иску партии «зеленых» к правительству Ленинградской области в связи с незаконным размещением садоводства ПО «Союз» на территории государственного ботанического заказника «Линдуловская роща» [1, 2, 4]. В судебное разбирательство вступило также Общество охраны природы, по инициативе которого 20 лет назад и утверждался статус заказника. Выступивший на суде представитель Государственной инспекции по охране памятников подтвердил, что Линдуловская роща включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Одновременно судом изучаются материалы дела по факту незаконной рубки деревьев в заказнике.

Напомним, что распоряжением губернатора А.Белякова (в то время главы администрации Ленинградской области) часть территории рощи была выделена под садоводство ПО «Союз», что вскоре повлекло за собой вырубку лиственниц. Активисты историко-краеведческого объединения «Карелия» сообщили о вырубке в природоохранную прокуратуру, в результате несколько чиновников областной администрации были наказаны в административном порядке, один привлечен к уголовной ответственности. На следующем этапе борьбы подключились лидеры Российской партии «зеленых». На судебных заседаниях они пытались доказать незаконность отводов уникального лиственного леса под дачные участки. На одном из таких судебных заседаний прозвучало абсурдное заявление главного специалиста экологической экспертизы Ленкомэкологии г-жи Калиной, что решение Леноблисполкома от 1976 года о создании заказника вряд ли можно считать действительным. (Позже Ленкомэкология отказалась от слов своего главного специалиста.) После того как областной суд не принял во внимание аргументов «зеленых», они обратились в Верховный суд РФ, который и направил дело на дополнительное расследование в Ленинградский областной суд. Тем временем «зеленые» провели собственное расследование, при этом объединились многие неправительственные природоохранные организации (партия «зеленых», Общество охраны природы, «Зеленые бригады», «Лихолесье», «Карелия» и др.), чего им раньше никак не удавалось сделать. В итоге появилось заявление председателя Партии «зеленых» Владимира Гущина, где утверждается, что ряд служащих государственного аппарата и сотрудников государственных природоохранных органов имеют личную заинтересованность в данном землеотводе. В частности, в будущем садоводстве выделены участки жене председателя комитета по лесу Ленинградской области А.Государева Валентине Пановой, сыну главного специалиста отдела земельных отношений Леноблкомзема П.Марковца Юрию Марковцу, главному бухгалтеру комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ленинградской области Нине Малышевой, сотруднице Рощинской санэпидемстанции Людмиле Семеновой. Никто из этих лиц не работает в ПО «Союз», зато каждый из них имеет отношение к контролирующим организациям, согласовывавшим и готовившим документы на этот землеотвод. Штаб общественной инспекции по охране природы СПб и Ленинградской области сообщил, что следственные группы «зеленых» уже имеют дополнительную информацию о весьма высоких персонах, замешанных в эту историю. Однако имена пока не называются, так как у «зеленых» появились основания принять меры по обеспечению собственной безопасности. Сегодняшняя ситуация напоминает историю четырехлетней давности, когда после убийства в Приозерском районе общественного инспектора Нины Зуевой также произошла консолидация природоохранных групп и началось независимое расследование. Вскоре руководитель расследования В.Гущин был дважды обстрелян, а затем жестоко избит. Как считают «зеленые», уровень выявляемых должностных лиц, причастных к истории с «Линдуловской рощей», таков, что можно ожидать различных неприятностей.

2.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСОЮЗЫ

2.1.       Общественно-политические движения

8 апреля в одном из гатчинских кинотеатров прошел Конгресс Союза социально-прогрессивных сил «Радуга». Его инициатором был известный местный предприниматель и депутат Госдумы от «Выбора России» Рашид Исмагилов. Конгресс объединил различные партии и движения, которые вместе с «Демвыбором России» намерены противостоять предвыборному натиску коммунистов и жириновцев. Среди них отделения ПРЕС, РПСД, Конституционно-демократического союза, Крестьянской партии России, Союза фермеров. По сообщениям прессы, к этой организации присоединилась даже Общественная палата при представителе Президента РФ в Ленинградской области. Штаб-квартира «Радуги» находится в г. Гатчина. По оценкам социологов, «Радуга» уже сейчас имеет около 45% голосов избирателей. Лидер организации Р.Исмагилов заявил, что главной целью видит недопущение к власти противников рыночных реформ и способствование дальнейшему укреплению позиций частного инвестора. По его мнению, достичь этого невозможно без нынешнего президента и правительства.

 

Состоялась учредительная конференция Ленинградского областного отделения «ЯБЛока». Принят устав отделения, избраны председатель отделения (В.Лебедев из г. Гатчина) и председатель совета (Н.Шалонин из Бокситогорска). Организация объявила себя оппозиционной по отношению к нынешней власти. Инициаторы создания областной структуры не рассчитывают на долгую жизнь своей организации, считая, что по завершении избирательной кампании ее деятельность постепенно сойдет на нет. Однако активные члены организации смогут пополнить ряды Региональной партии центра СПб и Ленинградской области.

 

Состоялся расширенный совет Союза фермеров Ленинградской области. Президент Союза С.Модестов отметил, что Ленинградская область лидирует по числу фермерских хозяйств (5,5 тыс. фермеров, владеющих 53 тыс. гектаров земли). Однако доля продукции этих хозяйств в общей выработке сельхозпродукции области составляет всего 1%. Причины — недостаток финансирования, позднее начало фермерского движения в области, низкое качество земель («неудобья»), выделенных фермерам. Выступивший на совете заместитель министра сельского хозяйства Ленинградской области Н.Донских пообещал фермерам помощь со стороны правительства области в виде 30%-ной компенсации закупки удобрений и предоставления государственного товарного кредита на закупку горючего. Участники заседания решили перенести областной съезд фермеров с весны на осень из-за напряженности сельских работ. Решено также выступить с обращением к правительству Ленинградской области о разработке механизма финансирования, с предложением организовать «круглый стол» с мэрией СПб, а также просить областное руководство дать согласие на регулярное участие представителя Союза фермеров в заседаниях Министерства сельского хозяйства.

3.    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Курьезный случай произошел с еженедельником «Гатчинский проспект». 1 апреля, в День смеха, в газете была опубликована информация о том, что 1 апреля в присутствии мэра Гатчины и губернатора Ленинградской области будет демонтирован единственный в Гатчине памятник Ленину. Редактор газеты Н.Красноперова, желая предупредить гнев начальства, направила мэру С.Богданову письмо: «Заметка «Отречемся от старого мира», опубликованная в сегодняшнем номере, есть первоапрельский розыгрыш. Надеюсь на ваше чувство юмора!» Однако продажа газеты в киосках «Роспечати» была приостановлена на несколько дней по инициативе заместителя главы администрации В.Вихрова, поддержанной районным судом. Подписчики же газету получили, после чего в городе начался переполох. В мэрии раздавались бесчисленные звонки протеста, приходили недовольные ветераны, требовали привлечь к уголовной ответственности авторов «пасквиля». Пришлось напечатать опровержение статьи-шутки.

4.    ЭКОНОМИКА, ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ

На протяжении многих месяцев Санкт-Петербург и весь регион лихорадят бензиновые кризисы. В апреле произошло очередное повышение цен на нефтепродукты. Мэр СПб А.Собчак неоднократно заявлял, что перебои в снабжении СПб топливом являются следствием монопольного положения нефтяной компании «Сургутнефтегаз», полностью контролирующей региональный рынок. Мэр СПб считает, что всему виной коррумпированность «нефтяных королей» и криминализация всей сферы производства и распределения нефтепродуктов. Что касается монополизма, то, действительно, в структуру компании «Сургутнефтегаз» входят единственное на Северо-Западе нефтеперерабатывающее предприятие АО «Киришинефтеоргсинтез», крупнейшие нефтебазы Петербурга (в том числе «Ручьи» и «Красный нефтяник», оптово-сбытовые, внешнеэкономические и посреднические организации. Сложилась ситуация, когда одним росчерком пера в Сибири можно взвинтить цены или перекрыть доступ топлива на весь российский Северо-Запад. Чтобы как-то противодействовать такому монополизму, городское и областное правительства при участии ряда крупнейших предприятий еще в сентябре 1994 года создали новую нефтеторговую организацию «Петербургская топливная компания» (ПТК). Именно эта структура выручила город во время декабрьского бензинового кризиса, организовав экстренные поставки нефтепродуктов из других регионов России. В ноябре 1994 года ПТК оформила долгосрочную аренду с нефтебазой «Ручьи» по смехотворной цене в 180 тысяч долларов в год. Таким образом, городские и областные власти получили в оперативное распоряжение крупнейшее нефтехранилище в регионе. Правомочность этой сделки сразу же была оспорена руководством компании «Сургутнефтегаз», которое направило протест в прокуратуру СПб. В начале апреля в Кириши нанес визит президент компании «Сургутнефтегаз» В.Богданов и принял участие в состоявшемся совете директоров. Состоялась конфиденциальная беседа В.Богданова с губернатором Ленинградской области А.Беляковым, который является членом совета. Итоги этой более чем часовой встречи неизвестны. Комментируя ситуацию с бензиновым кризисом в своих интервью журналистам, В.Богданов сказал откровенно: Петербургские нефтебазы контролируются криминальными структурами, с которыми сегодня не справляется ни государственная компания «Сургутнефтегаз», ни администрация СПб и Ленинградской области. По-видимому, сказал Богданов, эмоциональный всплеск А.Собчака, когда он недавно пригрозил поставить у каждой бензоколонки наряд ОМОНа, вызван именно пониманием того, что в регионе набирает силу жестокая и циничная неформальная власть, в каких-то вопросах уже более сильная, чем государственная. Богданов отметил, что было бы хорошо, если бы властям СПб и области удалось обеспечить охрану бензоколонок, однако, заметил он, в Москве от этого пришлось отказаться из-за того, что бензоколонки слишком быстро попадают под контроль криминальных структур.

Реагируя на упомянутый выше протест компании «Сургутнефтегаз», прокуратура СПб направила в Арбитражный суд СПб и Ленинградской области исковое заявление с требованием признания недействительными сделок между АООТ «Нефтебаза «Ручьи»» и АОЗТ «Петербургская топливная компания». В ходе проведенного расследования выяснилось, что директор нефтебазы «Ручьи» (контрольный пакет которой принадлежит государству) продал и передал в аренду компании ПТК на 10 лет практически все имущество нефтебазы, парализовав работу предприятия. Городская прокуратура считает, что при заключении таких договоров директор превысил свои полномочия и нарушил указы Президента РФ, регламентирующие порядок приватизации государственных предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности.

Источники

1. Драбкина Т.М. Ленинградская область в марте 1995 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1995.— №3.

2. Драбкина Т.М. Ленинградская область в январе 1995 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1995.— №1.

3. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в ноябре 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №11 (34).

4. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в сентябре 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №9 (32).