Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Л. П.

Тюменская область

в апреле 1994 года

1.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

6 апреля состоялось первое заседание областной Думы. Но еще до этого было определено, что выборы на вакантные места в городской и областной Думах будут проведены 18 мая. Как известно, на 25 депутатских мест в областной Думе было избрано только 17 депутатов — минимально возможное число, при котором Дума будет правомочной. В Тюменскую городскую Думу избрали лишь 4 депутатов из 11, поэтому она осталась неизбранной. Порядок выдвижения кандидатов в городскую Думу остался прежним — необходимо собрать 320 подписей, после чего в 5-дневный срок он будет зарегистрирован. Последний срок регистрации — 21 апреля [1].

Незадолго до начала работы Думы губернатор области Л.Ю.Рокецкий заявил о том, что он рассчитывает на конструктивное сотрудничество между областным парламентом и администрацией. Кроме того, он отметил необоснованность утверждений о том, что выборы 6 марта были несостоятельны, победили на этих выборах достойные избранники народа, а слухи о несостоятельности распускают с корыстными целями проигравшие [2].

На первом заседании было рассмотрено 6 вопросов:

1. Доклад председателя облизбиркома.

2. О временном регламенте.

3. О положении о представительном органе государственной власти в Тюменской области.

4. Об избрании председателя этого органа.

5. Об избрании его заместителя.

6. Разное [3].

Председателем Тюменской областной Думы избран Барышников Н.П., заместитель главы администрации Ханты-Мансийского округа, заместителем избран Третьяков В.Н. Были утверждены Положение о Думе и ее временный регламент. Не получило поддержки предложение депутата А.Корелякова об избрании председателя Думы на неосвобожденной основе и о сокращении технического аппарата областной Думы [4].

Назвать представительный орган власти в области решили все-таки областной Думой (за название «Законодательное собрание» проголосовали лишь 5 депутатов из 17). В своем выступлении экс-председатель бывшего областного Совета В.Ульянов отметил, что Тюменская область явилась тем регионом, где передача власти от старых Советов к новой Думе произошла цивилизованным путем и безболезненно [5].

Спецификой Тюменской области является наличие на ее территории двух автономных округов, на территории которых проживают малочисленные народности Крайнего Севера. Депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике, бывший мэр Надыма В.Гоман, на встречах со своими избирателями, которые он проводит периодически, отмечал, что в Москве намерен вплотную заниматься такой проблемой, как реформирование и совершенствование северного законодательства [6].

Правление ассоциации «Ямал — потомкам!» обсудило итоги и перспективы мартовских выборов и обратилось к органам государственной власти России с заявлением, в котором говорится, что среди трех избранных в Федеральное Собрание депутатов нет представителей малочисленных народов Севера, а из 13 депутатов представительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа лишь трое являются такими представителями. Правление требует в своем обращении введения квоты для представителей северных народностей в органах власти не менее 25-30% от общего числа депутатов. С аналогичным заявлением выступила ассоциация малочисленных народов из Ханты-Мансийского округа [7]. (При этом 3 человека из 13 — это 23%, так что весь шум поднят только из-за одного дополнительного места, так как 4 человека составят уже более 30%).

 

2 апреля прошел расширенный пленум облисполкома КП РФ, на котором рассматривались вопросы социально-экономического положения страны и области, социального положения ее рабочих и крестьян. Обсуждены были тезисы к Программе партии, вопросы подготовки апрельской Всероссийской партконференции и 3-го съезда КП РФ [20].

2.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Экономическое положение в Тюменской области из-за нефтегазовых ресурсов существенно лучше, чем на остальной территории России. Средняя зарплата в Тюменской области в феврале была 375,5 тыс. руб., в то время как в России — 145 тыс., в Свердловской области — 143,5 тыс., в нефтяной же Башкирии — 133,8 тыс., даже в Якутии — 269,9 тыс. руб. Средняя месячная зарплата работников транспорта в Тюменской области в феврале составила 504,2 тыс. руб., а работников финансовой сферы — 510 тыс. руб. Даже в сельском хозяйстве, которое занимает нижнюю строку в зарплатах по области, среднемесячная зарплата составила 85,2 тыс. руб., в то время как в Курганской — 42,9 тыс., в Свердловской — 67,8 тыс [8].

Активно развивается сотрудничество Тюменской области с зарубежными странами. Во Францию ездила делегация Тюменской области во главе с заместителем главы областной администрации Ю.Коневым. Делегация вела во Франции предварительные переговоры, через месяц-другой французы обещали приехать в Тюмень для заключения конкретных договоров. Планируется создать в Тюмени совместные швейные предприятия, завод по утилизации бытовых отходов. Шел разговор о программе перестройки сельского хозяйства и о подготовке кадров для этой отрасли. Обширна была культурная программа делегации, выступал Тюменский театр кукол и масок [9].

Как и в других регионах, имеющих на своей территории крупные реки, в апреле в Тюменской области проводились противопаводковые мероприятия, о чем глава администрации области Л.Ю.Рокецкий принял специальное постановление [10].

Постановление мэра Тюмени обязывает районные администрации принять в муниципальную собственность жилой фонд, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в уставный капитал акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью [11].

Проводится подготовка к посевной кампании. Для нее требуется, по предварительным подсчетам, 120 млрд. руб. Кроме того, задолженность за реализованную продукцию составила 7 млрд. руб., по зарплате — 8 млрд. руб. Главной задачей администрации в апреле является подготовка к посевной, но полностью необходимых на это средств в областном бюджете нет. Поэтому изыскиваются все возможности, чтобы хозяйства смогли обеспечить себя недостающими семенами, удобрениями, гербицидами, завезти к началу страды горюче-смазочные материалы. Планируется завезти более 1700 тонн бензина и 4500 тонн дизельного топлива. Для этого объединению «Тюменьнефтепродукт» целевым назначением выделен из бюджета области 1 млрд. руб [12].

Администрация Тюмени заблаговременно начала готовиться к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Решено построить мемориальный комплекс в память о гражданах города, погибших или без вести пропавших в годы войны. Начат сбор средств на строительство мемориала [13]. Идет также подготовка к 50-летию области, которое будет отмечаться в августе 1994 года. Оргкомитет издал обращение, в котором просит всех тех, кто имеет возможность, оказать посильную финансовую помощь для подготовки и проведения празднования [21].

Продолжается задержка выплаты зарплаты в бюджетных отраслях. По этому поводу обратился к трудящимся нефтегазовых отраслей президиум Российского совета нефтегазстройпрофсоюза. В Обращении содержится призыв поддержать давление на власти с целью улучшения экономических условий, изменения налоговой политики, прекращения кризиса неплатежей и пр [14].

Сходно по тематике обращение руководителей учебных заведений Тюменского района к главе областной администрации Л.Ю.Рокецкому. В нем отмечается, что, помимо невыплаты зарплаты, нет денег на приобретение инвентаря, оборудования, нечем платить за коммунальные услуги [15].

Несмотря на кризис, продолжает развиваться нефтегазовый комплекс области. Так, первые два танкера с тюменской нефтью прибыли в Турцию, где она будет переработана на одном из нефтеперерабатывающих заводов [16].

В целом же промышленное производство в области продолжает снижаться. Одной из причин этого являются постоянные задержки платежей со стороны Министерства финансов РФ. Так, на начало апреля долг Минфина области составил 13 млрд. руб [17].

Так же как и в других областях, с 1 апреля в Тюменской области резко повышена квартплата и цена за коммунальные услуги, причем она сразу выведена на уровень 20% от затрат [в постановлении Совета Министров это предполагалось осуществить постепенно в течение всего 1994 года [18].

Источники

1. Тюменская правда.— 1994.— 29.03.

2. Тюменская правда.— 1994.— 30.03.

3. Тюменская правда.— 1994.— 1 апреля.

4. Тюменская правда.— 1994.— 7 апреля.

5. Тюменская правда.— 1994.— 8 апреля.

6. Тюменская правда.— 1994.— 31 марта.

7. Тюменская правда.— 1994.— 5 апреля.

8. Тюменская правда.— 1994.— 2 апреля.

9. Там же.

10. Тюменская правда.— 1994.— 29.03.

11. Там же.

12. Тюменская правда.— 1994.— 30 марта.

13. Тюменская правда.— 1994.— 7 апреля.

14. Там же.

15. Там же.

16. Тюменская правда.— 1994.— 12 апреля.

17. Тюменская правда.— 1994.— 13 апреля.

18. Тюменская правда.— 1994.— 15 апреля.

19. Тюменская правда.— 1994.— 6 апреля.

20. Тюменская правда.— 1994.— 8 апреля.

21. Тюменская правда.— 1994.— 15 апреля.