Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Андрей ЯКУРИН

Новгородская область

в апреле 1994 года

Ситуация в Новгородской области в апреле 1994 года характеризовалась ухудшением экономического положения, вызванного продолжающимся спадом промышленного производства и, как следствие, падением жизненного уровня населения. Одновременно с этим политическая обстановка в области продолжала оставаться спокойной, что объясняется нарастающей апатией населения и увеличивающимся недоверием его к органам власти и политическим движениям. Ярким подтверждением этого могут служить результаты прошедших 27 марта выборов в областную Думу.

1.    ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

Демографический кризис в регионе в период с января по апрель 1994 года продолжали нарастать. По сведениям Новгородского областного управления статистики, за январь-февраль этого года в области родилось на 5,3% меньше детей, чем за тот же период 1993 года. В то же время смертность увеличилась на 9,7%. Естественная убыль населения (превышение смертности над рождаемостью) за январь-февраль 1994 года превысила убыль за аналогичный период 1993 года на 44,2% и составила 1574 человека.

Одновременно с этим на территорию области продолжают прибывать переселенцы. В первом квартале статус вынужденного переселенца или беженца был присвоен 166 человекам, из них 83% — русской национальности. Всего на 1 апреля 1994 года в области зарегистрировано 1510 семей беженцев.

2.    ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

По данным Комитета экономики области, уровень инфляции в Новгородском регионе в первом квартале 1994 года опережал среднероссийские темпы и составил 16%.

Нарастает спад промышленного производства. За 1993 год спад составил 14,7% к уровню 1992 года, а за первый квартал этого года — 19,8% к первому кварталу 1993 года. Полученная предприятиями всех форм собственности прибыль по состоянию на 1 апреля составила около трети прогнозируемой. Увеличилось число нерентабельных предприятий, каждое шестое предприятие области в первом квартале было убыточным.

Особенно сильно бьет по промышленности увеличивающийся рост неплатежей. На 1 марта задолженность предприятий поставщикам превысила денежные средства предприятий на 36% и достигла уровня прибыли, полученной всеми предприятиями области за 1993 год. Также растет задолженность предприятий по выплате заработной платы своим работникам. На некоторых предприятиях области в конце апреля не была выплачена заработная плата еще с января-февраля 1994 года.

Производительность труда в первом квартале снизилась по промышленности на 10,3% при уменьшении численности работающих на 10,6%. Многие работники находятся в вынужденных отпусках или работают неполную рабочую неделю.

Все вышеперечисленные факторы приводят к тому, что промышленные предприятия уже не могут работать в полную силу, некоторые из них останавливаются. Так, в начале апреля были полностью остановлены такие крупные объединения, как ПО «Старт» (Новгород).

Почти полностью парализован строительный комплекс области. Это связано с тем, что Министерство финансов РФ не оплатило (по данным на 15 апреля) выполненные еще в 1993 году работы по строительству объектов, финансируемых из государственного бюджета. Кроме того, в три раза сокращено финансирование из областного бюджета капитальных вложений. Всего в первом квартале текущего года предприятиями всех форм собственности освоено 25,7 миллиарда рублей. По сравнению с тем же периодом прошлого года объем капвложений уменьшился более чем наполовину. Сильнее всего из-за этого пострадала социальная сфера. Почти на 40% меньше, чем в прошлом году, введено в действие жилой площади, не строятся школы, больницы, детские сады, природоохранные сооружения. При этом практически не ведется закладка новых объектов, так как не хватает средств, чтобы достроить уже начатые. Большинство строителей находятся в вынужденных отпусках.

Падение промышленного производства и снижающийся уровень жизни населения крайне отрицательно действуют на функционирование таких жизненно важных отраслей, как транспорт и связь. Объем перевозок автомобильным транспортом общего пользования снизился в первом квартале на 69,3%, а перевозки грузов воздушным транспортом сократились на 97,9%, то есть почти полностью прекращены. Также сокращается объем услуг связи в натуральном выражении. В связи с подорожанием стоимости услуг радио население от них отказывается. В первом квартале отключено 6,8 тыс. радиоточек. В областной печати серьезно обсуждается проблема ликвидации на территории области проводного вещания. Однако, учитывая достаточно высокую (особенно для сельских жителей) стоимость УКВ-радиоприемника, такое решение может оставить без радиовещания значительную часть населения области.

Не менее тяжелую картину представляет собой и положение агропромышленного комплекса.

Для Новгородской области, являющейся в основном аграрной, от положения дел в сельском хозяйстве зависит очень многое. И, как всегда, решающими для отрасли остаются месяцы апрель и май.

К сожалению, приходится констатировать, что к началу весенне-летнего сезона положение в сельском хозяйстве не стабилизировалось. Происшедший осенью 1993 года — зимой 1994 года сброс поголовья крупного рогатого скота сильно ударил по животноводству. За год поголовье скота в области уменьшилось примерно на 8%. На 1,3% уменьшилось производство мяса, на 4% — молока. Более стабильно работает птицеводство, где за год удалось увеличить производство куриных яиц на 8%. Эта стабильность в основном объясняется тем, что отрасль получила свое развитие еще в докризисные времена, когда на территории области было построено несколько крупных птицефабрик с современным оснащением. Потребность в продукции отрасли в соседних регионах, где птицеводство развито слабо, а также относительная независимость от местной кормовой базы позволяют надеяться на устойчивость отрасли и в дальнейшем.

Очень низка готовность хозяйств всех форм собственности к посевной. Из необходимых для проведения весенних работ 27 млрд. рублей кредитов на 15 апреля поступило только 8,4 млрд. Даже если в начале мая поступят еще дополнительно обещанные 8 млрд., это составит чуть более половины необходимой суммы.

Практически не обновляется на селе машинно-тракторный парк. С 1991 года количество тракторов на селе уменьшилось на 17%, грузовых автомобилей — на 12%, зерноуборочных комбайнов — на 13% (данные областного Управления сельского хозяйства от 16 апреля 1994 года). Но даже и имеющиеся механизмы находятся в плачевном состоянии. По данным областного Управления статистики от 20 апреля 1994 года, на начало апреля на селе в неисправном состоянии находилось по 27% имеющихся тракторов и грузовых автомобилей.

Нехватка средств на селе приводит также к истощению земель. По состоянию на 15 апреля, на поля области была вывезена лишь шестая часть необходимой органики. В 11 раз меньше необходимого вывезено на поля минеральных удобрений, несмотря на то что крупнейший на Северо-Западе производитель таких удобрений — АО «Акрон» — поставлял их хозяйствам области по себестоимости.

Неудовлетворительна также обеспеченность хозяйств семенным материалом, в частности семенным картофелем. По данным областного Управления статистики, в области потребность хозяйств в семенах яровых зерновых и зернобобовых удовлетворена, однако, как сообщает Управление сельского хозяйства, только половина посевного материала является кондиционной.

Все это вынуждает хозяйства сокращать посевные площади. Так, по имеющимся в Управлении сельского хозяйства заявкам с мест, в этом году такой традиционной для Северо-Запада культурой, как лен, в этом году будет занято лишь 9 тысяч гектаров вместо 15 тысяч в прошлом. И это при том, что семенного материала хватает для засева 20 тысяч гектаров.

Тяжелое положение в агропромышленном комплексе усугубляется суровыми погодными условиями прошедшей зимы, из-за которых ожидается гибель озимых зерновых в пределах 15-20%.

Все вышеприведенные факторы приведут, скорее всего, к обострению ситуации на продовольственном рынке области осенью 1994 — зимой 1995 годов. Непродуманная кредитная политика и регулярное невыполнение властями своих обязательств перед хозяйствами закономерно приведут к тому, что в условиях инфляции хозяйства в течение осени и зимы ограничат продажу своей продукции, что уже наблюдалось в ряде иных регионов России. Отсутствие широкомасштабной государственной поддержки в условиях нарастающего истощения земель и приходящего в негодность машинно-тракторного парка может уже в ближайшее время привести если не к полному разрушению, то к очень серьезному нарушению функционирования агропромышленной инфраструктуры.

Следует отметить, что доля фермерских хозяйств в общем производстве сельхозпродукции в области ничтожна [1] и сколько-нибудь заметного влияния на функционирование агропромышленного комплекса не оказывает. Усиление роли личного и подсобного хозяйства граждан может до определенной степени демпфировать ухудшение ситуации на внутреннем продовольственном рынке области, но не способно решить продовольственную проблему области в целом, так как вывоз сельхозпродукции за пределы Новгородского региона всегда служил важным источником дохода для области. Кроме того, использование в основном ручного труда и низкая культура агротехники в личных и подсобных хозяйствах граждан не позволяют сделать вывод о том, что насыщение продовольственного рынка области возможно путем их использования.

Тяжелое положение, сложившееся в промышленности и агропромышленном комплексе, взаимосвязано с катастрофическим положением дел в сфере финансов.

Состоявшееся 20 апреля второе заседание областной Думы было посвящено утверждению областного бюджета. По сообщению Комитета финансов области, для минимального финансирования бюджетных отраслей в 1994 году региону потребуется 805 млрд. рублей. Однако в результате снижения объемов производства всего прогнозируется получить в бюджет области 205 млрд. рублей доходов. Кроме того, Министерство финансов РФ подтвердило трансферт в размере 55 млрд. (вместо прогнозируемых ранее 220 млрд. рублей). Таким образом, дефицит бюджета определен в размере 545 млрд. рублей, что более чем в два раза превышает всю доходную часть.

В результате огромного дефицита бюджета происходит резкое сокращение финансирования бюджетных отраслей. В частности, в три раза сократились государственные капитальные вложения. В первом квартале этого года не в полном объеме профинансированы даже социально защищенные статьи бюджета, такие как зарплата с начислениями, питание, медикаменты и т.д. Задержки на несколько месяцев в выплате заработной платы в бюджетных отраслях стали рядовым явлением. Комитет по образованию области до конца апреля еще не рассчитался со строителями за ремонт детских садов, школ, финансирование этих работ в текущем году находится под вопросом. В школах происходит сокращение учительского состава, укрупняются классы. Дальнейшее сохранение такого порядка финансирования может привести к параличу бюджетных отраслей.

3.    ЗАНЯТОСТЬ. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Продолжающийся спад производства пока что не привел к обвальному высвобождению рабочей силы. За весь 1993 год численность людей, занятых всеми видами экономической деятельности, сократилась на 3%. Наибольшие сокращения произошли на производстве стекловолокна (30,2%), в энергетике (21,2%), в целлюлозно-бумажной (22,9%) и легкой (12,2%) промышленности, в проектно-изыскательских организациях (19,9%), строительстве (21,4%), информационно-вычислительном обслуживании (19,8%), науке и научном обслуживании (22,6%). Среди всех потерявших работу женщины составляют 62%, молодежь до 30 лет — 25%. Социально-возрастной состав безработных по Новгородской области приведен ниже (в скобках — данные по областному центру):

до 16 лет — 5,8% (1,8%),

16-22 года — 6,7% (3,7%),

22-30 лет — 13,1% (18%),

предпенсионный возраст — 10,3% (6%),

с высшим образованием — 8,2% (24,3%),

средним специальным — 17,9% (28,1%),

средним — 35,9% (38,1%).

Из числа безработных 49,6% уволено по собственному желанию (в Новгороде — 33%),

за нарушение трудовой дисциплины — 10,2% (2,5%),

в результате сокращения — 27,8% (60,6%),

не устроившиеся выпускники школ — 7,7% (3,8%).

Общая численность не имеющих работы или работающих в режиме неполной занятости на 1 апреля 1994 года составляла 21,3 тыс. человек, или 7,4% от экономически активного населения области. При этом официальный статус безработных имело 5,1 тыс. человек (1,8%).

Средняя заработная плата по промышленности в апреле месяце составляла 130 тыс. рублей.

По данным Управления статистики Новгородской области, средне-статистический житель региона (включая пенсионеров и детей) имеет по состоянию на 20 апреля ежемесячный доход 66 тыс. рублей (около 36 долларов США), а житель областного центра — 87 тыс. рублей (около 47 долларов).

4.    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

Активизация международных связей на территории области в последнее время все больше становится фактором, существенно влияющим на жизнь региона. Особую активность в установлении контактов проявляют скандинавские страны и Германия. Так, осенью прошлого года Северо-Западный регион России посетили 4 министра Швеции, нынешней зимой — 5. В настоящее время Генеральное консульство Швеции в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с Новгородской и Псковской областями и Институтом декоративно-прикладного искусства им.Мухиной организуют в Петербурге выставку «Лен и шелк Севера». В выставке принимает участие ряд льноперерабатывающих предприятий Новгородской области. Увеличило выпуск большеформатной фанеры совместное российско-финское предприятие «Чудово-РВС».

14 апреля в Новгороде открылось контактное бюро Торгово-промышленной палаты Восточной Вестфалии в г.Билефельде. На начало мая в это бюро уже поступили заявки на установление контактов от 20 восточновестфальских предприятий. В апреле в Швеции побывала делегация новгородских фермеров. Там они прошли курс обучения организации фермерского хозяйства. Финансирование расходов взяла на себя шведская сторона.

На территории области продолжается работа по внедрению лесного кадастра. Об этой работе следует рассказать подробнее. Одним из основных источников дохода Новгородской области традиционно были леса. Они покрывают большую часть территории области. На территории области леса распределены неравномерно, да и по характеру они сильно разнятся: от мелколиственных лесов до таежных, с товарным лесом высшего качества. Среди северо-западных регионов России по лесному потенциалу Новгородская область занимает, может быть, и не первое место, уступая, скажем, таким регионам, как Вологодская область или Карелия однако при наличии достаточно развитой системы железнодорожного и автомобильного сообщения область является весьма притягательной для возможных потребителей лесной продукции, и поэтому проблемы регулирования лесопользования были одними из важнейших из обсуждаемых Советом народных депутатов последнего созыва. Редкая сессия Совета обходила своим вниманием эти вопросы. И не случайно новгородские леса являются объектом пристального внимания стран Западной Европы.

До последнего времени безраздельными хозяевами лесов были государственные монополисты (ПО «Новгородлеспром»). Такое положение приводило к хищническому уничтожению лесов в ущерб как природе в целом, так и населению области. В последние годы по области вырубается не более половины расчетной лесосеки, что не только пагубно сказывается на воспроизводстве лесов, но и развращает лесопользователей, не заботящихся о восстановлении леса на вырубках.

Очевидно, что одним из основных источников дохода области может быть продукция лесопереработки. Необходимые предпосылки для развития этого направления в области есть. Так, на территории области работают такие мощные производства, как Парфинская фанерная фабрика, Окуловский целлюлозно-бумажный комбинат, АО «Новгородмебель», СП «Чудово-РВС» и т.д. К сожалению, мощностей перерабатывающего комплекса не хватает для переработки ежегодно нарастающего лесного «урожая». В этих условиях активизируются структуры, вывозящие лес за пределы как области, так и страны. В то время как АО «Новгородлеспрединг» вывозит сырье за границу, собственные перерабатывающие предприятия простаивают, так как при сложившейся законодательной и налоговой системе торговать сырьем несравнимо выгодней, чем производить готовую продукцию.

Проникновению иностранных компаний на лесной рынок как Новгородской области, так и всего Северо-Западного региона России во многом мешает отсутствие оценки стоимости лесных массивов. Особенно сложно оценить стоимость конкретных участков в условиях смешанных чередующихся лесов.

В конце 1993 года администрация Новгородской области заключила соглашение с рядом шведских организаций о проведении на территории области работ по внедрению лесного кадастра. Такие работы были проведены в январе-марте 1994 года на территории Чудовского района. С мая месяца аналогичные работы будут проводиться на территории Валдайского района. Как в чудовском так и в валдайском вариантах, расходы берет на себя шведская сторона. Такое внимание со стороны шведов может быть объяснено только их крайней заинтересованностью. Об этом же говорит и следующий факт. Как известно, в последнее время наметились довольно серьезные контакты между Новгородской областью и шведскими ленами (землями) Эребру, Евле, Вермланд. Однако существуют серьезные затруднения в плане подписания соглашений между областями РФ и ленами Швеции, так как, по законодательству этой страны, международные соглашения на любом уровне могут подписывать только правительство или парламент. Так, например, было сорвано подписание нескольких соглашений между Новгородской областью и леном Эребру.

Однако ряд ленов Швеции действует в обход этой нормы. Так, между администрацией Новгородской области и Управлением лесами Евлеборга было подписано соглашение о разработке и финансировании первого этапа проекта «Лесной кадастр». Такое же соглашение подписано для осуществления работ по формированию земельного кадастра, причем расходы как в первом, так и во втором случае берет на себя шведская сторона.

Такое нарушение шведскими местными властями законодательства своей страны является весьма нетипичным, однако не исключено, что оно негласно санкционировано на высшем уровне.

Во время визита в Санкт-Петербург министр иностранных дел Швеции г-жа Маргарет аф Углас подтвердила, что в Швеции все зарубежные акты осуществляются на уровне МИДа. Однако в беседе с представителями Новгородской области она отметила, что сегодня такое законодательное ограничение является просто формальностью, и отметила, что Северо-Западный регион вызывает у Швеции огромный интерес в плане экономического сотрудничества.

Необходимо отметить, что в последнее время контакты с зарубежными партнерами приобретают весьма отчетливую направленность на использование региона в качестве поставщика сырья, или, в лучшем случае, полуфабрикатов (как, например, большеформатная фанера производства СП «Чудово-РВС»). Такая тенденция характерна для последнего времени, ибо ранее (год-два назад) Новгород притягивал зарубежные фирмы прежде всего как один из центров отечественной радиоэлектроники с имеющимися высокотехнологичными предприятиями. Именно тогда было организовано СП «Спектр-Самсунг» по производству видеомагнитофонов мирового уровня качества.

Нынешняя же переориентация интересов зарубежных партнеров на сырьевую базу весьма соответствует как состоянию отечественной экономики, так и положению России в мировом сообществе в целом, как бы кому-то и не хотелось этого признавать.

5.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

5.1.       К итогам выборов

Прошедшие 27 марта выборы в областную Думу остались практически незамеченными населением области. В целом по области в выборах приняли участие 35,6% избирателей. Подавляющим меньшинством пришедших к урнам избирателей были провалены выборы по всем восьми округам областного центра, где явка на выборы колебалась от 15,5 до 21,8%.

Прошедшие в обстановке полного равнодушия населения и индифферентной бездеятельности политических движений выборы закономерно привели к победе чиновничьего сословил вне зависимости от политической ориентации конкретных его представителей. Из 19 избранных депутатов Думы 8 являются главами администраций городов и районов области, 9 — руководителями предприятий. То, что Дума стала в определенной степени «карманным» органом администрации, подтверждает тот факт, что принятие ею 20 апреля областного бюджета прошло без какого-либо конструктивного обсуждения и в весьма сжатые сроки. И это для бюджета с чудовищным, разрушительным дефицитом!

5.2.       Смена главы администрации Новгорода

Смена руководителя администрации города Новгорода, произошедшая в первых числах апреля, ознаменовала окончательное устанавление сильной вертикальной исполнительной структуры на территории региона. До смены главой исполнительной власти областного центра был избранный в 1990 году городским Советом В.Н.Иванов. По решению Совета административный орган города назывался Управой, а его глава — посадником. До последнего времени между Новгородом и областными властями существовали довольно сильные противоречия, касающиеся в основном разграничения функций управления. Кроме того, экономически сильный областной центр является постоянным финансовым донором для слабых районов, что существенно сдерживает его развитие.

Политика, направленная на усиление местного самоуправления и получение большей самостоятельности, проводилась новгородским посадником совместно с ныне распущенным Советом народных депутатов. Но и после роспуска городского Совета В.Иванов продолжал проводить достаточно самостоятельную политику, не всегда совпадающую с позицией областной администрации.

Смена главы администрации города Новгорода прошла достаточно спокойно. В.Иванов был назначен заместителем главы администрации области. Формально такое перемещение является повышением, однако для посадника города Новгорода — всемирно известного исторического центра, члена Ганзейского союза, обладающего высокой степенью независимости, такое перемещение вряд ли можно назвать удачным.

Новым главой администрации города Новгорода назначен Александр Корсунов.

Александр Корсунов родился в 1951 году в Красноярском крае. В 1974 году окончил Кубанский сельскохозяйственный институт. С 1974 по 1977 г. работал главным инженером колхоза «Красное Знамя» Шимского района Новгородской области.

С 1977 по 1983 г. был сначала главным инженером, затем начальником производственного управления сельского хозяйства Шимского района. С 1983 по 1988 г. работал первым секретарем Пестовского райкома КПСС. В 1990-1991 г. занимал должность первого заместителя председателя облисполкома, отвечал за сельское хозяйство. С 1991 по 1993 г. работал в должности заместителя главы администрации области.

С 1993 года до настоящего времени являлся главой межрегиональной корпорации «Северо-Запад — Юг».

Следует отметить, что А.Корсунов до сих пор всю свою жизнь был связан с сельским хозяйством и назначение его на должность главы администрации Новгорода можно, пожалуй, объяснить лишь его личной лояльностью к нынешней администрации области. Система нынешних политических взглядов не прослеживается, однако до 1991 года декларировал приверженность к классическому коммунизму.

Одними из первых решений нынешнего главы были Постановления от 7 апреля 1994 года об отмене решений городского Совета от 12 сентября 1991 года и 23 июня 1993 года. Теперь Новгородская городская Управа вновь именуется администрацией города, а новгородский посадник — главой администрации.

5.3.       Партии и движения

В деятельности партий и общественно-политических движений следует прежде всего отметить постоянно растущую активность объединений ортодоксально коммунистического толка. Это прежде всего относится к Совету рабочих Новгородской области. В середине апреля отделом юстиции Новгородской области зарегистрировано Новгородское областное общество защиты интересов вкладчиков банков и держателей государственных ценных бумаг. По сути, это одна из организаций Совета рабочих. Основная цель общества: вернуть «ограбленному» народу отнятые государством накопления. Предложение о создании этого общества было высказано на съезде рабочих области 5 февраля 1994 года.

Среди общественных движений центристской и демократической направленности наблюдается почти полное затишье. Некоторое оживление в их деятельности было связано с попыткой создания Новгородской общественной палаты. Инициатива создания такой палаты принадлежит избирательному блоку «Новгородский университет». К созданию палаты были привлечены новгородские отделения НПСР, ДПР, «Союз местного самоуправления», «Центристский блок», ряд независимых политиков.

Цель создания палаты — попытка объединить политические движения различной ориентации на прагматической основе отстаивания местных интересов.

В организационном собрании Палаты кроме перечисленных приняли участие новгородские организации «ДемРоссии», ЛДПР, Новгородский русский собор и т.д. Политическая песпектива такой разношерстной организации неочевидна.

Источники

1. А.Якурин. Новгородская область в марте 1994 года. Политический мониторинг, ИГПИ, N3, 1994.