Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Дмитрий СЛЕПОКУРОВ

Калининградская область

в апреле 1994 года

Для апреля прежде всего характерно развитие политической ситуации, сложившейся после выборов. Начало деятельность представительных органов власти обозначило наметившуюся новую расстановку политических сил. Сложившиеся группировки в областной и городской Думах оценивали свои возможности, а верхушка администрации прикидывала, насколько ситуация соответствует ее ожиданиям и желаниям.

1.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ

1.1.       Областная Дума

20 депутатов из 21 возможного, избранных 27 марта 1994 года, положили начало деятельности региональной представительной власти. Еще до выборов многие предсказывали, что основной «водораздел» пройдет в Думе между «коммуно-агро-хозяйственниками» и «административными работниками». Весь вопрос был в том, насколько глубоки окажутся противоречия. Реальная расстановка сил оказалась близка к патовой. На 6 глав местных администраций пришлось 7-9 сельхозруководителей и их сторонников, 4 депутата в той или иной степени представляли «Выбор России» и 1-2 старались выглядеть независимыми. Таким образом, две основные группировки должны были договорится или, блокируя друг друга, заморозить деятельность Думы.

События развивались следующим образом. После взаимных консультаций и согласований с главой администрации области дата первого официального заседания Думы была назначена на 26 апреля причем, помимо организационных вопросов, свойственных первому заседанию, в повестку дня были сразу включены вопросы о чрезвычайной ситуации в агропромышленном комплексе и о необходимости доработки проекта закона Российской Федерации «О статусе Калининградской области».

Накануне заседания депутат Никитин В.П. (бывший заместитель председателя областного Совета) выступил с объемной статьей по поводу этого законопроекта. На этом следует остановиться более подробно [1].

Прежде всего, справедливо замечание депутата, что законопроект нигде не был опубликован, как, кстати, и указ Президента РФ «О Калининградской области», вышедший в декабре 1993 года во время предвыборной кампании В.Шумейко, баллотировавшегося в Совет Федерации от Калининградской области. Ознакомившись лишь после избрания депутатом в Думу с последней мартовской резолюцией проекта, В.П.Никитин заявил, что нарушена вся прежняя логика документа, причем принятие новой Конституции и выход указа президента не причина, а лишь повод для сделанных изменений.

В принятом ранее областным Советом проекте речь шла о частичном перераспределении функций и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти в целях создания новых механизмов использования геополитических преимуществ области в интересах жителей региона и России.

Предполагалось, что в соответствии с принципами российского законодательства дополнительные полномочия через Устав области будут распределены между администрацией, представительными органами власти, органами самоуправления, общественными и политическими организациями области, что и позволит установить надежный контроль за действиями всех властных структур.

Что же конкретно изменено в новом проекте? Прежде всего, вместо органов государственной власти в подавляющем большинстве случаев стала фигурировать лишь администрация.

Далее по тексту: «...Как известно Указ Президента от 22 декабря 1993 года сделал изъятия из полномочий органов представительной власти. Но при этом сохранен в силе Закон «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», сохранен принцип разделения полномочий исполнительных и представительных органов.

Поэтому трудно понять, почему, согласно проекту, исполнительная власть будет осуществлять права собственника на передаваемые объекты федеральной собственности, решать вопросы региональных налогов и сборов, координировать международные и внешнеэкономические связи области и т.д. Получается какой-то закон о статусе администрации, а не всей области. Уже в статье 2 прямо говорится: «Под статусом Калининградской области — отдельной (в каком смысле? — прим.автора) территории России понимается ее правовое положение в составе Российской Федерации, определенное особыми условиями хозяйственной деятельности на ее территории и особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти РФ и администрации Калининградской области».

Такого понимания статуса не было в прежнем проекте закона, как, кстати, и следующего предложения по изменению системы органов власти в области. «Глава администрации Калининградской области назначается Президентом РФ, является его полномочным представителем со статусом федерального министра».

Ясно, что подготовка Устава Калининградской области как субъекта Российской Федерации при таких полномочиях и структуре исполнительной власти теряет всякий смысл. Либо этот Устав будет чем-то вроде устава гарнизонной службы в зоне «Янтарь», поскольку особой надобности в словах «свободная» и «экономическая», видимо, уже нет.

После жесткой критики проекта закона и самой концепции СЭЗ «Янтарь» В.Никитин предложил как можно быстрее его название изменить на следующее: «О полномочиях органов государственной власти Калининградской области». Но поскольку нынешний, неудачный, по его мнению, проект уже находится в Федеральном Собрании, его, конечно, отзывать не следует, а следует просто заменить новым после ознакомления с ним общественности и принятия областной Думой.

Одновременно с выходом этой статьи 26-27 апреля состоялось первое официальное заседание областной Думы. Общественность на это событие отреагировала слабо. У входа потопталась группка пожилых пикетчиков с плакатами. В большой зал специально отведенного для областной Думы здания бывшего Дома политпросвещения пришли некоторые представители общественности. Они были несколько разочарованы отсутствием на торжественной церемонии главы администрации области. Ю.Маточкин появился позже, чтобы открыть рабочее заседание, поэтому он не услышал предложений, которые явно предназначались для его ушей: сократить до 15 человек численность областной администрации, опубликовать декларацию о доходах руководящих чиновников, провести их публичную аттестацию и т.п.

Пожалуй, самым любопытным предложением, на котором сошлись представители практически всех политических течений, — это создание общественной палаты как совещательного органа между Думой и администрацией.

Выборы председателя Думы, как и ожидалось, оказались весьма продолжительными и интригующими. После нескольких туров мягкого рейтингового голосования, в котором участвовали 5-6 претендентов, определились двое лидеров основных политических группировок: В.Н.Устюгов — глава администрации Балтийского района и Ю.М.Семенов — бывший председатель областного Совета. Но голосование не дало преимуществ ни одному из них (10:10). Попытки еще раз путем рейтингового голосования сменить состав кандидатур успеха не дали. Тогда депутаты объявили перерыв и надолго исчезли из поля зрения. Закрытые дебаты все же определили вынужденную договоренность, и окончательным голосованием 17 голосами против 2 при одном недействительном бюллетене был избран В.Н.Устюгов, а о том, какой ценой далась эта победа, можно было догадаться, когда он назвал кандидата на пост своего заместителя. Конечно же, им оказался Ю.Семенов — покровитель и защитник аграриев («за» — 13, «против» — 6, 1- недействителен).

Что ни говори, а в отличие от прежнего областного Совета новый орган представительной власти показал умение договариваться и известную гибкость. Естественно, что не получилось и полного отказа от отраслевого принципа по формированию комиссий. Аграрии добились создания комиссии по аграрным вопросам и потребительскому рынку — председатель А.П.Степанов. Вышеупомянутый В.П.Никитин возглавил комиссию по бюджету, комиссию по законодательству, международным отношениям и безопасности — Н.Н.Тулаев («Выбор России»), комиссию по социальной политике — врач Т.Петроченкова («Выбор России»), по экологии — Т.И.Ватутин (сельхозруководитель). Кроме того, депутаты создали рабочую группу по доработке проекта закона «О статусе Калининградской области», которая вкупе с администрацией должна будет этим заняться.

Ю.Маточкин уже из Москвы попросил поддержать его при подписании Договора о гражданском согласии в России. Это привело депутатов в некоторое замешательство: что поддерживать и как, если никто из них окончательного текста этого документа в глаза не видел. На всякий случай депутаты выразили солидарность с принципом всеобщего согласия. Но оговорили, что поддержат документ, если убрать пункт, который гласит: ради общих интересов на два года отказаться от изменений статусов и подписания договоров с центром о разграничении предметов ведения и полномочий. Собственно, на этом первое действие представительной власти счастливо закончилось.

1.2.       Городская дума

Несколькими днями раньше — 21 апреля состоялось первое заседание представительного органа Калининграда. Здесь было одновременно и проще и сложнее. Прежде всего, коллизия между главой 8 Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении и указом президента на эту тему настолько очевидна, что депутаты серьезно засомневались в возможности выполнения своих депутатских обязанностей. Положение усугубил Ю.Маточкин, за несколько дней до выборов издав постановление, в котором городская Дума стала уже не Думой, а городским собранием. На столе у депутатов оказалось 5 вариантов временного регламента, сформированных в различных структурах административной власти, председательствующий на заседании мэр В.Шипов не был избран ни в городской, ни в областной представительный орган власти, хотя баллотировался в оба. В завершение ко всему этому, избранных депутатов оказалось только 12 из 19 предусмотренных положением о выборах, таким образом, до 2/3 не хватало 1 депутата. Глава областной администрации принял постановление, в котором признавались полномочия депутатов, но ничего не говорилось о полномочиях городского представительного органа. В результате Калининград, в котором проживает около 500 тыс. человек (половина всех жителей области), оказался в более чем странной ситуации.

Тем не менее депутаты приняли решение называться Городской думой, так как это было в бюллетенях для голосования, сформировали постоянные комиссии и рабочую группу по разработке Устава города и предложили главе администрации области изменить соответствующие пункты его постановления.

1.3.       Ю.Маточкин versus «Комсомольская правда»

Конфликт областной администрации с «Комсомольской правдой» уже имеет свою историю, достаточно вспомнить публикацию «Янтарная комната для генерала Дунаева» в сентябре 1993 года. Поэтому нынешний новый виток разоблачений под названием «Маточкино гнездо» уже никого особо не удивил [2]. Ю.Маточкин в очередной раз был вынужден оправдываться и в прессе, и по ТВ. Согласно заявлению пресс-центра администрации области, Ю.Маточкиным был подан иск в суд на газету «Комсомольская правда». В настоящее время дело находится на рассмотрении в Краснопресненском народном суде Москвы. Ответчик ни на одну встречу в суд не явился.

После подачи иска в суд по различным каналам главе администрации Калининградской области поступили предложения иск отозвать. В противном случае было обещано выступить с серией «разоблачительных статей, известно, что авторы данной публикации в феврале-марте 1994 года находились в Калининграде, где занимались сбором «компромата». Тот факт, что они не стремились встретиться ни с правоохранительными органами, ни с главой администрации, говорит, по мнению Ю.Маточкина, об определенной ориентации авторов [3].

Что касается содержания статьи, то в ней не приведено ни одного нового, неизвестного факта. Вновь возвращаются к делу о фондах, о создании РИФК «Альянс». По этим вопросам есть заключения прокуратуры и других правоохранительных органов, также решения бывшего областного Совета народных депутатов.

По заявлению пресс-центра администрации области, появление этой статьи — продолжение целенаправленной акции группы местных провалившихся политиков и представителей полумафиозных и мафиозных структур, стремящихся к захвату власти в регионе. Вероятно, им очень хочется иметь во главе области послушную им фигуру, чтобы безнаказанно заниматься незаконными операциями [4].

1.4.       Вести от депутата А.Моисеева

В «Калининградскую правду» поступило заявление ЛДПР, подписанное В.Жириновским и депутатом Государственной Думы А.Моисеевым о ситуации вокруг Калининградской области в связи с активным обсуждением перспектив ее развития в российских и зарубежных кругах. Проблемы будущего области, говорится в нем, не могут не волновать всех россиян, ибо от этого зависит геополитическое положение России, надежность ее границ, устойчивость хозяйственных связей. ЛДПР исходит из того, что судьба Калининграда есть историческая реальность, сложившаяся после второй мировой войны. Калининград — это часть России и останется частью России навсегда.

Однако в настоящее время кое-кто пытается исказить принципиальную позицию партии, ведет речь о том, что ЛДПР якобы готова на уступки другому государству в вопросе о Калининграде. Это откровенный обман... Жители Калининграда и области должны знать, что ЛДПР выступает за скорейшее решение экономических проблем региона, наращивание активности военно-морского и торгового флотов, развитие связей с зарубежными партнерами, преодоление трудностей с транзитом через сопредельную территорию.

В то же время партия отмечает, что любые экономические реформы и эксперименты не имеют смысла, если при этом ущемляются права русских, если русские превращаются в людей второго сорта, в обслугу для богатых иностранцев. Такие реформы обречены. Таким реформам ЛДПР будет жестко противодействовать [5].

Несколькими днями позже Президиум Балтийской республиканской партии расценил это заявление как очередную политическую провокацию, направленную на новый раскол между законодательной и исполнительной властью, на разжигание вражды между русским и немецким народами.

Президиум БРП полагает, что данное обращение необходимо было А.Моисееву для спекуляций в ходе обсуждения Государственной Думой законопроекта о статусе области, а также повышения личного политического рейтинга [6].

2.    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

2.1.       Миссия ЕС

После того как делегация Европейской комиссии во главе с Майклом Эмерсоном побывала в Калининграде, было решено выделить 10 млн.экю для развития свободной экономической зоны. Покидая Калининград, Майкл Эмерсон заявил, что принятие практических решений не заставит себя долго ждать. В конце марта — начале апреля в Калининград приехал французский специалист, эксперт Европейского Союза, Владимир Голованов. Он заявил, что необходимо определить 10 проектов, по которым будет оказано техническое содействие региону.

Головным, по его мнению, должен являться проект развития системы управления в условиях СЭЗ. Тот факт, что «за спиной» проектов сейчас будет стоять ЕС, гарантирует их серьезность. Тем более в особой зоне, с особыми льготами. А значит, здесь в принципе можно что-то построить, не упираясь в общероссийскую ситуацию [7].

2.2.       Визит федерального министра финансов Германии Тео Вайгеля

Этот визит имел полуофициальный статус. Тем не менее он был насыщен всевозможного рода встречами и переговорами. Часть программы была посвящена знакомству с результатами работы Товарищества опекунского совета Германии по оказанию консалтинговых услуг калининградским промышленникам и предпринимателям. Бегло осмотрев завод «Кварц» и вполуха послушав сетования директора немецко-российского СП «Хольц-Кемиг ГмбХ» на неплатежи и таможенные препятствия с российской стороны, министр публично не проронил ни слова, впрочем, не афишировал он и цель своего визита.

Уже из Санкт-Петербурга он обратился к Европе с призывом инвестировать российские реформы, посетовав, что Германия пока несет самые большие расходы в России. Что же касается Калининградской области, то администрация, наоборот, жалуется, что немцы предпочитают вкладывать в регион добрые советы.

По всей вероятности, визит высокого гостя — своего рода политический реверанс, собственным избирателям, ведь в Германии разворачивается избирательная кампания. А посещение Восточной Пруссии вполне может понравиться избирателям.

2.3.       После визита П.Грачева

Широкий резонанс в различных кругах за рубежом вызвали выступления министра обороны России Павла Грачева во время его приезда в Калининградскую область. К примеру, независимое издание для деловых кругов Германии — «Балтийская газета» 28 марта опубликовала заметку «Калининградская область будет военным округом». В ней речь идет о том, что в этом регионе Россия хочет создать «специальную единицу из солдат всех родов войск», которая будет подчиняться министру обороны и Генштабу. Подобные публикации появились и в ряде других газет Германии.

Варшавская «Речь Посполита» усомнилась в искренности обязательств России соблюдать международные соглашения. Очевидно, утверждает газета, здесь кроется политическая интрига: Россия хочет удержать в сфере своих интересов страны Балтии, которые военная доктрина Российской Федерации определяет как ближнее зарубежье. Это понятие Россия, как утверждает газета, собирается распространить и на Польшу, о чем свидетельствуют планы министра обороны Грачева в отношении Калининграда [7].

Напомним, что П.Грачев заявил: «В Калининградской области будет столько войск, сколько необходимо для обеспечения безопасности России». Любопытно, что главнокомандующий объединенными вооруженными силами блока НАТО в Северной Европе генерал Гарри Джонсон, когда его попросили прокомментировать высказывания П.Грачева, заявил: «Поскольку эта область является частью России — это дело самой России, ее правительства, ее министра обороны устанавливать тот режим обороны, который они считают необходимым. Даже если бы я и владел бы какой-то информацией, то это не мое дело, не мое право обсуждать те решения, которые принимаются здесь российским министром обороны» [8].

2.4.       Сотрудничество с Польшей

28 апреля в Калининграде открылась международная ярмарка, организованная Щецинским воеводством и комитетом по развитию СЭЗ «Янтарь». Ее назвали «Калининград. Весна-94».

Польские коллеги в основном представили производителей товаров, открыв возможность местным предприятиям и предпринимателям напрямую работать с теми, кто товары не перекупает. Эта ярмарка предворяет более масштабное предприятие — дни Польши в Калининграде.

Генеральный консул Польши в Калининградской области заметил: «Мы нашли выход и имеем определенную политику в отношении Калининградской области. Это нашло отражение в проведении двух польско-калининградских «круглых столов». Мы все время подчеркиваем специфику, которая для вас объективный факт» [9].

Между тем генконсул заметил, что не может ответить себе на вопрос: «Что означает особый оборонительный район, как его назвал министр обороны Павел Грачев, с точки зрения СЭЗ? Было бы хорошо, если бы кто-то толково и ясно это объяснил» [10].

Источники

1. Калининградская правда.— 1994.— 27 апреля..

2. Комсомольская правда.— 1994.— 31 марта..

3. Калининградская правда.— 1994.— 2 апреля.

4. Калининградская правда.— 1994.— 5 апреля.

5. Калининградская правда.— 1994.— 1 апреля.

6. Калининградская правда.— 1994.— 8 апреля.

7. Калининградская правда.— 1994.— 1 апреля.

8. Там же.

9. Калининградская правда.— 1994.— 30 апреля.

10. Там же.