Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Азербайджан

Алиса ЕПИШИНА

Азербайджанская республика

в декабре 1999 года

В Азербайджане состоялись муниципальные выборы. Сын Г.Алиева Ильхам был избран заместителем отца в правящей партии «Ени Азербайджан». Противоречия между различными оппозиционными партиями переросли в открытый конфликт, вылившийся в «газетную войну». Оценки результатов экономического развития республики сильно отличаются у разных экспертов.

1.    Политический процесс

1.1.       Муниципальные выборы

Завершилась скандальная подготовка к муниципальным выборам. Напомним, что сам закон, по которому проводились выборы стал предметом долгих политических баталий как в парламенте, так и вне его стен. Затем оппозиция разделилась по вопросу о своем участии в этих выборах. Часть ее выступила за бойкот, другая – выдвинула своих представителей. Предвыборная кампания сопровождалась массой нарушений со стороны властей и непрерывными скандалами по этому поводу.

12 декабря в Азербайджане наконец прошли первые муниципальные выборы. В них приняло участие 2 млн. 200 тыс. избирателей из 4 млн. 200 тыс. имеющих право голоса, что составляет 52,6% избирателей.

На 21018 мандатов претендовало 35616 человек. При этом 50,4% кандидатов составили независимые, а 49,6% — представители политических партий. Процесс выборов контролировали 27 тыс. местных и 30 международных наблюдателей. Среди последних были представители Конгресса местных и региональных властей Совета Европы во главе с Алланом Ллойдом.

Международные наблюдатели от Совета Европы заявили, что в ходе данных выборов не было отмечено серьезных нарушений, и оценили их как первый большой шаг к установлению местной демократии в стране. Между тем, на некоторых избирательных участках все же были замечены факты нарушений. В результате подобных действий указом президента был уволен со своей должности глава исполнительной власти Наримановского района.

Глава президентской администрации Рамиз Мехтиев также высоко оценил проведение муниципальных выборов. Он отметил, что с помощью экспертов СЕ была подготовлена соответствующая законодательная база, а руководство страны создало все условия для проведения свободных выборов. Главной задачей в настоящий момент является унификация национального законодательства с европейскими правовыми нормами, что должно ускорить процесс вступления Азербайджана в Совет Европы [[1]].

1.2.       Указы президента

В конце декабря президент Гейдар Алиев подписал указы о создании Министерства государственного имущества и упразднении Госкомитета по имуществу (ГКИ). Новое министерство возглавил бывший руководитель ГКИ Фархад Алиев. Министерство госимущества унаследовало все полномочия ГКИ.

Гейдар Алиев также подписал указ о повышении со следующего года размера минимальных пенсий для неработающих пенсионеров до 11,5 долл., и освободил от налогообложения дивиденды граждан по ценным бумагам в кредитные организации до 2002 года [[2]].

1.3.       Избрание Ильхама Алиева заместителем председателя партии «Ени Азербайджан»

Продолжается процесс передачи власти внутри семьи Алиевых. В декабре состоялся съезд правящей партии «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан»), на котором, как и ожидалось, Гейдар Алиев был переизбран ее председателем. Кроме того, состоялся еще один давно прогнозируемый аналитиками шаг – избрание заместителем руководителя партии сына президента, 37-летнего Ильхама Алиева, который, как известно, является первым вице-президентом Государственной нефтяной компании страны (ГНКАР). На съезде И.Алиев был избран одним из пяти заместителей председателя партии. Гейдар Алиев объяснил это тем, что к руководству партии нужно привлекать молодые кадры. В своем выступлении на съезде президент отметил, что «Ени Азербайджан» является самой серьезной политической силой страны и обладает «огромным интеллектуальным потенциалом». Кроме того, Г.Алиев отметил свою прогрессивную роль в установлении независимости страны и проанализировал проводимые руководством страны реформы. По его словам, уже в 1995 году был остановлен спад производства, а в последующие годы начался процесс роста в некоторых отраслях экономики, особенно – в сельском хозяйстве.

Напомним, что партия «Ени Азербайджан» была образована в 1992 году, когда Гейдар Алиев был вытеснен Народным Фронтом в Нахичеванский анклав. Инициатором создания партии была так называемая «группа девяносто одного», обратившаяся к Алиеву, занимавшему пост главы парламента Нахичевани, с просьбой возглавить эту новую организацию. В настоящее время многие члены «девяносто одного» занимают высокие государственные посты.

В настоящий момент можно сказать, что в Азербайджане окончательно утверждается институт преемственности власти. События показывают, что стержнем «Ени Азербайджан» будут служить именно представители семейного клана президента [[3]].

По мнению наблюдателей, именно от сложившегося на съезде «Ени Азербайджан» расклада сил зависят ожидаемые назначения на посты в новых или еще только формируемых министерствах. Самым вероятным кандидатом на пост министра топлива и энергетики будущего министерства, которое планируется создать по рекомендации международных финансовых организаций, является сам Ильхам Алиев.

1.4.       Перспективы создания новой партии Расула Гулиева

В последнее время в Азербайджане высказывались предположения о намерении Расула Гулиева (бывший спикер Милли Меджлиса (ММ), один из самых влиятельных политических противников Алиева, скрывающийся в настоящий момент в США) создать свою партию, в которую войдут сторонники экс-спикера из Демократической партии Азербайдажана (ДПА – одна из четырех основных оппозиционных партий). Предполагаемое название партии — «Улус», поскольку руководство газеты под этим названием некоторое время назад выступило с заявлением о том, что, учитывая инициативу читателей, планируется создание партии, соответствующей политическому курсу газеты. По некоторым данным, в партию «Улус» могли перейти и ряд членов Партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА), позиция которых не состыковывается с точкой зрения руководства. В соответствии с другой версией, на первичном этапе пост председателя новой партии займет бывший президент Академии наук Азербайджана Эльдар Салаев, который способен, пользуясь своим авторитетом среди интеллигенции, привлечь ее в создаваемую партию.

Поездка в США, совершенная приблизительно в одно время редактором газеты «Улус» Махиром Самедовым, ее учредителем Ягубом Аббасовым и Эльдаром Салаевым была воспринята как первый реальный шаг в создании одноименной партии. Однако Я.Аббасов в своем заявлении прессе опроверг мнение о том, что Э.Салаев отправился в Соединенные Штаты в связи с «Улус». По возвращении из США М.Самедов заявил, что Р.Гулиев намерен создать партию с таким же названием. А по мнению Самедова, для сохранения независимости газеты партии будет дано другое название.

Таким образом, идея о создании «партии Гулиева» приобретает реальные очертания. Здесь возникает вопрос, каким образом М.Самедов, который на сегодня является членом верховного меджлиса ПНФА, до сих пор отрицающий свою приверженность экс-спикеру, объяснит свой уход из Народного фронта? Ибо, если новая партия увидит свет, Самедов вступит в нее. Кроме того, своим выходом из ПНФА М.Самедов ставит под удар тех членов Народного фронта, которые, защищая его от атак «радикалов», ручались в его верности партии.

Желание Р.Гулиева, если не обособиться от Демпартии, то хотя бы иметь под рукой свою и только свою партию, можно объяснить тем, что между двумя сопредседателями ДПА идет борьба. Хотя эта борьба и отрицается, слухи о «раздоре» между сторонниками Ильяса Исмайлова, Расула Гулиева, а также Сардара Джалалоглу тем временем не прекращаются. Поэтому, видимо, экс-спикер опасается оказаться «затравленным» и старается создать на политическом пространстве несколько силовых центров, подчиненных ему [[4]].

1.5.       Внутри оппозиционная борьба

В декабре в Азербайджане нарастал накал внутри оппозиционных противоречий. В настоящее время практически вся оппозиция занята «войной компроматов» друг с другом. Очередной всплеск вызвал визит первого зампреда ПHФА Али Керимова в Турцию, в частности, его встреча с президентом Сулейманом Демирелем. Оппоненты ПНФА (главным образом – «Мусават»), даже не пытались скрыть свое негативное отношение. Близкие к «Мусават» СМИ предложили свое объяснение слишком успешному визиту первого зампреда ПНФА. В частности, утверждалось, что встречу А.Керимова с президентом Сулейманом Демирелем якобы организовал Гейдар Алиев. Как и следовало ожидать, вслед за этим последовали ответные обличения. В конфронтацию были вовлечены практически все СМИ, близкие к названным партиям. Лишь газета «Азадлыг» выступила с обращением ко всем газетам, освещающим взаимоотношения ПНФА-«Мусават», не доводить дело до «войны между двумя гигантами». Однако вопреки ожиданиям, газета «Ени Мусават» отреагировала на этот призыв иронически и, хотя и косвенно, но высказалась в том смысле, что не против того, чтобы понаблюдать за «гражданской войной в островке оппозиции».

Нынешняя ситуация в оппозиционном лагере напоминает начало года, когда в рядах ДИРДВ (Движение за избирательные реформы и демократические выборы – объединение оппозиционных партий, противостоявшее Гейдару Алиеву на президентских выборах и бойкотировавших эти выборы) воцарились хаос и противоречия. В результате эта структура, а позже и Демконгресс (объединение оппозиционных партий демократической ориентации) фактически распались. Тогда «Мусават» через газету «Ени Мусават» обвинила в этом своих союзников по ДИРДВ. В результате Либеральная партия, не выдержав нападок на своего лидера, покинула ряды структуры. Теперь оппозиция опять втянулась во внутренние противоречия. Это может сыграть большую роль в предстоящих парламентских выборах [4].

2.    Экономика

2.1.       Экономические итоги года: различные точки зрения

Независимые оппозиционные эксперты и правительственные инстанции дают совершенно разные оценки экономическим итогам года. Особую точку зрения высказывают международные эксперты. Власти подчеркивают факт роста ВНП – около 7% по официальным данным (обеспеченный, прежде всего, ростом цен на нефть), рост валютных поступлений и объемов экспорта.

По мнению независимых экспертов, в 1999 году кабинет министров не смог обеспечить прогресс ни на одном из основных направлений экономики. К данным направлением причисляется исполнение бюджета; выполнение генерального соглашения между правительством и Конфедерацией профсоюзов; ход переговоров с международными финансовыми организациями; работа по принятию и исполнению законов в экономической сфере. В результате роста цен на нефть в нынешнем году правительство получило шанс реабилитироваться за 1998 год, однако ожидаемых улучшений не произошло. В частности, не был выполнен государственный бюджет. Эксперты считают, что представленные Госкомстатом цифры ни о чем не говорят. Так, доходы госбюджета за 9 месяцев 1999 года составили 1 трлн. 794,2 млрд. манатов. Они образовались за счет налога на добавленную стоимость (28,6%), налога от доходов населения (18,1%), отчислений от прибыли (12,6%), а также таможенных пошлин на ввоз продукции (11,1%). Расходы бюджета составили 2 трлн. 79,2 млрд. манатов, таким образом, дефицит составил 285 млрд. манатов, или 2,5% ВВП. Как и в прошлом году, бюджет, скорее всего, придется секвестировать на 22-23%. При этом доходы госбюджета на нынешний год запланированы в объеме приблизительно в 700 млн. долларов. Половина этой суммы расходуется на содержание госаппарата и правоохранительных органов. Остается около 350 млн. долларов на страну с населением около 8 млн. человек.

Далее, не было реализовано Генеральное соглашение, заключенное в апреле нынешнего года председателем Конфедерации профсоюзов Азербайджана (КПА) Саттаром Мехбалыевым и премьер-министром Артуром Расизаде. В первом пункте этого соглашения указывалось, что в нынешнем году рост ВВП, по сравнению с прошлым годом, составит 10%. Однако даже официальные данные свидетельствуют о том, что максимальная планка роста валового продукта составила 7%. Инфляция, которую планировалось удержать на уровне 3,8% роста, составила 6,4%. Обещание о повышении средней зарплаты населения на 32-33% также не выполнено. Уровень зарплаты по стране за 1999 год реально вырос лишь на 6%, да и то за счет повышений в отдельных сферах. Так же обстоит дело с другими обещания премьера (например, завис вопрос о программе занятости населения, которую должны были подготовить до конца года, намерение обеспечивать работой лиц, демобилизовавшихся из рядов вооруженных сил, и т.д.).

Что касается экономических законов, которые готовятся уже давно, то из них не принято ни одного. В частности, не были подготовлены проект нового Налогового кодекса, вторая госпрограмма приватизации, закон «О полиции», проект нового Уголовно-процессуального кодекса, программа судебной реформы, поддержки малого предпринимательства.

Запланированные на этот год кредиты от МВФ и Всемирного банка Азербайджан получил и, более того, достигнута договоренность о начале с января 2000 года третьего этапа программы структурных реформ. Вместе с тем, по мнению экспертов, правительство Азербайджана последовательно не выполняет основные требования международных финансовых организаций, практически никаких структурных реформ в экономике не проводится. Как уже отмечалось, не была реорганизована система госуправления, не принято второй программы приватизации, не ликвидирована монополия трех государственных банков, не налажен механизм купли-продажи земли, не создано Министерство транспорта и Минтопэнерго, не модернизирована судебная система.

Намерение МВФ не выделять Азербайджану последний транш кредита в 21 млн. долларов до тех пор, пока бакинские власти не проведут экономических реформ, сделанное в декабре, является для руководства страны серьезным предупреждением.

Уровень жизни населения в 1999 году продолжал снижаться. В этой связи, по мнению экспертов, актуален следующий прогноз на ближайшее время: 1. Сокращение объема ВВП; 2. Усиление инфляции; 3. Еще больший рост импорта конечного продукта до уровня, который окончательно уничтожит спрос на внутренние товары; 4. Дальнейшее расширение «теневой экономики» и ее криминализация; 5. Ухудшение положения в социальной сфере, образовании и здравоохранении; 6. Сокращение инвестиций в экономическую инфраструктуру; 7. Дальнейшее падение уровня жизни и рост разрыва в доходах. Президенту Гейдару Алиеву, который уже заявил о намерении баллотироваться в президенты в 2003 году, стоит заняться кадровыми вопросами. Однако отставка правительства сама по себе ничего кардинально не изменит. Напомним, что в последний период в Азербайджане сменилось три премьера, что не повлияло на развитие экономики [4].

2.2.       Позиция Европейского банка реконструкции и развития по экономической ситуации в Азербайджане

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заявил, что в Азербайджане в этом году будет достигнут «нулевой» процент промышленного роста. По итогам этого года объем промышленного производства в Азербайджане по сравнению с 1998 годом не изменится. По данным ЕБРР, который исследует экономику Азербайджана последние 9 лет, снижение промышленного производства с 1991 по 1996 годы составило более 72%. Утверждение ЕБРР находится в явном противоречии с цифрами Госкомстата Азербайджана. По официальным данным, только за 11 месяцев в промышленности страны было создано материальных ценностей на сумму в 10,134 млрд. манатов, что в сравнении с аналогичным периодом 1998 года дает рост на 3,1%. Особенно заметен, по информации Госкомстата, рост в нефтегазодобыче, где в сравнении с 11 месяцами прошлого года производство выросло на 28%. При этом знаменателен факт, что рост промышленного производства заметен в негосударственном секторе экономики, в котором произведено за 11 месяцев нынешнего года продукции на сумму в 3,364 млрд. манатов. ЕБРР использует в своем исследовании официальные данные Госкомстата, а затем опровергает или ставит под сомнение их достоверность. Выходит, что Евробанк, в лучшем случае, подчеркивает непрофессиальность сотрудников статистического ведомства Азербайджана. Возможно, Госкомстат Азербайджана все-таки должен опровергнуть многочисленные прогнозы и анализы со стороны различных международных финансовых организаций (МФИ), которые по мнению чиновников, не соответствуют действительности [4].

2.3.       Позиции России, Турции и Казахстана по рентабельности нефтепровода Баку-Джейхан

В связи с новой войной активизируется давление России на Азербайджан по вопросу о маршруте Основного экспортного трубопровода. Многие российские СМИ высказывают ту точку зрения, что в случае разгрома чеченских боевиков и установления стабильности и контроля Москвы в регионе необходимости в строительстве трубопровода Баку-Джейхан уже не будет. Поэтому, по их мнению. в данное время Анкара заинтересована в нестабильности на Северном Кавказе. Они полагают, что более рентабельным является трубопровод Баку-Новороссийск, который, в тому же, не потребует дополнительных затрат. После модернизации его мощность может увеличиться до 25-30 млн. т. нефти в год.

Кроме того, есть другие обстоятельства, говорящие не в пользу проекта Баку-Джейхан. В скором времени завершится строительство трубопровода из Западного Казахстана по южным регионам России к нефтетерминалам Новороссийска, осуществляемое Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК). По маршруту КТК будет транспортироваться казахская нефть. При этом Астана заявляет, что по маршруту Баку-Джейхан она может экспортировать только ту нефть, которая будет добыта в казахстанском секторе каспийского шельфа. В этом секторе пока пробурены скважины, которые пока не подтвердили признаков наличия нефти. Это обстоятельство осложняет реализацию проекта Баку-Джейхан. Поэтому единственным условием строительства данного нефтепровода является нестабильности на Северном Кавквзе [[5]].

2.4.       Создание «Нефтяного фонда»

В декабре в Азербайджане был создан «Нефтяной фонд», в который будут поступать все доходы от нефтяных контрактов. Данное решение мотивировано тем, что большое количество нефтедолларов сегодня в Азербайджане пропадает, будучи включенными в госбюджет. Таким образом, недоверие к чиновникам породило еще одну контролирующую структуру, фактически, в лице президента, поскольку распоряжаться всеми средствами фонда будет сам Гейдар Алиев [[6]].

2.5.       Ильхам Алиев о нефтяной отрасли Азербайджана

Первый вице-президент ГНКАР Ильхам Алиев заявил в конце декабря, что приватизация нефтяного комплекса Азербайджана в ближайшем будущем проведена не будет, поскольку нефтяной комплекс является основой экономики страны. И.Алиев сообщил также, что сегодня в Азербайджане работают 33 иностранных нефтяных компании. С 1994 года с ними было подписано 19 контрактов на условиях раздела продукции. Он положительно оценил проект трубопровода Баку-Джейхан и коснулся проблемы раздела Каспия. По мнению Ильхама Алиева, наилучшим было бы признание секторального деления Каспийского моря (напомним, что против него выступают Россия и Иран, за – США, Азербайджан и Казахстан, Туркменистан в разное время менял свою позицию в зависимости от конъюнктуры). Вице-президент ГНКАР сообщил по поводу создания в Азербайджане нефтяного фонда, что вопрос о создании этой организации давно назрел, поскольку руководство нефтяной отрасли всегда считало: средства от продажи нефти не должны идти напрямую в бюджет, но аккумулироваться в данном фонде, а уже из него – распределяться на различные социальные программы [[7]].

2.6.       Ситуация в сфере малого бизнеса

В 1999 году малый бизнес в Азербайджане нашел реальную поддержку со стороны государства. Отметим, что в текущем году предприниматели впервые, начиная с 1994 года, получили финансовую поддержку из бюджета страны. Этот процесс координировался Национальным фондом поддержки предпринимательства (НФПП). Так, под реализацию 20 проектов азербайджанские бизнесмены получили 3 млрд. манатов. Кроме того, по словам директора НФПП Фарруха Аббасова, в кабинете министров для окончательного утверждения и последующего финансирования рассматриваются еще 7 проектов на сумму свыше 1 млрд. манатов. Вместе с тем, из этого следует, что в нынешнем году предприниматели не смогут получить предусмотренные бюджетом 11 млрд. манатов. По словам Ф.Аббасова, только каждый пятый из представленных проектов получает одобрение со стороны конкурсной комиссии. Основными проблемами в деле финансирования предпринимательства по-прежнему остаются большой кредитный риск, связанный с залоговым обеспечением, и проблема составления бизнес-планов [4].

2.7.       Заседание Ассоциации предпринимателей Азербайджана

В середине декабря состоялось очередное заседание Ассоциации предпринимателей Азербайджана (АПА), на котором были определены основные направления деятельности этой организации на будущий год. Президент АПА Алекпер Мамедов вынес на рассмотрение участников заседания наиболее важные вопросы. По его мнению, первостепенное внимание должно быть уделено проблеме регионов, которые на сегодняшний день остро нуждаются в конкретной поддержке. Об этом также говорили выступившие на заседании представители предпринимательских кругов Мингячевира, Гянджи, Губы, Загатал, изъявившие желание примкнуть к ассоциации для совместного решения назревших проблем. В частности, они подчеркнули, что удаленные от центра районы не охвачены необходимой информацией в области бизнеса, нуждаются в повышении квалификации и уровня образования, и самое главное — необходимо кредитование экономики в этих регионах. Учитывая вышеизложенное, АПА приняла решение составить конкретные программы для каждого региона. И здесь необходима поддержка крупных национальных банков, представители которых также приняли участие в заседании.

На заседании также выступил руководитель американской программы CDC Аарон Борнштейн, который изложил суть этой программы, нацеленной на развитие экономики и предпринимательства в Азербайджане. Данная программа уже была реализована в России, Грузии, Украине. В конце января планируется проведение семинара, на котором будут рассматриваться конкретные вопросы для оказания помощи местным предпринимателям [4].

2.8.       Программа «Корпуса гражданской демократии»

Агентство США по международному развитию объявило о начале реализации в Азербайджане программы развития малого и среднего бизнеса, на которую выделило 2 млн. долларов. Проект разработан американской неправительственной организацией «Корпус гражданской демократии (КГД)», и предусматривает оказание технической помощи предпринимателям. Директор программы Аарон Борнштейн сообщил, что КГД была создана в 1990 году американскими деловыми кругами, заинтересованными в поддержке развития предпринимательства в странах бывшего Советского Союза, а также Центральной и Восточной Европы. Формой поддержки является обучение и консультирование, что будет реализовываться в целях помощи предпринимательству Азербайджана. Проект рассчитан на два года. За это время планируется провести консультативную работу с 200-ми предприятиями малого и среднего бизнеса.

Для обучения местных бизнесменов в Азербайджан прибудут 100 предпринимателей из США. Американские эксперты будут содействовать местным компаниям в сферах маркетинга, системы финансов и менеджмента, а также в улучшении их продуктивности и технологий. Перспективным азербайджанским предприятиям будет оказана помощь в деле поступления их продукции на рынок США. Проведение первого семинара запланировано уже на конец января, и в ходе него бизнесмены получат всю информацию о возможностях сотрудничества с международными компаниями. По утверждению посла США в Азербайджане Стенли Эскудеро, одна из целей проекта — содействие становлению в стране неэнергетического сектора и сглаживание однобокого развития экономики [4].

2.9.       Одобрение законопроекта о продлении налоговых каникул для вкладов населения в банках

В середине декабря парламент страны одобрил законопроект о продлении на два года налоговых каникул на вклады населения в банках. Однако на заседании бюджетной комиссии парламента прозвучало одно выступление, которое многие члены парламента и участники заседания посчитали нонсенсом. Руководитель экономической комиссии правящей партии «Ени Азербайджан», зампред бюджетной комиссии парламента Али Алирзаев выступил с инициативой отмены всех налоговых каникул на вклады населения, а также заявил, что все льготы для банковской системы должны быть отменены. Однако бюджетная комиссия Милли меджлиса все же одобрила этот законопроект и вынесла его на пленарное заседание. Интересно, зачем А.Алирзаев предлагал полностью отказаться от льгот на вклады населения, поскольку эти льготы предоставляются не столько банкам, которым безразлично, кому платить часть дивидендов от вкладов — населению или Госналогслужбе, сколько стимулируют население, которое получает возможность делать депозиты в банки, с тем, чтобы получать по ним хотя бы минимальный доход. При налогообложении этих процентов дивиденды населения резко сократятся, а банкам это вновь не затронет — их доходы не сократятся. Заметим, что год назад Гейдар Алиев сам призвал население вкладывать деньги именно в азербайджанские банки, заявив, что гарантом здесь является он сам [4].

3.    Социальная сфера

3.1.       Предварительные итоги переписи населения

В конце ноября в Азербайджане были подведены предварительные итоги переписи населения, проводившейся 27 января текущего года. По официальным данным Госкомитета по статистике, численность населения страны составляет 7 млн. 953 тыс. человек. При этом данные приведены и по Нагорному Карабаху, в котором азербайджанское руководство сейчас не имеет никакой власти.

Некоторые независимые эксперты считают эти данные существенно завышенными. Если учесть, что после изгнания из республики значительной части населения там реально осталось 5,8 млн. человек, а после распада СССР по крайней мере 3 млн. ее граждан выехали на заработки и осели в России и другие странах ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому, по мнению некоторых экспертов, сегодня в Азербайджане проживает около 3,6 млн. человек, а по самым максимальным подсчетам – не более 4 млн [[8]].

4.    Внешняя политика

4.1.       Переговоры Алиева с сопредседателями Минской группы ОБСЕ

В середине декабря в Баку прошли переговоры Гейдара Алиева с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. В ходе переговоров президент Азербайджана, в частности, заявил, что нагорно-карабахский конфликт может быть урегулирован только с помощью этой группы. Алиев назвал деятельность Минской группы в нынешнем году неудовлетворительной и попросил посредников при разработке предложений по проблеме отказаться от принципа «общего государства». Один из сопредседателей Минской группы Кери Кавано заявил, что группа будет не только работать над последними предложениями Алиева и Кочаряна, но и попробуют оказать помощь в реконструкции и реабилитации земель, пострадавших во время военных действий [[9]].

4.2.       Отношения Азербайджан-Россия после стамбульского саммита

По окончании саммита ОБСЕ становится все более очевидным, что политика Баку в отношении Москвы нуждается в корректировке. Поскольку в геополитической сфере Азербайджану не удалось добиться от Запада значительных уступок, сегодня руководство страны вынуждено относиться к России более лояльно и искать путь компромиссов. Кроме того, в Баку хорошо понимают, что, по существу, целью Вашингтона является не стремление оказать экономическую помощь странам Закавказья (пока сохраняется даже запрет на оказание финансовой помощи Азербайджану, что вызвало в конце ноября негативную реакцию МИД страны), а вытеснить Россию из региона и транспортного коридора Азия-Кавказ-Европа. Также очевидно, что НАТО не намерено воевать на стороне азербайджанцев в Нагорном Карабахе.

После предложения США идеи создания «общего государства», т.е. фактического признания независимости Нагорного Карабаха, Гейдар Алиев пытается найти поддержку у России и даже вовлекает в этот процесс Иран (так, был подписан совместный протокол о ратификации договора «О взаимной выдаче преступников с последующим отбыванием срока наказания на родине» и высказано предложение о возможной отмене визового режима между двумя государствами).

В ходе нормализации азербайджано-российских отношений азербайджанской стороной было заявлено об усилении охраны границы с Россией для защиты от чеченских террористов. Кроме того, как уже отмечалось, Азербайджану крайне невыгодно закрытие границы с Россией, поскольку азербайджанские граждане потеряют возможность зарабатывать там. Решение же карабахского вопроса без России не только не возможно, но, более того, лишь Россия может оказать на процесс наибольшее воздействие [[10] ].

4.3.       Заявление министра иностранных дел Азербайджана

В начале декабря министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев заявил, что Россия является одним из главных экономических партнеров Баку и отношение к ней дружественное, однако между двумя странами существует ряд проблем. В частности, Гулиев вновь назвал здесь одностороннюю поддержку Россией Армении, неучастие Москвы в работе Минской группы ОБСЕ. Что касается сотрудничества с НАТО, то оно ведется в силу невозможности разрешить карабахскую проблему в одиночку. Гулиев коснулся и вопроса строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, заявив, что, несмотря на давление России и Ирана, работы по нему будут продолжены [[11]].

4.4.       Заявление заместителя министра иностранных дел Азербайджана

В середине декабря заявление по геополитическим проблемам сделал заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. В частности, он высказался за геополитическое единство региона и подтвердил намерение руководства страны относительно исключения Ирана из системы региональной безопасности. Политику Армении в этом вопросе А.Азимов охарактеризовал как «армяно-центристскую», поскольку Ереван, сотрудничая с Россией, получая финансовую помощь от США, в настоящее время стремится к налаживанию отношений с Турцией, что при таком раскладе невозможно. Таким образом, Азербайджан в любом случае не поддержит Армению в ее шагах к сближению с одним из его главных стратегических партнеров – Анкарой [[12]].

4.5.       Встреча Г.Алиева с председателем Политического комитета Парламентской ассамблеи СЕ

8 декабря в Баку состоялись переговоры Гейдара Алиева с председателем Политического комитета Парламентской ассамблей Совета Европы (СЕ) Виктором Руффи. По окончании встречи Руффи заявил, что СЕ в целом доволен ходом проводимых Азербайджаном демократических реформ и считает возможным вступление страны в организацию уже в 2000 году. Кроме того, СЕ намерен участвовать в разрешении нагорно-карабахского конфликта и способствовать примирению Армении и Азербайджана посредством одновременного принятия в свои ряды обеих стран. Представители СЕ также заверили Г.Алиева в том, что обоим государствам будет оказана помощь для скорейшего получения статуса полноправного члена организации [[13]].

4.6.       Открытие информационного центра НАТО

В середине декабря глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Вилаят Гулиев сообщил, что после его встречи с генеральным секретарем НАТО в Брюсселе было принято решение об открытии в Баку осенью 2000 года информационного центра НАТО. Гулиев заявил при этом, что Азербайджан стремится к развитию сотрудничества с альянсом и намерен стать его полноправным членом [[14]].

4.7.       Отношение Баку к событиям на Северном Кавказе

Ряд азербайджанских аналитиков утверждает, что Баку не имеет отношения к помощи чеченским боевикам, уже потому, что Азербайджану это невыгодно. Победа исламистов на Северном Кавказе поставит Азербайджан между двумя фундаменталистскими мусульманскими государствами: на севере – государством северокавказских ваххабитов, на юге – Исламской Республикой Иран (ИРИ). После этого, очевидно, что в северных районах Азербайджана (Хачмазском и Кусарском) начнется национально-освободительное движение лезгин, и далее ваххабизм может распространиться по всей стране. Это, по мнению экспертов, чревато полной потерей Азербайджаном независимости. Пока этим планам мешает Россия, для которой крайне нежелательно возникновение еще одной «горячей точки» на границе с Азербайджаном. Однако такой прогноз выгоден Ирану, заинтересованному в распаде Азербайджанского государства. Во-первых, в случае процветания Северного Азербайджана иранские азербайджанцы также могут захотеть независимости от Тегерана. Во-вторых, Тегеран понимает, что Запад прикладывает все усилия для распада Ирана, и может начать политику в этом направлении через национально-освободительные движения народов, населяющих нынешний Иран [[15]].

4.8.       Пакт о безопасности – идея Алиева

В декабре в стране продолжала широко дебатироваться инициатива, высказанная Гейдаром Алиевым на саммите ОБСЕ, согласно которой США, РОССИЯ, Турция и страны Закавказья должны подписать «Пакт о безопасности и сотрудничестве на Кавказе», определяющий принципы урегулирования региональных проблем [[16]].

4.9.       Заявление посла Грузии о перспективах двусторонних отношений

В середине декабря Чрезвычайный и Полномочный посол Грузии в Азербайджане Зураб Гумбаридзе заявил, что в настоящее время грузино-азербайджанские отношения переживают период «настоящего триумфа». По мнению посла, потеплению отношений между двумя странами способствовала историческая близость стран, но самым главным является пересечение политических и экономических интересов Грузии и Азербайджана. В этой связи, несомненно, представляют интерес совместные межгосударственные экономические проекты. После обретения независимости и Грузия, и Азербайджан научились ставить во главу угла защиту своих национальных интересов. Поэтому между двумя странами действует модель не только братских, но и взаимовыгодных экономических отношений.

Относительно правомерности заявлений о том, что в случае подачи газа в Грузию, топливо пройдет по территории Армении, З.Гумбаридзе заявил, что вопрос подачи природного газа из Азербайджана в Грузию будет решаться во время визита в Баку государственного министра Грузии. Перекачка газа является важным элементом, который принесет выгоду как Азербайджану, так и Грузии. Что же до заявления Армении о возможности попадания природного газа в третью страну, то это, по мнению посла, исключается технически. В ходе переговоров ставился вопрос о поставках природного газа на конкретный объект – ТбилГРЭС, т.е. природный газ попадет на расположенную на расстоянии 25 км от границы Азербайджана с Грузией тепловую станцию в Гардабани. При подписании соглашений между странами стороны рассматривают все вопросы, в том числе и реэкспорт.

Зураб Гумбаридзе также отметил необходимость совместного восстановления промышленных предприятий в Грузии и в Азербайджане. Одним из примеров взаимовыгодного сотрудничества может служить поставка труб в Азербайджан с Руставского металлургического комбината (в прошлые годы этот комбинат ориентировался на производство труб именно для нефтяной промышленности Азербайджана.) Договор о поставках прорабатывался c ГНКАР в течение года, и ряде случаев цена на поставляемые трубы была снижена в три раза. Кроме этого, для взаимовыгодного регионального сотрудничества рассматриваются и другие проекты.

По мнению посла, важную роль для его страны играет и транзит энергоресурсов, и в будущем благодаря этому может решиться вопрос энергетической зависимости Грузии. В этой связи подписанные соглашения по ОЭТ Баку-Джейхан и транскаспийскому газопроводу являются важным этапом на пути независимости [4].

4.10.    Карабах

Армянские эксперты в свете последних событий выражают сомнения в последовательности проармянского курса Москвы. В частности, события в Чечне, по их мнению, показывают, нежелание российского руководства признавать факт права наций на самоопределения, что может оказать влияние на процесс карабахского урегулирования. Кроме того, твердый отказ Азербайджана согласиться на предложение посредников Минской группы ОБСЕ создать с Карабахом «общее государство» не вызвал в Москве однозначно отрицательной реакции [[17] ].

4.11.    Арест активистов Национально-освободительного движения Южного Азербайджана

В конце декабря в Азербайджане за попытку проведения несанкционированного пикета перед иранским посольством были арестованы члены Национально-освободительного движения Южного Азербайджана (НОДЮА) – лидер движения Пируз Диленчи и трое функционеров – Аслан Халиди, Халиг Амирасланов и Рахим Амини. Через несколько дней они были выпущены на свободу. Начальник информационно-аналитического центра НОДЮА Барышмаз Джалалоглу сообщил, что после того, как арестованных обвинили в нарушении общественного порядка, дела на них поступили в Сабаильский районный суд. 22 декабря этим лицам были вынесены предупреждения. Самого Б.Джалалоглу отпустили на поруки. Он пытался устроить акт самосожжения перед иранским дипломатическим представительством, но благодаря вмешательству полиции показательная гибель не состоялась. Б.Джалалоглу было предъявлено обвинение по трем статьям: хулиганство, нарушение общественного порядка и покушение на самоубийство. Б.Джалалоглу заявил, что его действия нельзя рассматривать вне контекста той политической обстановки, которая сложилась в Южном Азербайджане: он «хотел умереть в знак протеста против политики иранского режима в Южном Азербайджане, против репрессий и пыток, которые идут там полным ходом». Актом самосожжения Б.Джалалоглу, по его словам, намеревался привлечь внимание мировой общественности к этой проблеме.

Пикет, не состоявшийся в результате вмешательства азербайджанской полиции, не отразился на дальнейших планах иранских политэмигрантов. Так, после данного инцидента они объявили о начале бессрочной голодовки. Акция проводится в штаб-квартире инициативной группы по созданию парламента Южного Азербайджана. В голодовке, помимо Б.Джалалоглу, принимают участие член правления объединения «Единый Азербайджан» Яшар Гюнели и другой активист НОДЮА Рахим Амини. Одной из главных целей голодовки является борьба за восстановление избирательных прав идеолога демократизации Южного Азербайджана, доктора Махмудали Чехрагани. В НОДЮА серьезно обеспокоены ухудшением состояния его здоровья после его визита в службу госбезопасности Ирана «Этелаат». Кроме того, политэмигрантов не устраивает и контроль, который установили разведчики «Этелаат» над доктором [4].

Заключение

12 декабря в Азербайджане прошли первые муниципальные выборы. Подготовка к этим выборам ознаменовалась серией скандалов. Напомним, что сам закон, по которому проводились выборы стал предметом долгих политических баталий как в парламенте, так и вне его стен. Затем оппозиция разделилась по вопросу о своем участии в этих выборах. Часть ее выступила за бойкот, другая – выдвинула своих представителей. Предвыборная кампания сопровождалась массой нарушений со стороны властей и непрерывными скандалами по этому поводу.

Продолжается процесс передачи власти внутри семьи Алиевых. В декабре состоялся съезд правящей партии «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан»), на котором, Ильхам Алиев был избран одним из заместителей руководителя партии. Он является также первым вице-президентом Государственной нефтяной компании страны. Сына Алиева считают одним из главных претендентов на власть после возможного ухода Гейдара Алиева.

Официальные данные и данные независимых экспертов по поводу экономических итогов сильно разнятся. Власти подчеркивают факт роста ВНП – около 7% по официальным данным (обеспеченный, прежде всего, ростом цен на нефть), рост валютных поступлений и объемов экспорта. Оппозиционные эксперты указывают на то, что несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру не был выполнен бюджет. Не было также реализовано Генеральное соглашение, заключенное в апреле 1999 года профсоюзами и правительством. Инфляция была достаточно высокой — 6,4%. Уровень зарплаты же за 1999 год реально вырос лишь на 6%. Не был принят ни один закон по структурной перестройке экономики.

Двумя основными внешнеполитическими проблемами в декабре продолжали оставаться Карабахский вопрос и война в Чечне. Предложение «общего государства» ОБСЕ окончательно «зависло». Азербайджан никогда не сможет принять его по внутриполитическим соображениям. Теперь азербайджанские власти пытаются несколько компенсировать слишком односторонне прозападную ориентацию страны, которая ни к чему, кроме предложения «общего государства» не привела. Однако нефтепровод Баку-Джейхан не станет той ценой, которую Баку согласится заплатить за улучшение отношений с Россией. Теперь Гейдар Алиев маневрирует, пытаясь выстроить новую комбинацию, которая может вовлечь Россию и, по некоторым вопросам, даже Иран.

Продолжаются обвинения в адрес Азербайджана по поводу того, что он якобы поддерживает чеченских сепаратистов. Однако, если какую-то поддержку чеченцы и получают из Азербайджана, то она намного меньше того, что они получают из Грузии (или через Грузию) и, тем более, из самой России. Властям Азербайджана не выгодна победа чеченцев. Поддержка России в чеченском вопросе (разумеется, с оглядкой на Запад) – как раз и является, как нам представляется, той ценой, которую Азербайджан готов заплатить за улучшение отношений с Россией.



Источники

[1]. Гаджизаде А. В Азербайджане впервые проведены муниципальные выборы // Независимая газета. – Москва, 1999. — 17 декабря. – С. 5.

[2]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. — 28 декабря. – С. 5.

[3]. Санько В. Гейдар Алиев вновь возглавил партию власти // Независимая газета. – Москва, 1999. — 28 декабря. – С. 5.

[4]. Электронная газета «Зеркало» – http: // www.zerkalo.azeri.com

[5]. Гафарлы М. Нужна ли Азербайджану независимость Чечни? // Содружество НГ. — Москва, 1999. — 22 декабря. – С. 5.

[6]. Авдеева С. Нефтедоллары прибрал Алиев // Деловой вторник. – Москва, 1999. — 21 декабря. – С. 3.

[7]. Санько В. Собственник недр – государство // Независимая газета. – Москва, 1999. — 30 декабря. – С. 5.

[8]. Арсеньев А. Парадоксы истории // Независимая газета. – Москва, 1999. — 1 декабря. – С. 5.

[9]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. — 16 декабря. – С. 5.

[10]. Варламов К. Разочарование Западом // Независимая газета. – Москва, 1999. — 2 декабря. – С. 5.

[11]. «Нас не удовлетворяет позиция России в карабахском вопросе» // Независимая газета. – Москва, 1999. — 3 декабря. – С. 5.

[12]. Гаджизаде А. Две инициативы // Независимая газета. – Москва, 1999. — 18 декабря. – С. 5.

[13]. Гаджизаде А. Совет Европы обижен на Россию // Независимая газета. – Москва, 1999. — 15 декабря. – С. 5.

[14]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. — 22 декабря. – С. 5.

[15]. Гафарлы М. Нужна ли Азербайджану независимость Чечни? // Содружество НГ. — Москва, 1999. — 22 декабря. – С. 5.

[16]. СНГ. Хроника событий: ноябрь-декабрь 1999 года // Содружество НГ. – Москва, 1999. — 22 декабря. – С. 2.

[17]. Ханбабян А. Прагматизм как причина возможных ошибок // Независимая газета. – Москва, 1999. — 23 декабря. – С. 5.