Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Литва

Галина ИВАНОВА

ЛИТОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в ноябре 1999 года

За десятилетие независимости Литвы уже десятый премьер-министр десятого правительства представитель партии консерваторов А.Кубилюс, правая рука председателя Сейма и лидера партии консерваторов В.Ландсбергиса. Консерваторы выбирают путь вывода Литвы из финансово-экономического кризиса — путь «военного коммунизма». Назначение министра финансов рассоривает консерваторов. Прогнозы экономических экспертов сбылись – Литва подошла к порогу финансово-экономической катастрофы. Фискальный дефицит государства превышает 3,5 млрд. литов. Итог съезда партии консерваторов – порождение одного тоталитарного вождя одной партии. Зарождение новой правой партии на конгломерате договора экс-премьера Р.Паксаса с либералами Литвы. Национал-социалисты Литвы легализовались.

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Правительство

1.1.1.      Назначение нового премьер-министра

После отставки Р.Паксаса 27 октября и двух опорных министров, хозяйства и финансов, в Литве с молниеносной быстротой, был избиран новый премьер. 29 октября президент В.Адамкус предлагает Сейму утвердить новым премьером Андрюса Кубилюса, первого заместителя председателя Сейма, 3 ноября Сейм утверждает кандидатуру А.Кубилюса, а 5 ноября президент В.Адамкус декретом назначает А.Кубилюса премьер-министром. Литва по частоте смены премьеров теперь может сравняться с Россией последнего времени. Это уже десятый премьер за десятилетие независимости Литвы, в назначении которого президент В.Адамкус практически не участвовал. Теперешняя политическая вялость В.Адамкуса контрастирует с его поведением, которое он продемонстрировал при формировании правительства Г.Вагнорюса и особенно Р.Паксаса. Тогда В.Адамкус более взыскательно, как настоящий хозяин, подбирал кандидатуру, теперь он утратил инициативу, чем не преминули воспользоваться В.Ландсбергис и его ближайшее окружение.

3 ноября на внеочередном заседании Сейма правящая коалиция консерваторов и христианских демократов, что составило большинство голосов, поддержали кандидатуру премьер-министра А.Кубилюса. «За» проголосовали 82 парламентариев, «против» – 20, 18 – воздержались. Членам фракции социал-демократов и объединенной фракции было разрешено голосовать по кандидатуре А.Кубилюса свободно, члены фракции центра и независимой фракции воздержались, ДПТЛ голосовала против. Три социал-демократа Р.Дагис, А.Акстинавичюс и Й.Валатка поддержали кандидатуру А.Кубилюса [[1]].

Перед голосованием в Сейме консерваторы активно расхваливали кандидатуру А.Кубилюса, как компетентного, стратегически мыслящего, разбирающегося в интересах государства политика. «Не нужно еще сильнее раскачивать государственное суденышко. Поможем А.Кубилюсу унять волнение, он для этого человек подходящий», – уговаривал председатель Сейма В.Ландсбергис. Староста фракции центра Э.Бичкаускас назвал А.Кубилюса способным, перспективным и энергичным политиком, однако отказался поддержать его назначение, поскольку А.Кубилюс является одним из главных исполнителей политики консерваторов.

Староста фракции ДПТЛ Ч.Юршенас заявил, что А.Кубилюс был одним из главных, кто проводил в Сейме опасную политическую линию консерваторов. Ч.Юршенас утверждал, что А.Кубилюс несет ответственность за «черную пятницу» – то есть за подписание договора с «Вильямс». Новый премьер получил минимальную поддержку парламентариев: Р.Паксаса в мае с.г. поддержали 105 членов Сейма, а за Г.Вагнорюса в конце 1996 года проголосовали 95 парламентариев.

Новый премьер А.Кубилюс до 17 ноября должен сформировать новое правительство [[2]]. А.Кубилюс взошел на олимп власти с самой низкой популярностью – до последнего времени менее популярными, чем они были лишь В.Ландсбергис, Г.Вагнорюс и самый скандальный министр всех времен В.Бабилюс. Если учесть, что экономическое положение Литвы будет ухудшатся, то рейтинг нового премьера в лучшем случае останется без изменений. Согласно опросу, проведенному центром по изучению общественного мнения и рынка «Вилсмур» литовские политики получили одобрение по сравнению с октябрем (в%): Р.Паксас – 38,0 (21,3); В.Адамкус – 23,5 (43,5); А.Паулаускас – 14,7 (9,8); В.Андрюкайтис – 13,9 (12,2); Р.Озолас – 13,9 (6,9); К.Бобялис – 8,8 (10,2); В.Ландсбергис – 6,8 (6,4); Ч.Юршенас – 6,2 (6,0); А.Бразаускас – 6,2 (3,0); А.Кубилас – 4,6 (0,8) [[3]].

1.1.2.      Планы нового премьер-министра

Обсуждая в Сейме кандидатуры опорных министров – хозяйства и финансов – А.Кубилюс признался, что в Литве, учитывая сложное экономическое положение страны, не так уж много кандидатов, способных возглавить министерство финансов. «Этот дефицит чувствуется, но думаю, что общими усилиями мы с коллегами найдем лучший вариант», – заявил А.Кубилюс. Он дал положительную оценку квалификации и способностям бывшего министра финансов А.Шеметы, но заметил, что не собирается вновь предлагать его кандидатуру. «Чересчур много было бы сложившихся стереотипов и эмоций, но я надеюсь, что его квалификация будет в полной мере использована в работе правительства», – сказал А.Кубилюс. Неофициально говорится, что А.Шемете могут предложить должность советника правительства по финансовым вопросам [[4]].

4 ноября консерваторам удалось уговорить стать министром финансов своего сподвижника, члена Сейма, председателя комитета Сейма по иностранным делам, жившего в эмиграции финансиста Витаутаса Дуденаса. По неофициальным источникам, стать министром финансов изъявлял желание известный независимый аудитор Юозас Кабашинскас, но это консерваторы оставили без внимания, – фамилия Кабашинскаса даже не упоминалась в числе кандидата.

Кандидатура В.Дуденаса на пост министра финансов вызвала столь сильное раздражение Э.Кунявичене председателя парламентского бюджетно-финансового комитета, что она пригрозила в случае назначения В.Дуденаса уйти в отставку. Сама Э.Кунявичене не пожелала прокомментировать свой шаг, однако в распространенном в Сейме заявлении о своей отставке обвинила председателя Сейма В.Ландсбергиса, – «Не встречая со стороны председателя Союза Отечества В.Ландсбергиса надлежащего решения по улучшению управления финансами государства, отказываюсь от должности председателя бюджетно-финансового комитета Сейма» [[5]].

На должность нового министра хозяйства был предложен генеральный директор хорошо известной в деловом мире торгующей компьютерами и программным обеспечением фирмы «Ална» Валентинас Милакнис, который является и почетным консулом Австрии в Литве, вице-президентом Вильнюсской торгово-промышленной и ремесленной палаты. Как заявил В.Милакнис: «Реформы были одним из условий, которые я выдвинул А.Кубилюсу прежде чем дать свое согласие стать министром хозяйства». По его мнению, – «В настоящее время ситуация в Литве предкризисная, но если ничего не будет сделано для исправления экономического положения, может наступить и кризис». Своей важнейшей задачей В.Милакнис считает реструктуризацию «Летувос энергия», приватизацию «Летувос дуес», прокладку электроэнергетического моста в Польшу (на Запад), кроме того, он надеется на улучшение переговорных условий Литвы с ЕС, касающихся закрытия ИАЭС. В.Милакнис признался, что он нисколько не сомневается, что, начав приватизацию энергетических предприятий, он встретит колоссальное сопротивление различных сил, поэтому он постарается, чтобы «политические силы Литвы консолидировались в этом вопросе, поскольку это очень важно для Литвы».

5 ноября президент В.Адамкус подписал декрет о назначении правительства А.Кубилюса. В правительстве появились только два новых министра: хозяйства – В.Милакнис и финансов – В.Дуденас. Таким образом, в правительстве 8 консерваторов – на одного больше, чем в правительстве Р.Паксаса. По сведениям «Республики», в президентуре возникли сомнения только по кандидатуре В.Дуденаса, поскольку он является представителем эмиграции. Президентура опасается, что после этого назначения в Литве могут усилиться антиамериканские настроения, появившиеся после скандала с подписанием договора с американской компанией «Вильямс». А.Кубилюс также передал президенту В.Адамкусу программу по предупреждению кризиса и проведению реформ – «Программа стабилизации финансового положения» [[6]].

Новому премьеру А.Кубилюсу не нужно доказывать, как его предшественнику Р.Паксесу, что экономическое положение страны не просто плохо, а катастрофически плохо, что Литва почти на финансовом дне и дальше погружаться некуда. При такой ситуации любая власть оказывается на перепутье. Какой из двух путей выбрать власти? Или путь предложенный известным независимым аудитором Ю.Кабашинскасом: раскрепощение инициативы граждан, немедленно сократить число чиновников как минимум вдвое; перестать преследовать жесткими акциями мелких предпринимателей, которые не являются важными плательщиками в бюджет, так как их оборот 1,3 млн. литов; облегчить положение предприятий, которые по различным причинам не могут в срок рассчитаться с бюджетом, чтобы им не приходилось бы платить штрафы и проценты – лучше взыскивать налоги постепенно: отказаться от налога на прибыль и обложить налогом потребление; передать в одни руки налоговое администрирование, касающегося обоих бюджетов – государственного и «Содры», что дало бы громадный финансовый эффект; отменить введенные два года назад налоги для фирм, зарегистрированных в оффшорных зонах; объявить Литву зоной, свободной от налогов, чтобы в стране рос оборот средств; незамедлительно объявить налоговую амнистию и таким образом привлечь в Литву скрываемый за рубежом капитал. Однако правящее большинство восприняло предложения Ю.Кабашинскаса как черный юмор [[7]].

Консерваторы наметили свой путь, – «Только консервативными методами можно перейти от социалистической системы к свободному рынку», – заявил А.Кубилюс и составил «Программу стабилизации финансового положения» очень смахивающую на программу «военного коммунизма». Это ужесточение контроля и власти. Все устремления нового премьера сводятся к банальному финансовому администрированию. А.Кубилюс уж постарается выбить для государства как можно больше денег: одолжить у международных организаций – пока они еще согласны дать в долг, да ужесточить администрирование налогов. Тенденция нового правительства – как можно больше денег собрать и как можно меньше денег дать. В экономической программе правительства А.Кубилюса напрочь выветрился дух свободного рынка, а с уходом Е.Леонтьевой, советника президента по экономическим вопросам, программу консерваторов принял и В.Адамкус.

8 ноября на утверждение Сейма была представлена программа правительства А.Кубилюса. Срочные планы правительства: 1) добиваться подписания договоров с МВФ и упорядочить внутренний рынок ценных бумаг (на внутреннем рынке уже никто не хочет одалживать государству деньги и покупать ГЦБ); 2) пересмотреть порядок компенсации рублевых вкладов, отложить выплату компенсаций за выкупаемую землю и недвижимость (консерваторы на два года решили отложить исполнения программы по возвращению рублевых вкладов, переложив выполнение своей предвыборной программы на другие политические силы, которые выиграют предстоящие выборы; 3) реорганизовать потонувшую в долгах «Содру» (спасая погрязшую в долгах «Содру» правительство намерено ограничить размер пенсий работающим пенсионерам и увеличить пенсионный возраст; 4) ужесточить администрирование налогов; 5) уменьшить зарплату чиновников введением штатного расписания (Литва по-прежнему остается страной непомерной армии чиновников); 6) осуществить новую стратегию развития сельского хозяйства, призванной изменить порядок субсидирования земледельцев.

Дальнейшие планы: 1) сохранить валютное управление и нынешний курс лита; 2) приступить к приватизации предприятий энергетики, транспортных предприятий и государственных банков [[8]].

Экс-премьер Г.Вагнорюс пообещал А.Кубилюсу свою поддержку его программы, если политика правительства А.Кубилюса не будет противоречить программе консерваторов. Г.Вагнорюс призвал А.Кубилюса «не впадать в крайности», сокращая финансирование социально-экономических программ. Он раскритиковал намерение перераспределить тарифы «Содры», потому что это «лишь приведет людей в раздражение», однако не принесет реальных доходов в бюджет [[9]].

1.1.3.      Мнение общества о новом правительстве

По заказу публицистического журнала «Veidas» студия по изучению общественного мнения и рынка «Спринтер» провела опрос общественного мнения, согласно данному опросу, на вопрос: «Одобряете ли вы кандидатуру премьера А.Кубилюса?» ответили (% по числу респондентов): 28,3 – совсем не одобряю, 34 – не одобряю, 13,2 – одобряю, 2,7 – полностью одобряю, 2,6 – не знаю, что ответить. На вопрос «Кто особенно ответственен за политический и экономический кризис» ответили: 26,4% – экс-премьер Г.Вагнорюс, 0,8 – Р.Паксас, 29,2 – В.Адамкус, 57,4 – правящее большинство Сейма. То, что почти 30% респондентов считают, что в политико-экономическом кризисе повинен президент В.Адамкус, в какой-то мере объясняет факт падения популярности В.Адамкуса [[10]].

Согласно опросу общественного мнения, проведенного студиями по изучению общественного мнения и рынка «Балтиес тиримай», «Галлуп», «Спринтер», на вопрос «Как вы оцениваете возможность нового десятого правительства А.Кубилюса справиться с экономическим кризисом» ответили (% числа респондентов): 21,5 – скорее пессимистично, 45,7 – пессимистично, 9,2 – скорее оптимистично, 7,7 – оптимистично, 15,9 – нет мнения [[11]].

Согласно опросу студии «Спринтер» – «Как граждане оценивают экс-премьеров в соответствии с их вкладом в экономику страны – на вопросы ответили (%): «К какому из экс-премьеров вы более благосклонны»: Р.Паксас – 66,3, К.Прунскене – 10,2, Г.Вагнорюс – 8,4, А.Шляжявичюс – 5,2, А.Н.Станкявичюс – 2.5, А.Абишала – 1,5, А.Лубис – 1.2.

«Какой из экс-премьеров особенно внес вклад в развитие экономики?»: Г.Вагнорюс – 23,1, Р.Паксас – 18,2, К.Прунскене – 12,4, А.Абишала – 6,3, А.Н.Станкявичюс – 5,3, А.Лубис – 4,1 [[12]].

1.1.4.      Деятельность правительства

Правительство А. приступило к выполнению обещаний А.Кубилюса по строжайшей экономии и первое свое действие намерено осуществить на пенсионерах. Правительство разработало план – работающим пенсионерам и инвалидам платить лишь базовую пенсию, если их заработная плата выше минимальной месячной платы (ММП). Это значит, что пенсионерам по старости, страхуемые доходы которых выше ММП (430 литов), будет выплачиваться лишь базовая пенсия в размере 138 литов. Работающие инвалиды I группы, достигшие пенсионного возраста, получат 207 литов, инвалиды II группы – 138, III группы- 69 литов. Такие поправки к закону о пенсиях по государственному страхованию подготовило министерство соцзащиты и труда под руководством И.Дягутене. По мнению министерства, такие ограничения размера пенсий позволит «Содре» лучше сбалансировать бюджет – за год «Содре» может сэкономить 51,6 млн. литов, вовремя будут выплачиваться пенсии и появится возможность повысить пенсии неработающим пенсионерам. В настоящее время в Литве работают 135,3 тыс. пенсионеров. Пенсионный возрост женщин – 56 лет и 8 месяцев, мужчин – 60 лет и 10 месяцев. На 2000 год намечен пенсионный возраст: женщин – 57 лет, мужчин – 61 год [[13]].

Накануне заседания Верховного суда, который должен был состояться 24 ноября, суд получил прошение минфина об отзыве кассационной жалобы министерства и прекращения судебного процесса, касающийся незаконного увольнения с работы бывшего руководителя таможенного департамента А.Будриса. А.Будрис был незаконно уволен экс-министром финансов А.Шеметой правительства Г.Вагнорюса 21 декабря прошлого 1998 года. Вокруг увольнения А.Будриса развернулась политическая дискуссия. Оппозиция и сам А.Будрис открыто подозревали власти в том, что причиной увольнения стали проверки на таможне «близких» к консерваторам и имеющих связи в правительстве экс-премьера Г.Вагнорюса предприятий.

Минфин правительства А.Кубилюса в лице министра финансов В.Дуденаса признало незаконность увольнения А.Будриса и Верховный суд удовлетворил прошение Минфина. По неофициальным источникам, А.Будрис не намерен возвращаться в Таможенный департамент при правительстве, а изъявил желание работать в ДГБ, так как ДГБ менее политизирован, в отделе борьбы с контрабандой [[14]].

1.2.       Президент

1.2.1.      Падение рейтинга президента

Президента В.Адамкуса покинула советница по вопросам экономики Е.Леонтьева, президент Литовского института свободного рынка, не смирившись с тем, что официальная позиция президентуры все больше и больше стала расходиться с принципами свободного рынка. Последней каплей терпения Е.Леонтьевой стали условия приватизации нефтекомплекса Литвы американской компанией «Вильямс», которые поддержал В.Адамкус. Публично высказав свое несогласие подписать более чем странный договор с «Вильямс» ушел в отставку и премьер Р.Паксас с опорными министрами – хозяйства и финансов. Своим принципиальным уходом экс-премьер Р.Паксас «поднял» свой рейтинг выше всех, опередив президента. Президент утратил позиции во всех категориях опросов. Его популярность упала даже больше, чем поднялась популярность экс-премьера. Неясная и противоречивая позиция президента не могла понравиться гражданам Литвы. Рейтинг президента и в дальнейшем, похоже, будет падать, тем более, что президентом все больше и больше манкирует председатель Сейма В.Ландсбергис и его ближайшее окружение.

Президент В.Адамкус забеспокоился, похоже, за свой имидж. Он вдруг заявил, что «не поддерживал подписание договора с «Вильямс», поскольку считает, что ни одна группа участников переговоров с литовской стороны не смогла обеспечить таких условий этого инвестиционного проекта, при наличии которых граждане Литвы могли бы быть спокойны». Это заявление президента для Литвы было расценено, как лицемерие. Ведь он неоднократно высказывался за приход «Вильямса» в Литву, принимал у себя руководителей «Вильямса», а Госсовет обороны, возглавляемый им же самим, неоднократно обсуждал сделку с «Вильямс», хотя хозяйственные дела страны не входят в функции Госсовета обороны. Президент В.Адамкус, а не кто-либо другой одобрил и подписал принятые Сеймом шесть законов, которые предоставили «Вильямсу» привилегии и еще больше осложнили и без того непростую финансовую ситуацию Литвы. И ни разу В.Адамкус не говорил о плохой работе литовских участников переговоров. Он не прислушивался, даже не хотел ничего слышать, что говорили о циничности сделки специалисты как литовские, так и иностранные. Только после того, как начались митинги протеста, президент решил остаться чистым перед историей и стал прятаться в кусты. В.Адамкус показал всем, что он больше американец, чем литовец. Он стал метаться и лавировать между интересами Литвы и личных друзей в США. Рейтинг В.Адамкуса будет продолжать падать. Но неизбежно в Литве возникнет и другая проблема: начнет изменяться в литовском обществе к вернувшимся в Литву и занявшим высокие посты зарубежным литовцам [[15]].

1.2.2.      Паксас назначен представителем президента по специальным поручениям

Неожиданно для многих, и в первую очередь для консерваторов, 15 ноября президент В.Адамкус назначил экс-премьера Р.Паксаса полномочным представителем президента по специальным поручениям. До сих пор в президентуре не существовало этой должности. Р.Паксас таким образом стал чиновником уровня А. Планируется, что Р.Паксасу придется с помощью экспертов анализировать информацию и представлять президенту предложения и выводы в области энергетики [[16]]. Во времена правительства Г.Вагнорюса с треском провалился проект прокладки электролинии на Запад через Польшу. Правительство Р.Паксаса планировало объявить новый конкурс, но не успело сделать этого. В ноябре в Вильнюсе представители польского общества «Электроэнергетические сети Польши», литовской «Летувос энергия», польского и литовского минхозов договорились к началу декабря подготовить общие выводы по осуществлению проекта, связанного с объединением электросистем двух стран. Стоимость проекта в Литве составляет примерно 720 млн. литов, включая завершение строительства Круоняйской гидроэлектростанции. На территории Польши работа будет стоить около 600 млн. литов. По словам зам. главного директора «Летувос энергия» В.Пашкявичюса, подсчитано, что присоединение к электросистеме Запада будет стоить странам Балтии более 2 млрд. литов [[17]].

Очевидно, что должность спецуполномоченный президента была придумана специально для Р.Паксаса. В президентуре этим назначением сложилась уникальная ситуация: одна возражает против «Вильямса» (Е.Леонтьева) и уходит из команды президента, другой тоже возражает против «Вильямса» и уходит в отставку с поста премьера, но совершенно растерявшийся президент берет его в свою команду. С приходом Р.Паксаса в президентуру создалась интересная ситуация, понять которую не так просто: сейчас в президентуре работают два пламенных сторонника и покровителя «Вильямс» – главный советник В.Адамкуса Р.Межялис, советник по вопросам национальной безопасности А.Янушка и категорический противник «Вильямса» Р.Паксас. Интересно то, что, по словам самого В.Адамкуса, деятельностью Р.Паксаса будет энергетика.

Налицо явная растерянность В.Адамкуса: он назначает спецуполномоченного по вопросам энергетики, в то время как Конституция Литвы не предоставляет президенту никакого права заниматься хозяйственными делами страны. Второй признак растерянности В.Адамкуса: уполномоченным по вопросам энергетики он назначает не специалиста в этой области, хотя В.Адамкус постоянно подчеркивает важность компетентности. Третий признак растерянности президента: уполномоченным лицом становится противник «Вильямса», который сделался реальным управителем концерна «Мажейкю нафта», представляющего собой чрезвычайно важную часть энергетического хозяйства Литвы, и который нацелился уже прибрать к своим рукам «Летувос дуес» и «Летувос энергию». Ко всему прочему следует обратить внимание на один важный аспект в отставке Р.Паксаса: В.Адамкус, выступая по литовскому телевидению после того, как премьер Р.Паксас заявил о своей отставке, не высказал своего мнения по поводу отказа Р.Паксаса подписывать договоры с «Вильямс», хотя Р.Паксас, несомненно, стал премьером только благодаря настойчивости президента. Таким образом, В.Адамкус уже тогда увильнул от выражения своей четкой позиции и не сказал, как он расценивает подобный шаг своего протеже [[18]].

1.2.3.      Деятельность самоуправлений

В будущем самоуправления Литвы не должны оставаться разделенными на городские и районные. Поскольку функции у них одинаковые, и существующие, и образующиеся самоуправления, за исключением Акмянского и Нерингского, прелагается называть по названию центров. Министерство реформ управления и муниципальных дел считает, что самыми неэкономичными и в наибольшей степени дублирующими друг друга являются самоуправления крупных городов и районов. У них нет своих центров, поэтому их помещения находятся на территории других городских самоуправлений. Результаты произведенного аудита государственного управления также подтвердили, что система управления в Литве несовершенна [[19]].

До выборов в Советы самоуправлений, которые состоятся весной 2000 года, планируется учредить пять новых самоуправлений. Правительство 24 ноября одобрило скорректированную программу второго этапа реформы административных единиц – учреждения новых самоуправлений, в которой намечено создать самоуправления в Электренай, Калварии, Казлу-Руде, Пагегяй и Ретавасе [[20]].

1.3.       Парламент

1.3.1.      Отставка вице-председателя Сейма

3 ноября лидер Союза центра Р.Озолас обвинил председателя Сейма В.Ландсбергиса, что он использует Литву, ее людей и имущество для решения собственных проблем, и назвал деятельность В.Ландсбергиса «явно не совпадающей с действительными потребностями людей и углубляющий кризис до масштаба национального бедствия». Он распространил заявление о своей отставки с поста вице-председателя Сейма, которое было названо «Несколько слов руководителю консерваторов В.Ландсбергису». Р.Озолас в своем заявлении написал, – «Не могу брать на себя никакой ответственности за политику руководимого вами Сейма. До сих пор я против нее возражал, а сейчас отмежевываюсь от нее и юридически и морально». В заявлении О.Озолас выстраивает длинную и последовательную цепь действий В.Ландсбергиса: «поначалу незначительные действия еще во времена Саюдиса вырастают в эпопеи Верховного Совета с законами о предприятиях, о земле, в баталии по поводу Конституции и, в конце концов, осуществлена «великая приватизация». По мнению Р.Озоласа, продажа нефтекомплекса «Мажейкю нафты» и закрытие ИАЭС означают отказ от экономической независимости и виноват в этом В.Ландсбергис. Р.Озолас утверждает, что В.Ландсбергис со времен Саюдиса не видел «никого, кроме себя и стоящих вокруг себя, все остальные были неугодны – коммунисты, сборище червей, центристы» [[21]].

Р.Озолас после своей отставки с поста вице-председателя Сейма на пресс-конференции заметил, что его отставка не является предвыборным трюком: «В.Ландабергис не тот человек, за счет которого я хотел бы поднять свой рейтинг. Я дошел до такой черты, когда не могу быть больше с В.Ландсбергисом, когда он мной руководит. Я не могу сказать всего, что хотел бы, потому что меня удерживают обязательства как члена руководства Сейма» [[22]].

В.Ландсбергис выразил сожаление по поводу отставки Р.Озоласа с должности вице-председателя Сейма, однако, выступая перед Сеймом, заявил, что «мои проблемы маленькие, проблемы Литвы велики, однако г-н Озолас смотрит на них через кривое зеркало». За более конкретной оценкой заявления Р.Озоласа председатель Сейма В.Ландсбергис дал свой излюбленный совет – обратиться к психологам. Однако он расценил «бунт» Озоласа как тактический ход, удобный для ухода в оппозицию и соединения с левыми силами с целью продвижения к власти [[23]].

В связи с отставкой Р.Озоласа с поста вице-председателя Сейма консерваторы предложили занять этот пост центристу В.Мартишаускасу, однако В.Мартишаускас отказался от этого предложения, заявив, что «невозможно занять место, только что освобожденное лидером партии» [[24]]. Консерваторы не преминули воспользоваться освобожденным местом вице-председателя Сейма как удобный момент для раскола левых партий. Они предложили лидеру фракции социал-демократов Р.Лагису место вице-председателя Сейма. Р.Дагис как истый функционер и карьерист соблазнился. Однако фракция социал-демократов в Сейме подчинилась постановлению президиума своей партии и 17 ноября отозвала назначение Р.Дагиса с поста вице-председателя Сейма [[25]]. Р.Дагис «не пропал» – правящая фракция консерваторов одобрила назначение Р.Дагиса заместителем парламентского комитета иностранных дел и по делам Европы (председателем был назначен консерватор А.Рачас вместо освобожденного А.Кубилюса, ставшего премьер-министром) [[26]].

Место подавшей в отставку председателя парламентского бюджетно-финансового комитета Э.Кунявичене занял консерватор А.Андрюшкявичюс [[27]].

1.3.2.      Финансирование фракций

16 ноября Сейм принял поправки к закону об условиях работы членов Сейма. С 2000 года каждой фракции будут выделять в месяц сумму в размере половины средней заработной платы и по 0,2 суммы зарплаты на каждого члена Сейма. Несмотря на кризисное финансовое состояние в стране, сумма средств, выделяемых фракциям, увеличится более чем в три раза. Самая многочисленная фракция консерваторов получит в год около 170 тыс. литов (по решению правления Сейма, принятому в начале 1999 года, ей было выделено 53 тыс. литов). Центристы вместо выделенных правлением Сейма 14,7 тыс. литов получат 47,4 тыс., христианские демократы вместо 13 тыс. – 42,2 тыс., фракция ДПТЛ вместо 10,6 тыс. – 34,4 тыс., социал-демократы вместо 9 тыс. – 29 тыс. литов [[28]].

1.3.3.      Замораживание компенсаций рублевых вкладов

По предложению правительства А.Кубилюса, которому МВФ предложил приостановить выплаты компенсаций по рублевым вкладам, 25 ноября Сейм в порядке особой срочности принял поправки к законам о восстановлении вкладов населения и приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, третья группа рублевых вкладчиков, к которой относятся около 150 тыс. с февраля 2000 года не начнут получать свои рублевые вклады в течение двух лет. Перспективы возвращения вкладов самой многочисленной четвертой группе (более 650 тыс. чел.), для которой до сих пор не был установлен срок выплат, остаются туманными.

Две трети средств из фонда приватизации, предусмотренных на восстановление вкладов, временно будут использованы на выполнение имущественных обязательств Литвы и формирование резервного фонда. Создание этого фонда требует МВФ. Против замораживания восстановления вкладов возразили активно все оппозиционные фракции: ДПТЛ, социал-демократы, центристы и другие, которые ранее были резкими противниками идеи консерваторов возвращения вкладов. Процедура голосования была ускорена по предложению В.Ландсбергиса. Поправки к законам были приняты подавляющим большинством консерваторов и христианских демократов. Оппозиция Сейма предупредила, что замораживание вкладов обернется нарушением социальной справедливости, поскольку часть людей уже получила деньги. Таким образом, консерваторы переложили свои предвыборные (1996 г.) обещания на плечи приходящим им на смену другим политическим силам, а правительство консерваторов надеется упредить надвигающийся финансовый кризис и вовремя через год уйти с политической сцены, минуя кризис [[29]].

1.3.4.      Прочеченская позиция

10 ноября Международная парламентская группа по проблемам Чечни под руководством А.Эндрюкайтиса подготовила заявление, в котором председателю ОБСЕ К.Волебеку высказаны претензии за то, что он «формально и халатно выполняет свои обязанности, попустительствует незаконным и преступным военным действиям России в Чечне» и что К.Волебек «не требует от России соблюдения принятых международных соглашений о не превышении численности армии и вооружений на Северном Кавказе и соблюдения конвенции о защите гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов», что К.Волебек «срывает работу миссии ОБСЕ в Чечне и потакает России» [[30]]. Свою лепту по вопросу Чечни внес и В.Ландсбергис, выразив сомнение по поводу визита президента В.Адамкуса в Москву (визит не состоялся в связи с болезнью Б.Ельцина), опасаясь, что В.Адамкус может быть вовлечен в ситуацию, в которой его беседы с руководителем России могут показаться поддержкой войны в Чечне [[31]].

На пресс-конференции в здании Сейма председатель В.Ландсбергис сделал провокационное заявление: «Россия, завершив войну на Северном Кавказе, вынашивает планы вновь совершить военную агрессию в отношении стран Балтии». Безусловно, такое заявление В.Ландсбергиса не имеет политической почвы, однако лидеру консерваторов необходимо создать политические предпосылки для оправдания необходимости скорейшего вхождения Литвы в альянс НАТО [[32]].

Начиная с 17 ноября и по 25 ноября у здания посольства России в Вильнюсе прошли пикеты с сожжением бумажного российского флага и чучела Б.Ельцина в знак протеста против военных действий российских войск в Чечне. Пикеты были организованы Вильнюсским комитетом в поддержку Чечни под руководством председателя этого комитета А.Гелумбаускайте, а также национальной партией Литвы «Яунойи Летува» [[33]]. Посол России в Литве Ю.Зубаков высказывания В.Ландсбергиса о действиях российских войск в Чечне назвал необъективными: «В.Ландсбергис творческий человек, и слишком эмоционально оценивает некоторые факты». Посол отрицательно отозвался о пикетах у здания посольства России в Вильнюсе и пожелал встретиться с членами литовского парламента, чтобы «объяснить все, что нужно» [[34]].

1.3.5.      Референдум по нефтекомплексу Литвы

28 октября 48 членов Сейма зарегистрировали предложение об организации референдума по вопросу «Согласны ли вы с тем, что Сейм и правительство Литвы отказываются от государственного контроля над управлением и решающего голоса в реорганизованном АО «Мажейкю нафта?». Но после подписания договоров с «Вильямс» демократ С.Пячялюнас отозвал свою подпись под предложением, заявив, что референдум юридически не останавливает заключение договоров с «Вильямс», а формулировка референдума может трактоваться неоднозначно. Тогда посчитали, что идея референдума провалилась. Но 4 ноября о поддержке референдума заявили еще три члена Сейма. 18 ноября канцлер Сейма Ю.Разма, представитель консерваторов заявил, что фракция консерваторов не будет участвовать в голосовании за проведение референдума, давая возможность инициаторам референдума «самим принять решение и ответственность за бессмысленно истраченные 10,5 млн. литов на проведение референдума». Кроме того, Ю.Разма зарегистрировал проект постановления Сейма, в котором планируется обратиться в КС с просьбой разъяснить, не противоречат ли Конституции некоторые положения статуса Сейма и закона о референдуме, в частности по вопросу «может ли член Сейма голосовать против, если он был членом инициативы проведения референдума». А председатель фракции консерваторов А.Виджюнас, сожалея, что ему приходится участвовать в «спектакле кривых зеркал», никого не дожидаясь, объявил о снятии вопроса о референдуме. Социал-демократы пригрозили Конституционным судом в связи с тем, что группе парламентариев не было разрешено инициировать референдум [[35]].

1.3.6.      Декларирование доходов парламентариями

Независимый аудитор Ю.Кабашинскас, по собственной инициативе проанализировав декларации о доходах и расходах за 1996-98 гг., которые подали члены Сейма и их семьи, установил, что почти сто парламентариев подали неверные сведения о своих доходах и расходах, причем несоответствия составляли от 20 до 30% и затрагивали большинство членов Сейма всех фракций.

В поле зрения СМИ попал член Сейма фракции консерваторов, министр реформ управления и муниципальных дел С.Кактис и скандал разразился, тем более, что к этому случаю особое внимание проявил и президент В.Адамкус. По ходу скандального дела выяснилось, что С.Кактис приобрел незаконно престижный участок в Вильнюсе в Павильнюсском региональном парке, как лицо нуждающееся в жилье, в то время, как в Мажейкяй, в столице нефтекомплекса Литвы, у министра С.Кактиса построен роскошный особняк во времена его мэрства в Мажейкяй. Более того, земельный участок С.Кактису предоставлен был на льготных условиях по разрешению начальника самоуправления Вильнюсского уезда А.Видунаса, того Видунаса, который выделял престижный земельный участок в Жверинаса и В.Ландсбергису.

История с приобретением С.Кактисом земельного участка в Вильнюсе послужила детонатором и в обществе правомерно поднялся вопрос: «Если члену Сейма, функционеру партии консерваторов, министру, будет грозить импичмент и отставка, то за аналогичные нарушения законов Литвы отставка должна грозить и председателю Сейма В.Ландсбергису». Похоже, что законодательная и исполнительная власть Литвы подошла к своей последней черте – общество уже больше не доверяет ей [[36]].

Жители Мажейкяй адресовали письмо с 500-ми подписями президенту В.Адамкусу, в котором потребовали, чтобы С.Кактис был уволен с поста министра как скомпрометировавший себя. 19 ноября В.Адамкус попросил премьера А.Кубилюса обратиться в налоговую инспекцию или главную комиссию служебной этики по поводу декларации о доходах и имуществе министра С.Кактиса: у аудиторов возникли подозрения, что имущества у С.Кактиса больше, чем позволяют его доходы [[37]]. 24 ноября С.Кактис был вызван на беседу в президентуру, где президент В.Адамкус дал понять С.Кактису, что он обязан сам принять решение относительно своей отставки (Конституция Литвы не наделяет президента полномочиями самому решать вопрос об отставки министров). Однако премьер А.Кубилюс встал на защиту С.Кактиса, – он хорошо понял ситуацию – С.Кактис тот кирпичик, который, если выпадет, то может повлечь за собой очень многих влиятельных руководителей Сейма и правительства консерваторов. На предложение президента об отставке С.Кактиса А.Кубилюс отреагировал: «Пока я не вижу причин, по которым он не мог бы работать, поскольку обнаруженные нарушения не создают каких-либо политических проблем» [[38]].

В.Адамкус не отступил. 25 ноября он открыто предложил С.Кактису оставить пост министра. На это С.Кактис, благо есть прецедент, когда Г.Вагнорюс открыто игнорировал президента, ответил: «Я не думаю, что мне нужно уйти в отставку». В то же время оппозиционные фракции Сейма начали процедуру интерпелляции министру. Заявление об интерпелляции поддержали 29 членов Сейма (именно такое количество подписей требуется, чтобы обсуждение интерпелляции началось в Сейме). Центристы отказались присоединиться к инициированию интерпелляции из опасений, что в случае ее провала С.Кактис обретет еще большую уверенность в себе и сможет расценить это как выражение доверия Сейма. Но при голосовании в Сейме центристы, вероятно всего, поддержали бы интерпелляцию. Фракция ДПТЛ провела неофициальную консультацию со сторонниками экс-премьера Г.Вагнорюса и заручились их поддержкой, пообещав при тайном голосовании как минимум 20 голосов фракции консерваторов. Более того, по подсчетам оппозиции. интерпелляцию поддержали бы как минимум половина членов христианско-демократической фракции [[39]].

По данным международной неправительственной организации «Transparency International», Литва занимает 51 место по уровню коррупции: ее индекс коррупции составляет 3,8 баллов. Особенно коррумпированные структуры Литвы – полиция, таможня и суды. Наименее – почта, школа и СМИ. Представитель Всемирного банка Хелен Шитц называет восемь основных антикоррупционных условий: 1) простая и прозрачная налоговая система; 2) профессиональное управление государственными финансами и открытость покупок; 3) независимость судов; 4) ответственность чиновников, как высших, так и низших за свои принимаемые решения и действия; 5) широкий общественный контроль политиков; 6) прозрачность разделения личных и общественных интересов чиновников; 7) прозрачность финансирования политических партий, что уменьшает лоббизм; 8) наличие реликтов старой общественной системы, которые не позволяют работать антикоррупционным механизмам (согласно исследованиям, в Литве 60% граждан все еще согласны давать взятки чиновникам) [[40]].

1.4.       Партии и общественные организации

1.4.1.      Союз Отечества Литвы (консерваторы)

13 ноября в Клайпеде состоялся съезд партии консерваторов, на котором не были видны многие сторонники Г.Вагнорюса. На съезде председатель партии В.Ландсбергис открыто подверг критике экс-премьеров Г.Вагнорюса и Р.Паксаса и твердо заявил об исключении из партии представителей внутренней оппозиции. «Наша слабость – это дробление на тайные группировки, взаимные интриги, чванство», – заявил в своем выступлении В.Ландсбергис. Он обвинил Г.Вагнорюса и Р.Паксаса за кризис в Литве: «Отставки премьеров Г.Вагнорюса и Р.Паксаса причинили ущерб и хозяйству Литвы, и ее имиджу». На съезде было зачитано письмо Р.Паксаса, покинувшего партию консерваторов, в котором он написал, что декларируемые руководителями партии консерваторов принципы нередко не совпадают с реальными действиями.

На съезде вице-председатель партии С.Кактис заявил о приостановлении своих полномочий в руководстве партии на месяц до выяснения вопросов, касающихся декларации его доходов и приобретения земельного участка. Делегаты съезда единогласно приняли резолюцию, призывающую к восстановлению единства в партии. Также были утверждены новая структура руководства партии и модернизированные нормы партийного устава. В связи с изменением структуры партии был создан совет, ставший высшим органом правления партии. Президиум совета заменил существовавший до сих пор политический совет партии.

По рекомендации В.Ландсбергиса его новым заместителем был утвержден А.Кубилюс, канцлер Сейма Ю.Разма стал исполнительным секретарем партии, а каунасский предприниматель Р.Гарбаравичюс – казначеем партии [[41]]. Уверенную победу в жестокой внутрипартийной борьбе одержал В.Ландсбергис. Отныне он единственный и бесспорный лидер консерваторов. За последние полгода он сумел убрать двух премьеров и председателей правления партии. Сейчас с председателем В.Ландсбергисом внутри партии никто не может соперничать даже теоретически. Отныне партия консерваторов будет представлять собой структуру жесткого режима одного вождя [[42]].

1.4.2.      Христианско-демократическая партия Литвы (ХДПЛ)

27 ноября состоялась партийная конференция ХДПЛ, на которой позвучал лозунг, с которым ортодоксальное крыло ХДПЛ намерено войти в ХХI веке: ХДПЛ в Литве никогда не умрет, потому что каждая дожившая до пенсии литовка будет ходить в костел. На этой конференции почти не было представителей модернистского крыла партии, в связи с этим по всей вероятности, конференция выбрала лидером партии экс-министра просвещения и науки З.Зинкявичюса. Таким образом, победила правое архаическое крыло партии. Все попытки партийцнв с более современным мышлением возродить и омолодить партийное руководство провалились. Однако, к счастью, все партийные перипетии ХДПЛ на политическую жизнь Литвы влияния не окажут. Рейтинг этой партии уже несколько месяцев подряд не превышает 5%-го барьера, что не обещает возможность на выборах пройти в Сейм по партийным спискам. Как показывает опыт Польши и других католических стран Европы ХДП постепенно сходят с политической сцены [[43]].

1.4.3.      Союз либералов Литвы (СЛЛ)

Экс-премьер Р.Паксас, покинувший партию консерваторов и выступивший против сделки с американской компанией «Вильямс», решил не уходить из политики. 2 ноября Р.Паксас встретился с лидером СЛЛ Э.Гентвиласом, с которым обсуждал политическую модель возможного сотрудничества. Из неофициальных источников стало известно, что в команду Р.Паксаса входят бывшие министры Й.Ленгинас и Э.Мальдейкис [[44]]. По неофициальным сведениям, желание либералов объединиться с популярным Р.Паксасом, связано с опасениями, что на выборах в Сейм могут быть избраны представители только левых сил. Однако либералы опасаются, что после объединения со сторонниками Р.Паксаса СЛЛ может раствориться среди них. А сторонники Р.Паксаса, в свою очередь, опасаются, что объединение и создание общей с либералами политической организации может повредить популярности Р.Паксаса.

19 ноября Э.Гентвилас и Р.Паксас провели совместную пресс-конференцию и заявили, что их разочаровала находящаяся сейчас у власти партия консерваторов, поэтому решено создать новую правую партию. «Декларируемые принципы моральной политики не совпадали с реальными действиями. Возникал такой термин, как «политическая воля», которой должны подчиняться не только партийцы, но и экономические законы, нормы морали и права», – заявил Р.Паксас. Лидер СЛЛ Э.Гентвилас тоже заявил о своем разочаровании в консерваторах. По его словам, либералам очень нравились предвыборные положения консерваторов и даже программа правительства, но со временем они пришли к выводу, что Г.Вагнорюс ведет популистскую, а зачастую левую политику. Одним из примером популистской политики Э.Генвилас назвал восстановление рублевых вкладов.

Р.Паксас утверждал, что выбрал в союзники либералов потому, что совпадают их взгляды в вопросах налогов, создании благополучных условий для бизнеса и т.д. Лидеры создаваемой новой партии не скрывали, что опасаются наплыва в партию людей, которые категорически возражают против прихода иностранных инвестиций в Литву и говорят даже о национализации предприятий, уже проданных иностранцам. Они не скрывали, что уже подготовлены черновые варианты устава и положений новой партии. Относительно названия новой партии, пока еще ведутся дискуссии. Предполагаются несколько вариантов названий: «Путь Литвы» или «Правый союз» [[45]]. Лидер ЖПТЛ Ч.Юршенас расценивает альянс экс-премьера Р.Паксаса и СЛ как консолидацию правых перед лицом глубокого кризиса в правой коалиции, и, прежде всего, в партии консерваторов. «Это правые, а если хотите, объединение богатых, или новых литовцев, которое может стать своеобразным спасательным кругом для консерваторов», – заявил Ч.Юршенас [[46]].

Согласно опросу общественного мнения студией «Спринтер» – «Будете ли вы голосовать за новую партию (Р.Паксас+либералы)» ответили (% опрошенных): «Да» – 11,2, «Нет» – 29,3, «не знаю» – 44,3, не будут голосовать совсем ни за какую партию – 15,2 [[47]].

1.4.4.      Союз центра

6 ноября Совет Союза центра принял документ «О политических отношениях с правящей партией», в котором указано, что отныне центристы являются самостоятельной оппозиционной партией, которую не нужно отождествлять с левой парламентской оппозицией. Центристы не уточняют, какая из политических сил им ближе всего. Скорее всего, их партнерами будут либералы, консерваторы, христианские демократы, возможно, и новая паксо-либеральная партия. Похоже, что центристы пока выжидают, осматривая будущие политические поля [[48]].

1.4.5.      Блок левых

Член Сейма, председатель «Новой демократии/Женской партии» К.Прунскене прогнозирует, что блок левых и центристских политических сил мог бы оказаться достаточно сильным и конкурентоспособным, если он сумеет объединиться и развить сотрудничество. К.Прунскене к этому блоку отнесла ДПТЛ, С/Д, Новый союз (социал-либералы А.Паулаускаса) и свою партию. К.Прунскене заявила, что пока неясно, в каком направлении повернут социал-демократы, так как в последнее время они переживают внутренние проблемы. По словам К.Прунскене, новый левый блок может успешно сотрудничать по важнейшим для Литвы вопросам, таким, как договоры с «Вильямс», приоритеты бюджета, в частности, создание благоприятных условий для мелкого и среднего предпринимательства, осуществление важных программ в области здравоохранения, образования, в социальной сфере [[49]].

1.4.6.      Литовский союз национал-социалистического единства

В Шяуляйском городском самоуправлении по распоряжению мэра зарегистрирована новая общественная организация – Литовский национальный трудовой союз. Председатель этой организации М.Мурза – глава Литовского союза национал-социалистического единства, заявил, что вновь созданная организация – это культурно-просветительская организация, стремящаяся пропагандировать национальные идеи. Он не скрывает, что она основана с целью легализовать деятельность шяуляйских националистов. М.Мурза не утрачивает надежды добиться и политической регистрации своей националистической организации. Юристконсульт Шяуляйского городского самоуправления М.Раманаускас считает, что устав новой организации не противоречит законодательству и Конституции Литвы [[50]].

1.4.7.      Рейтинги политических партий Литвы

Согласно опросу общественного мнения, проведенному центром по изучению общественного мнения и рынка «Вилсмур», на вопрос «За какую партию Вы будете голосовать, если выборы в Сейм будут проходить 21 ноября?» ответили (% респондентов) (в скобках — данные опроса за октябрь) [[51]]:

Союз центра                                           16,1 (15,9)

ДПТЛ                                                         9,0 (7,3)

Консерваторы                                          7,5 (7,1)

Социал-демократы                                 5,5 (6,1)

Новый союз                                              4,5 (2,9)

ыХристианские демократы                  3,0 (1,1)

«Яунойи Летува»                                   2,4 (3,1)

«Не голосую»                                        40,1 (39,9)

1.5.       Правоохранительные органы и армия

1.5.1.      Законы Литвы и права человека

Согласно результатам исследования, проведенного службой «Gallup Internftional» в рамках глобального социологического проекта: не считают, что права человека уважаются, в Литве – 25% опрошенных, в Эстонии – 2%, в Латвии – 8%; права человека уважаются частично в Литве – 65%, в Эстонии – 72%, в Латвии -76%; права человека уважаются, в Литве – 1%, в Эстонии – 22% и в Латвии – 14% [[52]].

1.5.2.      Дело А.Лилейкиса

11 ноября коллегия уголовных дел Апелляционного суда Литвы, рассмотрев жалобу Генпрокуратуры Литвы в связи с приостановкой 10 сентября Вильнюсским окружным судом дела А.Лилейкиса, приняла решение просить у Департамента юстиции США данные о состоянии здоровья А.Лилейкиса, обвиняемого в геноциде евреев во время Второй мировой войны. Литовский АС в соответствии с американо-литовским договором о правовой помощи пообещал сохранить конфиденциальность источника информации. В сентябре департамент юстиции США сообщил, что располагает информацией, будто бы А.Лилейкис симулирует болезнь, но источник этой информации назвать не может. АС Литвы, учитывая внимание американского правительства к процессу над А.Лилейкисом, решил отложить дело до поступления ответа из департамента юстиции США [[53]].

1.5.3.      Дело парламентария А.Буткявичюса

10 ноября президенту В.Адамкусу передано прошение сигнаторов Акта независимости о помиловании осужденного члена Сейма А.Буткявичюса. Совместное прошение подписали 21 парламентария, к которым примкнули также капелан А.Булотас, ректор Вильнюсского университета Р.Павиленис и председатель российского общественного фонда «Гласность» С.И.Григорьянц. Прогнозируется, что прошение о помиловании А.Буткявичюса дождется своей очереди в конце нынешнего или в начале будущего года [[54]].

1.5.4.      Новая бригада в литовской армии

В литовской армии появилась новая бригада «Западная». Приказ о формировании «Западной бригады» министр МОК Ч.Станкявичюс подписал 12 октября с.г. В новую армейскую часть войдут 7-й приморский драгунский батальон, а также батальоны бригады «Гяляжинис вилкас» из Таураге и Шяйляй. Бригада сформирована в рамках программы расширения армии, рассчитанной на 10 лет. До 2008 года в Литве должно появиться 4 бригады, а общее число солдат увеличится почти вдвое – до 23 тыс [[55]].

На центральном полигоне в Литве почти весь ноябрь месяц проходили учения Балтико-99, в которых активное участие принимали батальоны итальянской альпийской бригады «Джулия». Как заявил на церемонии открытия учений президент В.Адамкус: «Ничто так не приближает литовскую армию к НАТО, как совместные учения с воинами стран альянса». В совместном военном учении участвовало около 900 итальянских воинов и 30 воинов литовской бригады «Гяляжинис вилкас». Это первые учения в Литве, в которых участвует такое большое воинское соединение стран НАТО [[56]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Экономическое положение Литвы

Если в Литве ситуация не осложнится, то, по прогнозам Минфина, фискальный дефицит общего бюджета к концу года может составить 3,075 млрд. литов, или 7% ВВП. За три квартала текущего года фискальный дефицит общего бюджета составил 2,563 млрд. литов, или 5,9% ВВП. Таков главный показатель катастрофического состояния экономики Литвы, между тем как МВФ требует от Литвы, чтобы ее фискальный дефицит не превышал 2% ВВП. Но Литва ничего не может сделать, она уже вошла в фазу финансового кризиса. Положение стало уже неуправляемым. Из месяца в месяц увеличивается фискальный дефицит страны: январь – на 92 млн., февраль – на 137,8 млн., март – на 367 млн., а к концу марта – на 596 млн. литов. Угрожающе растет фискальный дефицит во втором квартале: апрель – 997,5 млн., май – 199,4 млн., июнь – 303,6 млн.

Литва в лучшем случае еще в этом году надеется получить в виде займов или налогов 1,7 млрд. литов доходов. Между тем обязательные планируемые расходы составляют 1,94 млрд. литов. Только на погашение ценных бумаг правительства в этом году потребуется 850 млн. литов. Как прогнозирует экономист, зам. председателя парламентского комитета по бюджету и финансам, К.Главяцкас: «Если экономика Литвы не будет развиваться, то в следующем году Литве нечем будет расплачиваться за долги». Минхоз уже снизил прогноз роста ВВП с 3,8 до 2,0%. Прогнозируется, что экспорт в нынешнем году сократится на 14,8% по сравнению с 1998 годом, а импорт – на 15,6%. Розничная торговля сократится на 9,9% – до 14,6 млрд. литов. Инфляция в декабре, по сравнению с декабрем 1998 года, ожидается 0,8%. Средний уровень безработицы может достичь 10,0% [[57]].

Литовская биржа уже давно предупреждает о стагнации. Согласно данным биржи ценных бумаг, индекс LITIN, установленный согласно курсу акций предприятий официального списка:

1998 год: март – 917,89, май – 831,25, июль – 660,52, сентябрь – 394,55, ноябрь – 534,76.

1999 год: январь – 522,69, март – 565,84, май – 511,30, июнь – 536,71, сентябрь -525,18 [[58]].

24 ноября председатель казначейского подкомитета бюджетно-финансового парламентского комитета социал-демократ А.Буткявичюс предупредил, что если в ближайшее время минфину Литвы не удастся подписать договор с МВФ, у страны возникнут проблемы неплатежеспособности [[59]].

По данным министра финансов В.Дуденаса на 18 ноября, каждый гражданин Литвы купил импортных товаров на сумму 3409 литов, продал за границу – на 2150. Доля иностранного долга на каждого гражданина – 2230 литов [[60]].

3.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

3.1.       Доходы и расходы

Уже третий месяц подряд в хозяйстве страны уменьшается средняя заработная плата. По сведениям Департамента статистики, выплаченная среднемесячная зарплата в октябре составляла 786,1 лита, и по сравнению с сентябрем стала меньше на 0,2%. Реальная зарплата за месяц стала на 0,5% меньше. В государственном секторе начисленная зарплата составила 1139,9 лита, а за месяц стала меньше на 0,8%. Выплаченная зарплата составляла 823,3 лита сократившись за месяц на 0,7%. В частном секторе начисленная зарплата за октябрь – 1021,8 лита, по сравнению с прошлым годом она увеличилась на 2,7%. Выплаченная – 745,3 лита, увеличившись за год на 2,4%, а за месяц на 0,5% [[61]].

Впервые за десять лет независимости Литвы из-за нехватки в городском бюджете денег в Шяуляй около 2000 семей остались без пособий на рождение ребенка, опеки над ребенком, семейных пособий. Выплачивались только пособий по похоронам. Бюджету Шяуляй не хватает 1,6 млн. литов для выплаты пособий до конца года, которому не допоступило 12,4 млн. литов запланированных доходов [[62]].

В Литве в октябре были среди стран Балтии самые низкие пенсии. Согласно данным Департамента статистики, среднюю пенсию по старости получали: в Литве – 77,7 долларов США, в Эстонии – 104 доллара, в Латвии – 100,5 доллар [[63]].

Согласно статистическим данным Департамента статистики соотношения средних заработных плат и пенсий в Литве составили [[64]]:

 

Год

Заработная плата

Пенсии по старости

1995

479

151

1996

621

192

1999

786

243

 

В третьем квартале с.г. доходы на одного члена семьи составили в среднем 443 лита, из которых 372 лита – денежных. По сравнению с третьим кварталом 1998 года доходы, имеющиеся в распоряжении семьи, увеличились на 13 литов (3%), а денежные – на 15 литов (4,2%). Но это мало, так как чтобы семья могла жить хотя бы посредственно, на одного члена семьи в зависимости от места проживания на нормальную жизнь требуется от 600 до 830 литов в месяц. В крупном городе один член семьи в июле-сентябре имел 495 литов доходов (на 6% больше, чем год назад), а в сельской местности – 334 лита (на 7% меньше). Один член семьи в среднем тратил в месяц 432 лита (на 0,5% больше, чми год назад), из них почти половину – 201 лит на питание (на 3,8% меньше).

Расходы на жилище, воду, топливо и энергию составили в среднем 43,4 лита (на 3,1% больше), на одежду и обувь – 33,8 лита (на 12,7% меньше), на транспорт – 34,4 (на 18,6% больше) на одного человека. На отдых и культуру -17,4 лита (16 литов), на образование – 2,8 лита (1.2 лита) [[65]].

1.1.       Система здравоохранения Литвы

Минздрав Литвы подготовило новую программу здравоохранения, направленную на экономию средств, основное внимание уделив сокращению числа пациентов в больницах. В Литве стационарное лечение обходится дороже, чем амбулаторное. По словам министра здравоохранения Р.Алекны, на финансирование деятельности лечебных учреждений в этом году всего требуется 2,13 млрд. литов, однако бюджет фонда обязательного страхования здоровья исполняется лишь на 80%. Больничной кассе фонд гос. соц. страхования («Содра») должен 140 млн. литов, а госбюджет – 56 млн. литов. Больничные кассы задолжали аптекам более 60 млн. литов и этот долг постоянно увеличивается, поэтому Минздрав готовит еще и постановление об изменении порядка компенсирования стоимости лекарств и о сокращении расходов больничным кассам на это [[66]].

Согласно данным Литовского союза врачей, долги больничным кассам и лечебным учреждениям сейчас составляют около 230 млн. литов, которые по-прежнему растут. Проанализировав положение и оценив финансирование здравоохранения, запланированное на 2000 год, литовский союз врачей предупреждает пациентов о возможных катастрофических последствиях для их здоровья. Союз врачей составил обращение к президенту В.Адамкусу, председателю Сейма В.Ландсбергису, премьеру А.Кубилюсу и председателю парламентского комитета по делам здоровья А.Матуласу: «При формировании госбюджета на 2000 год предлагается уменьшить взносы государства в Фонд страхования здоровья за страхуемых государством лиц до 201,7 лита за одного человека. Это уменьшит бюджет Фонда обязательного страхования здоровья еще на 100 млн. литов». Медики утверждают, что «при таком финансировании здравоохранения, население не получит качественную медицинскую помощь. При таких условиях медики не могут брать на себя ответственность за возможные ошибки диагностики и лечения» [[67]].

1.2.       Акции протеста

Финансово-экономический кризис коснулся и всех самоуправлений Литвы. Из-за недостатка средств в бюджете самоуправления не рассчитываются с предприятиями коммунального хозяйства за выполненные ими работы. Ассоциация предприятий коммунального хозяйства и коммунальных отходов в Вильнюсе на площади Савивальдибес провела митинг, в котором приняли около 200 человек со всей Литвы, с требованиями оплаты задолженностей. В настоящее время самоуправления задолжало коммунальным хозяйствам около 100 млн. литов [[68]].

Литовский союз рабочих приступил к сбору подписей против поспешного закрытия ИАЭС и намерен вступить в переговоры с чиновниками Еврокомиссии и Литвы о продлении эксплуатации первого блока ИАЭС до 2015, а второго блока до 2020 года [[69]]. Прогнозируется, что с закрытием ИАЭС весь северо-восток Литвы станет зоной социальной депрессии.

2.    ЭТНОС. ИСТОРИЯ. СМИ

2.1.       Русский культурный центр

6 ноября Вильнюсское самоуправление и правительство Москвы достигли принципиального решения об учреждении русского культурно-информационного центра в Вильнюсе. Стороны обязались в трехмесячный срок разработать правовые основы создания центра, утвердить его юридический статус, а также согласовать окончательное название центра. Было решено, что учредителями центра будут Вильнюсское самоуправление и правительство Москвы, а русские общественные организации Литвы будут иметь совещательный голос. Как заявил советник посла России в Вильнюсе В.Поляков, в посольство обратились 29 действующих в Литве русских общественных организаций с просьбой, чтобы центр был учрежден в школе им.М.Добужинского. «Это школа находится в центре города, просторная, неперегруженная и борется за свое выживание», – заявил В.Поляков. Он заявил, что московские власти готовы не только помочь учредить в Вильнюсе русский культурный центр, но и создать аналогичный центр для живущих в Москве литовцев [[70]].

2.2.       Немецкие историки обвиняют литовцев

Немецкий журнал «Фокус» опубликовал снимки с фотовыставки и сообщил, что подписи под снимками, запечатлевшие массовые убийства евреев в городе Несвиж (Беларусь), литовские. Как утверждает в интервью журналу «Фокус» спонсор этой выставки – немецкий филантроп Ян Филип Ремтсма, в действительности 4,5 тыс. евреев в Несвиже расстреляли не немцы, а пособники нацистов – литовский батальон. В настоящее время фотовыставка закрыта на время, поскольку многие историки усомнились в ее правдивости. Выставка закрыта на трехмесячную экспертизу, которую должны провести независимые историки [[71]].

2.3.       СМИ и власть

Минфин предложил с 2000 года повысить налоги с авторских гонораров с 13 до 20%. Это предложение зафиксировано в проекте бюджета 2000 года, которое могло бы принести в казну дополнительные 15 млн. литов, что составляет незначительную сумму по сравнению с 3-х миллиардным фискальным дефицитом Литвы. Однако СМИ расценили этот шаг правительства как часть политики, направленной против СМИ, поскольку 20% налог с авторских гонораров может привести не только к уменьшению зарплаты и увольнения части работников СМИ, но и краху отдельных издательств.

Под нажимом критики общественности правительство правящей коалиции временно отступило от своего замысла одновременно убить двух зайцев: и дополнительные деньги получить, и ударить по ненавистным СМИ. Правительство А.Кубилюса сообщило, что не намерено повышать налоги на доходы, получаемые по авторским гонорарам [[72]].

Член фракции консерваторов Альфредас Стасюлявичюс предложил поправки к закону о СМИ – отменить ограничения, устанавливающие максимальный размер компенсации за оскорбление чести и достоинства. Если Сейм примет эти поправки, в Литве экономически с легкостью смогут уничтожить любую газету, радио или телевидение. Разбирающиеся в вопросах права члены Сейма сомневаются в целесообразности предлагаемых А.Стасюлявичюсом поправок. Эти поправки повергли в шок многих экспертов по деятельности СМИ и ее регламентации. «Последствия могут быть самыми плачевными. Это еще одна попытка властей заткнуть рот СМИ», – убежден руководитель Литовского центра журналистики Лаймонас Тапинас. «Это самое жестокое предложение из представленных властью в последнее время», – считает Л.Тапинас, вспоминая о попытках создания комиссий и инспекций, ограничивающих деятельность СМИ. Л.Тапинас утверждает, что практика, которую предлагают ввести в Литве, в настоящее время действует только в Беларуси, на Украине, в России и Ираке [[73]].

3.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

3.1.       Отношения с Западом, Ираном и странами Балтии

3.1.1.      Отношения Литвы с НАТО

Представители стран НАТО еще раз оценили Литву как серьезного и надежного кандидата в члены альянса. Такое мнение было высказано на состоявшейся 9 ноября в Брюсселе встрече литовской делегации с Главным политическим комитетом НАТО. Литовскую делегацию возглавлял вице-министр МИД Литвы В.Ушацкас, который сообщил, что представители НАТО назвали «образцовым» план оборонного развития Литвы и выразили уверенность, что Литва и впредь будет успешно проводить в жизнь взятые обязательства. Литовская делегация и представители стран НАТО также обсудили политико-экономическую часть программы подготовки Литвы к членству [[74]].

3.1.2.      Отношения Литвы с ЕС

Центр по изучению общественного мнения и рынка «Вилсмур» по заказу Еврокомиссии 4-8 ноября провел опрос населения Литвы. Результаты опроса показывают, что категорических евроскептиков в Литве насчитывается 17,1% опрошенных. Те, что поддерживают вступление Литвы в ЕС – 56,8%. Граждане Литвы, измученные социально-экономическими трудностями, надеются, что вступление Литвы в ЕС облегчит экономическое положение страны [[75]].

3.1.3.      Отношения Литвы с Финляндией

Литва и Финляндия подписали двусторонний меморандум о сотрудничестве в области открытого администрирования, в котором намечены вехи сотрудничества между министерством реформ управления и муниципальных дел Литвы и министерствами финансов и внутренних дел Финляндии [[76]].

3.1.4.      Литва и Иран

Посол Исламской республики Иран в Литве Моххамед Тахери заявил, что, несмотря на приход американской компании «Вильямс» в Литву, Иран остается открытым для сотрудничества в сфере нефтяного хозяйства. По инициативе посла во время его встречи с обоими президентами Литвы А.Бразаускасом и В.Адамкусом были подписаны договоры Литвы и Ирана о сообщении и торговле. Иранский дипломат не согласился с предложением, что «Мажейкю нафта» под контролем американцев может получать нефть из Ирана, но сказа «мы будем внимательно следить за ситуацией и готовы в любой момент начать сотрудничать с Литвой». В настоящее время Иран импортирует литовских товаров на 7 млн. долларов США [[77]].

3.1.5.      Литва, Латвия и Эстония

24 ноября правительство Литвы поручило зам. директора департамента госбезопасности А.Бальзарису провести переговоры, парафирование и подписание литовско-латвийско-эстонского договора об обоюдной защите секретной информации. Такое соглашение необходимо Литве, Латвии и Эстонии в их стремлении к членству НАТО и ЕС, а также для дальнейшего развития сотрудничества в области обороны. Договор о защите секретной информации важно подписать до того, как в начале 2000 года начнет действовать региональный балтийский центр слежения за воздушным пространством стран Балтии. Литва является координатором этого проекта, центр слежения за воздушным пространством Балтии учрежден в Кармелаве (Каунасский район) [[78]].



Источники

[1]. R.Adintas,Naujasis ...premjiras... //Respublika – Vilnius. -1999. -3 ноября

[2]. R.Agintas,...premjeras jaucia..//Respublika. – 99.11.4.

[3]. Besiblaskantis...prezidentas //Lietuvos rytas. – Vilnius. – 99.11.13

[4]. R.Agintas, ..premjeras jaucia...//Respublika. – Vilnius. – 99.11.4.

[5]. R.Agintas, Ministru paieska sukursino...//Respublika. – Vilnius. – 99.11.5.

[6]. J.Skeryte, ..Vyriausybje pasikeite...// Respublika. – Vilnius. – 99.11.6.

[7]. Zivomas auditorius siulesi.. //Respublika. – Vilnius. – 99.11.5.

[8]. R.Agintas, Naulasis...premjeras...// Respublika. – Vilnius. – 99.11.3.

[9]. Btv TV, Zinios. – Vilnius. – 99.11.7.

[10]. Zmoniu simpatios...//Veidas. – Vilnius. – 99.11.(4-10). – N 44.

[11]. Pilieciai netiki Vyriausybes // Veidas. – Vilnius. – 99.11.(18-24). – N 46.

[12]. Sirdziu premleras // Veidas. – Vilnius. – 99.11 (11-17). – N 45.

[13]. BNS, Dirbantiems pensinikans.. //Respublika. – Vilnius. – 99.11.12.

[14]. BNS, Finansu ministerija kapituliavo..//Respublika. – Vilnius. – 99.11.25.

[15]. E.Klumbis,...prezidento sutrikimas. // Respublika. – Vilnius. – 99.11.2.

[16]. a.Baciulis.Prezidentura idardino...//Respublika. – Vilnius. – 99.011.16.

[17]. A.Бальчюс, Энергетики успокаивают …// Республика. – Вильнюс, 1999.- 23 ноября.

[18]. Э.Клумбис, Элита в растерянности // Республика. – Вильнюс, 1999. – 22 ноября.

[19]. ELITA, Savivaldybes Lietuvoje ...// Respublika. – Vilnius. – 99.11.30

[20]. ELITA, ...penki vaujos savivaldybes //Respublika. – Vilnius. – 99.11.29.

[21]. BNS, ELTA, R.Ozolas.. atsiribojo...//Respublika. – Vilnius. – 99.11.4.

[22]. LNK TV, Zinios. – Vilnius. – 99.11.4.

[23]. V.Landsbergis pasiule...//Respublika. – Vilnius. – 99.11.4.

[24]. Dradsme //Respublika. – Vilnius. – 99.11.4.

[25]. Drausme //Respublika. – Vilnius. – 99.11.18.

[26]. BNS, Tarp Seimo komitetu...//Lietuvos rytas. – Vilnius. – 99.11.18

[27]. LNK TV, Zinios. – Vilnius. – 99.11.15.

[28]. К.Гячяс. Затягиватть пояса ... //Летувос ритас. – Вильнюс, 1999.- 19-26 ноября.

[29]. BNS, Seimas, Seimas nutare sustabdyti ...//Respublika. – Vilnis. – 99.11.26.

[30]. BNS, ...pazers kritikos ESBO. // Respublika. – Vilnius. – 99.11.11.

[31]. LNK TY, «Panorama» – Vilnius.- 99.11.22.

[32]. BTV TV, Zinios. – Vilnius. – 99.11.25.

[33]. БНС. У посольства сожжено ...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 26 ноября.

[34]. Р.Агинтас, Посольство России...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 17 ноября.

[35]. K.Gecias, ...referendumas suzluga //Lietuvos rytas. – Vilnius. – 99.11.19.

[36]. BTV TV, «Paskutinis kryzkelis». – Vilnius. – 99.12.3.

[37]. F.Jurginiskis, Mazeiciai reikalauja.. //Respublika. – Vilnius. – 99. 11. 16.

[38]. A. Zilinskas, Prezidentas paragino ... //Respublika. – Vilnius. – 99.11.25.

[39]. R.Agintas, Prezidentj ultumatumas ...// Respublika. – Vilnius. – 99.11.26.

[40]. Lietuviai patenkinti sistema //Veidas. – Vilnius. – 99.11.25.N 47.

[41]. R.Agintas, Konservatoriu suvaziavime…// Respublika. – Vilnius. – 99.11.15.

[42]. Niena partija – vievas vadas // Respublika. – Vilnius. – 99.11.16.

[43]. LNK TV, «Panorama». – Vilnius. – 99.11.29.

[44]. Р.Сакалаускайте. Экс-премьер остался ...// Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 5-12 ноября.

[45]. R.Agintas, E.Gentvilas .. uzleis partila ...// Respublika. – Vilnius. – 99.11.20.

[46]. ELTA, C.Jursenas apie naujalietuviu ..»// Respublika. – Vilnius. – 99.11.23.

[47]. Liberalams ir R.Paksui.. avansas. // Veidas. – Vilnius. – 99.11.25. – N 47.

[48]. A.Baciulis, Centristai pasiskelde ... //Respublika. – Vilnius. – 99.11.8.

[49]. ELTA, Kairieji telkiasi i bloka // Respublika. – Vilnius. – 99. 11. 23.

[50]. R.Lankuniene, Nacionalistai ltgalizavosi ...// Respublika. – Vilnius. – 99.11.9.

[51]. Besiblaskantis prezidentas ...// Lietuvos rytas. – Vilnius. – 99.11.13.

[52]. БНС, Балтийцы не считают ... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 30 ноября

[53]. БНС, Апелляционный суд Литвы ... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 12 ноября.

[54]. Сигнаторы просят помиловать ...// Республика. – Вильнюс, 1999.- 11 ноября.

[55]. A.Ziliukas, Lietuvos armija... //Respublika. – Vilnius. – 99.11.25.

[56]. A.Ziliukas, Alpiu sauliai ...// Respublika. – Vilnius. – 99.11.23.

[57]. A.Daugis, Fiskalinis deficitas ... // Respublika. – Vilnius. – 99.11.19

[58]. L.Gadeikis, Birza netiki ... // Veidas. – Vilnius. – 99.11. (4-10). – N 44.

[59]. Grazina // Respublika. –Vilnius. – 99.11.25.

[60]. V.Dudeno skaituvai. // Veidas. –Vilnius. – 99.11.(18-24). – N 46

[61]. ЕЛЬТА. Зарплаты в стране...//Республика. -Вильнюс, 1999. – 29 ноября.

[62]. Р.Янкувене. Прекращена выплата...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 24 ноября.

[63]. BNS, Pensijos Lietuvoje... // Reespublika. –Vilnius. – 99.11.29.

[64]. Z.Loksyte, Kiekvienam pensinikui ...// Veidas. – Vilnius. – 99.11.(11-17). – N 45.

[65]. BNS. ...truksta pinigu. // Respublika. –Vilnius. – 99.11.30.

[66]. BNS. Ministras ramini ... // Respublika. – Vilnius. – 99.11.25.

[67]. Gybytojos Sajunga prognozoja ...// Respublika. – Vilnius. – 99.11.30.

[68]. BNS. Darbotolai...reikalavo ...// Respublika. – Vilnius. – 99.11.30.

[69]. Deretis // Respublika. – Vilnius. – 99. 11.12.

[70]. L.Ciesniene, Sutartis del...//Respublika. – Vilnius. – 99.11.9.

[71]. BNS. Vokeciu istirikai ...//Respublika. – Vilnius. – 99.11.9.

[72]. ELTA. Valstybe ataisako... // Respublika. – Vilnius. – 99.11.29.

[73]. R.Agntas, Su spauda koservatoriu kovos.. // Respublika. – Vilnius. – 99.11.10.

[74]. ELTA, Daugiau nes puse...// Respublika. – 99.11.30.

[75]. Bendradarbiavimas. // Respublika. – Vilnius. – 99.11.9.

[76]. A.Daugela, Lranas neatmeta... // Respublika. – Vilnius. – 99.11.8.

[77]. БНС. Как защитить секреты? // Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 26 ноября. – N 47.

[78]. БНС. Как защитить секреты? // Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 26 ноября. – N 47.